Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Гордеева Е. Г. Психотерапия и психологическая реабилитация постстрессовых психо-эмоциональных наруше

Автор книги: Гордеева Е. Г., Искандирова А. Б., Пахтусова Е. Е., Агапова М. В.

Книга: Гордеева Е. Г. Психотерапия и психологическая реабилитация постстрессовых психо-эмоциональных наруше

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Гордеева Е. Г., Искандирова А. Б., Пахтусова Е. Е., Агапова М. В. - Гордеева Е. Г. Психотерапия и психологическая реабилитация постстрессовых психо-эмоциональных наруше читать книгу онлайн

 Психотерапия и психологическая реабилитация постстрессовых психо-эмоциональных нарушений у спасателей. Гордеева Е. Г., Искандирова А. Б., Пахтусова Е. Е., Агапова М. В. (Москва.)

При проведении психодиагностического обследовании спасателей на предмет выявления психо-эмоциональных нарушений (опросник психопатологической симптоматики Дерогатиса, Миссисипская шкала, опросник Спилбергера-Ханина, шкала депрессии Зунге, опросник социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда) были выявлены ряд личностных и поведенческих особенностей спасателей:

  • в отличие от мирного населения, спасатели являются категорией «условно готовой» к переживанию чрезвычайных ситуаций, то есть эффект неожиданности по сути отсутствует, эти люди находятся в постоянном напряжении;
  • у спасателей отсутствует запрос на психологическую помощь – «спасатель не должен быть больным и слабым»;
  • у спасателей высокий уровень самоконтроля.

При проведении клинического интервью и в процессе психотерапевтической работы подтвердились особенности психологического портрета спасателей, описанные Ларцевым М.А. (1996): отмечался явно декларируемый и подчеркнутый мужской стиль поведения, умеренная агрессивность, некоторое преувеличение трудностей своей профессиональной деятельности, отрицание психологических реакций на стресс. Спасатели усиленно поддерживают романтичный образ сильного и благородного мужчины, который ни на что не жалуется – образ спасателя с большой буквы, в самом высоком смысле этого слова, четко декларируют своеобразную избранность – «мы там были, а вы нет и, следовательно, вам не дано понять, что это такое».
Вышеуказанные особенности значительно затрудняли проведение психокоррекционных и реабилитационных мероприятий. Нами была сформирована тактика работы, подобраны специальные психотерапевтические методы, учитывающие специфику личности и поведения спасателей.
В процессе психотерапии необходимо участие психолога, врача, выезжающего на место ЧС, или постоянно работающего в отряде, чтобы нивелировать эффект избранности спасателя.
По результатам обследования были выделены три группы спасателей: хорошо адаптированные (условно здоровые), группа риска по развитию ПТСР, люди с признаками ПТСР.
Первая и вторая группы спасателей (профессиональный стаж до 6 лет) проходили только групповую психотерапию.
Работа с третьей группой испытуемых (профессиональный стаж более 6 лет) проводилась сначала в индивидуальном и только потом в групповом режиме.
В индивидуальной терапии нами использовалась следующая стратегия:

  • создание зоны доверия, установление безопасного контакта;
  • создание ресурсного состояния;
  • отреагирование психотравмирующего материала (катарсические техники);
  • осознание психотравмирующего опыта, интеграция травмированной части личности с целостной личностью, переформирование системы убеждений и ценностей, реальное видение прошлой ситуации, нахождение позитивных сторон события;
  • формирование новой модели поведения, социальная адаптация, построение новой картины будущего.

Создание зоны доверия заключается в восприятии пациента как человека интересного и творческого; необходимо восхищаться им, открыто (как ребенок) принимать его ответы и рассуждения о себе. На этом этапе не применяются никакие техники, не затрагивается травматический материал, разговор ведется о семье, о его детстве, его интересах – он должен почувствовать себя в вашем кабинете безопасно; достаточно использовать такие элементы психотерапии, как присоединение и ведение.
После установления доверительного контакта свое состояние спасатели субъективно описывают, как снижение интереса к проблемам повседневной жизни, говорят о трудностях взаимопонимания в семье, отмечают повышенную раздражительность, вспышки гнева. На вопрос, какими средствами психологической разгрузки они снимают напряжение, в большинстве случаев звучал ответ – алкоголем.
На втором этапе психотерапии, для щадящего и осторожного доступа к травмирующему опыту пациента, нами применялись психотерапевтические техники, направленные на создание и расширение ресурсной зоны пациента. Исходя из того, что развитию ПТСР у спасателей, как правило, предшествует наличие синдрома утомления, истощения, а удержание травматического материала также требует большого количества психических усилий, работа по созданию ресурса является самым важным этапом в терапии постстрессовых расстройств.
Современные направления психотерапии имеют в своем арсенале множество методов и техник, направленных на создание и расширение ресурсной зоны пациента. В нашей работе мы использовали следующие:

  • эриксоновский гипноз – ресурсные трансы, например «Любимый уголок природы», «Путешествие в приятное воспоминание»;
  • телесно-ориентированная терапия – работа с «опорами», телесная гомеопатия и телесные трансы;
  • психосинтез (инициированное воображение символов и медитации) – символы «Луг», медитация «Убежище»;
  • арттерапия – рисунки «Мое желаемое состояние»;
  • нейро-лингвистическое программирование – «Круги силы».

 Как признаки нарастания ресурса, мы расценивали снижение напряженности, настороженности, сверхконтроля, снижение уровня тревожности у пациента. Уже на этом этапе работы происходит актуализация воспоминаний о травме и возможно отреагирование психотравмирующего опыта.
Одним из важных этапов работы являлась работа с ложными убеждениями. Основное ложное убеждение спасателей – «настоящие мужчины не могут и не имеют право быть слабыми и жаловаться». Часто встречалось чувство вины за предполагаемую ошибку в своей работе, «не сделал всего возможного». В работе с ложными убеждениями использовались техники когнитивно-бихевиоральной психотерапии, техники НЛП (изменение убеждений).
Для изменения привычного паттерна реагирования на новый, использовалась техника «создание реального будущего» из НЛП. Пациент представлял свой желаемый образ в будущем через полгода, два, пять лет, и подробно описывал его во всех субмодальностях. Это методика позволяла программировать пациента на позитивное отношение к себе и своей жизни.
Групповая терапия – наиболее часто используемый вид терапии для лиц, переживших травматический опыт. Иногда она проводится в сочетании с разными видами индивидуальной терапии. Варианты проведения групп могут быть разные. Предлагаемую нами групповую работа со спасателями можно условно разделить на три этапа.
На 1 этапе необходимо, минуя сопротивление, обратить каждого участника группы на себя, на свои ощущения и чувства. Если вспомнить теорию Вильгельма Райха о мышечных блоках и мышечном панцире, о памяти нашего тела, куда мы, как в копилку, складываем все наши психологические стрессовые реакции, то можно говорить об эффективности и более легком доступе к энергетическим ресурсам нашего пациента через тело. Но не всегда пациент способен с первого сеанса допустить вас к телесной работе в силу личных убеждений и «табу». Поэтому был предложен определенный комплекс упражнений телесно-ориентированной психотерапии, которые спасатели выполняли самостоятельно – те же, что и в индивидуальной терапии: работа с «опорами», телесная гомеопатия и телесные трансы.
На 2 этапе групповой работы необходимо создать у каждого участника группы внутреннюю область комфорта, покоя и абсолютной безопасности. Это внутренняя часть, обращаясь к которой, при необходимости человек может отдохнуть, набраться сил, уверенности, почувствовать себя комфортно и спокойно.
Главная цель этого этапа – усиление "Я", усиление адаптационных и защитных механизмов. Человеку даются психологические инструменты, с помощью которых он мог бы сам справляться со своими сложными ситуациями. Основная задача этого этапа - дать возможность человеку прикоснуться, приобрести опыт взаимодействия с сильной и неуничтожимой областью личности - со своим "Я". Именно здесь находятся неисчерпаемые силы для глубоких позитивных личностных изменений. Эти силы находятся в образах, символах, с которыми на этом этапе и ведется работа. Именно из глубин "Я", из высоких духовных переживаний черпаются эти силы. Чтобы помочь членам группы получить доступ к неисчерпаемым внутренним ресурсам, необходимо проложить путь к бессознательному. Использовался метод внутреннего диалога из психосинтеза ("Беседа с Мудрецом"). Эта методика обращает человека к скрытой в глубине бессознательного - истине. Мудрец – это символ "Я", позволяющий нам соприкоснуться с целебными силами.
На 3 этапе групповой психотерапии участники группы формулируют ту индивидуальную цель, которой хотели бы достичь. Важными условиями формирования цели являются:

  • формулировка цели должна строиться по принципу: "я хочу …", а не "я не хочу …", это важный момент в плане мотивации на позитивные изменения;
  • цель должна быть конкретна и сформулирована достаточно детально;
  • должна быть проведена экологическая проверка – есть ли у человека необходимые возможности для достижения цели (личностные качества, умения, психологический настрой); какие возможности необходимы, как и где их можно получить, как человек поймет, что он достиг поставленной цели, как это можно проверить, как это увидят другие люди; что делает цель недостижимой, слишком трудной, возможно, необходимо разбить ее на несколько мелких частей;
  • что нужно делать уже сейчас, чтобы добиться своей цели.

Участники группы ищут достаточно подробный ответ на вопросы: "Как я хочу жить дальше, чего еще я хочу добиться в жизни? Что мне нужно для этого?" Как правило, спасатели ставят вполне конкретные цели: наладить отношения в семье, освоить новые профессиональные навыки, добиться продвижения в карьере.
На этом этапе использовались техники когнитивно-бихевиоральной психотерапии, нейро-лингвистического программирования (интеграция логических уровней), арттерапии («моя новая машина» и др.).

После проведенной психотерапии повторное психодиагностическое обследование и клиническое интервью показало снижение основных показателей психо-эмоциональных нарушений во всех группах испытуемых, особенно во второй группе.