Библиотека » Групповая психотерапия и ведение тренингов » Дилтс Р. Управление креативным процессом в группе
Автор книги: Роберт Дилтс
Книга: Дилтс Р. Управление креативным процессом в группе
Роберт Дилтс - Дилтс Р. Управление креативным процессом в группе читать книгу онлайн
Процесс группового обучения: "раскадровка".
Множественность перспектив замысла и проблемного пространства.
При использовании любой стратегии мы должны полностью давать себе отчет в том, что прочность всей цепи определяется прочностью самого слабого ее звена. Другими словами, если какая-то часть стратегии слаба, она может полностью разбалансировать все. Иногда человек говорит: "Я не умею визуализировать, я не могу сделать того, что требуется от Мечтателя". Совершенно очевидно, что способность к творчеству будет определяться вашей способностью совершенствовать и употреблять свои пять чувств. Некоторые люди лучше всего чувствуют себя в роли Критика и 90% своей жизни проводят именно в этой роли. Именно здесь умение быть гибким по отношению к микростратегиям и играет решающую роль.
Разграничение различных процессов в каждом пункте помогает организовывать и координировать их, а также избегать наложений или взаимного "загрязнения" различных состояний.
Превращение критических заявлений в обычные вопросы позволяет избежать "негативных" эффектов, присущих Критику, и стимулировать Мечтателя.
Если творческий цикл надежно введен в действие, его можно обогатить процессами, стимулирующими латеральное мышление и бессознательное дозревание плана.
Творческий цикл группы или коллектива часто влечет за собой перемещения от крупных разбивок (масштабной картины или "видения") к мелким (выработка микроцелей для достижения более масштабной цели). Ключевой момент в управлении групповым творческим процессом заключается в способности разбивать привычные роли членов группы или команды на отдельные познавательные интерактивные процессы, создавая взаимодействие, необходимое для осуществления замысла. Например, цели, стимулирующие творчество, ставятся, как правило, в расчете на нечто в будущем. В фазе Мечтателя они более долгосрочные. В фазе Реалиста -- более краткосрочные.
Вовлекая и поощряя к творчеству других, важно уметь выявлять и приспосабливать к ситуации как физическое, так и психологические ограничения. Управление творческим циклом целой группы требует также введения определенных физических и психологических ограничений, которое направляют групповой процесс в той фазе творческого цикла, в которой она находится.
Различные этапы творческого процесса подразумевают также ограничивающие факторы, относящиеся к разным типам свидетельств. Одним из свидетельств процесса воображения может быть количество выработанных идей. Но для критика большое количество идей может рассматриваться как проблема.
Элементы метапрограммы в естественных группах часто бывают взаимозависимыми (например, сокращение временных рамок проекта способствует тому, что его участники больше сосредоточиваются на задании, а не взаимоотношениях). Как мы уже отмечали, существуют группы элементов метапрограммы, которые ассоциируются с Мечтателем, Критиком и Реалистом. Осведомленность об этих группах позволяет узнавать их в других, либо специально вызывать у людей их проявления.
Для эффективного группового творчества необходимо сочетать следующее:
- Все три стадии творческого цикла (Мечтатель, Реалист, Критик) и
- Различные точки зрения членов группы на всех трех стадиях.
Во время собраний часто может возникать осложнение, связанное с тем, что Мечтатель способен высказать нечто неординарное, вызывающее изумление окружающих и одновременно -- негативную реакцию Критика. Отвечая Критику, Мечтатель может начать запальчиво защищать свой замысел. Критик будет протестовать, еще сильнее подливая масла в огонь, и они не смогут вырваться из этого порочного круга, пока Реалист не скажет: "Наше время истекло. Пора вернуться к работе". В итоге получится лишь непримиримая борьба диаметрально противоположных мнений и никакого прогресса в развитии цикла, поскольку Мечтатель и Критик постоянно перебивают друг друга.
В эффективно действующей группе каждый будет стараться поддержать или содействовать другим: Мечтатель будет предлагать свои идеи Реалисту, который будет предлагать черновой проект Критику, который будет его оценивать, и т.д.
Важным фактором стимулирования коллективного творчества является поддержание равновесия в группе. С одной стороны, важно добиться как можно более полного раскрытия потенциала всех членов группы. С другой -- выявить и найти применение способностям отдельных лиц.
Диснеевская стратегия признает, что разные люди обладают различными способностями. Один человек более способен быть Мечтателем, другой -- Реалистом, третий -- Критиком. Один из методов стимулировать творчество в коллективе -- развивать у каждого умение проявлять себя на всех этих этапах. Другая стратегия заключается в выявлении и последующем использовании наиболее ярко выраженных способностей отдельных индивидуумов. При этом не следует закреплять за ними какую-то определенную роль, -- "навешивать ярлыки". Различные процессы по-разному стимулируют творческую способность на различных этапах творческого цикла. Если вы помните, у Диснея были разные комнаты для Мечтателя, Реалиста и Критика. Одна из комнат -- комната Мечтателя была сплошь увешана картинами, рисунками и цитатами, будящими воображение. В этой комнате был полный беспорядок и буйство красок. Никакой критики здесь на допускалось -- только фантазии! В качестве пространства Реалиста у мультипликаторов были их собственные рабочие столы, оснащенные самой совершенной техникой и рабочим инструментом, необходимыми им для передачи фантазий. Все столы стояли в одной большой комнате, в которой все мультипликаторы могли видеть друг друга и общаться между собой. Критику у Диснея была отведена маленькая каморка под лестницей, в которой можно было изучать и оценивать первичные карандашные наброски. Комната всегда казалась тесной и жарко натопленной, отчего ее и прозвали "карцером".
Одна из наиболее действенных форм группового обучения и творчества основывается на том, что каждый человек обладает своей собственной картой мира. Способ, с помощью которого проблема или идея конкретного индивидуума излагается кем-то еще, может сам по себе послужить средством прояснения этой проблемы или обогащения идеи.
Приводимый ниже процесс разработан для применения Диснеевских стратегий в естественном процессе группового обучения и совместного творчества. Это так называемое "горизонтальное видение". В "вертикальном видении", когда все решает руководитель, в межличностных отношениях изначально присутствует элемент иерархии -- начальник обеспечивает подчиненного "правильной картой". В "горизонтальном видении" подразумевается, что люди действуют на равных и никаких "правильных карт" не существует. Термин "видение" также имеет важный смысл. Одна из задач данного упражнения состоит в том, чтобы использовать визуальные и символические мыслительные стратегии в групповом контексте.
Упражнение прояснит, какое влияние различные способы представления и определения "проблемного пространства" плана или замысла оказывают на нашу способность к поиску потенциального пространства решений. Выполнять его лучше в группе из четырех человек, чтобы добиться достаточного разнообразия.
Упражнение проходит в три стадии: 1) Мечтателя; 2) Реалиста и 3) Критика.
На стадии Мечтателя один из участников группы -- "исследователь" должен описать план или замысел другим членам группы. Содержание замысла или плана ничем не ограничивается. Это может быть и деловой проект, и план летнего отдыха семьи -- в зависимости от взаимоотношений членов группы.
Слушая выступающего, члены группы должны следить за тем, чтобы их стратегия и физиология соответствовали перспективе Мечтателя. Например, вместо того чтобы критически оценивать или судить о замысле и возможности его выполнения, каждый участник группы на данном этапе должен постараться "ясно увидеть в своем сознании, как будет представлено каждое отдельное действие в данном повествовании". Когда члены группы будут пытаться увидеть "масштабную картину", им следует слушать с поднятой головой и обращенным вверх взглядом, в симметричной расслабленной позе.
Когда исследователь закончит описание "проблемного пространства", членам группы надлежит определить, был ли получен ответ на следующие вопросы "Мечтателя":
*_Что_*_ вы намереваетесь делать? (В противоположность тому, что вы намереваетесь ___прекратить___ делать, избежать или бросить.) _
*_Почему_*_ вы намереваетесь это делать? _
Какова цель этого?
*_Какова_*_ будет компенсация затраченных усилий? _
_Каким_*_ образом _*_вы узнаете, что вы ее получили? _
Когда вы ожидаете ее получить?
*_Куда_*_ вы стремитесь прийти в будущем, воплотив этот замысел ? _
*_Кем_*_ или подобным кому вы хотите стать в результате выполнения данного замысла?_
Этап Мечтателя в процессе "горизонтального видения" фокусируется на представлении и расширении восприятия проблемного пространства конкретного плана или замысла. Эти вопросы могут помочь исследователю и остальным членам группы расширить, обогатить и прояснить их мысленную картину проблемного пространства данного замысла или плана.
На следующем этапе упражнения каждый участник группы (включая исследователя) должен сделать несложную "раскадровку" плана или замысла. Данное "первое приближение" должно быть очень общим и включать весь план или замысел целиком. "Раскадровка" может быть выполнена в виде любой схемы или чернового наброска. Лучше всего сделать символическое или метафорическое изображение плана или замысла. Например, кто-то один может изобразить некий пейзаж, другой -- нарисовать какую-то группу символов -- прямоугольников, кружков и звездочек -- и соединить их линиями и стрелками.
Каждый должен самостоятельно сделать собственную репрезентативную карту, не заглядывая в рисунки других. Таким образом, каждый рисует свою собственную картину данного проблемного пространства, включая исследователя, который создает сводное изображение на основе всех четырех образных карт проблемного пространства. Затем участники группы обмениваются рисунками и обсуждают допущения и критерии, стоящие за каждым рисунком и толкованием. Сопоставление различных карт и допущений проблемного пространства обогащает представления о данном пространстве. "Видящие по горизонтали" должны дать объяснение своим рисункам, не выдвигая при этом никаких предложений или решений, не навязывая исследователю способ выражения замысла или плана, -- они всего лишь показывают и объясняют свою "раскадровку". Далее члены группы могут рассмотреть следующие вопросы "Реалиста".
*_Каким_*_ именно образом будет осуществлен данный замысел ?_*__*
*_Каким образом_*_ вы узнаете, что цель достигнута? Как опробуете критерии исполнения?_
*_Кто_*_ будет это делать? (Назначьте ответственных лиц и заручитесь согласием тех, кто будет приводить данный план в исполнение,)_
*_Когда_*_ будет осуществляться каждый этап? Когда будет выполнена общая задача?_
*_Где_*_ будет выполняться каждый этап ?_
*_Почему_*_ необходим каждый конкретный шаг?_
Во время обсуждения члены группы должны следить за тем, чтобы не отклоняться от стратегии и физиологии Реалиста. В процессе обсуждения всем членам группы следует сидеть прямо или слегка подавшись вперед, глядя прямо перед собой, выпрямив или слегка наклонив вперед голову. В когнитивном плане им следует действовать так, "как если бы" мечта осуществима и размышления касаются способов реализации данного замысла или плана. Следует установить приоритетность действий и определить, какие шаги нужно предпринять в краткосрочном плане. Каждому участнику группы также потребуется занять "вторую позицию" по отношению к другим участникам и взглянуть на план с нескольких разных точек зрения.
На стадии Критика в "горизонтальном видении" все отдельные "раскадровки" должны быть синтезированы в одну общую. Как правило, это осуществляет исследователь, который должен установить обратную связь с группой и посмотреть, как его собственная карта проблемного пространства была дополнена каждым из членов группы. Исследователь вновь формулирует данный план или замысел и осуществляет "следующее приближение" путем создания новой или комбинированной "раскадровки".
После этого группа должна рассмотреть данную раскадровку "повторным взглядом". В соответствии с рекомендацией Диснея, группа должна отойти "достаточно далеко", чтобы этот повторный взгляд был эффективным. При этом группа может либо сама перейти в другое место, либо удалить раскадровку на некоторое расстояние от себя. Затем члены группы приступают к рассмотрению следующих вопросов "Критика":
Отвечает ли данный план критериям и целям, лежавшим в его основе?
*_Почему_*_ кто-то мог бы возражать против этого нового замысла?_
*_На ком_*_ отразится этот новый замысел, кто может ему содействовать или воспрепятствовать, какие у них для этого причины и что им это сулит?_
*_Что_*_ положительного заключает в себе нынешний метод/ы ведения дел?_
*_Каким образом_*_ можно сохранить все положительное при осуществлении данного плана или замысла?_
*_Когда и где_*_ вы не хотели бы осуществлять данный план или замысел?_
В компании Диснея было принято, оценивая раскадровку, рассматривать несколько различных перспектив и критериев, например: 1) весь план целиком; 2) персонажей или индивидуумов, участвующих в осуществлении данного плана или испытывающих влияние от его реализации; и 3) конкретные действия данных индивидуумов.
При "повторном взгляде" членам группы следует строго придерживаться стратегии и физиологии Критика. Их цель состоит в том, чтобы, рассмотрев предмет с различных точек зрения и отыскав слабые места в ходе логических рассуждений о том, "что произойдет, если" возникнут проблемы, подобных проблем избежать. При этом весьма полезно сидеть в небрежной позе, с опущенной, слегка склоненной набок головой и взглядом, также обращенным вниз.
Для того чтобы быть "конструктивными" критиками, участники группы прежде всего должны определить, какие критерии были соблюдены и, по мере возможности, сформулировать свои "критические замечания" в форме вопросов.
После того как все вопросы собраны воедино, группа может назначить нового "исследователя" или же может продолжить циклическое повторение всех фаз, постепенно дорабатывая данный план.
Итак, весь процесс сводится к следующим этапам:
- Исследователь излагает (в течение 5 минут) план или замысел. Члены группы используют стратегию и физиологию Мечтателя.
- Члены группы изучают вопросы Мечтателя, чтобы яснее и полнее воспринять "проблемное пространство" плана или замысла.
- Каждый, включая исследователя, рисует простую "раскадровку" или визуальную карту проблемного пространства (это должно занимать не более 5 минут).
- Участники группы сравнивают рисунки, поясняют их и обсуждают лежащие в их основе критерии и допущения. Обсуждение рисунка каждого участника также не должно продолжаться более 5 минут.
- После этого члены группы переходят к вопросам Реалиста, используя его стратегию и физиологию, чтобы определить дальнейшие конкретные шаги и действия.
- Все отдельные "раскадровки" синтезируются "исследователем" в одну общую, после чего следуют вопросы Критика с использованием достаточно "удаленной" стратегии и физиологии.
- Группа продолжает циклическое движение через все фазы, постепенно дорабатывая этот план.