Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Вахов В. П. Зависимость антистрессовых тренингов от особенностей личности
Автор книги: Вахов В. П.
Книга: Вахов В. П. Зависимость антистрессовых тренингов от особенностей личности
Вахов В. П. - Вахов В. П. Зависимость антистрессовых тренингов от особенностей личности читать книгу онлайн
Предлагаемые материалы нашего исследования основаны на изучении сотрудников правоохранительных органов, специфика службы которых предъявляет особые требования к психике человека, к его эмоциональной устойчивости, характеру поведения и свойствам личности.
Эта служба сопряжена с повышенной социальной и профессиональной ответственностью, риском потери здоровья, а иногда и жизни в особенности при вооруженных конфликтах. Поэтому важнейшей целью сохранения оптимальной трудоспособности и здоровья лиц, занятых правоохранительной деятельностью является комплексная эффективная подготовка к стрессогенной работе в условиях экстремальных воздействий, задержания опасных вооруженных преступников, огневых контактов и т. п.
Накопленный опыт исследований дал возможность не только определить распространенность и структуру психических нарушений в стрессогенных условиях, но и выявил определенную тропность возникновения психических реакций и состояний, способа их течения в зависимости от характерологических особенностей и преморбидных влияний на личность еще до непосредственного участия в экстремальных ситуациях.
Поэтому мы построили подготовку сотрудников правоохранительных органов, которые работают в экстремальных условиях по следующему принципу, включающему в себя комплексный тренинг профессиональных, психофизиологических и психологических навыков. Они являются основной защитой от различных дезадаптивных влияний при работе в чрезвычайных ситуациях. Однако для эффективного усвоения вышеперечисленных трех тренинговых направлений необходимо использовать нашу разработку ориентированно-личностного психотерапевтического метода. Не вдаваясь подробно в детализацию нашего варианта этой методики приводим лишь некоторые узловые практические моменты ее использования. При преимущественно психастенических характерологических чертах у сотрудников правоохранительных органов профессиональная подготовка на первых этапах должна проводиться с наибольшей детализацией и логическим обоснованием всех производственных обязанностей и процессов, и лишь на заключительных этапах когда уже достаточно полно усвоен объем профессиональных навыков возможно присоединение других методов обучения.
При преобладании возбудимых черт характера профессиональная подготовка должна строиться на акценте обучения с использованием преимущественно двигательных навыков.
У сотрудников с синзитивными истерическими чертами характера методы производственного обучения должны полностью строиться на эмоциональном и иллюстративном алгоритме занятий.
Следует заметить, что подобные рекомендации должны выполняться на начальных этапах профессиональной подготовки. При усвоении базисных знаний группы с различными личностными особенностями могут объединяться без ущерба эффективности обучения. Но такое влияние оптимальнее всего производить на конечных этапах подготовки.
Личностные особенности сотрудников точно также необходимо учитывать и при психофизиологическом тренинге, что даст возможность не только эффективно усвоить предлагаемые знания, поведенческие стереотипы и эмоциональные навыки, но и сохранить, а в некоторой степени даже развить мотивационную заинтересованность сотрудников к работе в экстремальных условиях, что несомненно во много раз повысит успешность деятельности.
Использование варианта личностно-ориентированной психотерапии при комплексной тренинговой подготовке сотрудников для работы в чрезвычайных ситуациях не только повышает эффективность их деятельности, но и в значительной степени сохранит здоровье и производственное долголетие.