Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Алёшичева Н. Н., Ялтонский В. М., Сирота Н. А. Тренинг проблем преодолевающего поведения как метод п

Автор книги: Н. Н. Алёшичева, В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота

Книга: Алёшичева Н. Н., Ялтонский В. М., Сирота Н. А. Тренинг проблем преодолевающего поведения как метод п

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Н. Н. Алёшичева, В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота - Алёшичева Н. Н., Ялтонский В. М., Сирота Н. А. Тренинг проблем преодолевающего поведения как метод п читать книгу онлайн

 Тренинг проблем-преодолевающего поведения как метод повышения социально-психологической адаптации слушателей вуза МВД к будущей профессиональной деятельности. Н. Н. Алёшичева, В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота

Новая политическая социальная и экономическая ситуация в России поставила крайне сложные задачи перед обновляющимися структурами МВД, потребовала накопления и интенсивного использования кадрового потенциала органов внутренних дел. Одним из практических аспектов решения данной проблемы является выработка наиболее адекватных форм проблем-преодолевающего поведения ещё в условиях обучения в вузе.
В связи с этим было проведено изучение базисных стресс-преодолевающих стратегий у слушателей 2 и 4 курсов МЮИ МВД РФ (стратегии разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания). Использовалась методика исследования стратегий стресс-преодолевающего поведения Д. Амирхана. Результаты исследования показали, что, несмотря на то, что слушатели достаточно эффективно решали свои жизненные проблемы, роста профессионального проблем — преодолевающего поведения у них не происходило. Так у слушателей второго курса показатель уровня разрешения проблем соответствовал 31,9 баллам, а у слушателей четвёртого — 30,1 балла. При этом достоверных различий выявлено не было. Стратегия поиска социальной поддержки значимо увеличивалась за двухлетний период обучения в вузе. Если средний её показатель у слушателей второго курса соответствовал 22,3 баллам, то у слушателей четвёртого — 25,4. Стратегия же избегания проблемных или стрессовых ситуаций значительно снижался у слушателей четвёртого курса (17,8 балла) по сравнению со слушателями второго (19,5 баллов).
Это свидетельствует о том, что слушатели за двухлетний период обучения интенсивно подвергаются процессу социального научения, меняя пассивные формы стресс-преодолевающего поведения на активные. Однако процесс этот — стихийный. Целенаправленного же формирования проблем-преодолевающего поведения не происходит. Этот факт говорит о необходимости включения в процесс адаптации слушателей вуза МВД к обучению и будущей профессиональной деятельности специальных программ психологического тренинга направленных на формирование эффективного проблем-разрешающего и стресс-преодолевающего поведения.
С целью целенаправленного обучения слушателей вуза проблем — разрешающему поведению была использовано модель Незу, Дзурилы и Гольдфрида, впервые рассмотревших разрешение социальных проблем как когнитивно-поведенческий процесс, путём которого личность обнаруживает эффективные стратегии преодоления проблемных ситуаций. Цель этого процесса — открытие широкого круга альтернативных разрешений, которые способствуют социальной компетентности и выработке эффективных форм поведения в стрессовых ситуациях.
В проведенном тренинге было использовано пять основных компонентов проблем-разрешающего процесса: 1) ориентация в проблемной ситуации (когнитивный и мотивационный комплекс, приводящий к ознакомлению с проблемой в целом), 2) определение и формулирование проблемы (описание проблемы в конкретных терминах и идентификация специфических целей),3) генерация альтернатив (разработка исчерпывающего перечня возможных разрешений), 4) принятие решения (системное развитие цепи альтернативных решений проблемы, рассмотрение последствий и выбора оптимальных альтернатив), 5) выполнение разрешения и проверка, подтверждение и наблюдение за развитием результатов решения.
Тренинг состоял из восьми двухчасовых занятий. Использовались различные техники: эффект группового взаимодействия, техники психологической поддержки, дискуссии, ролевые игры, элементы психодрамы, психосинтеза, гештальт-терапии и т. д. Слушатели с удовольствием и интересом включались в работу. Процесс обучения происходил быстро и эффективно. Таким образом тренинг проблем-разрешающего поведения доказал свою целесообразность и может быть рекомендован к включению в курс преподавания психологии в вузах МВД.