Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Статьи посвященные взрыву в Волгодонске
Автор книги:
Книга: Статьи посвященные взрыву в Волгодонске
- Статьи посвященные взрыву в Волгодонске читать книгу онлайн
Галкин К.Ю., Алтухов Н.И.,Темнюк И.И.
ВЗРЫВ В ВОЛГОДОНСКЕ: ОПЫТ ПСИХОЛОГО - ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
16 сентября 1999 г. в г. Волгодонске был совершен теракт. Значительная часть населения была поражена посттравматическим стрессом. Предиспозицией для развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) послужил тот факт, что люди проживающие в районе теракта и до взрыва испытывали так называемый "стресс повседневной жизни" и имели "социально-стрессовые расстройства" (Александровский Ю.А. и др.). Учитывая массовость поражения и руководствуясь рекомендациями сотрудников кафедры психиатрии РГМУ (Бухановский А. О.) при штабе МЧС был развернут кабинет неотложной психолого-психотерапевтической помощи (КНППП).
КНППП организован впервые в России и является новой и уникальной формой оказания экстренной психолого-психиатрической помощи.
Из 2166 человек (на 01.03.2000 г.) обратившихся за помощью в психиатрическую службу города - 1076 человек были приняты за первые три недели после взрыва в КНППП, что свидетельствует о важности и необходимости подобной организационной формы помощи населению при чрезвычайных ситуациях.
В процессе терапии пострадавших были выявлены два новых психопатологических синдрома:
"Синдром фиксированного времени" ("синдром пяти часов"), который проявился более чем у 70% обратившихся за помощью и характеризуется следующей симптоматикой: внезапные (как от толчка) повторяющиеся пробуждения во время приблизительно соответствующее проведению теракта - от 5 до 6 утра;
пробуждение сопровождалось острым ощущением опасности и ожидания катастрофы;
обстановка комнаты в предрассветном сумраке воспринималась тревожной, враждебной (дереализация);
собственное тело не слушалось, становилось напряженным ("зубы сцеплены, пальцы сжаты в кулаки"), иногда ощущались "ползающие мурашки" (деперсонализация и парестезии);
пациенты испытывали учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, озноб, воздуха "как бы не хватало".
Некоторые пациенты оставались лежать в постели, мысленно переживая катастрофу, успокаивая себя мыслями: "Будь, что будет", "Чему быть, тому не миновать". Некоторые молились Богу, пытались думать "о хорошем". Некоторые вставали, ходили по комнате, подходили к окну, курили, употребляли алкоголь, но мысли были фактически такими же, что и у оставшихся в постели.
По истечению времени совершения теракта (5 ч.55 мин.), приблизительно к 6.15 - 6.30 часам пациенты успокаивались. Уменьшались тревога, беспокойство, напряжение, тахикардия. Большинство засыпали и сон был относительно спокойным. У большинства пациентов симптомы наблюдались от нескольких дней до 4-6 недель.
Вышеперечисленные симптомы можно отнести к симптомам повторного переживания посттравматического стрессового расстройства, как одного из проявлений реакции на тяжелый стресс и нарушение адаптации (F43).
"Синдромы героя и пострадавшего" являются дополнением к описанным ранее (Пуховский Н.Н., 1997) синдромам, проявляющимся при чрезвычайных ситуациях. "Синдром героя" - он прошел "это", имеет уникальный жизненный опыт, он отвергает сочувствие и восхищение. Ему было больно, было страшно, он чувствовал себя беспомощным, но он не отстранялся от события, действовал, опираясь и надеясь только на себя. "Синдром пострадавшего" - он прошел "это", но это было для него невероятно тяжелым испытанием. Окружающие не понимают его, что добавляет страданий. Ему тяжело и больно, но он не предпринимает реальных действий чтобы избавиться от страданий, он держится за свою боль. Он ждет сочувствия, жалости, участия и помощи окружающих. Более того, он требует всего этого, так как он пострадавший и что ему: "Должны! Обязаны!" Требуя помощи он раздражается, если не получает ее такой какой он ее представляет. Пострадавший назойливо стремится опираться на других и не ищет опору в самом себе. Он упорно не желает брать ответственность за то, как он строит свою жизнь после взрыва. Пострадавший использует всячески демонстрируемую беспомощность для того, чтобы добиться сочувствия окружающих, пытаться манипулировать Миром.
Один из основных факторов образующих посттравматическое стрессовое расстройство - контрастность внешнего мира. Стоит проехать на автобусе несколько остановок и там совершенно другая жизнь - мирная, здоровая, красивая, у людей есть вещи, одежда, жилье. И им нет дела до переживаемых кем-то ужасов, они не могут понять этого, они раздражены жалобами и страданиями пострадавших. Этот когнитивный и эмоциональный диссонанс подкрепляет и поддерживает посттравматический стресс, взращивает ощущение несправедливости, безысходности и беспомощности.
Мы считаем, что одним из направлений психотерапии посттравматического расстройства может быть перевод пациента из синдрома Пострадавшего в синдром Героя. Мы стремимся перевести пациента из позиции: "Я страдаю, я болен, я не несу никакой ответственности за свою жизнь, делайте со мной что-нибудь, лечите меня" в позицию: "Я слаб, я болен. Но я готов сам строить свою жизнь. Подбодрите и поддержите меня, если вы это можете". Такой подход был активно использован при групповой психотерапии пациентов переживших взрыв.
Представленный материал, на наш взгляд, позволит сделать более эффективным оказание психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях.
Алтухов Н.И. ОПЫТ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ КОМБАТАНТОВ - ЛИЦ С ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ
В 1999 г. была проведена психокоррекционная группа для комбатантов*. Участвовало 11 человек, работа велась в течении трех месяцев, с периодичностью один раз в неделю по 4-6 часов. Прошедшие военные действия молодые люди в большинстве своем имеют множественные психологические травмы, ощущают непонимание окружающих, конфликтны, порой агрессивны, имеют проблемы в повседневном общении и в семейных отношениях. Правомерно говорить о социальной дезадаптации участников боевых действий. Матери погибших солдат находятся в состоянии хронического горя, переживают бессмысленность существования. Были поставлены следующие цели:
1. Повысить адаптационные возможности прошедших психологическую реабилитацию.
2. Выработать эффективный подход к групповой психологической реабилитации комбатантов, обобщить и сформулировать этот подход с целью дальнейшего использования его другими родственными организациями.
В работе участвовали как прошедшие войну молодые люди, матери проходящих службу и матери погибших солдат. Такой подход к комплектации группы значительно повысил психологическую эффективность работы, за счет интенсивного обмена обратной связью по поводу эмоциональных проблем и различий в восприятии различных жизненных ситуаций. Обычно реабилитация строится на основе отреагирования негативных эмоций и обучении релаксации (аутотренинг).
Наш подход к психологической реабилитации основывается на замене у комбатантов негативной субъективной реальности (самооценка, мысли, чувства, фильтры восприятия окружающей реальности) позитивной субъективной реальностью - активной, деятельной и здоровой. Человек приобретает возможность и способность выбирать, чем наполнить свою жизнь, чтобы сделать ее более спокойной и конструктивной. Изменение субъективной реальности неизбежно ведет за собой изменения в реальной жизни. Меняя реальную жизнь, мы меняем будущее. Это чрезвычайно важное направление работы - построение перспектив будущего, планирование будущего, это мотивирует на активную позитивную деятельность. Мы можем помочь человеку, научив его новой вере в то, во что ему необходимо верить, чтобы выживать, чувствовать себя более здоровым и полноценным. Чрезвычайно важным мы считаем необходимость создания у каждого участника группы внутренней области комфорта, покоя и абсолютной безопасности. Это внутренняя часть, обращаясь к которой, при необходимости, человек может отдохнуть, набраться сил, уверенности, ощущения комфорта и покоя.
Главная цель - усиление "Я", усиление адаптационных и защитных механизмов. Мы стремились дать человеку психологические инструменты, с помощью которых он мог бы сам справляться со своими сложными ситуациями.
Мы представляем возможную концепцию групповой работы с посттравматическим стрессовым расстройствами. На наш взгляд очаг посттравматического стресса находится как в сознании, так и в бессознательном.
I этап. Мы начинаем работу с оживления воспоминаний о стрессовом событии, с того, что человек пережил, что думает обо всем происшедшем, какие чувства испытывает по этому поводу. Здесь часто проявляются чувства вины, безысходности, агрессии, чувство несправедливости. Эти чувства есть следствие: во-первых, заниженной самооценки и негативного самовосприятия, во-вторых, искажений в мышлении и нереалистичной оценки реальности. И то и другое требует проработки в сознании. Основой работы с сознанием является конструктивизм и научное, рациональное мышление. Позиция конструктивизма состоит в том, что люди сами каждый для себя конструирует (создает) свою индивидуальную реальность, и что объективная реальность не познаваема, ее невозможно проверить, т.к. нет четких признаков, критериев. Мы используем в своей работе критерий полезности: является ли то, как человек видит мир, полезным для того, чтобы полноценно жить в этом мире.
Психолог A.Beck ссылается на философа - стоика Эпиктета, который сказал: "Не события расстраивают человека, а то, как он их оценивает и объясняет их для себя". Одной из своих целей мы видим помочь комбатантам адаптироваться к условиям жизни, обучая их правильному подходу к независящим от них внешним условиям, вырабатывая стремление видеть жизнь в наиболее благоприятном для психики свете. Мы стремимся на уровне сознания, уже несколько отдалившись от травматического события во времени, увидеть его иначе, стремимся к переоценке своих мыслей и чувств. Мы стремимся расширить суженное стрессом самовосприятие, обогатить его новой и позитивной информацией.
II этап. На этом этапе мы формулируем ту индивидуальную цель, которую преследует и хотел бы достичь комбатант. Важными условиями являются: - Формулировка цели должна строиться по принципу: "я хочу …", а не "я не хочу …". Это важный момент в плане мотивации на позитивные изменения. - Цель должна быть конкретна и сформулирована достаточно детально. - · Есть ли необходимые возможности для достижения цели (личностные качества, умения, психологический настрой)? - Какие возможности необходимы? Как и где их можно получить? - Как человек поймет, что он достиг поставленной цели? Как это можно проверить? Как это увидят другие люди? - Что делает цель недостижимой, слишком трудной? Возможно, необходимо разбить ее на несколько мелких частей. - Что нужно делать уже сейчас, чтобы добиться своей цели? Таким образом, мы ищем достаточно подробный ответ на вопросы: "Как я хочу жить дальше, после всего того, что со мной произошло? Что мне нужно сделать для этого? Что мне нужно для этого?" Человек прокладывает путь к изменению своей жизни в направлении эмоционального здоровья и более полной социальной адаптации. Но не все необходимые ресурсы для более полноценной жизни находятся в сознании. Значительная часть необходимых сил, новых мыслей и чувств находятся в неосознаваемом.
III этап. Главная задача этого этапа дать возможность человеку прикоснуться, приобрести опыт взаимодействия с непоколебимой и неуничтожимой областью личности - со своим "Я". Именно здесь находятся неисчерпаемые силы для глубоких позитивных личностных изменений. Эти силы находятся в образах, символах, с которыми на этом этапе и ведется работа. Именно из глубин "Я", высоких духовных переживаний черпаются эти силы. Для того, чтобы помочь членам группы получить доступ к неисчерпаемым внутренним ресурсам необходимо проложить путь к бессознательному. Это чрезвычайно сложная задача. Мы использовали метод внутреннего диалога ("Мудрец"). Эта методика обращает человека к скрытой у него в глубине бессознательного истине. Мудрец - это символ "Я", позволяющий нам соприкоснуться с целебными силами. Методика описана в литературе по психосинтезу. Но при всей ее эффективности она имеет опасные "подводные камни". Методика подразумевает преодоление препятствие, которое необходимо пройти, чтобы достичь Мудреца. В качестве препятствия обычно служат горы. Сам по себе подъем, преодоление горы является путем для достижения внутренних сил. Но горы у некоторой части участников группы могут вызвать ассоциации с боевыми действиями, актуализировать картины боев и смерти. Важно отработать, отреагировать эти неприятные переживания. Лучше всего это сделать с помощью телесноориентированной терапии. Значительное время в работе было отдано работе с чувством утраты, со смертью. Основным здесь является необходимость завершить незавершенное в отношениях с погибшим (договорить, доделать). Важно было уменьшить хронически установившееся ощущение утраты, горя, бессмысленности жизни, сменить акценты переживаний и деятельности. В работе использовались техники и методы рациональной, когнитивно-поведенческой психотерапии, арттерапии, методы ведомого (направленного) воображения, НЛП и психосинтеза.
В результате работы, по самоотчетам участников группы, произошли позитивные изменения в общении, как в семье, так и с другими людьми, перестали мучить кошмары, снизилась негативная импульсивность поведения, поведение стало более сдержанным и спокойным. Жизнь стала более осмысленной, появилась способность смотреть на жизненные проблемы с множества точек зрения, выбирая для себя наиболее полезную и здоровую.
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
В ОТДАЛЕННОМ ПЕРИОДЕ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА
Нестерова Т.К. Психоневрологический диспансер, г. Волгодонск.
Изучение клиники и динамики посттравматического расстройства весьма актуально в связи с массовостью поражения при чрезвычайных ситуациях. Цель исследования - изучение особенностей клиники ПТСР в отдаленном периоде его развития.
Объектами исследования явились лица, обратившиеся за помощью и лечившиеся в дневном стационаре Волгодонского психоневрологического диспансера в связи с психическими расстройствами как ПТСР, вследствие террористической акции (взрыв мощностью 1500 кг тротила был произведен 16 сентября 1999г. в 5.56 часов в густо населенном жилом микрорайоне г. Волгодонска).
Из всего числа пролечившихся в дневном стационаре в исследование вошли 93 человека обоих полов - 76% женщин, 22% мужчин, 2% подростки различных возрастных групп от 18 до 60 лет, которые лечились более чем через 6 месяцев после взрыва, а именно с марта 2000г. по март 2001 г.
Цель проведенного обследования заключалась в выделении клинических вариантов психических расстройств и изучение их у лиц, пострадавших от террористического акта.
Если проанализировать обращаемость за помощью по месяцам, то необходимо указать, что ожидаемый нами пик обращений на сентябрь месяц имел место (по отношению к предыдущим месяцам), что составило 12 госпитализаций.
Неожиданностью явилось увеличение числа обратившихся за помощью пострадавших в ноябре и декабре месяцах, соответственно 18 - 15 человек. Ухудшение самочувствия было связано с трагедией подводной лодки "Курск" и взрыва в подземном переходе в г.Москве, которые сопровождались человеческими жертвами.
В структуру ПТСР на отдаленном этапе основными клиническими проявлениями являются астено-депрессивные расстройства. Однако удельный вес этих расстройств различен, что позволяет условно разделить их на 2 группы:
- преобладание астенических синдромов,
- преимущественно депрессивная симптоматика.
Необходимо указать, что в структуре астенического синдрома имелись обе его формы - как гиперстеническая, так и гипостеническая.
Преобладание астенической симптоматики отмечалось в начале развития ПТСР. Особенностью депрессивных расстройств (преобладание над астеническими) оказалось то, что возрастание их удельного веса отмечается в отдаленных периодах ПТСР.
Необходимо сказать, что имеющаяся депрессия у пациентов была различной степени тяжести, но не достигала психотического уровня. Наиболее типичные депрессивные состояния характеризовались эффектом безрадостности, ангедонией, потерей интереса к прежним ценностям.
Депрессия, как правило, лишена аффекта тоски, витального аффекта. Нет и суточных колебаний настроения, самочувствие ухудшалось к вечеру. При обследовании по шкале Гамильтона депрессия преимущественно отнесена к средней степени тяжести. Наряду с депрессивным не менее выраженным оказался и тревожный компонент.
Чувство тревоги, напряжения и беспокойства часто носило постоянный характер, являлось основным фоном.
Следует отметить, что все пациенты неоднократно переживали имевшуюся травму. Эти переживания возникали как в дневные, так и в ночные часы. Усиление страха и тревоги перед 6 часами утра отмечалось у 87% пациентов. Все пациенты отмечали нарушение сна в виде трудного засыпания, частого пробуждения, навязчивых сновидений с переживанием психотравмы.
При попадании в ситуации, которые могли отдаленно напоминать стрессовую, пациенты переживали феномен флэш-бек, отмечалось появление раздражительности, вспыльчивости со вспышками гнева и агрессивности к окружающим.
В59,8% наблюдались вегетативные параксизмы, чаще это симпато- адреналовые, напоминающие панические атаки.
Необходимо указать, что на фоне этих кризов формировался стойкий фобический синдром. У всех пациентов имели место соматические жалобы, особенность которых состояла в том, что они не имели четкой локализации и не соответствовали соматической патологии.
Необходимо указать, что выделение выше описанных психопатологических синдромов условно, т.к. мы всегда имели сочетание депрессии, тревоги и астенических проявлений.
Обнаружено, что тяжесть расстройств на отдаленных этапах зависит от приморбида, размера материального ущерба, возраста, решенности социальных проблем, ущерба физическому здоровью пострадавших.
При терапии ПТСР в условиях дневного стационара более эффективной оказалась комплексная терапия, включая биологическую терапию, физиотерапию, психотерапевтические методики. При купировании расстройств с преобладанием тревоги наиболее эффективными оказались бензодиазепины (фенозепам, нитрозипам, реланиум, грандексин, сигнопам). Выбор препарата зависел от тяжести симптоматики.
При большой выраженности депрессивных состояний более эффективными антидепрессанты "сбалансированного" действия (прозак, коаксил, ципрамин).
Существенную роль в эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий сыграло направление больных ПТСР на санаторно-курортное лечение.
Список литературы:
1. К.В.Судаков, академик РАМН, В.И.Петров, член корреспондент РАМН "Эмоциональный стресс: теоретические и клинические аспекты".
2. Материалы научно-практической конференции психиатров Юга России, 1999г.
ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА.
Копченова О.В.
Психоневрологический диспансер, г. Волгодонск.
РЕЗЮМЕ
Целью работы явилось изучение клинических особенностей депрессивного синдрома у детей, пострадавших в результате теракта. Клиническая оценка состояния 250 детей с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), данные индекса шкалы ПТСР для детей и подростков, шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, проективные рисуночные тесты, 8-цветовой тест Люшера позволили выявить депрессивные нарушения у 86 человек, что составило 34,4% от обследованных. Обследованные дети были разделены на 4 основные возрастные группы. В результате исследования получены следующие данные: чаще депрессивные расстройства отмечались у детей 10-12 лет. Наиболее типичными симптомами были потеря интереса к прежним ценностям, эффект безрадостности, ангедония, безразличие, нарушение сна, снижение успеваемости, несвойственная ранее агрессивность. Наблюдалась инвертированность цикличности депрессивных симптомов. Депрессивные расстройства чаще возникали у девочек, чем у мальчиков. Обнаружена корреляционная зависимость между длительностью лечения и возрастом (p<0,001), временем первого обращения (p<0,01). Получена тесная корреляционная зависимость между возрастом и появлением первых симптомов депрессии (p<0,05). На основе полученных данных нами разработаны вопросы лечения депрессивных расстройств у детей с ПТСР, которое является комплексным и включает в себя психотерапию, медикаментозное лечение в условиях дневного стационара и амбулаторной службы.
ВОЗМОЖНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ДИАГНОСТИКИ АГГРАВАЦИИ
И МЕТАСИМУЛЯЦИИ ОТ ДИССИМУЛЯЦИИ ПРИ ПТСР
Алтухов Н.И.
В рамках пятилетней программы реабилитации лиц пострадавших в следствии теракта 16 сентября 1999г. в ВПНД проводятся психологические обследования, которые начались в сентябре 2000г. Используется батарея методик, в ряду которых опросник тревоги Тейлора (со шкалой лжи) и шкала Жмуровой дифференцирующая степень тяжести депрессии. Результаты обследования первых пятидесяти человек уже дали некоторые интересные закономерности. Из 50 человек имеющих диагноз ПТСР 20 человек показали по шкале лжи повышенные данные (5 и более баллов из 10), что позволяло предположить, что 40% полученных результатов недостаточно достоверны (аномальны). Так как депрессия является одной из основных составляющих ПТСР, мы решили исследовать, каким образом повышение показателей по шкале лжи влияет на показатель степени выраженности депрессии и какие, вследствие этого, мы получаем аномалии в результатах опроса. Мы предположили, что при высоких показателях по шкале лжи (5 и выше), а) низкие показатели депрессии (44 и ниже) позволяют предполагать наличие диссимуляции, б) повышенные показатели уровня депрессии (45 и выше) предположительно показывают аггравацию либо метасимуляцию.
Гипотеза: при высоких показателях по шкале лжи (5 и выше), а) низкие показатели депрессии (44 и ниже) позволяют предполагать наличие диссимуляции, б) повышенные показатели уровня депрессии (45 и выше) предположительно показывают аггравацию либо метасимуляцию. Выборка: 20 человек, из пятидесяти опрошенных, но имеющие только высокие показатели по шкале лжи (5 и выше). Рядов 3: 1 - шкала лжи (5 и более); 2 - уровень депрессии (от17 до 87); 3 - ранги, где 1 - диссимуляция. 2 - аггравация, метасимуляция. Выявлено:
Существует значимая положительная связь, при условии высоких значений шкалы лжи, между уровнем депрессии и аномальностью полученных результатов (Rs= 0,873, P<0,001), т.е. при высоком значении шкалы лжи (>5) повышение уровня депрессии показывает аггравацию, метасимуляцию, понижение уровня депрессии показывает диссимуляцию.
Таким образом, предложенная нами гипотеза подтверждена на высоком значимом уровне достоверности при низкой вероятности ошибки.
Можно предположить, что мы наблюдаем, по меньшей мере, два процесса у пострадавших в следствии теракта и имеющих диагноз ПТСР. Во-первых, аггравация, метасимуляция, которые в социальном поведении могут проявляться как рентное отношение к своему статусу пострадавшего, стремление с его помощью (статуса пострадавшего) решить свои социальные и материальные проблемы, привлечь к себе внимание, изменить отношения в семье. Во-вторых, диссимуляция, которая проявляется как показная бодрость, веселость, активность. В тоже время у человека присутствует весь спектр симптомов ПТСР. Но он,
ВЛИЯНИЕ ОСТРОГО СТРЕССА НА ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ,
РОДОВ И СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО
Воронкова Л.Б.
Психоневрологический диспансер, г. Волгодонск.
Последствия социально-стрессовых расстройств, в том числе чрезвычайных ситуаций, многообразны и касаются не только психического, психофизического, но и физического здоровья. Последствия, их клинические особенности, связаны и с периодом онтогенеза, на которое приходится это воздействие. Цель данной работы: изучить влияние острого тяжелого стресса на течение беременности, родов и на состояние новорожденного.
В Волгодонске 16.09.1999 был произведен взрыв в жилом микрорайоне. Сила взрыва соответствовала 1,5-2,0 тонны тротилового эквивалента. В основную - 1 группу вошли беременные, находившиеся в эпицентре взрыва, подвергшиеся тяжелому стрессу во время террористического взрыва. В качестве контроля были выбраны: беременные, находившиеся далеко от места взрыва - 2 группа и беременные, проживавшие в том же районе где 1 группа, но родившие до взрыва - 3 группа. 1 группа-66 человек; 2 и 3 группы по 30 человек. Произведено сравнение основной и 2 контрольных групп. На основании полученных данных по критерию Фишера была оценена достоверность различий между процентными долями двух выборок между первой группой и второй; первой и третьей. Изучаемые женщины находились на различных сроках гестации. Возраст женщин в 1 группе от 15 до 42 лет. Среди них: 38 (57,6%) домохозяек, 6 (9,1%) учащихся или студенток, остальные работающие; 12(18,2%) женщин с высшим образованием; 54(81,8%) состоят в браке. У 28 (42,4%) беременность первая, у 50 (75,8%) роды первые. Во 2 группе возраст женщин от 17 до 37 лет. В этой группе: 13 (43,3%) домохозяйки, 3 (10%) учащихся, остальные работают; 6 (20%) с высшим образованием; 25 (83,3%) состоят в браке. Первая беременность у 13 (43,3%), первые роды у 18 (60%). В 3 группе возраст женщин от 18 лет до 39 лет. Домохозяек 12 (40%), учащихся 2 (6,7%), остальные работающие. В этой группе, также как и во 2, с высшим образованием 6 (20%). В браке состоят 24 (80%). Первобеременных 16 (53,3%), первородящих 24 (80%). Таким образом, все три группы охватывают весь спектр женщин детородного возраста. Доля женщин с высшим образованием, состоящих в браке, по социальному положению примерно одинакова. Доля первобеременных и первородящих в 3 группе несколько больше, чем в 1 и во 2.
1. Проведено сравнение количества беременнностей, протекавших с осложнениями (гестозы, особенно средней и тяжелой степени тяжести, угроза прерывания беременности, фето-плацентарная недостаточность) во второй половине в 3-х группах по данным историй беременных в женских консультациях.
Беременность во второй половине протекала с осложнениями:
1 группа - 42 (63,6%); 2 группа -22(73,3%); 3 группа-16(53,3%). По критерию Фишера: во 2 группе не больше, чем в первой (? эмп.=0,003); в 1 группе больше, чем в третьей (? эмп.=0,94). Тяжелые гестозы:1 группа-9(13,6%); 2 группа-4(13,3%); 3 группа-0(0,0%). По критерию: в первой группе не больше, чем во второй (? эмп.=0,05); в первой группе больше, чем в третьей (? эмп.=61,7, р=0,00). Угроза прерывания беременности: 1 группа-15(22,7%); 2 группа-4(13,3%); 3 группа-2(6,7%). По критерию: в первой не больше, чем во второй (j эмп.=0,35); в первой больше, чем в третьей (j эмп.=2,14, р=0,01). 2. Сравнение количества родов с осложнениями (нарушения родовой деятельности, кесарево сечение, преждевременные роды) в 3-х группах проводился по данным истории родов в родильном доме.
Роды протекали с осложнениями: 1 группа-31(47%); 2 группа-11(36,7%); 3 группа-17(56,7%). По критерию: доля во второй группе не больше, чем во второй (? эмп.=0,95); в третьей не больше, чем в первой (? эмп.=0,88). Преждевременные роды: 1 группа-4(6,1%); 2 и 3 группы-0(0,0%). По критерию: доля в 1 группе больше, чем во 2 и 3 группах (? эмп.=2,36, р=0,00). 3. Анализировалось состояние новорожденных сразу после родов, в раннем неонатальном периоде и на день выписки по данным истории новорожденных, чтобы выяснить как адаптируются новорожденные в разных группах. Состояние оценивалось по шкале Апгар на 1 и 5 минуте после родов (цвет кожных покровов, сердцебиение, тонус, рефлексы, дыхание), в раннем неонатальном периоде по активности, крику, мышечному тонусу, рефлексам, наличию или отсутствию тремора, патологической установке кистей и стоп, цвету кожных покровов, по эти критериям оценивалось состояние на день выписки. Анализировался исход: выписка домой или перевод в отделение новорожденных со средним или тяжелым состоянием, умер.
Дети, родились в состоянии средней тяжести и тяжелом: 1 группа-29(43,9%); 2 группа-10(33,3%); 3 группа-3(10%). По критерию: в первой не больше, чем во второй (? эмп.=0,99); в первой больше, чем в третьей (? эмп.=3,65, р=0,00). В период адаптации дети в состоянии средней тяжести и тяжелом: 1 группа-39(59,1%); 2 группа-10(33,3%); 3 группа-3(10%). По критерию: в первой больше, чем во второй (? эмп.=2,37, р=0,00); в первой больше, чем в третьей (? эмп.=5,03, р=0,00). Переведено в патологию новорожденных в состоянии средней тяжести и тяжелом: 1 группа-29(43,9%); 2 группа-6(20%); 3 группа-2(6,7%). Умер 1 ребенок в 1 группе-1,5%. По критерию: в первой группе больше, чем во второй (? эмп.=2,37, р=0,00); в первой больше, чем в третьей (? эмп.=4,19, р=0,00).
Выводы:
1. Проведенное исследование показало, что доля беременностей протекающих с осложнениями в 3 группах статистически не различаются. Доля тяжелых гестозов в 1 группе больше, чем в 3, но не различается в 1 и 2 группах. Доля беременностей, протекающих с угрозой в третьей группе меньше, чем в первой, не различаются в 1 и 2.
2. Доля родов, протекавших с осложнениями в 3-х группах статистически не различаются, но преждевременных родов в 1 группе больше, чем во 2 и 3.
3. Доля детей, родившихся в состоянии средней тяжести и тяжелом в 1 и 2 группах статистически не различаются, но в 1 значительно больше, чем в 3. Доля детей, у которых период адаптации в раннем неонатальном периоде протекал в состоянии средней тяжести и тяжелом в 1 значительно больше, во 2 и 3. Значительным оказалось различие в состоянии детей на день выписки: переведено в отделение патологии новорожденных в 1 группе больше, чем во 2 и 3. Умер один ребенок в 1 группе.
Таким образом, в данном исследовании выяснено, что мощный и острый стресс, которым является террористический акт, оказал отрицительное влияние на течение беременности и родов, новорожденных. В 1 группе беременностей, протекавших с угрозой, также тяжелых гестозов больше, чем в той группе, где женщины не подверглись тяжелому стрессу. Преждевременных родов также оказалось больше в той группе, где женщины испытали острый тяжелый стресс. Детей, родившихся в тяжелом состоянии и средней степени тяжести, оказалось значительно больше у тех женщин, которые находились непосредственно в эпицентре взрыва, далее ранний неонатальный период у них протекал тяжелее, также состояние этих детей не улучшилось и на день выписки.
| 1 группа (берем. в эпицентре) | 2 группа (берем. в отал. Р-нах) | 3 группа (уже родившие, прожив. в эпицентре) |
| n = 66 | n = 30 | n = 30 |
Беременность во второй половине протекала с осложнениями: | 42 (63,6%) | 22 (73,3%) | 16 (53,3%) |
Тяжелые гестозы: | 9 (13,6%) | (13,3%) | 0(0,0%) |
Угроза прерывания беременности: | (22,7%) | 4 (13,3%) | 2 (6,7%) |
Роды с осложнениями (нарушения родовой деятельности, кесарево сечение, преждевременные роды) по данным истории родов в родильном доме (по данным истории родов в родильном доме) | 31 (47%) | 11 (36,7%) | 17 (56,7%). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|