Библиотека » Психодиагностика » Модифицированная форма опросника FPI
Автор книги:
Книга: Модифицированная форма опросника FPI
- Модифицированная форма опросника FPI читать книгу онлайн
Опросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в связи с исследованиями, проводимыми факультетом психологии ЛГУ по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. В этой работе также принимал участие венгерский психолог Ф. Короди.
Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Опросник FPIсодержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике — 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, а Х-ХII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.
Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.
Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.
Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.
Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.
Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.
Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стрессовых факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.
Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.
Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.
Шкала X (экстраверсия — интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности.
Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.
Шкала XII (маскулинность — фемининность). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.
Обработка результатов. 1. Производится подсчет сырых баллов в соответствии с ключом. 2. Сырые баллы переводятся в стандартные оценки по 9-балльной шкале.
Низкими считаются оценки в диапазоне 1-3 балла, средними — 4-6 баллов, высокими — 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.
Перевод первичных оценок в стандартные
Первичная оценка | Стандартная оценка по шкалам | |||||||||||
| I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 1 | 2 | 4 | 5 | 1 | 1 | 3 | 1 |
3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 1 | 3 | 5 | 6 | 2 | 2 | 4 | 1 |
4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 2 | 4 | 6 | 6 | 3 | 3 | 4 | 1 |
5 | 5 | 5 | 6 | 7 | 2 | 5 | 7 | 7 | 3 | 4 | 5 | 2 |
6 | 6 | 7 | 6 | 7 | 3 | 6 | 8 | 7 | 4 | 4 | 6 | 3 |
7 | 7 | 8 | 7 | 8 | 4 | 8 | 9 | 9 | 5 | 6 | 7 | 5 |
8 | 7 | 8 | 7 | 8 | 4 | 8 | 9 | 9 | 5 | 6 | 7 | 5 |
9 | 8 | 8 | 8 | 9 | 5 | 9 | 9 | 9 | 6 | 7 | 8 | 6 |
10 | 8 | 9 | 8 | 9 | 5 | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 8 |
11 | 8 | 9 | 8 | 9 | 6 | — | — | — | 8 | 9 | 8 | 8 |
12 | 8 | 9 | 9 | — | 7 | — | — | — | 9 | 9 | 9 | 9 |
13 | 9 | 9 | 9 | — | 8 | — | — | — | 9 | — | 9 | 9 |
14 | 9 | — | 9 | — | 9 | — | — | — | — | — | 9 | 9 |
15 | 9 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 9 |
16 | 9 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
17 | 9 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Многофакторный личностный опросник FPI
(модифицированная форма В)
Инструкция испытуемому: На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае — ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.
Успешной вам работы!
1 Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
- По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
- Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
4. У меня часто болит голова.
5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
- Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
- Не думаю, что можно было бы простить обиду.
- Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
- Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
- Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
- В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
- Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
- Легко могу развеселить самую скучную компанию.
- Я легко смущаюсь.
- Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
- Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.
- Бываю неловким в общении с другими людьми.
- Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
- Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
- Порой я чувствую, что мне не хватает воздуха, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
- Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
- Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
- Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
- Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.
- Часто у меня нет аппетита.
- В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
- Обычно я решителен и действую быстро.
- Я не всегда говорю правду.
- С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.
- Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
- То, что прошло, меня мало волнует.
- Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
- Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
- Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.
- Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
- Нередко у меня возникают боли «под ложечкой» и различные неприятные ощущения в животе.
- Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
- Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
- В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.
- При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.
- Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
- Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
- Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
- Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
- Иногда могу похвастаться.
- Активно участвую в организации общественных мероприятий.
- Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
- В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
- Я почти всегда подвижен и активен.
- Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
- Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
- Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
- Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
- Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
- Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
- Я люблю не всех своих знакомых.
- У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
- Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.
- Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
- Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
- Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
- В компании я веду себя не так, как дома.
- Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
- Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
- Хороших знакомых у меня очень немного.
- Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
- В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.
- Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
- Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
- Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
- Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
- Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
- Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
- Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
- Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
- К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
- Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
- У меня довольно часто меняется настроение.
- Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
- Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
- Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
- К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
- Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
- Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
- Я уверен в своем будущем.
- Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
- Я не прочь посмеяться над другими.
- Я отношусь к людям, которые «за словом в карман не лезут».
- Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
- Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
- Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.
- У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.
99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
- Я нередко бываю рассеянным.
- Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
- Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
- Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.
- Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
- К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
- Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
- Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.
- Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента.
- Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.
- Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
- Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
- Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом.
Ключ
Номер шкалы | Название шкалы и количество вопросов | Ответы по номерам | |
да | нет | ||
I | Невротичность 17 | 4, 5, 12, 15, 22,26, 31, 41,42,57,66,72,85,86, 89, 105 | 49 |
II | Спонтанная агрессивность13 | 32, 35, 45, 50, 64, 73, 77, 93,97,98, 103, 112, 114 | 99 |
III | Депрессивность 14 | 16,24,27,28,30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100 |
- |
IV | Раздражительность 11 | 6, 10, 58, 69, 76, 80, 82, 102, 104, 107, 110 |
- |
V | Общительность 15 | 2, 19,46, 52, 55,94, 106 | 3, 8, 23, 53, 67,71,79,113 |
VI |
Уравновешенность 10 | 14,21,29,37,38,59,91, 95, 108, 111 |
- |
VII | Реактивная агрессивность 10 | 13, 17, 18, 36, 39,43,65, 75, 90, 98 |
- |
VIII | Застенчивость 10 | 9, 11,20,47,60, 70,81, 83, 109 | 33 |
IX | Открытость 13 | 7,25,34,44,51,54,62, 63,68,78,92,96, 101 |
|
X | Экстраверсия — интроверсия 12 | 2,29,46,51,55,76,93, 95,106,110 | 20,87 |
XI | Эмоциональная лабильность 14 | 24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113 | 59 |
XII | Маскулинность-фемининность15 | 18, 29, 33, 50, 52, 58,59, 65,91, 104 | 16, 20, 31, 47, 84 |
Источник: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2000.