Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » «Публичность» как экстремальный фактор групповой изоляции
Автор книги:
Книга: «Публичность» как экстремальный фактор групповой изоляции
- «Публичность» как экстремальный фактор групповой изоляции читать книгу онлайн
Фрагменты из книги «Психологические проблемы межпланетного полета». М.,1975. С.92-100.
Одно из величайших мучений — это не иметь возможности быть одному,
вечно быть под взглядом...
С. С. Корсаков
О значении этого фактора мы можем составить представление, проанализировав решение Р. Бэрда провести зимовку во время своей второй своих расчетах. Жизнь в одиночестве в маленькой хижине, в безмолвном окружении снегов в полярную ночь А. А. Леонов, В. И. Лебедев экспедиции в Антарктику на леднике Росса в одиночестве, хотя имелась возможность взять кого-либо к себе в «напарники». Это решение он обосновал следующим образом: «Руководствуясь соображением опыта, зная специфические условия жизни в полярных областях и воздействие их на психику человека, я после долгих размышлений пришел к заключению, что оставить на станции двух зимовщиков было бы в высшей степени неразумно. Ведь не надо забывать, что этот метеорологический форпост находится в глубине ледяного барьера росса, и жителям его предстояло полное одиночество в течение не менее семи месяцев, причем четыре из них они провели бы в абсолютной темноте при самых неблагоприятных условиях, какие только можно было себе представить на земном шаре. Жизнь на станции во многих отношениях напоминала бы жизнь на темной, мертвой, замерзшей планете, и в течение долгих недель станция была бы столь же недосягаема, как и далекая планета. И вот в этом ледяном погребе на краю света, в гнетущую полярную ночь, при тусклом свете фонарика, в тесноте и неудобстве ютятся два человека. Какое бы ни было их настроение, их душевное состояние, они вечно на виду друг у друга, ибо уйти им некуда. Каждый лишний шаг, каждый жест, каждое невзначай брошенное слово одного может вызвать бесконечное раздражение второго, потому что всякая мелочь приобретает чудовищное значение. Какие нервы могут выдержать такое постоянное напряжение? Можно ли при таких условиях предугадать реакцию своего лучшего друга или быть совершенно уверенным в собственном состоянии и восприятии? Разумеется, не исключена возможность, что два человека при таком сожительстве достигнут полной душевной гармонии. Нет ничего невозможного на свете, в особенности, когда речь идет о человеческой психике. Но все же я лично предпочитал полное одиночество опасности возненавидеть своего товарища или стать ненавистным ему».
Прийти к такому выводу Р. Бэрд имел полное основание: «Во время своей первой зимовки в Литл-Америке, — писал он, — я много часов провел с человеком, который находился на грани убийства или самоубийства из-за воображаемого преследования со стороны другого человека, бывшего ранее его верным Другом. От этого никто не гарантирован».
Однако, он просчитался превратилась для него в кошмарное существование.
После трех месяцев одиночества Бэрд оценил свое состояние как депрессивное. Он стал бояться отравления угарным газом от печки в помещении, обвала крыши от снега и того, что он не будет своевременно спасен. Затем апатия так подействовала на него, что он перестал заботиться о еде, о поддержании тепла и гигиене своего тела. Он лежал в постели безо всяких желаний, и у него появились галлюцинации.
О том, что это так, свидетельствуют и экспериментальные исследования. Мы уже говорили, что при помощи телевидения и других устройств в условиях сурдокамеры за испытуемым ведется непрерывное наблюдение. Состояние испытуемых, находящихся под постоянным наблюдением, получило в работе О. Н. Кузнецова название «публичность одиночества». Одна из испытательниц Н. в отчетном докладе после эксперимента рассказывала: «Больше всего меня угнетало не одиночество, я привыкла и люблю его, а то, что за мной наблюдали».
Чем же можно объяснить психологические механизмы этого явления? Согласно теории «социальных ролей личности», в поведении людей всегда есть нечто заданное обществом, его нормами, запретами и традициями. При выполнении той или другой функциональной роли человек становится в какой-то мере «актером на великой сцене жизни». Так, руководитель на глазах своих подчиненных невольно ведет себя иначе, чем в домашней обстановке. Есть много поведенческих действий, которые человек вряд ли решится совершить в присутствии других. О том, как люди различно ведут себя в обществе и в одиночестве, свидетельствуют также многочисленные кинодокументы, отснятые «скрытой камерой».
Когда человек знает, что за ним наблюдают, он старается постоянно удержаться в какой-то ролевой функции и скрыть от других все то, что его обуревает в данный момент. В экспериментах по длительной изоляции в условиях сурдокамеры можно было увидеть своеобразные картины поведения различных испытуемых, в частности, женщин. Испытуемая А. скованна, по сравнению с обычным поведением у нее наблюдается заторможенность, движения экономичные, строго необходимые для выполняемой деятельности. По образному выражению одного из наблюдавших, испытуемая «как бы сжалась в комочек», желая скрыть свой внутренний мир от назойливого взгляда экспериментатора.
У испытуемой Б. постоянная любезная, однообразная, несколько обезличенная эмоционально, маловыразительная улыбка. Движения ее и позы как бы продуманы и нарочито изящны, что неестественно для ненаблюдаемого одиночества. Испытуемая «как бы подает себя экспериментатору». Испытуемая Г, на протяжении опыта озабоченно суетлива, искусственно весела. Непосредственность ее несколько неестественна.
Такая «игра» на зрителя вызывает постоянное напряжение нервной системы (а это обусловливает тягостные переживания) и бесконечно долго продолжаться не может. Об этом процессе в условиях групповой изоляции Р. Бэрд пишет следующее: «Люди могут в полном согласии работать вместе при свете солнца, когда труд поглощает их энергию, а условия жизни позволяют отстранится друг от друга, если какая-нибудь случайная причина вызовет их нервное раздражение. При таких условиях умный и сдержанный человек может замаскировать свои истинные чувства и даже свою внутреннюю сущность. В этом отношении ему помогает то обстоятельство, что у его товарищей нет ни времени, ни желания проникнуть в его душу. Совсем иначе обстоит дело в полярную ночь. Уйти некуда. Вся жизнь ограничена четырьмя стенами, и все, что ты делаешь, говоришь, даже думаешь, становится достоянием всех. Товарищи постоянно наблюдают за тобой — кто открыто, кто тайком — ведь досуга так много! А когда сорок различных индивидуальностей ведут скученное существование в течение долгих месяцев, неизбежно назревают всевозможные столкновения — не физического, а скорее психологического характера. Тут уж никого не обманешь. Рано или поздно должна вскрыться внутренняя сущность человека, и только она одна играет роль, только по ней судят о человеке. Этот неизбежный процесс может превратить полярную ночь для некоторой категории людей в кромешный ад».
«Исследователи единодушны во мнении, — отмечают В. В. Борискин и С. Б. Слевич, — что основной фактор, определяющий эмоциональные реакции отдельных лиц и коллектива в целом — это ограниченность жизни пределами станции. Именно этот фактор, а не холодный климат, не опасности работы и трудности быта определяют психологическую адаптацию членов зимовки. Человек, постоянно находясь в обществе одних и тех же людей, вынужден строго контролировать свои эмоции. И чем меньше людей на станции, тем больше психическая напряженность... При изоляции в тяжелых природных условиях ярко проявляются как хорошие, так и плохие черты характера. Недовольство, зародившееся у одного, может быстро заразить всю экспедицию».
Этот «ад», по выражению Р. Бэрда, для некоторой категории людей заканчивается развитием реактивных психозов, получивших название у полярных исследователей «экспедиционное бешенство». Так, по данным Ф. Лоу, в 1959 г. с американских антарктических станций было эвакуировано шесть душевнобольных человек. Он пишет, что возникали психические заболевания и на австралийских антарктических станциях. Конечно, в развитии психозов в экспедиционных условиях повинна не одна какая-либо причина, например, совместное проживание, а их комплекс. Однако и сам по себе фактор постоянной «публичности» человека может служить причиной развития реактивного психоза, что подтверждается следующим наблюдением.
Как уже было отмечено выше, при длительном сурдокамерном эксперименте испытуемая Н. тягостно переживала не столько состояние изоляции и одиночества, а то, что за ней непрерывно наблюдали. Эта мысль не покидала ее не только в нерегламентированное время, но и сопровождала как постоянный аккомпанемент в период выполнения работы, предусмотренной программой. Испытуемая рассказывала, что постоянно следила за собой, боясь «выглядеть неприлично». В конце опыта ей даже стало казаться, что наблюдатели, находящиеся в аппаратной, могут читать ее мысли по лицу, глазам, мимике, по любым мелким движениям, «что она полностью раскрыта», что все ее мысли могут быть прочитаны по электроэнцефалографическим записям. Это состояние «раскрытости» для нее было крайне тягостным. Свои переживания испытуемая расценивала если не как болезненные, то, во всяком случае, необычные и неприятные. Она безуспешно пыталась бороться с ними, а после выхода из сурдокамеры чувствовала себя некоторое время неловко с сотрудниками, проводящими эксперимент. Мысли, что о ней известно больше, чем бы она хотела, не покидали ее. Только через 10-12 дней она вошла в норму. Такое состояние следует рассматривать, по-видимому, не как развившееся нервно-психическое заболевание, а как пограничную, переходную фазу от здоровья к болезни.
Судя по литературным данным, в некоторых случаях участники экспедиций, проживающие в групповой изоляции, через определенное время перестают стесняться друг друга. Сопоставляя плавание на «Ра-1» и «Ра-2», Ю. А. Сенкевич пишет, что во втором плавании обнаружилось, «что мы перестали друг друга стесняться. Разгуливаем, фигурально говоря, в неглиже, не боимся ненароком задеть собеседника словом или жестом, откровенность наших реплик иногда чрезмерна и граничит с бестактностью». В других случаях происходит полная раскрытость своего душевного мира друг перед другом.
Чтобы сделать «жизнь более сносной» 7-10 человекам, живущим в условиях групповой изоляции в экспедиционных условиях, Марио Маре считает, что при строительстве помещений для полярных зимовок необходимо предусмотреть, «чтобы у каждого члена экспедиции была отдельная, хотя и маленькая комната. Это условие, необходимо для морального здоровья обитателей...» А вот что пишет К. Борхгревинк, который в составе экспедиции из 10 человек провел зимовку в Антарктиде в 1899-1900 годы: «Деревянные койки располагались вдоль стен одна над другой. По совету врача койки были забраны переборками, так что нам приходилось влезать в них и вылезать через отверстия, занавешенные куском материи. Доктор считал, что многим полезно и даже необходимо по временам оставаться в одиночестве; правильность этого вскоре подтвердилась. Когда мы лежали, отгороженные от всего мира, на своих койках, последние по своему уюту и убранству могли, конечно, казаться нам модернизированным гробом. Но такое размещение вполне оправдалось на практике. На протяжении антарктической ночи мы так надоели друг другу, что иногда можно было наблюдать следующую картину: кто-нибудь, собираясь вылезти, осторожно поднимает свою занавеску, чтобы убедиться, что в комнате нет чужого ненавистного лица. Увидя товарища, который уже выбрался из своей койки, чтобы глотнуть свежего воздуха, он снова задергивает свою занавеску, как если бы увидел отрубленную голову медузы». В годичном гермокамерном эксперименте испытуемые через каждые десять дней менялись спальными полками, расположенными в виде яруса, как в железнодорожном вагоне. А. Н. Божко пишет, что каждый с нетерпением ждал своей очереди попасть на верхнюю полку, так как она «позволяет максимально изолироваться».
О потребности членов экспедиции в уединении у Р. Бэрда мы находим следующее: «Было у нас несколько человек, которые, невзирая на холод, ежедневно выходили на прогулку. Иногда мы шли группами, но чаще гуляли поодиночке ...потому что каждому хотелось побыть наедине с собой. Несколько минут одиночества и созерцания под высоким сводом небес действовали весьма благотворно». «Мы радовались наступлению ночи, — рассказывал Э. Брен, — ибо, когда наступала ночь, мы не видели друг друга».
Опыт показывает, что человека сильнее всего раздражает то, что находится в большой зависимости от него, на что он может в наибольшей мере воздействовать. Наименее эмоциональны те раздражители, на которые человек не может воздействовать. Вот почему человек, живущий в группе, должен научиться мысленно «переводить» раздражители из, казалось бы, доступных его влиянию в недоступные. «Так, — пишет Алякринский, — если источником раздражения является особенность речи партнера, его медлительность или, наоборот, высокая подвижность, следует убедить себя в том, что эти черты личности партнера не являются нарочитыми и не зависят от него, так же как его рост, цвет волос и т. п. Следует представить себе, что и партнеру могут быть неприятны некоторые присущие мне особенности и что, следовательно, я не имею права осуждать его, быть недовольным им. Так постепенно вырабатывается способность к объективированию психического облика своих товарищей по группе и тем самым ослаблению вызываемых ими отрицательных эмоций».
Он далее указывает, что тренирующийся должен быть «нацелен» на проявление «максимальной бдительности» в отношении зарождающихся у него отрицательных эмоций. Он должен научиться переводить в фокус своего сознания эмоцию, формирующуюся где-то на его периферии, связанную с партнером по группе. Автор подчеркивает, что «даже незначительное, быстро исчезнувшее раздражение не должно проходить незамеченным каждым членом группы. Следует отдавать себе отчет, что это мимолетное чувство может перерасти в сильную, уже плохо управляемую эмоцию». Следовательно, каждый из членов группы должен устанавливать причину отрицательной эмоции и подавлять ее. Своеобразный метод снятия психической напряженности во взаимоотношениях был эмпирически найден испытателями в годичном эксперименте. «Мы решили, — пишет А. Н. Божко, — при трениях откровенно и спокойно обсуждать предмет ссоры, вникать в ее суть. При этом соблюдать одно правило: каждый должен говорить о своих собственных ошибках. Критика другого запрещена. Результаты оказались отличными. У нас даже появился термин "оздоровить отношения"».
«Дренажом» отрицательных эмоций в условиях групповой изоляции может явиться ведение дневниковых записей. Подтверждением этому могут служить выдержки из дневниковых записей двух испытателей, у которых возникла психическая напряженность в групповой изоляции.
«В таких условиях, — пишет А. Н. Божко, — когда нет возможности "излить душу", дневник становится единственным молчаливым другом и всегда верным союзником. Кроме того, он позволяет взглянуть на события вчерашнего дня с позиций сегодняшнего, а такой анализ всегда полезен... Он способен "разрядить" накалившуюся обстановку, а также помочь критически оценить свои поступки и поступки товарищей. Он хорошее средство подавления раздражения и помогает запечатлеть интересные события нашей жизни. Наконец, работа над дневником заполняет свободное время, не дает развиться безделью — самому страшному врагу в условиях изоляции. Вот почему день за днем я веду дневник событий нашей жизни. То же делает и Герман и, вероятно, по тем же соображениям».
О благотворном влиянии дневниковых записей интимного характера в условиях групповой изоляции пишут Борхгревинк, Бэрд и др. Небезынтересно также, что для многих писателей процесс творчества являлся «освобождением» от чувств и переживаний которые переполняли их до крайнего предела. Об этом состоянии Ламартин пишет: «Пусть будет благословен тот, кто выдумал письменность, этот разговор человека со своей собственной мыслью, это средство снятия бремени с его души. Он| предотвратил не одно самоубийство». Арнаудов в этой же работе приводит следующие слова писателя Яворова: «Из моей души всегда исчезало страдание, если я находил слово высказать его».. Яворову вторит французский писатель Андре Жид, который пишет, что «если бы ему помешали создать книги, он бы покончил] жизнь самоубийством».
Б. С. Алякринский считает, что дневник как средство изживания негативных эмоций только тогда оправдывает свое назначение, «когда его автор преимущественное внимание уделяет! анализу своего поведения в группе, своих переживаний в отношении других членов группы, когда он предельно откровенно и s самокритично рассматривает все случаи назревавшего или уже возникшего конфликта и долю своей вины в этом».