Библиотека » Сказкотерапия » Зинкевич-Евстигнеева Т. Немного о сказках и о волшебстве

Автор книги: Зинкевич-Евстигнеева Т.

Книга: Зинкевич-Евстигнеева Т. Немного о сказках и о волшебстве

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Зинкевич-Евстигнеева Т. - Зинкевич-Евстигнеева Т. Немного о сказках и о волшебстве читать книгу онлайн



 
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева 

Немного о сказках и о волшебстве 

Сказки... Вы прочитали сейчас это слово. Как откликнулась на него Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, у кого-то перед глазами встал самый счастливый миг его жизни... 

Часто слово "сказка" оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка - это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих нам поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку Мечтою о Прекрасном... Отчего же слова "сказка", "волшебный" так притягательны для детей и взрослых? Попробуем найти ответы в самой Сказочной Стране, в одной из ее многочисленных историй... 

"Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали:"Он очень молод". Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили:"Он стар и мудр". Этот человек умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом. 

Люди называли его Волшебником. Никто не знал откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все. 

Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой. 

Как-то раз, Волшебник сказал людям:" Я долго жил среди вас. 
Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь." 

"Зачем же ты оставляешь нас, - грустно сказали люди. - Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости, - попросили они." 

"Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник, - вы живете в прекрасном месте. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. 

Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем Ритме. И свой ритм у каждого из нас." 

Люди замерли, закрыли глаза и услышали КАК дышит земля - ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны - то быстро, то не торопясь. И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное. "Что-то удивительное и волшебное растет внутри нас, - с восторгом сказали они Волшебнику". 

"Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся Волшебник. 
- Ведь Волшебство - это умение слышать и чувствовать Ритм Природы, всего, что нас окружает , и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий Мир. Надо только услышать свой и попасть в природный Ритм, пожелать сердцем - и начнется Волшебство." 

"Да ведь это непросто! - воскликнули люди. - Только мы ощутили что-то новое, как это чувство улетело. Расскажи, как ты научился Волшебству, - попросили они". 

"Постигая искусство Волшебства, я записывал то, что чувствовал, события, которые происходили со мной и вокруг меня. Эти рассказы я назвал сказками. Оставляю их вам. Вы увидите, что не во всех сказках есть мое имя, а истории получились очень разные. Одни - о жизни, другие о том, как люди ищут согласие между собой, третьи - о Волшебстве этого Мира. 

На свете живут разные люди. Есть добрые и честные, а есть такие, что держат пока свое сердце закрытым для Добра и Волшебства. Сказки будут понятны человеку открытому и ищущему, от недоброго человека они сохранят Тайну и потихоньку будут согревать его сердце. 

Пройдет немного времени и вы сложите свои сказки о неповторимом и удивительном пути к Волшебству". 

И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, помня о них. Наполняли их собственным смыслом и передавали своим детям, складывая удивительные сказочные истории". 

Может быть так, а может быть иначе появились первые сказки. С тех пор прошло много времени, но интерес человека к сказкам и волшебству не угас. Мечты наших предков о "Летучем корабле","Ковре-самолете" стали реальностью с появлением самолетов и космических кораблей. Современному человеку больше не нужно катать волшебное яблочко по блюдечку , чтобы узнать о новостях - достаточно включить телевизор. В качестве молодильных яблок нынче выступают витаминные комплексы ведущих фармацевтических фирм. Маги и колдуны обосновались в парапсихологических салонах или заняты в шоу-бизнесе. 

Нынешнее поколение создает свои сказки: авторские, психокоррекционные, медитативные. Это неудивительно, ведь сказки обладают свойствами будить воображение, приоткрывать дверь в Непознанное, украшать нашу жизнь и обьединять людей друг с другом. Пожилые люди отмечают, что сказки дают им лекарство от старости. А родители говорят, что сказки сближают их с детьми, сокращая расстояние между их Внутренними Мирами. 

Процесс познания маленьким человеком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, наполненная Тайной и Волшебством, завораживающая и интригующая, часто служит самой короткой тропинкой, по которой можно пройти к Внутреннему миру ребенка, помочь ему понять "законы" окружающей действительности. 

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, фантазирование в рамках сказочной формы развивает личность взрослого, создает невидимый мост между ним и ребенком. 

Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Однако, еще не все возможности и достоинства сказок используются нами в полной мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы многочисленные современные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям и родителям. 

Именно родители, педагоги и воспитатели проводят с детьми значительную часть времени, и на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако, психологические подходы многочисленны, зачастую сложносформулированны и это делает их недостаточно доступными для основных пользователей. 

В связи с этим возникла актуальная потребность синтеза психологических наработок в доступной и привлекательной форме. Так появилась сказкотерапия. Основной ее задачей стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна данного метода. 

Источниками концепции сказкотерапии стали работы как зарубежных классиков, так и наших коллег: Б. Беттельхейма, К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Э. Фромма, Э. Берна, Н. Пезешкяна, В. Проппа, А. Захарова, А. Гнездилова, Е. Романовой, М. Осориной, исследования в области гештальт-терапии, телесноориентированной терапии, арттерапии, психосинтеза, песочной терапии, НЛП, детского психоанализа. 

В 1997 году создан Санкт-Петербургский Институт Сказкотерапии, который открывает свои двери для детей, взрослых и специалистов, профессионально использующих форму метафоры, а также проводит курсы повышения квалификации педагогов, психологов и дефектологов. 

Может показаться, что сказкотерапия адресована только детям. Но это не так. Взрослые, серьезные и не очень, с большим интересом тянутся к сказочным историям и притчам. А сколько удовольствия они получают, когда позволяют себе сочинять сказки, перевоплощаться в разных сказочных персонажей и ставить спектакли ! 

Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптативных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция - вот основные возможности сказкотерапии. А как это делается Вы узнаете из нашей серии статей.