Библиотека » Гештальт терапия » Резник Рита, Эстрап Лив. Супервизия - совместное усилие
Автор книги: Резник Рита, Эстрап Лив
Книга: Резник Рита, Эстрап Лив. Супервизия - совместное усилие
Резник Рита, Эстрап Лив - Резник Рита, Эстрап Лив. Супервизия - совместное усилие читать книгу онлайн
СУПЕРВИЗИЯ: СОВМЕСТНОЕ УСИЛИЕ (Рита Резник, Лив Эстрап) Перевод С.С.Харина
СУПЕРВИЗИЯ: СОВМЕСТНОЕ УСИЛИЕ (Рита Резник, Лив Эстрап) Перевод С.С.Харина
"В конечном счете (это иллюзия) вы не можете научиться терапии через чтение книг, используя компьютер, просматривая видеозаписи или участвуя в работе соответствующих организационных структур; вы должны научиться этому непосредственно во взаимодействии с другими людьми" (Smith, 1990 цитируется по Jacobs, David, Meyer, 1995).
Супервизия - фундамент для развития профессионально клинических навыков, является одним из наиболее важных и эффективных процессов в личностном и профессиональном росте психолога-клинициста. Супервизия крайне полезна любому психотерапевту на любом из этапов его профессиональной карьеры. В этой статье описывается модель супервизии, которая в силу своей глубины и широты, релевантна и полезна не только для терапевтов, делающих свои первые шаги в супервизии, но и для их значительно более опытных коллег. Подход, излагаемый в данной статье, показывает супервизорам как использовать интервенции в широком супервизорском контексте - расширяя границы своего восприятия и исследования. Терапевт может так же использовать данную модель, как путеводную нить, как позволяющую значительно расширить число его профессиональных "линз" в супервизии. Следует отметить, что хотя данная статья выдержана в духе гештальтистского подходя к супервизии, в ней делается акцент на тех базовых способах профессионального мышления и установках, которые следуют, по мнению авторов, обязательно использовать в супервизии несмотря на специфические различия в теоретических ориентациях супервизоров.
Предназначение и цели супервизии
Целями супервизии являются: а) оказание помощи терапевту в его лучшем понимании клиента на процессуальном и содержательном уровнях; б) помочь терапевту повысить степень осознавания своих реакций и ответов (актуальных и контрансферентных) на действия клиента; в) яснее понимать динамику терапевтического взаимодействия как в клинической, так и теоретической перспективе; г) прояснить способы и последовательность терапевтических интервенций; д) сравнить (а если необходимо и дать соответствующую информацию) различные терапевтические теории; ж) помочь исследовать новые способы работы (другие психотерапевтические модели) с использованием реальных клинических ситуаций; е) оказать поддержку и помочь терапевту усилить свой ресурс.
В настоящее время существуют самые различные точки зрения на цели, задачи и средства супервизии. Так, например, некоторые супервизоры считают, что в фокусе супервизии должен быть прежде всего клиент, другие - напротив, делают акцент на терапевте и его контрансферентных реакциях. Некоторые супервизоры используют аудио и видеозапись, тогда как другие довольствуются лишь пометками, сделанными походу супервизии. Дело усугубляется еще и тем, что, как правило, нет четких границ в разделении между процессом обучения (training) и терапией (treating) супервизируемого, что находит, анпример, свое выражение во внедрении психотерапевтических концептов, таких как защита, сопротивление; проблем, связанных с нарциссизмом участников супервизирского процесса, непосредственно в процессе обучения терапевта (Jacobs, David, Meyer, 1995).
Все это позволяет сделать предположение о том, что лишь незначительное число клиницистов действительно обладают необходимой подготовкой в области супервизии. Большинство супервизоров обычно следуют той медли, в рамках которой они супервизировались, более того, они начинают тиражировать ее, обучая других таким же образом, каким учили их. Супервизоры часто не обладают необходимой методологией обучения. Все это не способствует тому, чтобы супервизоры были мотивированы на поиск и внедрение новых путей обучения терапевтов.
Публикаций, посвященных проблемам супервизии, в гештальттерапевтической литературе трагически мало. Мы можем привести лишь скромный перечень статей, посвященных широкому изложению различных проблем супервизии (Harmon, 1983, Mintz, 1983, Clarkson & Gilbert, 1991, Yontef, 1997). Другая незначительная часть статей, сфокусированных на проблемах супервизии в родственных гештальтподходу литературе, в большей части случаев ограничивает дискуссию узкими вопросами. Например, проблемами супервизорской группы (the Gestalt reflecting team) (Brier, 1998), обсуждением различий между супервизией и терапией (Lubbock, 1995). Здесь же следует указать и на докторские диссертации, обсуждающие параметры объективных конструкций в гештальттерапии (Salter, 1993), а также работу Shepherd (1992), делающую акцент на необходимости супервизии или консультирования для терапевтов, не находящихся в процессе текущей супервизии и постоянно нарушающие терапевтические границы. Это может показаться анектодичным, но авторы данной статьи с удивлением обнаружили, что многие гештальттерапевты подчеркивают значение эмпирического, аффективного, ролевого аспектов супервизии и практически не декларируют теоретические и собственно профессиональных ее областей.
Модель, которую авторы предлагают в это статье, представляет набор (repertoire) аспектов супервизии, который скорее позволяет супервизорам и супервизируемым осознать многоаспектность процесса супервизии, нежели сфокусирована на одной или двух его категориях.
Супервизионный круг
Многофакторная природа супервизии может быть представлена графически в виде следующей модели (Supervision Wheel), включающей в себя: функционирование личности терапевта и клиента; отношения между клиентом, терапевтом и супервизором; теории развития, личности и психотерапии; клинические диагностические теории и теоретические подходы к лечению; профессиональные вопросы, администрирование, бизнес. Более того посредством феноменологической методологии и теории поля гештальттерапевтический подход позволяет обучать клиницистов и супервизоров расширению границ их профессиональных запросов. Хотя супервизия и не является терапией, между тем некоторые из принципов лежащих в основе гештальттерапии применительны и для процесса супервизии.
Далее приводится краткое описание каждого из восьми сегментов супервизионного круга с позиций гештальт подхода. Заметим, что другие модели психотерапии также используют сегменты круга различными способами, делая разные акценты на возможности того или иного сегмента. Например, качество и значение отношений между клиентом/терапевтом/супервизором могут в существенной степени определяться психотерапевтической ориентацией терапевта и супервизора. Между тем данная метамодель (Supervision Wheel) облегчает организацию процесса супервизии в рамках других психотерапевтических подходов.
Теория личности и теория развития
Все теории личности в основном описывают базовое поведение и функционирование человеческих существ: как происходит их развитие, факторы способствующие и препятствующие развитию и взрослению, а также то, как возникают индивидуальные различия. В гештальтерапии теория личности базируется на естественном процессе саморегуляции. Созревание, проходящее ряд событий, может быть рассмотрен как следствие затруднения, или же наоборот, облегчения контактов личности с полем. Созревание рассматривается как история этого контактирования. Потребности, желания и интересы возникают; личность сканирует свое окружение, чтобы найти фигуру, связанную с ее потребностями; энергия мобилизируется; и посредством взаимодействия с окружающей средой (используя агрессию/экспериментирование) потребность ослабевает (resolved). Поскольку объект ассимилируется - потребность удовлетворяется и фигура растворяется, организм подходит к новой фазе расслабления (к точке баланса) и возникает возможность для построения следующего гештальта.
Здоровое функционирование заключается в том, что организм осуществляет различия между тем, что полезно для него, а что токсично, и ассимилирует первое и отвергает второе. Процесс саморегуляции может быть прерван дефлексией, ретрофлексией или проекцией. Прерывание контакта может быть как здоровым, так и патологическим и будет определяться контекстом взаимодействия с окружающей средой. Ассимиляция, научение, интеграция нового опыта становится частью self или личности. Супервизору следует фокусироваться на некоторых аспектах данной теории поскольку это может быть связано со спецификой обеспечения клиента когнитивной поддержкой, необходимой для клинической работы с ним.
Теория психотерапии
Теория психотерапии - это теоретическая рамка и методология, в соответствии с которыми терапевт (и супервизор) может организовать и понимать поведение человека. Для осуществления эффективной супервизии как супервизор, так и терапевт должны иметь знания в границах одних и тех же психотерапевтических рамок или овладеть сходными новыми теориями психотерапии.
Основой теоретической компетентности, в рамках гештальттерапии, являются: теория поля, феноменология и диалог.
Теория поля.
Все в мире можно представить в виде части более большего поля. Между тем в психотерапии фокусировка осуществляется на феноменологическом поле индивида - той его части, которая осознается ("точка зрения" индивида). Феноменологическое поле включает в себя: чувства индивида, его мысли, воспоминания, фантазии, психофизиологические процессы, культуру, социальные связи, жизненную перспективу и т.д., в каждый конкретный момент времени. Все части поля взаимосвязаны, находятся в постоянном движении, которое является как актуальным, так и историческим. "Одним из наиболее значительных вкладов Фритца Перлза был тот, что он обнаружил, что любой живой организм, включая и личность, не может быть понят через простое наблюдение за ним, он должен быть изучен с учетом его окружения, в его контексте, как часть поля" (Resnick, 1995).
Следующий пример служит иллюстрацией тому утверждению, что феномен поля привносится в супервизорскую практику. Психотерапевт второго года обучения работал с семейной парой, в которой мужчина был итальянским американцем, а женщина кореянкой американского происхождения. В ходе терапии пара обсуждала непродуктивные способы поведения, которые они используют в ссорах. Я (Rita Resnick) слушала как мой супервизируемый фокусировал свое внимание на каждом из членов пары, на индивидуальной структуре характера, на том, какое значение каждый из них придает гневу и т.д. Я начала осознавать, что тема огромного культурного поля клиентов отсутствовала в сознании супервизируемого. Как гнев может рассматриваться в итальянской семье? Какие формы выражения гнева приемлемы? Что означает повышение голоса, тема уважения, место женщины в итальянской семье в сравнении с корейской? Когда я привнесла эти идеи в свою супервизорскую сессию, состояние моего супервизируемого изменилось с фрустрации на интерес и любопытство. Терапевт начал прояснять в сессии значимый материал, связанный с культурными различиями. Фокус в терапии стал смещаться с преимущественно интерпсихического и интерперсонального к более широкой теме культурных различий и их значений, обогатив тем самым процесс супервизии и, в конечном счете, фасилитировал и терапию.
Феноменология
Гештальттерапия уделяет большое внимание способам, при помощи которых клиент организует информацию и делает заключения - как каждый индивид действует, чтобы обогатить свой опыт. Феноменологический метод является тем способам, при помощи которого терапевт "выводит за скобки" свои идеи, оценки, верования, интерпретации и т.д. и позволяет бытию клиента непосредственно контактировать с терапевтом в терапии, что способствует пониманию психотерапевтом того, как организована реальность клиента.
Диалог
Диалог - это открытая непосредственная встреча двух феноменологий. Реальный диалог требует: а) наличия, присутствия опыта и феноменологии терапевта; б) присоединения - попытки терапевта "включить в себя" опыт клиента, сосредоточиться на жизни другого для поддержания центрированности на нем, и в) организации диалога - погружения в такой интерперсональный процесс спонтанного (а не контролируемого) взаимодействия без ориентации на определенный результат.
Парадоксальная теория изменения
Каждая психотерапевтическая теория включает в себя представление о том, как происходят изменения. Гештальттерапия основывается на парадоксальной теории изменений. Изменения происходят тогда, когда субъект полностью осознает кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем, кем он на самом деле не является. Целью терапии является помощь клиенту в осознании тех специфических моментов (опыта), который связан с его научением "здесь и теперь", некоторый момент времени и в некоторой ситуации и в контексте постоянно изменяющегося поля. Такого рода осознавания, интегрирующие сенсорный, когнитивный и эмоциональный уровни, являются поддержкой для клиента, позволяющей ему подойти к новым возможностям и выборам. Такой способ исследования представляется нам скорее феноменологическим, чем аналитическим.
Лорайн является опытным терапевтом и одновременно администратором, вынужденным четко организовывать свою многогранную деятельность. Вероятно, в связи с этим у нее возникли определенные трудности в терапии. В работе с новым клиентом, который временами чувствовал себя достаточно сконфуженным, она обнаружила в себе желание изменить, "подправить" его (например, попытаться растворить его состояние сконфуженности) вместо того, чтобы исследовать его феноменологию и позволить ему свободно исследовать свой опыт. В ходе феноменологического исследования ее собственного опыта, связанного со смущением, и ее представлений о том как происходят изменения, у Лорайн появилась возможность обрести самоподдержку в том, чтобы быть в контакте с клиентом, а не пытаться изменить его. В процессе супервизии, я (Liv Estrup) не пыталась изменить ее. Вместо этого я попыталась соприкоснуться с ее дискомфортом по поводу смущения клиента. Таким образом я попыталась смоделировать основное положение гештальттеории изменений и предложила ей переосмыслить статью Арни Бейссера "Парадоксальная теория изменения".
Когда супервизия осуществляется в соответствии с гештальт подходом, она может включать в себя рассмотрение и того как, какой теории придерживается терапевт. Следует ли он теории поля, феноменологии, диалогу как методологии? (например, не учет значимых для клиента культурных, возрастных, гендерных, политических и экономических характеристик поля; трудности в следовании феноменологическому методу - терапевт не может "отстроиться" от своего отвращения к алкоголикам; прерывание диалогического процесса - терапевт не может полностью включиться во взаимодействие из-за своих личных проблем). Толкает ли терапевт клиента к изменениям? Если отклонения от теории и при каких обстоятельствах они происходят? Возникают ли контрасферентные отношения?
Функционирование личности клиента
Проблема функционирования личности в гештальттеории может быть представлена в качестве синонимичной проблеме характера и его функционирования в классической психологии. Характер функционирует в двух сферах. Первая - это сфера неосознаваемых фиксированных перцептуальных паттернов и значений. Вторая - область привычных для субъекта и предсказуемых, но также неосознаваемых паттернов поведения. Иногда эти паттерны эффективны, экономичны и имеют характер здоровых приспособительных действий. Они позволяют индивидам адекватно воспринимать действительность и организовывать свое поведение некоторым привычным и экономичным образом. "Речь идет о таких стереотипах, как, например, надевание тапочек по уторам, которые вырастают из повторяющегося опыта успешного разрешения проблем и стандартных ситуаций, однако речь не идет о внутренних конфликтах" (Greenberg, 1999).
На другом более "патологическом" конце континуума представлений о характере, индивиды не обладают подвижностью и в силу этого имеют лишь весьма ограниченное число способов функционирования в мире (Shub, 1999). "Характер - это замороженные слепки с того, что раньше было адаптировано здоровыми ответами человека, а теперь ставшими неконтекстуальными, анахронистическими и устарелыми" (Resnick, 1995). Две составляющие характера - фиксированные перцептивные структуры и прерывания процесса организмического саморегулирования - это те механизмы, которые Перлз (1951) представлял как искажающие и прерывающие процесс построения здорового сенсомоторного гештальта.
Супервизия в данном контексте (характера) фокусируется на функционировании личности клиента - прежде всего обращается внимание на повторяющиеся способы, при помощи которых он устанавливает контакт, организует фигуры, потребности интересы, на историю развития клиента; также производится диагноз того, как строится гештальт и как нарушается процесс его построения; уделяется внимание вопросам нарушения биохимического баланса; полевым аспектам (классовая принадлежность, раса, гендер, возраст, экономический статус), а также вопросам внутренней и внешней поддержки.
Том пришел на терапию к моей (Rita Resnick) супервизируемой после перерыва в несколько недель (терапевт был в отпуске). Клиент появился чопорным, отстраненным, рассерженным. Еще до того как супервизируемый терапевт смог получить какую-либо информацию о событиях из текущей жизни Тома, он заявил, что он не считает ее больше своим терапевтом. Слишком много произошло в его жизни за это время. Ему пришлось посещать другого терапевта, который оказался более подходящим для него. Том добавил, что нет никакого смысла в дальнейшей дискуссии, что он уже принял решение и чтобы она (терапевт) не сказала - это не сможет повлиять на его мнение.
Моя супервизируемая была крайне расстроена. Во время супервизорской сессии она сфокусировала свое внимание исключительно на ее взаимоотношениях с клиентом, ее неадекватных реакция как терапевта и отказывалась рассматривать особенности характера Тома, которые могли как-то повлиять на его отвергающее поведение. Я сместила фокус в супервизии на проблему борьбы клиента с его состоянием заброшенности, оставленности, на типично для него способе прерывания контакта и на его потребности в обретении спокойствия, устойчивости. Мы пересмотрели историю Тома - постоянно повторяющийся в его детстве болезненный опыт физической и эмоциональной заброшенности, а также его потребность в подтверждении того, что он тоже человек и что он фрустрирован, по сути отвергающим эти его потребности, лечением. Сосредоточив наше внимание на блоке "Функционирование личности клиента", мы начали рассматривать желание Тома выйти из терапии как адаптивное по своей природе. Это, в свою очередь, позволило пересмотреть и характер терапевтических отношений. Вооруженная этими знаниями, супервизируемая позвонила Тому и рассказала ему о том как она представляет мысли и чувства Тома в период ее отсутствия в городе. Ее внимание и точность интерпретаций тронули клиента и он оказался в состоянии вернуться в терапию и проработать свои непродуктивные (анхероничные) способы контактирования с важной для него проблемой оставленности и заброшенности.
Функционирование личности терапевта
Функционирование личности терапевта по сути заключает в себе те же проблемы, которые были описаны в предыдущей секции: контакт, характер, диагноз и т.п. также актуальны и для психотерапевта. Поскольку самопознание является ключевой целью супервизии не следует недооценивать особенностей личности терапевта. Тесно переплетающиеся друг с другом терапевтические и образовательные цели супервизии только усиливают эту проблему. Иногда крайне необходимо и полезно для супервизора и терапевта совместно исследовать причину аффективного ответа терапевта на клиента и определить те психологические причины, которые вмешиваются в продуктивную терапевтическую работу. Следовательно для супервизируемого является ценной возможность осознать, определить, научиться, в ходе даваемой ему супервизии, устранять, обусловленные личностными особенностями (трансферентные и несоответствующие контексту) ответы, нарушающие терапевтический процесс. Между тем, выявленные личностные препятствия и проблемы терапевта являются уже предметом личной его терапии, но не супервизии.
В одной из наиболее трудной для меня супервизорской сессии, Я (Rita Resnick) обнаружила, что я откликаюсь на реакции супервизируемого на клиента, содержащие в себе презрение и надменность. Поведение же клиента можно было оценить как некую смесь между желанием отдалиться и интенсивным гневом. Когда я спросила терапевта и причинах таких жестких его ответов в адрес клиента, это явилось полной неожиданностью для него. Вместе мы стали анализировать материал, который клиент представил по ходу сессии, и обнаружили сходство между поведением клиента и тем достаточно жестким способом, которым мать обращалась с супервизируемым. Эти откровения поставили меня в явное затруднение по поводу проведения дальнейшей супервизии. Могут ли рабочие отношения, установившиеся между мной и терапевтом явиться достаточным фундаментом для дальнейшего исследования данного материала. Если мы последуем этому курсу дальше будет ли супервизируемый чувствовать себя принуждаемым к самораскрытию и не почувствует ли он в дальнейшем смущение от своего эгсбиционизма? Следуя канонам гештальттеории, я попыталась открыто обсудить, волнующие меня проблемы с терапевтом. Я попыталась обрисовать личностный аспект проблемы, так беспокойства по поводу возможного риска от вторжения на эту территорию, необходимо ли нам совместно далее анализировать терапию и следует ли затрагивать вопрос обучения терапевта. Я прояснила ее мысли, чувства, идеи. Вместе мы решили, что не следует проводить дальнейшее исследование. Идентификации данной проблемы оказалось достаточным для супервизируемого и стало предметом его личной терапии. Более того наш рабочий альянс еще более укрепился.
Отношения между клиентом и терапевтом
Только одних инсайтов и осознаваний в терапии явно недостаточно. Необходимы диалогические отношения между психотерапевтом и клиентом, которые собственно и есть терапия. "Под диалогическими отношениями следует понимать самый широкий (предельный) интерактивный контекст, в котором представлена и усилена вся уникальность каждой личности, и в котором делается акцент на открытости межличностных отношений, полностью проявляется человеческий внутренний мир (дух) и в моменты его возвеличивания, и в моменты смущения" (Hycner, 1995).
Наиболее важным аспектом супервизии является анализ качества терапевтических отношений. С позиций гештатьтподхода очень важно в супервизии определить характер и качество терапевтического альянса. Прежде всего является ли он иерархическим или горизонтальным? При горизонтальных взаимоотношениях не один из партнеров не является экспертом при рассмотрении чужого опыта. Терапевт является экспертом в психологических теориях, процессах и интервенциях, в то время как клиент является экспертом в рамках своего персонального опыта. Тем самым они эквивалентны друг другу как эксперты и их отношения горизонтальны.
Здесь следует задать себе ряд важных вопросов. Как трансферирование может повлиять на отношения? Обращается внимание или игнорируется реалии отношений? Оценивается ли актуальное поведение в большей степени как проявление прошлого опыта клиента и, соответственно, как строятся реакции терапевта? Включен ли терапевт "здесь и теперь" во взаимодействие и в состоянии ли он аутентично отвечать клиенту или же он сосредоточил свои усилия на поддержание себя в качестве "черного экрана" или же лишь имитирует эмпатические понимание?
На раннем этапе моей терапевтической карьеры, Я (Rita Resnick) получала супервизию от Арни Бейссера. Мы начали наше взаимодействие с клиентом (Сюзаной) в уже ставшем привычном для нас стиле. Сюзана отвечала в защитной иногда раздраженной манере и отрицала важность всего, что я говорила. Я начала спрашивать ее об актуальном "здесь и теперь" опыте (мыслях, чувствах, ощущениях), которые заставляют Сюзану прибегать к защитам и сарказму. Арни вмешался в этот момент и спросил меня о моем актуальном опыте. Я тут же ответила, что я фрустрирована и обескуражена. Он предложил, чтобы я выразила эти чувства непосредственно Сюзане. После того, как я это сделала, характер наших взаимоотношений изменился. Оказалось, что опыт Сюзаны касался в основном того, что ее побуждали высказываться, а не слушать. Вот почему мой опыт не будучи ею услышанный и оцененный агрессивно отвергался.
Эта простая, но эффективная интервенция супервизора не только изменила терапевтические взаимоотношения, но и позволила мне лучше осознать ценность разделения с клиентом моего опыта (актуального состояния) особенно, когда он носит негативный характер.
Отношения между терапевтом и супервизором
Проблемы взаимоотношений между терапевтом и супервизором во многом сходны с теми, которые описаны в предыдущем разделе. Подчеркнем, что супервизия - это совместное усилие и взаимоотношения поэтому носят скорее горизонтальный, а не иерархический характер. Оба, и терапевт, и супервизор, являются экспертами в своем личном опыте. Иногда случается даже так, что терапевт оказывается более опытным профессионалом, чем супервизор. Супервизия - это диалог, встреча двух аутентичных личностей, творческий процесс, в большей степени экспериментальный, чем интерпритационный. Оба, и супервизор, и терапевт, являются участниками обоюдного процесса исследования и обучения.
Между тем акцент в супервизии может быть сделан в зависимости от опытности и актуальных потребностей терапевта. Новичок может нуждаться в существенной поддержке, одобрении и обучении; несколько более опытный терапевт может нуждаться в помощи по поводу организации процесса и прояснении психотерапевтической реальности; продвинутый терапевт нуждается в помощи по интеграции своих профессиональных умений и теоретических концепций.
Важно подчеркнуть, что отношения в рамках супервизии начинаются с установления четкого и устойчивого контакта, входе которого проясняются желания и ожидания супервизируемого, исследуется его фон и его предыдущий опыт участия в супервизии.
Те возможные проблемы, которые могут помешать открытому сотрудничеству должны быть обязательно обсуждены. Супервизия - это не терапия, т.е. это не означает, что обязательном порядке необходимо обсуждать и прорабатывать проблемы терапевта. Супервизия - это только то, что относится к конкретной работе самого терапевта.
Джек являлся терапевтом в той же клинике, где я (Liv Estrup) работала супервизором, обратился ко мне за супервизией с целью помочь ему стать более аутентичным в его взаимодействиях с клиентами. В открытом диалоге мы обсудили его взаимоотношения с клиентами, а также постарались проанализировать встречается что-либо подобное в нашем взаимодействии. Джек очень быстро сумел определить те моменты, когда он входил в "роль" и терял контакт в супервизии из-за страха быть оцененным. Осознание того, когда это произошло и что он переживал в тот момент, позволило ему быть более открытым, чтобы осознать, что происходит в сессиях с клиентами. После этого он смог сделать для себя выводы по поводу того, когда и как проводить интервенции - когда делиться своим собственным актуальным опытом, чтобы поддерживать терапевтический процесс, а когда этого не следовало делать. Джек обнаружил, что его "присутствие" в терапии делает терапевтический опыт более значительным как для него, так и для клиента. Более того, прояснение его личных проблем и его желание быть более контактным облегчило продвижение в его индивидуальной терапии и позволило ему в результате стать более контактным во всех сферах его жизни.
Клиническая терапия
Одним из методологических принципов гештальттерапии является повышение уровня осознавания. Хорошая терапия - это терапия, способствующая обучению клиента тому, как становиться все более осознающим то что он делает и как он это делает. Вместе с осознаванием у клиента появляется возможность к выбору, но не к изменению. Целью терапии и является предоставление клиенту как можно больше возможностей для выбора. Поддерживая клиента и повышая уровень его осознавания по поводу того, как ему организовать поведение, мы тем самым содействуем развитию у него осознавания второго порядка, т.е. у него появляется способность осознавать то, как стать более осознающим. В метафорическом ключе это можно представить так, что терапевт способствует тому, чтобы обучить клиента способам приготовления пищи, но не пытается накормить его. Клиническая супервизия является способом продвижения терапевта по пути его осознавания. В этих целях может использоваться следующая схема:
Эксперимент: Увеличивает ли терапевт степень осознанности клинта?
Результат: Расширяется или ограничивается возможность клиента делать выборы?
Интерпретация: Определяет ли терапевт локус интерпретаций как порождение его собственной феноменологией или же как детерминированный внешними факторами?
Временные параметры: Позволяет ли характер терапевтического альянса осуществлять интервенции именно в это время?
Профессиональный, административный и бизнес аспекты супервизии
Данные аспекты супервизии часто отвергаются в реальной практике. Между тем существует ряд вопросов, которые необходимо знать:
1. Профессиональные вопросы взаимодействия супервизора и терапевта: специфика целей; метод супервизии (индивидуальный, групповой); использование видео-, аудиотехники; взаимные обязательства; другие виды помощи: теоретическая поддержка, воркшопы, терапия; оплата услуг супервизора.
2. Этический аспект: супервизор несет ответственность за степень защищенности (безопасности) супервизируемого; обеспечивает уровень конфиденциальности взаимоотношений, возможности и форму предъявления материалов супервизии профессиональному сообществу и т.п.
3. Финансовый аспект: терапевты часто испытывают затруднения при назначении платы за свои услуги. В специальных агентствах они могут получить необходимую помощь в работе со страховыми полисами клиентов.
4. Менеджмент: содержание данного аспекта может включать в себя: план деятельности; отчеты, заметки о первых встречах; процессе лечения и изменений клиента; другие документы, связанные с супервизией или консультированием терапевта и т.п.
5. Оценка супервизии: рекомендуется постоянная оценка деятельности супервизора (супервизор нуждается в получении обратной связи в не меньшей степени, чем и терапевт); финансовые вопросы и вопросы связанные с продвижением супервизора на рынке услуг, так же требуют особого внимания.
6. Профессиональный рост супервизора: супервизору необходимо четко осознавать этические ограничения в своей деятельности и "дыры" в своих профессиональных знаниях.
7. Профессиональные ассоциации и деятельность: зачастую терапевту очень легко оказаться в профессиональной изоляции, особенно если он целиком поглощен своей частной практикой. Терапевт может получать профессиональную поддержку через участие в образовательных и других профессиональных мероприятиях.
Интервенции в рамках супервизии
На предыдущих страницах были описаны те области терапевтического поля, на которые супервизор может опираться в своей практике. Методы осуществления интервенций - психотерапевтических интервенций - которые могут быть использованы во всех восьми сегментах супервизорского круга будут описаны ниже. Однако следует особо подчеркнуть, что идеология интервенций покоится на двух краеугольных камнях гештальтерапии: на представлениях о поле и на концепции поддержки.
Поле
Супервизия в рамках каждого сегмента круга осуществляется с учетом более широкого контекста (феноменологического поля). Супервизия во многом будет зависеть от того, где она производится: в клинике, в рамках частной практики терапевта, в школе и т.д. Супервизия может быть ориентирована на: специальные группы клиентов (взрослые, дети или подростки, семейные пары, группы или семьи); профессиональный уровень супервизируемого; на формат супервизорских сессий (индивидуальные или групповые).
Поддержка
Некоторые авторы определяют поддержку, как идентификацию и овладение чьим-либо текущим опытом "здесь и сейчас". История жизни, опыт, информированность, знания, умения и т.д. являются важными аспектами супервизии, которые могут быть использованы для поддержки процесса выявления супервизируемым своих сильных и слабых сторон. Перефразируя известную фразу Лауры Перлз, можно сказать, что супервизору необходимо предоставлять … "столько много поддержки сколько необходимо и настолько мало, насколько это возможно", чтобы помочь терапевту развиваться профессионально. Помощь терапевту в достижении им автономии в регуляции взаимодействия в системе организм-среда, за счет появления у него способности принимать поддержку и ассимилировать информацию, когда это необходимо - является важнейшей задачей супервизии.
Виды интервенции
Преимущественным способом предоставления необходимой информации суперивзируемому является обучающая инструкция. При этом супервизор напрямую непосредственно предоставляет все необходимые знания, связанные с методологией и клинической практикой. Когда необходимо, сюда же могут включаться и конкретные советы знания могут предоставляться для того, чтобы уменьшить степень тревожности супервизируемого и позволить ему тем самым высвободить, необходимую для терапии энергию.
Второй способ интервенции в супервизии - это использование открытых и недпрективных вопросов. Такие вопросы позволяют суперивизируемому расширить свои границы, повышают его креативность, позволяют мыслить более широко. К этим вопросам относятся, так называемые, "что если …" вопросы, а также вопросы типа: что вы переживали, когда ваш клиент сказал…? Как вы пришли к такому выводу? (Как вы узнали то, что вы знаете?) Что еще могли бы вы сказать (подумать) о клиенте?
Супервизор может осуществлять интервенцию путем моделирования терапевтического стиля, которому может подражать супервизируемый. Супервизор может, например, предъявлять свои эмоциональные реакции на клиента и тем самым иллюстрировать ту мысль, что аффективные реакции являются ценными в терапии и не следует уходить от их обсуждения. Супервизор может озвучивать способ своего мышления, развивая и обыгрывая некоторые мысли. Моделировать наиболее важные моменты способа слушания супервизора. Делая свои мысли и чувства прозрачными, супервизор моделирует тем самым открытый стиль взаимодействия, а также помогает супервизируемому обучаться и обращать внимание на те данные, которые помогают лучше и точнее понимать клиента.
Поддержка и одобрение также являются необходимыми компонентами супервизии. Любопытство супервизируемого необходимо поддерживать, что дает ему возможность и желание пытаться совершать новые интервенции, действовать нестереотипными для него способами и т.д. Наиболее же ценные интервенции супервизора связаны с его поддержкой усилий терапевта, направленных на выработку своего собственного стиля.
Jacobs, David и Meyer (1995) предлагают использовать в качестве способа интервенции - прояснение (clarification) - т.е. процесс осознавания мыслей и чувств супервизируемым по отношению к клиенту, которые им не осознаются. Для того, чтобы получить доступ к бессознательному терапевта могут использоваться аналитические интерпретации (например, "кажется, что вы испытываете раздражение к клиенту"). С точки зрения гештальтподхода, супервизор может использовать такого рода предположения, чтобы получить доступ к феноменологии терапевта: "Ваш голос (дыхание, выражение лица, мускулатуры и т.п.) изменился, когда вы начали говорить об этом клиенте. Можете ли вы описать, что сейчас с вами происходит?"
Пример супервизии с использованием сегментов
супервизорского круга
Далее мы проводим пример супервизорской сессии, с использованием супервизирского круга и мультиинтервенций.
Когда Анн начала получать супервизию от меня (Liv Estrup), она уже имела некоторые теоретические предпочтения и проявляла интерес к гештальттерапии. Когда мы обсуждали ее ожидания и желания по поводу супервизии, она сообщила мне, что она обычно наносит себе достаточно чувствительный ущерб тем, что не может четко установить границы.
Первый случай, который она вынесла на супервизорскую сессию, был связан с клиентом, который надоедал ей ежедневными телефонными звонками. Поскольку мои отношения с Анн только начались (сегмент отношений между терапевтом и супервизором), я решила сфокусироваться на особенностях функционирования личности клиента, нежели на ее трудностях по удержанию границ (функционирование личности терапевта). Я предложила ей проиграть роль ее клиента в ходе телефонного разговора и во время сессии. Затем я предложила ей расширить рамки ролевой игры и попробовать описать ежедневную жизнь ее клиента. В результате Анн смогла полнее понять мир своего клиента и те трудности, с которыми она сталкивалась, удовлетворяя свои потребности.
Хотя Анн и прослушала курс лекций по гештальттерапии, она не вполне владела базовыми понятиями связанными с системой организм/среда. После описания еще раз процесса регулирования в системе (теория личности), Анн очень быстро смогла идентифицировать способ, которым клиент нарушал ее решимость (желание) по установлению контакта. Когда она принимала во внимание только свои потребности без учета желаний других, или лишь только ее интересовал результат ее влияния на них, исход всегда был одним и тем же - люди сторонились ее.
Теоретическая поддержка и дальнейшая дискуссия позволили Анн лучше понять макро и микро уровни терапевтического процесса. Более того, Анн начала обращать внимание на свой собственный способ отвержения других для того, чтобы стать более привлекательной для клиентов. Анн поняла, что реагируя и принимая во внимание нужды клиента (нежели сосредотачивая свои усилия на удержании границ), она действительно предоставляет ее клиенту хорошую возможность по приобретению нового опыта взаимодействия. После этого мы стали анализировать ее личностные особенности (функционирование личности терапевта). Что заставляло ее испытывать трудности в том, чтобы сообщать клиенту о своих потребностях? Что могло бы случиться, если бы она сделал это /или не сделала/? Каким опытом по ограничению рамок терапевтических сессий с другими клиентами она владела и как это связано с ее жизнью?
При помощи открытых вопросов я попыталась исследовать феноменологию. Я предложила Анн эксперимент по опробованию некоторых способов по ограничению времени и количества телефонных звонков, играя при этом роль клиента. И хотя в начале Анн испытывала трудности, постепенно ее голос приобрел силу, и она почувствовала себя более уверенно. После чего я сказала Анн, что я хочу закончить … мы обе рассмеялись.
Заключение
Супервизия - это процесс, в ходе которого супервизор и терапевт совместными усилиями пытаются прояснить ситуацию по поводу клиента, терапевта и их взаимодействия, а также повысить свой профессионализм.
Целью данной статьи явилось представление читателям модели, которая расширяет области, рассматриваемые в рамках супервизии. В результате был создан круг супервизии. Эта статья не только обсуждает содержание сегментов круга, но и предлагает ряд конкретных методов, проведения интервенций в ходе супервизии. Хотя данная модель - круг супервизии - создан на базе гештальтподхода, он может быть применим и в других терапевтических системах.
Библиография
Beisser, A.R. (1970) The paradoxical theory of change In: Gestalt Therapy Now, ed. J. Fagan, I.L. Shepard. New York: Science and Behavior Books, pp. 77-80.
Briar, R. (1998) The Gestalt reflecting team. Brit. Gestalt J., 7:106-114.
Clarkson. P. & Gilbert. M. (1991) The training of counsellor trainers and supervisors In: Training and Supervision for Counselling in Action, ed. W. Dryden, B. Thorne. London: Sage Publications Ltd., pp.143-169.
Erskine, R.G. (1982) Supervision of psychotherapy: models for professional development. Transactional Analysis J. 12:314-321.
Greenberg, E. (1999) Commentary on Norman Shub's "Character in the Present".
Gestalt Rev., 3(1):78-88.
Harmon,R. & Tarleton, K. (1983) Gestalt therapy supervision. Gestalt J.,6:29-37.
Hawkins, Peter & Shohet, R. (Eds.) (1989) Supervision in the Helping Professions. Philadelphia: Open University Press.
Hycner, R. & Jacobs, L. (1995) The Healing Relationship in Gestalt Therapy
New York: The Gestalt Journal Press.
Jacobs, D., David, P., & Meyer, D.J. (1995) The Supervisory Encounter. New Haven: Yale University Press.
Lubbock, P. (1995) When does supervision become therapy? Brit. Gestalt J., 4:64-66.
McBride, M.C. (1998) The use of process in supervision: A gestalt approach. Guidance & Counseling. 13:41-48.
Mintz, E. (1983) Gestalt Approaches to supervision. Gestalt J., 6:17-27.
Perls, F.S., Hefferline, R.F. & Goodman, P. (1951) Gestalt Therapy. New York: Dell Publishing Co., Inc.
Perls, L. (1977) Unpublished comments. GTILA workshop. Los Angeles, California.
Resnick, R. (1995), Interviewed by Malcolm Parlett. Gestalt Therapy: Principles, prisms and perspectives. Brit. Gestalt J., 4:3-13.
Salter, P. (1993) Gestalt therapy in the context of reality formation. Unpublished doctoral dissertation, Kent State University.
Shepherd, I.L. (1992) Intimacy in Psychotherapy, In: Gestalt Voices ed. E.W.L. Smith. New Jersey: Ablex Publishing Corp. pp. 196-199.
Shub, N. (1999) Character in the Present. Gestalt Rev.,3 (1):64-77.
Yontef, Gary (1997) Supervision from a Gestalt therapy perspective, In: Handbook of Psychotherapy Supervision ed. C.E. Watkins, Jr. New York: John Wiley & Sons, Inc. pp.147-163.