Библиотека » Другие методы психотерапии » Де Шазер С. Проблемно-сфокусированная терапия

Автор книги: Де Шазер С.

Книга: Де Шазер С. Проблемно-сфокусированная терапия

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Де Шазер С. - Де Шазер С. Проблемно-сфокусированная терапия читать книгу онлайн

 Де Шазер С. Проблемно-сфокусированная терапия

SOLUTION FOCUSED THERAPY (Steve deShazer)

Градуальные вопросы (scaling questions)

  • оценка изменений и предсказание результата;
  • самооценка клиентом текущего положения дел;
  • поиск альтернативных вариантов решения проблемы;
  • выявление стереотипного поведения и реакции на него у окружающих

 

1      2       3          4          5          6          7          8          9          10

Шкала от 1 до 10, где 1 соответствует минимуму, а 10 – максимуму, отметьте …

  • Как вы оцениваете сегодня … (состояние своей проблемы)?
  • Как бы вы оценили это по состоянию ….. назад, когда только начали… (курс терапии/ появляться признаки проблемы)?
  • Что не даёт вам опуститься (подняться) до уровня …. ?
  • На сколько баллов вы оцениваете своё состояние через три месяца?       (Ех: на 6)
  • Чем будет отличаться ваше поведение, когда вам не удастся достичь ….(6) баллов, а скажем только … (5) ?
  • Чем, с вашей точки зрения, отличается поведение, за которое можно поставить … (7 или 8) баллов?
  • Как оценивает происшедшие с вами изменения ваш … (муж, жена, ребёнок…)?
  • Как вы сами себя оцениваете?
  • Бывает ли так, что вы что-то делаете, а … (муж, жена…) этого не замечает? Если да, то, что именно?
  • Что вам надо сделать, чтобы убедить его (её), что ваше состояние соответствует … баллам?
  • Опишите, что будет делать ваш … (муж, жена) в тот день, когда ваша проблема будет разрешена на … баллов?

 

Темпоральные вопросы (time oriented questions)

  • вопросы, предлагающие сопоставить два временных периода;
  • обращение к прошлому или будущему помогает взглянуть на проблему со стороны или оценить свои перспективы;
  • создание атмосферы надежды и воодушевления вокруг предстоящих изменений.
    • Предположим, вы проснулись утром и убедились в том, что проблема чудесным образом разрешилась. Что изменится в вашей жизни?
    • Какие признаки вы, прежде всего, заметите в самом себе? Как вы узнаете, что произошло чудо? Представьте, что вы пожилой человек, сидящий на крыльце своего дома и вспоминающий о том, что для вас осталось далеко в прошлом, о вашей нынешней проблеме. Как вам кажется, после какого поворотного момента всё наладилось?
    • Представьте, что вы с вами встретились впервые не сейчас, а через год, когда все проблемы остались для вас позади. Как вы думаете, какое впечатление на меня произвела бы наша с вами встреча?
    • Существует ли определённый прогресс в способности представителей вашего поколения, по сравнению с предшествующими поколениями, решать проблемы подобного рода? Что вы сделали для того, чтобы не повторять ошибок своих родителей?
    • Если изменения в вашей семье продолжаться, что нового будет у вас спустя месяц (год)?
    • Когда ваша родительская семья обратит внимание на то, что вы изменились? Что именно они заметят в первую очередь? Кто первый заметит изменения?