Ответственность как социальный навык объективно нужна ребенку, чтобы заложить фундамент успешной взрослой жизни. Однако для детей и людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит малопривлекательно и представляется как нечто навязываемое взрослыми. В утешение можно сказать, что ребенок не рождается с готовым чувством ответственности. Это качество надо в нем развивать.
Как же это следует делать?
- Личный пример. Дети внимательно следят за каждым нашим шагом. Они далеко не всегда выполняют наши просьбы и указания, но очень часто копируют поведение взрослых, в первую очередь – своих родителей. Поэтому, стремясь воспитать в них чувство ответственности, начинать надо с себя. Спросите себя: может ли ваше поведение служить для них примером?
- Позитивное воспитание. Люди очень часто «запрограммированы» на негатив. В определенных ситуациях, когда требуется осторожность, это помогает. Но в воспитании детей такая тенденция, когда родители концентрируют внимание на недостатках ребенка, наносит огромный вред его личности и явно не идет на пользу развитию у ребенка чувства ответственности.
- Позаботьтесь о формировании у малыша положительной самооценки – это важно для ребенка любого возраста. А дети дошкольного и младшего школьного возраста складывают мнение о себе исключительно со слов значимых для них взрослых. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей. В то время как ребенок с низкой самооценкой склонен видеть в любом незначительном деле непреодолимые препятствия.
- Ориентируйтесь на конкретные решения. Нередко приходится слышать, как родители с отчаянием в голосе произносят: «Ну какой же ты безответственный!». В ответ на такие слова ребенок, скорее всего, попытается защититься и возразит: «Ты никогда не говоришь, что я должен делать. Только кричишь». Поэтому никогда не обобщайте, но фокусируйтесь на конкретном действии, в котором ребенок проявил безответственность: «Ты должен был положить запачканную одежду в корзину для грязного белья. Было бы хорошо, если бы ты не забывал это делать».
- Используйте практику детской копилки: если ребенок хочет какую-то серьезную вещь (велосипед, компьютер), ему следует накопить необходимую сумму самостоятельно. Пусть не всю, какой-то процент – воспитательный эффект такой практики сложно переоценить.