Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Ялтонский В. М., Сирота Н. А. «Раскрытие тревоги» (exposure) как метод психотерапии посттравматическ

Автор книги: Ялтонский В. М., Сирота Н. А. (Москва)

Книга: Ялтонский В. М., Сирота Н. А. «Раскрытие тревоги» (exposure) как метод психотерапии посттравматическ

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Ялтонский В. М., Сирота Н. А. (Москва) - Ялтонский В. М., Сирота Н. А. «Раскрытие тревоги» (exposure) как метод психотерапии посттравматическ читать книгу онлайн

«Раскрытие тревоги» (exposure) как метод психотерапии посттравматических стрессовых расстройств Ялтонский В. М., Сирота Н. А. (Москва)

Профессиональный травматизм в работе сотрудников органов внутренних дел нарастает. Тревога, ощущение угрозы и беспомощности сопровождают практически каждый травматический инцидент. Массовое возникновение посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников милиции требует внедрения современного психотерапевтического лечения, интегративных психотерапевтических подходов, разработки системы профилактики последствий травмы и повышения стрессорезистентности сотрудников ОВД.
Современные зарубежные психотерапевты регулярно используют при лечении посттравматических стрессовых расстройств элементы психотехники раскрытия тревоги (exposure), однако в отечественной психотерапии данная эффективная методика остаётся недостаточно известной. Первые результаты апробации её на небольшом контингенте сотрудников органов внутренних дел с проявлениями посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате воздействия экстремальных условий профессиональной деятельности, показали её адекватность и в нашей психотерапевтической практике.
Психотехнология «раскрытие тревоги» включает в себя процедуры, поддерживающие и способствующие направленной конфронтации между пациентом и тревогой, возникшей в результате травмирующего события. В ходе психотерапии пациент и врач проговаривают и «проигрывают» психотравмирующую ситуацию с постепенно нарастающей степенью сложности и напряжённости.
Проводимое нами лечение было направлено на ведущие симптомы — тревогу и страх, возникшие в результате посттравматического стрессового расстройства. Пролонгированный во времени метод проводился до исчезновения признаков страха и тревоги. Тревога усиливала избегающее поведение пациента и провоцировала нарастание страха. Усиление тревоги «защищало» пациента от психотравмирующих воспоминаний, тем самым потенцировало избегающее поведение. Псевдоадаптивное защитное поведение облегчало тягостное психическое состояние, но фиксировало, закрепляло процесс формирования болезни. Для того, чтобы разорвать порочный круг («тревога-страх-избегающее поведение»), психотерапевт осознанно вызывал в памяти пациента повторяющиеся воспоминания события, травмирующие его психику. Таким образом «прорабатывался» страх, совместно преодолевались трудности самораскрытия и тяжесть эмоционального переживания болезненных воспоминаний.
Занятия с характерной направленность «здесь и сейчас» обычно продолжались с пациентом или несколькими пациентами в течение 60—90 минут и проводились, чередуясь, в двух вариантах: а) воображаемое раскрытие тревоги (imaginal exposure) и б) раскрытие тревоги в реальной жизни (real-life exposure). Воображаемое раскрытие тревоги вызывало повторное сопоставление психотравмирующих памятных эпизодов травматического инцидента с целью редуцирования степени страха, тревоги, испытываемого дистресса. Рассказывая о психотравме полностью, в настоящем времени и от первого лица, отмечая максимально возможные детали своих ощущений, мыслей, чувств, поведения и субъективно значимых факторов, клиент в присутствии терапевта постепенно «освобождался» от страха и тревоги. Домашнее задание пациента включало неоднократное повторение раскрытия в собственном воображении, представление психотравмирующей ситуации, используя при этом в качестве проводника магнитофонную запись психотерапевтического сеанса.
Вариант раскрытия тревоги в реальной жизни является важным упражнением, формирующим навыки преодоления, совладания со стрессогенными событиями, модификацию избегающего поведению и развитие проблем-разрешающих поведенческих стратегий.
В результате терапии происходит как бы повторное вхождение пациента в психотравмирующую ситуацию, которую он ранее пытался упорно избегать. Пациенты достаточно долго (до 45—60 минут) пребывают в ситуации страха, у грозы, опасения до тех пор, пока тревога не уменьшится или не исчезнет совсем. Данное упражнение повторяется пациентом дома ежедневно. Нормированность нагрузки на пациента достигается использованием перечня опасных ситуаций (от менее к более сложным). Работа с пациентом продолжается до тех пор, пока тревога, страх, опасения не редуцируются.
Необходимо отметить, что после психической травмы у больных отмечалось расширение зоны избегающего поведения. Например, пострадавший при падении вертолёта сотрудник, перестал пользоваться наземным транспортом. Устранение избегающего поведения, снижение страха и тревоги было достигнуто у него лишь после трёхмесячного курса психотерапии, когда пациент снова смог сесть за руль собственной автомашины.
Наши наблюдения показали, что сочетание обоих вариантов («воображаемого» и «в реальной жизни») раскрытия тревоги повышает эффективность проводимого лечения, сокращает сроки нетрудоспособности способствует формированию более адаптивных механизмов преодоления стресса.