«Если мы не осознаем происходящее внутри нас, снаружи это кажется судьбой», – сказал Карл Густав Юнг.
Что же именно нужно осознавать, чтобы судьба сложилась так, как нам хочется? И какая сила внутри нас заставляет ее складываться определенным образом? Интересные ответы на эти вопросы можно найти в концепции трансактного анализа Эрика Берна.
На первый взгляд его теория кажется почти мистической: все, что происходит с нами, все нелепости и радости нашей жизни объясняются результатом выборов маленького ребенка, влияния его ближайшего окружения и некоторой доли случая. Однако это так. Наш жизненный сценарий нами уже написан, и, как любая история, он имеет начало, середину и конец.
Почему одни люди получают от жизни все блага и наслаждаются ими, а другие оказываются в одиночестве или становятся алкоголиками? В теории трансактного анализа есть убедительный ответ: потому что одни с детства запрограммированы быть победителями, а другие неудачниками. Все зависит от родительских наставлений, которые часто передаются неосознанно.
Победителями становятся те, кто получил разрешение любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому. Как правило, родители таких детей сами были счастливы и передали своим детям светлые сценарии. Но бывает и так, что в гневе родители говорят обидные слова, символически обрекая ребенка на «проклятие» – трагический исход. Если мать сравнивает ребенка с алкоголиком-мужем, она провоцирует зависимость сына или дочери.
На языке трансактного анализа «победитель» – это тот, кто добивается поставленных целей. Если человек поставил себе цель заработать миллион и сделал это, он победитель. А если хотел десять миллионов, а заработал девять, то победителем он не стал. Неудачники – это те люди, которые вечно и всем недовольны. Сколько бы такой человек ни заработал, чего бы ни достиг, он будет в психологическом смысле на самом дне. Опасность в том, что если такие субъекты падают, то они тянут за собой окружающих.
Третий вариант сценария – непобедители. Им на роду писано добывать хлеб потом и кровью. Но такой образ жизни не принесет им победы. Их удел – оставаться на том же уровне. Причем они и не хотят ни выше, ни ниже. Это тот тип, который в публицистике называется «обывателем». Непобедители законопослушны и довольны своей «жизнью, женой и работой».
Существует множество вариантов неудачных сценариев.
Для их обозначения Эрик Берн использовал образы мифических героев:
- Сценарий «Танталовы муки» означает «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу».
- Сценарий «Дамоклов меч» выглядит так: «Пока радуйся жизни, но знай, что потом начнутся несчастья». Как правило, люди с этим сценарием живут одним днем в постоянном ожидании несчастий в будущем.
- Сценарий «Арахна», или «Всегда». Ткачиха Арахна в наказание была превращена богиней Афиной в паука, вечно плетущего свою паутину. Этот сценарий порождает цепь событий, которая обычно именуется «полосой неудач» или «полосой невезения».
- «Снова и снова» – это сценарий Сизифа, вынужденного вечно катить в гору тяжелый камень, который каждый раз скатывается вниз.
- Сценарий «Розовая Шапочка, или Бесприданница». Она сообразительна, всегда готова дать добрый совет и весело пошутить, но мыслить реалистически, планировать и реализовывать планы не умеет. Чего бы она ни добивалась, все теряет. Этот сценарий организован по принципу «нельзя» и «никогда»: «Это тебе нельзя делать, пока не встретишь принца»; «Никогда не проси ничего для себя».
Варианты сценариев непобедителей
- «Рай на небесах» – история Филемона и Бавкиды. По греческой легенде, это неразлучная любящая чета, незлобивые и радушные люди. В награду за добрые дела боги превратили их в лавровые деревья. Такова судьба многих пенсионеров, проведших жизнь в труде, ни разу не нарушивших правил внутреннего распорядка и родительских предписаний.
- «Старые бойцы не умирают». Старый солдат оказался ненужным в мирное время. Он много трудился, но не получал ощутимых результатов. Оставался бесстрастным наблюдателем жизни, не участвуя в ее радостях. Ему хотелось помогать людям, но он не находил возможности быть кому-то нужным.
И хотя описанные выше варианты выглядят ужасно, существуют и сценарии победителей
- «Золушка». У нее было счастливое детство, пока была жива ее мать. Затем она страдала до событий на балу. После бала Золушка получает выигрыш, полагающийся ей по сценарию победителя.
- «Зигмунд», или «Если не выходит так, попробуем иначе». Зигмунд решил стать великим человеком. Он умел работать и поставил себе цель проникнуть в высшие слои общества, которые стали бы для него раем, но его туда не пускали. Тогда он решил заглянуть в ад. Там не было высших слоев, там всем было все равно. И он обрел авторитет в аду. Успех его был столь велик, что скоро высшие слои общества переместились в преисподнюю. Зигмунда ведет по жизни сценарий, организованный по принципу «можно»: «Если не получается так, можно попытаться иначе».
Мы выбираем сценарии в раннем детстве, и порой изменить их бывает довольно сложно. Но, осознав их, мы становимся свободными.