Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Иванов А. Л. и др. Психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях в чеченской

Автор книги:

Книга: Иванов А. Л. и др. Психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях в чеченской

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

- Иванов А. Л. и др. Психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях в чеченской читать книгу онлайн

 Психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях в чеченской республике и их медико-психолого-социальная коррекция. А.Иванов, В.Рубцов, Н.Жуматий, М.Давлетшина

Иванов Александр Леонидович - полковник, заместитель начальника 6-го Центрального военного клинического госпиталя МО РФ;

Рубцов Виталий Вла­димирович - академик РАО, директор Психологического института РАО, рек­тор Московского городского психолого-педагогического университета;

Жуматий Наталья Владимировна - психолог; Давлетшина Мария Владимировна — психолог.

 

Вот уже десять лет (с декабря 1994г.) продолжается война на Север­ном Кавказе, получившая официальное название как контртеррористи­ческая операция по восстановлению конституционного порядка в Че­ченской республике. Потери Российской армии в ней вполне сопоста­вимы с потерями советской армии в Афганистане: тысячи погибших, десятки тысяч раненых... Сотни тысяч участников боевых действий и миллионы родственников, в семьи которых вернулись вчерашние уча-
Участники этой войны, представляют собой огромный фронт работы для врачей, психотерапевтов и психологов. В этой связи для специалистов, сталкивающихся в своей практике с последствиями посттравматическо­го стрессового расстройства (ПТСР), полезен опыт коллектива 6-го Центрального военного клинического госпиталя (ЦВКГ) - крупнейшего в стране и в мире многопрофильного реабилитационного центра.
Первый опыт проведения социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья при выполне­нии служебного долга, был приобретен коллективом 6-го Центрального военного клинического госпиталя сразу же после его открытия в 1990 году, когда сюда для реабилитации поступили участники боевых дейст­вий в Афганистане. С этого времени и стала формироваться основная концепция госпиталя как, в перспективе его развития, Всеармейского реабилитационного центра. К январю 1995 года более 600 участников боевых действий в Афганистане прошли социально-психологическую реабилитацию в стенах госпиталя, и большая часть из них - в отделении психофизиологической реабилитации. С началом боевых действий в Чеченской республике в декабре 1994 года связан новый этап в совер­шенствовании стратегии и тактики лечебно-восстановительных и соци­ально-психологических мероприятий по возвращению в строй участни­ков боевых действий.
Сейчас уже можно отметить существенные различия в контингенте поступающих раненых: если основную его часть на первом этапе (1995-1997гг.) представляли военнослужащие по призыву и молодые офице­ры, то на втором (1999-2003гг.) три четверти из общего потока раненых - солдаты и сержанты контрактной службы и по призыву. Такое разли­чие обусловлено установлением так называемых "боевых" выплат за участие в боевых действиях, которые сделали возможным отправку в Чечню бывших солдат, прошедших службу по призыву, не имеющих возможности заработать деньги на "гражданке".
При определении стратегии социально-психологической реабили­тации раненых мы руководствовались представлением о реабилитации как определенном комплексе психологических мероприятий и системе социальной деятельности. Цель того и другого — не только нормализа­ция, как функционального состояния организма, так и эмоциональной, морально-нравственной и мотивационной сфер личности, но и восста­новление профессионально важных качеств военнослужащего, от ко­торых зависит его военно-профессиональная работоспособность.
Исходя из этого определения, были сформулированы основные за­дачи социально-психологической реабилитации:
-  оценка психофизиологического состояния пострадавших, опреде­ление качества и степени психоэмоционального расстройства;
- определение путей и методов психологического воздействия с це­лью восстановления психического здоровья и работоспособности паци­ента;
-  формирование оптимальной психологической реакции на послед­ствия ранения и лечение;
- изучение динамики психических нарушений в процессе лечения;
- оценка физической, сенсорной и интеллектуальной работоспособ­ности, сопоставление их с номинальными показателями профессио­нальной работоспособности, восстановление утраченных психических функций;
- коррекция психосоматического статуса методами психотерапевти­ческих, психофизиологических и психофармакологических воздейст­вий;
- осуществление профессиональной реабилитации, а при необходи­мости - профессиональной переориентации;
- коррекция самосознания, самооценки и самочувствия;
-  оказание помощи в подготовке к повторным хирургическим опе­рациям и купирование болевых ощущений.
Стратегия социально-психологической реабилитации, безусловно, потребовала соблюдения основных ее принципов, среди которых можно выделить первоочередные:
Профессионализм. Мероприятия должны проводить врачи и психо­логи, имеющие специальную подготовку и в совершенстве владеющие методами психологического обследования, а также социально-психологической коррекции.
Обоснованность. Имеется в виду подбор столь же доступных, сколь и надежных методов медико-психологической реабилитации, проверен­ных многолетней практикой их применения, где учитывались особенно­сти, с одной стороны, функционального состояния соматической и пси­хической сфер раненых и, с другой, назначенной лечащим врачом тера­пии.
Индивидуальность. Подразумевается учет уровня снижения профес­сионально важных качеств военнослужащих, наличие патохарактероло-гических изменений личности, восприимчивости раненого к различным медико-психологическим методам и степени их переносимости.
Непрерывность и оптимальная длительность лечения, начиная с момента поступления военнослужащего в госпиталь вплоть до нормализации его функционального состояния и восстановления профессио­нально важных качеств.                                                                      
Соотнесение всех мероприятий, проводимых в рамках первого этапа социально-психологической реабилитации раненых, с перечисленными выше принципами позволило за время с 1995 по 1998гг. с высокой эф­фективностью восстановить здоровье и социально-психологический статус 457 инвалидов. После официального прекращения боевых дейст­вий на территории Чеченской республики госпиталь работал еще год, пока не было восстановлено здоровье последнего бойца, поступившего из этого региона.
Поскольку человеческий, да и любой живой организм биологически не запрограммирован переносить массивные психические травмы, пе­риод реабилитации у значительной части военнослужащих, получивших тяжелые ранения в Чеченской республике, характеризуется пролонгиро­ванным психоэмоциональным стрессом. Его сила и длительность опре­деляются не только негативными последствиями понесенных потерь, зачастую необратимыми (в случае, например, ампутации конечностей и т.п.), но и, в большой степени, личностными качествами раненого.
Для обозначения расстройств, возникающих у людей, которые пе­ренесли психическую травму, в 1980г. было принято понятие "по­сттравматические стрессовые расстройства" (ПТСР) в качестве от­дельной, самостоятельной диагностической категории. ПТСР можно определить как состояние, которое развивается у человека, испытав­шего достаточной выраженности эмоциональный или физический стресс, способный стать травматичным практически для любого че­ловека.
Огромное число научных публикаций по данной тематике, появив­шихся в последние 15-20 лет, способствовали более четкому понима­нию клинической картины заболевания, его этиологии и патогенеза.
Для возникновения ПТСР необходимо, чтобы человек испытал дей­ствие стрессора, выходящее за рамки обычного человеческого опыта и способное вызвать дистресс (Г.Сельё). К такого рода стрессорам мы относим серьезную угрозу для жизни человека или его физической це­лостности (чем и опасна война), тяжелое физическое повреждение, вы­нужденное убийство (ранение) другого человека, смерть или калечащее ранение сослуживца, без чего война также не обходится.
Воздействие экстремального стрессора приводит к манифестации ПТСР в виде трех констелляций: интрузии, избегания и гиперактивно­сти.
Интрузия.  Неотступное  переживание  травматического  события, выступающее в одной из следующих форм:
1)  навязчивые дистрессирующие воспоминания травмирующих со­бытий;
2) периодически повторяющиеся кошмарные сновидения;
3)  неожиданные ощущения прямого возврата травматических собы­тий и повторного их переживания (иллюзии, галлюцинации, диссоциа­тивные эпизоды), возникающие в состоянии как бодрствования, так и опьянения;
4)  интенсивный психологический дистресс под воздействием об­стоятельств, символизирующих пережитые травматические события и их отдельные аспекты, либо имеющих с ними сходство (например, го­довщина травмы).
Избегание. Упорное избегание стимулов, связанных с травмой; со­провождающееся эмоциональным оскудением, чувством безразличия к другим людям. Проявляется, по крайней мере, тремя из следующих ви­дов расстройств:
1)  осознанные усилия избегать мыслей или чувств, связанных с травмой;
2)  попытки избегать каких-либо действий или ситуаций, способных стимулировать воспоминания о травме;
3)  неспособность вспомнить важный аспект травмы (психическая амнезия);
4) снижение интереса к ранее значимым для данного человека видам активности;
5) чувство отчуждения к окружающим;
6)  снижение способности к сопереживанию и душевной близости с другими людьми;
7)  ощущение "укороченного будущего" (неуверенность в будущей карьере, возможностях женитьбы и семейной жизни, в самой продолжи­тельности жизни).
Гиперактивность, выступающая, по крайней мере, в двух из ниже­следующих моментов:
1) трудность засыпания или поверхностный сон;
2) повышенная раздражительность или вспышки гнева;
3) трудности с концентрацией внимания;
4) повышенная бдительность;
5) избыточная реакция на внезапные раздражители;
6) повышенный уровень физиологической реактивности на обстоя­тельства, символизирующие травматическое событие или напоминают щие наиболее существенные его аспекты.                                     -,.. .;
Длительность первичных симптомов измеряется, по крайней Mepte, шестью месяцами.
К вторичным симптомам ПТСР, преследующим пациентов многие годы, относят обычно депрессию, тревогу, импульсивное поведение, алкоголизм (токсикоманию), соматические проблемы, нарушение чув­ства времени, нарушение Эго-функционирования.
Практика реабилитационной работы врачей и психологов госпиталя позволила выявить ряд типов психической дезадаптации, показателем которых является характерная для пациента целостная поведенческая стратегия:
1)   активно-оборонительный тип (преимущественно адаптивный); может проявляться в виде вполне адекватной оценки тяжести ранения, но также и как тенденция к его игнорированию; наблюдаются невроти­ческие расстройства;
2)  пассивно-оборонительный тип (дезадаптация с интрапсихической направленностью), в основе - отступление, примирение с последствия­ми ранения; характерны тревожно-депрессивные и ипохондрические тенденции; снижена потребность в борьбе за выживание;
3)  деструктивный тип (дезадаптация с интерпсихической направ­ленностью), для которого характерно нарушение социального функцио­нирования; наблюдаются внутренняя напряженность, дисфория; часто отмечаются конфликты, взрывное поведение; для разрядки отрицатель­ных аффектов пациенты прибегают к алкоголю, наркотикам, агрессив­ным действиям и суицидальным попыткам.
Опишем разнообразные психопатологические симптомокомплексы. наблюдаемые у раненых.
Для астенического симптомокомплекса характерны выраженные возбудимость и раздражительность на фоне повышенной утомляемости и истощаемости; характерны также эмоциональная слабость, сниженное настроение, обидчивость.
Обсессивно-фобический симптомокомплекс проявляется чувствами немотивированной тревоги и страха, навязчивыми воспоминаниями о психотравмирующем событии.
При истерическом симптомокомплексе отмечаются повышенная внушаемость и самовнушаемость, стремление привлечь к себе внима­ние, демонстративный характер поведения.
Для депрессивного симптомокомплекса характерны пониженное на­строение, чувство пессимизма.
Для эксплозивного — повышенная раздражительность, взрывчатость, злобность и агрессивность.
Психоорганический симптомокомплекс, как правило, развивается у пострадавших, которые перенесли черепно-мозговую травму. Симпто­мы - астения, дисфория, нарушения памяти, эмоциональные расстрой­ства, нарушения сна.
Этиологическим фактором психосоматической патологии у раненых служит боевой стресс. Участие в боевых действиях рассматривается как стрессор, травматичный практически для любого человека. В отличие от других стрессоров, участие в войне представляет собой пролонгиро­ванную психотравматизацию, которая сопровождается комплексным влиянием ряда патогенных факторов. Некоторые из них уже упомина­лись выше: биологический страх смерти, ранения, боли, инвалидизации; наряду с этим - психоэмоциональный стресс, связанный с гибелью то­варищей по оружию или с необходимостью убивать человека, пусть и противника. К сказанному добавим воздействие специфических факто­ров боевой обстановки (дефицит времени, ускорение темпа действий, внезапность, неопределенность, новизна происходящего); неизбежные в условиях войны невзгоды и лишения (отсутствие полноценного сна, дефицит воды и питания). Наконец, характерный для Чеченской рес­публики горный климат (гипоксия, жара, повышенная инсоляция).
В свете современных понятий стресс представляет собой совокуп­ность стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма при воздействии на него экстремальных факторов.
На начальном этапе реабилитации врачи и психологи госпиталя от­мечали у раненых наличие своего рода акцентуаций характера - по­вышенной ситуативной тревожности, настороженности и подозри­тельности и, напротив, сниженной способности контролировать свои эмоции; заметна была и необходимость в групповой поддержке. На­блюдаемые явления можно толковать как ответную реакцию личности на экстремальную ситуацию ранения, что указывает на необходимость использования методов психологической коррекции, начиная уже с са­мых ранних этапов лечения.
Наиболее выраженные негативные психологические изменения от­мечаются у военнослужащих, находившихся в условиях боевых дейст­вий более трех месяцев. Это наблюдение находит подтверждение в дан­ных, которые приводятся во многих научных публикациях по данной проблеме (Шанин (ред.), 1997; Чиж, Иванов, Щегольков, 2000). Авторы убедительно показывают, что у всех обследуемых, получивших боевые
ранения в ходе локальных войн или в период вооруженных конфли!Ёг6в, в 100% случаев отмечаются разной степени выраженности изменений психического состояния. Эти изменения проявляются, прежде всего0| виде реакций на эмоциональный и физический стрессы: от относи­тельно кратковременного ощущения дискомфорта с разрозненными симптомами психоэмоционального напряжения до психопатологиче­ских расстройств невротического и психотического регистра.
В психогенезе стрессогенных расстройств, наблюдавшихся у ране­ных, исследователи выделяют ряд детерминант, в том числе: предшест­вующее ранению фоновое психотравмирующее воздействие факторов боевой обстановки (длительность нахождения в условиях войны, интен­сивность боев), особенности индивидуальной реакции на витальную угрозу, психический и общий шок в момент ранения и пр.
У "комбатантов" (от франц. combattant - воин, боец; в международ­ном праве - лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредст­венно участвующие в военных действиях) со сроками лечения 30-50 суток выраженность личностных изменений находит новое отражение в коммуникативной сфере и сфере морально-нравственной нормативно­сти. Иными словами, за время длительного лечения у многих раненых формируются негативные психологические стрессовые реакции, имею­щие большей частью демонстративный и оппозиционно-вызывающий характер.
С такой двойственной картиной нередко сталкиваемся и мы. С одной стороны, у раненых в процессе комплексной медико-психологической реабилитации в условиях госпиталя отмечается достаточно быстрое улучшение субъективного самочувствия, - количество жалоб на состоя­ние здоровья заметно уменьшается, снижается уровень ситуационной тревожности.
Однако в этот же период отмечено снижение показателей, отра­жающих уровень поведенческой саморегуляции, морально-нравствен­ной нормативности и коммуникативных способностей реконвалесцен-тов*. Лечащие врачи и психологи неоднократно отмечали, что у таких лиц зачастую по незначительному поводу возникают эксплозивные (взрывчатые) реакции или же, напротив, они надолго "уходят в себя", всячески избегая любых межличностных контактов. По мнению леча­щих врачей, более 58% находящихся на реабилитации комбатантов, помимо протезирования, нуждаются в целенаправленных психокоррек-ционных мероприятиях и системе социальной поддержки.
Реконвапесцент - больной в стадии выздоровления.
Суммирование отраженного в научных трудах практического опыта (Белинский, Лямин, 2000; Шанин (ред.), 1997; Чиж, Иванов, Щегольков, 2000; Поправка, Сергеев, 2000; Пушкарев, Домораикий, 2000) позволило выделить три основные этапа социально-психологической реабилита­ции:
1.   Диагностический - оценка функционального состояния и физио­логических резервов различных систем организма раненых, определе­ние их психологических особенностей, а также напряжения процесса психической адаптации. Сюда же входит диагностика психоэмоцио­нальных нарушений и степени их выраженности, а также отклонений в сфере психических функций - мышления, памяти, внимания.
2.  Лечебно-восстановительный - конкретизация индивидуального подхода в условиях наличия у раненого психоэмоциональных наруше­ний; подбор психотерапевтического воздействия и его осуществление с периодическим контролем динамики психического статуса и коррекци­ей лечебных мероприятий.
3.   Профессионально-восстановительный  (социальная   адаптация). Восстановление утраченных навыков с помощью специальных трена­жеров, аппаратурных и компьютерных методик, определение степени восстановления профессиональной пригодности военнослужащего и его работоспособности.
Комплекс мероприятий, направленных на социально-психологи­ческую реабилитацию раненых, представляет собой неразрывное един­ство трех основных направлений:
1) психофизиологические,
2) психокоррекционные,
3) социально-психологические мероприятия.
1. Круг реабилитационной деятельности, связанной с психофизиоло­гическим ее направлением, включает в себя диагностику и восстановле­ние профессионально важных качеств комбатантов, с использованием психодиагностических компьютерных методик.
Комплексная психологическая диагностика раненых представляет собой совокупность взаимосвязанных процедур, позволяющих выявить наличие психотравм, идентифицировать их и произвести оценку. Все задачи по реализации этого направления возложены на коллектив лабо­ратории медико-психологических исследований и социально-трудовой реабилитации. В штат лаборатории входят психиатр, психотерапевт, клинический психолог, психолог-консультант и четыре медицинские сестры, прошедших специальную подготовку по психологической диаг­ностике и коррекции.
Все поступающие в госпиталь раненые (с 1995г. по январь 2004г..-более 2450 человек) прошли обследование сознательной части пешечки с помощью широко известных методик: MMPI, 16-факторного опросни­ка Кеттела, теста Айзенка, теста Лоби (отношение к болезни), YCK (уровень субъективного контроля), опросника САН (самочувствие, ак­тивность, настроение), опросника Спилбергера (личностная и реактив­ная тревожность), теста "Потребность в достижении" и др.
Диагностика не ограничивалась обследованием лишь сознательной части психики. Изучение подсознательной сферы и сферы бессозна­тельного проводилось с помощью цветового теста Люшера, проектив­ных тестовых методик (рисунки), компьютерного анализа психики по методу проф. С.Смирнова (использование семантического дифферен­циала в режиме 25-го кадра).
По такой же программе каждый раненый прошел обследование при выписке из госпиталя, по завершении программы реабилитации. Изме­нения в количественных показателях первого и последнего измерений и позволили судить о качестве и эффективности проводимых в госпитале мер по социально-психологической реабилитации раненых.
Столь большой объем работы, высокая ответственность, которая легла на плечи сотрудников госпиталя, заинтересованность в более вы­сокой эффективности их усилий потребовали сотрудничества с квали­фицированными психологами из Психологического института РАО. Такая помощь своевременно была организована руководством институ­та (директор - академик РАО В.В.Рубцов, его заместитель по научной части - доктор психол. наук С.Б.Малых). При Психологическом инсти­туте РАО и МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет) был создан Центр экстремально-психологической помо­щи. Был подготовлен трехсторонний договор о перспективном научно-практическом сотрудничестве между 6 ЦВКГ, ПИ РАО и МГППУ. Реа­лизация этого договора позволила наладить постоянное сотрудничество госпиталя и Психологического института.
2. В основу психокоррекционной работы с ранеными легли сле­дующие психотерапевтические методы и соответствующие техники:

  1. психологическое консультирование;
  2. суггестотерапия;
  3. гетеро- и ауторелаксационные техники;
  4. когнитивная психотерапия;
  5. психологический дебрифинг; 
  6. транзактный анализ;
  7. психодрама;
  8. музыкальная психокоррекция;
  9. метод биологической обратной связи;
  10. альфа-массаж (полисенсорная капсула);
  11. логотерапия и др.

Выбор методов работы и техник определялся индивидуально-психологическими особенностями каждого раненого и принципом соот­ветствия метода - основным задачам психологической коррекции:

  1. снижение психоэмоционального напряжения;
  2. восстановление функционального состояния организма;
  3. обучение основным методам психологической саморегуляции;
  4. повышение личностного адаптационного потенциала;
  5. восстановление морально-нравственной сферы личности военно­служащих;
  6. формирование конструктивного стереотипа поведения, который способствовал бы дальнейшему благополучию пациентов в профессио­нальной сфере и в личной жизни;
  7. развитие коммуникативных способностей.

Одним из наиболее эффективных методов психологической коррек­ции состояния наших пациентов стал так называемый психологический дебрифинг, получивший в последние годы широкое распространение в практике работы с постстрессовыми расстройствами. Он представляет собой организованное в процессе групповой работы обсуждение стрес­са, совместно пережитого военнослужащими при решении общей бое­вой задачи.
Целью дебрифинга ставится не столько однозначная минимизация и купирование психических страданий военнослужащих, сколько психо­логическая разгрузка, своего рода психологическая "дезинфекция" травмы, а также профилактика психологической деформации личности. Достигается это путем неуклонного решения ряда задач. Сюда входят, прежде всего, проработка впечатлений, реакций и чувств участников группы; формирование у раненых понимания сущности происшедших событий и пережитого травмирующего опыта; уменьшение ощущения уникальности и неординарности, даже патологичности собственных реакций посредством открытого обсуждения субъективных чувств и обмена переживаниями с другими участниками группы; мобилизация внутренних ресурсов личности на преодоление травмы. Работа с каж­дым из пострадавших ведется на фоне создания атмосферы групповой поддержки, солидарности и понимания. В результате снижается как индивидуальное, так и обще групповое напряжение, благодаря чему становится возможной подготовка к переживанию тех симптомов и ре­акций, которые могут возникнуть в последующем.
Основной механизм дебрифинга - "закрытие прошлого". "Закрыть" прошлое означает, в частности, необходимость уяснения при помощи группы особенностей собственной личности, своих межличностных отношений и своего поведения, возможность их оценки в различных ситуациях, корректировка самооценки в группе на основе обратной свя» зи в атмосфере эмоциональной открытости и доверия. "Закрыть" про­шлое - значит, лишить ореола исключительности субъективные про­блемы раненого, получив одновременно эмоциональную поддержку от других участников группы, имеющих общие проблемы и цели. Вместе с тем, это и апробация новых навыков поведения, не знакомых ранее сти­лей межличностных отношений, сам процесс освоения которых уже позволяет хотя бы частично разрешить имеющиеся у пострадавших внутри- и межличностные конфликты.
Представление о программе работы госпиталя осталось бы не пол­ным, если бы мы умолчали о той, буквально всенародной, поддержке, которую оказывает общественность Москвы участникам боевых дейст­вий, оказавшимся на госпитальных койках. Десятки тысяч студентов и школьников за эти годы посетили госпиталь с концертами и подарками. Этот факт всенародной моральной поддержки помог коллективу госпи­таля в социальной реабилитации инвалидов. Тысячи москвичей и зеле-ноградцев оказали благотворительную помощь раненым. Запомнились раненым и посещения государственных деятелей (за период войны гос­питаль посетили все лидеры фракций Госдумы, члены Совета Федера­ции, губернаторы областей, депутаты Московской городской думы). Большим событием для раненых стал визит в палаты госпиталя игроков футбольной команды ЦСКА и последовавшее за этим посещение мат­чей ЦСКА, проводимых в столице. Памятными событиями стали и бла­готворительные концерты ведущих исполнителей российской эстрады. Рамки статьи не позволяют перечислить здесь всех, чей вклад в дея­тельность госпиталя и реабилитацию раненых незаменим. Мы лишь хотели подчеркнуть ту мысль, что программа социально-психологичес­кой реабилитации раненых не должна ограничиваться текущими зада­чами "местного" значения, как то: восстановить здоровье и психику, поставить на протезы и пр. Система мер только тогда может стать цело­стной и законченной, когда раненые уже на госпитальной койке получат уверенность в завтрашнем дне. Эта уверенность может базироваться только на возможности дальнейшего обучения и трудоустройства.
В связи с таким пониманием возникла необходимость создания в госпитале системы обучения раненых основам компьютерной грамот­ности. Огромную помощь в практической реализации этого проекта оказал лидер фракции "Яблоко" Г.Явлинский, выделив необходимые
средства на закупку оборудования для комплектации учебного класса на 9 учебных мест. Правительство Москвы выделило необходимые средст­ва для оплаты труда преподавателей. К реализации проекта подключи­лось руководство МГППУ, предложив использовать возможности фа­культета "Информационные технологии в психологии" в обучении ра­неных основам компьютерной грамотности. С апреля 2000г. обучение в классе прошли около 450 наших пациентов, получив сертификаты об окончании курсов.
В заключение рассмотрим несколько случаев. Даже краткое их опи­сание поможет читателю составить представление и о тяжести наруше­ний, переживаемых нашими пациентами, и о комплексной системе реа­билитации.
Случай 1. Олег А., 26 лет, сержант контрактной службы .
Родился в г. Слуцке (Белоруссия). Воспитывался в полной семье, с детства увлекался легкой атлетикой. В четвертом классе уже имел юношеский раз­ряд по бегу. Тогда же потерял обоих родителей, и его опекуном стал дедуш­ка, к которому он и переехал (пос. Поросозеро, Карелия). Условия здесь бы­ли совсем другие, и о спорте пришлось забыть. Олег отмечает, что в тот пе­риод его, в основном, воспитывала улица, а там царят свои законы. Резуль­татом этого стали два привода в милицию за рукоприкладство. После 9-го класса Олег был вынужден пойти работать простым рабочим, чтобы содер­жать себя и деда. Когда пришло время идти служить в армию, был внутрен­не готов к этому, считал, что это "долг каждого мужчины - защищать свою Родину", и "каждый настоящий мужик должен пройти службу в армии".
Служил Олег в спецназе МВД. И уже тогда получил возможность реально выполнить свой долг - с сентября 1996г. по март 1997г. он находился в Че­ченской республике. В одном из боев при выполнении боевой задачи полу­чил легкое ранение, был награжден медалю "За отвагу". Вернулся из армии, долго и безуспешно пытался найти работу. Как только работодатели узнава­ли, что он был в Чечне, тут же отказывали, слишком распространенным ока­залось мнение, что у ветеранов боевых действий "крыша едет". Да Олег и сам отмечал, что характер как-то изменился, стал "раздражительным, агрес­сивным"; были моменты, когда начинало казаться, что снова "там" (напри­мер, при шуме проезжавшей машины бросался на землю). Так и не найдя себя в мирной жизни, Олег решил, что будет продолжать службу, и подпи­сал еще один контракт. С октября 1997г. по май 1998г. он снова в Чечне, служит в составе внутренних войск, награждается медалью "За доблесть" 2-ой степени. После окончания контракта Олег дома смог устроиться на рабо­ту трактористом. Женился, в 1999 году родился сын. Но семейная жизнь не заладилась, и вскоре молодая семья распалась. Расставание было болезнен­ным, и в декабре 2001 года Олег снова подписывает контракт - в ставшую уже такой привычной Чечню. На этот раз он служит в подразделении МО РФ, и через три месяца, в марте 2002-го года - еще одно ранение, на этот раз более серьезное. Сначала Олега принял госпиталь в Ханкале, затем - в Моздоке, далее - Ростов-на-Дону; в 3-ем ЦВКГ им. Вишневского (Красноярск) врачи долго боролись, чтобы спасти ногу Олега, но им это так и не удалось. Последовал перевод в филиал госпиталя им. Вишневского, а потом - в 6 ЦВКГ. Здесь Олегу было выполнено протезирование и проведена программа социально-психологической реабилитации, которая началась с глубокой психологической диагностики личности пациента. Учитывая полученную информацию (экстраверт, сангвиник, оптимист, имеющий первичные «им-птомы ПТСР), психологами госпиталя для Олега была определена индиви­дуальная программа реабилитации. Назначение программы учитывало и на­личие нескольких психотравм, полученных Олегом и в детстве, и на чечен­ской войне. Программа включала в себя психологическое консультирование, участие в работе групп психологического дебрифинга, а также психодрамы, музыкальной психокоррекции, сеансы биологической обратной связи, курс сеансов альфа-массажа (полисенсорная капсула), работа в тренажерном зале, занятия в школе протезируемых больных и обучение по 40-часовой про­грамме основам компьютерной грамотности. После прохождения програм­мы через три месяца было проведено повторное психологическое обследо­вание личности инвалида и установлено отсутствие первичных симптомов ПТСР.
В целом в госпиталях он пробыл более 13 месяцев, в течение которых пе­ренес 10 операций. Но самое главное - после реабилитации в 6 ЦВКГ Олег смог сделать то, что хотел: он снова поехал в свою часть в Чечню и продлил контракт, теперь уже до мая 2004 года. В настоящее время находится в гос­питале по поводу смены гильзы протеза ноги.
В будущем сержант Олег А. планирует вернуться домой, создать семью, устроиться на работу по рекомендации сослуживцев.
Случай 2. Николай Б., 22 г., прапорщик.
Из полной семьи, имеет младших брата и сестру. После 9-го класса учился в сельскохозяйственном техникуме, получил специальность фермера-механизатора. В армию шел с желанием, поскольку был уверен, что служба в Вооруженных Силах - это "школа жизни и мужества". Николай попал в спецназ ВДВ, и после прохождения обучения в учебном подразделении (сентябрь-декабрь 2000г.) участвовал в боевых действиях на территории Да­гестана и Чеченской республики. Ни с чем не сравнимый опыт боевого то­варищества и сплоченности так повлиял на Николая, что он решил продол­жить службу и по окончании школы прапорщиков вновь отправился в Чеч­ню, где служил в контртеррористической группировке с ноября 2001г. по декабрь 2002г., когда при выполнении боевой задачи был ранен и потерял ногу. Дальше была цепочка госпиталей: прифронтовой - в Моздоке, окруж­ные - в Ростове-на-Дону и в Подольске. С целью выполнения протезирова­ния и прохождения социально-психологической реабилитации Николай был переведен в Москву, в 6 ЦВКГ - Всеармейский реабилитационный центр. Здесь он узнал о своем награждении медалью "За доблесть" 2-ой степени. В госпитале Николаю было выполнено протезирование и проведена програм­ма социально-психологической реабилитации, которая началась с глубокой
психологической диагностики личности пациента. Учитывая полученную информацию (интраверт, тип темперамента - флегматик, сдержанный, урав­новешенный, невозмутимый, спокойный, молчаливый, имеющий первичные симптомы ПТСР), психологами госпиталя для Николая была определена ин­дивидуальная программа реабилитации. Она включала в себя психоаналити­ческое консультирование, участие в работе группы психологического деб-рифинга, транзактного анализа, сеансы биологической обратной связи, курс сеансов альфа-массажа (полисенсорная капсула), работа в тренажерном зале, занятия в школе протезируемых больных и обучение по 40-часовой про­грамме основ компьютерной грамотности в компьютерном классе. После прохождения программы через три месяца было проведено повторное пси­хологическое обследование личности инвалида, отмечена положительная динамика по таким показателям, как общительность, гармоничность, тре­вожность, и установлено отсутствие первичных симптомов ПТСР. Пройдя курс реабилитации, Коля смог снова встать в строй, и с апреля 2003г. про­должить службу. Считает, что благодаря службе в армии смог стать более самостоятельным, независимым, уверенным в своих силах.
В настоящее время находится в госпитале по поводу смены гильзы проте­за ноги.
Планирует параллельно со службой в армии учиться на заочном отделе­нии вуза, получить профессию, связанную с экономикой.
Случай 3. Константин Л., 20 лет, рядовой.
Из полной семьи, имеет двух младших братьев. С детства увлекался ком­пьютером, самостоятельно его освоил. В школе учился хорошо. В армию Костя был призван из 11-го класса, в день последнего выпускного экзамена. Пройдя полугодовое обучение в учебном подразделении, Константин был распределен в подразделение медицинской службы мотострелкового полка, и в ноябре 2001г. был отправлен в Чечню. Десятки раз, рискуя жизнью, он вытаскивал истекающих кровью бойцов из-под обстрела. Награжден меда­лью "За службу на Кавказе", приставлен к ордену Мужества. Но сам он по­лучил ранение при других обстоятельствах: 24 сентября 2002 года, возвра­щаясь после выполнения задачи на автомашине медвзвода, подрывается на фугасе. Этот взрыв унес жизнь нескольких его сослуживцев. Костя остался жив, потеряв правый глаз, левую руку и правую ногу. Он прошел лечение в госпиталях в Ханкале, Моздоке, Ростове-на-Дону, Красногорске и, наконец, в Москве - 6 ЦВКГ. В госпитале Косте было выполнено протезирование и проведена программа социально-психологической реабилитации, которая началась с глубокой психологической диагностики его личности. Состояние его было крайне тяжелым. Он переживал глубочайшую депрессию по пово­ду тяжести полученного ранения, кроме того, Константина мучило чувство вины по поводу невозможности оказания помощи погибшим на его глазах сослуживцам. С учетом наличия симптомов ПТСР психологами госпиталя для Константина была определена индивидуальная программа реабилита­ции. Она включала психологическое консультирование, участие в работе групп психологического дебрифинга, психодрамы, музыкальную психокоррекцию, сеансы биологической обратной связи, курс сеансов альфа-массажа (полисенсорная капсула) и физиотерапевтическое лечение, работу в трена­жерном зале, занятия в школе протезируемых больных и обучение по 40-часовой программе основам компьютерной грамотности. После прохожде­ния программы через семь месяцев было проведено повторное психологиче­ское обследование личности инвалида, отмечена положительная динамика по таким показателям, как гармоничность, уверенность в себе, снижение тревожности, в целом было установлено отсутствие первичных симптомов ПТСР. Пройдя курс реабилитации, Константин был уволен из Вооруженных Сил, и в апреле 2003 года вернулся домой. Он живет в небольшом городке под Петрозаводском. При помощи властей города получил двухкомнатную квартиру. У него есть невеста. Ему предоставили работу на деревообрабаты­вающем комбинате оператором на компьютере (знания, приобретенные во время лечения в госпитале, пригодились). Костя справляется с нагрузкой, мастерски используя протез руки.
В настоящее время находится в госпитале по поводу смены гильзы проте­зов.
Теперь его совсем не узнать - это активный, энергичный, настойчивый, целеустремленный, уверенный в себе мужчина, у которого - много разных планов на будущее.
Хочется подчеркнуть, что большинство бывших бойцов свое буду­щее связывают с обучением в вузах и работой юристами, социальными работниками, экономистами. В 2000 году 109 наших пациентов написа­ли заявления с просьбой о приеме в Московский государственный от­крытый университет. После собеседования, решением Ректора, 90 воен­нослужащих были приняты на заочную форму обучения в университете, 9 - на дневное обучение, 10 - не имеющих среднего образования, были зачислены в юридический колледж при Университете. Примерно такая же динамика сохранилась и в последующие годы.
Существенную роль в психологической и духовной реабилитации инвалидов играет Православная церковь. Еженедельно госпиталь посе­щают представители православных храмов, проводя как групповые (мо­литвы, беседы, освящения, концерты-песнопения), так и индивидуаль­ные (крещение, причащение, исповеди) акции. В 2004г. планируется постройка на территории госпиталя храма-часовни.
Таким образом, совместные систематические усилия, направленные на социально-психологическую реабилитацию военнослужащих, по­страдавших в экстремальных условиях войны, оказывают существенное влияние на качество и эффективность лечебно-восстановительных ме­роприятий.

ЛИТЕРАТУРА

Белинский А.В., Лямин М.В. Медико-психологическая реабилитация участников боевых действий в многопрофильном госпитале // Военно-медицинский журнал, № 1, 2000.
Медицинская реабилитация раненых и больных / Под ред. Ю.Н.Шанина. - СПб: "Специальная Литература", 1997. - 960 с.
Совершенствование системы медико-социальной реабилитации лиц, постра­давших при выполнении воинского долга (служебных обязанностей) в про­цессе изменения социальной сферы в Российской Федерации // Сборник те­зисов Всероссийской научно-практической конференции 18 мая 2002г. ОООИВА, 2002.
Чиж И.М., Иванов В.Н., Ю.С., Щегольков A.M. Становление и перспективы развития медицинской реабилитации в Вооруженных Силах Российской Фе­дерации// Военно-медицинский журнал, № 1, 2000.
Поправка С.Н., Сергеев В.А. Методические подходы к организации реабилита­ции военнослужащих с ампутационными дефектами конечностей//Военно-медицинский журнал, № 1, 2000.
Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. -СПб: Питер, 2001. - 272 с.
Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых на­рушений: современное состояние проблемы // Психологический журнал. -1992. - Т. 13. № 2. - С. 14-26.
Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессо­вое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. - 128 с.