Что полезно знать о своих сексуальных сценариях?

Наше отношение к сексу и любовным отношениям на самом деле влияет не только на секс и отношения. По сути, сексуальный сценарий – это основа жизненного сценария. Убедимся в этом на примере разбора различных сценариев.

Самая простая классификация – это разделение сценариев на 9 видов в зависимости от ответа на простой вопрос: для чего нужен секс?

  • Расслабление (уменьшение сексуального напряжения)
  • Продолжение рода (глубоко религиозные пары, секс не рассматривается как удовольствие)
  • Признание (часто встречается у людей, неуверенных в себе, выступает как фактор повышения самооценки)
  • Удовлетворение любопытства (в инфантильных представлениях о сексе, как правило, у недостаточно зрелых психологически людей)
  • Общение (когда близость между двумя наступает через интим, перекос там, где общение больше невозможно без вступления в интимную связь)
  • Самоутверждение (или даже демонстрация своих способностей, то же, что и признание)
  • Достижение каких-то целей (иногда даже не сексуального характера, скрытая или открытая манипуляция)
  • Выполнение какого-то ритуала  (только после душа, только вечером и т. д.)
  • Привычка или даже просто замена недоступных способов эмоционального удовлетворения.

Кроме того, с сексуальными сценариями тесно связаны и представления людей о планировании времени своей жизни. Здесь выделяют несколько вариантов: Никогда, Всегда, До Тех Пор Пока, После, Снова и Снова, и сценарии Открытого Конца. Их легче всего понять, обратившись к греческим мифам, поскольку греки хорошо ощущали такие вещи.

  • Сценарии типа Никогда представлены Танталом, который вечно должен был страдать от голода и жажды, видя перед собой пищу и воду, но никогда не пить и не есть снова. Людям с таким сценарием запрещено их родителями делать вещи, которых они больше всего хотят, и поэтому они проводят жизнь в танталовых муках и окруженные соблазнами. Сценарии Никогда могут запрещать любовь или секс или то и другое вместе.
  • Сценарии типа Всегда повторяют Арахну, которая осмелилась вызвать на состязание в рукоделии богиню Минерву и в наказание была превращена в паука и приговорена проводить все свое время, плетя паутины. Такие сценарии идут от родителей, которые говорят: «Если это то, что тебе хочется делать, тогда ты можешь провести всю оставшуюся жизнь, делая это». «Если ты беременна, иди зарабатывай себе на жизнь на улице» или «Если ты хочешь стать наркоманом – твое личное дело» являются примерами этого.
  • Сценарии типа До Тех Пор Пока повторяют историю Язона, которому было сказано, что он не сможет стать королем до тех пор, пока не выполнит определенные задания. В соответствующее время он получил свою награду и прожил десять лет в счастии. Геракл имел сходный сценарий: он не мог стать богом, прежде чем пробыл двенадцать лет рабом. Применительно к сексуальному поведению это могут быть команды: «Ты не можешь иметь секс до того, как выйдешь замуж, и ты не можешь выйти замуж, пока должна заботиться о матери (или пока не окончишь колледж)».
  • Сценарии типа После идут от Дамокла. Дамоклу было позволено наслаждаться счастьем, быть королем до тех пор, пока он не заметил меч, высящий над его головой, поддерживаемый единственным конским волосом. Лозунг сценариев типа После: «Ты можешь порадоваться некоторое время, но потом твои беды настанут». Страх надвигающихся тревог, конечно же, делает радость трудной. Это люди, которые говорят: «Если слишком все хорошо, что-то плохое непременно должно произойти».
  • Сценарии типа Снова и Снова – это сценарии Сизифа. Он был приговорен катить тяжелый камень вверх по горе, и как раз в тот момент, когда он вот-вот должен был достичь вершины, камень скатывался вниз, и ему приходилось начинать все сначала. Сценарии Снова и Снова продуцируют вечную подружку невесты и никогда невесту, так же, как и других, которые стараются изо всех сил снова и снова, и никогда не преуспевают полностью.
  • Сценарий Открытого конца следует истории Филемона и Бавкиды, которые были превращены в лавровые деревья в награду за свои добрые дела. Это судьба многих матерей, чьи дети выросли и разлетелись, и мужчин, которые положили свои тридцать лет работы по условиям кампании и инструкциям своих родителей, и теперь живут одиноко на пенсии в мрачных гостиницах и меблированных комнатах. Сценарии Открытого Конца оканчиваются вместе со старанием мужчин и женщин, которые теряют свою жизненную энергию без большого сожаления и довольствуются воспоминаниями о прошлых победах. Женщины с такими сценариями с готовностью ждут менопаузы, с ошибочной мыслью, что после этого их «сексуальные проблемы» окончатся, в то время как мужчины посвящают свое время работе со сходной надеждой на освобождение от сексуальных обязательств.

Что касается типичных женских сценариев, то многие из них берут начало из сказок. Можно выделить четыре классических:

Идеальная жена

Русские сказки чаще всего отражают патриархальные семейные ценности, где роль героини-женщины пассивная, часто зависимая.

Героиня русской сказки – это женщина, девушка, которая умеет трудиться, терпеть и понимать, а главное – ждать. Женские персонажи в русских сказках – Василисы-премудрые, Марьи-искусницы, Крошечки-хаврошечки – работают, терпят плохое отношение со стороны зловредных мачех, проходят различные испытания.

Такие женщины не умеют, а очень часто просто боятся говорить о своих желаниях, ведь в бессознательном крепко закрепились примеры «наказания» за неправильное поведение (непослушание). Патриархальное общество, отстаивая такие ценности как «женщина-мать», «хорошая тихая жена» не оставляет место для проявления индивидуальности.

Капризная принцесса

Принцессы из сказок часто милы и очаровательны, при этом они с детства окружены родительской любовью, а часто эта любовь похожа на кокон, который настолько плотно окутывает с детства девочку со всех сторон, что не дает никакой возможности разглядеть за ним «реалии жизни». Отношения с мужчинами могут быть поверхностными, не всегда приводящими к сексуальным контактам. Ведь цель инфантильной и капризной принцессы – получить своего идеального принца. Очень часто бывает и так, что в погоне за идеалом принцессы-перфекционистки не обретают желаемого.

Спящая красавица

По условиям этого сценария женщина ждет своего мужчину-принца в надежде, что он придет и спасет ее от унылой и безрадостной действительности, разбудит ее сексуальность. Необходимо ждать, главное дождаться, а там начнется «сказочная жизнь». Опасность такого сценария в том, что женщина сама для себя, для своей жизни ничего не делает, уповая на мифического героя. Результат опять-таки может быть далеким от идеального.

Конечно же, свои сексуальные сценарии лучше осознавать, чтобы быть свободным в выборе жизненного сценария. И психотерапия во многих случаях этому помогает.