Библиотека » Группанализ » Хорева Е.В., Шек Е.И. О бессознательном содержании вербальных коммуникаций в группе

Автор книги: Хорева Е.В., Шек Е.И.

Книга: Хорева Е.В., Шек Е.И. О бессознательном содержании вербальных коммуникаций в группе

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Хорева Е.В., Шек Е.И. - Хорева Е.В., Шек Е.И. О бессознательном содержании вербальных коммуникаций в группе читать книгу онлайн

 Хорева Е.В., Шек Е.И. О бессознательном содержании вербальных коммуникаций в группе

Групповой анализ и групповая психотерапия. Материалы Ежегодной научно-практической Конференции АГрА 2000-04 гг. СПб:2004.

Группа является единым целым, имеющим собственную индивидуальность и собственную жизнь, а не коллекцией индивидуальностей, случайно оказавшихся в одной комнате [1]. Группа всегда представляет собой трансперсональную сеть, находящуюся под влиянием отдельного члена группы и влияющую на него. Группа реагирует и отвечает как целое и ассоциирует (в психоаналитическом смысле) как целое [2].
В группе помимо бессознательного каждого индивидуума, существует и общее бессознательное группы. В группах, где нет директивного ведущего и члены группы могут спонтанно выражать свои мысли и чувства, бессознательное группы проявляется через вербальные коммуникации её участников. В разных группах часто возникают одни и те же типичные темы: так на первом этапе развития группы возникает тема поездок и путешествий, отражающая тревогу перед неизвестным, с которым придется столкнуться в ходе групповой работы, а на этапе завершения, когда группа переживает кризис расставания, как правило, возникает тема смерти, отражающая бессознательные переживания по поводу прекращения существования группы. По Левину [3] кризис расставания может происходить на любом этапе жизни группы. Он вызывается отсутствием кого-то из участников или перерывами, что толкает группу в фазу завершения.
Иллюстрацией этого может служить ситуация, сложившаяся в группе, которую мы вели в технике группового анализа. На 2-ую сессию одна из участниц не пришла, и в связи с этим вспомнили фильм "Десять негритят" (в котором одного за другим убивают всех героев фильма). Повис тревожный вопрос: "Кто следующий?" Очевидно, что разговор о фильме был связан с тревогой по поводу отсутствия участницы группы и является отражением кризиса расставания.
Сами участники группы чаще всего не подозревают о скрытом смысле своих вербальных коммуникаций. Сопротивление останавливает процесс свободных ассоциаций в индивидуальной терапии и разрушает взаимодействие между членами группы [4]. Об этом писал Бион [5], рассматривая каждую группу с двух сторон: одну он называл работающей группой, другую - группой базовых установок. Работающая группа отражает наиболее продвинутый аспект группы, готовый работать с болезненными и неприятными проблемами, а группа базовых установок отражает существующую в группе тревогу и использует все виды бессознательных механизмов, чтобы избежать работы с конфликтами и неприятным опытом. И всё же сопротивление имеет жизненно важную функцию в ограничении количества беспокойства, которое может быть вынесено [4]. Вытесненные чувства проявляются в темах разговоров в группе, подобно тому как это происходит в сновидениях и свободных ассоциациях у отдельного индивидуума.
Так как базовые установки проявляются вновь и вновь в течении всей жизни группы, ставя перед ней одни и те же проблемы и давая группе новые возможности для их проработки на всё более глубоком уровне [5], дирижёр вновь и вновь сталкивается с загадками, которые задает ему группа в виде тем разговоров, на первый взгляд, совершенно не относящихся к тому, что происходит в группе. Понимание скрытого смысла разговоров важно как для определения того, на каком этапе развития находится группа и какова её динамика, так и для распознавания скрытых конфликтов, нарастания тревожности, чувства вины или агрессии. Когда на одной из сессий 25-летний студент-психолог, являющийся членом нашей группы, попытался взять на себя роль руководителя и навязать свои правила другим участникам, в группе зазвучали темы жестокости, дедовщины и борьбы с диктаторами. В частности, обсуждали вопрос, могут ли небольшие дикие племена, живущие в наше время как первобытные люди, продолжать вести естественную для них жизнь или их обязательно нужно цивилизовывать. Возник спор. Нетрудно догадаться, что вышеупомянутый студент-психолог настаивал на том, что их обязательно нужно сделать цивилизованными, "для того, чтобы они жили по-человечески", а остальные отстаивали право диких племён жить так, как они хотят. В таком завуалированном виде группа попыталась разрешить конфликт, который не смогла решить путем прямого выяснения отношений.
Иногда индикатором того, что происходит в группе, является резкое изменение темы разговора, перевод беседы в другое русло (на первый взгляд, не имеющее отношения к обсуждаемому в группе). Когда во время одной из сессий между несколькими членами группы возник конфликт (являющийся продолжением описанного выше), который воспринимался некоторыми из участвующих в нём достаточно болезненно, инициативу неожиданно перехватил член группы, не участвующий в конфликте. Он вспомнил статью в газете, прочитанную им в начале 90-х годов. В статье рассказывалось о женщине, которой была необходима несложная операция, но из-за того, что в ходе операции была допущена ошибка, женщина умерла, а лечащий врач объяснил её мужу, что этот случай входит в 4% отводимых статистикой. Автор статьи говорил о потере нацией чувства самосохранения. В группе возникло недоумение – причем здесь чувство самосохранения? В действительности, воспоминание об этой трагедии явилось выражением бессознательной тревоги, связанной с конфликтом в группе и беспокойством по поводу сохранения целостности группы. О том, что эти опасения были не напрасны, свидетельствовало отсутствие многих из участников конфликта на следующей сессии. Появление темы смерти в данном контексте также свидетельствует о кризисе расставания, переживаемом группой. Наш опыт ведения групп показал, что на подобные повороты темы в ходе групповых коммуникаций следует обращать особое внимание, т.к. в них можно проследить связь с бессознательным содержанием группового процесса. Можно провести аналогию между темами разговоров в группе и свободными ассоциациями индивидуума. Отличие заключается в том, что в групповом процессе принимает участие не один, а несколько человек, поэтому естественно, что ассоциации в группе проявляются дискретно, а не единым потоком, как в случае с индивидуумом, у которого каждая последующая ассоциация непосредственно связана с предыдущей. В связи с этим нам кажется весьма вероятным, что именно такие внезапные переходы можно считать, образно говоря, прорывами бессознательного группы в виде ассоциаций её участников.
Нередко бессознательное группы индуцирует проявление актуальных проблем членов группы. Например, на одной из сессий в течение получаса обсуждался вопрос о том, стоит ли перебивать собеседника, если он слишком долго говорит. Высказывались аргументы как "за", так и "против". Поводом к обсуждению послужил конкретный случай, произошедший на предыдущей сессии: один из членов группы долго рассказывал о своей жизни и никто не решался его перебить, хотя многие от этого испытывали дискомфорт. В обсуждении этой ситуации принимали участие почти все члены группы. Молчал только 60-летний Алексей, по натуре человек очень сдержанный и закрытый. Было заметно, что он испытывает сильные чувства. Члены группы, занятые обсуждением ситуации, не обращали на него никакого внимания. Дирижёр задала ему вопрос: "Алексей, а Вас не интересует то, что обсуждают?"
Немного помолчав, Алексей сказал: ”Хочу предложить ситуацию”. После этого он рассказал следующее: жена его знакомого возвращается домой, хочет рассказать мужу о своих впечатлениях, идет в комнату в грязных сапогах, останавливается на коврике и начинает свой эмоциональный рассказ. Муж просит её сойти с коврика (т.к. он только что провёл уборку в квартире). В ответ она взрывается, и начинается скандал. Рассказ Алексея коренным образом изменил процессы, происходящие в группе. Все участники группы очень активно включились в обсуждение. Одни выдвигали аргументы в защиту позиции мужа, другие с пониманием говорили о том, какие чувства испытывала жена. Незаметно для себя многие стали раскрываться, эмоционально рассказывая о своих проблемах. Эта ситуация никого не оставила равнодушным, даже самые осторожные в порыве откровенности начали говорить о себе. Что же произошло? Каким образом группа побудила Алексея к проявлению его актуальной проблемы и почему, с другой стороны, описание бытовой сцены так сильно повлияло на групповой процесс? На первый взгляд, ситуация, предложенная Алексеем, никак не была связана с тем, что происходило в группе, но в действительности она являлась продолжением обсуждаемой темы. Фактически конфликт между мужем и женой возник из-за того, что муж перебил жену на полуслове, а именно об этом и шел разговор в группе. В сущности же, речь здесь шла о нахождении правил взаимодействия, которые ведут к взаимопониманию. Таким образом, здесь мы видим, как бессознательное содержание разговора в группе послужило толчком для проявления актуальной проблемы одного из её членов, что в свою очередь привело к эмоцианальному резонансу остальных участников, увеличению степени их открытости и проработке проблемы на новом более глубоком уровне.
Известно, что когда члены группы достаточно сближаются друг с другом, появляется страх поглощения [4], возникает неосознаваемая тревога, т.к. защитные механизмы ослабляются. Это иллюстрирует эпизод, возникший незадолго до окончания той же сессии. Дискуссия по поводу конфликтов в семье, приводящих к разводам, привела к обсуждению вопроса о детях, воспитывающихся без отца. Обижают ли ребенка сверстники из-за этого? И откуда дети узнают, что у товарища нет отца? Неужели об этом говорят им учителя? В процессе обсуждения участники пришли к выводу, что дети сами рассказывают об этом друг другу, т.к. не подозревают, что они из-за этого могут в дальнейшем пострадать. Так и участники группы испытывают бессознательный страх из-за того, что их открытость может повредить им в будущем, а в образе учителя явно угадывается фигура дирижёра, о чем, конечно, члены группы и не подозревают.
В заключение следует отметить, что при работе с группой важно не только следить за вербальными коммуникациями, но и понимать их скрытый смысл. Наш опыт ведения групп показал, что особое внимание нужно уделять резким изменениям темы разговора участников, т.к. именно они являются индикаторами бессознательных процессов, происходящих в группе. Понимание бессознательного содержания вербальных коммуникаций позволит дирижёру определить, на каком этапе находится группа и какова её динамика, увидеть переносы, почувствовать нарастание тревожности или агрессивности членов группы и в соответствии с этим выбрать оптимальную линию поведения и проводить наиболее подходящие в данной ситуации интервенции, что сделает работу группы более эффективной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Луис Р Ормонт. Групповая психотерапия: от теории к практике. РАН, СПб, 1998.
2. .Х.Л.Бер, Л.Е.Хёрст. Групповой анализ: модель групповой психотерапии, разработанная С.Х.Фоуксом,“Группанализ. Избранные статьи", СПб, АГрА, 1998, с.21-35.
3. B.Lewine. Group psychotherapy. Practice and development. New York. Prentice-Hall, 1979.
4. Т.Стернберг. Механизмы защиты и проработка сопротивлений в групповой терапии. Group Analisis, 1982, No.15(3),“Группанализ. Избранные статьи", СПб, АГрА, 1998, с.7-20.
5. W.R.Bion. Experience in groups. New York. Basic Books.1959.