Библиотека » Дефектология » Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушени
Автор книги: Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина
Книга: Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушени
Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина - Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушени читать книгу онлайн
Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина
Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии.
К детям с выраженными нарушениями в развитии обычно относят детей с интеллектуальными нарушениями; глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с различными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с ранним детским аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии. Все дети с выраженными нарушениями в развитии нуждаются в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем индивидуализированную.К сожалению, до сих пор огромным числом руководителей, специалистов и даже родителей не вполне осознается роль и место в этом комплексе реабилитации средствами образования. В ряде случаев профессионально неграмотно определяется и содержание этого компонента реабилитации. В связи с этим необходимо сделать ясным, как специалисты - дефектологи определяют смысл, миссию реабилитации средствами образования. Когда мы говорим "реабилитация средствами образования", мы имеем в виду восстановление ребенка в правах на социальное наследование, т.е. на наследование культурно - исторического опыта человечества. Социальное наследование, которое и является специфически человеческим типом наследования, у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования. В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Отклонения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л. С. Выготского о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган.". Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность аномального ребенка непосредственно связаны не с первичным нарушением, а именно с "социальным вывихом". Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Реабилитация средствами образования означает:
Таким
образом, реабилитация средствами образования означает в общем виде
восстановление ребенка с нарушением в развитии в правах на наследование
культурно-исторического и социального опыта; достижение максимально
возможной для данного ребенка степени интеграции в общество в доступных
для него сферах. Из сказанного следует, что глубоким заблуждением
является представление о том, что реабилитация средствами образования
подразумевает только или прежде всего включенность в существующую
образовательную систему и доступность общего образования в полном
объеме для аномального ребенка.
Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:
В
настоящее время, возможно выявление многих нарушений в развитии детей
уже на первом году и даже первых месяцах жизни. Так, например, в стране
создана система раннего ( с первых месяцев жизи) выявления нарушений
слуха, разработана комплексная аудиолого-педагогическая диагностика
состояния слуховой функции, разработаны педагогические методики
выявления нарушений слуха [2].
Так,
если нарушение слуха выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то
и целенаправленное специальное обучение должно начинаться в первые
месяцы жизни. Крайне опасна для ребенка ситуация, когда после выявления
первичного нарушения в развития все усилия взрослых направлены
исключительно на попытку лечения ребенка, т.е. реабилитацию средствами
медицины. Игнорирование необходимости одновременной целенаправленной
психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в
достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка [2].
Так,
комплексное нарушение слуха и зрения приводит к выпадению ребенка из
общественно выработанных культурных традиций формирования читательской
деятельности. Это обуславливает несформированность базового механизма
читательской деятельности: механизма превращения содержания текста в
личный социальный и эмоциональный опыт ребенка-читателя и, в конечном
счете, остановку в развитии читательской деятельности в целом.Грубые
нарушения в читательском развитии можно предотвратить даже у
слепоглухих детей, если использовать для целенаправленного формирования
базовых компонентов читательской деятельности "систему обходных путей"
и специальные педагогические инструменты, эквивалентные по функциям
культурным традициям и инструментам культуры, ориентированным на
читательское развитие обычных детей [3].
Так,
ребенок с нарушением зрения, зрения и слуха, интеллекта нуждается в
специальном разделе обучения - "социально-бытовая ориентация", где он
учится правилам элементарного социального поведения, правилам
социального взаимодействия, коммуникации, изучает функции различных
социальных служб и [4, 5]. Дети с различными нарушениями в развитии
нуждаются в специальном разделе содержания обучения по
целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию
представлений о внутреннем мире человека, формированию механизмов
сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с
окружающими людьми [б]. Позднооглохшие дети нуждаются в специальных
занятиях по обучению чтению с губ для того, чтобы обеспечить адекватное
восприятие устной речи [7]. Дети с нарушением слуха нуждаются в
специальном курсе занятий по развитию словесно-логического мышления [8].
Так,
значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей
дошкольного возраста грамоте является одним из обходных путей развития
их словесной речи [9]. Для обучения чтению слепых детей необходимо
применение шрифта Брайля. Более раннее, чем в норме, начало и
принципиально иной подход к обучению детей с нарушениями в развитии
компьютерной технологии работы с текстом ("Текстовому редактору")
является также одним из специфичных путей развития и коррекции
недостатков письменной речи[10].
Так, разработанная специализированная компьютерная программа "Мир за твоим окном" является одним из примеров инструмента педагога для выявления разрыва между развитием и обучением ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста[...].
Так,
например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании
образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла
происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и
планировать свое поведение [11].
Итак,
выбирая тип образовательного учреждения (массовое или
специализированное), необходимо по отношению к каждому конкретному
ребенку с нарушением в развитии ответить на вопрос, могут ли быть
обеспечены там его особые образовательные потребности. Право выбора
принадлежит родителям, обязанность же специалистов - обнаружить и
сделать ясными для родителей все особые образовательные потребности их
ребенка, которые должны быть обеспечены в процессе его обучения. Литература
©2000-2003
Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены.
Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством
РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
| |||
Ответственный за выпуск альманаха: O.C. Никольская. E-mail: nikolskaya@ise.iip.net |