Библиотека » Бизнес-психология » Десять отличий хорошего мозгового штурма
Автор книги: Брюс Мау
Книга: Десять отличий хорошего мозгового штурма
Брюс Мау - Десять отличий хорошего мозгового штурма читать книгу онлайн
Нирвана, по остроумному наблюдению дизайнера Брюса Мау (автора известного манифеста творческого роста, кстати, переведенного на русский язык), — это такое состояние предмета, когда он полностью растворяется в среде, становится вездесущим и незаметным – например, как электропроводка или самолеты.
Такая вот нирвана происходит сейчас с выражением «мозговой штурм» — слово у всех на слуху. При этом, правда, мозговой штурм понимают просто как раскрепощение ума, отбрасывание рамок и правил, зачастую и не подозревая о том, что это конкретная методика, и как раз со своими рамками и правилами. Без них мозговой штурм — как самолет без взлетной полосы.
Как сделать мозговой штурм действительно эффективным? Как создавать больше ярких идей за меньшее время? Чтобы ответить на эти вопросы, я решил очередной раз поупражняться в жанре декалога и сформулировать десять отличий хорошего мозгового штурма.
- Группа может состоять из 6-12 человек. Если участников больше, есть смысл разбить их на две группы, если меньше, эффективность мозгового штурма, скорее всего, будет низкой. Пригласите в группу разных людей, не обязательно все они должны быть профессионалами в заданной теме, главное, чтобы это были яркие, интересные, энергичные люди. Не приглашайте троллей и теплохладных.
- Один из участников (не руководитель) выбирается ведущим, задача которого — следить за соблюдением правил и напоминать о ним участникам.
- Еще один человек выбирается для фиксации идей. Все высказанные идеи должны быть записаны, никакого отбора на этом этапе вести не нужно. Параллельно можно вести аудиозапись.
- Если члены группы незнакомы с техникой, будет полезно вначале провести 10-минутную разогревающую сессию на простую тему (дизайн затычки для ванной), во время которой отработать «узкие места» группы.
- Позволены любые идеи, даже самые нелепые и смешные. Не позволены высказывания типа «не хватит денег», «не примет начальство», «не купят потребители» и так далее. На сессии действует полный и безоговорочный запрет на критику.
- На время штурма участники снимают с себя все должностные полномочия. Руководителю вообще лучше сходить на это время в кино, и уж во всяком случае — не садиться во главе стола и не ставить оценок.
- Не нужно углубляться в развитие высказанной идеи, достаточно её кратко сформулировать.
- Продолжительность сессии — 20-30 минут. Желательно заканчивать сессию на всплеске активности, а не вследствие ее полного упадка.
- По окончании мозгового штурма список идей раздаётся участникам, чтобы они могли его пополнять идеями, которые часто продолжают возникать по окончании сессии.
- Классификация, развитие и оценка идей проводится позже (и иногда другой группой).