Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Характерологические игры для детей и подростков
Автор книги:
Книга: Характерологические игры для детей и подростков
- Характерологические игры для детей и подростков читать книгу онлайн
Характерологические игры для детей и подростков
Функциональная направленность характерологических игр и упражнений - выработка адекватных форм психологической защиты и позитивных поведенческих, соответствующих требованиям социума. Пути достижения - на основе специально создаваемых моделей группового конфликта.
Проигрывается заданная психотерапевтом ситуация. Участников проигрываемой ситуации, в т. ч. и ведущего исполнителя, определяет психотерапевт. Ведущему участнику в проигрываемой ситуации необходимо строго выполнять поставленные условия и показать свое решение задачи. Обычно в проигрываемой ситуации участвуют 1-3 участника группы, назначенные психотерапевтом. В качестве подручного "материала" ведущему исполнителю разрешается задействовать и других участников группы, если ему это требуется для решения поставленной психотерапевтом задачи.
После проигрывания ситуации группа обсуждает увиденное. Главное в обсуждении - адекватно ли достигает поставленная цель и какой наиболее рациональный путь достижения, социально приемлемый и неконфликтный, т.е. сообща разрабатывается социально приемлемая модель разрешения конфликтной ситуации. Допускается в обсуждении участие психотерапевта, или группой принимается его модель разрешения конфликтной ситуации (для группы детей возраста 6-12 лет). При необходимости возможно проигрывание "правильной" формы разрешения конфликтно ситуации (на усмотрение психотерапевта). Участие в проигрывании специально создаваемой модели группового конфликта и в обсуждении способствует формированию осознания своих негативных личностных качеств с точки зрения неприемлемых для социума, активизации позитивны качеств и противодействию негативным с переключение психической энергии личности на социально приемлемые формы психологического и поведенческого реагировав формирование адекватной модели психологического (характерологического) и поведенческого реагирования в социуме.
"Автопортрет". Необходимо изобразить перед группой при помощи жестов, мимики, слов некоторые негативные положительные черты своего характера. Группа должна знать и назвать вслух увиденное. После чего тот, кто изображал "автопортрет" поясняет, какие черты своего характера изображал и почему именно таким способом. Аплодисментами награждается тот участник игры, который, по мнению группы, наиболее точно и удачно изобразил черты своего характера.
Общая терапевтическая направленность: самокоррекция негативных характерологических особенностей личности активизация позитивных.
"Взаимные психологические портреты". Необходимо изобразить перед группой при помощи жестов, мимики, слов наиболее броские черты психологического портрета любого участника группы (на усмотрение играющего). Группа должна узнать изображаемого ее члена и аплодисментами наградить того участника игры, который, по ее мнению, наиболее точно "нарисовал" его психологический портрет.
Общая терапевтическая направленность: коррекция негативных характерологических особенностей личности и активизация позитивных.
"Взгляд со стороны". Тайным голосованием выбирается лидер группы. Он становится "зеркалом". К нему по очереди подходят участники группы и говорят: "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи». "Зеркало" отвечает: "Ты прекрасен (а), спору нет, но тебе не хватает..." (или "... я желаю тебе..." или "... мне хотелось бы, чтобы ты ...."). "Зеркалу" требуется в мягкой форме назвать явные недостатки спрашивающего или ряд добрых пожеланий.
Общая терапевтическая направленность: коррекция негативных характерологических особенностей.
"Внезапные вопросы". Необходимо адекватно ответить на самые неожиданные вопросы и при этом соответствующим образом себя вести. Вопросы, как правило, задает психотерапевт, но допускается и участниками группы.
Общая терапевтическая направленность: коррекция аутистических, психастенических и эксплозивных характерологических особенностей.
"Выдержка". Требуется проявить выдержку в ситуации, затрагивающей твои личные чувства. Конфликтную ситуацию создает психотерапевт.
Общая терапевтическая направленность: коррекция эксплозивных характерологических особенностей.
"Гнев". Продемонстрировать гнев, крайнюю степень выраженности неудовлетворения ситуацией или человеком.
Общая терапевтическая направленность: коррекция психастенических и истероидных характерологических особенностей.
"Доказательство". Убедить другого человека в своей правоте, приведя неоспоримые доказательства.
Общая терапевтическая направленность: коррекция психастенических и аутистических характерологических особенностей.
"Застенчивость". Необходимо изобразить состояние "застенчивости, стеснительности, нерешительности" и попытаться от него избавиться любым способом. К примеру, пригласить незнакомую девочку, которая нравиться, в кинотеатр, и тем самым с ней познакомиться.
Общая терапевтическая направленность: коррекция психастенических характерологических особенностей.
"Испорченный телефон". Построение группы в ряд. Психотерапевт тихо в ухо первому, стоящему в ряду, называет труднопроизносимое слово... и так далее по ряду. Последний, стоящий в ряду, это слово называет вслух. Если названное слово не совпадает с первоначальным, то уточняется на ком из участников игры произошло "искажение» слова. При этом группа подбадривает и поддерживает провинившегося.
Общая терапевтическая направленность: развитие чувства товарищества, сплоченности, общности.
"Испуг". Выразить испуг при встрече с неприятным для тебя человеком, которого ты боишься и, который, ранее тебя обижал.
Общая терапевтическая направленность: коррекция эмоционально-лабильных характерологических особенностей.
"История". Групповое занятие. По кругу каждый предлагает одно предложение, чтобы получилась "история" (веселая, грустная, страшная, фантастическая и пр.).
Общая терапевтическая направленность: коррекция аутистических характерологических особенностей, развитие чувства общности.
"Неудача". Необходимо в произвольной импровизированной форме изобразить свое отношение к несбывшемуся желанию.
Общая терапевтическая направленность: коррекция "неизжитых" эмоций у личностей психастенического круга.
"Неудовольствие». Выразить свое недовольство поведением близкого человека, уверенного в своей правоте.
Общая терапевтическая направленность: коррекция эксплозивных и эпилептоидных характерологических особенностей.
"Обида". Высказать свою обиду по отношению к человеку, который считает себя правым.
Общая терапевтическая направленность: коррекция эксплозивных, эпилептоидных, психастенических характерологических особенностей.
"Обвинение". Обвинить невиновного человека и, осознав свою ошибку, попросить у него прощение.
Общая терапевтическая направленность: коррекция эксплозивных, истероидных и эпилептоидных характерологических особенностей.
"Оскорбление". Оскорбить человека из-за его незначительного проступка.
Общая терапевтическая направленность: коррекция эксплозивных и эпилептоидных характерологических особенностей.
"Ошибка". Необходимо выразить состояние, возникающее после осознания совершенной тобой ошибки.
Общая терапевтическая направленность: коррекция аутистических и психастенических характерологических особенностей.
"Примирение". Необходимо примириться с человеком, перед которым испытываешь вину.
Общая терапевтическая направленность: коррекция эмотивно-лабильных, эксплозивных и тревожно-мнительных характерологических особенностей.
"Просьба". Попросить для себя у другого человека, несклонного сразу же удовлетворить просьбу, что-то очень личностно-значимое и необходимое.
Общая терапевтическая направленность: коррекция психастенических, аутистических и эксплозивных характерологических особенностей.
"Разговор с отсутствующим лицом". Публично продемонстрировать разговор на любую личностно-значимую тему с "отсутствующим лицом" (друг, отец, мать, школьный учитель и пр.), с которым подобный разговор по ряду причин затруднителен или реально невозможен.
Общая терапевтическая направленность: дезактуализация характерологических неизжитых переживаний, коррекция психастенических, астенических и аутистических характерологических особенностей.
"Требование". Потребовать что-либо у человека, не склонного или вообще не желающего выполнять какие-либо требования.
Общая терапевтическая направленность: коррекция психастенических и аутистических характерологических особенностей.
"Трудный разговор". Публично разыграть неприятный по содержанию или трудный из-за сложности темы разговор.
Общая терапевтическая направленность: коррекция тревожно-мнительных, эмотивно-лабильных и аутистических характерологических особенностей.
"Характерная черта". Демонстрация негативной характерной черты определенного участника группы. Допускаются любые формы демонстрации: характерный жест, слова, выражение лица, элементы внешнего поведения и прочее. Общее обсуждение: необходимо узнать изображаемого участника группы и насколько характерна для него демонстрируемая черта. В случае не узнавания называется изображаемый участник группы, и почему его именно таким образом пытались представить.
Общая терапевтическая направленность: формирование навыков искреннего и свободного общения с окружающими, составление собственного "коммуникативного портрета», указание на неадекватность характерологического и поведенческого реагирования и их коррекция.