Библиотека » Групповая психотерапия и ведение тренингов » Лори М. Стадии группового лечения

Автор книги: Лори М.

Книга: Лори М. Стадии группового лечения

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Лори М. - Лори М. Стадии группового лечения читать книгу онлайн

М. Лори. Стадии группового лечения

Misel Lory T., M.S.W.
Stages of group treatment
TAJ, 1975, V.5, N4. – P.385-391.

Группы движутся через различные стадии. Эти стадии отделены друг от друга, хотя и взаимосвязаны. Каждая стадия имеет характеристики, уникальные для нее. Эта статья является попыткой определить эти различные стадии и поделиться тем, что по моим наблюдениям происходит в каждой стадии. Я классифицировал эти стадии как Поиск, Схватывание,  Понимание, Группа и Привычка, как показано на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Диаграмма стадий группы.

ПОИСК (Grope)
В течении этой стадии, которая может занимать до шести встреч, преобладают трансакции между членами группы и ведущим. Члены группы обычно находятся в своих Адаптированных Детях, «пытаясь делать то, что ожидается на групповых сессиях». Они  в «Поиске» того, как они могут быть членами группы.
Роль терапевта
Терапевт может выбрать активную роль на этой стадии. Он должен взять на себя ответственность за пересечение главных внутренних границ группы [1]. Он должен объяснить групповые процедуры и установить организационные рамки. Это может включать в себя такие вещи, как дата, время, продолжительность групповой сессии, правила по поводу использования лекарств, выпивки, секса, конфиденциальности, ответственности каждого члена группы за себя и других и свою ответственность как терапевта в группе.
Терапевт становится моделью того, как конфронтировать, поглаживать и быть искренним. Он может объяснять группе теорию и концепции в общих и конкретных целях.
Контракты
На этой стадии, теоретически в ходе первой сессии, необходимо установить и зафиксировать контракты. Замечено, что часто сделать это довольно трудно, потому что члены группы на данной стадии обычно находятся в своем Адаптированном Дитя. Следовательно, многие их первоначальные контракты исходят из их Адаптированного Дитя, «говорящего как Взрослый». Представляется, что группа останется на стадии поиска до тех пор, пока группа и терапевт сопротивляются установлению жестких (hard) контрактов. Я обнаружил, что групповой процесс углубляется, когда каждый член группы устанавливает «твердый внешний и твердый внутренний контракты». Твердый внешний контракт относится к тому, что член группы будет делать для себя в течение недели за пределами группы. Это должно быть что-то конкретное, достижимое и включать элемент риска. Я нахожу, что фактор риска является важным для акцентирования и объяснения. Новое продуктивное поведение сначала может быть рискованным. Этот риск является причиной того, почему человек сопротивлялся данному поведению ранее. Твердые внутренние контракты являются конкретными вещами, которые индивиды должны делать в течение групповой сессии, например: конфронтировать других членов группы, когда ни чувствуют, что их обесценивают; просить поглаживания и т.д.
Я подчеркиваю, что группа начнет продвигаться только если каждый ее член установил твердый внешний и твердый внутренний контракт, и когда каждый член знает, каков контракт всех других участников. Я обращаю внимание на то, что ответственностью каждого участника является знать не только свой собственный контракт, но и также хорошо знать контракт любого другого члена группы.
Групповой процесс
Berne определяет процесс как «трансакции, которые прямо не затрагивают групповую деятельность» [2]. Я нахожу, что это определение не операциональным и предлагаю другое определение группового процесса. Он представляется взаимодействием мыслей, установок, чувств и действий людей, собранных в одном месте и с одной целью.
Групповое имаго
Групповое имаго [3] во время этой стадии показывает 20% дифференциацию, при которой индивиды имеют тенденцию видеть только себя самих и терапевта (смотри рисунок 2). Установленная ответственность знать контракты каждого другого участника помогает ускорить увеличение процента дифференциации. Это групповое правило побуждает членов группы смотреть не только на самих себя, но и на других.
Групповая динамика
На этой стадии конфронтации и трансакции обычно инициирует терапевт [4]. Нужно заметить, что терапевт инициирует и пересекает главные внутренние границы, как это показано на рисунке 3.

Рисунок 2. Стадия поиска в групповом лечении           Рисунок 3.
 



 

СХВАТЫВАНИЕ (Grasp)
Эта стадия обычно начинается между третьей и шестой сессиями. Она характеризуется тем, что участники группы используют лечебные слова и спрашивают теоретическую информацию. Появляется игра «Зеленый дом» (Greenhouse), и у членов группы имеется тенденция потворствовать своим рэкетам. Особенно показательными для этой стадии являются те лица, которые имеют рэкеты печали, беспомощности и смущения.
Посещаемость является значимым фактором для этой стадии. Люди начинают сопротивляться посещению, а некоторые решают выйти из группы. Замечено, что люди склонны бросать группу после первой и третьей сессий. Эти люди имеют в себе элемент нежелания разрешить проблему.
Роль терапевта
Терапевт должен продолжать активно конфронтировать обесценивания участников группы. Контракты нужно пересмотреть и прояснить. Группа все еще избегает иметь дело с аутентичными чувствами, и ответственностью терапевта является конфронтация этого. Он может использовать свой собственный пример для объяснения и прояснения теоретических вопросов. Терапевт может позволить членам группы «гнуть» свои ТА знания, пока они схватывают стиль и устанавливают групповой канон [5]. Я обращаю внимание, что групповой канон является наиболее важным фактором, влияющим на индивидуальные изменения в группе. Мудрый терапевт должен поймать, что его значение в группе будет постепенно уменьшаться по мере того, как члены группы будут становиться более искушенными и смогут конфронтировать друг друга. Он также должен понимать важность группы и ее канона и должен начать использовать свое мастерство, чтобы помочь группе выработать канон, базирующийся на взаимном уважении, где конфронтации и ответственность за себя и членов группы являются основой канона. Терапевт моделирует то, каким должен быть канон.
Контракты
Контракты нужно перезаключить, оценить и модифицировать. Как говорилось ранее, до этого момента контракты могли быть заключены из Адаптированного Дитя. Те участники, которые отказываются заключить контракт должны быть изгнаны терапевтом из группы. Это помогает усилить канон и мотивирует людей к заключению Взрослых контрактов.
В данной точке у членов группы существует тенденция «забывать»,  каков их контакт. Это является динамикой сопротивления, и участники группы должны конфронтировать тех, кто так делает. С этим сопротивлением нужно справиться прежде, чем группа сможет эффективно перейти к следующей стадии.
Групповой процесс
На этой стадии группа схватывает концепции и действует подобно терапевту. У членов группы имеется тенденция «давать пластиковые поглаживания» (throw marshmallows) и «действовать так, как будто» они искренни. Я вижу это как процесс «пробы почвы», чтобы проверить, безопасна ли группа и заслуживает ли терапевт доверия. Только когда они убедятся, что группа – безопасное место, они начнут проявлять себя такими, какие они есть на самом деле, но не ранее.
Групповое имаго
В нашей группе из 10 членов мы видим процент дифференциации приблизительно равный 40% (смотри рисунок 4). Члены группы склонны различать тех участников, которые знают их контракты, ответственны за их чувства и мысли и, наиболее важно, они будут дифференцировать членов, которые будут конфронтировать их пассивность.

Рисунок 4. Стадия схватывания в групповом лечении
 

 


Рисунок 5.

 

            Групповая динамика
Большее количество трансакций пересекают второстепенные внутренние границы на этой стадии, чем на предыдущей стадии поиска (смотри рисунок 5). Терапевт может все еще иметь наибольший процент пересекающих границы трансакций. Количество пересекающих границы трансакций увеличивается по мере того, как члены группы аутентично конфронтируют друг друга. «Пластиковые поглаживания» (marshmallows) не считается пересечением границы. Аутентичные поглаживания и конфронтации – считаются.

ПОНИМАНИЕ (Gripe)
Эта стадия начинается между шестой и двадцатой сессией. Лечение на этой стадии становится аутентично плотным. Участники имеют Разрешение понимать и чувствовать. Это понимание направлено на себя самих, супругов, родителей и, наиболее важно, на членов группы и терапевта. Участники, которые были конфронтированы по поводу их пассивности и рэкетов, начинают активно изменяться. Денежные вопросы привносятся в группу, и прорабатывается пассивное сопротивление оплате. Терапевт конфронтируется, и члены группы перестают видеть его как «Будду» [6]. Групповой канон начинает затвердевать, и можно слышать, как участники говорят о группе «Мы», и ссылаясь на группу скажут «Наша группа» или «За что мы стоим».
Роль терапевта
Главная роль терапевта на этой стадии – позволить членам группы конфронтировать его в том, как он действует. Члены группы должны индивидуально или коллективно направлять его к цели и оспаривать его лидерство. Это рассматривается как здоровая динамика и является необходимым для индивидуальной и групповой автономии. Роль терапевта – оставаться во Взрослом, слушать и реагировать на эти конфронтации. Некоторые направленные на него конфронтации, являющиеся игровыми по природе, необходимо конфронтировать. Однако другие конфронтации, являющиеся истинными и заслуживающими доверия, должны быть выслушаны и признаны.  Участников, предложивших эти искренние конфронтации, следует погладить и сказать, что их наблюдения верны и/или заслуживают доверия. Такое отношение со стороны терапевта дает участникам группы возможность прояснить трансферентные искажения и увидеть терапевта как человека вместо того, чтобы видеть его как непогрешимого «волшебника».
Контракты
Представляется, что контракты на этой стадии становятся естественно жесткими и конкретными. Члены группы выглядят как имеющие еще больше Разрешений думать ясно и устанавливать полноценные контракты. Члены группы увидят, что другие участники производят изменения в своей жизни, и, пытаясь «поддержать», они также рискнут изменить свое поведение. До этого момента у них был элемент избегания риска в группе. Поскольку некоторые участники становятся более смелыми – в следствии чего они будет конфронтировать терапевта – другие также получают Разрешение быть более открытыми. (Здесь я хочу заметить, что ответственность на этой стадии не означает, что терапевт должен стараться быть «одним из членов банды». Я имею в виду, что члены группы могут видеть терапевта после того, как они конфронтировали его, и взаимодействовать с ним в искренней манере.)
Групповой процесс
Я чувствую, что стадия понимания является самой решающей стадией группового процесса в ТА. Многие из нас, пытаясь проводить лечение на позитивном уровне, показывают группе, что быть негативным является не-ОК. Действительно, это необходимо, важно и теоретически разрешает и поощряет понимание. (Я скажу об этом в следующей статье.)
К этому моменту группа сплачивается. Участники становятся друзьями и начинают проводить время друг с другом вне группы. Они могли делать это и на более ранних стадиях, но теперь они начинают говорить о том, что происходит за пределами групповых сессий. Если терапевт сделал свою работу, участники будут конфронтировать друг друга во время группы по поводу спорных поступков за пределами группы. Я считаю, что такая динамика крайне значима. Она отражает зрелость группового канона. Социальная активность после группы иногда используется для сопротивления конфронтациям внутри группы. Это особенно значимо, когда члены группы пьют вместе и/или делают друг другу сексуальные предложения, а затем используют эту динамику как оправдание для выхода из группы или пассивного поведения.
Групповое имаго
Процент дифференцированности на этой стадии даже больше, чем на предыдующей (смотри рисунок 6). Представляется, что когда участники способны конфронтировать терапевта и видеть его таким, какой он есть, они также имеют Разрешение конфронтировать друг друга, и видеть, какие они есть.

Рисунок 6. Стадия понимания в групповом лечении
 

 


Рисунок 7.
 

 


            Групповая динамика
Участники группы проявляют инициативу в значимом пересечении главной внутренней границы и, следовательно, они имеют больше Разрешений для значимого пересечения второстепенных внутренних границ (смотри рисунок 7).

ГРУППА (Group)
Это удовлетворяющая стадия для всех. Участники имеют определенное чувство принадлежности к группе, и кроме того – растущее чувство индивидуальной автономии. Вместо страха риска в группе они наслаждаются утверждением и признанием того, кто они есть. Группа имеет дело со «здесь-и-сейчас». Чувствуется безопасность обмена как позитивными, так и негативными поглаживаниями. Конфронтации между членами и лидером прямые и простые. Обесценивания, рэкеты и игры прорабатываются открытым образом. Участники чувствуют себя хорошо и выглядят желающими сдать «не-ОКный» материал. Участники готовятся покинуть группу.
Роль терапевта
Я полагаю, что на этой стадии терапевт меняет свою роль. Участники группы могут быть очень искушенными в использовании самих себя в качестве лечащих лиц. Группа наполнена лидерами, и терапевт может себя хорошо чувствовать в данном отношении. Ему не нужно играть столь активную роль как прежде. Он может слегка расслабиться, быть тем, кто он есть, и радоваться своим друзьям, конфронтируя тех, кто нуждается в этом, и предлагать часть своих более конкретных знаний о теории лечения.
Контракты
Во время этой стадии контракты пересматриваются. Участники оценивают, откуда они начали и завершают незаконченные дела.
Групповое имаго
Представляется, что фактор дифференциации на этой стадии достигает 80-90%. Это уровень, где самоактуализация и автономия становятся усиленными (смотри рисунок 8).

Рисунок 8. Стадия группы в групповом лечении
 

 


Рисунок 9.

 

            Групповая динамика
Я обращаю внимание на то, что главная внутренняя граница на этой стадии становится второстепенной внутренней границей. Границы пересекаются во всех направлениях, и терапевту необходимо пересекать границы с гораздо более низкой частотой (смотри рисунок 9).


ПРИВЫЧКА (Groove)
Это теоретическая стадия группового лечения, которая в реальности никогда не достигается. Она предлагается в качестве идеализированного образца для достижения. Главной характеристикой этой стадии является то, что каждый участник группы является самоактуализированным, автономным индивидом, способным достигать интимности с каждым другим членом группы. Контракты не являются вопросом, члены группы связаны и встречаются друг с другом из-за их уважения, любви и высокого взаимного признания. Деструктивное поведение отсутствует, имеется только конструктивное.
Роль терапевта
Сам по себе терапевт не имеет роли. Другие участники группы знают также много или даже больше, чем он. Терапевт учится у них. Терапевт позволяет себе всецело быть тем, кто он есть.
Групповое имаго
Групповое имаго не применимо в данной стадии. (Это частично верно и на других стадиях для некоторых членов группы, но не для всей группы в целом.) Имаго – это рисунок трансферентных искажений. То, что может быть использовано здесь – это моя диаграмма группы (смотри рисунок 10). На этой стадии нет трансферентных искажений, а присутствуют только индивиды, которые воспринимают друг друга такими, какие они есть.
Групповая динамика
Главная внутренняя граница отсутствует, отмечаются лишь частичные вторичные внутренние границы (смотри рисунок 10). Группа находится в состоянии интимности.

Рисунок 10. Стадия привычки в групповом лечении
 

 


РЕЗЮМЕ
Группы проходят через реально наблюдаемые стадии, которые могут быть классифицированы как Поиск, Схватывание,  Понимание, Группа и Привычка. Эти стадии подвижны и находятся в постоянном изменении. Они перемещаются вперед и назад. Они взаимосвязаны (смотри рисунки стадий группы). На одной неделе можно увидеть группу на стадии Группы, а на следующей – на стадии Схватывания. Среди многих факторов, которые влияют на эту подвижность, можно отметить выход или появление новых участников группы, доверие к терапевту, сопротивление заключению жестких внешних и внутренних контрактов, неясный и/или негативный групповой канон и т.д. Особо отмечается и подчеркивается искусность, с которой лидер руководит самим собой в группе, как личностно, так и профессионально. Если ему доверяют, он может вести группу к Групповой стадии. Чем быстрее он продвинет группу на Групповую стадию, тем лучше он как терапевт.
Процесс ускоряется, когда терапевт сознательно фокусируется на установлении динамичного группового канона. Чтобы сделать это, терапевт должен определить свои приоритеты и знать их все время. Группа будет моделировать свой канон с него. Если его приоритетами являются пассивность, хитрость и ненадежность, группа использует эти особенности для создания похожего канона. Если он теплый, знающий, откровенный, позволяет людям быть ОК и настаивает на индивидуальной и групповой ответственности, группа возьмет свой канон из этого. Кратко говоря, твердо установленный канон является важным для успешного проведения группы через все стадии лечения.

LoryT.Misel, M.S.W., A.C.S.W., Временный Обучающий Член ITAA в клинической области занимается частной практикой в Seattle, Washington.

ССЫЛКИ
  1. Berne, E. Principles of Group Treatment. Grove Press, New York, 1966.
  2. Там же
  3. Там же
  4. Там же
  5. Berne, E. The Structure of Dynamics of Organizations and Groups. Grove Press, New York, 1966.
  6. Kapp, S. If You Meet the Buddha on the Road, Kill Him! Science and Behavioral Books, Palo Alto, California, 1972.

 

ЗАМЕТКИ РЕДАКТОРА

Данные выводы адекватны только для открытых амбулаторных психотерапевтических групп. Существуют доказательства, что другие типы групп (тренинговые группы, административные группы, группы конфронтации,  «тим-билдинг группы и т.д.) имеют существенно иную историю, и что «Привычные» группы могут и существуют. M.G.