Библиотека » Гештальт терапия » Шуб Н. Гештальттер и самооценка

Автор книги: Шуб Н.

Книга: Шуб Н. Гештальттер и самооценка

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Шуб Н. - Шуб Н. Гештальттер и самооценка читать книгу онлайн



Гештальт-терапия и самооценка. (Norman Shub, Gestalt Therapy and Self-Esteem, Gestalt Review, 4(2):111-120)

 

Слово самооценка связано больше с бытовой психологией и, поэтому,  многими специалистами в области психического здоровья не воспринимается серьезно. Цель статьи заново исследовать концепцию самооценки и возможности ее интеграции с гештальт-подходом. Модель самооценки, развиваемая нами, представляет собой переопределение самооценки (самооценка как процесс) и поиск ее места в теоретическом контексте. Эта модель дает для понимания самооценки как части психотерапевтического опыта.

Одна из проблем для рассмотрения самооценки - это то, что она рассматривается как нечто статическое в противоположность текущему переживанию. Для того, чтобы эта концепция была интегрирована с гештальт-подходом самооценка должна быть рассмотрена как процесс. Второй аспект проблемы состоит в том, что наша модель самооценки - это идея отличающаяся от традиционной гештальт-теории. Она фокусируется на позитивных интроектах, которые могут быть развиты с помощью терапевтического процесса и стать центральными для самооценки. Мы исследовали эту идею по совместному созданию ассимилируемых позитивных интроектов, с помощью переживания, определения и проговаривания того, что имеется особенное и аутентичное для   бытия клиентов.

Третий аспект, касающийся самооценки состоит в том, что работа только кажется структурированной.   Но излагается она в структурированной манере, чтобы дать читателю понимание того, как продвигается процесс.

Что такое самооценка?

Наша модель состоит в том. что самооценка - это  не только идея. Это что-то, что переживается в данный момент. Для того, чтобы эта концепция была укорененной в гештальт-подходе, клиент должен замечать определенные составляющие самооценки в данный момент времени. Терапевт должен быть в состоянии переживать свою самооценку в контакте с клиентом.

Еще одна идея состоит в учете того факта, что самооценка развивается под влиянием родителей и других людей. Это важная часть родительского мышления, каждый родитель хочет успеха своим детям и хочет ими гордиться, поэтому оценка детей - важный аспект родительства.

Таким образом, теория самооценки 

  • должна быть связана с теорией развития и применима к широкому спектру психотерапевтических клиентов
  • не должна существовать только как конструкт - это феномен переживания
  • составляющие самооценки должны быть названы, исследованы и измерены.

 

Наша модель самооценки.

 

 Эта модель может быть визуализирована в виде треножника. Мы исследовали существование этого конструкта в селф, используя гештальт-рамку для понимания.

Первая нога включает ассимиляцию, переживание и ассимиляцию главных позитивных интроектов о себе, которые представляют, каков человек есть. Позитивные интроекты усиливают контакт, обуславливают сильное чувство селф. Вторая нога - негативные интроекты, вмешивающиеся в способность личности ценить себя в мире. Третья нога - включает ассимилированные позитивные интроекты заботы о себе, которые мы называем интроектами управления. Это удовлетворение физических, эмоциональных и духовых потребностей необходимо для поддержки самооценки.

 

  1. Ассимиляция главных позитивных убеждений. Гештальт-подход к человеческому опыту отличается оптимизмом и позитивностью. Мы убеждены, что самооценка отражает что есть в человеке особенного, уникального. И родители, заботясь о детях, ищут, что в них такого особенного и это становится частью процесса самооценки - поиск особенного. Мы убеждены. Что любые индивидуумы нуждаются в групповой оценке их главных черт и это становится основой самооценки. И тогда они смогут поддерживать свои убеждения по поводу себя и хорошие чувства, несмотря на трудности и боль. Они не будут переопределять себя базируясь на таком опыте.

Из гештальт-перспективы все интроекты о себе начинаются с неассимилированного уровня. Через интеракции с окружением люди начинают  понимать и ассимилировать эти + или - интроекты, которые погружаются глубоко в селф и  становятся менее подвижными. Они не всплывают, как неассимилированные и проявляются в случае триггера - ситуации или личности. Когда они ассимилированы, то становятся интегральной частью себя на все время.