Библиотека » Системная и семейная психотерапия » Сидорова Горе в семейной системе
Автор книги: Сидорова
Книга: Сидорова Горе в семейной системе
Сидорова - Сидорова Горе в семейной системе читать книгу онлайн
Сидорова В.Ю.
ГОРЕ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ.
Горем называется реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего .Дж. В. Ворден - классик работы с горем. Он разработал новый подход к диагностике и работе с утратой, основанный на том, что реакция горя - специфический механизм, направленный не на восстановление, а на разрушение эмоциональных связей. Ворден вслед за многими другими авторами утверждает, что реакция на утрату всегда одинакова для людей любой культуры и уровня развития общества, независимо от того, что утрачено. Различается только длительность и интенсивность реакции. Было много попыток описать этот процесс, как он разворачивается во времени и чем характеризуется каждый этап. Новшество Вордена состоит в том, что для завершения горя горюющий человек или горюющие люди, по Дж. Вильяму Вордену, должен решить четыре задачи. 1.Признание факта необратимой потери, 2. прожить связанные с этим чувства, 3. наладить ту область жизни, где отсутствие утраченного ощущается наиболее сильно и 4. Изъятие эмоциональной энергии из прошлой связи и помещение ее в новые отношения. Этот подход был создан для работы с индивидуумом. Для описания работы горя в семье Ворден использовал подход Боуэна и давал только общую картину, в основном связанную с трудностями проявления чувств у отдельных членов семьи и несовпадением горевания у разных людей, в эту семью входящих. Мне доводилось работать с горюющими семьями и показалось интересным проследить, как меняются взаимодействия и функционирование семейной системы с точки зрения выполнения четырех задач горя. Если считать, что наш клиент - семейная система, то этот клиент также должен решить четыре задачи горя. Также как в случае индивидуального горя, выполнение любой из задач может быть блокировано и возникнет патология, мешающая нормальному функционированию семьи. Я буду иллюстрировать рассказ материалами двух случаев. Первый случай достаточно обычен. Трехпоколенная семья, живущая вместе, в трехкомнатной квартире и состоявшая из бабушки, дедушки, родителей и двух сыновей, 11 и 14 лет переживала смерть бабушки. В другом случае родители переживали смерть 15 летней дочери. Девочка погибла в автомобильной катастрофе, а ее мать получили тяжелые травмы. Я выбрала эти случаи потому, что первый достаточно типичен, а вторая ситуация довольно экстремальна - внезапная смерть ребенка, с которым у родителей была очень тесная симбиотическая связь. Итак, семья потерявшая своего члена теряет равновесие, которое может быть восстановлено либо за счет возникновения симптоматики либо семья должна пройти все этапы горя и установить новое равновесие.
. Выполнение первой задачи на уровне системы включает в себя информацию о происшедшем для всех членов семьи и признание происшедшего каждым из членов семьи. На уровне коммуникаций это, во-первых, доведение информации для всех членов семьи. Иногда смерть члена семьи скрывают от кого-то, чаще от детей и стариков. Тогда возникает ситуация, когда нарушены коммуникации и члены семьи вынуждены вести себя так, как будто умерший жив. В случае со смертью 15-тилетней девочки Даши от матери первое время скрывали смерть дочери. Даже когда мать вы писалась домой, ей говорили, что дочь еще в больнице, в тяжелом состоянии, но есть надежда. По плану родственников, дальше следовало говорить, что надежды все меньше, и это подготовит мать к смерти дочери. Сама мать не могла поехать к дочери в больницу, поскольку ее подвижность была сильно ограничена, но отец вынужден был ежедневно проводить время вне дома и обсуждать с женой здоровье покойной дочери. То есть, все вели себя так, как будто человек жив. Аналогичные примеры - то, что называется мумификацией - сохранение комнаты, покупка любимой еды и т.д. В первое время после потери это норма - это смягчает приспособление к потере, позже патология. Противоположное поведение - исключение человека из жизни семьи, когда умерший не упоминается, никогда не делают то, что делалось для него и даже нарочно то, что при нем не делалось - например, местом для курения назначают комнату покойного, который запрещал дома курить. Во вторых, семья должна признать, что уклад жизни изменился необратимо. В первое время после утраты все идет по инерции, по заведенному порядку. В семье, потерявшей бабушку, первое время все вели себя так, как бывало, когда она уезжала на несколько дней. Подъедали, то, что было в холодильнике, перебивались полуфабрикатами, «вот бабушка вернется и приготовит нормальную еду», тратили деньги, которые бабушка оставили на хозяйство или выполняли ее письменные указания. Убирали по мере необходимости, очень поверхностно. «Только бабушка умеет по-настоящему поддерживать порядок». Но наступает день, когда становится понятно - больше этого не будет. Никто этого не сделает. Или, в случае смерти Даши, не нужно приспосабливать свой режим к режиму школьницы, готовить диетическую еду и записываться к врачу - у ребенка были проблемы с пищеварением. В том случае, когда члены семьи не обладают информацией о происшедшем и не понимают необратимости смены уклада жизни - работа горя блокируется на самых ранних этапах. Выполнение второй задачи - проживание чувств в системе превращается в изменение коммуникаций. Члены семьи по разному переживают случившееся. Смена эмоционального фона требует смены стереотипов взаимодействия. При этом разные способы проявления чувств, разная скорость смены эмоций и то, что члены семьи испытывают в одно время самые разные чувства, создает множество трудностей. Так, в случае смерти бабушки, отец и младший сын были сдержанны в проявлениях эмоций, мать и старший сын - очень открыты, что вызывало взаимное недовольство. Отец говорил про младшего сына: какой из него будет мужик, если он не умеет держать себя в руках. Мать упрекала мужа и старшего ребенка в бесчувствии, а дедушка считал, что все ссорятся между собой, вместо того, чтобы вспомнить бабушку и сделать то, что она хотела больше, всего, на свете - чтобы в семье был мир. Родители Даши напротив, были оба открыты в проявлениях чувств и прощали друг другу то, что раньше считалось непозволительным, - например, меньшее внимание друг к другу - у него (у нее) такое горе, конечно, в такой ситуации спроса никакого. Обе эти ситуации очень типичны - семьи или начинают ссорится, недовольно друг на друга посматривать, требуя определенных форм поведения или напротив, считается, что « в горе все позволено». Еще один типичный вариант такого поведения - мы должны выстоять перед обрушившимся на нас несчастьем, мы должны выстоять - вводится жесткая дисциплина, каждый промах вызывает резкую реакцию. Надела недостаточно отглаженную блузку - ты не должна так распускаться, иначе ты не справишься с обрушившимся горем. Тем не менее, в семье формируется некоторый приемлемый для всех способ выражения чувств, Так, в семье, потерявшей бабушку, в конце концов, взгляд стал такой : дедушка остался один и он нуждается в нашем сочувствии, поэтому из уважения к нему мы будем делать то, что он хочет и слушать его воспоминания про бабушку,, мама - женщина, к тому же она потеряла мать. Ей позволительно показывать слабость и мы должны ей сочувствовать и утешать ее, Отец и старший сын - мужики, на них семья держится, им можно быть сдержанными, но и они могут срываться, младший - ребенок, любимый внук, он не должен плакать (это не по мужски), но может быть грустным и замкнутым, потому что переживает. Эта позиция сформировалась после того, как младший сын стал плохо себя вести. Сначала вся агрессия членов семьи обрушилась на него, а когда она была отреагирована, членов семьи «осенило» - он ведет себя так не потому что плохой, а потому что «он так переживает». Пока мальчик не дал повода, члены семьи не могла справиться со своими негативными чувствами, вызванными потерей. Ведь бабушка была просто замечательная, и всегда делала все, чтобы в семье не было ссор и всех мирила. Родители Даши разделили время проявления чувств - в течении дня мать Даши оставалась одна ;плакала вволю, отец был на работе, встречался с разными людьми и иногда говорил с ними о происшедшем, отреагируясь такими образом. Однако считалось, что в течении дня он «держался», и «отпускал себя» когда приходил домой. Тогда его утешала и успок;аивала жена. Через несколько часов он успокаивался и тогда наступала очередь матери плакать и говорить о Даше, в том числе, отреагируя агрессию - лентяйка, неблагодарная- а муж ее утешал. Во всяком случае, на период проживания чувств должен быть установлен новый способ взаимодействия, который позволяет членам семьи отреагировать свои чувства в приемлемой для них форме. Если этого не происходит, нарушаются коммуникации между членами семьи или один член семьи становится выразителем общих чувств и есть риск дальнейшей инвалидизации этого члена семьи. Либо если по каким-то причинам чувства не отреагируются и не появляется ярко выраженный симптом, возникают семьи, где есть депрессивно - маниакальные пары, смена фаз влечет за собой смену фазы у члена пары. Выполнение третьей задачи означает, что роли и функции, которые выполнял утраченный член семьи должны быть распределены между оставшимися. Так, в семье, потерявшей бабушку, обязанность готовить и убирать перешли к матери, обязанность планировать хозяйственные траты к отцу, обязанности «миротворца» поделили между собой мать и старший сын. Роли дедушки и младшего сына не изменились. Если перераспределения ролей и функций не происходит, система не может нормально функционировать и либо распадается, либо начинает нуждаться в симптомах, обеспечивающих ее целостность. Такое бывает часто при смерти детей. Либо никто не берет на себя роль ребенка, и тогда следует развод, либо кто-то из родителей оказывается «убит горем» и требует особой заботы о себе, как ребенок, иногда эта позиция сохраняется на всю жизнь. Иногда возникает «переходный этап», когда система подставляет кого-то или что-то на место умершего. Этот буфер дает время выработать новые стереотипы взаимодействия. Так, родители Даши много беспокоились о ее здоровье и состоянии и на какое-то время таким буфером стало тело Дашиной матери. Она сильно пострадала в аварии, в которой погибла дочь, и беспокойство о состоянии ее тела заменило на время беспокойство о Даше. Это проявлялось даже лексически. В этот период ни она, ни Дашин отец не говорили, что Дашина мама чувствует себя лучше, хуже, болеет. Говорили: «Моей ноге лучше. Рука опять болеет ( а не болит!)». Когда этот этап проживания горя кончился, они вернулись к обычным оборотам речи. Родители Даши при решении третьей задачи должны были решить трудную проблему - вновь стать полноценной супружеской парой, взаимодействующей лицом к лицу без посредничества ребенка, который был и объектом заботы и объединяющим началом и темой взаимодействия. Эту роль временно выполняло тело матери. Если работа горя блокируется на этом этапе, то сохраняется либо симптом, появившийся в процессе горевания, либо семья продолжает инвалидизировать одного из членов. Так, большая семья какое-то время пыталась видеть дедушку, как человека, ставшего недееспособным в результате понесенной утраты. Выполнение четвертой задачи означает, что система приобретает новое равновесное положение, при котором все ее члены становятся функциональны и признаком этого будет дальнейшее следование по стадиям жизненного цикла и способность к переменам в случае появления новых членов семьи. Так, семья, потерявшая бабушку оказалась готова через некоторое время способна разрешить старшему ребенку начать сепарацию, хотя в первое время не могла обходиться без мальчика «миротворца». Родители Даши вернулись к жизни бездетной супружеской пары, ведущей полноценную жизнь. Когда я видела их последний раз, они обдумывали возможность усыновления ребенка, так как мать Даши после аварии не могла иметь детей. Если работа горя блокируется на этом этапе, семья оказывается неспособной к дальнейшим переменам, сепарации детей, появлению новых детей, вступлению матери в новый брак, инвалидизирует стариков.