Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Работа с гореванием и потерей с детьми и подростками

Автор книги:

Книга: Работа с гореванием и потерей с детьми и подростками

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

- Работа с гореванием и потерей с детьми и подростками читать книгу онлайн



Работа с гореванием и потерей с детьми и подростками.

 

 

Перед психологами Центров психолого-медико-социальной адаптации и коррекции зачастую ставится актуальная задача - оказание практической помощи детям, перенёсшим ту или иную психическую травму. К травмам такого рода можно отнести следующие:

  • Смерть обоих или одного из родителей (особо остро переживаются внезапная или насильственная смерти, суициды);
  • Аварии или катастрофы;
  • Развод;
  • Утрата невинности (объюзы);
  • Утрата отношений (в том числе дружеских привязанностей);
  • Утрата привычной среды обитания, образа жизни;
  • Гибель домашнего животного;
  • Кража;
  • Измена, предательство;
  • События в стране и за рубежом (нарушение состояния базовой безопасности).

Из практики своей работы с детьми и подростками я выбрала три достаточно показательных  на мой взгляд случая, которыми и намереваюсь проиллюстрировать теоретический материал.

Случай А. Мальчик 9-ти лет (на момент обращения) два года назад потерял мать 32-х лет, скоропостижно скончавшуюся от сердечного приступа.

Случай В. Подросток 15-ти лет из семьи военнослужащего три года назад в мае месяце потерял отца (алкоголик; умер в клинике от цирроза печени). В августе того же года никогда неработавшая мать выбросилась с балкона 12-го этажа на глазах у сына.

Случай С. Подросток 16-ти лет стал свидетелем суицида близкого друга, выбросившегося из окна 15 этажа.

Симптоматология горя затрагивает все сферы жизни человека:

  • Соматическая: изменение дыхания - вдох из нескольких фаз и затруднённый выдох, как бы с ощущением камня в груди; нарушение сна; со стороны ЖКТ (повышение аппетита или его отсутствие); слезливость или отсутствие слёз; ощущение комка в горле.
  • Социальных отношений: дезорганизация действий - хаотичность, страдает целенаправленность.
  •  Психическая: чувства связаны с образом умершего(всё напоминает); чувства вины, злости, эмоциональная отупелость.

 

Иногда обостряется духовная проблематика, например, верующий грубо богохульствует.

 

В таких случаях речь идёт о протекании поцесса горевания и потери.

Представляется возможным объединить наблюдаемые в таких случаях симптомы в три группы:

  1. Симптомы повышенной возбудимости:

§        Трудности засыпания или бессонница;

§        Внезапная немотивированная раздражительность (взрывные реакции);

§        Трудности концентрации внимания;

§        Сверхбдительность;

§        Физиологические реакции на событие, напоминающее или символизирующее травму (появление неконтролируемой тревоги с соматическими проявлениями во время упоминания о травмирующем событии).

1.        Симптомы повторного переживания:

  1. Навязчивые воспоминания о событии, погибшем и т.д.
  2. Зрительные или слуховые иллюзии (я увидел как он промелькнул в толпе);
  3. Флэш-бэки (внезапные поступки и чувства, как если бы травмирующее событие происходило сейчас).

2.        Симптомы избегания:

  1. Снижение интереса к ранее значимой деятельности;
  2. Обеднение чувств - ощущение опустошенности, блёклости мира;
  3. Избегание мыслей и чувств, связанных с этим, или, наоборот, навязчивые рассказы по этому поводу;
  4. Отсутствие ориентации на будущее

Основные фазы горя:

1.        Фаза шока - длится от нескольких минут до недели (типично дня три) - защитное отрицание реальности (этого не может быть);

2.        Фаза поиска - он только что прошёл, я его видел в толпе, иллюзии, иногда человек пугается своих состояний, думает, что он сходит с ума.

3.        Фаза острого горя - длится от 7-и дней до 6-7 недель - острая душевная боль, чувство вины, нарушение бытовой и социальной деятельности.

4.        Фаза остаточных толчков - с 40-го дня до года - протекает приступообразно на фоне относительного благополучия: в день рождения, в праздник, во время отъезда в отпуск.

5.        Фаза завершения - наступает после года.

 

Вмешательство психолога требуется тогда, когда горевание принимает патологические формы:

Так фаза шока может быть слишком продолжительной (более 7 дней) - случай С. Или возможно вообще отсутствие фазы шока (консервация горя) - случай А. Возможно нормальное протекание всех фаз, но фаза завершения не наступает -  встречается в пожилом возрасте, когда человек всё время оглядывается назад в прошлое , завершение ему ничего не сулит; или если человек прежде был лишён поддержки и сочувствия - случай В.

Психотерапевтический смысл работы с горем - оторвать либидо от исчезнувшего объекта и перенести его на другие объекты (схема Фрейда). Работа с горем не в том, чтобы забыть, а в том, чтобы помочь вспомнить (народные похоронные и поминальные обряды связаны с необходимостью вспомнить). Наименее доступным человек представляется в фазе шока - здесь психологу важно обозначать своё присутствие (рука на плече, умение молчать рядом).Тогда в фазе шока человек не испытывает чрезмерно острых эмоциональных реакций. Фаза поиска может рассматриваться как переходная, застреваний обычно не происходит. В фазе острого горя прорабатываются воспоминания, в том числе те, которые представляются клиенту как негативные, возбуждая сильное чувство вины (случай С), все намерения нужно превратить в воспоминания. В фазе остаточных толчков психолог помогает выстраивать новую деятельность - в случае с детьми и подростками важна работа со временем, разворачивание временной перспективы. В фазе завершения и прощания - умерший поселяется в памяти, полностью принимается реальность его отсутствия во внешнем мире.

Считается, что детское горе более быстрое. В практике чаще всего встречается  два вида реакции взрослых на детское горе: 

либо взрослый уверен, что ребёнок не способен к переживанию и тогда стремится объяснять играющему ребёнку, возвращать в горевание отвлёкшегося малыша, 

либо взрослый опасается, что ребёнку непосильна внутренняя боль, он с ней не справится и отсюда стремление оградить от переживаний, а иногда и скрыть саму информацию о случившемся (случай А: от мальчика скрыли факт смерти матери, с которой ребёнок находился в эмоционально близкой связи, он не участвовал в похоронах, не был на могиле - случай консервации горя, на момент обращения - симптоматика дезадаптации).

На мой взгляд, обе установки не верны. Родитель не должен сдерживать горе, нужно приглашать ребёнка к переживанию (но не требовать!). Ребёнок обучается переживанию горя в совместном действии со взрослым.

Горе переживается по-разному в разных возрастах:

3-5 лет - переживается как отсутствие;

5-8 лет - идея смерти принимается, но не для себя и близких взрослых,

9-12 лет - ребёнок в состоянии осмыслить случившееся, его последствия, необратимость во времени, отнесённость к себе, но ему нужна помощь в осмыслении картины мира.

Подросток - понимает всю глубину произошедшего, но имеет много фантазий, воображения (например, наделяет произошедшее героическими чертами). Возможно реагирование по взрослому типу, что является наиболее желательным, или регрессивное реагирование.