Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Куликов, Рогачева Тест Сонди - диагностика способов психологической защиты у участников чеченской во
Автор книги: Куликов, Рогачева
Книга: Куликов, Рогачева Тест Сонди - диагностика способов психологической защиты у участников чеченской во
Куликов, Рогачева - Куликов, Рогачева Тест Сонди - диагностика способов психологической защиты у участников чеченской во читать книгу онлайн
ТЕСТ СОНДИ:
ДИАГНОСТИКА СПОСОБОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У УЧАСТНИКОВ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ
Куликов В.Б., институт философии и права Уральского отделения АН России
Рогачева Татьяна Владимировна,
Уральская государственная медицинская академия (г.Екатеринбург)
Тестовая методика Леопольда Сонди - пожалуй, один из самых трудоемких проективных инструментов в психологии. В основу ее положен судьбоанализ (психология судьбы), развиваемый автором в русле глубинной аналитической психологии.
На наш взгляд, у данной методики есть два несомненных достоинства:
1. Оригинальность стимульного материала (фотографии различных людей), не провоцирующего реакций защитного характера у исследуемых, что часто происходит в психодиагностике.
2. Возможность выявления неосознаваемых реакций и проявлений человека, фиксации вытесненных тенденций, которые часто не проявляются в открытом поведении.
Основным понятием в методике Сонди является понятие влечения, которое коренным образом определяет поступки и поведение человека, стремления, потребности, проникающие во все слои структуры личности.
Влечение выражается через диалектическое взаимодействие 2-х факторов, 2-х потребностей и называется вектором. Так, например, сексуальное влечение - скрещивание женской и мужской импульсивных потребностей; влечение к контактам является взаимодействием потребности "начать поиск объекта" (в широком смысле этого слова) с потребностью "сцепиться" с найденным объектом. Я - вектор представляет собой потребность в расширении своего "Я", уравновешенную потребность сузить "Я". Обе потребности следуют одной цели - обеспечить единство и здоровье бессознательной жизни "Я". Последнее влечение - пароксизмальное - определяет этико-моральную сторону поведения человека.
Сквозь все влечения (векторы) проходят два радикала. Во-первых, это единая цель - удовлетворение себя путем разрядки своей динамики. Во-вторых, условие, что влечения обусловливают действия и способы поведения, а не интеллектуальную жизнь личности.
Л.Сонди выдвигает 4 основных критерия для своей теории психологии судьбы:
Первый критерий - специфическая генная обусловленность влечений, существование специфических генов влечений, которые функционируют как специфические источники энергии импульсивных стремлений и потребностей. Каждый ген имеет множественные вариации для своего проявления - от низших до сублимированных.
Второй критерий - полярность импульсивных стремлений и импульсивных потребностей, то есть влечения базируются на антагонистических парах потребностей, а потребностей - на антагонистических парах наследственно заданных стремлений. Часть этих стремлений имеет гуманную природу,. Часть - нет.
Третий критерий - напор (напряжение) влечений, величина которого зависит от величины противоположности тех генов влечений, которые совместно наследственно обусловливают потребности или влечение.
Четвертый критерий - физиологический и патопсихологический критерий влечений.
Патопсихологический критерий выражается через особые формы защитных механизмов "Я", называемых способами психологической защиты. Суть такого рода психических проявлений заключается в нарушении процесса функционирования личности. Стоит подчеркнуть, что не всегда психологическая защита выступает как негативное для личности проявление. Еще в классическом психоанализе указывалось, что любой психический механизм имеет как позитивный,, так и негативный вариант развития. О негативном, то есть патологическом функционировании можно говорить только в том случае, когда психологические защиты носят ригидный (постоянный) характер или не осознаны личностью. То есть личность в реальном поведении избегает подобного актуального опыта, и, следовательно, вытесняет возможные способы отреагирования из внешнего мира во внутренний.
Анализ результатов, полученных с помощью методики Л.Сонди, показывает, что наиболее часто встречающийся способ защиты у обследованных участников Чеченской войны - проекция. Проекция тесно связана с другой психологической защитой - ретрофлексией, наличие-отсутствие которой нельзя выявить с помощью текстовых методик, в том числе и с помощью методики Сонди.
Проекция - это специфический способ восприятия других людей как экрана для размещения на нем собственных неосознаваемых желаний и потребностей.
Что проецируется в данном случае? Во-первых, отверженный опыт, чаще взаимоотношения с родителями. Так, у 66% опрошенных не отработаны отношения с матерью (диагностируется на сознательном уровне, в актуальном состоянии высокая привязанность к матери, а в бессознательной сфере - напряженная потребность освободиться от таких отношений, стать самостоятельным во внешнем мире).
Отсутствие осознания подобных потребностей ведет к накоплению на бессознательном уровне агрессивных тенденций, которые "прикрыты" в реальном поведении пассивно-женской моделью взаимодействия с миром. Так, у двух третей опрошенных нами участников Чеченской войны на переднем плане, в актуальном состоянии - пассивность со склонностью к самопожертвованию и самоотречению. Актуальное ослабление мужской активности может быть связано не только с родительскими отношениями.
Мы предполагаем, что вытеснение агрессивных проявлений на бессознательный уровень связано также и с участием в Чеченских событиях. Это еще один вариант отвергаемого опыта. Но у нас нет информации о личностных проявлениях данной категории лиц, полученных до Чеченских событий, поэтому данное предположение остается гипотезой. Подтверждение или опровержение вышесказанному может дать психотерапевт после индивидуальной работы с вытесненной агрессивностью.
Однако, опосредованное подтверждение мы все же получили. Негативный и отвергаемый опыт участия в военных событиях выражается через заболевание, называемое хронический военный невроз. Комплексная симптоматика (по А.Кардинеру) данной нозологической формы включает:
А. Предрасположенность к неуправляемым агрессивным проявлениям;
Б. Возбудимость и раздражительность;
В. Безудержный тип реагирования на внезапные раздражители;
Г. Уход от реальности;
Д. Либо фиксация на обстоятельствах, травмировавших личность, либо избегание, "блокирование" мыслей и чувств о травмировавшем событии.
Очевидно, что первый фактор присутствует в психической жизни диагностируемых.
Высокий уровень возбудимости и раздражительности - тоже часто встречающееся проявление эмоциональной жизни участников Чеченской войны. При этом на бессознательном уровне личности нарастает чувство страха ( у половины опрошенных) и чувство вины (также у половины опрошенных). Это не что иное, как маркер отсутствия осознаваемости подлинных причин раздражительности.
Страх - эмоциональное проявление, атрибутивное для проекции. На вербальном уровне его можно отследить через высказывания человека о том, каким его видят другие (страх несоответствия). К сожалению, метод Сонди не дает такой возможности психологу.
Но одним из показателей неосознаваемого страха выступает бегство от реальной жизни. Мы зафиксировали наличие подобного способа защиты от внешнего мира через диагностику мечтательности, грез (особенно у молодых людей).
Другим способом компенсаторного поведения ( как защиты от мира) для участников Чеченской войны служат негативные сублимации. Так, в качестве основных опасностей данных людей были зафиксированы: алкоголизм ( 40% опрошенных), возможность суицида (четверть опрошенных), возможность психических заболеваний (одна треть опрошенных).
Следовательно, методика Сонди позволяет нам с большой степенью достоверности предположить наличие хронического невроза практически у всех опрошенных участников Чеченских событий. Можно сказать, что эти следы прошлого в психической жизни наших испытуемых "паразитируют" на актуальной жизни этих людей, что предполагает кропотливую психотерапевтическую работу. Причем, с нашей точки зрения, речь здесь должна идти не о "магическом" избавлении от внутренне обременительного груза, а скорее об интегрировании тягостного опыта в какое-то значимое целое, в состав которого этот элемент войдет как один из полюсов жизненной экзистенции человека.