Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Покровский Н.В. Организация психологической поддержки персонала полиции за рубежом

Автор книги: Покровский Н. В. (Москва)

Книга: Покровский Н.В. Организация психологической поддержки персонала полиции за рубежом

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Покровский Н. В. (Москва) - Покровский Н.В. Организация психологической поддержки персонала полиции за рубежом читать книгу онлайн

 Организация психологической поддержки персонала полиции за рубежом. Покровский Н. В. (Москва)

Экстремальный характер деятельности полицейских служб с неизбежностью порождает значительное количество психотравматических реакций у сотрудников полиции вне зависимости от их национальной принадлежности. Более того, можно констатировать тенденцию большего роста указанных психических состояний в тех странах, которые принято считать наиболее развитыми.
Имеется несколько факторов, обуславливающих такое положение.
Во-первых, с развитием цивилизации значительно уменьшается персональный риск потери жизни для среднестатистического члена общества, что связано с развитием медицины, совершенствованием работ спасательных служб, ростом правовой защищенности и т.д. Как следствие, ценность жизни возрастает, и смерть или ситуация риска для жизни вне зависимости от вызвавшей ее причины переносится с большей болезненностью. Обозначим этот фактор как общее снижение толерантности к психотравмирующим воздействиям.
Во-вторых, один из парадоксов современного мира, состоящий в неуклонном росте уровня преступности вне зависимости от повышения уровня жизни и совершенствования правоохранительной деятельности, приводит к увеличению количества ситуаций, ставящих под опасность жизнь полицейских, вынуждающих их применять оружие на поражение или сталкиваться со смертью товарищей и гражданских лиц. Вместе с тем, имеется ряд специфических стрессоров, свойственных работе полицейского, которые обуславливают стрессогенный характер правоохранительной практики и способствует развитию травматических реакций. Источники полицейского стресса группируются в четыре категории: 1) организационная практика и свойственные ей характеристики; 2) сама по себе полицейская работа; 3) система криминального правосудия; 4) общество. Совокупность вышеперечисленных факторов формирует генерализованный объективный характер психотравматической опасности.
И, наконец, в-третьих, повышение общественного интереса к проблемам травматического стресса, вышедшего далеко за пределы профессионального круга психологов и психиатров, вызвало огромное количество публикаций в прессе, художественной литературы и фильмов о вьетнамских ветеранах и полицейских, страдающих в силу своей профессиональной деятельности посттравматическими стрессовыми нарушениями (ПТСН). Подобно во многом искусственно сконструированным З. Фрейдом "сексуальным неврозам", которые после повышение интереса к его работам стали явлением вполне реальным, ПТСН, выйдя за пределы клиник, превратились в своего рода культурный феномен, создающий, тем не менее, серьезную опасность расстройств у тех субъектов, которые в иных условиях не были бы им подвержены. Он обуславливает формирование своего рода рентной установки на развитие определенных психологических реакций в ответ на негативно значимые события, выступая как фактор иррадиации травматического стресса.
Таким образом, имеется, по меньшей мере, три фактора, обуславливающие углубление проблемы травматического стресса в западной полиции.
Современные взгляды на полицейский травматический стресс, в целом, совпадают с пониманием проблемы ПТСН, выработанном на Западе в течение двух последних десятилетий. Известно, что сущностные характеристики травмирующих событий не оказывают большого влияния на протекание стрессового расстройства, которое носит универсальный характер. Это подтверждается разработками проблемы травматического стресса ветеранов войны во Вьетнаме, которые продолжались на материале пострадавших от стихийных и антропогенных катастроф, сексуального насилия, физической агрессии и т.д. Поэтому подходы к ПТСН у полицейских определяются сформировавшейся общей парадигмой указанных расстройств, но при этом имеется и качественно специфический компонент, присущий "силовым структурам", то есть органам правопорядка и вооруженным силам. Под этим компонентом мы понимаем регламентированную инструкциями организационную деятельность, связанную с "управлением стрессом". В вооруженных силах США имеется даже специальный полевой устав FM26-2, "Меры по предупреждению боевой психической травмы при боевых действиях". Похожие документы разработаны в полиции Австралии, Новой Зеландии и многих странах Америки и Западной Европы. Как видно, значимость проблемы профессионального травматического стресса понимается не только полицейскими и военными психологами и клиницистами, но и управленческим аппаратом, который выступает инициатором или поддерживает разработку специальных программ. Так, например, программа травматической поддержки в городской полиции Лондона инициировалась Директоратом профессионального здоровья, разработка концепции специальной психологической группы для работы в экстремальных ситуациях в датских вооруженных силах проводилась по заказу министерства обороны этой страны и т.д. Это объясняется учетом печальной статистики. Помимо несомненного, но трудно исчисляемого ущерба, наносимого сотруднику, получившему психическую травму, и его близким, налицо весьма значительные потери людских ресурсов. Так, из всех уволенных из новозеландской полиции в течение 1985-1990 гг. 45 % расстались со службой по психологическим причинам. При этом психическая травма была причиной увольнения у 42,5 % от этой категории.
Можно выделить три базовых компонента программ посттравматической поддержки:

    • Превенция, в которую, как правило, включают меры по обеспечению адекватного отбора сотрудников, их просвещению, стрессовую инокуляцию, а также профессиональную подготовку.
    • Психологическое обеспечение деятельности подразделений в экстремальных условиях.
    • Реабилитация - посткризисная интервенция и коррекция отсроченных последствий психической травмы.