Библиотека » Цветотерапия » История и основы цветотерапии
Автор книги: ИПиКП
Книга: История и основы цветотерапии
ИПиКП - История и основы цветотерапии читать книгу онлайн
Цвет - это свет, без которого немыслимо наше существование.
Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитыва-ем его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет, проникая таким образом в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа порождает гормоны, управляющие функциями организ-ма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем. Наука о целительстве цветом называется цве-тотерапией.
Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Ин-дии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находим документальные подтверждения тому, что, например, китайские врачи издревне лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры.
В средние века в строящихся храмах использовали большие витражные окна, через кото-рые попадали разноцветные целительные лучи.
Сама по себе наука цветотерапия берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта (1877) лечебных свойств ультрафиолетовых лучей (лечение кожных заболеваний и рахита). Важным шагом в развитии науки стали труды американских ученых Эдвина Баббита (The Principles of Light and Color, 1878) и Плизантона, в которых описано лечебное воздействие каждого цвета спектра. Так, Баббит рекомендовал лечить красным цветом бесплодие, голубым - нервные расстройства, а желтым пользоваться в качестве слабительного средства.
Немецкий врач Георг фон Лангдорф открыл, что красный цвет расширяет сосуды, а си-ний - наоборот, суживает их (Die Licht- und Farbgesetze und ihre therapeutische Anwendung, 1894).
Рудольф Штайнер, австрийский философ, мистик и педагог, использовал цвет в своих духовных учениях. Он основал антропософию, науку о духовном восприятии человека и развитии в человеке осознания себя в связи со Вселенной. На основе изучения антропософии были созданы школы. В помещении первого центра по изучению антропософии были установлены окна с разноцветными стеклами, чтобы люди могли на себе испытать лечебное воздействие цветных лучей. В современных вальдорфских школах цвет используют на каждой стадии развития детей. При обучении маленьких детей применяют яркие и теплые тона, а для обучения старших используют холодные тона.
Открытие цвета
Цвет ? это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и раз-бивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену.
Несколько лет спустя другой английский физик Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Томас Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные.
Классификация цветов.
Теплые цвета: это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теп-лый цвет, например, оранжевый.
Холодные цвета: это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого. Однако, желто-зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.
Светлые или бледные цвета: это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.
Темные цвета: это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.
Яркие или насыщенные цвета: это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни се-рый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как , напри-мер, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содер-жащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.
Тусклые цвета: это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнитель-ного цветов.
Понятия первичных, вторичных и третичных цветов.
Первичные цвета: разделяются первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов (используются в живописи и полиграфии). Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту, циан и желтый ? цвета пигментов - то получим черный цвет.
Цвета пигментов
Вторичные цвета: получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато-голубой). Вторичные цвета пигментов: красный, зеленый и фиолетовый.
Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло-зеленый, ярко-голубой, изумрудно-зеленый, темно-фиолетовый.
Дополнительные цвета: располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Так , например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато-голубого). А для синего дополнительным является оранжевый (полученный путем смешения желтого и мадженты).
Хроматический круг по Манселлу
Система Манселла.
Система Манселла: описывает цвет , исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность.
Тональность: это, например, желтый или синий.
Светлота: показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось) находится цвет.
Насыщенность: показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон.
Таким образом, в системе Манселла цвета расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет шкалу с градациями серого цвета (от черного снизу к белому сверху). Тона находятся на хроматическом круге, который как бы "насажен" на вертикальную ось. Горизонтально оси показывают насыщенность тонов.