Библиотека » Биографии » Николаев В. И. - Синхронность и жизнь Шпильрейн

Автор книги: Николаев В. И.

Книга: Николаев В. И. - Синхронность и жизнь Шпильрейн

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Николаев В. И. - Николаев В. И. - Синхронность и жизнь Шпильрейн читать книгу онлайн

Документ без названия

Николаев В.И. (Ростов-на-Дону)

Синхронность и жизнь Шпильрейн

(Доклад на конференции, посвящённой установлению мемориальной доски Сабины Шпильрейн в г. Ростове-на-Дону, октябрь 2002 г.)

 

О трудностях, возникающих в процессе перевода психоаналитической литературы говорится много. Вспомните хотя бы не совсем удачный перевод творений Фройда на английский язык. Только один катексис чего стоит! Обидно то, что иногда не удаётся понять даже язык земляков. Сабина Шпильрейн после написания знаменитой статьи о деструкции (1912) в течении 30 лет не только не перевела свою работу на русский язык, но и не сделала к ней никаких комментариев. Мы попытаемся на свой лад восполнить это. Путеводной нитью для наших комментариев послужит анализ взаимоотношений Шпильрейн с аналитиками. Хотя и здесь остаётся много пробелов. Воспользуемся принципом, разработанным Юнгом, а именно, синхронностью. Тогда, когда не удаётся понять явления в традиционных для нас законах пространства, времени и причинности, тогда лучше воспользоваться синхронностью. Ею, учитель и близкий друг Сабины, Юнг называл «принцип акаузальных (беспричинных) связей», когда значимые психологические связи удаётся обнаруживать между событиями, совпадающими по времени и пространству. Именно посредством таких совпадающих по времени и пространству событий мы и попытаемся выявить взаимоотношения Шпильрейн с психоаналитиками. Обратимся к 3 журналам международного психоаналитического общества за 1912-1920 годы. В каждом из них встречаются небольшие заметки психоаналитиков. Имя Шпильрейн здесь стоит рядом с именами известных психоаналитиков. То есть, мы имеем все условия, чтобы воспользоваться принципом синхронности, как по времени, так и по пространству. Только не забывайте о том, что посредством принципа синхронности мы получаем гипотезы, которые нуждаются в серьёзной проверке.

Первый блок заметок

Шпильрейн. Удовлетворение посредством символики стопы

Selbstbefriedigung in Fusssymbolik (Zentalblatt fur Psychoanalyse und Psychotherapie, 1912, 263 стр.)

«Как было бы прекрасно», как-то вечером сказала мне считавшаяся здоровой девушка, «если бы можно было любить самих себя. Тогда бы никто в мире не страдал из-за неразделённой любви, так как можно всегда оставаться верной самой себе».

На это я ответила: «Давайте посмотрим, что Вам приснится в эту ночь».

На следующее утро молодая дама рассказывает мне приснившийся ей сон: «На обед мне подают ступню человека, но вскоре я догадываюсь, что это моя ступня. Какое-то время я ем её, хотя и испытываю огромное отвращение. И всё потому, что я не желаю отличаться от других людей, которые без малейшего смущения принимаются есть человеческое мясо. Некоторое время мне действительно удавалось справляться с собой, но потом отвращение стало просто невыносимым: если бы я не видела эту ступню и не знала, что она человеческая, и что самое ужасное – моя собственная ступня, тогда я бы съела то, что подавали на стол. А так всё оказывается выше моих сил».

Ни у кого не появится сомнений в том, что в сновидении мы обнаруживаем демонстрацию самоудовлетворения посредством символики пищи. Подобного рода символика довольно типична, так как она широко распространена в у разных народов. Дополнительным материалом для появления сновидения могли быть филогенетические предпосылки и соответствующие детские игры (переживания). Все знают с каким большим удовольствием малютки засовывают себе в рот ступню, чтобы её сосать, а в определённом возрасте дети даже устраивают соревнования, кто сможет засунуть в рот большой палец ноги.

А то, почему девушка выбрала для самоудовлетворения именно этот, а не другой символ, можно будет узнать лишь при помощи более точного анализа. Не исключено, что в детстве девушка могла что-нибудь «увидеть». Я не хотела её расспрашивать об этом.

 

Штекель. Из детской комнаты

После длительного отсутствия майор навещает свою жену. Маленькая Мари не узнаёт папу. Папа сидит рядом с мамой, нежно поглаживая её руку. Какое-то время Мари внимательно присматривается, затем подходит к папе, убирает его руку и довольно неуклюже пытается копировать увиденные движения отца. Мимика Мари явно свидетельствует о том, что рука мамы принадлежит ей, что это только её мама и ничья другая!

 

Комментарий. При интерпретации синхронных событий мы будем обращаться к понятию контрпереноса. Всё, что делает пациент (ребёнок, знакомый), в конечном счёте объясняется неразрешёнными проблемами терапевта (родителя), который пытается различными способами разрешить свои проблемы посредством пациента (ребёнка).

С Штекелем тут всё кажется просто: Фройд (майор), не забывающий отстаивать психоанализ, руководя международным психоаналитическим движением, не забывает «поглаживать» психоанализ, постоянно создавая новые концепции и гипотезы, в то время как Штекель пытается устранить Фройда, делая неумелые попытки (естественно, по сравнению с Фройдом) создать что-либо подобное.

Принцип синхронности говорит, что и заметка Шпильрейн имеет что-то общее с наблюдениями Штекеля, то есть, и здесь перед нами отношения Шпильрейн с Фройдом. Как известно, они отличались достаточно большой сложностью. В данной заметке речь идёт о принесении Сабины в жертву, что и сделал Фройд не только в афере Юнга, но и своим советом Сабине возвращаться в Россию начала 20-х годов, в страшную и ужасную ситуацию (на съедение).

 

 

Второй блок заметок

Эрнст Джонс. Подстригание волос и скупость

Ференци обратил наше внимание на то, что анально-эротические интересы к деньгам и калу, которые обычно не выступают на передний план, иногда всё-таки можно обнаружить в личных пристрастиях, как например в отвращении платить деньги за нижнее бельё. Что-то схожее можно наблюдать при стрижке волос. Разберём следующий случай:

Невротик с навязчивостями, находящийся на лечении, старается как можно дольше не платить за подстригание. Да и когда приходит наконец-то время привести в порядок волосы, то его выводит из себя предложение парикмахера помыть или уложить волосы, так как пациент боится, что дополнительные услуги парикмахера повлекут за собою слишком большие расходы. Но обычно пациент соглашается со всеми предложениями парикмахера, хотя из-за этого возникает страх смерти под воздействием укоров совести, обвиняющих пациента в легкомыслии. В тех же случаях, когда ему удаётся противостоять настойчивости парикмахера, он покидает салон с чувством огромного стыда из-за своей скупости и больше не отваживается посещать парикмахера, так как боится, что тот теперь будет его презирать.

Хорошо известна тесная взаимосвязь между волосами и калом (в обоих случаях их отделяют от тела и выбрасывают).

 

Сабина Шпильрейн. Забытое имя

Der vergessene Name (Internationale Zeitschrift fur arztliche Psychoanalyse, 1914, стр. 383-84)

 

Известная мне дама никак не может вспомнить имя героя из только что прочитанного романа. «Леон? – Нет, Георг? – Нет, Мартин? Нет. Так как же его звали на самом деле? Фамилия его Мендлин. А! Теперь я вспомнила! Курт Мендлин».

Могу только добавить, что дама эта не желала, чтобы я заметила схожесть судьбы героя с её собственной судьбой. От того она и забывает основополагающую схожесть: её любимого зовут так же как героя романа – Курт. Она хотела забыть имя любимого, потому и забыла имя героя романа.

 

Ференци. «Забывание» симптома и прояснение его смысла во сне

Пациентка, имевшая привычку перед сном заглядывать под кровать, не спрятался ли там разбойник, в один из вечеров забывает принять привычные для неё меры безопасности. И в эту ночь ей снится, что её преследует молодой человек, угрожая ножом. Ассоциации на сновидение приводят с одной стороны к инфантильным сексуальным переживаниям, а с другой стороны к фантазии о половом акте: обычно чрезмерно жеманная пациентка смогла представить сексуальную сцену между собой и молодым мужчиной. Можно принять, что забывание заглянуть под койку имело своей целью продолжить подобного рода фантазии ночью (конечно не обходясь при этом без переживаний сильного страха). Но так как перед сном не было поисков «разбойника», то мысли о нём смогли актуализироваться во сне.

 

Комментарий. О забытом имени (заметка Шпильрейн) гадать долго не приходится. Сложные и запутанные отношения Шпильрейн привлекли внимание многих. Так что теперь перед нами отношения с Юнгом, которого Сабина страстно любила. 

Отвращение Юнга платить (заметка Джонса) за нижнее бельё, то есть, за соблазнение им Сабины, бывшей в то время пациенткой Юнга, а ещё попытка парикмахера (Фройда) уладить вызванный этим скандал в Цюрихе, как и в конце концов реализовавшееся желание Юнга перестать посещать этого «парикмахера».

А заметку Ференци можно рассматривать, как намёк на то, что Юнг украдкой берёт у Шпильрейн её идеи.

 

Третий блок заметок

Сабина Шпильрейн. Теория о рождении людей у Ренатки

Renatchens Menschenentstehungstheorie (Internationale Zeitschrift fur arztliche Psychoanalyse, 1920, стр. 155-57)

Первая записанная мною теория дочери о возникновении людей относится к возрасту четырёх с половиной лет. Этим я вовсе не хочу сказать, что у малышки ранее не было других теорий. Она просто не говорила о них, хотя можно было заметить многое такое, что сведущим человеком вполне бы расценивалось в качестве интенсивной проработки проблемы. Малышка проявляла живой интерес к отверстиям и ямкам. Если кто-то желал рассказать Ренатке увлекательную для неё историю, то в ней обязательно речь шла о отверстиях или ямках. Да и выдумываемые самой малышкой истории не обходились без упоминания о них. Даже игры Ренатки говорили о существовании у неё специфических интересов. Много удовольствия Ренатке доставляло рытьё в земле. Ренатка во что бы то ни было стремилась приподнять дощечку с нашего паркетного пола; вероятно, к этой же области интересов стоит отнести и повышенное внимание к вырезанию. Совсем ещё сонный ребёнок хотел, чтобы ему принесли ножницы и бумагу, после чего часами пребывал наедине с собой, болтая про себя. Мне не нравилось, что при этом она не ограничивалась бумагой, и делала дыры и в своей одежде, в постельных принадлежностях (а то и вообще их попросту разрывала). Следует упомянуть ещё одно своеобразие, учиняемое четырёхлетним ребёнком: выбрасывание и разбивание предметов. Как-то между нами завязался следующий разговор:

Ренатка: «Мама, если Ренатка сейчас упадёт – что потом произойдёт?»

Я: «У тебя может возникнуть очень сильная боль».

Ренатка: «Да нет, что может потом произойти?»

Я: «Ренатка может разбиться».

Ренатка (живо, с нетерпением): «Да нет, нет! Тогда возникнут две Ренатки. А что будет, если каждая из этих двух Ренаток упадёт? Что произойдёт тогда?»

Я: «Тогда из каждой Ренатки появятся ещё по две Ренатки».

Ренатка: «Вот так и возникнет много, очень много Ренаток!»

Теперь нам становятся понятными интересы и дурные привычки ребёнка. Он пытается разобраться в том, как появляются дети ещё задолго до того, как сможет это объяснить. Инститнктивно Ренатка использовала для этого старую символику ям, отверстий, канав. Одновременно девочка разрывала (разрезала) всё, так как хотела иметь много «Ренаток». Тот же самый смысл имело выбрасывание и намеренное разбивание предметов. Ребёнок «инстинктивно» сформировал теорию возникновения детей, которая в случае более низких видов животных действительно соответствует способам продолжения рода. Как и следовало ожидать ребёнок не удовлетворился тем, что придумал. Вскоре последовала огромное количество всё более яснее формулируемых вопросов. Так что мне пришлось объяснить пятилетней Ренатке, что ребёнок возникает в матери из яйцеклетки, причём отец тоже добавляет сюда своё «зёрнышко». Ничего другого я не хотела сообщать Ренатке. В результате новой информации Ренатка создала «каннибальную» теорию оплодотворения и появления детей. Как-то Ренатка сказала мне: «Мама, проглоти меня, только не пережёвывай; тогда ты умрёшь, а я выйду из тебя». Эта фантазия одновременно содержит естественное стремление к мести (убийство матери) в качестве негатива любви к матери, с которой малышка постоянно соперничает и чьё место она пытается занять даже при отсутствии отца. Малышка не раз спрашивала у меня, почему маленькая девочка возникает в матери, а не наоборот, мать – в маленькой девочке. В последние дни девочка говорила: «Я хотела бы, чтобы мама (чья?) умерла, да нет, чтобы она ни жила, ни умирала, я хотела бы чтобы она опять стала маленькой девочкой». Ребёнок всегда рассматривает смерть как возвращение к прежнему состоянию, как новое рождение, да и вообще приравнивает смерть к акту оплодотворения. Ещё одно доказательство того, что в глубинах нашей души мы приравниваем зарождение исчезновению. То, что сегодня вызывает наше отвращение – завтра будет вызывать наслаждение, в полном соответствии с Блойлеровским законом об амбивалентности[1].

Фройд. Ассоциативные мысли четырёхлетнего ребёнка

Из письма матери-американки, в котором она делится впечатлениями о своём ребёнке: “Должна рассказать тебе, что сказала вчера малышка. Пока я ничего не могу в этом понять. Кузина Эмили рассказывала о том, что хочет снять квартиру. Вот тут ребёнок и сказал: «Когда Эмили выйдет замуж, тогда у неё будет бэби». Я была просто поражена и спросила малышку: «Да откуда же ты это знаешь?» На это малышка ответила: «Когда кто-нибудь выходит замуж, тогда всегда появляется ребёнок». Я опять повторяю свой вопрос: «Да откуда же ты это знаешь?» А малышка: «О, я знаю ещё много чего другого, я знаю например, что деревья растут в земле (in the ground)». Обратите внимание, какие мысли появляются у ребёнка!. Это как раз то, о чём я говорила раньше с малышкой Но ребёнок продолжает: «А ещё я знаю, что милосердный Бог создал весь мир (makes the world)». Когда я слышу такие речи, мне трудно поверить в то, что ребёнку всего четыре года”.

По-видимому матери удалось заметить переход от простых, первоначальных мыслей ребёнка к более сложной форме. Ребёнок пытается сказать следующее: я знаю, что дети вырастают в матери, хотя и выражает своё понимание не прямо, а символически, замещая мать матерью-землёй. На опыте мы уже полностью убедились в том, что дети очень рано начинают использовать символы. Но и третья идея малышки идёт в том же русле. Ребёнок пытается донести до нас существующее у него новое познание о происхождении детей: «Я знаю и то, что всё является творением отца». Только на этот раз девочка замещает прямой способ выражения своих мыслей сублимацией, что мир создаётся милосердным Богом.

 

Комментарий. На наш взгляд, данные заметки можно рассматривать как предвидение того, какое будущее предуготовлено создаваемым психоаналитическим идеям. Заметка Фройда говорит о том, что его идеи (милосердного Бога, создавшего психоаналитический мир) будут обожествляться, всё в психоанализе – творение Фройда-отца.

И по другому обстоит с наследием Шпильрейн. Её идеи будут умирать, чтобы потом возрождаться заново, приобретая большое количество сторонников. А что идеи умирали, мы это знаем по непринятию их Фройдом на заседание Венского психоаналитического общества, когда Шпильрейн делала доклад. Об этом говорит и «ссылка» в Россию, и специфическое отношение к Сабине после возвращения в Россию.

Да и сейчас можно говорить о непринятии Сабины в России. Возьмём хотя бы неадекватный перевод названия главной статьи Шпильрейн. Пока мы будем переводить название в виде «Деструкция как причина становления» мы неизбежно будем совершать ошибку. Становление мало что говорит русскому человеку. Шпильрейн подразумевает не становление, а возрождение, метаморфозы души, так что и адекватным будет перевод «Деструкция как причина возрождения». Человек ведёт довольно ограниченную жизнь, во всяком случае до тех пор, пока не обратится к истокам коллективного бессознательного (у Шпильрейн это называется «праматерь») и сделать это можно посредством деструкции, на какой-то период отключающей нас от поглощённости реальной жизнью, чтобы мы подпитались бессмертными истоками жизни. Наша душа бесконечна, так как состоит из множества личностей, комплексов, архетипов, возрождая которые мы совершаем внутренние метаморфозы, и идём по пути духовного роста (индивидуация). Чтобы не быть голословным, приведу хотя бы фрагмент одного из наиболее ценных современных изданий по психоанализу:

«В опубликованной статье «Деструкция как причина становления» Шпильрейн показала, что в процессе полового акта происходит разрушение и восстановление организма человека, а чувства отвращения, означающие отказ от сексуальной деятельности, соответствуют разрушающим компонентам самого сексуального инстинкта… Шпильрейн продемонстрировала наличие деструктивных составляющих в сексуальности. Всё это привело её к таким заключениям, согласно которым «направленная против себя любовь ведёт к самодеструкции», разрядка либидо тесно связана с «влечением к разрушению», «в половом инстинкте просматривается инстинкт смерти», «становление – это результат разрушения», а инстинкт размножения, психологически состоящий из антагонистических составляющих, «в равной степени является инстинктом становления и инстинктом разрушения» (В. Лейбин. Словарь-справочник по психоанализу. СПб, 2001, стр. 144-45).

Но стоит внимательно почитать статью Шпильрейн «Деструкция как причина возрождения», чтобы услышать, что она говорит нечто другое:

«Деструкция позволяет начать работу процессам ассимиляции (сновидениям, творчеству, непонятно откуда взявшимся болезням, ударам судьбы и смерти). Актуальные переживания начинают ассимилировать из бессознательной сферы те впечатления, которые достались нам по наследству от многих предшествующих поколений Я являюсь убеждённой сторонницей идеи о том, что психика Я в своей деятельности руководствуется побуждениями, которые находятся гораздо глубже того, чтобы ориентироваться на получение наслаждения или избегание неприятных последствий, о чём пишет Фройд. Наслаждение является всего на всего реакцией одобрения персоны тех стремлений, которые пробиваются из глубин души. Юнг рассматривает психику как конструкцию, состоящую из многих отдельных особей. У нас не существует единого Я, на самом деле различные психические комплексы спорят друг с другом за приоритет. Я с неизбежностью прихожу к мысли, что главной характеристикой индивидуума является то, что он дивидуум (от лат. «делить»).

В глубинах души мысли деперсонализуются, они уже говорят не от имени субъекта, а от группы («мы», «они»).

В нас существует желание трансформации, которое приводит к растворению индивидуального контекста психических представлений в материале, приходящем к нам от прошлых поколений. Растворение частички в себе подобном означает не что иное, как смерть прошлого состояния. Конечно, эта частичка Я появится потом опять в новой форме, возможно даже в более прекрасной, но всё же это не та же самая частичка Я, а другая, возникшая ценой гибели прежней.

Заратустра говорит: «Человек есть нечто, что необходимо преодолеть, чтобы на свет явился сверхчеловек» (Ницше). Смысл этого абзаца заключается в следующем: Тебе необходимо научиться преодолевать (посредством деструкции) самого себя. А иначе как тебе может удаться создать из себя что-то Высшее?»

[1] См. Bleuler, подраздел Dementia Praecux в руководстве Handbuch der Psychiatrie (ред. Aschaffenburg). 1911. – Шпильрейн. Деструкция как причина становления. – Шпильрейн. Beitrag zur Kenntnis der kindlichen Seele” в журнале Zentralblatt, том 3, № 2. – Юнг. Анализ маленькой Анны, которая в своих фантазиях превратила умершую бабушку в ангела и маленького ребёнка.