Библиотека » Гипноз, метафоры, аутогенная тренировка » Спаркс Майкл. Начальные навыки эриксонианского гипноза

Автор книги: Спаркс Майкл

Книга: Спаркс Майкл. Начальные навыки эриксонианского гипноза

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Спаркс Майкл - Спаркс Майкл. Начальные навыки эриксонианского гипноза читать книгу онлайн



 

  Спаркс Майкл 

Начальные навыки эриксонианского гипноза                         

 

Семинар(конспект)

 

 

                   Создание транса,нейро-лингвинистическое

                   програмирование гипнотических состояний.

 

                             1Введение

 

 

   Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу

 

                          2 цели семинара

 

-использование (ЭГ) в различных областях деятельности (терапия и др)

-изменение собственной личности.

  ЭГ-усваивается также, как и любой другой навык, главное практика.

  ЭГ-совокупность различных навыков (как и другие сложные виды дея-

тельности, вождение автомашины, например).Отдельные части нужно до-

вести до автоматизма, чтобы исполнить ЭГ.

  Всю жизнь мы моделируем, главная семантическая цель семинара-нау-

чить модели, как делать гипноз.

  Цель ЭГ-добиваться лучших результатов в коллективной  деятельнос-

ти, гипноз не панацея, но очень эффективное средство.

  Процесс обучения ЭГ сложен,  ибо главное-заметить то, что во мно-

гом вы уже знаете.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1 Группы по 3 человека: "А"-думает о ситуации, в которую

глубоко вовлечен с ограниченым центром внимания, "Б" и "В", не зная

подробностей, описывают  состояние,говорить нужно нарочисто неопре-

деленно (хитро,  ловко,искусно, неопределенно,неясно,смутно - пере-

вод). Наблюдают за реакцией, что помогает, а что мешает расслабить-

ся?

 

  АНАЛИЗ: 1 Темп голоса должен совпадать с дыханием.

          2 Внимание должно оставаться внутри ограниченного объекта

          3 Соответствие модальночстей "А" и "Б","В".

          4 Отсутствие избыточности, генерализация.

          5 Избегать  аппеляции  к  логике  (все другие переживания

            исчезают; "А"-подумал:"А  какие именно?";что вывело его

            из расслабления.

          6 Естественность  перехода  А,В,К-модальностей.  Говорить

            очевидное для А,В,К.

  Незнакоые люди  в  лифте не ведут себя естественно.  Почти всегда

они-в трансе.

  Очень важно  строить естественную последовательность.Резкий пере-

ход А-В-К и т.п.-разрыв,  выход  из  транса.  Замешательство  будет

рассмотрено ниже.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2 Аналогично упр.1,но:

-использование неопределенных выражений  (неоднозначных,  неточных,

 неподробных).

-подстраивать речь,  дыхание и т.п.  "Б","В"  с  "А";что  усиливает

 действие.

 

  АНАЛИЗ: Гипноз-использование   механизма   обратной   связи,    а

          упр.2-ничтожная часть возможностей.

          1 Темп речи должен соответствовать содержанию,  плюс  тон

            высота, дыхание, движения и т.п.(предикаты).

 

  Гипноз - не процесс,  в котором кто-либо управляет людьми, а про-

цесс,  в  котором люди получают обычно отсутствующую у них обратную

 

 

                               - 2 -

 

  связь.

  Очень важно не то,  что говорить, а то, как говорить. Главная за-

дача-заметить, на что человек реагирует естественно.

 

  ПРИМЕР:

- ...  меня пытались гипнотизировать много лет,  но ничего у них не

 вышло. Попробуйте меня гипнотизировать!

-Я не смогу вас гипнотизировать.

-Вы всетаки попытайтесь.

-Я не могу этого сделать.  Я вообще ничего не могу сделать.  Если я

 решил заставить вас не закрывать глаза,  то вы не закроете глаза.Я

 попробую держите глаза широко открытыми.  Будте насторожены и бди-

 тельны. Все, что вы делаете, вы делаете здесь и сейчас.

 Человек сопротивляется, пока не впадает в транс.

 

 АНАЛИЗ: заметить реакцию пациента и доставить ему контекст,  в ко-

         тором он может надлежайшим образом реагировать  естествен-

         ным для него способом.

 

  РАППОРТ - состояние,  в котором человек реагирует с большей  лег-

костью. Раппорт  строят,  соразмеряя  свое  поведение  с поведением

человека разногласия мешают. Речь должна соответствовать способнос-

ти слушать.  Соответствие модальностей,  предикатов, МАИ и САИ. Т.е

подстройка.

 

  Продолжить упр.2, но - подстроиться под нынешние переживания "А".

 

  НАПРИМЕР:"Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете тепло там,

где  ваша рука лежит на бедре..." Выбор фраз требует некоторого ис-

кусства.  В примере человек не осознавал тепло, но оно было, значит

вербализация верна, приобретается доверие, усиливаются переживания.

Если же  продолжить  кинестетические предложения,  а затем сказать:

"Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу,"то человек снова

переведет свое сознание,  чтобы проверить правильность вербализации

того, что в обычном состоянии не осознается. Т.е строится раппорт и

одновременно тем же маневром меняется сознание.

 

  ГЛУБИНА ГИПНОЗА не является критерием оценки.

 

  ГАЛЮЦИНАЦИИ - средство достижения целей.

 

                          ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

 

-положительные (направленные видеть то, чего в настоящее время нет)

-отрицательные (не видеть того, что есть)

 

  Галлюцинации-признак транса и способ введения в транс.

 

  Очень важно-уметь использовать раппорт. Ключ-способность произво-

дить переходы.

  (В Калифорнии принимают закон,  по которому  наводить  измененные

состояния можно лишь дипломированному гипнотизеру.)

  Нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состоя-

ния в транс (начиная с нынешнего состояния и кончаяя описанием того

состояния, в которое нужно привести. Нужны переходные слова. Напри-

мер: "если","когда","потому что", "и","и вот", "даже сейчас", "пос-

кольку", которые подсказывают наличие связи между двумя утверждени-

ями. "Если вы сидите здесь,то вы можете понять, что я собираюсь кое

-что сказать вам".

 

 

                               - 3 -

 

    Начав с информации,  основанной на чувственных  переживаниях,  вы

получаете затем  возможность совершать переходы и вызывать реакции,

наводящие измененные состояния.Сенсорное основание  может  не  при-

сутствовать в  сознании,  но должно быть чем-то,  что человек может

обнаружить.

  ПРИМЕР: "Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если вы про-

ведете по нему пальцем,  то заметите, что у вас только что промель-

кнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощу-

щать,как  поднемается и опускается ваша грудь,  когда вы дышите.  И

может быть,  вы этого не знаете, но вы сейчас осознаете температуру

вашей правой ноги".

  Переходные слова-связь,  которая позволяет человеку двигаться без

перерывов от одной идее к другой.

  ПРИМЕР:"Когда вы  сидите  на этом стуле,  вы ощущаете тепло вашей

руки, лежащей на вашем плече, и вы чувствуете прикосновение блокно-

та к вашим ногам.  Если вы прислушаетесь, вы можете услышать биение

вашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в точности... чему вы

должны научиться в ближайшее время,  но вы можете себе представить,

что есть много новых идей и есть новые переживания и новое  понима-

ние, которые могут быть вам полезны".

  Т.е. связывая нечто реальное,  но не замечаемое в сенсорном опыте

человека с идеями, которые нужно вести, мы делали их более заслужи-

вающими доверия.

  ПРИМЕР: "Вы чувствуете боль в руке, она у вас сильно болит, но вы

ощущаете также биение сердца, движение пальцев на ваших ногах, и вы

слышите шум в своих ушах, когда ваше сердце бьется. Вы ощущаете оч-

ки на вашем носу, и возможно, вы начнете ощущать другую руку, и эта

рука может вызвать у вас очень сильные ощущения.  Вы чувствуете ка-

ждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки и

направить их в другую". (Анализ работы с болью).

 

  АНАЛИЗ: предложения не только логичны,  но они представляют собой

  последовательность указаний на нечто правдоподобное.

  Переходы представляют собой механизм облегчения.

 

  КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГИПНОЗА - легкость.Трудность указывает  на  нечто

чего мы не знаем.

  В ЭГ можно использовать и разрывы, что будет рассмотренно ниже.

  ПРИМЕР: семейная терапия.

-Я хочу, чтоб моя жена оставила меня в покое.

-Хорошо заприте ее в чулан.

-Да нет я этого не хочу.

-Хорошо, так чего вы хотите?

-Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне о покупках.

-Значит вы хотите, чтобы она писала вам письма?

 

  Состояние в гипнозе (неопределенное,  скрытое ожидание) - человек

не теряет сознания, но парадигма (правило, образец), который управ-

ляет его сознанием, не действует.В это время можно вводить информа-

цию и т.п.  Первый шаг - научиться переводить человека в измененное

состояние, используя мягкие (легкие, постепенные) переходы.

 

  КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ  необходимой  частоты  использования  переходов -

глаза человека.  В измененных состояниях они  иные,  чем  в  трансе

бодрствования. Замечая это, можно заметить, чем создаются разрывы в

переживаниях.  Очень важно хорошее зрение, ибо в трансе (измененном

состоянии)  обратная  связь  с человеком затруднена.При этом меньше

поводов заблудиться в сигналах, но и требует лучшего зрения.

 

 

 

                               - 4 -

 

    Челровеку трудно успокоиться,  привести себя в  уютное  состояние

преднамеренно. Легче  успокоиться думая о капле воды на листке кле-

на, чем стараться успокоиться.

  Переходы-часть основной структуры английского языка. Они помогают

пользоваться гипнозом.

  ПРИМЕР М.Эриксона:  он попросил человека сесть и сказал: "И когда

вы там сидите, я хочу чтобы вы рассматривали пятно на стене, и ког-

да вы рассматриваете это пятно,  вы можете понять, что делаете тоже

самое,  что делали,  когда в первые пошли в школу и учились  писать

числа и буквы алфавита.  Вы учитесь...  учитесь чему-то,  чего вы в

самом деле не знаете.  И если вы даже этого не поняли,ваше  дыхание

уже  изменилось (темп его голоса замедлился),  и вы чувствуете себя

уютней и спокойней".

  Переходы помогают строить непрерывность.

 

  Смысл любого предложения - не в содержании, а в вызываемой им ре-

акции.

  Если ваш комплимент вызывает оскорбление,то измените способ обще-

ния, а первоначальный вариант можно исполнить при необходимости ос-

корбить.

  Используйте вариации голоса (темп, тон и т.д).

 

  Использование модальных операторов и их возможности:

  -главное - пациент не должен потерпеть неудачу,  т.е. если гипно-

   тизер говорит нечто легко поддающееся проверке, то "может".

  ПРИМЕР: "Ваша рука,  может быть, начинает поднематься". Если про-

верить нельзя - утверждение.

  ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения

5-6 модальных операторов возможностей,  человек реагировал на  все,

то можно исполнить слова, означающие приченение.

 

  УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных пред-

ложения --> переход --> предложение,  которые трудно проверить. За-

тем перейти к описанию тех переживаний,  которые были в упр. 1 плюс

дыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без пере-

ходов и понаблюдать реакцию.

  ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете,

что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувство-

вать, видеть и слышать обратную связь, особенно - зрение.

 

  АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения,  можно сделать вывод: гипноз - про-

цесс усиления, а не внушения, не способ управления.

 

                ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ:

 

-левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что

 она становится легче.  Попробуйте вдохнуть поглубже,  и вы почувс-

 твуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." - это

 и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в

 верх). (Использование формулы три плюс четыре).

-раскачивание часов (в это время предлагается пациенту  смотреть на

 часы и в это время говорится:  "Ваши глаза устают,  веки тежелеют и

 закрываются" - объясняется аналогично).

  Гораздо легче  обмануть  человека  или  злоупотребить его волей в

бодрствующем состоянии,  чем в любом другом состоянии,  в том числе

измененном (трансе).

 

  ГИПНОЗ - биологическая обратная связь,  с помощью  которой  можно

предоставить человеку  сообщение  шаг за шагом и он будет следовать

 

 

                               - 5 -

 

  естественным и удобным путем.  Т.е.  он будет реагировать, что люди

делают все время.

  В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личнос-

ти, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов.

 

                        ПРИЗНАКИ ТРАНСА:

 

-в нормальном состоянии - симетрия лица,  затем усиливается асимет-

 рия, в трансе - лицо расслаблено и симметрично.

-дрожание пальцев   и другие бессознательные, порывистые движения.

-изменение формы дыхания (у визуалистов в  нормальном  состоянии  -

 верхнее, грудное дыхание: в трансе - глубже, в области желудка;

 у кинестетика в норме - медленное дыхоние животом,  в трансе совер-

 шенно другая форма.

-кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление).

-глаза могут быть и закрыты и открыты.

-изменяется форма нижней губы.

-расширяются зрачки.

-возможно колебание тела.

  То-есть необходимо знать нормальное состояние человека.

 

  РЕЗЮМЕ:

 

а) Транс - усиление реакций и переживаний.  Говоря человеку,  что в

   нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию.

б) Настройка  образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен-

   ное состояние.  Особенно - дыхание,а также - вербализация того, что

   уже присутствует.

в) Постепенные переходы дают человеку возможность  легко переходить

   в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами.

г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия -->  необычная  лицевая

   симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение

   кожи, изменение формы дыхания.

 

                    2 ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ

 

  Гипноз действует на всех,  нужно лишь применять  разные  способы.

Чем больше способов - тем больше "гипнабельных" людей.

  Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием. От всех

остальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный момент

сенсорная обратная связь.  Если ваш конкретный способ не действует,

выбирайте что угодно другое.

 

  Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1.

  Принцып: 4 предложения,  поддающиеся проверке и одно неподдающее-

ся: затем  3+2;  2+3;  1+4.  При этом лучше поддающиеся выбирать во

внешнем мире, а неподдающиеся - внутри человека.

 

       ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания.

 

  -И вы вспомните одну приятную историю.

  -И вы начнете испытывать приятные ощущения,  и вы начнете вспоми-

   нать.

  -Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу.

  -Вам стало уютно,  т.е.  слова  "уют", "спокойствие","легкость",

   "умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п.

 

  Полезно выбирать  именно те переживания для вербализации, которые

в данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут.

 

 

                               - 6 -

 

    Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но по-

нимаются подсознанием.

  Разделение сознания и подсознания - вербально.

  После подстройки - ведение.

 

  ИНКОРПОРАЦИЯ - вербализация того, что пациент уже делает, включе-

ние действия в описании.

 

  Генерализация - "уют","спокойствие" - у каждого  свое  понемание,

но - общая направленность.

 

  В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левита-

цию рук и т.п.  (см.  выше),  но лучше давать выбор. Пусть выбирает

подсознание, даже если выбор ложный.  В любом случае,  если человек

подает знак,  что указание неприемленно, нужно предлагать альтерна-

тиву. Знаки - обращения, движение назад признаков транса.

 

  Угадать переживания  трудно.  Легче предлагать пациенту создавать

переживания ("уют","спокойствие" - расслабление + генерализация).

 

  Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсор-

ные описания - предложить пациенту процедуру общего характера,  ко-

торое он может исполнить самостоятельно.

 

  Постепенное использование переходов, соединений.

 

                    Три вида соединений:

-"Х и У" - простейшее.

-более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего

 голоса, вам становится уютнее").

-самый обязательный - "Х вызывает У" (применение  слов  "влечет  за

 собой", "причиняет", "вызывает" - "поднятие рук вызывает у вас при-

 ятные воспоминания").

  Соединение - очень сильное средство.

 

  Несловесная подстройка и ведение.

  Отобрать из невербальной информации то, что неосознано пациентом.

Передать эти сигналы обратно и с помощью телесного отражения.  Вна-

чале подстройка,  затем - ведение.  Пациент либо осознает их,  либо

его подсознательные процессы усилятся.  Т.е.  мы строим несловесный

раппорт, переходим в измененное  состояние,  следя,  чтобы  пациент

следовал за нами.  Нужно позаботиться о том,  чтобы самому выйти из

транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.

 

  Перекрывающие системы представлений.

  Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре-

дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений).  Сис-

тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается

от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем-

му представлений  в  нормальном ененное  состояние,  следя,  чтОбы

пациент следовал за нами.  Нужно позаботиться о том,  чтобы самому

выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.

 

  Перекрывающие системы представлений.

  Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре-

дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений).  Сис-

тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается

от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем-

му представлений  в  нормальном ие  и

 

 

                               - 7 -

 

  т.п.)

 

  В любом переживании есть В;  А и К размерность,  то-есть системы

представлений не прерываются,  начав с системы представленй, кото-

рые предлагает пациент,  в точке перекрытия можно перейти к другой.

ФОРМУЛА: "Когда Х,  У", где Х - подстройка, а У - ведение. (Пример:

"Когда вы  видите  бегущие  по  небу тучи,  вы чувствуете дуновение

брызг на своем лице". Переход от В к К.) Суть наведения - продолже-

ние зрительного  восприятия,  а затем в перекрывание его кинестети-

ческим. (Но всегда ли нужно приходить к К ?)

  Американцы, как правило имеют слабую А систему, кроме музыкантов.

  Нет необходимости применять все приемы, использовать все элименты

поведения.Достаточьно тех которые вызывают положительную реакцию.

  Возможность инкорпорировать внешние отвлекающие звуки и т.п., ес-

ли пациент заметил их ("Существуют звуки,  вызывающие беспокойство,

это бывает даже на пляже". и т.п.)

  В начале наведения - выяснить,  является ли предлагаемая ситуация

успокоительной для пациента ("Любите ли вы ходить на  берег  моря?"

Если пациент  в 3 года видел на берегу моря,  как утонула его семья,

это будет плохая ситуация для успокоения).

 

           ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:

  Простейшее наведение - спросить у пациента, находился ли он когда

-нибудь в состоянии транса,  попросить  описать  последовательность

событий. При  необходимости  задавать  уточняющие вопросы для более

подробного воспоминания; усиливать реакции. Можно добавить инкорпо-

рацию команд.

 

           ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:

  Описать 5-6  очень  сильных,  постоянно  встречающихся  состояний

транса. Очень вероятно, что при попытках понять вас и найти примеры

в личном опыте, пациент перейдет в измененное состояние (утомитель-

ная,  однообразная езда на автомашине;  скучная  лекция;  церьковь,

прогулка  в лесу; медитация в лифте: люди обычно переходят в транс,

ибо вежливо смотреть лишь на схемы или  пол;  и  т.п.).  Монотонное

повторение историй, связанных лишь той реакцией, которую необходимо

вызвать.

  МЕДИТАЦИЯ и ТРАНС - разные состояния.

  Естественно возникающие состояния  можно  использовать  в  начале

приема пациента, распросив его об истории болезни, месте рождения и

т.п. При этом желательно хорошенько изучить  его  и  несколько  раз

ввести в транс.

  Аналогично - в переод лекции о гипнозе.

 

  УПРАЖНЕНИЕ 4 "А" любым способом наводит транс на "Б",  "В" - соз-

нательное наблюдение.

    (Способы см. выше).

              -словесная подстройка и ведение.

              -несловесная подстройка и ведение.

              -перекрывание системы представлений.

              -достижение предыдущего состояния транса.

              -описание обычно встречающихся состояний транса.

  Если в трансе у пациента начинается дергаться щека и т.п. без ва-

шего прямого  указания - инкорпорируйте это событие,  даже не зная,

что оно означает.

  Если человек  не возвращается из транса,  значит мы потеряли рап-

порт. Необходимо добиться раппорта вышеизложенными способами и  вы-

вести из транса. Если человек в физиологическом сне, то время выво-

да нужно увеличить. Можно выводить на счет (от 10 до 1).

 

 

                               - 8 -

 

    Анорепсия -  полное  отсутствие аппетита.  Часто из-за того,  что

человек считает свой вес слишком большим.

  Лечение во  сне:  больше  времени на подстройку,  более плавное и

медленное ведение, использование пальцевой сигнализации (см. ниже);

непосредственный доступ  к  подсознанию.  Даже в анестетическом сне

люди очень много воспринемают, могут слышать разговор врачей, кото-

рый содержит какую-либо программу.  Но даже после сомнамбулического

транса люди, как правило, испытывают амнезию.

 

          ПРИМЕНЕНИЕ "ЯКОРЕЙ" для НАВЕДЕНИЯ  ТРАНСА:

 

  Подробно - "ИЗ лягушки в принца", глава 2./Ред./

  Каждое из переживаний имеет ряд компонентов. "Якорное" зацепление

означает тенденцию одного из элементов переживания вызвать  пережи-

вание в  целом.  Достижение  предыдушего состояния транса - уже ис-

пользование в том числе "якоря".

  Если человек может описать свое переживание  транса  в  сенсорных

терминах, то можно использовать "якоря" для построения этого состо-

яния.

  Каждый компонент транса (В;  А; К) можно заякорить в процессе бе-

седы и т.п.  "Якоря" могут быть одинаковые или  разные  для  разных

компонентов переживания. Можно привести их в действие одновременно.

Можно зацепить одним "якорем" разные компоненты  разных переживаний

и таким образом конструировать переживания.

 ПРИМЕРЫ: В нормальном состоянии - один темп голоса,  частота дыха-

ния ,  телодвижений и т.п.,  в трансе - другая,  которые становятся

"якорями". Это желательно делать всегда, ибо, если нормальный голос

вводит пациента в транс,  то вы автоматически введете его в транс и

тогда,  когда будете обращаться к его сознанию.  Можно использовать

для этого 2 стула, и т.п.

 

                     АНАЛОГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

 

  Для введения в транс особенно полезны "якоря" специального вида -

так называемые аналоговые обозначения.  Суть - некоторых слов пере-

дают невербальным способом (жестом, голосом, прикосновением,при по-

вороте головы влево и вправо голос звучит по разному,  ибо  доходит

из разных точек. Подсознание это обязательно отметит... и т.п.)

/Использование - смотри выше. - Ред./

  Кроме того сам пациент, не осознавая, может таким же способом вы-

давать различную информацию.

 

  УПРАЖНЕНИЕ 5 Разбиться на пары.  Выбрать какую либо очевидную ре-

акцию (почесать нос,  встать и т.п.),  которые вы хотели вызвать у

партнера. В процессе разговора  с  помощью  аналоговых  обозначений

вплести в  разговор указания на выбранную реакцию.  Если не получи-

лось - инкорпорировать другой набор указаний.

 

     Использование отрицания (см. семинар НЛП - оператор "НЕ"):

 

  Полярная реакция  - противоположная.  "Вы расслабьтесь",  человек

напрягается. На таких людей очень сильно действует  оператор  "НЕ".

"А вы не расслабляйтесь".

  Другой способ - вопрос ярлык: "Не правда ли?", "Не так ли?".

  Диагностика человека - невербальная информация на указания.

 

           3 БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ НАВЕДЕНИЯ.

 

  Рычажное наведение и разрыв шаблонов.

 

 

                               - 9 -

 

    Каталепсия руки - поднять руку пациента и,  мягко покачивая,  от-

пустить. Одновременно произносить словесное внушение, в котором ка-

талепсию или медленное опускание руки с каким либо убеждением,  пе-

реживанием. Особенно влияет на детей.

  Поднимать руку  нужно  в  соответствии  с  ГСД,  тогда  рука  не

прерывает поток переживаний и легче  перейдет  в  каталепсию.  Если

расширение зрачков прямо перед собой - можно поднять обе и выбрать.

  Бывают и исключения из правил.

  Разрыв шаблонов. Например - прерванное рукопожатие (но таких шаб-

лонов сотни,  они определяются и общественной культурой и индивиду-

альностью).

  Разорвав шаблон примерно 10 секунд можно вводить информацию (при-

меняя, естественно, другие способы гипноза), затем можно продолжить

шаблон.

                         ПРИМЕРЫ:

  1)"Как поживаете?"-"Просто ужасно, страшно" - обычно разрыв.

  2) Задержка рукопожатия.

  3) Задержка или прерывание прикуривания сигареты.

  Можно добиться амнезии разрыва, если в этот промежуток предложить

партнеру другую программу вместо прерванной.

  Особенно прочны разрывы ключевой стратегии человека.

  Способ проверки стратегии - изменение  цифровой  разбивки  номера

телефона (ХХХ - ХХХ или ХХ - ХХ - ХХ и т.п.). Для "А" - полный раз-

рыв; для "В" - менее сильное действие.

  (См. книгу НЛП том 1)

  Эффективен разрыв шаблонов в любом виде спорта.  Но всегда  нужно

следить за обратной связью.

  (Если визуалисту представляют другого человека он видимо,  "запи-

шет" его имя на лбу, при этом его зрачки будут рассширяться).

 

                        ПЕРЕГРУЗКА

 

  Джордж Мимер, работа. "Магическое число 7 плюс, минус 2". Человек

способен сознательно держать в поле своего внимания около  7  "кус-

ков" информации.  Все  выходящее за 7 плюс,  минус 2 обрабатывается

бессознательно.

                        ПРИМЕРЫ (использование):

  1) Предложить клиенту любую сложную задачу: "Считать числа от 200

     до 1 через 3; считать попросить в слух"; в это же время руками

     вращать его кругом,  в ходе выполнения дать альтернативу. ("Вы

     можете просто, удобно погрузиться в транс").

  2) Взять  руку клиента в свою.  Предложить ему проверять правиль-

     ность называния мною его пальцев при касании, каждый раз когда

     я ошибаюсь,  у клиента рассширяются зрачки и задерживается ды-

     хание,так как ему нужно некоторое время для  вычисления.  Если

     "ошибок" все больше,  то партнер перегружается. В этот момент:

     "Когда я сейчас коснусь вашего мизинца  (снова  "ошибка"),  вы

     почувствуете себя более расслабленно".  Продолжая перегружать,

     можно ввести дополнительные указания.

  3) Предложить дробь,  клиент должен представить числитель в одном

     цвете, знаменатель - в другом, черту - в третьим, затем другую

     дробь, но цвета должны быть иными и т.д. Затем введение. (Кни-

     га - "Шаблоны").

 

  К. Кастанеда  "Путешествие  в  Иксленд" - живое описание двойного

наведения или перегрузки,  когда дон Хуан говорит в одно ухо, а дон

Енаро - в другое,  две информации обрабатываются разными полушария-

ми, что отражается внешне.

 

 

 

                               - 10 -

 

    СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ В ТРАНС -  рычаг;

                              разрыв;

                              перегрузка.

 

 

                           СИЛА ЛИЧНОСТИ.

 

  Другой метод наведения - попросту прямая сила личности. Вы просто

говорите  другому  человеку,  убедительно поддерживая это все своим

поведением,  чтобы он перешел в транс.  Если он переходит в транс -

превосходно ,  если нет подождите,  пока он перейдет.  При этом все

поведение должно со стопроцентной убедительностью говорить,  что он

перейдет  в транс,  и он перпейдет.  Но при этом же нужно владеть и

всеми вышеизложенными способами.

  При этом нельзя ограничевать себя во времени.  Оправданно исполь-

зование цитат авторитетов:  "Я помню,  как   М.Эриксон мне сказал -

перейдите в транс и т.д.".

 

                       ПРЕРЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЕЙ

     (В рамках этого метода можно использовать все остальные)

 

  Начать первую историю; начать вторую историю; начать третью исто-

рию и т.п.

  1) Использование силы личности.

  2) Использование раппорта.

  3) Использование перегрузки сознания.

  4) Прямая инкорпорация указаний и т.п. в подсознание.

  Можно зарание разработать общую,  открытую  систему  метафор  или

историй для наведения транса.  Система должна быть открытой для ин-

корпорации любых реакций.

 

  УПРАЖНЕНИЕ 6 "А" вновь изученными методами вызывает транс  у "Б",

                а "В" - наблюдает. Использовать все 5 методов.

                    -рычажное наведение;

                    -разрыв шаблонов;

                    -перегрузка сенсорных каналов;

                    -сила воздействия личности;

                    -перекрывание реальностей.

 

  ЦЕЛЬ упражнения - расширение репертуара, кроме того можно исполь-

                    зовать следующее:

  1)Давать клиенту указания каким либо  знаком  пометить  состояние

    транса (кивок головы, поднимание руки и т.п.).

  2)Наводить какие либо переживания (лучше  приятные),  общими  не-

    конкретными фразами.

  3)Указание на обратную связь с подсознанием.

  4)Изучать способы выхода и вывода из транса.

 

  Инкорпорация (включение)  и  работа  с абреакцией - (интенсивная,

негативная реакция, очень часто - повторное переживание болезненных

воспоминаний).

  Если в переод транса происходит  что-либо  значимое:  в  сознании

(неожиданно сильная  реакция  и  т.п.),  или из вне (хлопок двери и

т.п.)), необходимо тут же инкорпорировать это в  вербализацию.  Тем

самым сохраняется раппорт,  усиливается доверие клиента и транс.При

этом внимательно наблюдать за обратной связью.  Если какая либо ме-

тафора вызывает фобию и т.п., нужно тут же изменить ее,  вывести из

нее другую и т.д.

  Одно из бессознательных побуждений,  заставляющих людей специали-

 

 

                               - 11 -

 

  зироваться в какой либо одной  системе  представлений,  объясняется

тем,  что и к системе представлений, вытесненной из сознания, отно-

сится большое количество неприятных или  несовместимых переживаний.

такова одна из полезных функцый подсознания.

  При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатировать

факт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное и

перевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное  сос-

тояние. Подробно  изложено - "Из лягушки в принцы",  книга "Перера-

ботка" или "Рефреминг" ("Reframing"),  объясняется

тем,  что и к системе представлений, вытесненной из сознания, отно-

сится большое количество неприятных или  несовместимых переживаний.

такова одна из полезных функцый подсознания.

  При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатировать

факт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное и

перевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное  сос-

тояние. Подробно  изложено - "Из лягушки в принцы",  книга "Перера-

ботка" или "Рефреминг" ("Reframing")способно

полностью предотвратить абриакцию,  можно зарание запрограммировать

на диссоциацию при переживании неприятного.

  Принципиальное различие  содержание американского бокса и восточ-

ной борьбы. Американский бокс - жесткое противостояние, а восточная

борьба -  прием усилия партнера и использование его,изменив направ-

ление. (Айкидо)

  Выяснять содержание  переживания  необязательно.  Но  если клиент

приучен - удовлетворите его желание.

 

                         Напутствие:

  Подведение итогов  первого  дня семинара обрашение к подсознанию,

которое ночью сможет все проанализировать и сделать новые выборы.

 

                        4 УТИЛИЗАЦИЯ (использование)

 

  Процессуальные инструкции.

  Исходная посылка - клиент в трансе, раппорт сохраен. Теперь нужно

использовать транс.

  Основное полезное  свойство транса - отсутствие необходимости бо-

роться с системмой ценностей человека ,  ибо подсознание ограничено

намного меньше  сознания,  оно готово действовать и эксперементиро-

вать.

  Простейший способ утилизации - ряд инструкций которые свободны от

конкретного содержания.  Суть - "научись чему-либо ", "теперь изме-

нись,  стань другим". Такие инструкции четко определяют процесс, но

не содержание.

 

                         ПРЕИМУЩЕСТВА:

  -отсутствует необходимость в точности знать,  что переживает кли-

   ент (тем более,  что это в принципе не возможно на уровне созна-

   ния), как это вербально описать.

  -слушатель сам наполняет инструкции своим личным содержанием.

  -сохраняется целостность личности клиента, ибо гипнотизер не вво-

   дит новое содержание.

Один из типов словесных шаблонов - "пресуппозиции","предварительные

предположения"(мнимый выбор - ?).Например:"Какой  способ  наведения

глубокого транса вы предпочитаете - словесный или несловесный?",т.е.

все предоставляемые альтернативы подразумевают один и тот же желае-

мый результат - переход в транс и т.п.

 Этот же прием можно использовать и при утилизации.Обращаться лучше

к подсознанию.

 

 

 

                               - 12 -

 

    Необходимо сенсорно  отличать  сознательные движения от бессозна-

тельных,что поможет точно определять состояние клиента.Автоматичес-

кие движения больше напоминают сознательные(легко и плавно,но без

фокуссировки внимания.

 

  При формулировании процессуальных инструкций  используется  НОМИ-

НАЛЗАЦИЯ  или ОБОБЩЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ:"понимание","способность","лю-

бопытство" и т.п.

  Т.О.Словесные шаблоны не должны иметь прямого отношения к сенсор-

ным переживаниям,тем самым вызывается  "трансдеривационный  поиск"

клиента (т.е. поиск с обращением к источнику словообразования).

 

  Простейшее выражение  :"Так оно и должно быть" - усиление любой

реакции клиента.Подстройка к любому переживанию.

 

  ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ:  пациент должен представить стену,  в которой 3

двери. Он входит в одну из них.

  После этого гипнотизер проводит рефреминг, в ходе которого он та-

ким образом структурирует свою речь, чтобы конкретно помочь подсоз-

нанию расширить выбор.  Как всегда очень важна обратная связь  плюс

применение всех остальных правил при необходимости.

 

  Главное качество для коммуникации - сенсорная чувствительность.

 

  Номинализация - для рефреминга вообще. При более конкретном прог-

раммировании - более конкретные выражения (до известного предела).

 

  Существует огромная разница между попыткой заставить сознание по-

нять что-нибудь и попыткой заставить подсознание сделать что-нибудь

--> разная вербализация.

 

     ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ИНСТРУКЦИЙ:

 

  1) Извлеките из вашего прошлого какое либо значительное пережива-

     ние.

  2) Попробуйте заново увидеть и услышать, во всех подробностях,все,

     что тогда  с вами произошло,чтобы научиться чему-нибудь новому,

     не замеченному ранее в этом переживании.

  3) Пусть  ваше подсознание использует такое понимание во всех со-

     ответствующих ситуациях в будующем.

 

  "Порождающее" изменение: гипнотический сон эта техника не изменя-

ет то,  что человек делает плохо, но усовершенствует то, что он уже

делает хорошо. (хотя кооственно может влиять и на первое).

  Гипнотический сон мало отличается от обыкновенного сна. Необходи-

мо хорошо представить себе конечный, желаемый результат (выполнение

действия "Х" еще лучше).

  Нужно помнить,  что любую двухсмысленную фразу сознание восприни-

мает двояко:  в прямом и переносном смысле (один гипнотизер говорит

"о внутреннем брожении", у части слушателей развились грибковые за-

болевания).

  Лучший способ формулирования  тождества:  "Чем  больше  "Х",  тем

больше  "У"  (НАПРИМЕР "Чем больше вы сопротивляетесь,  тем быстрее

войдете в транс".)

 

  УПРАЖНЕНИЕ 7 Разбиться на пары "А" вводит "Б" в  глубокий  транс.

Далее - каталепсия руки.  Программа: пациент видет сон, в котором -

действие "Х", нуждающиеся в совершенствовании, предложить подсозна-

нию  тщательно просмотреть во сне процедуру и выявить разницу между

 

 

                               - 13 -

 

  "отличным" и "среднем" исполнении "Х".  Рука опускается и в  момент

прикосновения  к телу - мысль кристализуется,  подсознание получает

выбор,затем - выход из транса.

  Если действие сложное,  имеющее много факторов,  то можно предло-

жить подсознанию увидеть 6 сноведений, каждое последующее несколько

отличающееся от  предыдущего.  К  6-му  сноведению  действие  будет

структурировано и понято сознанием.

 

                   ПЕРЕСТРОЙКА РАСПОРЯДКА

 

  Если клиент все еще в трансе,  а нужно срочно заканчивать  -  пе-

рестройка распорядка, т.е. процессуальная инструкция, в которой нет

смысла, но есть процесс, который программирует дальнейшее поведение

клиента.(Например: Продолжайте  начавшиеся процессы несмотря на то,

что меня не будет с вами и т.п.) При этом - подстройка к дыханию, а

так же постгипнотическое предположение. (Вы увидете изменения...)

 

  Подстройка обобщений:  гипнотическая утилизация, люди, страдающие

фобиями,  строят обобщения,  связанные с неприятными переживаниями.

Таких  переживаний может быть немного.  Если предложить подсознанию

некоторую совокупность приятных  переживаний  и связать  каким либо

образом с фобиями - способ лечения.

 

  Счастье -  субъективное  кинестетическое  переживание при котором

человек не ощущает боли и испытывает определенного  рода стимуляцию

нервной системы,  которое он описывает сам себе, как достижение ре-

зультата, превосходящего ожидания и сответствующего его желаниям.

 

  Гипнотизер который не справляется со своими  проблеммами вряд-ли

сможет помочь другим.

 

  Один из способов обучить сознание человека - привести положитель-

ные примеры,  опровергающие представления клиента,  на основе  этих

примеров он подсознательно сможет, сделать обобщение.

 

  ПРИМЕР: Женщина которая немогла ни кому отказать. Причина - детс-

кое воспоминание,  когда она сказала отцу "нет", а вернувшись домой

увидела его мертвым.  Лечение:  построение широкой базы переживаний

(когда она говорила нет, а люди продолжали жить), на основе - обоб-

щений.

 

                2 СПОСОБА ПОСТРОЕНИЯ ОБОБЩЕНИЙ:

 

  1) Разрушая уже имеющиеся;

  2) Построение новых обобщений.

  Проще построить  новые обобщения,  которые не будут противоречить

другим.  Тем более,  что"новое" - это все что содержит хоть что-ни-

будь новое. Кроме того ограничения (которые мешают решению проблем-

мы), в старом обобщении,  по отношению к новому будут нести положи-

тельный заряд, т.е. способствовать именноновому обобщению.

 

  ПРИМЕР: переработки (повторное вложение,  рефреминг):  введение в

транс; вызывание неприятного переживания;  якоря;  метафоры и т.п.;

вызывание приятного переживания;  снова якоря и т.п.; затем перера-

ботка содержания;  перекрестное смещение якорей и  т.п.;  выход  из

транса.

 

                      2 ТИПА МЕТАФОР:

 

 

 

                               - 14 -

 

    -изоморфическая метафора  (Пример:  женщина жалуется,  что ее две

дочери сорятся.  Можно рассказать о садовнике, у которого росли два

куста роз, которые переплились между собой. Т.е. история однозначно

связана с событием.  Затем можно ввести в историю либо однозначное,

определенное решение, либо неопределенное решение.)

  -метафоры вызывающие реакции, которые представляют собой исполне-

ние приказа,  сделать что-либо или не делать что-либо (Пример: Мы с

товарищем делали компьютер.  Он сказал , что лучше всех разбирается

в трансформаторах.  Мы  не согласились.  Он накричал на нас,включил

трансформатор в сеть и его убило током. -Эта метафора не конкретна,

но вызывает реакцию опасения, нежелание делать что-либо.)

 

  Универсальные истории  -  те,с которыми каждый может связать свой

личный опыт.  (Например: почти все люди пережили увлечение, а затем

разочарование каким либо видом пищи.  Рассказав такую историю о се-

бе, можно вызвать одну и туже реакцию - клиенту будут доступны  пе-

реживания, означающие,  что окружающие вещи постоянно меняются, что

это возможно.)

 

  ПРИМЕРЫ: Как трудное становится легким - личный опыт изучения ал-

фавита; вспомните детство - разный взгляд на мир ползая, делая пер-

вые шаги;  в школе и т.п.  --> способность переоценивать  привычные

взгляды.

  Еще одно полезное переживание -  когда  гипнотизер  говорит,  что

подсознание мудро и на него можно положиться. Пример - бег, сердце-

биение, дыхание, т.п.

 

                  5 ПЕРЕРАБОТКА В СОСТОЯНИИ ТРАНСА.

 

              ВВЕДЕНИЕ: цель раздела - обучение переработке.

 

  Многие психологи в том числе Фрейд считали, что изличить гипнозом

ситмптомы болезни невозможно,  ибо вместо измененного симптома  бо-

лезнь появится в других ("конверсия" -превращение),  т.е. заместит-

ся.

  Проблеммы человека могут проявляться в физиологии  (паралич руки,

онемение и т.п.),  в трансе. Например - паралич руки как единствен-

ное средство пациента привлечь к  себе  внимание.Проявляется  через

подсознание.

  Подсознательное реагирование отличается от сознательного тем, что

кажется бессмысленным, но имеет определенное предназначение.

  Предназначение - функция что-либо выполняет функцию,  если  удов-

летворяет чему-либо. Это может не иметь осознаного значения функция

осуществляется в те самые моменты для организма, когда это целесоб-

разно или кажется целесобразным.

  ПРИМЕР: женщина, прекрасная домохозяйка, очень желающая похудеть.

Она покупала ту еду,  которую не ела в больших количествах  и  т.п.

Она  страдала от этого,  так как ее поведение имело подсознательное

предназначение.

  ПРИМЕР: у подсознательно ленивого человека при необходимости  вы-

полнять случайную работу проявляется паралич руки.

 

  Переработка ( повторное вложение содержания).

  Цель - общение с подсознанием без помощи сознания в качестве пос-

редника. Переработка  идет  без знания содержания общение с помощью

подсознательной сигнальной системы (руки, пальцы и т.п.)

  1) Выработка подсознательных сигналов "ДА" и "НЕТ" один из спосо-

бов - использование "идеомоторных реакций", т.е. таких движений лю-

бой части тела пациента в любой момент времени,  который не контро-

 

 

                               - 15 -

 

  лируется сознанием,обычно - "пальцевая сигнализация". Бессознатель-

ные движения  всегда  медлительны и сравнительно более  прерывисты.

  -Вначале - введение в транс вышеизложенными методами, как вариант

   вождение автомашины.

  -Разделение сознания  и подсознания. (вербально.  Кирпич, канат и

   т.д. - необезательно).

  -Предложить подсознанию варианты "ДА" и "НЕТ";  кивание и покачи-

   вание головой,движение пальцев, руки, ноги и т.д. утвердить, что

   подсознание знает лучше и больше.

  -Проверить работу сигналов, которые выработало подсознание.

  -Если сразу не получилось - повторять,  предоставить больше выбо-

   ров; более глубокий транс.

  2) Идентификация шаблона поведения,  подлежашего изменению.

  -заставить подсознание пациента отразить все события жизни, кото-

   рые породили существующие проблеммы и выбрать из них  главнейшие

   и жизнено важные, особенно - вредные шаблоны поведения.

  -заставить подсознание после выбора подать сигнал "ДА".

  -сознательно и подсознательно идентифицировать в полне определен-

   ный шаблон поведения, который он бы хотел изменить. При вербали-

   зации обозначить шаблон "Х" или "У".

  3) Выделение положительной функции поведения.

  -попросить подсознание передать информацию о пальцевых сигналах в

   ту  его  часть,  которая заставляет его делать "Х".  И когда эта

   часть подсознания будет полностью контролировать пальцевую  сиг-

   нализацию,  оба пальца должны будут подняться так,  чтобы я знал

   об этом.

  -желаете ли  вы позволить своему сознанию узнать,  какое действие

   из всего,  что происходит,  когда вы делаете "Х",  самое важное.

   Если "ДА".  (Если употребить прямой вопрос: "Желаете ли вы сооб-

   щить об этом?" и получить "НЕТ" - придется все  начинать сначала

   и как-нибудь по-другому).  Неважно,  узнало ли об этом сознание.

   Главное чтобы подсознание определило разницу между  поведением и

   его полезным предназначением.

  4) Создание новых альтернатив.

  -желает ли  данная область подсознания обратиться к созидательным

   источникам,  функционирующим,  когда человек спит и вырабатывает

   идеи,  и выработать некие новые способы поведения, удовлетворяю-

   щие его положительной функции,отличающиеся от тех,  которые  ис-

   пользуются теперь. Эта область должна извлечь весь набор возмож-

   ных способов поведения.

  -получив "ДА" - продолжать и попросить ответить "ДА",  когда под-

   сознание найдет 10 новых способов поведения. Если сознание знает

   шаблон,  то  оно может узнать и новые способы,  но это не обяза-

   тельно.

  -вывести из транса в нормальное состояние (в тренировачном упраж-

   нении)

  -ЦЕЛЬ ПЕРЕРАБОТКИ - научиться отделить поведение от того, для че-

   го оно преднозначено,  находить подсознанием новые формы поведе-

   ния.

  5) Оценка новых альтернатив.

  -попросить подсознание перебрать один за другим все возможные ва-

   рианты поведения,  оценить каждый из них в зависимости от  того,

   насколько подсознание верит в вариант, что такой способ выполнит

   положительную функцию прежнего шаблона. При положительной инден-

   тификации - "ДА".

  -если 3-10 новых вариантов "ДА" - хорошо.

  -если меньше - повторить, выработать новые возможности.

  6) Выбор единственного варианта.

  -попросить подсознание  из  новых  способов выбрать тот,  который

 

 

                               - 16 -

 

     представляется ему наиблее эффективным, доступным, удовлетворяю-

   щим своему предназночению и ответить "ДА" когда выбор будет сде-

   лан.

  -попросить область  подсознания,  ответственную  за использование

   нового способа поведения вместо прошлого,  оценить его эффектив-

   ность  на  ближайшие три недели.  Если новый способ не подходит,

   оценить другие или вернуться к прежнему,  это не означает неуда-

   чу,  а служит сигналом для поиска новых.  (Если шаблон изменился

   хотя бы на неделю,  то это уже удача, значит стратегическое нап-

   равление выработано верно, нужно продолжить поиски).

  7) Подстройка к будующему поведению.

  -если новый  способ  выбран,  подсознание ответило "ДА" - "предс-

   тавьте себе,  что вы находитесь в ситуации, для которой наиболее

   подходящим  способом реагирования был бы прежний способ, который

   вам не нравится, и ощутите неожиданную радость, попытавшись при-

   менить новый способ поведения".

  -попросить подсознание ответить.  Если - "НЕТ" возвратиться к вы-

   работке новых способов. (Этап 4).

 

 -Главное у человека должен быть выбор.

 

 -Для переработки транс необезателен, но там легче.

 

 -"Из лягушек   в   принцы"   (последняя   глава)  и  "Переработка:

  преобразование смысла" - несколько подробных моделей.

 

 -В настоящее время Р.Бендлер и  Д.Гриндер  занимаются  гипнозом  с

  целью создания альтернативной реальности.  Клиент например стано-

  вится единорогом,  потому-что единорог способен делать то,  о чем

  мечтает клиент, но сознательно решится не может.

 

 -Использование гипноза для лечения заболеваний (зрение). Возвраще-

  ние человека в детское состояние, оставление глаз "в детстве" при

  обратном преобразовании. Резкое улучшение на 2-3 месяца.

 

 -Бывают случаи  ухудшения зрения,  как защитная реакция от стресса

  (чтобы не видеть плохое).

 

 -Иногда лишний вес тоже защитная реакция организма.

 

 -Можно лишить человека даже воспоминания о том,  что  он  когда-то

  курил, но это чревато, ибо окружение может счесть его "чокнутым".

 

 -Можно исполнить переработку и без транса.

 

 -Один из принципов НЛП:  "Сопротивление не сушествует,  сушествует

  лищь некомпитентность психотерапевта". Учитесь же на трудностях.

 

 

                 6 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УТИЛИЗАЦИИ

 

                    Создание нового поведения.

 

  -введение клиента в транс и выработка сигнальной системы "ДА-НЕТ".

  -попросить партнера выбрать какое - нибудь неопределенное поведе-

   ние,  которым он не удовлетворен.  Попросить его увидеть себя  в

   этом поведении в "ДС".,после чего подать сигнал "ДА".

  -получив "ДА" спросить:  "Знаете ли вы какое именно новое поведе-

   ние  или  реакцию вы хотели бы приобрести в замен существующих?"

 

 

                               - 17 -

 

     При этом построить обратную связь.  (Если "НЕТ" - поиск,  в  том

   числе  обращенная замена замена обозначений";  "Знаете ли вы кто

   обладает таким поведением?")

  -если "ДА" - "хорошо". Теперь вы должны увидеть и услышать самого

   себя осуществляющего эту новую реакцию в той ситуации, в которой

   чаще всего возникает ваша проблемма. Подайте сигнал "ДА".

  -вопрос: "Полностью ли вас удовлетворяет наблюдение за самим  со-

   бой, осуществляющим новую реакцию?"

  -если "ДА",  перевести новое поведение в "АС":  "Теперь  я  хочу,

   чтобы вы посмотрели ту же самую картинку, но с точки зрениямена

   обозначений";  "Знаете ли вы кто  обладает таким поведением?")

  -если "ДА" - "хорошо". Теперь вы должны увидеть и услышать самого

   себя осуществляющего эту новую реакцию в той ситуации, в которой

   чаще всего возникает ваша проблемма. Подайте сигнал "ДА".

  -вопрос: "Полностью ли вас удовлетворяет наблюдение за самим  со-

   бой, осуществляющим новую реакцию?"

  -если "ДА",  перевести новое поведение в "АС":  "Теперь  я  хочу,

   чтобы вы посмотрели ту же самую картинку, но с точки зренияда

   возникает момент "ситуация", в которой использовался прежний шаблон

   поведения?".

  -можно закрепить ситуацию, новое поведение каким-либо якорем, ко-

   торый вызывал бы поведение автоматически.

  -выход из транса.

 

  -в конце можно дать несколько указаний на амнезию,  типа:  "Очень

   важно  помнить,  что вы должны забыть те вещи,  о которых вам не

   нужно помнить".

 

  -Трудно бросить курить,  не дав ни чего в  замен.  Подсознание  в

   рефреминге может найти замену "вторичным выйгрышом", которые да-

   ет курение.

 

                    ПСЕВДООРИЕНТАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ

 

  -ввести клиента в транс,  ориентировать его в будующее и  убедить

   его в том,  что он уже решил свою проблемму, когда в первые при-

   шел к вам на прием.

  -затем попросить пациента отмечать в подробностях,  как именно он

   решил свою прблемму и что из  ваших  действий  оказалось  для  него

   действительно полезным.

  -далее - действия, исходя из полученной информации.

 

      ИДЕНТИФИКАЦИЯ (ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ) в состоянии глубокого транса:

 

  Очень сложная техника, требующая больших усилий.

  Суть -  человек  забывает себя,  затем отождествляет себя по всем

параметрам с какой-либо другой личностью.  При этом можно использо-

вать возрастную регрессию.

 

                      КОНТРОЛИРОВАНИЕ БОЛИ

 

  Использование всеобъемлющего  принципа  гипноза:  следует создать

контекст, в котором желательная для гипнотизера реакция  будет  ес-

тественной для пациента.  (Если человека "Вот-вот сожрет тигр",  он

не будет думать о зубной боли и т.п.) Этот контекст можно закрепить

якорем.

  Если человек в какой-либо момент времени работает в А и В  систе-

ме, отключив К, он не может чувствовать боли.

             Контексты ,в которых можно уменьшить боль:

 

 

                               - 18 -

 

    -опасность;

  -отключение К системы;

  -перегрузка информационных каналов (7 плюс, минус 2 см. выше).

 

  -в соответствии  с теорией Жана Пиаже (швейцарский психолог, г.р.

1886), быть образованным и умным человеком означает способность ви-

деть одни и те же вещи с разных точек зрения.

 

                              АМНЕЗИЯ

 

  -один из способов - резкая смена разговора (или после выхода  че-

   ловека из транса спросить его о чем-либо,  не имеющего ни какого

   отношения к переживанию в трансе,но заставляющего  размышлять  -

   более или менее глубокая амнезия).

  -в ходе беседы,  давая клиенту ряд указаний, резко изменить тему.

   Сознание может забыть об указаниях, но подсознание выполнит их.

  -если информацию визуалисту заложить тогда,  когда он будет нахо-

   диться  в измененном кинестетическом состоянии,  то в нормальном

   состоянии - амнезия сознания,но подсознание будет помнить.

  -обратный процесс - использование якорей для запоминания (В,А,К).

  -програмирование амнезии в состоянии транса: "Я говорю не с вами,

   но ваши уши это слышат", прямое обращене к подсознанию.

  -прямое програмирование в трансе: "И вы забудите...".

 

                      ВСКРЫТИЕ ИСТОРИИ ЛИЧНОСТИ.

 

  -предложить клиенту вспомнить  во  всех  подробностях  какой-либо

   объект, который может привести его к нужному воспоминанию, а за-

   тем, основываясь на этом переживании, навести транс. Пациент бу-

   дет реагировать также, как и тогда, когда переживал в первые то,

   что нужно вспомнить.

  -нужно предварительно  учесть,  будет  ли лучше пациенту от новой

   информации,  не травмирует ли она психику. Повторное аналогичное

   переживание редко приносит пользу. Другое дело - "новый взгляд",

   ДС и т.п. (см. выше).

 

                         7 КАЛИБРОВКА

 

  Калибровка - процесс подстраивания к несловесным сигналам опреде-

ленного партнера, который находится в определенном состоянии созна-

ния. Т.е. распознавание сигналов клиента.

   Некоторые сигналы - общие, некоторые - индивидуальные.

 

                      3 основных этапа:

  -знать, какого результата вы хотите добиться;

  -сохранить гибкость поведения во всем,  что вы делаете для дости-

   жения этого результата;

  -сохраняйте сенсорную впечатлительность, которая позволит узнать,

   когда именно вы получите желаемую реакцию.

 

  УПРАЖНЕНИЕ 8 Разбиться на пары .  "А" думает о чем-либо приятном,

затем - неприятном. "Б" - наблюдает реакции и переходы.

  "А" думает вначале о приятном человеке,  затем  -  о  неприятном.

"Б" наблюдает, ищет разницу реакций.

  Затем "Б" задает вопрос сравнительного характера  (например,  кто

из этих людей выше ростом,  приятный или неприятный?): "А" мысленно

отвечает. "Б" по невербальной информации угадывает ответ.

  Добиться 4-х правильных ответов подряд.

  Для усложнения - более нейтральные  вопросы  ("представте  мягкое

 

 

                               - 19 -

 

  кресло, затем - табурет, в котором вы сидите") или ограничение пос-

тупающей информации (например, закрыть тетрадью лицо и т.п.)

          (Если нет результата, то нужно изменить поведение).

 

  УПРАЖНЕНИЕ 9 Разбиться на пары. "А" отвечает (мысленно) на одноз-

начные вопросы "Б".  ("Вы родились в Москве?; Вы женаты?; Вы любите

людей?"). "Б" должен по невербальным сигналам  угадать  ответ  "ДА"

"НЕТ".

 

  УПРАЖНЕНИЕ 10 "Чтение мыслей".

  1) Желательно  предварительно  задать  клиенту несколько вопросов

(несколько верных и ошибочных утверждений) для  определения  невер-

бальных сигналов "ДА-НЕТ".

  2) После этого предложить (можно под легендой)  клиенту  погодать

на хрустальном шарике (по руке и т.п.) для отвлечения внимания.

  3) Войти в раппорт с клиентом (например,  двигая  шарик  вверх  -

вниз в такт дыханию.(Возможно измененное состояние).

  4) Говорить общие фразы (например:  "Я смотрю на хрустальный  шар

... и вижу, как клубится туман ... из него возникает лицо ... очень

важное и знакомое ...), словно вы даете процессуальные инструкции.

  5) Сенсорный контакт,  на основе которого - "чтение мыслей" мето-

дом угадывания  ответов  "ДА-НЕТ"  невербально  плюс  использование

принципа: разделяй все жизненые явления на двойственные, противопо-

ложные классы (Это мужчина / это женщина;  он внутри / он снаружи и

т.п.), предложить клиенту одну возможность, после его невербального

ответа поддержать его выбор.

  6) Если по невербальной реакции вы поняли,  что ошиблись,  можете

тут же изменить свое предположение на противоположное.

 

  ЦЕЛЬ УПРАЖНЕНИЯ  вообще  - на уровне подсознания ощущать,  видеть

или слышать невербальную реакцию партнера и адекватно на нее реаги-

ровать.

  Именно так работают многие "телепаты". Но авторы не отрицают воз-

можность и экстрасенсорного восприятия в принципе, хотя доказатель-

ств этого они не имеют.

 

                          8 САМОГИПНОЗ.

 

  -Можно учить клиентов самогипнозу для последующей  его утилизации

при лечении.

 

                      ТЕХНИКА БЕТТИ ЭРИКСОН:

 

  -сесть в удобное спокойное место.

  -найти во внешней среде  какой-либо  предмет,  на  который  можно

   смотреть не напрягаясь.

  -мысленно произнести три предложения, относящихся к зрительным

   впечатлениям.

  -переключиться и аналогично - слуховые впечатления.

  -переключиться и  аналогично - кинестетические впечатления ("нога

   косается пола", "тепло в цепленных пальцах" и т.п.).

  -подключиться к  каждому  сенсорному  каналу  и  высказать по два

   предложения.

 ----------/----------- высказать по одному предложению. (предложе-

   ния можно изменять,  главное чтобы они соответствовали впечатле-

   ниям в данный момент).(возможно 5-4-3-2-1).

  -определить для себя какая рука легче,  высказать  предположение,

   что более легкая рука становится все легче, затем непроизвольно,

   подсознательно поднемается и зависает. Потом она так же бесконт-

 

 

                               - 20 -

 

     рольно  и постепенно приблизится к лицу,  и в момент,  когда она

   касается лица, я погружаюсь в состояние глубокого транса.

 

                          ВТОРОЙ МЕТОД

(подобен первому,  но  вместо  внешних  представлений  используются

 внутренние).

  -сесть или лечь в удобное и спокойное место.

  -выработать зрительный  внутренний  образ,  как будто вы стоите в

   двух метрах напротив себя и смотрите на себя.  (Если  какие-либо

   трудности, можно использовать перекрывание: "К" - ощущение дыха-

   ния;  "А" - звук дыхания; "В" - поднемается и опускается грудь и

   т.п.  разработать образ в деталях,  стабилизировать его, изучить

   все части тела в "А, В, К").

  -выполнить окончание  первого метода,  начиная с легкости в руке.

   (Можно использовать дополнительные внешние предметы  -  шарик  с

   гелием... и т.п., если эти представления помогут левитации).

 

  -Есть масса других способов самогипноза.

 

  ПЕРЕД САМОГИПНОЗОМ  -  индности, можно использовать перекрывание:

   "К" - ощущение дыхания;  "А" - звук дыхания; "В" - поднемается и

   опускается грудь и т.п.  разработать образ в деталях, стабили-

   зировать его, изучить все части тела в "А, В, К").

  -выполнить окончание  первого метода,  начиная с легкости в руке.

   (Можно использовать дополнительные внешние предметы  -  шарик  с

   гелием... и т.п., если эти представления помогут левитации).

 

  -Есть масса других способов самогипноза.

 

  ПЕРЕД САМОГИПНОЗОМ  -  инуации и

   выработать оптимальный вариант, плюс другие методы (см. выше).

  -лучше сознательно забыть подсознательные решения, которые были в

   трансе. Лучше потом сознательно анализировать проишедшие измене-

   ния в поведении.

  -как вариант  -  создание  "нового поведения" по модели поведения

   какого-либо человека.  (Вначале - поведение  этого  человека  со

   стороны;  затем - свое такое же поведение в ДС; затем - свое по-

   ведение в АС.)

  Рекомедация: начинать с простейшего типа "Я хочу в такой-то ситу-

  ации улыбнуться!" Со временем самогипноз перейдет в навык - 30-60

  секунд.

 

                       УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

 

                      -При работе с собой:

а) проинструктировать  подсознание  так,  чтобы оно нашло множество

переживаний, характеризующихся одной особенностью - изменением ско-

рости моего  восприятия  (езда на автомашине с большой скоростью по

шоссе, затем в городе и т.п.), пережить заново эти ситуации.

б) попросить подсознание создать нечто вроде рукоятки управления, с

помощью которых я бы мог ускорять или замедлять время.  (Рукоятка -

"якорь").

в) попросить подсознание по истечении 20 ситуаций такого рода  отк-

рыть глаза,  по-прежнему находясь в состоянии транса, и чтобы я мог

сознательно поворачивать рукоятку в ту и другую сторону.

 

             -При работе с клиентом - примерно также.

 

       Можно например, исполнить "псевдоориентацию во времени":

 

 

                               - 21 -

 

  а) погрузить в транс;

б) сказать, что до завтрашнего дня пройдет два месяца;

в) предложить  в подробностях (можно в основных направлениях жизни)

прожить эти два месяца, создать свою историю на это время.

д) вывести из транса.

 

  ГИПНОЗ - средство создания реальности.  Если вы знаете,  что ваше

желание может осуществиться только в данной,  специфической  реаль-

ности, используйте эту реальность для того,  чтобы создать все, что

вы хотите.  Если ваше желание не может произойти ни в одной из  из-

вестных вам реальностей,  создайте такую реальность,  в которой это

может произойти.  Но нужно помнить,  что чрезмерное колличество ре-

альностей - психоз. Вы должны быть уверенны в том, что такая реаль-

ность в точности удовлетворяет вашим желаниям и  вы  имеете  выход,

путь отступления, некачественная реальность - путь к психозу.

  Большенство гипнотических реальностей,  которые люди строят  сами

для себя и живут в них большую часть времени - то, что они называют

состоянием бодрствования - бесполезны или вредны в основе.

  У Эриксона был свой критерий полезности - он считал, что его кли-

енты должны жениться,  найти работу, иметь детей и платить ему бла-

годарностью и подарками, такой критерий мне не подходит.

  Занимаясь самогипнозом,  с  велечайшей  осторожностью  учитывайте

возможные результаты и их отдаленные последствия.

 

РУКОВОДЯЩИЙ ПРИНЦИП - РАСШИРИТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ И УВЕЛИЧИТЬ КОЛ-

ЛИЧЕСТВО ВОЗМОЖНЫХ ВАРТИАНТОВ.

 

 

                   9 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

-Лечение кататонии  (паралич  обусловленный  психикой) - подстройка

(тяжелая и длительная) или просто наступить на ногу.  Часто причина

кататонии - вытесненное неприятное воспоминание.

 

  Главное в лечении - создание контекста.

 

-Если клиент паралельно принимает "психически  активные" лекарства,

нужно учитывать  резкие  изменения  состояния под их влиянием и при

прекращении приема.

 

-Афазия Брона  - болезнь,  при которой подавляется способность сло-

весно выражать свои мысли,  но не исчезает способность понимать чу-

жую речь.  Часто  сопровождается  параличем у правши - кисть правой

руки напряженно прижата к предплечью.

 

                            НАПУТСТВИЕ:

 

  Приобретенные знания могут остаться только в  одном  определенном

состоянии сознания.  Сцепленность  обучения с состоянием сознания -

доказанный факт.  Знание,полученное в одном контексте,трудно приме-

нить в другом, это предохраняет мозг от перегрузок.

  Лучший способ - вспоминать о знаниях только,  тогда когда это не-

обходимо. Лучше - подсознательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

                               - 22 -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

                     "ГЛАЗНЫЕ СИГНАЛЫ ДОСТУПА".

                (когда человек смотрит на Вас. /Ред./)

 

Направо вверх - зрительное воспоминание тех вещей,  которые человек

                видел раньше.  "Какого цвета глаза вашей матери?" и

                т.п.

 

Налево вверх  - зрительная конструкция вещей или явлений,  которые

                человек никогда не видел раньше или не такими,  ка-

                кими он видел раньше. "Как будет выгледеть ораньже-

                вый гиппопотам в малиновых пятнах?" и т.п.

 

Направо       - слуховое  воспоминание  тех звуков,  которые человек

                уже слышал раньше.  "Что я только  что  сказал?",

                "Как звенит ваш будильник?" и т.п.

 

Налево        - слуховая конструкция звуков, которые человек не слы-

                шал ранее "Как звучало бы ваше имя наоборот?" и т.п

 

Направо вниз  - слуховое замкнутое представление, разговор с собой.

                "Скажите себе что-нибудь, что вы себе обычно гово-

                рите", "Повторите про себя Символ Веры".

 

Налево вниз   - кинестетическое представление, ощущение имоций, ося-

                зание, мышечное чувство. "Что вы чувствуете, когда

                бежите?", "Как вы чувствуете себя,  когда  ощущаете

                радость?".

 

 

 

                            ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

      ГИПНОТИЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ШАБЛОНЫ, МОДЕЛЬ МИЛТОНА ЭРИКСОНА.

 

              1)  ШАБЛОНЫ ОБРАЩЕННОЙ МЕТА-МОДЕЛИ.

  Модель М. Эриксона - обращение Мета - Модели.

  Мета -  Модель  опробована  в книге Бендлера и Гриндера "Стуктура

магии". т.1.  Превосходное схематичное изложение Мета -  Модели  на

стр. 12  в приложении к книге Лесли - Бендлер "Они жили счастливо и

долго". Мета - Модель набор словесных шаблонов,  который может быть

использован для  более полной и подробной спецификации переживаний.

У Эриксона же  модель  предназначена,  чтобы  создавать  "искуссную

расплывчатость" выражений,  которые позволяют коммуникатору формир-

товать фразы, звучащие определенно, но достаточно расплывчато, что-

бы адекватно подстроится к переживаниям слушателя, которое самосто-

ятельно заполняет представленное ему пустое пространство.

 

                  3 ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ МЕТА-МОДЕЛИ:

 

 

 

                               - 23 -

 

  -А. Сбор информации.

-Б. Три принципа организации семантики.

-В. Ограничители речевой модели.

 

А. Сбор информации. (У Эриксона- "Пропуск информации").

  1) НОМИНАЛИЗАЦИЯ:  слово,  которое  занимает  место подлежащего в

     предложении,  но не поддается чувственному восприятию (т.е. их

     нельзя осязать,  чувствовать или слышать).Это существительные,

     которые не означают предмет,  который можно подержать в руках.

     ПРИМЕР:  "любопытство",  "гипноз",  "обучение", "знания", "лю-

     бовь",  "трудности",  "жизнь", "решение", "способности", "под-

     сознание". Они используются, как существительные, но представ-

     ляют собой  процессуальные  слова,  которые  называя  понятия,

     пропускают массу информации.  Формулируя предложения с помощью

     номинализаций,  коммуникатор не рискует сказать, что-либо, что

     вступит  в противоречие с внутренними переживаниями слушателя.

 

  2) НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ  ГЛАГОЛЫ:  ни один глагол не является полностью

     определенным понятием,  но сушествуют глаголы более или  менее

     определенные.  Если  гипнотизер  использует относительно более

     неопределенные глаголы,  слушатель вынужден  делать  самостоя-

     тельные  усилия,чтобы  придать ускают массу информации.

     Формулируя предложения с помощью  номинализаций,  коммуникатор

     не рискует сказать, что-либо, что вступит  в противоречие с

     внутренними переживаниями слушателя.

 

  2) НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ  ГЛАГОЛЫ:  ни один глагол не является полностью

     определенным понятием,  но сушествуют глаголы более или  менее

     определенные.  Если  гипнотизер  использует относительно более

     неопределенные глаголы,  слушатель вынужден  делать  самостоя-

     тельные  усилия,чтобы  придать ором идет речь, не определяется.

     "Все могут расслабляться", "Этому можно легко научиться".

     Такое предложение  позволяет  слушателю приложить высказывание

     к своим собственным переживаниям и понять его по-своему.

 

  4) ПРОПУСК:  полностью опускается основное существительное, к ко-

     торому должна,  по-видимому относиться фраза.  "Я знаю, что вы

     любопытны". Слушатель сам додумывает, к чему он испытывает лю-

     бопытство.

 

 

Б. ТРИ ПРИНЦЫПА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИКИ.

  1) Пором идет речь, не определяется. "Все мо-

     гут расслабляться", "Этому можно легко научиться". Такое пред-

     ложение  позволяет  слушателю  приложить  высказывание к своим

     собственным переживаниям и понять его по-своему.

 

  4) ПРОПУСК:  полностью опускается основное существительное, к ко-

     торому должна,  по-видимому относиться фраза.  "Я знаю, что вы

     любопытны". Слушатель сам додумывает, к чему он испытывает лю-

     бопытство.

 

 

Б. ТРИ ПРИНЦЫПА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИКИ.

  1) П   как",  и т.п.) "В то время,  как вы сидите и улыбаетесь, вы

        начинаете погружаться в состояние транса".

     в) наиболее   обязательный  тип:  ("заставляет",  "побуждает",

        "приченяет", "требует" и т.п.) "Покачивание головой застав-

        ляет вас еще глубже расслабиться".  При этом первое явление

 

 

                               - 24 -

 

          происходит в действительности, а второе необходимо вызвать.

 

  2) Чтение мыслей.  Высказывания подразумевающие,  что  гипнотизер

     "знает" о внутренних переживаниях слушателя,   как",  и т.п.)

     "В то время,  как вы сидите и улыбаетесь, вы

        начинаете погружаться в состояние транса".

     в) наиболее   обязательный  тип:  ("заставляет",  "побуждает",

        "приченяет", "требует" и т.п.) "Покачивание головой застав-

        ляет вас еще глубже расслабиться".  При этом первое явление

        происходит в действительности, а второе необходимо вызвать.

 

  2) Чтение мыслей.  Высказывания подразумевающие,  что  гипнотизер

     "знает" о внутренних переживаниях слушателя,

С. ОГРАНИЧИТЕЛИ РЕЧЕВОЙ МОДЕЛИ.

  1) Универсальные качественные определения. Это слова типа: "все",

    "каждый", "всегда", "никогда", "никто" и т.п. "И теперь вы мо-

     жете любым способом погрузиться в транс".

  2) Модальные операторы.  Это слова типа: "нужно", "должен", "обя-

     зан",  "не можете",  "не будите" и т.п.,  которые означают от-

     сутствие выбора. "Вы заметили, что не можете открыть глаза?"

 

 

           2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШАБЛОНЫ МОДЕЛИ М.ЭРИКСОНА.

 

А.Пресуппозиции (предварительные предложения).

  Предварительно предполагается то,  что не должно подлежать сомне-

нию (желательная реакция и т.п.). Для проверки нужно составить выс-

казывание, обратное по смыслу,  и посмотреть, что останется неизме-

ненным. "Джек  съел  пиртог"  -   "Джек   не   съел   пирог"   факт

существования пирога и Джека не подлежат сомнению.

  1) Подчиненные предложения,  указывающие на время,  начинаются со

     слов: "до того, как", "после того, как", "в течении", "по мере

     того,  как",  "а затем",  "прежде, чем", "когда", "в то время,

     как" и т.п.

     ПРИМЕР: "Не хотели бы вы присесть,  в то время, как вы станете

     погружаться в состояние транса?"

  2) Порядковые числительные: "другой", "во-первых" и т.п.

     ПРИМЕР: "Может быть, вы удивитесь тому, какая половина  вашего

     тела начнет расслабляться первой".

  3) Использование слова "или": при этом предлогается одна из имею-

     щихся альтернатив .

     ПРИМЕР: "Я не знаю, какая из ваших рук, правая или левая, нач-

     нет подниматься бессознательными движениями".

  4) Предписание осознания. Слова типа: "знать", "понимать", "осоз-

     навать",  "замечать" и т.п.  Могут использоваться  в  качестве

     предварительных  предположений  несомненности содержания всего

     высказывания.

     ПРИМЕР: "Знаете ли вы, что вы уже находились в состоянии тран-

     са много раз в течении своей жизни?"

  5) Прилагательные и наречия:  применяются аналогично.

     ПРИМЕР: "Интересно ли вам наблюдать, как развивается ваше сос-

     тояние транса?", "Как глубоко вы погрузились в состояние тран-

     са?".

  6) Изменения с помощью глаголов и наречий,  относящихся ко време-

     ни: "начинать", "кончать", "завершать", "приступать", "продол-

     жать",  "уже",  "все",  "все еще", "сверх того" и т.п.

     ПРИМЕР:"Вы можете продолжать расслабляться".

  7) Коментарии  с  помощью  прилагательных и наречий.  Слова типа:

     "удачно",  "радостно", "искренне", "к счастью", "необходимо" и

 

 

                               - 25 -

 

       т.п.

     ПРИМЕР: "К счастью,  мне не нужно знать в  подробностях,  чего

     именно вы хотите, я мог бы вам помочь и без этого".

 

  Использование множества различных пресуппозиций в одном предложе-

нии особенно эффективно.  Тем более,  что при этом может  использо-

ваться и перегрузка сознания.

 

Б.ШАБЛОНЫ, ОПОСРЕДОВАННО ВОЗБУЖДАЮЩИЕ РЕАКЦИИ.

  1) Скрытые команды (в более обширной структуре предложения).

     ПРИМЕР: "Вы можете начать расслабляться".

  2) Аналоговые обозначения:  невербальное  обозначение  той  части

     высказывания, которая содержит скрытую команду.

  3) Скрытые вопросы (в более обширной структуре предложений):

     ПРИМЕР: "Мне было бы интересно узнать, чем именно может помочь

     вам гипноз".

     Обычно люди отвечают, не понимая, что вопрос не задан. Хороший

     способ выведывания.

  4) Негативные команды.

     ПРИМЕР: "Не думайте о платье в розовых пятнышках".,  а  слуша-

     тель вынужден подумать о нем. Основа - использование оператора

     "НЕ".

  5) Разговорные  постулаты.  Вопросы,  которые расчитаны на ответы

     "ДА -НЕТ", но вызывают, как правило, более отчетливые реакции,

     чем буквальные вопросы.

     ПРИМЕР: "Вы распологаете свободным временем?" -  "Да,  у  меня

     есть 15 минут", "Вы знаете, что будет сегодня вечером по теле-

     визору?" - "Да,  футбол,  концерт и т.п." Перед  формулировкой

     нужно знать желаемую реакцию.

  6) Расплывчатость выражений.  Вызывает некоторую ртастеренность и

     дезориентацию. Сущьность - фраза или слово имее более чем один

     смысл.

     а) Фонетическая  множественность  слов (одинаковые или похожие

        произнесения,  но различный смысл),  а  также  "предложения

        внутри предложения".

        ПРИМЕР: "Я не знаю,  желаете ли вы и теперь закрывать глаза

        на огромное значение состояние транса".

     б) Синтаксическая множественность смыслов - переносное  значе-

        ние слов.

        ПРИМЕР: "Потрясающий подъем" - "Потрясающий  воображение" и

        т.п.

     в) Расплывчатость границ.  Когда непонятно, к какому слову от-

        носится та или иная часть предложения.

     г) Расплывчатость пунктуации.  Соединение вместе двух высказы-

        ваний, когда второе начинается со слова, которым заканчива-

        ется первое.

        ПРИМЕР: "Мне кажется,  ваш пиджак сидит на вас слишком сво-

        бодно погружая вас в глубокий транс".

 

С. ШАБЛОНЫ В МЕТАФОРАХ.

  1) Выборочные насильственные ограничения: кому-либо или чему-либо

     приписываются качества, которые не могу быть ему свойственны.

     ПРИМЕР: "Печальная скала" и т.п. "Скала не может быть печальна

     - речь идет обо мне",  - подумает слушатель,  но скорее  всего

     подсознательно.

  2) Цитаты.  Можно формулировать любое  сообщение  так,  чтобы  не

     брать на себя ответственность за него.

     ПРИМЕР: "Однажды Эриксон сказал довольно резко:  "Вы ничего не

     поймете  в  гипнозе пока не овладеете в совершенстве каждой из

 

 

                               - 26 -

 

       гипнотических процедур".

 

 

  P.S. Конспект  составлен  со  стенограммы  3-х  дневного семинара

       Р.Гриндерга,  Д.Бендлера "Создание транса,  нейро-лингвисти-

       ческое программирование гипнотических состояний".

       Переводчик И.Рябейко.

 

 

                       НОВОСИБИРСК 1987г.

 

 

       Конспект составил А.Соколюк.

       Редактор          В.Чернушевич.

 

 

                       НОВОСИБИРСК 1991г.