Библиотека » Аналитическая психотерапия » Глоссарий основных терминов К .Г. Юнга

Автор книги: К .Г. Юнг

Книга: Глоссарий основных терминов К .Г. Юнга

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

К .Г. Юнг - Глоссарий основных терминов К .Г. Юнга читать книгу онлайн



АЛХИМИЯ

Алхимия - это древняя химия, представляющая собойсмешение экспериментальной химии в современном смысле этого слова и

АМПЛИФИКАЦИЯ

Амплификация - это расширение и углубление образаиз сновидения с помощью напрвленных ассоциаций (см.ниже) и параллелей с фактами, почерпнутыми из человеческой истории духа исимволов (мифологии, мистики, фольклора, искусства и так далее), благодаря чемуего смысл поддается истолкованию.

АНИМА иАНИМУС

Это персонификация женского начала в

АРХЕТИП

"Понятие архетипа... выведено из многократноповторявшихся наблюдений, что, например, мировую литературу определяют те мифыи сказки, которые содержат в себе мотивы, вновь и вновь появляющиеся повсюду.Эти же самые мотивы мы встречаем в фантазиях, сновидениях, делириях и безумныхидеях современных людей. Эти типичные образы и взаимосвязи характеризуются как

АССОЦИАЦИЯ

Сочетание представлений, восприятий и так далеепо признаку схожести, взаимосвязанности, противоположности и порядкуследования. Свободные ассоциации в толковании сновидений Зигмундом Фрейдом:спонтанные цепи ассоциаций сновидца, не ( обязательно) сводимые к ситуации сна. Направленные или контролируемые ассоциации К. Г.Юнга: спонтанные мысли, берущие свое начало в ситуации сна и постоянно сводимыек ней.

АССОЦИАТИВНЫЙЭКСПЕРИМЕНТ

Психологическая методика тестирования длявыявления комплексов с помощью измерения времени реакции и интерпретацииответов на задаваемые экспериментатором слова-раздражители. К признакамкомплексов относятся: замедленное время реакции или субъективно своеобразноекачество ответов, когда слова-раздражители затрагивают комплексы, которыеиспытуемый желает утаить, или которые им не осознаются.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

К. Г. Юнг пишет:"Теоретическиполе сознания ничем нельзя ограничить, поскольку его можно расширять донеопределенно высокого уровня. Но эмпирически оно всегда имеет границы сосферой бессознательного. Последнеесостоит из всего, что неизвестно, что не состоит ни в каких взаимодействиях ивзаимоотношениях с Я как центром поля сознания. Неизвестное разбивается на двегруппы объектов - группу чувственно познаваемых внешних объектов и группунепосредственно познаваемых внутренних объектов. Первая группа представляетсобой неизвестное во внешнем мире, а вторая - во внутреннем. Последнюю областьмы и называем бессознательным." ( Из работы "Эон"

БОГООБРАЗ

Это понятие берет свое начало в трудах отцовцеркви, полагавших, что Imago Dei( богообраз ) запечатлен вдуше человеческой. Если подобный образ спонтанно появляется в сновидениях,фантазиях, видениях и так далее, его необходимо понимать в рамкахпсихологического способа рассмотрения как символ Самости ( см.ниже ). К. Г. Юнг:"Влияние божества на нас мыможем обнаружить только с помощью психики, не имея при этом, правда,возможности отличить его от воздействия бессознательного, так как невозможноответить на вопрос о том, являются ли божество и бессознательное различнымивеличинами. Они оба являются пограничными понятиями, выражающимитрансцендентальные содержания. Но эмпирически с достаточной степеньювероятности можно установить, что в бессознательномналичествует архетип целостности, который спонтанно манифестируется в сновидения,фантазиях и так далее, и что существует независимая от сознательной волитенденция сводить все архетипы к этому центру. Поэтому не было бы невероятнымутверждение, что этот архетип обладает определенной самой по себе центральнойпозицией, которая приближает его к богообразу. Ихсхожесть особенно подкрепляется тем, что этот архетип выделяет ту символику,которая еще издревле характеризовала и наглядно выражала собой божество...

ДУША

К. Г. Юнг:"Еслипсихика человека представляет собой что-то, то это что-то необозримо сложно ихарактеризуется неограниченным многообразием, и его невозможно охватить спомощью одной лишь психологии влечений. В глубочайшем изумлении и снепередаваемым восхищением я замираю, созерцая бездны и высоты природычеловеческой души, чей внепространственный мир таит всебе неизмеримую полноту образов, которые были собраны и органично объединенымиллионами лет развития жизни. Мое сознание подобно глазу, запечатлевающемусамые удаленные пространства, но именно психическое не-Янепространственно наполняет собой это пространство. Иэти образы представляют собой не голые тени, но могущественные действующие силыдуши, которые мы можем только недопонимать, не умея никогда подорвать ихвеличия своим отрицанием. Это впечатление я могу сравнить лишь с видом ночногонеба, усеянного звездами, ведь эквивалентом внутреннему миру может быть толькомир внешний, и если этот мир я достигаю посредством своего тела, то тот -посредством своей души." ( Из введения к книге В.Кранефельда"Психоанализ" ). "Было бы верхомкощунства утверждать, что Бог может явить себя везде, где угодно, но только нев человеческой душе. Да, проникновенность взаимоотношений между Богом и душойизначально исключает всякую возможность недооцениваниядуши. Возможно, было бы преувеличением говорить об отношениях родства междуними, но в любом случае душа должна заключать в себе возможность отношений илисоответствия с сущностью Бога, иначе никогда не могла бы осуществиться никакаявзаимосвязь между ними. Формулируя психологически, можно сказать, что этосоответствие заключается в архетипе богообраза ( см.выше )." ( Из работы "Психология и алхимия" ).

ИЕРОГАМИЯ

Святое или духовное бракосочетание. Объединение

ИНДИВИДУАЦИЯ

К. Г. Юнг: "Я использую выражение "

ИНТРОВЕРСИЯ

Типологическая установка, характеризующаясяконцентрацией интересов на внутренних процессах в душе. Противополжностьэкстраверсии ( см. ниже ).

ИНФЛЯЦИЯ

Расширение личности за пределы границ

МАНДАЛА

На санскрите - круг. Магический круг. У К. Г.Юнга - символ середины, цели и Самости как психической целостности.Представление самого процесса движения к центру, создания нового личностногоцентра. Символически выражается в форме круга, симметричного упорядочиваниячисла четыре и кратных ему ( см. четверичность). В ламаизме и в тантрической йоге мандала являетсяинструментом созерцания ( янтра), местом обитания и происхождения богов. Нарушенная мандала - форма,отличающаяся от круга, квадрата и равностороннего креста, или основанная начисле не равном четырем или восьми. К. Г. Юнг:"Мандала- это круг, специальный магический круг. Мандалы распространеныне только по всему Востоку, но и нередко встречаюлисьи у нас в Средневековье. В христианстве они закрепились враннем Средневековьи, обычно с Христом посередине ичетырьмя евангелистами или их символами в основных направлениях стран света.Это воззрение должно быть очень древним, ведь и Гор со своими четырьмясыновьями изображался египтянами точно так же." ( Из комментария ксборнику "Тайна Золотого века" ). Какпоказывает опыт, мандалы появляются... в тех ситуациях, которые характеризуютсязапутанностью и безвыходностью. Определяемый ими архетип представляет собойупорядочивающую схему, которая в виде психологического перекрестия нитей как воптическом приборе или как разделенный на четыре части круг, определеннымобразом словно бы накладывается на психический хаос, благодаря чему каждоесодержание обретает свое место, а разбегающееся в неопределенность целоевоссоединяется магическим оберегающим кругом." ( Из работы "Современныймиф о ве-щах, увиденных на небе" ).

НЕВРОЗ

Состояние разъединенности с самим собой,вызванное противоречием между потребностями-влечениями и требованиями культуры,между инфантильной раздражительностью и требованиями, вызванными необходимостьюприспособления к окружающим и к внешнему миру, между коллективным ииндивидуальным долгом. Невроз представляет собой знак, запрещающий въезд,поставленный пе

НУМИНАТИВНОСТЬ

Понятие, введенное в обиход РудольфлмОтто, служащее для обозначения невыразимого,таинственного, пугающего, "совершенно Иного"свойства, непосредственно познаваемого лишь как нечто, присущее божественному.

ПЕРВООБРАЗ

Понятие, введенное ЯкобомБуркхардом. Первоначально использовалось Юнгом дляобозначения "архетипа" ( см. выше ).

ПЕРСОНА

Первоначально - маска, которую носили актеры в античномтеатре. К. Г. Юнг:"Персона - это... таприспособительная система или та манера себя вести, с помощью которой мыобщаемся с миром. Так, например, почти любая профессия представляет собой длячеловека характерную для него Персону... Опасность заключается в том, что можноидентифицироваться сос воейперсоной, как профессор со своим учебником или тенор со своим голосом... Снекоторой долей преувеличения можно сказать: Персона –это то, чем человек на самом деле не является, но о чем он сам и другие людиговорят, что это и есть он." ( Из работы "Овозрождении").

ПСИХОИДНОЕ

"Подобное душе", "имеющее формудуши", "квазидушевное". Юнгхарактеризует этим термином невыразимый глубинный слой коллективногобессознательного и его содержания, архетипы. К. Г. Юнг:"Коллективноебессонательное представляет собой психику, которая впротивоположность к известному нам психическому непредставима, поэтому яназываю его психоид ным."( Из работы "Синхронистичность как принцип

САМОСТЬ

Центральный архетип ( см.выше ). Архетип упорядочивания. Целостность человека. Символическипредставляется в виде круга, квадрата, четверичности( см. ниже ), младенца, мандалы ( см. выше ).

СИНХРОНИСТИЧНОСТЬ

Понятие, образованное Юнгом для выраженияосмысленных совпадений ( коинциденций) или соответствий: а) психического и физического событий, которые не связанымежду собой каузально. Подобные синхронистические феномены происходят, например, когда внутренние события

СНОВИДЕНИЕ

К. Г. Юнг:"Сновидение- это маленькая хорошо спрятанная дверь в самые глубокие и интимные уголкидуши, дверь, которая ведет в ту изначаьнуюкосмическую ночь, которой была душа еще до возникновения Я-сознания,и которой душа становится, далеко выходя за пределы того, что способно

СОЗНАНИЕ

К. Г. Юнг:"Когдаразмышляют о том, что же, собственно говоря, представляет собой сознание, тообычно наиболее глубокое впечатление производит тот в высшей степениудивительный факт, что каким-либо событием, происходящим где-нибудь в космосе,вызывается одновременное внутреннее отображение таким образом, как будто бы онопроисходило одновременно и внутри, это и означает: осознавать." ( Изнеопубликованного доклада, прочитанного К. Г. Юнгом на БазельскомСеминаре в 1934 г.

ТЕНЬ

Нижняя часть личности. Сумма всех личностных иколлективных психических установок, которые в силу своей несовместимости ссознательно избранным образом жизни не могут быть пережиты и объединяются вотносительно автономную частичную личность с конкретными бессознательнымитенденциями. По отношению к сознанию Тень ведет себя компенсаторно,ее действие в силу этого может оказаться как негативным, так и позитивным. Вкачестве персонажа сна Тень появляется в виде существа одного пола со сновидцем.Как часть личного бессознательного ( смыше ) Теньотносится к Я, но как архетип ( см. выше ) "Сатаны" (

ТРАВМАПСИХИЧЕСКАЯ

Неожиданное событие, которое наноситнепосредственный вред живому существу. Ужас, страх, стыд, отвращение и т.д.

ЧЕТВЕРИЧНОСТЬ

К. Г. Юнг "Четверичность- это архетип, который проявляется, так сказать, универсально. Она являетсялогической предпосылкой всякого суждения о целостности. Всякий раз это суждениедолжно сочетать в себе четыре аспекта. Когда, например, судят о целостностигоризонта, то называют четыре основные стороны света. Всегда речь идет очетырех основных элементах, о четырех примитивных качествах, о четырех цветах,о четырех кастах в Индии, о четырех путях духовного развития в буддизме.Поэтому существует и четыре психологических аспекта психической ориентации, ккоторым ничего существенного добавить больше нельзя. Для ориентации нам нужны:- функция констатация наличия чего-либо ( восприятие), - функция установления, что это собой представляет ( мышление ), - функция, позволяющая определить, подходит лиэто субъекту или нет, приятно это или же нет ( чувства ), - функция,позволяющая увидеть, откуда это появляется, и к чему это ведет ( интуиция ). Кэтому больше нечего добавить... Идеальная завершенность выражается в круглом, вкруге ( см. мандала ), а ее минимальное возможное расчленение - четыре." (Из работы "Попытка психологического толкования догмы Троицы"

ЭКСТРАВЕРСИЯ

Типологическая установка, характеризующаясяконцентрацией на внешнем объекте. Противоположна интроверсии.