Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Наше время заставляет беспокоиться о развитии детей еще тогда, когда они мирно спят в колыбельках и ничего не подозревают о мыслях, мучающих их мам и пап. В последние годы на родителей обрушился целый шквал информации: имена Монтессори, Зайцева, Никитина, представителей Вальдорфской школы у всех на слуху. Чтобы разобраться в таком количестве научных школ и теорий, приходится перечитывать горы книг, голова идет кругом. Зачастую из мам, открывших для себя мир педагогических новаций, вырастают новые сподвижники этих идей, пропагандисты и новаторы. Но что же делать остальным?

Мы подготовили простую подборку незатейливых, но в то же время развивающих игр для детей-дошкольников.

Для детей 1-2 лет

Малыш в этом возрасте «мыслит» руками. Чтобы познакомиться с предметом, ему нужно не только потрогать его, но также разобрать, развинтить и даже сломать и попробовать на вкус. Также у ребенка развивается речь (многие малыши к двум годам уже начинают говорить предложениями), координация движений, восприятие на слух, восприятие цвета, размера и формы предметов. На развитии этих навыков и стоит делать акценты в играх для детей от 1 года.

  • Вооружитесь легким резиновым мячиком. Поставьте ребенка лицом к себе. Подбросьте мячик вверх, поднимите голову и скажите: «Мячик полетел вверх». Затем бросьте мячик вниз и, опустив голову, скажите: «Мячик полетел вниз». Проделайте движения несколько раз, попросив ребенка повторять за вами движения. Убедившись, что малыш их усвоил, дайте ему мяч и попросите показать, как он умеет летать. Также с использованием мяча можно освоить направления «вперед» и «назад».
  • Те же самые мяч и стул помогут обучить ребенка предлогам «на» и «под» и другим. Превращайте каждую вашу задумку в игру.
  • Для игры вам потребуются разноцветные мячики, кубики, две пустые коробки и свисток. Использование свистка в игре позволит малышу понять, что начинать игру следует после звукового сигнала. Хорошо также, если будет присутствовать элемент соревновательности. Это не только повысит интерес ребенка 1-2 лет к развивающей игре, но и разовьет в нем умение быстро реагировать. Итак, высыпьте мячики и кубики перед крохой и попросите его в одну коробку положить круглые предметы, а в другую – квадратные.
  • Второй элемент игры – малыш должен разложить предметы разного цвета по разным коробкам: в одну коробку мячики и кубики синего цвета, в другую – красного и т. д. Сначала используйте пару цветов, а затем добавьте дополнительные. По завершении каждого этапа не забывайте хвалить ребенка!
  • В этой же игре можно закрепить умение различать величины предметов – большие и маленькие кубики, мячики и пр.

Для детей 2-3 лет

  • Вам понадобится серия фотографий – например, из отпуска, со дня рождения, какого-то другого праздника и т.д., а также большой лист плотной белой бумаги, фломастер, стол. Найдите в семейном альбоме серию из четырех снимков, посвященных какому-то одному событию, как предложено выше. Выберите ряд фотографий, у которого есть начало, середина и конец. Например: 1. Встреча гостей. 2. Открывание подарков. 3. Дегустация торта. 4. Прощание. Нарисуйте на большом листе бумаги в ряд четыре квадрата размером чуть больше, чем фотографии. Пронумеруйте квадраты: 1, 2, 3, 4. Посадите ребенка за стол перед листом бумаги. Дайте ребенку рассмотреть фотографии. Напомните ему о запечатленном на них событии, потом спросите: «Что было вначале?». Посмотрите, сможет ли он выбрать первую по времени из ряда фотографий. Если ему нужна помощь, подскажите ему. Пусть ребенок положит первую фотографию в квадрат с номером 1. Повторите для второго снимка и следующих, пока не разложите все по порядку.
  • Вам понадобится 4 бумажных пакета и по 3 предмета для каждого пакета – например, мыло, мочалка и пластиковая лодочка (для ванны); ложка, тарелка и чашка (для еды); ботинки, рубашка и брюки (для одевания). Положите в пакет три подходящих друг к другу предмета, как предложено выше. Сделайте то же самое с тремя другими пакетами. Посадите ребенка на пол и достаньте первый пакет. Откройте пакет и дайте ребенку вытащить один из предметов, не глядя на другие. Вначале попросите его назвать предмет, а затем спросите, что еще, по его мнению, может быть внутри. Если он правильно отгадает один из предметов, достаньте и покажите его ребенку. Потом попросите его угадать, что еще осталось в пакете. Если ребенку трудно угадать последний предмет, покажите ему, как относятся друг к другу первые два. После этого пусть он попробует догадаться снова. Когда ребенок угадает все три предмета из пакета, спросите у него, что у них общего. Повторите со всеми пакетами.
  • Вам понадобятся предметы, которые подходят один к другому: замок и ключ, карандаш и бумага, мыло и полотенце, носок и ботинок, гайка и болт и т. д. и стол. Подберите ряд предметов, соответствующих один другому, как предложено выше. Выбирайте простые предметы. Если хотите, добавьте одну-две более сложные пары. Разложите все предметы на столе, но не кладите вместе предметы из одной пары. Посадите ребенка за стол и покажите ему предметы. Выберите один предмет и попросите ребенка найти среди оставшихся тот, который подходит к нему. Если нужно, давайте подсказки. Когда ребенок найдет соответствующий предмет, похвалите его, отложите пару в сторону и выберите следующий предмет. Продолжайте игру, пока не соберете все пары.
rawpixel-463437-unsplash (1)

Для детей 3-4 лет

  • Выставите на пол все пустые кастрюли, которые только найдёте на кухне, а рядом с ними положите вперемежку крышки. Юный Шерлок Холмс должен подобрать к каждой посудине свою собственную шляпку, анализируя их размер и цвет.
  • Дайте ребёнку осмотреться в комнате, пусть запомнит, насколько сможет, расположение вещей. Потом он выходит, и вы меняете местами некоторые предметы. Зайдя к вам, малыш должен угадать, что изменилось.
  • Слепите с ребёнком царство из пластилина. Ежедневно пусть создаёт по одному герою, параметры которого вы можете задавать сами. При этом пальчики могут тренироваться не только на пластилине, но и на тесте или глине.
  • Не секрет, что 3-4 года — самый упрямый возраст, и этим обязательно нужно воспользоваться, подыскивая игры, развивающие речь. В частности, дошкольник должен подбирать простейшие антонимы словам, которые вы ему называете. Например, белый — чёрный, весёлый — грустный, добрый — злой.
  • Завяжите малышу глаза и предложите на ощупь угадать известные ему фрукты: грушу, яблоко, банан, апельсин и другие.
  • Самая увлекательная из всех развивающих мелкую моторику игр — это пазлы, которые содержат мелкие фрагменты. Их нужно соединить в единое полотно. С возрастом детали должны становиться всё мельче и мельче. Начинайте с 9 пазлов в 3 года, а заканчивайте 200 пазлами в 5 лет.

Для детей 5-6 лет

Для того чтобы научиться читать, ребенок должен уметь отличать буквы и звуки. Нужно учить его произносить буквы не так, как они называются, а так, как они читаются. К примеру, буква «Ш» называется «Ша», а звук читается «Ш». Важно, чтобы ребенок научился слышать в слове отдельные звуки, тогда он сможет это слово написать. Для этого можно поиграть с ребенком в такие игры:

  • Вы по очереди придумываете слова, к примеру, на букву «М»: «машина», «магазин», «метро», «мультик».
  • Игра «Придумай слова, в которых есть буква «В». Нужно придумать слова – такие, чтобы эта буква встречалась не в начале слова, а в середине. Для подготовки к этой игре проговариваем все звуки протяжно: так, чтобы ребенок услышал их отчетливо: ааа-ввв-т-ооо-б-ууу-ссс.

Для знакомства с геометрией отлично подходят занятия аппликацией и игры в магазин.

  • Можно дать ребенку такое задание: собрать и склеить рисунок из геометрических фигур. Вместе с дошкольником нарисуйте и вырежьте из бумаги треугольник, квадрат, маленький цилиндр и попросите собрать из них домик. В будущем в качестве заданий можно придумывать и более сложные объекты, которые состоят из многих разных фигур. Предварительно нарисуйте их и разберите вместе с малышом, из каких фигур этот рисунок состоит.
  • Для обучения простым арифметическим действиям можно поиграть с ребенком в магазин, в котором у товаров будет цена, выраженная, к примеру, в счетных палочках. В качестве игрушечных денег можно также использовать деревянные фишки от детского домино, нарезанную цветную бумагу или картон. По очереди поиграйте в продавца и покупателя, рассчитывая цену «товаров» в выбранных «условных единицах».

Для обучения ребенка пересказу занятой маме не обязательно отводить специальное время: можно просить ребенка, чтобы он в свободное время рассказал о просмотренном мультике, прочитанной вместе с вами книге, театральном спектакле, на который вы ходили в выходные. Но если вы располагаете временем, то и в этом случае на помощь придут игры.

Если вы хотите уделить особенное внимание способности ребенка преподносить материал, то, возможно, самая подходящая игра – кукольный театр.

  • Для того чтобы сделать театр в домашних условиях, вовсе не обязательно покупать куклы на руки или на пальчик. Можно использовать обычные игрушки или вырезать картинки из старых журналов и книг, а также нарисовать простенькие рожицы человечков и наклеить их на палочки. Затем, когда реквизит готов, выберите сказку. Лучше выбрать простую сказку, которую ребенок хорошо знает. Начинайте ее разыгрывать. Не стоит сразу требовать от ребенка слишком много: вряд ли он будет способен сразу дословно и с разными интонациями рассказать сюжет целиком. Если он сможет для начала передать суть – это уже хорошо.
  • Для подготовки к школе можно поиграть… в школу: вначале вы будете учителем, а ребенок – учеником. Этот опыт поможет ему узнать, что важно внимательно слушать преподавателя, спокойно сидеть за партой, поднимать руку, если что-то хочешь спросить. Потом вы можете поменяться, и уже ребенок попробует себя в роли учителя. Очень важно, чтобы эта игра не вызывала у будущего первоклассника неприятных эмоций.