Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Иванов А.Л., Жуматий Н.В. Психологическая реабилитация военнослужащих, получивших тяжелые ранения и

Автор книги: Иванов А.Л., Жуматий Н.В.(Москва)

Книга: Иванов А.Л., Жуматий Н.В. Психологическая реабилитация военнослужащих, получивших тяжелые ранения и

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Иванов А.Л., Жуматий Н.В.(Москва) - Иванов А.Л., Жуматий Н.В. Психологическая реабилитация военнослужащих, получивших тяжелые ранения и читать книгу онлайн

 Психологическая реабилитация военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья в чеченской республике методом психоаналитического консультирования и психодрамы. Иванов А. Л., Жуматий Н. В.(Москва)

1723 военнослужащих, получивших ранения и увечья в “горячих” точках прошли медико-психологическую реабилитацию в условиях 6 ЦВКГ за период с 1995 по 2002 год. Среднее время лечения и реабилитации их составило 60-90 дней, но еще больший период времени необходим раненым для того, чтобы адаптироваться к новому статусу инвалида, найти свое место в социуме. Задачами, решаемыми в рамках социально-психологической помощи раненым, являются: оценка психологического состояния пострадавших, определение качества и степени психо-эмоционального расстройства; оказание помощи в подготовке к хирургическим операциям и купировании болевых ощущений; определение оптимальных путей и методов психологического воздействия, направленных на восстановление оптимальной работоспособности; формирование оптимальной психологической реакции на последствия ранения; изучение динамики психологических проблем в процессе лечения; коррекция самосознания, самооценки и самочувствия; коррекция психологического статуса психокоррекционными методами.
С этой целью в госпитале используется целый комплекс как индивидуальных, так и групповых психотерапевтических методов. Наиболее эффективными среди групповых оказалась психодраматическая техника, среди индивидуальных – психоаналитическое консультирование. Применение их наиболее оправдано тем, что формируемая для психокоррекционной ролевой игры группа однородна по имеющейся у ее участников проблематике. Наиболее типичными ситуациями, выделяющимися как психотравмирующие факторы, являются: прощание с родными и близкими перед отъездом в Чечню; гибель на глазах раненых их близких друзей в бою; невозможность из-за страха оказать помощь погибающим сослуживцам; пребывание в плену; предательство со стороны любимой девушки; тяжелое ранение или потеря конечностей, страх перед возвращением домой в статусе инвалида.
Отбор участников психодрамы производится тщательно, для этого используется весь имеющийся в госпитале психодиагностический инструментарий. Используемые психодиагностические методики: ММPI, 16-факторного опросника Кеттела, теста Айзенка, теста Лири, опросника Леонгарда-Шмишека, теста Лоби (отношение к болезни), теста УСК (уровень субъективного контроля), теста «Потребность в достижении», опросника САН (самочувствие, активность, настроение), опросник Спилбергера (личностная и реактивная тревожность), цветовой тест Люшера, проективные тестовые методики (рисунки).
Комплексное применение тестовых методик позволяет с большей вероятностью определить актуальный психологический статус раненого, снять "кипящий слой" продолжающих травмировать его психику факторов. Группа для психодрамы определяется не более 15 человек, в ее состав входят военнослужащие разных возрастов - рядовые, прапорщики, офицеры. Методом психодрамы в госпитале излечено 258 участников боевых действий. После завершения нескольких психодраматических сессий оценивались объективные и субъективные изменения в психо-эмоциональном состоянии участников по изложенному выше перечню психодиагностических методик. Такое же обследование участники группы проходят и через год после ее проведения. Опыт показывает, что раненые, привлекаемые для работы в составе психодраматических групп, освобождаются от неэффективных (импульсивно-агрессивного, пассивно-примитивного, тревожного и демонстративного) стилей общения, заметно меняются в межличностном, деятельном, социально-психологическом контекстах общения. Осознание и эмоциональное отреагирование ранеными военнослужащими психотравмирующего опыта позволяет им быстрее и эффективнее проходить курс лечения и реабилитации в госпитале и адаптироваться к будущей жизни. Об этом свидетельствует ежегодное (с 1999 г.) поступление каждого четвертого раненого на первый курс Московского государственного открытого университета.
Реализация этих методов в комплексе полностью обеспечила выполнение основных задач психологической коррекции: снижение психо-эмоционального напряжения, восстановление функционального состояния организма, морально-нравственной сферы, повышение характеристик личностного адаптационного потенциала, формирование стереотипа поведения для последующей профессиональной деятельности и личной жизни, развитие коммуникативных способностей, обучение основным методам психологической саморегуляции.