Библиотека » Арт-терапия » Глазами англичанина…
Автор книги: Кит Лоринг
Книга: Глазами англичанина…
Кит Лоринг - Глазами англичанина… читать книгу онлайн
Глазами англичанина…
Моя первая встреча с русским человеком, заинтересованным в развитии арттерапии в России, состоялась в 1999 году в Германии на съезде ECARTE – Европейского Консорциума Образования в области Арттерапии. И в результате этой встречи я был приглашен присоединиться к команде арттерапевтов из разных стран, представляющих различные направления арттерапии – терапию искусством, драматерапию, музыкотерапию и танцевально-двигательную терапию.
Я абсолютно не представлял, что можно от этого ожидать…настроены ли русские люди цинично по отношению к такому явно «детскому» подходу в работе с людьми с проблемами психического здоровья? Окажутся ли они убежденными рационалистами, не признающими таинства процесса творчества, используемого в клинической практике? Или они ожидают приезда англичанина, который их будет учить тому, что им уже известно, и будет ли это вызывать у них раздражение? Окажусь ли я «придворным шутом» среди экспертов в этой области арттерапии?
Россия…?
Я совершил открытие…
Развитие арттерапии в России стало отражением того, что в моем понимании иностранцы представляют себе как квинтесенцию русского менталитета. Есть что-то в природе русских, что связано с воображением и процессом творчества, которые являются основой арттерапии. Кроме того, русские знают, что такое страдание и принимают его как фрагмент картины жизни, в результате чего рождается убежденность и способность отдаться этому целительному процессу творчества. И, хотя там тоже присутствует сопротивление и защиты, которые я также мог наблюдать и в других странах, где я работал, в России нет подобного протеста и отрицания – они не отказываются признать страдание как часть личного или коллективного опыта. Как мне кажется, русские не столько настроены на поиск путей выхода из своего страдания, сколько на поиск смысла жизни, частью которой является страдание, а это проявление силы. Возможно, есть здесь что-то близкое отказу и стоицизму… да, существуют способы побега от реальности; я знаю, что большое значение имеет проблема злоупотребления алкоголем и наркотиками, но есть и способность создавать праздник и есть глубокие отношения между людьми, что служит вдохновением для иностранца… этого конкретного иностранца.
Да, возможно, я создаю стереотип, обобщаю, и, нет сомнения, что среди тех, кто, казалось бы, подходит под приведенное выше описание, найдутся и те, кто не вписывается в эти рамки, так это видится мне глазами англичанина; и не просто англичанина, а одного определенного человека – меня.
Преподавать в России терапию творчеством – это захватывающий процесс. Это стимулирует и провоцирует. Этот процесс может быть полон юмора и откровенности. Скептики, возможно, иногда настроенные подозрительно и в тоже время с огромной способностью верить во что-то, в кого-то, в ком они распознают настоящее, видят, что это достойно веры, что это обогащает человеческий опыт, что это выносит нас за рамки чисто рационального в область духовности, которая определяет – что это такое, быть человеком. Мы не машины, не автоматы, не бездушные функционеры. Мы разумные, чувствующие существа со страстным желанием жить, любить, желанием интимности, интимности в познании себя и потом другого человека… а потом чего-то, что находится за пределами нас самих, и не имеет значения во что мы верим и к какой религии принадлежим, мы ощущаем присутствие духовного в себе и за пределами нашего существа… и это привлекает нас. Мы родились не просто для того, чтобы страдать… мы родились, чтобы жить… а именно этому и служит арттерапия – поддержанию веры в жизнь.
На каждом из обучающих семинаров, которые я проводил в Москве, Санкт – Петербурге и Новосибирске (на первые семинар Кит предоставил информацию, приведенную ниже) я становился свидетелем следующего факта – мир не безнадежен!
Кит Лоринг является государственно-зарегистрированным арттерапевтом, старшим партнером/практикующим терапевтом проекта РАГАМАФФИН, организации, проводящей обучение и терапию творчеством в Великобритании. Там проводится работа с широким спектром различных клиентов на территории Великобритании и в других странах. В качестве консультирующего партнера Агентства ТИАРфонд они отвечают за развитие обучающих программ в области арттерапии и супервизии специалистов в этой области. Он является председателем организации профессиональных арттерапевтов в Уэльсе, Великобритания. Кит занимается распространением и развитием арттерапии посредствам обучения и супервизий. Не смотря на то, что он использует многие формы творческого самовыражения в своей практике, специализируется он в области Драматерапии, В Великобритании он работает преимущественно с детьми и подростками, находящимися в тюрьмах или отбывающих срок наказания условно, выполняя общественнополезный труд. Наиболее частыми расстройствами, с которыми они сталкиваются являются сексуальное насилие, бытовое насилие, расстройства приема пищи и зависимости. Нижеописанное повествование может помочь получить представление о работе Кита тем, кто работает в этой сфере, эта история может показаться очень знакомой…в любой точке земного шара.
…Приведу в пример Пола, ему 12 лет. Его исключили из школы. Невозможный, плохой мальчишка. Пола прислали ко мне. Пол не хотел идти ко мне. Пол обозленный стоял у двери. Я спросил Пола, хотел бы он порисовать. Он взял заточенный карандаш так, как вы могли бы взять кинжал, и несколько раз проткнул лист бумаги. Он разорвал бумагу на куски, смял каждый кусочек так, что получился маленький шарик, и выкинул их все в мусорное ведро.
Пол посмотрел на меня острым взглядом, протыкающим как карандаш, глубоко вздохнул, ожидая наказания, которое часто он получал. Я посмотрел на Пола, улыбнулся с уважением и сказал,- «Это выглядит здорово, я могу тоже попробовать!» Пол посмотрел на меня…и подумал, кому из здесь присутствующих нужна психотерапия…Я взял карандаш, держа его точно также как он. Пол решил подыграть мне. Он схватил то, что осталось от его карандаша, и усмехнулся. Потом мы оба рвали бумагу, на этот раз, сопровождая это звуками. Мы смяли бумагу и с криками выбросили все до кусочка в мусор. Мы с Полом сели на пол, запыхавшиеся и смеющиеся. Мы пожали друг другу руки и поздравили друг друга. Я спросил - «А что лежит в мусорке?». «Мусор»,- ответил Пол. «Это не мусор, это искусство»,- сказал я. Пол подвинул меня в сторону, высыпал все из мусорки на пол, презрительно посмотрел на куски бумаги и повторил еще раз – «Это мусор». Я взял кусочки бумаги и развернул их. «Какое слово написано на этом кусочке бумаги?» «На нем ничего не написано!» «А если бы на нем было что-то написано, что бы это могло быть…?» «Если бы там что-то было написано, это было бы…»
Пол подобрал слово для каждого смятого кусочка бумаги. Из этих слов мы сочинили стихотворение. Пол до этого никогда не писал стихов. Полу это стихотворение понравилось. Это его удивило. Его удивило то, что он смог его написать и удивил смысл стихотворения.
В стихотворении говорилось о мальчике, о том, каким он был, о том, что он чувствовал, о том, как он себя вел. В этих словах содержалась история. Я спросил Пола, знает ли он историю мальчика, про которого рассказывается в стихотворении. Пол рассказал мне историю мальчика из стихотворения. Мальчика звали Джерри. Папа Джерри любил выпить. Очень любил выпить. Выпивка значила для него больше, чем что-либо другое. Вообще-то, это так ему нравилось, что, кроме этого, он почти ничего не делал. Хотя, он делал и что-то другое. Он делал это в лишенном чувств состоянии. Когда он был «вне себя», он бил маму Джерри. Он бил маму Джерри и его старшего брата. А Джерри прятался, чтобы его папа не добрался до него. Однажды папа Джерри ушел из дома и не вернулся. Джерри это понравилось…по началу, пока его не начал бить старший брат. Брат бил его каждое утро и каждый вечер, когда он приходил из школы. Мама Джерри боялась его старшего брата. Джерри не хотел идти домой, но больше ему некуда было идти…
Пол смотрел на меня. Пол знал, что я знаю то, чего не знает никто кроме его мамы и брата. И нам не нужно было произносить это вслух. Глаза Пола были полны слез, но он старался не заплакать.
Пол был «плохим мальчиком». Пол был сломленным мальчиком; мальчиком с разбитым сердцем и сильно напуганным. Многие спрашивали Пола, что было не так и что не так с ним самим. Пол никогда не ответил бы им.
Кит Лоринг,
(Зарегистрированный Арттерапевт, старший партнер,
практикующий терапевт проекта РАГАМАФФИН)
"Московский психотерапевтический журнал", №4, 2005
Спецвыпуск, посвященный психотерапии искусствами