Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Выявление эмоционального стресса с помощью теста Люшера

Автор книги:

Книга: Выявление эмоционального стресса с помощью теста Люшера

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

- Выявление эмоционального стресса с помощью теста Люшера читать книгу онлайн

Выявление эмоционального стресса с помощью теста Люшера

Тест Люшера – указывает не только на степень внутренней напряженности,
но и на источник (субъективно представленный) стресса.

 

            Люшер обследовал около 15 тысяч человек и выявил доминирующие тенденции в восприятии.
Основные цвета помечены цифрами.           


1 - синий
2 - сине-зеленый
3 - краснооранжевый
4 - желтый

5 - малиновый
6 - коричневый
7 - черный
8 - серый

Предполагают, что восприятие цвета связано со старым мозгом, с таламусом. Можно предполагать, что ассоциации связаннные с цветами имеют филогенетические корни.
            Синий цвет - цвет любви, добропорядочности, привязанности, добродушного отношения. Он больше олицетворяет вечер, сумерки, когда человек вкушал блага, заработанные за прошедший день.
            Зеленый цвет ассоциируется с травой, с зеленью, с деревьями, где исторический человек прятался, готовилсы напасть на кого-то, и зеленый цвет связан с накоплением энергии, самоутверждением, желанием показать себя, способность противостоять процессам, его окружающим.
            Красный цвет - ассоциируется с кровью, с пищей. Означает агрессивность, целеустремленность, некое волевое усилие.
            Желтый цвет связан с пробуждением, мечтами, представлениями о радужных перспективах, цвет оптимизма и мечтательности.
            Малиновый цвет - занимает промежуточную позицию, в нем есть примесь синего и красного. С одной стороны его тянет активность, с другой стороны стремление к покою. Он присущ женщинам, собирающимся родить, присущ подросткам, олицетворяет неуверенность в жизни, иногда с приспособленческими тенденциями.
            Коричневый цвет - цвет экскрементов. Связан с удовлетворением при отправлении естественных потребностей, не всегда носит положительную окраску.
            Черный цвет - цвет ночи. Означает небытие, отсутствие жизни, решений. Человек стремится от чего-то отказаться.
            Серый цвет - означет мелькание белого и черного. Всегда связан с тревожными фазами в жизни человека. Несет стрессовые мотивы.
До сегодняшнего дня тест не стандартизирован.
Вегетативный коэффициент(ВК) = 18-(Кр + Ж)/18 - (Син + Зел)
Доминирующие тенденции в выборе цветов Люшер назвал аутогенной нормой.
АН - 34251607. Большинство людей с нормальным развитием психики делают выборку таким образом. Лучше смотреть второй выбор. Есть расхождения между АН и вашей выборкой. Как измерить эти отклонения? Должна быть таблица отклонений. Аутогенную норму я расположу по вертикали. По горизонтали - место. Получилась таблица. Если в какой-то выборке черный цвет находится на первом месте, а в норме он стоит на последнем, получается отклонение 7, ставим семерку и т. д. Если серый цвет стоит на первом месте, отклонение 6, если на последнем, отклонение 1. Это ключевая таблица для диагностики вегетативного коэффициента. Берете отклонение красного, желтого, синего и зеленого. Получится результат, у кого-то больше 1, у кого-то меньше 1. Вегетатика имеет две составляющие: парасимпатическую и симпатическую системы. Если преобладает парасимпатическая, то преобладают процессы возбуждения.  Если данные больше 1, то у данного человека снижена чувствительность к переживаниям. Эти люди, в основном, экстравертированы.
Суммарное Отклонение (СО). Человек может разрушить всю выборку, т. е. соблюдение аутогенной нормы м .б. минимальным, а может быть максимальным. СО связан с максимальными величинами отклонения от аутогенной нормы. Он может быть равен 32 максимально, и варьируется от 0 до 32 баллов. И когда отклонение больше 22 баллов, надо внимательнее смотреть на человека, что-то не так.
Тревожность (Тр) = Ж - С. Отклонение желтого и синего цвета. Норма в 2 единицы в ту и в другую сторону. Норму можно варьировать от вашей цели.
Напряжение = Мал - Кор. Норма в тех же пределах.

            Эмоциональный стресс. Смотрится по двум выборкам, но можно и по одной. Смотрят какие группы повторяются в одной и в другой выборке. Это говорит о стабильных тенденциях в характеристике человека. Если речь идет об одной выборке, то ее сравнивают со стандартной, где первые два числа обозначают +, следующие крестиками, следующие = и последние  -. Первая группа цифр обозначает то, к чему человек стремится, то, что он желает. Вторая группа цифр обозначает актуальное состояние человека. Третья группа - состояния, психические образования, которые держатся в резерве и могут быть использованы. Это резервные возможности человека. Четвертая группа - отвергаемые чувства, состояния, то с чем он ведет борьбу. Вопрос с помощью чего - смотрим первую группу.
Итого у каждого цвета есть возможные 28 комбинаций взаимодействия ( 4 группы и 7 остальных цветов ). По интерпретатору находятся группы цифр и их значение. В случае если берутся две выборки, то могут оказаться одиночные цифры. Их значение тоже есть в интерпретаторе.
Есть общие тенденции в характеристике человека. Всякое перемещение основных цветов в зону отрицания - ненормально. Перемещение смешанных и ахроматических цветов в первые группы тоже ненормально. Это тоже может быть оценено. Если, например, серый цвет попал на 2 место, он называется компенсирующим и обозначается буквой С. Основной цвет попал на последние позиции, он обозначается буквой А (тревога). Все основные цвета оказавшиеся на задних позициях обозначаются А. И если в первой выборке оказался один А, а в следующей 3А, это значит усиливается тревожность человека.
Известно, что есть зависимость между парами выбора. Можно попросить ребенка обозначить цветами ближайшее окружение. Если он обозначает ахроматическими цветами ближайших родственников, можно предположить, что здесь есть точка напряжения. При оценке можно исходить из нормы, но можно исходить из собственной выборки человека. С помощью этой методики можно исследовать коллективы, и в зависимости от собственной выборки человека смотрится отношение к другим. Первые цвета обозначаются  +,последние -, промежуточные цвета индифферентны. И вы смотрите, где у него позитивные, где негативные связи. Совокупность + и - у каждого дает его портрет в группе.
Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиции, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена? Может быть проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизирует конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.