Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Вахнина В. В. Проблема изучения и диагностики профессиональной мотивации руководителя ОВД

Автор книги: В. В. Вахнина

Книга: Вахнина В. В. Проблема изучения и диагностики профессиональной мотивации руководителя ОВД

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

В. В. Вахнина - Вахнина В. В. Проблема изучения и диагностики профессиональной мотивации руководителя ОВД читать книгу онлайн

 Проблема изучения и диагностики профессиональной мотивации руководителя ОВД. В. В. Вахнина

В ходе психологической диагностики личностных качеств сотрудников ОВД нас интересует, прежде всего, их соответствие требованиям профессиональной деятельности. По нашему мнению, значительное место в адекватной оценке этого соответствия занимает мотивационный аспект. Мотивацию, которая обусловливает успешное овладение знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности мы называем профессиональной.
С практической точки зрения решение проблем оценки и развития профессиональной мотивации является актуальным для ОВД, т. к. это поможет решить многие кадровые проблемы, связанные с профессиональным психологическим отбором поступающих в учебные заведения МВД России, с приемом на службу в ОВД, с назначением лиц начальствующего состава подразделений и на оперативные виды деятельности, с формированием профессионального ядра служб.
Мы, как и многие другие ученые, считаем, что мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Именно поэтому, в правоохранительной деятельности особый интерес представляет изучение профессиональной мотивации руководителя ОВД.
По данным психологических исследований видно, что высокий уровень мотивации достижения означает преобладание стремления к успеху. Испытуемые с мотивом стремления к успеху, с высокоразвитой мотивацией достижения, выбирает средние или сложные по трудности цели, отдают предпочтение ситуациям, предполагающим личную ответственность за успех дела и наличие обратной связи о результатах деятельности. Испытуемые с мотивом избегания неудач, напротив стремятся к выполнению задач ниже своих потенциальных возможностей, что, по сути дела, «резервирует» за ними успех, или — гораздо выше своих возможностей, что психологически снимает с них ответственность за результат деятельности.
Мотивация достижения значительную роль играет в обучении, где она проявляется в постановке новых целей, стремлении к успеху в деятельности. Стремление к успеху в деятельности, по нашему мнению, выражается в необходимости получения новых знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для обеспечения успешной профессиональной деятельности.
Поэтому, мы предлагаем понимать под профессиональной мотивацией, прежде всего, мотивацию достижения.
В этой связи нас интересует диагностика не мотивации вообще, а, прежде всего, измерение мотивации достижения, как такой составляющей личностного и профессионального развития человека, которая оказывает на него наиболее сильное влияние.
Мотивационная направленность или стремление личности к чему-либо нами трактуется как совокупность некоторых мотивов, связанных между собой определенным образом.
Для нас важна мотивация достижения, т. к. она проявляется в стремлении к успеху в профессиональной деятельности и к достижению более высокого положения в социальном окружении.
Для исследования мотивации достижения мы использовали стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ, Л. Н. Собчик, 1990). Методика является модифицированным вариантом Минесотского многомерного личностного опросника. На наш взгляд, использование этого метода обеспечивает получение более полных и объективных данных необходимых для оценки личностных особенностей человека. Методика удобна в применении (компьютеризированный вариант, авторская разработка А. Д. Шпаченко) и в то же время информативна и надежна.
Формула подсчета значений мотивационного компонента проходила достаточно традиционную проверку: а) с помощью экспертов-психологов, руководства факультетов, имеющих значительный практический опыт работы в ОВД, практических работников системы МВД, б) с помощью факторного анализа имеющихся данных.
Анализ результатов психологического тестирования сотрудников, отнесенных экспертами к группе с ярко выраженной направленностью на достижение успеха, позволил определить шкалы СМИЛ, отвечающие за измерение этого качества. Ими оказались: основные шкалы -4, 6, 7, 9 и дополнительные -2, 19, 57, 95, 115, 211.
Факторный анализ результатов по этим шкалам позволил установить вес каждой из них в формуле. Общий вид формулы по оценке мотивационной направленности на успех выглядит следующим образом:
МН = (0,7х40 + 0,75х60 — 0,7х70 + 0,04х90 + 0,7х2д — 0,8х19д — 0,9х57д + 0,8х95д — 0,9х115д + 0,8х211д): 3
Где — МН — мотивационная направленность
— о — основная шкала (некоторое абсолютное значение, равное по величине значению указанной шкалы, выраженному в Т-баллах)
— д — дополнительная шкала, (некоторое абсолютное значение, равное по величине значению указанной шкалы, выраженному в Т-баллах)
— цифровое значение перед знаком умножения — коэффициент нагрузки признака данной шкалы
— цифровое значение после знака умножения — номер шкалы
Кроме того, был оформлен перевод получаемых значений в десяти бальную систему. Интерпретация результатов такова: 10—9 баллов — результаты очень высокие; 8—7 баллов — результаты выше среднего; 6—5 баллов — средние результаты; 4—3 балла — результаты ниже среднего; 2—1 балл — низкие результаты.
На наш взгляд, предложенная десяти бальная система дает возможность дифференцированно оценивать мотивационный компонент личности сотрудников, руководителей ОВД.