Библиотека » Н Л П » НЛП и Духовность: практики расширения карты
Автор книги: Сиваков Анатолий Владимирович
Книга: НЛП и Духовность: практики расширения карты
Сиваков Анатолий Владимирович - НЛП и Духовность: практики расширения карты читать книгу онлайн
В данной статье мы попытаемся ответить на непростой и вместе с тем важный вопрос: какова модель порождающей карты НЛП? Или говоря более просто, каков тот способ картировать реальность, результатом которого является НЛП?
Есть множество способов познавания реальности: наука, искусство, эзотерика, мистика и т.д. И почему же именно путь Духовности дает нам возможности определения паттернов картирования реальности НЛП, которые определяют сами закономерности такого картирования?
Альберт Эйнштейн считал, что система может быть осмысленна, понята и изменена лишь с точки зрения системы большего масштаба. Именно такой принцип мы предполагаем рассматривать как основу моделирования порождающей карты.
Но давайте вспомним, что такое Духовность. Есть много определений, из которых нам наиболее близко понимание Духовности как совокупности ценностей и убеждений, своеобразная социальная философия, которая формирует у индивида понимание принадлежности к системам большего масштаба.
Если же определить кратко, то Духовность – это вера в собственную принадлежность к чему-то большему (Космосу, Богу, Природе и т. п.). Когда мы перестаем верить в то, что являемся изолированными материальными объектами, находящимися в безраздельной власти причинно-следственных отношений, мы можем воспринять свою принадлежность к системе большего масштаба. Альберт Эйнштейн писал: «Будучи ограниченным во времени и пространстве, человек, тем не менее, является маленькой частью большого целого – Вселенной. Он ощущает себя и мыслит совершенно изолированно от этого целого, что являет собой своеобразный оптический обман, иллюзорную тюрьму, в которой принимается в расчет только сам человек и несколько ближайших ему людей. Наша задача – освободиться из этой тюрьмы, расширить круг нашего сострадания и впустить всех живых существ и природу во всей ее полноте».
Таким образом, в нашем случае Духовность выступает полезным ориентиром в моделировании с помощью НЛП практик расширения карты восприятия мира и как результата – выхода в системы большего масштаба. Это подобно выходу птенца из замкнутого пространства яичной скорлупы в момент вылупливания. В то же время важно понимать, что последующее расширения пространства осознания реальности всегда готовится, а значит, обусловлено параметрами предыдущей ограничивающей системы. Другими словами, как только вы оказываетесь в состоянии обнаружить системность собственных ограничений, открывается возможность выхода за их пределы. Жаль однако, что зачастую человеческие существа, будучи извращенными противоестественными принципами собственной цивилизации, предполагают возможность трактовать свои ограничения как собственную уникальность, превращая разрушительные факторы в ложные фетиши ценностных ориентаций. Именно так цивилизация приучает человека желать того и стремиться к тому, что его (человека) приводит к духовной и физической деградации. Так формируется бездуховность.
Мы предлагаем считать бездуховностью вектор, направляющий человека в сторону ограниченности социально-биологическми программами собственного выживания. Это – конкурентная попытка достижения общепринятых параметров успеха по правилам шаблонов, навязанных социализацией, в условиях ограничений индивидуальной карты. Причем конкуренция обостряется благодаря тому, что не только фетиши успеха, но и стратегии его достижения жестко регламентированы социальными стереотипами. Это напоминает ситуацию, когда сотня трамваев стремится одновременно доехать из пункта А в пункт В по одним и тем же рельсам. Возможно, поэтому так часто спутниками бездуховности являются жестокость и цинизм.
Как же мы можем выйти за пределы стереотипов картирования мира? Для этого нам следует осознать природу этих стереотипов, узнать паттерны картирования картирования.
Но что такое картирование картирования? Приведем простой пример, который возможно поможет объяснить это. Во многих культурах на протяжении известной человечеству истории цивилизации существует традиция объединять звезды в созвездия. Разные народы называли их по-разному, однако каков должен быть взгляд на звездное небо для того, чтобы увидеть там созвездия? Ответ прост, достаточно вспомнить названия некоторых созвездий: Весы, Лев, Овен, Телец – все это предметы или животные, которых человек мог видеть вокруг себя. Соответственно в данном (как и в большинстве других) случае картой картирования является предыдущий социокультурный эпистемологический опыт.
Кстати, взгляд астронома на те же звезды будет точно также обусловлен его (астронома) предыдущими паттернами картирования реальности. Что, несмотря на другой результат, приведет практически к тому же эффекту – он увидит звезды такими, какими его приучили видеть.
Вывод: мы воспринимаем мир исходя из уже существующих социокультурных шаблонов кодирования. В случае столкновения с чем-то новым это ведет к трем интересным последствиям:
Мы воспроизводим уже существующие паттерны, пытаясь описать новые аспекты реальности с помощью старых шаблонов.
Мы не замечаем (отрезаем и вытесняем за спектр восприятия) то, что откровенно не согласуется с существующими шаблонами восприятия мира.
Мы удивительным образом сочетаем первое и второе, одновременно отсекая непостижимые аспекты реальности и пытаясь приписать оставшимся элементам характеристики старых шаблонов.
Так Лорен Р. Грехем, описывая эксперименты известного советского нейропсихолога А.Р. Лурии (которого Джон Гриндер называл одним из предтеч НЛП) по поиску неких «универсальных законов восприятия», отмечает, что тот (Лурия) пришел в результате к выводу, что «восприятие объектов, окружающих человека, является результатом исторического развития путей переработки информации».
Действительно, освоение паттернов картирования мира, которое осуществляется путем воспитания, образования, аккультурации (присвоение культурно-исторических паттернов) и социализации (присвоение социальных паттернов), существенно облегчает индивиду формирование устойчивой карты мира, так как требует значительно меньших временных и энергетических ресурсов. В то же время такой подход безмерно обедняет возможные варианты картирования. Причем в условиях глобализации информационных и культурных процессов, когда развитие и совершенствование технологий тотального навязывания и унификации карты реальности достигает поистине титанических масштабов, овладение методиками собственного духовного роста становится особенно актуальным.
Таким образом, две первые идеи мета-картирования реальности с помощью НЛП будут иметь системно-феноменологическую и экзистенциальную природу. И соответственно задачами практики расширения карты начального уровня будет:
воспринять мир, попытавшись максимально отрешиться от ВСЕХ уже имеющихся шаблонов;
попытаться с искренним удивлением и восхищением заметить в мире то, чего ранее НЕ замечали.
На основании вышесказанного первый (базовый) этап духовной практики с помощью НЛП мы назовем НЕ-ЗНАНИЕМ.
Этот этап определят отход человека от привычных способов понимания мира как внешнего, так и внутреннего. Каждый желающий практиковать может подобрать или создать подходящий для себя набор НЛП-упражнений, который поможет ему отойти от привычных способов картирования мира.
В то же время пусть каждый практикующий осознает, что контроль и ответственность за происходящее он принимает на себя, равно как и меру, определяющую интенсивность его практики. Со своей стороны считаем необходимым предупредить практикующих о том, что элементарное расширение спектра восприятия требует дополнительных энергетических ресурсов. В противном случае вместо расширения происходит простое смещение, что в свою очередь чревато психологическими, а в дальнейшем психиатрическими отклонениями.
Вторым этапом расширения карты является РАБОТА С ЭНЕРГИЕЙ. Во избежание возможных искаженных толкований сразу определим суть понятия энергии. Мы предлагаем рассматривать энергию как один из ресурсов человеческой жизни, сутью которого является мощность – возможность целенаправленно потратить определенное количество силы за единицу времени. Действительно, мы называем человека энергичным, если он в состоянии осуществить большее, чем другие количество целенаправленных (не хаотических) действий, требующих значительных усилий за меньшее количество времени – действовать эффективно, активно и быстро.
Проще говоря, каждое человеческое существо в состоянии потратить за единицу времени определенное количество энергии, однако, ключевыми задачами на втором этапе являются:
1. Оптимизация системы. Любая энергетическая система – это баланс прихода и расхода энергии. Оптимизация энергетической системы – это в первую очередь оптимизация этого баланса, которая в качестве подзадач включает:
выявление и устранение энергетически затратных, но неоправданных аспектов работы системы;
увеличение прихода энергии в систему путем определения, какое именно энергетическое пополнение (сколько, когда именно и т.п.) будет оптимальным;
перераспределение энергии в системе с ориентацией на то, что некоторое (10-30%) количество энергии должно быть направлено на перестройку системы с целью ее оптимизации.
2. Очищение системы. С точки зрения психофизиологии любое живое существо, в том числе и человек как система функционирует благодаря передаче импульсов в системе нейронов. Если энергетическая система «замусорена» различного рода блоками и помехами, импульсы проходят хуже и для их прохождения нужно больше энергии. Соответственно подзадачами здесь будет:
поиск и сортировка «мусора» – важно помнить, что «мусор — это очень нужная вещь в ненужном месте»;
классификация природы «мусора» – по каким причинам данный блок в данном месте находится;
перераспределение – применение по назначению потенциально полезного и безжалостное вычищение (отсечение привязанности) однозначно лишнего.
3. Усиление системы. Критерием успешного решения предыдущих задач и подзадач является максимально и целостно взаимообусловленная, стремящаяся к функциональной простоте система принципов работы системы. В свою очередь ориентирами успешного энергетического усиления системы предлагается считать:
устойчивое наращивание энергии в системе;
переход системы с программирования (использования «чужих» программ) на самопрограммирование – разработка и внедрение принципов, способствующих дальнейшей оптимизации и очищению системы;
переход системы в эволюционный режим – формирование качеств и способностей, способствующих устойчивому расширению спектра восприятия.
Результатом прохождения двух первых этапов является наличие достаточного энергетического потенциала для того, чтобы практикующий формировал многопозиционное интегративное картирование – воспринимал мир ОДНОВРЕМЕННО и как знаемый и как не-знаемый. В этом случае ключевыми становятся уже задачи управления вновь полученными аспектами, перспективами и возможностями расширенной карты восприятия мира.
Поэтому третьим этапом расширения карты становится УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ. Так, до тех пор, пока мы запрограммировано, тоскливо, тупо и бесцельно ползем в неизвестном для нас направлении, периодически безвольно замирая и хаотично меняя направление, наше внимание направленно преимущественно на переживания настроений в контексте блуждания в попытке приблизиться к призрачным миражам успеха или удалиться от аспектов, приносящих страдание. С нами происходят разные события, которые являются результатом влияния смешения обломков встроенных в нас социумом в разное время программ. Мы переживаем себе понемногу и ползем дальше – на сильные переживание опять таки не хватает энергии.
Однако, в случае наличия санкционированного нашим намерением к развитию качественного изменения структуры и энергетического потенциала мы в состоянии достаточно быстро перейти на другой эволюционный уровень, который требует совершенно другого понимания ответственности и работы с вниманием. Теперь мы уже не ползем, а мчимся на сверхскоростном болиде или мотоцикле. Согласитесь, тут требуется несколько иной качественный уровень внимания.
А теперь представим, что хаотичность и бесцельность нашего теперь чрезвычайно энергичного движения сохраняется, а энергетический потенциал жизненных проявлений растет – получается достаточно опасное, бессмысленное и, зачастую, трагически короткое приключение.
В результате практикующему «сносит крышу» – метафорически говоря, он «врезается» в некое препятствие, которое часто удивительным образом должно было служить ориентиром (это похоже на столкновение машины с дорожным знаком) и он, испугавшись, возвращается к привычным ранее способам взаимодействия с миром.
Например, начинающий практиковать НЛПер, получив в свое распоряжение замечательный инструмент под названием «мета-модель», начинает вдохновенно применять ее направо и налево мало обращая внимания на последствия для окружающих, лишь радостно замечая сильное замешательство и (хорошо, если отслеживая) негативные калибровки в ответ. Рано или поздно этот НЛПер получит такую обратную связь от окружения, которая вынудит его прекратить третировать близких своим вновь обретенным могуществом.
Парадокс в том, что в данном случае на месте НЛПера может быть любой практикующий расширение собственной карты, а вместо мета-модели может быть любая по-настоящему эффективная практика. Принцип остается тот же – как говорится «ядерное оружие в руках индейца…„. Поэтому, главное – научиться решать ряд задач третьего этапа:
- научиться управлять собственным вниманием в условиях быстрого изменения ситуации;
- овладеть принципами управления „мотоциклом“ новых возможностей в условиях расширенной карты;
- найти (открыть, изобрести) и освоить модели тренировки для дальнейшего совершенствования своего внимания.
Однако, даже научившись управлять вниманием и перестав „врезаться в столбы“ картированной и не-знаемой реальности, мы тем не менее не получаем возможности формировать собственные цели так, чтобы они формировали нас. Ведь можно тысячу раз отрешиться от традиционных карт, которые программируют наше сознание шаблонами общепринятого направления достижений успеха, но в какой-то момент оказаться держащим в руках трупик своей мечты, которую всю жизнь считал собственной, а она оказалась чужой – как поется в одной из песен В. Цоя (или „Машины времени“?): „От ненужных побед остается усталость…„.
Но возможность справиться с этим дает нам прохождение четвертого этапа практики расширения карты ОСОЗНАНИЕ НАМЕРЕНИЯ. Здесь ключевым моментом является соединение „зова“ и „вызова“.
Для понимания сути этого ключевого положения давайте вспомним, что само начало любого стремления к развитию, которое позже может выражаться как в изучении и практике НЛП, так и в любой другой практике, способствующей расширению карты, определяется наличием некоего „толчка“ – импульса стремления к трансформации. Именно этот импульс (НЛПеры определяю его как триггер) мы назовем „зовом“ – что-то зовет человека (или подталкивает, в зависимости от характерной для данного конкретного индивида мета-программы: „К“ или „От“) к новому эволюционному уровню.
Осознание намерения заключается в соединении с этим „зовом“ с целью определения:
- направленности данного импульса – откуда и куда он нас ведет;
- сути этого импульса – во что мы на самом деле хотим трансформировать свою жизнь;
- глубинного намерения импульса – во имя чего большего важно начать данные трансформации;
- трансформационной карты импульса – духовного эволюционного пути, который открывает для нас этот импульс.
После осознания всех аспектов и составляющих пути, к движению по которому нас подталкивает «зов“, важно также понимание и готовность принять «вызовы“, ждущие нас на пути трансформаций. Потому что только в случае полного принятия мы можем обнаружить, что все вызовы находятся внутри нас. Как писал Фома Аквинский: «Когда хотите преодолеть себя, не идите вовне себя, но идите вовнутрь. И когда дойдете до границ себя, переступите через самого себя“.
Кто знает, насколько трудно гусенице пройти все трансформации, которые отделяют ее от прекрасного легкокрылого создания? И сколько и каких ловушек ждет ищущего, ведь «цветы на обочине пути» так прекрасны и на них так легко отвлечься, забыв куда и зачем шел, а ваш путь, может быть, состоит в именно том, чтобы из бабочки превратиться в гусеницу!?
Именно так происходит слияние «зова» и «вызова» — понимания смысла пути и готовности идти по нему с легкостью в душе, принимая ВСЕ, что встречаешь… И в этот момент практикующий может понять суть родства слов «преданность» и «предательство», ибо каждый в глубине души своей знает когда он идет Своим Путем, а значит предан себе, и также все мы точно знаем когда останавливаемся или сворачиваем с Пути, предавая себя.
И тогда не важно, насколько сложен Путь – идем ли мы по Пути или «Путь идет по нас»… Ведь когда мы становимся Путем, а Путь становится нами. Как писал Карлос Кастанеда: «И все равно, какой будет Судьба Воина до тех пор, пока он встречает ее лицом к лицу!»
Если практикующий расширение карты оказывается готов пройти этап осознания намерения, ему открывается новый уровень, имя которому ОТРЕШЕННОСТЬ.
Спешим отбросить привычное многим понимание этого слова как «отгороженность» или «бесчувственность». Нет, мы предлагаем понимать отрешенность как духовное осознание паттернов собственной жизни, при котором системно и адекватно воспринимаются ВСЕ аспекты карты, не зависимо от силы и направленности их воздействия на наш внутренний мир. Например, психологи-консультанты и психотерапевты настоятельно рекомендуют не консультировать собственных родных и близких, именно в силу большого числа импринтных паттернов связывающих нас с ними.
В свое время, читая книгу Роберта Дилтса «Работа с убеждениями», я поразился его смелости, мастерству и отрешенности в работе с собственной матерью, результатом которой явилось излечение ее от рака. Несомненно, это потребовало от Роберта мужества и отрешенности – видимо только так он смог быть результативным в данной ситуации.
На этапе отрешенности с практикующим расширение карты происходят несколько важных событий:
1. Гибнут иллюзии. Отсекаются изжившие паттерны, связывавшие практика физически, энергетически и духовно.Часто практики описывают это как «спадание покровов» – мы вдруг замечаем, что большинство окружающих нас людей подавляющую часть времени своей жизни механистично и бездумно следуют неким программам, практически не обращая внимания на то, что находится за пределами их «тоннеля реальности». После непродолжительного периода попыток «достучаться» до других, практик понимает, что он в силах изменить жизнь только одного человека – себя. Так уходят в прошлое некогда значимые отношения и устремления.
2. Приходит понимание Исходных Ценностей. Например, многим людям свойственно убеждение, что им может принадлежать земля (некая территория нашей планеты), однако практика показывает, что скорее человеческие существа рано или поздно становятся принадлежащими земле. Социум пытается убедить нас, что существует неравенство и иерархия, однако в момент смерти каждый из нас превращается в субстанцию достаточно похожую и одинаково пожираемую червями.
3. Совершается выбор Пути. Тут история духовных исканий человеческих существ дает нам достаточное количество возможностей, однако все они могут быть представлены как два пути:
- «Малое отшельничество» – когда практик «уходит в монастырь» – уединение внутренне или внешнее, формальное или неформальное, которое призвано дать возможность уйти от насилия социальных догм и стереотипов, для дальнейшего духовного совершенствования. Форматы могут быть бесконечно разными: одни мой знакомый, например, ушел, по его выражению, в «глубокий профессионализм». Именно так многие стараются уйти в бизнес, науку, искусство, различные психофизиологические, трансцендентальные или психоделические практики.
- «Большое отшельничество» – быть в социуме, быть частью социума и одновременно сделать свою жизнь одной большой практикой саморазвития. Стать вкладом (духовнойинъекцией!) в жизнь окружающих людей, открывая для себя и других возможности духовного роста. Ведь изменили же, в конце концов, мировую историю усилия Иисуса, Магомета, Будды, Конфуция и подобных им исторических персонажей.
4. Начинается бесконечная война с чувством собственного величия (или как описал эту ситуацию К. Кастанеда, называя это «чувством собственной значимости» и «чувством собственной важности»). И так легко попасть в плен «ямы совершенства» – наслаждения и празднования своей исключительности и духовной развитости. Ну, как же – другие еще не доросли до «такого уровня»…
НЛП дает нам полезный инструментарий практики отрешенности – треугольник Карпмана, позиции восприятия, нейрологические уровни, описания событий с разных позиций на Линии Жизни и т.п. Остается лишь надеяться, что практикующий расширение карты будет использовать данные или другие методики и модели в качестве составляющих постоянной духовной практики, но не как просто «пищу для ума».
В завершение мы хотим предложить в качестве напутствия для желающих практиковать духовный способ картирования мира с помощью моделей НЛП несколько простых напоминаний:
· Все вышеописанное является лишь моделью, описывающей последовательность этапов изменений духовных практиков. Безусловно, мы старались максимально обобщить опыт исследуемых, однако это наверняка привело к тому, что данная пошаговая модель будет являться для конкретного желающего ею воспользоваться скорее ориентиром, чем правилом, скорее компасом, чем картой.
· Мы отдаем себе отчет, что духовные практики в нашем обществе чаще переплетаются с эзотерическими, мистическими и религиозными, что ведет к формированию зачастую догматического отношения к предлагаемым идеям и концепциям. Поэтому мы заранее готовы признать несогласие многих адептов с предложенной моделью описания духовного развития.
· Важно помнить, что ищущий ищет, а нашедший безмолвствует. Это значит, что мудрецы, познавшие высоты духовного самосовершенствования, наверняка распространили свое восприятие в системы такого уровня и порядка, который делает заведомо несовершенным и неполным все вышесказанное…
Рекомендуемая литература:
1. Болстад Р., Хэмбетт М., Дайер-Хурайа К. PRO-FUSION. Модель изобилия и психического благополучия. НЛП и энергетические практики Востока / Пер. с англ. – М.ООО Издательский дом «София», 2004. – 416 с.
2. Врица П. Карты за пределами Разума: НЛП и Духовность. // «НЛП: новые модели». Методическое пособие для участников семинаров по НЛП. – М.: Центр психологической культуры, 2001. – 172 с.
3. Дилтс P. Инструменты духа. Пути к реализации вселенской чистоты / Р. Дилтс, Р. Мак-Доналд / пер. с англ. А.А. Рунихина. – Воронеж: НПО «Модек», 2004. – 272 с.
В. В. Зеленин
Президент и ведущий тренер Украинской Академии Тренинга
Тренер НЛП международной категории
тренер-коуч международной категории