Манипуляции и защита от них

Манипуляция – самый популярный вид взаимодействия между людьми в современном мире. Этим словом психологи называют всевозможные уловки и ухищрения, к которым прибегают люди, желающие добиться своего с помощью других. Манипулируют все: и дети, и взрослые, и друзья, и начальники, и возлюбленные. Манипулируем и мы сами – даже тогда, когда об этом не догадываемся. Манипуляции бывают очень грубыми по технике исполнения и низкими в этическом плане, а бывают тонкими и очень красивыми. Все зависит от автора и исполнителя!

Например, процесс воспитания ребенка – это одна большая манипуляция длиною в 18 и более лет. Женский макияж, прическа, дырявые на попе джинсы  и летящий на ветру шарфик – тоже манипуляция. Реклама, PR, маркетинг – манипуляции, граничащие с искусством.

Весьма изощренными могут быть манипуляции в межличностном общении. От такого нужно уметь защищаться – это базовый уровень искусства выживания в современном мире. Следующий уровень – учиться манипулировать самому, но делать это осознанно, оставив нелепые детские техники.

Вот несколько простых примеров возможных манипуляций в повседневной жизни:

  • По какой-то причине вы соглашаетесь отвезти друга ночью в аэропорт, хотя час назад лежали в ванной и собирались спать.
  • После совещания с начальством вы почему-то занимаетесь работой сотрудника из другого отдела, и для вас это очень важно.
  • Поговорив с женой телефону, вы заходите в интернет-банк и переводите ей существенную часть зарплаты на новые туфли, хотя собирались копить на автомобиль своей мечты.

Чтобы не позволить оппоненту манипулировать вами, полезно усвоить два универсальных и достаточно специфичных приема защиты. Первый связан с тем, что называется непредсказуемостью. Если адресат манипуляции ведет себя так, что о нем сложно составить мнение, манипулятору трудно подстроиться. К непредсказуемому поведению более всего склонны люди самодостаточные. Они раскованны, спонтанны, естественны и находчивы, не теряются в сложных ситуациях.

Второй прием – задержка автоматических реакций. Адресат действует более осторожно, чем обычно, тратит больше времени на принятие решения. Тогда у него появляется возможность для уточняющих расспросов, оттягиваний, поиска окружных подходов.