На протяжении жизни мы постоянно учимся чему-то новому. Сначала усваиваем базовые социальные нормы, а потом непрерывно поглощаем информацию, которая пригодится нам в учебе или работе. Как мы это делаем? Откуда берутся желание и мотивация? Какие способы больше подходят для изучения различных видов информации?
Существует несколько видов обучения. Прежде всего, его подразделяют на прямое и косвенное. О прямом обучении речь идет тогда, когда есть обучающий, обучаемый и конкретные цели: у первого – научить, у второго – научиться. На таком обучении построена вся школьная система образования; учителя излагают учебный материал, а ученики должны его перенять. Конечно, это самый распространенный вид обучения, который может применяться даже при не особенно высокой мотивации ученика. Хотим мы этого или нет, программа основной школы должна быть нами усвоена.
А вот косвенное обучение случается с нами как будто бы само по себе. Так дети запоминают иностранные слова, когда смотрят мультики не на родном языке. Или, например, старший ребенок проверяет домашнее задание младшего, который изучает правило проверки безударных гласных. Не имея специальной задачи запомнить правило, он все же запоминает его. Такой способ обучения требует меньших волевых усилий со стороны ученика и при грамотном использовании может существенно повысить эффективность педагогической деятельности.
В зависимости от позиции ученика по отношению к материалу выделяют спонтанное и реактивное обучение. Реактивное имеет место тогда, когда мы учимся, выполняя внешние инструкции, например, когда студенты посещают обязательные занятия по программе в университете. А вот если человек захотел чему-то научиться в силу высокой внутренней мотивации, то это уже спонтанное обучение. Например, кто-то берется за глубокое изучение иностранного языка, чтобы получить вожделенную работу с более высокой зарплатой.
Известный советский исследователь Л.С. Выготский, занимавшийся изучением высших психических функций, отмечал что реактивное и спонтанное обучение жестко привязаны к возрасту ученика. Ребенка-дошкольника практически невозможно научить тому, чего он сам не хочет. А вот в школе и университете нам уже приходится учиться реактивно.