Библиотека » Разное » Вечная молодость
Автор книги: Екатерина Люльчак
Книга: Вечная молодость
Екатерина Люльчак - Вечная молодость читать книгу онлайн
Все больше людей среднего возраста не хотят взрослеть
Американские исследователи из аналитического центра The Brookings Institution (Вашингтон) нашли определение новому типу людей, число которых стремительно растет как в США, так и по всему миру. «Вечных подростков», которые и в 30 лет не могут определиться со своими планами на будущее, не хотят создавать семью, получить постоянную работу и вообще обзавестись всеми атрибутами взрослой жизни, ученые объединили в «поколение Одиссеи». Такое поэтическое название призвано передать стремление к поиску, ведь три основные задачи, встающие перед взрослыми людьми, — найти работу, вступить в брак, родить детей — люди «Одиссеи» не могут выполнить чуть ли не до пенсионного возраста.
По мнению старшего научного сотрудника аналитического центра Уильяма Галстона, раньше люди проходили четыре жизненных этапа — детство, подростковый период, зрелость и старость. Теперь же процесс развития дополнился промежуточным периодом — «поколением Одиссеи», отделяющим подростка от зрелого человека. «Герои Эллады» составляют новую породу людей, психологически, эмоционально и социально застрявших в подростковом возрасте. Автор книги «Конец поколения взрослых» Диана Уэст полагает, что сегодня молодость — это и «беби Бритни» (Спирс), и «старина Мик» (Джаггер).
По заказу фонда Hewlett Foundation Уильям Галстон провел социологический опрос под названием «Новые двадцатилетние». По итогам исследования в 1970 году в Америке лишь 21% 25-летних не состояли в браке, а к 2005 году эта цифра выросла до 60%. Большая часть пар (65%) сегодня, прежде чем вступить в брак, живет несколько лет без штампа. «Эта статистика справедлива не только для США, — добавляет кандидат социологических наук Оксана Лебедь. — В России, например, возраст создания семьи отодвинулся с 22—23 лет до 28. Люди не спешат сразу брать на себя ответственность, а предпочитают пожить некоторое время не регистрируясь». Опрос показал, что 18% мужчин и 14% женщин в возрасте от 25 до 29 лет до сих пор проживают со своими родителями. Кстати, и в Великобритании немало взрослых людей, продолжающих просить денежку у мамы с папой. Попрошаек социологи называли «поколением бумерангов». По данным компании Scottish Widows, речь идет о 10 млн граждан, которые требуют у своих родителей денежную помощь как на неотложные приобретения, так и на развлечения. При этом 25% родителей соглашаются выделить нужную сумму, в связи с чем общий фонд таких дотаций равен 55 млрд фунтов стерлингов в год.
В основном представителями «Одиссеи» являются инфантильные, отвергающие взрослую жизнь мужчины, поведение которых американский психолог Дэн Кайли назвал «синдромом Питера Пэна», суть которого заключается в желании взрослого дяди оставаться тинейджером. «Вечно молодой» эмоционально глух, у него быстро меняется настроение. К нормальным социальным отношениям Питер Пэн совершенно не приспособлен — у него нет настоящих друзей, потому что он требует постоянного внимания и лести, а сам легко предает и забывает. Он долго не может выйти из-под опеки родителей, при этом сильно раздражаясь. Мужчина этого типа очень не постоянен в своих взглядах и пристрастиях. Он безответственен и не признает никаких норм и правил, из-за чего его не терпит ни один работодатель. В личной жизни Питер Пэн держит женщин на расстоянии, скрывая под маской Дон Жуана страх попасть в зависимость и показаться беспомощным. «Появление целого поколения таких людей можно объяснить тепличными условиями их жизни, — прокомментировала врач-психотерапевт Института психотерапии и клинической психологии Оксана Дерен. — Сегодняшнее поколение тридцатилетних не испытали таких потрясений, как их родители, которые рано повзрослели. «Поколению Одиссеи» с самого детства было предоставлено слишком много свободы, которая переросла в чувство безответственности».
В психиатрии даже есть отдельный термин, характеризующий таких людей, — ювенилизм (от латинского — юношество). Ювенилам, как и многим подросткам, свойственно легкомыслие и неустойчивость интересов, сопровождаемые бурными эмоциями. К их обещаниям и деловым предложениям не стоит относиться всерьез. Такие люди уже через пять минут после первой трогательной встречи со своими зачастую незаконнорожденными детьми забудут о своих клятвах и слезах и переключатся на мимо проходящую девушку или новую компьютерную игру. Еще одно инфантильно-ювенильное свойство — стремление находиться в центре внимания, ради чего ювенил готов лицемерить, плести интриги, только чтобы заставить мир вращаться вокруг себя. Его эгоцентризм сочетается с эмоциональной холодностью, поэтому психологическая защита ювенильных личностей обычно заключается в вытеснении травмирующих факторов. Например, он просто забывает, что дома его ждет больная жена, и отправляется отдыхать с друзьями. Ювенил в буквальном смысле убегает от проблем, уезжая куда глаза глядят без предупреждения, либо топит горе в бутылке. Поссорившись с близкими людьми, инфант грозится покончить жизнь самоубийством, глотая горстями средство от желудка, однако успокоить и вернуть его к жизни очень легко грубой лестью и уверением, что он просто незаменим. При этом ювенил совершенно незлопамятен и быстро забудет обиду.
Художественный беспорядок, который трепетно оберегают люди такого склада, царит у них не только в голове, но и в их жилище. Их привлекает все мистическое и потустороннее, и они с удовольствием «играют в религию», переходя, к примеру, от православия к мусульманству, а потом и вовсе становятся атеистами. Хотя у ювенилов развиты образное мышление и фантазия, глубоко мыслить и анализировать они не способны, из-за чего редко доводят начатое дело до конца. «Дополнительным фактором в появлении инфантильных людей служит кризис среднего возраста, — дополнила Оксана Дерен. — Именно в этот период своей жизни человек должен выделить для себя значимые принципы и ценности. А в России, например, это вдвойне сложно, так как у тридцатилетних россиян поколения перестройки нет четко сформированных нравственных ориентиров».
В общем, ювенилы, питеры пэны и люди «Одиссеи» мотаются, как перекати-поле, по жизни без целей, постоянных интересов и глубоких привязанностей, часто меняя партнеров, компании, места работы, оставаясь постоянными лишь в одном — в желании быть вечно молодыми.
Источник: РБК daily