Библиотека » Бизнес-психология » Русский коучинг

Автор книги: Винникова Лариса

Книга: Русский коучинг

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Винникова Лариса - Русский коучинг читать книгу онлайн



Русский коучинг — заморская штучка на совдеповский манер
Что подразумевают под словом «коучинг» на Западе

Коучинг — вид консультирования, направленный на оказание помощи людям в достижении их целей. Он возник на стыке психотерапии, наставничества и спортивного тренерства.
Но прежде чем говорить о коучинге, пожалуй, стоит начать с того, где и почему он возник. Коучинг возник на Западе неслучайно, он — отражение идеологии современного западного человека, с одной стороны, и потребностей развития бизнеса в условиях высокой конкуренции с другой. Идеология западного человека — «ты должен быть сильным, уверенным, ответственным за свою жизнь, сам решать свои проблемы, не надеясь на то, что подоспеет помощь» — этим пронизано все искусство развитых стран. Достаточно вспомнить фильмы «Крепкий орешек», «Смертельное оружие», «Команда», «Рембо» и т. д. Чтобы не только выжить, но и достигнуть успеха, человек должен уметь правильно ставить цели и достигать их. И коучинг прекрасно помогает выполнять эти задачи в условиях западной культуры, в которой не принято решать проблемы со спиртным в обнимку или с подружками на кухне, как это происходит в России. Культуру формирования зрелой, уверенной в себе личности поддерживают и государства, к примеру в Америке государство следит за тем, чтобы на каждые 100 человек жителей был психолог/психотерапевт, а их услуги внесены в обязательное медицинское страхование. Поэтому специалисты по целям — большое подспорье в решении социальных программ и поддержании идеологии. Коучинг на Западе — это консультирование и поддержка людей в достижении целей, которым обучают социальных работников, педагогов; это инструмент создания общества людей с активной жизненной позицией, которые берут ответственность за свою жизнь.
Коучинг прекрасно обслуживает и потребность бизнес-сообщества в мотивации персонала, поскольку в условиях высокой конкуренции люди становятся одним из ключевых факторов успеха компании. Коучинг на Западе — это стиль менеджмента и управления персоналом, которому обучают менеджеров. Названия книг основоположника коучинга Джона Уитмора неумолимо свидетельствуют об этом: «Коучинг для производства», «Коучинг — новый стиль менеджмента и управления персоналом». Получившая всеобщее признание методика работы с целью «GROW» Джона Уитмора — владельца компании «Performance Consutants» — лежит в основе коучинга для менеджеров и социальных работников.
«GROW» — алгоритм работы с целью: 1й этап — постановка цели (Goal), 2й этап —исследование реальности, ее ресурсов, возможностей(Reality), выбор оптимальных вариантов, пути, разработка действия (Options), активизации воли (Will) к действию.
Помимо названного подхода к коучингу есть еще один подход — когда коучингом занимаются профессиональные психологи, относясь к нему гораздо шире и используя не только метод «GROW», а полный арсенал методологической базы определенной психологической (психотерапевтической) школы, которой они обучены: психоанализ, гештальтподход, юнгианский анализ, трансактный анализ, психодрама и т. д.
Таким образом, в руках психолога коучинг — это не только цель, а консультирование в рамках профессиональной деятельности клиента вообще. Поэтому в таком подходе возможно не только решать задачи, связанные с целями, но и проводить диагностику корпоративной среды, связей человека с предприятием, разрабатывать видение, миссию, устанавливать связи и приводить в соответствие разные уровни предприятия, помогать разрешать конфликты, находить точки приложения усилий и даже определять наилучшие направления для вкладывания денег в бизнесе, выбирать претендентов на должность и т. д. Таким образом, коучинг — это не строгая научная система, его можно сравнить с искусством, в котором очень много подходов.
Как используют слово «коучинг» у нас
В России, как всегда, западные технологии приобретают местный колорит. Коучинг в этом не исключение. Зачастую у нас не занимаются коучингом, а используют это слово для зарабатывания денег на несведущих потребителях. Как считает руководитель направления «Организационное консультирование» Московского института гештальта Юлия Баскина, в России коучинг — модное слово, его используют те психологи, которые в своем багаже ничего не имеют, кроме знаний, полученных в вузе. И автор полностью присоединяется к этому мнению, поясняя читателю, что, к сожалению, наше вузовское образование ретроспективное, реальных инструментов работы с человеком оно не дает, поэтому те, кто хочет работать с людьми, вынуждены получать еще одно коммерческое образование по западным стандартам по перечисленным выше направлениям. Для тех, кто не утруждает себя дополнительным профессиональным образованием, практика проведения 4–5 двухдневных сессий по коучингу, которые обычно практикуют столичные тренеры на периферии, очень удобно решает проблемы образования…на бумаге.
Гомерический смех вызывает некоторая литература по коучингу. Поскольку российский печатный бизнес предоставляет возможность издавать книги всем, кому хочется писать, бывают даже случаи, когда книги служат образцами на лекциях по патопсихологии. В такой ситуации плагиат западных книг — не самая большая беда и довольно распространенное явление (встречается даже в ростовских журналах). Хуже, когда книги по коучингу, претендующие на руководство к действию, пишутся людьми, далекими от психологии. К примеру в одной из таких книг — «Коучинг от А до Я» — автор с техническим образованием, но с регалиями международного коуча, рассуждает о нюансах, которые возникают в контексте психотерапевтических отношений с клиентом, в одну кучу замешиваются термины из всех психотерапевтических направлений. При этом начинающему коучу даются советы. Бумага русских книг стерпит все.
Но самая потрясающая вещь, которую довелось видеть автору этих строк, — встреча с менеджерами, которые амбициозно объявляли: «Да я сам — коуч!», при этом симптомы невроза были налицо.
Можно ли стать коучем за 10 дней? Конечно же, нет. Но бумажку о том, что ты коуч, получить в России можно.
Коуч по роду деятельности не дает советов и рекомендаций, его искусство — в задавании вопросов. Его задача — расширение арсенала возможностей, внутренних ресурсов клиента, при этом клиент делает свой выбор сам. Такая позиция коуча требует от него навыка безоценочного взгляда на клиента, толерантности — принятия клиента, эмпатичного отношения к нему, т. е. умений, которые развиваются только в ходе прохождения собственной психотерапии. Именно поэтому Санкт-Петербургский институт коучинга, где преподаватели — юнгианские аналитики, предлагает двухлетнее образование с обязательным прохождением психотерапии.
Кстати, психологическое образование получал и Джон Уитмор — бывший профессиональный гонщик.
Лариса Винникова,
директор психологического центра Гештальта
консалтинговой группы «Контакт»
g_contact@aaanet.ru