Библиотека » Зависимости » Тихомирова А.В. Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами для особенных подро

Автор книги: Тихомирова А.В. При практическом участии Ивашина О.И., Москвичева В.В., Лапшина Ю.Г.

Книга: Тихомирова А.В. Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами для особенных подро

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Тихомирова А.В. При практическом участии Ивашина О.И., Москвичева В.В., Лапшина Ю.Г. - Тихомирова А.В. Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами для особенных подро читать книгу онлайн

 Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами для особенных подростков. Тихомирова А.В. При практическом участии Ивашина О.И. Москвичева В.В. Лапшина Ю.Г.

В любом обществе существует категория подростков – оппозиционеров, трудных, неблагополучных, подростков группы риска, подростков с девиантным поведением. Каждый раз, подходя к необходимости поставить эпитет перед словом подростки,  хватаюсь за голову, потом вздыхаю и беру выбранное слово в кавычки. Ну ладно, мол, пусть на этот раз будут «трудные»… а теперь пусть «особенные»…. А на самом деле? Это те дети, которые не смогли принять и использовать так любимую взрослыми   броню социальной желательности.  Те, которые переживают пубертатный период во всей его полноте, стремятся использовать время отрочества по назначению – попробовать все, испытать на прочность этот мир, найти свои способы решений, справиться со своими собственными задачами…. Они выбираются из  общепринятого течения и находят свои ручейки, которые могут когда-нибудь вернуться в родное русло – отрастить волосы до нормальной длины, забросить на антресоли «косуху» и военные ботинки, а могут забираясь и запутываясь в жизнь присоединиться к опасным и трудным потокам, унестись в толпу «беспредельщиков»   и так и не найти дороги в нормальную жизнь. Они легко попадают в беду, потому что идут наугад, потому что хотят набить собственные шишки и опыт родителей и учителей им не подходит. Задача взрослого – быть рядом настолько, насколько подросток может это использовать. Говоря иными словами – мы можем вернутся к принципу зоны ближайшего развития– не стоит задавливать ребенка своими взрослыми возможностями, но нет у  нас права  бросать его на самотек…

В этой главе мы попробуем поделиться с вами своими практическими находками. Находками про то, как быть рядом с ребятами, выпадающими из участия в общешкольных профилактических программах, и в то же время донести до них информацию о психоактивных веществах, помочь сделать собственный выбор,  осознать ценность здорового образа жизни.  Что можно предложить им такого, что не будет отвергнуто вместе со всеми другими атрибутами мира взрослых и в то же время полезно для их человеческого развития. Способны ли мы понять подростка и помочь ему в борьбе за здоровое существование? Как нам услышать его, и как достучаться до этого чуткого и одновременно жестокого к окружающим человечка, полного стремления покорить этот мир?
Для того, чтобы разобраться в том, какие кирпичики мы можем предложить для построения их собственной жизни, нужно отметить некоторые психологические особенности «трудных» подростков, специфику способов построения контакта со взрослыми, основные задачи программ по профилактике химической зависимости и многое другое.
Только давайте назовем их не «трудные» (потому что трудно, в основном , нам, а не им…) или «асоциальные» ( потому что относительно их жизни и их микросоциума асоциальны мы…), а, например, «испытатели» или «экспериментаторы». Такое определение более функционально и полезно для определения нашего подхода. Так снимается избыточное напряжение, становится не так страшно – они нас испытывают, а мы, как взрослые и разумные, помогаем им испытать не только нас, но и себя, и саму жизнь, и осознать некоторые результаты этого испытания.

Кто такие подростки-испытатели

  • Они стремятся познать этот мир. Они хотят узнать все, любой ценой и прямо сейчас. Все – потому, что не хочется ничего упустить (вдруг это самое главное в жизни?). Любой ценой, – потому что пока все равно непонятно, что сколько стоит, и есть ли ценность в человеческой жизни вообще. Прямо сейчас, потому что потом они не успеют, они живут только сейчас. Будущее ля них весьма абстрактно (и в этом они больше похожи на детей, чем на взрослых), они живут настоящим.
  • Они хотят узнать себя, понять, на что  способны, насколько  ценны. Они пытаются понять и оценить свое новое тело. Любая неудача, отвержение или недостаток обесценивают их в собственных глазах. Они хотят быть всем или не  быть вообще.
  • Несмотря на свою агрессивность, жесткость, равнодушие и «непрошибаемость» они могут быть чувствительными и ранимыми. Они способны переживать, страдать, любить, уважать, верить…
  • Они хотят узнать других и научиться жить среди людей. Они показывают себя другим и стремятся найти или завоевать свое собственное место. Им нужно уважение окружающих как воздух, они готовы платить за это многим.
  • У них есть принципы и правила. Они честны перед собой и теми, кого  уважают. И они уважают честность.
  • Они хотят оценить и испытать на прочность этот мир, эту жизнь и себя. Они хотят понять, что важно, а что нет; построить свою жизнь, основываясь на своих ценностях и убеждениях.

Почему они такие? Что происходит с человеком в этот период его развития? Какие поведенческие особенности подростка отражают его сущность? Вот основные особенности подросткового возраста с точки зрения физиологии и психологии.

Личность
  • Заметные физиологические изменения. Перестройка всех систем и органов. Изменение внешности. Обращение внимание на свое тело (оно заставляет обращать на себя внимание).
  • Изменения сексуального статуса. Изменение чувствительности. Появление и формирование сексуальных влечений. Новые ощущения - новое отношение к себе.
  • Сомнение в своей ценности и адекватности.
  • Ощущение необходимости строить собственное “Я”.
  • Необходимость обретения навыков взаимодействия с собой и со своими чувствами, решения личностных сложностей и проблем, отстаивания своего выбора и границ.
Отношение к миру
  • Изменения выталкивают подростка из уютной «скорлупы» детства и заставляют искать новую опору.
  • Подросток начинает строить свою иерархию ценностей. Его не устраивает то, что предлагают ему взрослые – это возвращает его в тот мир, из которого он только что выбрался. Он должен проделать свою собственную работу по построению своей личности – иначе его крылья не окрепнут (так называемая “реакция эмансипации”).
  • Он  разрушает все – это отказ от того, что ему преподносят на блюдечке. Он как бы говорит нам – «я сам, я хочу свое собственное» и отталкивает предлагаемое обществом и родителями «блюдечко».
  • Первая ценность для него – свобода. Свобода в понимании подростка – возможность делать то, что он хочет.
  • Он экспериментирует со всем, что его окружает и с самим собой. Это его способ познания мира.
  • Ему необходимо принадлежать чему-то большему: поклоняться кумиру, желательно «бунтарю», быть приверженным  какой-нибудь «альтернативной» идеологии, чувствовать себя  элементом  чего-нибудь сильного.
  • Ему в любом случае приходится  овладевать навыками отношения с миром, способами реагирования на окружающую среду. Он берет те, которыеоказываются доступными и не кажутся недостойными.
Отношение к другим
  • Ориентация на сверстников. Ему нужно общение, где его воспринимают как личность, общение взрослого с взрослым, общение  равных. Только так он чувствует себя достаточно ценным. Другие варианты воспринимаются как давление и вынуждают убегать дальше и дальше, разрушать больше и больше.
  • Тенденция к образованию группировок («металлисты», «панки», «рэпперы», «скинхеды», «кислотники» или «рэйверы», «роллеры», «толкиенисты» и многие другие). Принадлежность к некоторым группировкам определяет выбор того или иного стиля поведения и может являться фактором, способствующим формированию аддитивного поведения.
  • Проблемы в семье. Родители, как самые близкие взрослые, отвечают за всю взрослую половину человечества, и большая часть протеста против мира взрослых ложится на их плечи.  Да и самим родителям очень хочется видеть в своем ребенке не бунтаря и задиру, а полное выполнение всех своих несбывшихся некогда чаяний.
  • И  снова ему необходимо учиться навыкам взаимодействия с другими людьми, навыкам общения, способам построения отношений и соблюдения границ.

Почему подростки-испытатели не просто экспериментируют с употреблением психоактивных веществ, но очень быстро становятся зависимыми от употребления

  • Употребление алкоголя приемлемо в культуре взрослых. Для подростков употребление спиртных напитков – нормальное явление и символ приобщения к ко взрослому миру. Для того, чтобы противостоять этому миру, подросткам приходится или употреблять слишком много алкоголя или приобщаться к употреблению наркотических веществ. То, что является нормой, не вызывает опасения, а значит не интересно.
  • Употребление каких-либо веществ может быть атрибутом некой субкультуры. Подросток хочет принадлежать чему-то большему, группе или целой культуре. И он впитывает в себя все “реквизиты” этой культуры, будь это дворовая компания или целое молодежное музыкальное течение.
  • В подростковом возрасте возникает масса психологических трудностей (общение со сверстниками, с собой, с миром, со взрослыми, поиск смысла жизни  и т.д.). Задача этого периода развития личности – научиться с ними справляться. Через это надо пройти. Это сложно и иногда больно. Если в этот момент подросток сталкивается с психоактивными веществами – он получает опыт «легкого» пути для решения всех сложных и иногда в принципе неразрешимых задач. (Например, он краснел и бледнел при одном взгляде симпатичной одноклассницы, а выпив баночку пива, ему ничего не стоит очаровательно шутить и говорить  комплименты. Или ему казалось, что все вокруг обращают внимание на дефекты его внешности, а всего лишь одна затяжка марихуаны освобождает его от этого напрягающего ощущения). Вместо сложной внутренней работы, вместо изнурительного подъема по лестнице личностного роста – легкий путь на скоростном лифте. И человек очень быстро оказывается на психологических костылях, откинув которые, он падает и уже не может идти по жизни.
  • Им может быть просто скучно – тогда употребление веществ  заполняет и насыщает  их серые бесконечные дни.
  • Подростки не умеют ориентироваться на свои чувства, не доверяют им и часто даже не знают что это такое. Но они очень остро чувствуют ложь и фальшь. Они чувствуют расхождение психологической реальности с тем, как ее нужно воспринимать (говорится одно, а происходит другое). Им хочется найти и сотворить другую реальность, наполненную настоящими и интенсивными чувствами. Алкоголь и наркотики –  возможность не играть в фальшивые игры взрослых, а построить свою, “честную”, реальность.
  • Нет пока ценности отдельной личности, ее уникальности. Низкая самооценка, отсутствие самопринятия, неспособность противостоять большинству, ценить собственную жизнь, выбор, здоровье. Подросток не боится за свою жизнь, ему гораздо больше хочется наполнить настоящий момент интенсивными переживаниями, чем влачить долгое, скучное и бессмысленное существование.
  • Часто родители привыкают к избыточной ответственности за жизнь ребенка, не обучая его самого отвечать за свою жизнь. Ребенок растет с ощущением, что не он сам решает проблемы, что есть что-то, что несет этот груз за него. Отсюда – невозможность сделать собственный выбор, желание найти что-то, на что можно опереться и куда можно уйти от проблем, не неся никакой ответственности.
  • Часто родители лишают своего ребенка возможности прожить беззаботное детство и кладут на его плечи непосильное бремя ответственности за свою семью, за ее проблемы. Как правило, это происходит в неблагополучных, дисфункциональных семьях. Такие дети прибегают к употреблению психоактивных веществ, чтобы стряхнуть с себя тяжелую ношу и уйти в другую, более легкую реальность.

Можно выделить некоторые объективные признаки принадлежности подростков к группе риска по формированию зависимости от психоактивных веществ.

  • Подростки из семей, где кто-либо имел зависимость от алкоголя или наркотиков. Как правило, это семьи, где взрослые имеют проблемы с употреблением спиртных напитков, и иногда это внешне очень благополучные семьи. Это генетический фактор наследования склонности к образованию зависимости от психоактивных веществ.
  • Подростки из дисфункциональных и конфликтных семей. Эти дети несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, дети из таких семей несут в себе всю свою жизнь, где-то очень глубоко, тяжелые чувства. Чувства, которые когда-то возникли в ответ на ситуацию в семье, а потом стали движущими силами их дальнейшей жизни. Это такие чувства как вина, страх, обида и злость. Они не знают, что эти чувства есть внутри них, где они находятся и что делать с этими чувствами. Но именно сообразно с ними они строят свою дальнейшую жизнь, свои отношения с другими людьми с алкоголем и наркотиками.
  • Подростки, живущие в неблагоприятных социальных условиях и в условиях высокой распространенности употребления психоактивных веществ.
  • Подростки, пережившие насилие (эмоциональное, сексуальное, физическое).
  • Подростки, имеющие личностные проблемы (ощущение несостоятельности, завышенные ожидания, насилие, отвержение, определенный тип акцентуации характера).

Основные цели, задачи и принципы  программ по профилактике химической зависимости
Формулирование целей и задач, понимание принципов предстоящей деятельности, помогает  сделать работу более организованной, четкой и успешной. По определению, профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения нежелательного явления. Традиционная цель профилактики злоупотребления психоактивных веществ - отказ подростков от употребления химических веществ, изменяющих состояние сознания или психоактивных веществ.  Могут ли какие-либо мероприятия привести к намеченной цели? Можем ли мы гарантировать, что проведение определенных мероприятий приведет к тому, что подростки не станут употреблять психоактивные вещества никогда?  Конечно нет.  Мы можем только с той или иной степенью вероятности предположить, что наша работа сделает это употребление менее вероятным.
Цели работы:

  • Во-первых, это помощь в решении тех личностных и социальных проблем, которые часто являются причиной начала употребления наркотических веществ и других форм проявления социально-психологической дезадаптации;
  • Во-вторых, это помощь детям и подросткам в их собственной ментальной борьбе по осознанию ответственности за выбор здорового образа жизни;
  • И в-третьих – это создание доверительной и безопасной атмосферы для того, чтобы подростки не боялись обращаться за помощью к взрослым.

Для того чтобы работа стала более продуктивной нам представляется целесообразным формулировка более конкретных задач.

  • дать подросткам объективную информацию о действии химических веществ на организм.
  • сориентировать подростков на их способность сделать свой собственный выбор; они должны чувствовать что они действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют.
  • дать подросткам возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.

Эти задачи достаточно реальны для практикующего специалиста. Постановка более глобальных целей и задач может привести к  кризису как работы так и личности ведущего.
Соответственно этим задачам грамотная профилактическая работа должна необходимо включать в себя три  компонента.

  • Образовательный компонент

Специфический  -  знание о действии химических веществ изменяющих состояние сознания на организм, о механизмах развития заболевания зависимости  во всех аспектах,  принятие концепции болезни и понимание  последствий, к которым приводит химическая зависимость
Цель:  научить  подростка понимать и  осознавать что происходит с человеком (с любым, и возможно и с ним самим)    при употреблении  психоактивных веществ.
Неспецифический  -  знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о  возможных способах работы с ними, заботы о себе.
Цель: формирование развитой концепции самосознания у   подростка

  • Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей

личности, способствующих развитию зависимости от употребления химических веществ, создание благоприятного  доверительного климата в  коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.  Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами  ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности. Работа с планом  личного выздоровления.
Цели:  психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки,
формирование навыков принятия решений, умения сказать “нет”, постоять за себя, определять и нести  ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.

  • Социальный компонент - помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.

Цель: Формирование социальных навыков необходимых для  здорового образа жизни.

Определение принципов работы представляется нам не менее важным. Это помогает понимать не только куда идти, но и как идти. Естественно,  каждый специалист пересматривает их сообразуясь со своей системой ценностей. Мы можем лишь указать те принципы, которые помогли нам организовать свою работу.

  • Трезвость. Использование трезвых способов получения  довольствия, решения проблем, поведения в стрессовых ситуациях – это то, что важно нам самим  и то, чем мы делимся с нашими ребятами.
  • Подросток он тоже человек. Подросток имеет право ошибаться, быть несостоятельным в чем-либо, быть не таким, как нам бы хотелось. Он имеет право на свой выбор, и только он сам может сделать этот выбор. Мы можем быть рядом, но мы не можем прожить жизнь вместо него и за него. Его жизнь ценна в любом случае.
  • Добровольность. Мы можем работать только с тем подростком, который хочет работать с нами. Насильно помочь невозможно.
  • Мы тоже люди. Мы тоже имеем право ошибаться, не знать, уставать, изменять свое мнение и решение. Наша жизнь ценна не потому, что мы что-то можем и работаем в такое сложной области, – она просто ценна, и мы должны заботиться о себе.
  • Мы равны, и мы вместе. Мы уважаем подростка и даем ему возможность уважать нас. Мы не выше и не ниже, нам ничего не надо делать, чтобы заслужить уважение, также как и им ничего не надо делать, чтобы заслужить уважение. И мы, взрослые, и они, подростки – такие, какие есть, и мы уважаем и признаем права друг друга. Мы предъявляем одинаковые требования к себе и к подросткам, живем по одинаковым правилам, вместе участвуем в мероприятиях клуба.
  • “Плохое” поведение – привычный способ адаптации к среде. Это защита подростка от общества, а не он сам. То, что подросток выдает «на гора» (то, что обычно сводит взрослых с ума) – это, всего лишь, ответная реакция на то, каким является общество по отношению к подростку.
  • Честность и открытость. Мы говорим о том, что происходит на самом деле, говорим о своих чувствах. Мы не всегда знаем, как правильно поступить, но почти всегда можем сказать о том, что с нами происходит, и это помогает найти решение.
  • Поиск. Пока у нас, да и, наверное, ни у кого нет ответов на вопрос, как правильно работать с подростками. Мы готовы учиться, искать, пробовать, ошибаться, и знаем, что, вряд ли когда-нибудь придем к выводу, что теперь мы все знаем, все поняли и все умеем.
  • Зона ближайшего развития, как принцип выбора форм и методов работы. Мы должны учитывать запросы и возможности ребят для того, чтобы выбирать способы взаимодействия с ними.

Контакт подростка-испытателя и взрослого.

  • Первое и весьма продолжительное время подросток испытывает вас на честность, принципиальность, силу, интересность, надежность. Он испытывает ваши границы – нападает и отступает, хитрит и обескураживает.
  • Он может начать вам доверять. Ему очень нужен взрослый, которому он мог бы доверять. Если вы показались ему таким человеком, он может оказаться очень доверчивым и открытым, и вам придется помогать ему строить новые, более функциональные границы.
  • Ему важно внимание, которое вы ему оказываете, но он боится потерять свою свободу. Поэтому иногда он будет убегать, чтобы проверить, не побежите ли вы за ним.
  • Он ждет от вас ошибок, но уважает вашу способность их признавать. Вы можете стать авторитетом для него. Вы можете стать интересны для него.
  • Ему важно, чтобы вы уважали его по настоящему, чтобы вы действительно признавали его право на собственный выбор, а не просто декларировали это.

Что можно пожелать, а иногда и потребовать от специалиста, работающего с подростками.

  • Достаточный и постоянно повышаемый уровень знаний и образования. Нужна постоянная заинтересованность в повышении своего профессионализма.
  • Способность быть самим собой, а не изображать из себя, принимающего и сочувствующего, честного, принципиального, совершенного, умного, знающего все на свете, понимающего, успешного и т.д. Не просто провозглашение принципов, а действительное следование им.
  • Понимание необходимости постоянного развития и поддержки собственной личности (психотерапия, группы поддержки, забота о себе…) Если специалист не решает своих проблем специальными способами, он будет решать их за счет подростков.
  • Наличие собственных интересов, заполненность жизни, наличие увлечений. Интересность собственной жизни – серьезный повод для того, чтобы быть авторитетным для подростка.
  • Личный интерес в профессиональной деятельности столь же необходим. Без искренней заинтересованности  работать в этой сфере хорошо не возможно, тем более, что и деньги обычно за это платятся небольшие. Без совместного «проживания» и способности сопереживать работа быстро становится невыносимой неинтересной.
  • Специалист должен определиться в своих отношениях с веществами, изменяющими состояние сознания. Он должен быть готов  рассказать об этом подросткам.
  • Все, что специалист предлагает подросткам, он должен пройти сам – игры, упражнения, походы.  Даже прыжки с парашютом.
  • Соблюдение правил. Подростки постоянно проверяют  границы взрослого на  прочность. Неукоснительное соблюдение принятых правил помогает найти оптимальную дистанцию для общения.

Одна из форм организации профилактической работы с подростками – подростковый клуб . (Реальный пример  - история развития клуба «Перекресток», г. Москва)

Формы и методы работы:
С помощью социальных работников ребята, уже попавшие в сферу внимания КДН, были приглашены на знакомство с клубом – на чаепитие. В первый раз пришло человек 30, нам еле хватило стульев и не хватило чашек, и мы очень волновались – очень уж хотелось привлечь народ. Мы рассказывали о наших планах, показывали фотографии пробных походов, предлагали участвовать. Нам даже удалось поиграть в “салки-обнималки” (см. Приложение). Надо сказать, что на этом чаепитии, да и вообще на первых порах работы клуба, очень важна была помощь социальных работников: они не только приводили ребят, но и участвовали в наших разговорах и играх. Так родилась наша первая форма работы – чаепитие. Еженедельно, в определенный день и время, можно прийти в “Перекресток”, попить чаю и пожевать печенье. Иногда мы проводим до чаепития дискуссии (например, о наркотиках, сексе, религии и многих других темах, которые ребята предлагали), обсуждаем наши текущие проблемы. Также можно поиграть, поболтать, порисовать, послушать музыку. Постепенно все больше ответственности за проведение чаепитий ложилось на ребят.
Задача любого клубного мероприятия – постепенное снижение роли взрослого и повышение ответственности подростков.
Сейчас они сами следят, чтобы все мыли чашки, сами покупают сухари и печенье, сами убираются в столовой.
Следующая форма привлечения ребят в клуб – дискотеки. Это мероприятие собирает самое большое число ребят – до 60-80 человек. Самое сложное – выполнение правила трезвости. На наши дискотеки нельзя проходить, даже если от тебя чуть-чуть пахнет пивом. С этим было очень трудно смириться (как же может быть дискотека без пива?!), и первые опыты были больше похожи на битвы, по крайней мере, для сотрудников. Проблема была практически решена путем количественного ограничения: войти можно было только по пригласительным билетам («флаерам») от членов клуба; если, вдруг, приглашенный был нетрезв, пригласивший лишался права на дальнейшие приглашения. Надо сказать, что организаторская активность ребят именно на дискотеках стала проявляться в наибольшей степени – “ди-джейство”, гардероб, охрана, уборка – всё распределялось заранее, назначались ответственные. Достаточно было одну дискотеку отменить в силу того, что предыдущая была организована плохо, как проблема была решена: очень уж хотелось провести следующую. Быть «ди-джеем» оказалось очень значимо, образовалась очередь из желающих. По ходу дискотеки проводились конкурсы, придуманные ребятами самостоятельно. Наиболее ответственные «ди-джеи» программу дискотеки составляли по результатам клубного хит-парада. Дискотеки проводились (и в настоящее время проводятся) 1 раз в две недели. Многие регулярно ходят только на дискотеки, не участвуя в других мероприятиях.
Формирование структуры клуба. Формы работы - поход, совет клуба, тренинги.
Правила клуба.
После первых чаепитий выявилась наиболее заинтересованная группа ребят, с которыми мы пошли в поход. Подготовка к походу включала в себя два двухчасовых тренинга на построение команды. Для нас стало очевидным: ребята с удовольствием участвуют в тренинге, если есть цель – пойти в поход. Когда предложили просто провести тренинг личностного роста, желающих не было.
Подростки очень хотят делать что-то интересное – нам только надо помочь найти им повод для этого.
Правила похода были оговорены “на берегу”. По опыту первых походов мы поняли, что очень важно заранее распределить обязанности. Решено было так: когда что-то нужно делать, руководитель похода собирает группу и распределяет обязанности. Было обсуждено с ребятами, доверяют ли они руководителю, готовы ли заранее принять то, что обязанности будут распределяться справедливо. Правила были такие: трезвость, безусловное подчинение требованиям руководителя похода, взаимоуважение. Поход был несложным, но на ребятах лежало много ответственности: они сами вели нас по маршруту, наравне с взрослыми ставили лагерь, готовили еду. Руководитель похода распределял дежурства. Мы включали в поход элементы психологического тренинга, например часть маршрута проходили связанными веревкой в цепочку или парами, по очереди руководили группой, молчали, дежурили ночью. Вечером в лесу и после возвращения домой поход обсуждался, ребятам давалась возможность ощутить обратную связь – каждый мог высказаться о своих впечатлениях и каждый мог сказать другому, что понравилось, а что – нет.
Практически сразу выявилась группа из 10-15 человек, которые захотели участвовать в такой форме работы как совет клуба. Мы предложили ребятам собраться, чтобы определить, как нам строить свою жизнь дальше. На первом таком совете  мы установили правила клуба, понятие членства в клубе, круг мероприятий, которые будут в клубе проходить.
Правила получились такие:

  • беречь имущество клуба;
  • быть трезвыми (не приходить пьяным);
  • не сквернословить (желательно);
  • не оскорблять друг друга;
  • не портить аппетит друг другу;
  • не бить и не обижать друг друга.

Впоследствии, правила немного видоизменились и на совете клуба через полгода были переформулированы:

  • быть трезвыми;
  • уважительно относиться друг к другу (не оскорблять морально и физически);
  • говорить по одному (на совете клуба);
  • не сквернословить (настоятельная рекомендация);
  • не курить в помещении;
  • беречь имущество и следить за порядком.

На первом совете клуба мы решили, что членом клуба может быть любой человек до 18 лет, выполняющий правила клуба, прошедший тренинг-испытание и один месяц кандидатского срока. Если человек нарушал правила, он исключался из членов клуба, но мог заново пройти кандидатский срок и тренинг-испытание и снова стать членом клуба. Член клуба, в свою очередь, мог пройти ряд тренингов и стать помощником инструктора (что такое помощник инструктора тогда еще было не очень понятно).
Таким образом, понятие члена клуба стало значимым. Причем, не так важно было, что именно дает звание члена клуба, как сам факт получения такого звания.
Для подростков важна знаковость и наличие статуса – как некая символическая структура, помогающая ориентироваться в жизни: ставить задачи, создавать (простраивать) ценности. Если мы не вводим  иерархии, они образуют свою, основанную на понятных им ценностях (физическая сила, материальный уровень, уровень асоциальности и т.д.).
Кстати, наиболее очевидным преимуществом члена клуба была возможность получать и раздавать друзьям «флаеры» на дискотеку – каждый мог пригласить до 10 человек. Кандидат в члены клуба мог получить именной «флаер» только для себя.
В дальнейшем совет клуба собирался еженедельно, приходили все, кто хочет участвовать в жизни клуба. Обсуждались насущные проблемы, решались организационные вопросы, распределялись обязанности.  Совет клуба всегда начинался со знакомства с настроением друг друга. Основной способ решения проблем – мозговой штурм (все предлагают идеи, пусть даже самые бестолковые, они не оцениваются, а потом выбирается наиболее подходящая), голосование.
Через какое-то время (приблизительно через полгода работы) стало понятно, что для организации продуктивного процесса  на совете слишком много народу. Было решено выбрать 5-6 человек, которым все доверяют – для решения всех организационных вопросов, т.е. сделать совет клуба избираемым. Мы провели выборы, выявилось 6 явных лидеров, и раьботали с таким составом совета. Не очень понятно как лучше, потому что, с одной стороны, при этом многие “невыбранные” автоматически почувствовали себя менее ответственными за процессы, происходящие в клубе, а с другой – на тех, кто в совете клуба, легла слишком большая ответственность, что явно не очень радует ребят.
Развитие клуба.
Наполнение новыми формами работы – «брэйк-дэнс», теннис, видео, парашютный спорт, праздники.
Таким образом, работа клуба встала на рельсы: еженедельно проводились чаепития, советы клуба, регулярно – дискотеки, периодически – походы. Приходили новички, кого-то присылали социальные работники, но в основном ребята стали приводить своих друзей. Народ стал приходить в “Перекресток” сразу после школы (а иногда и вместо школы, о чем будет особо сказано позднее) и проводить там время до самого закрытия. Надо было чем-то наполнять нашу жизнь. Вернее, не просто наполнять, а совершать осмысленные поступки по организации, прежде всего, ребячьего времяпрепровождения, получения нового опыта и удовольствия от жизни. Вместе с членами клуба мы думали о том, что можно сделать, чтобы чувствовать себя активным создателем собственного образа жизни.
Таким образом, в нашу жизнь вошел теннисный стол – и сразу вокруг него закипели процессы: кто лучше, кто умеет. Провели турнир. Сначала только мальчишки: девочки только зрители, но постепенно и слабый пол получил возможность совершенствоваться.
Отдельный интерес у ребят вызвало включение в программу клуба тренингов. Об этой форме работы с подростками-испытателями можно будет прочитать чуть ниже.
Увидев интерес некоторых ребят к «брэйку-дэнсу», мы выделили специальное время для тренировок. Но, справедливости ради, интерес к такому виду времяпрепровождения довольно быстро утих – видимо, потому что совершенствование в «брэйке» требует значительных сил, терпения и трудолюбия, а на это того самого терпения и трудолюбия хватало только у двух человек. 
Периодически мы начали устраивать просмотры видеофильмов, стараясь таким образом подобрать репертуар, чтобы и интересно было, понятно для подростков, и осмысленно, что тоже оказалось задачей непростой. Новым для подростков оказалось удовольствие от совместного просмотра фильмов - многие смотрели что-то не в первый раз.
Отдельно можно описать опыт проведения праздников. При подготовке мы стояли перед выбором: сделать все самим, так, чтобы получилось здорово, но ребят оставить в позиции пассивных «получателей удовольствия», или больше ответственности переложить на них, рискуя сделать праздник не особенно интересным. Мы пробовали и тот, и другой вариант, но так и не пришли к однозначному пониманию того, как лучше. Теоретически понятно: лучше вместе, но на практике сложно. Совместная работа выражается в генерировании нами идей и выполнении ребятами более простых заданий. Причина нам вполне понятна: “контингент” подростков, с которыми мы работаем, отличается относительно невысоким уровнем развития творческих навыков (просим заметить, что именно навыков, а не способностей – потенциально ребята очень способные и иногда просто талантливые). Развивать возможность творить – дело долгое и трудоемкое, потому что нужна мотивация, терпение, трудолюбие, с чем тоже не все просто. Например, идея организации изостудии у нас провалилась практически сразу – уж очень не хочется нашим подросткам напрягаться. Для нас это задача на будущее, хотя и сейчас уже периодически ребята просят краски, чтобы просто порисовать, пластилин, чтобы полепить и т.д.
Может быть, все, что мы здесь перечисляем, достаточно обыденно, но для многих ребят до вовлечения в работу клуба был только один способ получения удовольствия – напиться; а для кого-то работа клуба стала первыми шагами сознательного построения собственной жизни, осознанного поиска способов трезвого получения нового интересного опыта. Также важно отметить, что любая форма работы организуется с помощью членов клуба: назначаются ответственные, распределяются обязанности.
Когда мы придумывали возможные варианты нашей деятельности, ребят очень заинтересовала идея прыжков с парашютом. Здесь мы поставили перед собой следующие задачи:

  • получение опыта преодоления себя и совершения поступка;
  • осознание ценности собственной жизни;
  • опыт трезвого “кайфа” (тут трудно подобрать другое слово);

Сначала решили попробовать прыжки с парашютной вышки (32 метра). В первый заход на прыжок решилось 8 человек. После того, как они поделились опытом с остальными, желающих стало больше. Второй раз с вышки прыгнуло 25человек. Готовых прыгать с самолета оказалось 9 человек. Здесь хотелось бы остановиться на описании проблем, с которыми мы столкнулись. Во-первых, организационные сложности: оказалось не так просто найти возможность для прыжков подростков. Нам пришлось действовать через юношескую парашютно-спортивную школу. Во-вторых, ответственность сотрудников клуба за жизнь и здоровье детей. Очень важно заранее установить контакт с родителями, узнать их позицию и получить согласие на прыжок ребенка (желательно в письменном виде). И, тем не менее, эмоции, которые испытывает сотрудник, везя детей прыгать, трудно передать, тем более, что он должен прыгать и сам (так как мы вместе участвуем во всех мероприятиях клуба)
Для нас было очевидным (по собственному опыту), что прыжок с парашютом является принципиально новым опытом и влечет за собой значимые личностные изменения. Ожидали многого, но то, что произошло с ребятами, превзошло все наши ожидания. А именно:

  • в процессе подготовки к прыжку абсолютно исчезла внутригрупповая агрессия, демонстративное асоциальное поведение (сквернословие, нанесение ущерба окружающей среде, агрессивное отношение к другим людям, демонстрация принадлежности к группировкам);
  • выявился высокий уровень поддерживающего поведения: ребята подбадривали друг друга, напоминали о необходимых действиях во время прыжка (перед прыжком в самолете, во время полета на парашюте, с разных сторон: “Не забудь ноги вместе”, “разряди запаску” и т.д.);
  • появилось ощущение сплоченной команды, ощущение “Перекрестка” в целом (это очень ярко проявилось, когда мы строились перед посадкой как “Перекресток” и летели в одном самолете);
  • после прыжка ребята сами смогли проанализировать полученный опыт. Кстати, они сами отметили тот факт, что совсем забыли про договоренность выкрикнуть «скиновский» лозунг, да и вообще обо всех этих играх. Они сами отметили, что в трудную минуту в человеке проявляется то, что у него внутри, а не то, что он обычно демонстрирует;
  • Одно из высказываний прыгнувшего весьма характерно – «я увидел что есть трава…»

Выявление лидеров и наиболее заинтересованных подростков. Ядро клуба.
Формы работы - поездки, тренинги.
После полугода работы стало очевидно, что появилось три категории ребят, приходящих в клуб:

  • те, кто приходит постоянно (около 15 человек);
  • те, кто приходит периодически (около 20 человек);
  • те, кто приходит только на конкретные мероприятия (а именно дискотеки и праздники) – около 25 человек, но эта группа постепенно переформировывалась.

Ребята из первой группы постепенно становились хозяевами клуба, брали на себя определенные обязательства. Постепенно формировались доверительные отношения с сотрудниками: ребята обсуждали с нами свои проблемы, старались помочь, переживали вместе с нами сложные ситуации. Помимо этого, им очень хотелось двигаться дальше – они хотели участвовать в тренингах, придумывать что-то новое. И они с удовольствием поддерживали предложенную нами игру: им хотелось стать помощниками инструкторов, т.е. нашими помощниками. А именно – проводить вместе с нами тренинги для новичков, помогать в проведении походов и т.д.
Мы предложили ребятам пройти серию тренингов (часть из которых проводили приглашенные специалисты, например, тренинги-семинары, посвященные проблемам распространения ВИЧ-инфекции и  венерических заболеваний проводили сотрудники Международной организации Красного Креста). Такие тренинги мы назвали тренингами продвинутого уровня или «Погружение на глубину личности». Задачи таких тренингов:

  • получение знаний (о структуре и свойствах личности человека, о построении взаимоотношений, об общении, о группе);
  • получение нового опыта самопознания – опыт восприятия и выражения чувств, потребностей, внутриличностной гармонии («самопринятия»), способности рисковать, разделения чувств и поведения;
  • получение нового опыта общения в группе: ощущение доверия, безопасности, возможности открытого общения.

Для ведущих тренинга было важно следовать двум, практически разнонаправленными задачам. С одной стороны, обеспечение возможности создания безопасной атмосферы, необходимой для апробации новых форм взаимодействия, а с другой стороны, поддержка некоторого уровня неуспокоенности и сохранение мотивации для совершения «естественно» рискованных поступков и развития.
Для создания безопасной атмосферы на тренинге были приняты определенные правила (обычные для работы в психотерапевтических  группах – конфиденциальность, очерёдность речи, уважение к членам группы, право сказать “пас”, безоценочное общение, избежание оскорблений и физического насилия). Для поддержки мотивации мы сказали о задачах тренинга   и о возможных результатах: «пройдут тренинг те, кто действительно рискнет “погрузиться на глубину личности”». Согласны, что ситуация методологически спорная: возможно, мотивация «пройти экзамен» не совсем адекватна процессу личностных изменений, но, тем не менее, поставленных перед тренингами задач мы добились – наши подростки постепенно начинают более осознанно относиться к себе, своим чувствам и поступкам, появляется способность к анализу своих состояний и действий.
Тренинги такого уровня, бесспорно, оказываются для ребят гораздо более сложными, чем тренинги-испытания. Несмотря на это, желание получить звание помощника инструктора оказывается достаточно сильным для того, чтобы, не пройдя тренинг с первого раза, рваться получить право еще на одну попытку.
Возможно, предлагаемые нами формы работы с подростками не особенно многообразны и глубоки. В дальнейшем нам, бесспорно, хотелось бы расширить наш арсенал – организовать постоянно действующую школу личностного роста, дать ребятам возможность развивать свои творческие способности, придумать новые формы отдыха, более познавательные и интеллектуально нагруженные. Но на первых этапах развития клуба мы в первую очередь исходили из возможностей и потребностей наших ребят  и из понимания зоны ближайшего развития: нет смысла делать то, что они не смогут воспринять и использовать.
Можно выделить следующие этапы развития клуба:

  • Подготовительный – разработка программы, первые попытки привлечения ребят в реабилитационную программу, разочарование.
  • Привлечение подростков в клуб – основная активность направлена на то, чтобы в клубе ребятам стало хорошо и интересно. Многие приходят по одному разу, не задерживаются в клубе.
  • Формирование относительно стабильной большой группы подростков, борьба за лидерство, установление внутренних правил взаимоотношений между собой и с взрослыми. Постепенная передача ответственности за проведение некоторых мероприятий. Поиск новых форм активности. Многие приводят своих друзей. “Перекресток” – группа подростков, которая при отсутствии направляющей организующей силы взрослых может стать весьма деструктивной (т.е. низкий уровень самоорганизации и отсутствие внутренней структуры). Самый опасный и сложный период работы. 
  • Формирование устойчивой группы подростков – ядра клуба. Подростки чувствуют свою ответственность за существование клуба вообще. Установление доверительных отношений с взрослыми. Дружеские отношения внутри клуба. 

Тренинг-испытание – подходящая форма профилактики химической зависимости для подростков-испытателей.
 Наверное, это одна из самых  любимых форм работы нашего Центра поддержки растущего поколения «Перекресток»... Почему? Наверное, потому что процесс интенсивный, ярко открываются самые разные личностные качества наших ребят, сразу видны результаты работы. А может быть, потому что мы здесь наиболее приближены к столь любимому нами процессу социально-психологической реабилитации подростков. А может быть, просто завидуем их возможностям и способности учиться и придумывать.
Важный момент. У подростков должен быть стимул, для того чтобы пройти этот тренинг. Например – кто пройдет, того берут с интересный поход.
Подготовке таких тренингов мы придавали несколько “таинственный” и  торжественный характер. Может быть, интуитивно мы пытались приблизиться к смыслу обрядов инициации. Во-первых, мы не настаиваем на проведении тренингов, – ребята сами постоянно просят нас об этом и требуют назначить время. Мы предлагаем им набрать команду не менее шести и не более девяти человек. Когда они говорят о своей готовности, мы назначаем специальное время и день тогда, когда никто другой приходить не должен. Тренинг проходит за закрытыми дверями. Подбирая упражнения для тренинга, мы стараемся найти что-то новое, потому что потом они рассказывают друг другу  о способах решения проблем. Если группа не приходит в назначенное время (точно), тренинг отменяется.
Основные задачи тренинга-испытания:

  • сплочение группы;
  • поиск новых способов построения деятельности и решения проблем;
  • поиск и апробация новых форм взаимодействия;
  • поиск и апробация новых форм выражения своих чувств;
  • формирование навыков анализа своей деятельности и постановки перед собой задач по изменению;

Длительность тренинга - 4 часа. Упражнения, которые мы используем, можно найти в этой статье или в других изданиях касающихся деятельности Центра «Перекресток». В основном это постановка перед группой определенных задач, решение которых требует сплоченности, смекалки, умения слушать друг друга, терпения, настойчивости, взаимной поддержки. Но основная идея тренинга не в прохождении упражнений, а построении деятельности по их прохождению. Для того чтобы сделать это более очевидным для ребят, мы придумали следующую систему. В начале тренинга перед ребятами ставится задача: «Вы должны всей командой набрать за весь тренинг 100 баллов. Если команда набирает баллы, все проходят, если нет – никто не проходит. Набрать баллы можно следующим образом: за каждое выполненное упражнение получаете 15 баллов (всего 6 упражнений), за поддержку друг друга 5 баллов, за конструктивный поиск решения 5 баллов, за конструктивное выражение агрессии и других негативных чувств – 5 баллов. При этом агрессия, направленная на других членов команды расценивается  как 5 баллов с минусом, оскорбления (физические и моральные) как 5 баллов с минусом. Баллы выставляются ведущими и не обсуждаются». Таким образом, мы пытаемся обратить внимание на процесс выполнения упражнения. Из этих же соображений после каждого упражнения происходит обсуждение: мы помогаем ребятам проанализировать, почему что-то получилось, а что-то нет, что помогло, как можно в следующий раз использовать полученный опыт.
Когда мы придумывали такую систему оценки процесса, было опасение спровоцировать игру в поддержку и подкрепить, таким образом, демонстративные формы поведения. Но, поскольку всегда была заметна и не оценивалась игра в поддержку,  оказалось, что мы помогли им увидеть бесполезность демонстративного поведения и прочувствовать разницу между искренними и формальными отношениями.
По результатам тренингов (кстати, они не всегда проходили успешно по результату), было очевидно, что ребята действительно приобретали опыт получения удовольствия от процесса совместного решения задач, что, собственно, и является задачей клубной работы в целом: овладение новыми способами поведения и получения удовольствия. Самой большой сложностью для них оказалась проблема конструктивного выражения агрессии, поэтому мы включили обсуждение этой проблемы в начало тренинга.
В основном (за очень редким исключением) все команды проходили испытание. Также были случаи, когда вся команды прошла испытание, но 2 человека, абсолютно пассивно участвующие в процессе – нет. Всего за время работы клуба в таких тренингах приняло участие 49 человек.
Пример плана тренинга:

  • Знакомство, постановка задачи, обсуждение правил, обсуждение возможных форм выражения агрессии и поддержки;
  • Разминка
  • “Бревно”, обсуждение;
  • “Слепой треугольник”, обсуждение;
  • “Тролли”, обсуждение;
  • “Магические квадраты”, обсуждение;
  • “Стенка”, обсуждение;
  • “Летающее яйцо”, обсуждение;
  • Подведение итогов, круг обмена чувствами.

Пример подсчета баллов группового тренинга


Упражнение

Положительные баллы

Отрицательные баллы

Итог

Бревно

15, 5, 5

5,5,5,5,5,5

- 5

Треугольник

15, 5,5, 5

5,5

+20

Тролли

5, 5, 5, 5, 5

5

+20

Квадраты

15,5,5

5, 5

+15

Стенка

15, 5,5,5,5,5,5

5,5,5,5

+25

Яйцо

5,5,5,5,5

5

+20

Итог

 

 

95, тренинг не прошли

Справедливости ради, надо сказать, что действительно, процесс оценки крайне субъективен, ведущим достаточно сложно удержаться от попытки поддержать или наказать. Мы преодолевали эту проблему путем коллегиального решения – на тренинге всегда от двух до четырех ведущих, и для них такой тренинг тоже не прост: пожалуй, так ярко только еще в походе выявляется степень сработанности и сплоченности команды взрослых, работающих в клубе...

 

В заключение хочется отметить, что хотя все описанные формы работы с подростками не похожи на «классические» методы профилактики химической зависимости, тем не менее они обладаю двумя очень важными чертами. Первая – они приемлемы для работы со специфической категорией подростков – подростками-испытателями. Вторая – они помогают подросткам найти такое русло для течения своей жизни, которое оставляет им возможность делать свой свободный выбор и, в то же время, в достаточной степени обеспечивает их ресурсами для построения здоровой и интересной жизни.
Имея четкое представление об особенностях подросткового возраста, о формировании химической зависимости у подростков, о принципах работы взрослых с подростками, можно изобретать новые и новые формы работы.  Все просто – мы не воюем с подростками, а мы рядом с ними. Им становится не нужно придумывать новые способы борьбы со взрослыми, а наша работа становится более интересной, насыщенной и жизнеспособной.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бандура А. Подростковая агрессия. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999
  • Баярд Д. Ваш беспокойный подросток. М. 1992
  • Бютнер К. Жить с агрессивными детьми, Ленинград: Педагогика, 1991.
  • Выготский Л.С Психология – М: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2000, 1008 с.
  • Работа с детьми группы риска под ред. Хананашвили Н.Л. – М.: НАН, 1999, 112 стр.
  • Крайг Г. Психология развития  - С-Пб: Питер,2000, 992 с.
  • Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000
  • Защита прав ребенка, сборник, М.: РБФ «НАН»,1999
  • Клуб общения для подростков, Москва, 2000.
  • Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000
  • Личко А.В., Битенский В.С. Подростковая наркология.
  • Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997
  • Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1994
  • Сборщикова К.И., Терентьева А.В. Развитие ребенка в алкогольной семье. Возможности психокоррекции и реабилитации. М.: журнал: Школа здоровья 1998 г. №1
  • Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В., Терентьева А.В., Баушева И. Л. Концептуальная программа злоупотребления наркотиками и другими     психоактивными веществами среди подростков и молодежи. М.: РБФ «НАН» 1999
  • Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис, 1999г.
  • Снайдер Ди. Для подростков, или как найти свое место в       жизни. М.: АСТ -ПРЕСС, 1997     
  • Терентьева А.В., Ивашин О.И., Москвичев В.В. Реабилитационно-профилактическая программа Клуб «Перекресток». М.:РБФ «НАН» 2000 г.
  • Ширгалин Б, Работа с детьми группы риска. М.: РБФ «НАН», 1999
  • Fleming M. 101 Support Group Activities for Teenagers Affected by Someone Else’s Alcohol / Drug Use. Minneapolis: Johnson Institute, 1992
  • Krosness L. Teen Age Power Program. Stockholm: T.A.P.P., 1995
  • Woititz J. G.  Adult Children of Alcoholics. Florida: Health Communications, Inc., 1983

ПРИЛОЖЕНИЕ
Некоторые наши любимые игры и упражнения, котрые можно использовать при работе с подростками-испытателями, но не сразу.

Название

Краткое описание

Цель игры

Число участ-ников

Примечания

 

1. Игры

 

 

 

“Стул справа”

Все сидят на стульях в кругу, водящий – в центре, один стул пустой. Задача водящего – занять стул. Тот из игроков, для кого пустой стул находится под правой рукой, должен хлопнуть по нему и назвать имя любого из участников игры до того, как водящий на него сядет. Если не успел – сам становится водящим. Успел – названный игрок садится на этот стул, и задача нового игрока, от которого вновь освободившийся стул стал справа, – успеть сделать то же самое.

Знакомство, сплочение группы, разрядка.

Любое

Трудности с одинаковыми именами.

“Я никогда не...”

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов “Я никогда не...”. (Например: “Я никогда не прыгал с парашютом”). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо честно.

Знакомство в игровой форме, разрядка, переход от игровых к более серьезным формам активности.

5-15

Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека.

“Черные шнурки”

Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему.
Тот, кто места не нашел, становится ведущим.

Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее.

6 – 25

По ходу игры  ведущие могут подавать пример более интересных признаков, например различный личный опыт, переживания и т.д.

“Переманивания”

Половина группы сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади – переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил стоящий за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, – не пустить (поймать) “своего” сидящего.

Разрядка, сплочение, проявление личных (особенно, между мальчиками и девочками!) взаимоотношений.

11-25
нечет. кол-во

Не очень идет в однополых группах.

“Салки-обнималки”

Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним.

Разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт».

6 – 30

Просторное, безопасное помещение.

“Стул сгорел”

Стулья (на один меньше чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает, один стул убирается.

Разрядка.

6 – 30

Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать сразу несколько стульев.

“Птицы, блохи, пауки”

Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет – «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий  выбранное животное. Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.

Разрядка. Концентрация внимания.

10 – 30

Просторное, безопасное помещение.

 

2. Упражнения (количество  * (от * до ****) определяет степень развития группы , необходимую для проведения данного упражнения. Например *** возможно при достаточно высоком уровне взаимодействия участников)

 

 

 

“Рисунок с поводырем”
**

Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. “Поводырь” подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка.

Снятие возбуждения, межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру.

По парам.

Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со “слепым”.

“Доверяющее падение”
***

Один из участников падает на подставленные руки остальных с более высокой позиции, спиной.  Задача группы – его не уронить. Перед падением участник спрашивает: «Страхующие готовы?», на что стоящие внизу отвечают: «Готовы». Затем «падающий» спрашивает ведущего «Падать?», на что ведущий отвечает «Падать». Падение производится с прижатыми к груди скрещенными и сцепленными руками с абсолютно прямым телом. Прогиб тела затрудняет поимку падающего и «портит» впечатление падающего. С высотой падения можно экспериментировать, (минимальная удобная высота - стол, подоконник).

Опыт преодоления недоверия и страха. Опыт доверительного отношения и поддержки. Ощущение «кайфа» у падающего.

7-15

 Ответственность ведущего – обеспечить безопасность участников. Важно жестко следить за соблюдением правил, в противном случае проведение упражнения прекращается. Обязательно сначала увидеть и принять участие в упражнении, а потом проводить с подростками. После выполнения упражнения обязательно проведение обсуждения в группе.

“Стенка”
**

Группа должна перебраться через веревку, натянутую на уровне плеча, не задевая ее. Если один из участников задел веревку, то выполнение упражнения начинается сначала.
Возможны усложненные варианты проведения - ограничение по времени, натягивание второй веревки, ограничивающей пространство сверху, выполнение упражнения молча, небольшое повышение уровня веревки через каждое 10-15 минут , снятие баллов за тренинг при понижении веревки или разрешении не проходить одному человеку и т.д.

Выработка конструктивных форм взаимодействия и решения проблем. Поиск конструктивных форм выхода агрессии. Достижение поставленной цели и осознание права передумать. Выявление лидеров в группе.

 

Ведущий обеспечивает безопасность. Выполнение упражнения сложно физически и травмоопасно! Может провоцировать агрессивное поведение, причем агрессия может быть направлена на других участников, на ведущих, на себя.  Выполнение упражнения может очень затянуться по времени – это надо учитывать при планировании тренинга. Обязательно сначала увидеть и принять участие в упражнении, а потом проводить с подростками. После выполнения упражнения обязательно проведение обсуждения в группе.

“Тролли”
*

Тролли перебираются через болото. Исходное положение – группа находится за проведенной на полу или земле чертой. Задача – перебраться через некоторое пространство (10-15 м) и оказаться всем за другой чертой.  Для того чтобы перебраться, можно использовать две доски (60-70 см). В каждую доску вбит гвоздь, и к нему привязана веревка (1,5 м). Если кто-нибудь из участников наступает на землю, вся группа возвращается в исходное положение.

Выработка конструктивных форм взаимодействия и решения проблем. Поиск конструктивных форм выхода агрессии. Достижение поставленной цели и осознание права передумать. Выявление лидеров.

7-15

Возможно ограничение упражнения по времени.
После выполнения упражнения обязательно проведение обсуждения в группе.

“Магические квадраты”
**

На земле или на полу рисуется сетка из 64 (8х8) квадратов (можно несколько больше). Задача – всей группе перейти на другую сторону, причем наступать можно только на некоторые квадраты, составляющие извилистую “тропинку”, заранее придуманную ведущим. Если участник наступает  на “неправильный” квадрат, ведущий подает условный сигнал (например, звук “пи”) и участник возвращается тем же путем, каким пришел. Все участники пробуют пройти в порядке очереди, которая не нарушается (сначала все пробуют один раз, потом второй и т.д.). Время выполнения упражнения ограничено. Сначала группе дается 10 минут на обсуждение возможной стратегии, затем 20 минут на выполнение. Выполняется упражнение молча, за каждое произнесенное слово группа штрафуется на 0,5 минуты.

Выработка конструктивных форм взаимодействия и решения проблем. Поиск конструктивных форм выхода агрессии. Выявление лидеров в группе.

7-20

После выполнения упражнения обязательно проведение обсуждения в группе.

“Летающее яйцо”
**

 Участникам дается  1 сырое яйцо, 2 листа бумаги формата А4, несколько соломинок для коктейля, ножницы, немного «скотча» и пластмассовый или бумажный стаканчик. Задача – придумать конструкцию упаковки яйца таким образом, чтобы его можно было скинуть с высоты второго этажа и не разбить. 10 минут дается на обсуждение и выбор стратегии выполнения упражнения (не прикасаясь к предложенным предметам), затем, – 20 минут на создание придуманной конструкции, причем, делается это молча, и за каждое произнесенное слово штраф – 0,5 минуты. Затем ведущий с кем-нибудь из участников группы сбрасывает яйцо.

Групповое взаимодействие, выявление лидеров, поиск конструктивных способов решения проблем. Осознание подростками большей  важности процесса нежели результата.

7-10

Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. 
Выполнение упражнения может быть предложено сразу нескольким группам, что вносит соревновательный элемент в процесс выполнения.

“Башня”
**

Участникам дается пачка соломинок для коктейля, скотч и ножницы. Задача построить высокую  башню используя предложенные материалы. Прикреплять или подвешивать башню к любым поверхностям нельзя. 10 минут дается на обсуждение и выбор стратегии выполнения упражнения (не прикасаясь к предложенным предметам), затем 20 минут – на создание придуманной конструкции, причем делается это молча, и за каждое произнесенное слово штраф – 0,5 минуты.

 

7-10

Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения.  
Выполнение упражнения может быть предложено сразу нескольким группам, что вносит соревновательный элемент в процесс выполнения.

“Бревно”
*

Участники встают в шеренгу на бревне, скамейке или обозначенной на полу полосе (шириной чуть больше длины ступни, длиной, достаточной для того, чтобы все стояли вплотную друг к другу). Задача – поменяться местами так, чтобы встать в порядке зеркального отображения. При заступе за черту или падении  с бревна участники встают в исходную позицию и начинают всё сначала. Можно засечь время, и после завершения упражнения предложить сделать за меньшее время и поставить собственный рекорд.

Групповое взаимодействие, выявление лидеров, поиск конструктивных способов решения проблем. Телесный контакт.

10-15

Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. 
Выполнение упражнения может быть предложено сразу нескольким группам, что вносит соревновательный элемент в процесс выполнения.

“Плот”
*

Легенда – после кораблекрушения команда корабля оказалась посреди океана на маленьком плоту. Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины группы – поместиться должно быть не очень сложно. На “плоту” надо продержаться 30 секунд. Затем к “плоту” подплывает, “акула” и небольшой кусочек  ватмана вырезается (приблизительно 1/8 куска). Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется 1/4 исходного листа ватмана.

Групповое сплочение, взаимодействие, поиск конструктивных способов решения проблем, телесный контакт.

7-15

Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. 
Выполнение упражнения может быть предложено сразу нескольким группам, что вносит соревновательный элемент в процесс выполнения.

“Слепой треугольник”
*

Участникам завязываются глаза, предлагается найти спрятанную в комнате веревку и сделать из нее равносторонний треугольник так, чтобы все участники держались за веревку.

Групповое взаимодействие, выявление лидеров, опыт новых форм взаимодействия с окружающим миром.

7-15

Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения.
Важно обеспечить безопасность участникам при поиске веревки.

“Два паровозика”
**

Участники разбиваются на  команды, по 5-6 человек и встают “паровозиком”. Голова «паровозика» – «зрячая», все остальные «вагоны» – «слепые». Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагивается до последнего «вагона», и тот переходит на место «паровоза».

Сплочение, опыт ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам.

5 – 30

Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью.

Кочки
**

На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача: не становясь на пол, построиться в правильном порядке. Если участник наступает на пол, все начинается сначала.

Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы.

7-10

Ведущий должен иметь «банк» пословиц с разным количеством слов.

Вопросы на бумажках
(*-****, но результат разный)

Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант: на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу. Перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.

Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.

любое

Возможный уход от серьезной работы – написание вопросов типа: «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой «вопрос-отмазку».

“Слепец и поводырь”
***

“Поводырь” ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают. Усложнение упражнения – нужно пройти через комнату по хаотично расставленным стульям. Поводырь может поддерживать слепца.

Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру. Ощущение собственного страха и его преодоления.

Работа в паре

Участники могут по-разному доверять разным членам группы. Можно попробовать играть с разными партнерами.

“Слепой паровозик”
***

Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот, кто спереди, закрывает глаза и слушается движений последнего. Тот, кто в середине – нейтрален. Игра происходит молча. Интересно, когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков.

Разрядка, сплочение. Опыт ответственности и доверия или недоверия партнеру. Внимание к телесным ощущениям.

Чем больше, тем лучше.

Активно включен телесный компонент, что может вызывать у подростков самые разные эмоции. На материале этой игры можно говорить о «телесных» проявления доверия и недоверия.

“Ценности”
****

Участникам раздаются по шесть маленьких листочков и предлагается на каждом из них написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таком образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так – шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение.

Возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.

Любое

Упражнение выполняется под медитативную (спокойную) музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким, но вдумчивым и неторопливым. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время проведения упражнения должна быть предельно безопасной: не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга).
Ведущему обязательно предварительно надо попробовать проделать это упражнение, оценить его глубину и сложность.

“Парный поединок”
**

Участники разбиваются на пары пробуют, находясь в разных исходных положениях, сдвинуть друг друга с места. Вариантов может быть много, например:
- правыми (или левыми) боками друг другу, правые (или левые) ступни касаются друг друга; внешними сторонами, контактируя только плечами; лицом друг другу, ноги вместе, руки чуть согнуты в локтях, контактируя только ладонями, и т.д. В завершение можно предложить встать спиной друг другу и удобно устроится на спине партнера.

Телесный контакт, осознание наличия различных стратегий решения поставленной задачи.

По парам

При высоком уровне групповой агрессии лучше не делать.

“Свечка” (“Колокол”)
***

Один из участников встает в центр круга, руки вытягивает вдоль тела, закрывает глаза и падает, не отрывая ног, назад. Остальные стоят вокруг плотным кольцом и, не давая выполняющему упражнение упасть, бережно толкают его на противоположную сторону круга.

Телесный контакт, опыт доверия группе, поддержки.

10-15

Ответственность ведущего обеспечить безопасность участников.  Важно жестко следить за соблюдением правил. Обязательно сначала увидеть и принять участие в упражнении, а потом проводить с подростками. После выполнения упражнения обязательно проведение обсуждения в группе.

“Ладошка”
***

Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом.  Затем лист передают соседу справа, тот в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг хозяину лист возвращается в перевернутом виде.

Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.

10 и больше

Является отличным завершением работы группы.

“Границы”, “Скажи СТОП”
**

Участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами. Тот, к кому подходят, должен сказать “Стоп”, когда, на его взгляд, партнер подходит слишком близко.

Осознание собственных физических и психологических границ.

четное, любое

При недостаточном уровне безопасности и глубины работы подростки больше играют – или вообще не дают партнеру шагнуть, или подпускают слишком близко. Но даже в этом случае это может быть полезно для дальнейшей внутренней работы.

Невербальное знакомство
****

  • Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом: руками с закрытыми глазами; глазами; спинами и т.д.

Опыт преодоления барьеров в общении, осознание собственных сложностей.

любое

Возможно при достаточной “разогретости” группы. Также можно попробовать упорядочить процесс – с тем, чтобы каждый проконтактировал с каждым.

“Ритм”
**

Участники по очереди задают ритм хлопками так чтобы он вписывался в уже звучащий.

Сплочение и ощущение общности группы снятие возбуждения, разрядка.

любое

Затрагивает глубинные слои психики, может вызвать самые неожиданные чувства.