Библиотека » Цветотерапия » Лечение цветом. Мода и гармония

Автор книги: Серов Н.В.

Книга: Лечение цветом. Мода и гармония

Дополнительная информация:
Издательство: СПб: «ЛИСС».
ISBN: 5—87050—013—3
Купить Книгу

Серов Н.В. - Лечение цветом. Мода и гармония читать книгу онлайн



Всеобъемлюще значение света и цвета. При их отсутствии у нас наступает «световой голод», который сопровождается не только внешней бледностью, но и апатией, сонливостью и даже депрессией.
Избежать этого помогает физиотерапия. Воздействие светом, ультрафиолетовыми (УФ) или инфракрасными (ИК) лучами в лечебных целях общеизвестно. Хотя и не всем понятно.
Однако между ИК- и УФ-лучами существует огромнейшая совокупность видимых цветов. И эти цвета воздействуют на нас, нередко минуя зрение.
оздействуют так, что порой никто и не догадывается об этом. Но постоянно прибегает к цветолечению. К самолечению цветом. Разумно ли это? Принимать лекарства, назначение которых не известно.
то не сталкивался со своими любимыми и нелюбимыми цветами. Несложно объяснить почему одни цвета нам нравятся больше, другие — меньше. Но кто объяснит, почему мы носим третьи?
Именно эти симпатии и антипатии являются наиболее глубинными (неосознаваемыми) проявлениями нашей духовной индивидуальности. Проявлениями, которые своими цветами ведут нас по жизни. Влекут за собой. Воспитывают душу. Лечат тело.

Сказители называли цвета «божествами». Художники — «материальными состояниями души» и уравнивали их с человеческими чувствами. Ученые же выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. Или телесную и духовную составляющие. А эти две составляющие имеют близость к эмоциям — к телесным проявлениям нашей души. Еще в XIX веке знали, что эмоции вызывают изменения пульса, дыхания, скорости реакции, силы и др.
1.2. И эти же изменения вызывает у нас действие различных цветов, приведенное в табл. 1. Все это говорит о прямом действии цвета на тело. И ведомая телом душа чувствует это. В нашем стремлении лучше приспособиться (к другу, к семье, к коллективу) цвет играет роль опредмеченных эмоций. То есть цветом одежды или машины мы часто передаем все то, чего никогда не сможем сказать окружающим. Не из-за боязни чего-либо. Нет. Скорее уж потому, что не можем выразить словами все реально ощущаемое, все чувствуемое нами. Словами можно передать осознанное, цветами — неосознаваемое. Да и можно ли словами передать содержание своей души — все свое отношение к свету. К миру. К себе. К оружающим. Цветовая задача нашей души состоит в устранении или в ослаблении неблагоприятных воздействий. Отвести нас подальше от противного раздражителя. Или удалить его подальше от нас. «С глаз долой — из сердца вон».
1.3. Как же это сделать, если не получается «с глаз долой»? Любая женщина видит, как цвет достигает наибольшей выразительности, если рядом с ним поместить немного контрастного цвета *. * Контрастные, а строго говоря, дополнительные пары цветов при визуальном смешении дают белый и серый цвета. Вот эти пары: красный — голубой, оранжевый — голубовато-синий, желтый — синий, желто-зеленый — фиолетовый, зеленый — пурпурный. Обратим внимание. Эти пары цветов не являются взаимообратимыми: например, контрастным к синему будет оранжевый, к желтому — фиолетовый и т. д. И этот же контрастный в большей пропорции может «уничтожить» нежелаемый цвет. Так и появляются цвета наших одежд — в выборе цветов желаемых и уничтожении нежелаемых. А ведь любимые нами цвета при сочетании с контрастными дают белый или серый цвета. Не получается ли так, что душа наша стремится к нейтральности белого или серого цвета? Хотя тело и не может жить без цветового окружения модных одежд. Душа или тело определяет наш выбор «просто» любимых цветов, цветов интерьера или цветов одежды? Последуем же за Григорием Нисским, утверждающим, что душа — это внутренний образ тела.
1.4. Можно ли приписать каждому из нас определенные цвета? И будут ли отличаться цвета души от цвета одежд? Одинаковы ли эти наши внутренний и внешний цвета? Цвета души и тела? Если бы они были одинаковы, то по цветам одежды можно было бы судить и о внутренних цветах человека. Еще в 1970 году Клод Беллегард предлагал реализовывать в цвете истинные портреты личностей — «хромотипограммы». По какому же принципу создавать эти портреты? Согласно тантрическому учению, человеческая личность соотносится со Вселенной на уровне тонких тел, которые взаимосвязаны через определенные энергетические центры. Современная экстрасенсорика также выявляет в человеческом теле своеобразные энергетические поля. При этом устанавливается связь этих полей как с местоположением, уровнем, чувствами или функциями человека, так и с цветом каждого поля. В табл. 2 схематично представлены эти данные. Таблица 2. Энергетические поля человека Итак, зная какие чувства или функции наиболее развиты у человека, можно ли сказать нечто определенное и о его внутреннем цветовом пространстве? Ведь только что мы видели, как выбор того или иного внешнего цвета «дополнял» излюбленный внутренний до белого или серого. И цвет одежд становился контрастным к цвету души. Уничтожал последний. Или подчеркивал его выразительность. По всей видимости, оба эти варианта периодически сменяют друг друга. Сначала человек совмещает цвета души и одежд в своем нравящемся единстве. Когда же наступает цветовое утомление от этого единообразия, то цвет меняется на контрастный. Чтобы через нейтральный серый перейти к новому витку своей жизни, к новому цвету души, а затем и одежды.
1.5. Не будем говорить о человеке и цвете вообще. Посмотрим лучше на конкретные характеры людей и цветов. И на соответствия между ними. Сравним действие теплых (желто-красных) и холодных (сине-зеленых) цветов на людей определенного темперамента. Такие примеры приведены в табл. 3. Получается, например, что под воздействием сине-зеленых цветов и холерик может стать почти флегматиком и т. д. Так внешний цвет или устраняет, или ослабляет цвет внутренний, цвет-разражитель. Так цвета одежд, которые мы выбираем, воспитывают наши души. Так мы живем.
1.6. С раннего детства ребенок активно воспринимает мир света и цвета. И не ведая того, родители одевают малыша в излюбленные ими цвета. Цвета, определяющие его здоровье в настоящем и жизненный путь в будущем. И ребенок вверился им — всезнающим. Таблица 3. Действие цвета на характер человека. Однако его склонность к любимым цветам меняется на протяжении жизни. У младенца голубые покрытия стен ухудшают настроение, а желтые или салатные улучшают. К 3-5 годам малышу больше нравится красный, к 7-8 годам — снова желтый, позже — зеленый, синий и т. д. Вместе с тем, смены любимых цветов уточняют по времени и фрейдовские фазы в психосексуальном развитии каждого ребенка. И это важно знать родителям, желающим устранить какие-либо психические отклонения у любимого отпрыска,
1.7. Интересно ведется воспитание детей в Японии. Сначала выявляются цвета, отсутствующие в их рисунках. Затем восприятие доводится до овладения всеми известными цветами как основой гармонического видения. «Гармония в цвете — гармония в душе — гармония в жизни»,— сверхзадача японского педагога. На Западе же отсутствие какого-либо цвета в детских рисунках считается проявлением творческой индивидальности *. То есть тем, что в японской школе принимают как недостаток. * Да и не только детей. Вспомним «желтизну полотен Ван Гога», «голубой и розовый периоды Пикассо», «красые цвета Руо» и т. д. Разумнее все же считать, что нормальный уравновешенный человек находится в гармоничном отношении со всеми цветами. А случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.
1.8. Предпочтения тех или иных цветов определяются в цветоаналитической психологии путем тестирования. Многолетнее применение известных тестов позволило выделить «нормальную» личную цветовую шкалу, отклонение от которой считается выражением психической ненормальности. Или, как мы только что видели, индивидуальности. Так, в 8-цветовом тесте Люшера четыре основных цвета (см. четыре темперамента в табл. 3) — синий, зеленый, красный и желтый — большинство людей ставит на первых четырех позициях, а серый, фиолетовый, коричневый и черный — на последних. Если у кого-либо это не так, то психолог говорит о «некоторых отклонениях от нормы». Например, отрицание красного цвета как предпочтительного указывает на «вытеснение потребности в возбуждении, слабом уровне активности» и т. п. И одновременно опыт тестовых опросов выявляет, что низшие слои населения фиолетовый, желтый и коричневый цвета выбирают предпочтительными в два раза чаще, чем высшие слои. А синий и зеленый цвета высшие слои предпочитают на 8 процентов чаще, чем низшие. Цветовые предпочтения разных полов также различны: женщины чаще выбирают желтый и фиолетовый, мужчины — синий и красный. Понятно ли это? Одинаковы или души, если тела различны? Все реально в этом ирреальном мире цвета. В идеальном мире души, сочетающемся с материальным миром тела. Амазонки, Жанна д'Арк или Надежда Дурова. Театр Кабу-ки, мадам Баттерфляй или Тутси. Гэи и лесбиянки. Есть ли лучшие доказательства внеполового соотнесения души и тела. Или кто-то еще не встречал женщин с мужским характером, женоподобных мужчин?
1.9. Поэтому в хроматизме понятие «пол» относится не столь ко к телесным, сколько к духовным признакам. А душа и тело объединены понятием интеллекта, который условно делится на три элемента, на три хроматических сублимата: сознание-социальные предписания, формальная логика и др., подсознание — эстетика восприятия, творчество и др., бессознание — телесные ощущения и др. При нормальных условиях жизни в женском интеллекте главенствует сознание, а в мужском — подсознание и бессознание. И каждому из этих сублиматов свойствен конкретный цвет, который связан с определенными функциями данного элемента и полом человека. Общими или близкими по цвету элементами интеллекта для обоих полов могут являться и бессознание (оранжевый), и подсознание (синий) и сознание (зеленый и пурпурный). Это обусловлено как единой нормой социального (сознательного) общения мужчины и женщины. Так и единым принципом восприятия друг друга, эстетических объектов или ассоцируемых цветов — независимо от пола и возраста. Вместе с тем, человек — существо не только разнополое, Не только социальное, но и биологическое.
1.10. И, как биологически нормальное существо, он своим телом отличает теплые цвета от холодных. К примеру, температура окружающей среды кажется на 2-3 градуса ниже реальной, когда человек одет в сине-зеленые тона. И выше, когда — в красно-оранжевые. Если это различие еще как-то связано с полом или темпераментом, то от социального положения оно почти не зависит. Еще один пример. Издавна мода навязывала пожилым людям всевозможные «старческие» цвета: блеклые, пастельные, сероватые, приглушенные и др. Навязывала с их согласия. Как поясняется люшеровской методикой, — им эти цвета нравились. Цветотерапевт же советует здоровым пожилым людям носить одежды ярких и сочных тонов. И одевая красные, оранжевые, желтые куртки или плащи, они говорят: «Конечно, физически за молодежью нам не угнаться, но зато чувствуем себя как молодые!»
.11. Значит, какие-то нормы в цвете все же существуют, Хотя они и весьма индивидуальны. Тем более, в пределах своих половозрастных, социальных и других групп. Именно поэтому «нормой» в цветолечении считается субъективное отношение пациента к своим устремлениям, по Люшеру, после их хроматического соотнесения с реальными цветами интеллектуальных элементов. Только при выявлении данного минимума на специальных приборах цветотерапевт может назначить определенный курс и конкретные цвета. Цветолечение позволяет в кратчайшие сроки восстановить необходимый для пациента компромисс между состоянием физического и психического здоровья. Ведь цвет выступает здесь и как классическое психоаналитическое средство, которое «позволяет высказать невысказываемое». Вместе с тем, он дает еще и хроматическое отнесение индивидуально неосознаваемых сублиматов пациента. Иначе говоря, курс цветотерапии приводит к индивидуальной норме его динамическую уравновешенность в чувствах и эмоциях путем цветовой сублимации вытесненных переживаний. Цель — оптимальная адаптация внутренней и внешней среды пациента друг к другу. Развитие воли или внимания. Памяти или воображения. Ритма жизни или выносливости... В общем, того, к чему стремится интеллект пациента.
1.12. Как и в любой области медицины здесь также существуют свои противопоказания и ограничения. Лечение цветом не рекомендуется непосредственно после приема пищи, при алкогольном опьянении или приеме лекарственных препаратов. Беременным и женщинам накануне (или во время) менструации следует проводить контрольное тестирование для цветовой коррекции каждого последующего сеанса. Само по себе решение «обратной задачи» для люшеровских или иных аналитических методик без хроматической модели интеллекта никак не могло бы претендовать на сведение психики человека к норме путем цветолечения. Реально же ограничения цветотерапии определяют прежде всего цвета бессознания. Никакой врач не порекомендует носить больному, например, красные тона при гипертонии, или синие при апатии. Также как и в других областях медицины: индивидуализация нормы — главное. Принцип врача: «Не вреди!»

Человеческий глаз может различить около миллиона цветовых оттенков. Но изолированные от всего и вся цвета встречаются лишь во сне, в кино, да в экспериментах психологов. Правда, теперь еще и в цветотерапии. Обычно же цвет связан с определенными вещами. И всем, наверное, понятно, что цвет шляпки будет воздействовав совсем иначе, чем цвет юбки. Эта проблема в лечении цветом приобретает особо важный характер. И вызвана она не столько эстетическим, сколько этическим соотнесением человеческого «низа» и «верха». Социального и сексуального. Единой нормы не существует ни для людей с различным здоровьем или темпераментом. Характером или социальным положением. То, что в одном случае оказывается полезным для «верха», может быть противопоказано для «низа», в другом. Аналогичное заключение относится к «правому» и «левому» (логическому и эмоциональному) при современных тенденциях к модной ассиметрии в одежде.
2.2. И никакая ссылка на замедленность цветовоздействия не может спасти неграмотного модельера. Цвет в одежде медленно, но действует. Цветотерапевту же прежде всего следует по карте обозначить конкретные сферы человеческого организма для активного цветового воздействия специфическим светом на бессознание или подсознание. Впрочем, как и модельеру — для вида одежды при длительном (прологированном) лечении, которое в быту еще называют ношением одежд модных или немодных цветов.
2.3. Цвет одежды воздействует на нас тремя путями. Во-первых, существуют кожные рецепторы, которые передают бессознанию необходимую информацию и специфическую энергию цвета. Второй путь — это зрение, воспринимающее цвет уже на уровне подсознания и сознания. И, наконец, третий путь — это окружающие нас люди, которые воспринимают цвета и ведут себя с нами в соответствии с этим восприятием. Существование первого пути доказывают опыты со слепыми, проведенные около 10 лет назад в США. Второй путь очевиден: человек не только выбрал свой цвет одежды прежде, чем одеть на себя. Он постоянно воспринимает его (или свое?) отражение в зеркале и т. д. Не так очевиден третий путь, ибо «встречают по одежке...».
2.4. В восприятии одежды мы неосознанно ожидаем, что ее цветовая выразительность согласуется с чуствами, мыслями, а быть может, и с мировоззрением этого человека. И провожаем его «по уму»,— то есть, в зависимости от того, одел он свои или «чужие» цвета. Несомненно, цвет обладает определенными информационными свойствами, смысл которых недоступен нашему сознанию. Хотя подсознательно мы и внимаем им. Иначе не встречали бы «по одежке»... Поэтому вряд ли можно считать разумными постоянные советы модельеров типа «Ваш цвет» или «Какой цвет Вам идет вообще». То есть, формально перечислив лишь цвет глаз, волос, кожи и т. п.
2.5. Разумеется, очень многое зависит и от предназначения цвета. Одни цвета мы выбираем для себя, другие для ребенка, третьи для гостиной и т. д. И все для «внешней» среды. А ближайшей внешней средой является, конечно же, одежда. Понятно, что личный выбор ее цветов определяется и социальной, и эстетической, и биологической предрасположенностью. Однако пока мы выбираем свои цвета, общество задает моду на них. Оно приспосабливает цвета большинства людей к своим цветам. Или меняет оттенок моды под цветовым воздействием отдельной личности. Как же научиться чувствовать и понимать цвета? И не просто различать модные оттенки, а выбирать для себя их гармоничное сочетание. Чтобы лучше и комфортнее чувствовать себя в окружающем мире. Создавая комфорт окружающим.
2.6. Все, наверное, замечали как бросаются в глаза новые цвета одежд. И как со временем окружающие все менее и менее замечают этот цвет. Или человека в одежде этого цвета. Значит, при длительном воздействии какого-либо цвета чувствительность окружающих к нему снижается. Этот цвет как бы тускнеет в их глазах. Происходит это в силу свойства нашей души подразумевать под любым из цветов совершенно другой. Противоположный ему. Контрастный. Вызывающий вместе с первым ощущение белого или серого цвета (см. прим. на с. 5). Душа наша всегда и во всем ищет равновесия. За внешним цветом ищет она внутренний, обычно контрастный к первому. При сочетании же только внешних контрастных цветов в равных количествах может случиться невероятное. Воздействие обоих цветов тут же взаимно уничтожается. Все это может вызывать чувство беспокойства. Ибо нет того преобладающего цвета, который лишь и создает определенный эмоциональный настрой. Никаких всеобъемлющих правил цветовой гармонии пока нет. Да и не может быть, наверное. Дело это не столько спорное, сколько совершенно безнадежное: «На вкус и цвет товарищей нет». И уж тем более в моде.
2.7. Быть может, со временем историки моды и установят какие-либо цветовые законы ее развития. Пока же приведем одну любопытную параллель между нашим временем и Римской империей I в. н. э. И там и тут моды контрастирующие сочетания ярких сине-зеленых, оранжево-желтых и фиолетово-пурпурных тонов. Сплошное противоречие. А ведь носили и носим. И не только на себе. И в себе носим что-то такое, что заставляет нас внимать всем этим контрастирующим цветам. И не выглядеть нелепо на фоне столь безумно противоречивого времени.
2.8. Отметим еще раз, что контрастный цвет может лишь сопутствовать фону, то есть основному тону одежды. Но не уравниваться с ним в правах. Как это случалось в Риме I в. н. э. Как это случилось в начале 90-х годов с нами. Цветовая отделка одежды напрямую связана с учетом фона. Больше всего под влиянием цветного фона изменяются красный и зеленый цвета. Так, зеленый желтеет на голубом и синеет на оранжевом. Красный же на фиолетовом фоне кажется оранжевым, а на оранжевом приобретает характер фиолетово-пурпурного. Цветовой язык о многом говорит знающему. И конечно же, о том как меняется человек под действием цвета. И как под действием моды меняется цвет.
2.9. Зная теперь, что один и тот же цвет утомляет не только окружающих, но и нас самих, можно легко понять, почему мода так активно изнутри нас периодически вступает в свои права. Как солнце проходит она по зодиакальному кругу души. По кругу цветов Белого Света. Вот они, эти зодиакальные знаки. Своими весьма специфическими цветами они выявляют и собственный контраст. И относительный период их смены в нашей душе. Телец — красный. Скорпион — зелено-голубой. Близнецы — оранжево-красный Стрелец — голубой. Рак — оранжевый. Козерог — синий. Лев — желтый. Водолей — сине-фиолетовый. Дева — желто-зеленый. Рыбы — фиолетовый. Весы — зеленый. Овен — пурпурный. В моде для каждого цвета период этот различен. И не так уж последователен, как в зодиакальном круге. В среднем, модным принято считать цвет от одного до трех лет. Проще говоря, этот период предназначен нам природой социального общения для перехода к следующему этапу интеллектуального развития.
2.10. Цветотерапия позволяет ускорить этот процесс и за не сколько сеансов достичь тех же результатов, что привносят в нашу жизнь многолетние цвета моды. И одновременно остаться в том же возрасте, что и были. И вместе с тем, получить цвета, требуемые от нас развивающимся интеллектом. Далее приведены определенные значения цветового языка без перечисления весьма специфических длин волн, интенсивностей и режимов цветолечения. Не даются также и сведения о лечении редких болезней, которые были бы скучны или неинтересны читателю. Поэтому за основу взяты лишь известные цвета. Или распространенные заболевания, которые успешно лечатся воздействием этих цветов. Даны и обобщенные значения хроматических сублиматов интеллекта. Результаты собранных нами многовековых работ по цвету и цветотерапии могут показаться кому-то осознанными. То есть, противоречащими всему предыдущему изложению.
2.11. Однако история человечества состоит в периодическом осознании неосознаваемого. И в постоянном забывании того, что окончательно не может быть осознано никогда. Все-таки, «сознание есть страдание»,— считает Къеркегор. Страдание осознания. Поэтому и цвет нельзя осознать до конца. Как Бога. В Него можно верить. Или не верить. Его можно чувствовать, но нельзя понять. Поэтому и цветовой язык со временем уходит в коллективное бессознательное — в неосознаваемую долговременную память человечества. В память вероисповедания. В последнее время появляются упоминания о соответствии ячеек этой памяти — архетипов — конкретным мировым религиям. Ниже дается их цветовое соотнесение. Поскольку каждое вероисповедание лечит страждущих, то мы приводим и значения соответствующих цветов в различных религиях. Хотя значения каждого из цветов могут оказаться интересными и полезными не только верующим. Будь это просто цвет. Или цвет архетипа. Цвет сублимата. Или цвет моды.
2.12. Новый цвет навязать невозможно, пока не привыкнешь к старому. Ибо он является мощным средством саморазвития человека. Средством, действующим на неосознаваемом нами уровне. В социальном смысле цветовое воздействие аналогично функциям секса. Если их периодически не извлекать из бессознания или подсознания, они так и останутся бездуховно-животными. А ведь оба служат возвышению нашей бренной жизни. Служат не столько телу, сколько душе. И не столько человеку, — человечеству. Общечеловеческой культуре. Ее неосознаваемому саморазвитию. Поэтому и в моде, и в цветолечении цвет можно считать таким средством внушения, противостоять которому практически невозможно. Как Богу, в которого веруем.

3.1. БЕЛЫЙ. Испокон веков белый цвет наделяется свойствами очищения и божественности.
Так, в иудаизме он передает значение высокой, чистой сущности. В одежду белого цвета одеваются ангелы и праведники. Буддистские вероучения наделяют белый цвет самообладанием и высшей духовной трансформацией через женственность мира. В христианстве белый цвет света посвящен Богу-отцу. За этим же цветом закреплен в канонах иконописи и цвет Святых Девственниц. Индуизм связывает белый цвет с цветом чистого сознания и его манифестацией при духовном возвышении. Венцом радости и очищения считает Каббала корону белого цвета. Логично — белые цвета в иоанновских ложах франкмасонов предназначены для подмастерьев и учеников. Обыкновенно же белый цвет ассоциируется со святостью, чистотой и целомудрием. И одновременно — со смертью. Фата невесты — это умирание старой и рождение новой жизни. Смерть в белом цвете — телесна, но не духовна. Отсюда и саван. Или траурные одежды из неотбеленного холста на Востоке. Белый свет и цвет считается нормой цветовосприятия. Хотя и солнце, и лампы накаливания, не говоря уже о свечах, дают не белый, а желтый цвет. Цветовая психоаналитика в предпочтении белого над серым и черным видит стремление человека освободиться от обременительной связи и начать новую жизнь. Поэтому лицам, нуждающимся в освобождении от неприятных обстоятельств, рекомендуется одевать белые одежды. Ибо психологи считают, что белый цвет — это цвет без эффекта. Это — «tabula rasa» (чистая доска), на которой еще предстоит написать нечто содержательное. Как и серый или черный, белый — это фон для цвета. И этот фон сильно повышает интенсивность находящегося рядом с ним цвета. Как хороший муж для жены. Или наоборот *. * Модницам, собирающимся приобрести цветастое платье, не следовало бы злоупотреблять этим свойством цветов. Все-таки одновременное сочетание более двух тонов может привести к ослаблению цветовоздействия. «Люди не поймут». Однако два тона великолепно разделяются третьим — белым, черным или серым — в зависимости от значимости. И здесь уже — дело вкуса... В хроматизме белый цвет является сублимированным архетипом рационализма. В хроматической модели интеллекта белый цвет сублимирует функции общемирового — материнского сознания. Белый цвет в хроматической модели времен характеризует прошлое.
3.2. СЕРЫЙ. У французов пепельно-серый цвет выражает печаль, покаяние или раскаяние. В самом деле, в нем нет крайностей. Он — в самом центре всех на свете цветов. Без него не обходится ни одна смена моды. А ведь только при отсутствии крайностей реальным становится проявление человечности. С ее печалями и раскаянием. В христианских канонах за серым цветом с античных времен сохранилось значение телесной смерти и духовного бессмертия. Отсюда ведут свое происхождение и восточные траурные одежды из неотбеленного холста, упомянутые выше. Отсюда же в раннем христианстве этот цвет соотносится с нищими и убогими. Однако исламом серый цвет уже воспринимается как цвет злодеяний или несчастий. Но Средневековая Европа называет его цветом джентльменов, цветом высшего света и т. п. Возникает и каббалистический «цвет мудрости». И серые цвета униформы современных чиновников. Цвета одежды масона, посвящаемого в высшие степени приобщения к таинствам ложи,— серые. Согласно Люшеру, нейтральный серый не вызывает никаких психологических реакций. Не успокаивает и не возбуждает. Хотя и создает внутреннюю стабильность, частично отгораживая от внешних воздействий. Предпочтение серого по 8-цветовой шкале означает замкнутость, скрытность или сдержанность. Нередко оно связано с повышенным уровнем тревожности. Ибо «серость» обыкновенно некоторым кажется самодостаточной. И этим она подозрительна как замкнутость, статичность или смерть. Однако на Западе русский неологизм XX века — «сплошная серость» — поймет далеко не каждый... Но «Запад есть Запад»... Лицам, которые не хотят, чтобы их познавали, психология цвета рекомендует носить одежды серых тонов. Серый позволяет оградить себя от всяческих влияний, переутомлений или внешних напряжений. Хотя и влечет за собой неприкрытое отсутствие сопереживаний. Однако серый не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Цветоаналитическая психология выявляет в нем по меньшей мере три цвета: светло-, средне- и темно-серый. Предпочтение светло-серого (из белого, трех серых и черного цветов) указывает на готовность к переживаниям. На легкую возбудимость. На желание контактов с окружающими. Средне-серый говорит о стремлении к стабилизации и установлению порядка. Темно-серый выражает потребность в телесно-духовном удовлетворении. Иногда, правда, в ущерб телесному. Переведем все это в принципы цветолечения. Предположим, у пациента необходимо сформировать желание откровенного реагирования на внешние воздействия. В таком случае можно рекомендовать светло-серый цвет. Психологически состояние пациента в одежде этих тонов связано с открытостью. С готовностью к возвышенному возбуждению, или к переживаниям и контактам. Например, на экзаменах светло-серая одежда не столько «маскирует» незнание отвечающего, сколько повышает его интеллектуальные возможности. Лицам, жалующимся на повышенную чувствительность и поэтому стремящимся уклониться от чувственных связей, можно рекомендовать темно-серые одежды. Они помогают достичь гармоничного равновесия души без физического напряжения. Серый цвет (средне-серый, по Люшеру) является сублимированным архетипом хроматизма. В хроматической модели интеллекта серый проявляет творческие черты общемирового подсознания. Временной аспект этого сублимата — настоящее.
3.3. ЧЕРНЫЙ. Еще Стефан Цвейг обозначил противоречие черного цвета и общепринятой морали белого — «черным флагом аморализма». Часто черный цвет ассоциируется с пустотой и горем. С развратом и Черной Девой. С опасной, инфернальной стихией. С иррациональностью времени. В буддизме черным характеризуется темнота скрытого (стесненного) бытия. Черным цветом в христианстве наделяется Дьявол и Ад. Отсюда и цвет панихид — черный. Индуизм связывает этот цвет с чувственным движением «вниз». Каббала считается с царской властью черного цвета и соотносит его с пониманием ощущений. Так совершенно черная «храмина размышления» наводит неофита-масона на мысли о бренности и тленности жизни на Земле. И при посвящении в высшие степени масонства черный бархат ложи или мантии старшего святого брата говорит о «цвете смятения — цвете первоначала Премудрости». Согласно аналитической психологии цвета, в качестве предпочтительного черный выражает откровенное отвращение к происходящему. Здесь и оппозиционность, и даже негативизм. Импульсивно-разрушительное поведение. Устремления к агрессии. Конфликтность и четкая позиция протеста. Черный — это абсолютное поглощение всех цветов. И «света» с его условностями, моралью и правопорядком. Черные одежды носят обычно агрессивно настроенные упрямцы, протестующие анархисты и др. Поэтому в нем можно видеть и помощь слабовольным пациентам в укреплении силы духа. Вместе с тем, мрачность черного цвета никак не сказывается на его чрезвычайной популярности у женщин. Это до сих пор удивляет психологов: нравится одно, выбирают другое, а носят третье... Здесь-то мы и видим всю «противоречивость» логики женского интеллекта. Сознанию нравится белый, для мужа выбирается серый, а для себя, для бессознания — черный. Как поглощающий все цвета спектра, черный цвет великолепно сказывается на состоянии организма, объединяя в себе все их лечебные свойства. Поэтому в отдельных случаях он может рекомендоваться в качестве общеукрепляющего лицам с ослабленным здоровьем. Черный цвет сублимирует в себе хроматический архетип иррационализма. В хроматической модели интеллекта черный сублимат непосредственно связан с общемировым бессознанием женщины. Временной аспект черного сублимата — будущее: «Не знаем, куда придем... Нам туда не заглянуть никогда...»
3.4. КРАСНЫЙ. Как говорил Кандинский, «беспредельное красное можно только мыслить или духовно видеть». Слишком уж противоречив этот цвет. Да и достаточно нелогичен. Так, красным цветом в иудаизме окрашены не только мерзости и грехи всякие, а и сам День Страшного суда. Но одновременно красный украшает и крыши первых иудейских храмов, и одежды первосвященников и многое другое. Все это, да еще пожалуй, тот факт, что красный посвящен в христианстве Святому Духу, позволяют понять и ассоциации красного со Страстями Господними. С кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества. Тантризм же связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости. А Каббала наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью. В масонском обряде наиболее ярко это следует из алых «цветов борьбы» андреевских лож. Близки к ним и красные тона «Королевской арки» или тевтонических крестов высшей ступени посвящения. Обыкновенно красный цвет ассоциируется с мужским активным принципом, с кровью, с огнем. Отсюда возникают ассоциации и с любовью, с сексуальным возбуждением, страстностью и т. п. Не зря Рембо полагал, что женщину в красном легко соблазнить. Ибо красным цветом она уже «высказывает», что «была бы не прочь испытать некоторое возбуждение». Вспомним, что мужчины красный цвет считают любимым много чаще, чем женщины. Хотя он одинаково сильно возбуждает оба пола. Возбуждение это сугубо мужское — физическое, мускульное. Красный цвет часто вызывает волнение, беспокойство. Усиливает нервное напряжение, Повышая уровень тревожности, красный заставляет больше внимания уделять окружающему миру. В самом деле, хроматические свойства красного таковы, что днем он приближается к нам, выступает вперед и даже наступает на нас, А в сумерках служит фоном и создает странное впечатление глубины, происхождение которой также не оставляет в покое. Поэтому мощное возбуждение психики от красного цвета имеет весьма навязчивый характер. Своего рода принудительный стимул к активной экстраверсии. То есть, к деятельности, направленной вовне личности. В этом принуждении участвует весь организм человека. Пульс учащается и усиливается. Увеличивается артериальное давление крови и внутриглазное давление. Дыхание учащается и углубляется. Активизируется мускульная система. Увеличивается скорость движений, так как время в красном цвете переоценивается. Заметим, что скорость движений всегда больше у мужчин. Женщины же время вечно недооценивают. Вечно опаздывают. Красный цвет освещения в 2 раза увеличивает силу сжатия кисти. Да и вообще, за счет возбуждения нервной системы красный вызывает вначале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26%. Ибо увеличивается мышечное напряжение и скорость движений. Ускоряется реакция «счет чисел»... Однако при адаптации к красному цвету число правильно решенных задач снижается на 20%, а производительность труда — на 34% (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему понижению работоспособности. Соотнесение звука и цвета показывает громкий характер красного. Спокойно его не вынести. К нему применимо, наверное, только определение Шопенгауэра: «Сила шума, которую спокойно может вынести человек, обратно пропорциональна его умственным способностям и поэтому может служить довольно точным мерилом этих способностей». Какие же способности у красного цвета? Психологами отмечено, что ношение красных очков спортсменом повышает его выносливость. Выявляет боевую борцовскую решительность в его характере. Красный более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на 1 место, а к 30 годам — несколько реже, то к 60-ти красный уже стоит где-то в середине цветового ряда предпочтений. Красный цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Улучшает динамичность жизни и даже предприимчивость. И не обязательно иметь красный аэроплан. Иногда достаточно пачки «More», чтобы углубить свою эмоциональную жизнь. В хроматизме красный цвет сублимирует архетип тотемизма. В сублимате же красного цвета заключено хроматическое проявление мужского бессознания при нормальных и женского при экстремальных условиях жизни. Поэтому в качестве возбуждающего красный весьма эффективен при лечении депрессий, подавленности и меланхолии. Из-за значительной проникающей способности в кожу он болеутоляюще воздействует на нервную систему. Наиболее эффективен при лечении гиперстезии как основы большинства симптомов неврастений. При этом часто проходят головные боли, головокружения, а также боли в позвоночнике и др. Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии, так что увеличивается число эритроцитов. Повышается физическая активность. Улучшается пищеварение. Растет аппетит и вес ребенка. Красный прекрасно способствует заживлению ран за счет глубокой проникающей способности. Поэтому в процессе цветолечения резко уменьшаются воспалительные явления. С помощью эндоскопа в красном свете лечатся язвенные болезни желудка, воспаления гениталий и др. Хорошо зарекомендовали себя рекомендации по лечению красным цветом острых экзем, оспы, рожистых процессов и др.
3.5. РОЗОВЫЙ. Как разбеленный красный, розовый обычно ассоциируется с цветом духовной радости. Одним из высших званий «Королевской арки» является «Суверенный принц Розового креста». И дело здесь не только в Розе — символе земного воспроизведения, но и в ее розовом цвете. В одной из педиатрических клиник Франции исследовательская группа использовала данные цветоаналитической психологии и рекомендовала ввести розовое белье для маленьких пациентов. После этого резко возросло количество поправляющихся детей. Администрация клиники хотела поэтому идти дальше. Зная, что хорошее самочувствие пациентов зависит от цвета интерьера, она решила окрасить стены, потолки и мебель в тот же цвет, что и рубашки. Что из этого получилось, мы не знаем. Однако можно полагать, что принципы цветового утомления распространяются и на детей не в меньшей степени, чем на взрослых. Теория хроматизма рассматривает розовый как аддитивную смесь красного и белого. То есть — сублимат бессознания и материнского — общечеловеческого сознания. Именно это позволяет говорить о розовом как цвете надежды и духовного единения с миром. Не зря же розовую ленточку повязывают поверх одеяла девочки, ждущей единения с миром. И конечно же не зря одухотворенные лесбиянки называют себя «розовыми» во всех частях света. И уж конечно не требует доказательств розовый цвет «женского треугольника в гербе Международной ассоциации лесбиянок и геев. О розовом цвете любви говорят и экстрасенсы, которые видят «красивые арки розового цвета меж головами влюбленных».
3.6. ОРАНЖЕВЫЙ. Непосредственно этот цвет связан с цветом тепла. В буддистских и др. восточных верованиях шафраново-оранжевые одеяния служителей культа или монахов символизируют отречение и смирение во имя одновременного сочетания в себе функций обоих полов. Так, тантрическое учение усматривает в оранжевом энергетическом центре способность вознесения к чистому искусству (сублимация?). Здесь же появляется и возможность освобождения от таких пороков, как страсть, похоть, жадность, ревность и т. д. Каббала придает оранжевому цвету фигуральный смысл лоска, блеска и глянца. Вообще же, этот цвет часто ассоциируется с удовольствием, роскошью, радостью и пламенем. Почему с пламенем и т. п. — понятно. Но кто-нибудь может объяснить, почему с роскошью? Откуда могла взяться эта странная ассоциация? Мог ли быть апельсин роскошью, скажем, для мандарина? Или ассоциации наши порождены северянами, для которых оранжевый цвет — в самом деле, роскошь? Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое возбуждение. Менее сильное, чем от красного, и потому более приятное. Создает ощущение благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее влияние этого цвета на чувства. Увеличивает силу сжатия кисти в 1,5 раза по сравнению с белым. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность при условии периодического отдыха от него. При длительном восприятии оранжевого цвета может появиться утомление и даже головокружение. Легкое ускорение кровообращения практически не сказывается на давлении крови. Незначительно учащает пульс и дыхание. Благоприятно действует на пищеварение. Усиливает аппетит. По данным цветоаналитиков, красновато-оранжевый цвет в качестве предпочтительного означает стремление человека к переживаниям. Стремление к высокому уровню активности из-за неудовлетворенной жажды приключений. Оранжевый — это активная интенсификация самораскрытия и установления контактов с окружающими. Влечение к стихийным действиям. Тяготение к неосознаваемым сладострастно-радостным впечатлениям. В хроматизме оранжевые оттенки сублимируют архетипы буддизма и даосизма. Единство мужского и женского бессознаний в оранжевом сублимате означает единство красного и желтого. То есть, единство их общечеловеческих функций. Это ли не роскошь! Иметь одинаковый взгляд на жизнь. В цветотерапии оранжевый цвет оказывается промежуточным между красным и желтым. Применяется при лечении детской апатии и анемии. Доводит число эритроцитов и гемоглобина до нормы. Любопытную психологическую реакцию оранжевый вызывает у пациенток, страдающих излишней полнотой и диспареунией (аноргазмией и др.),— они его начисто отвергают. Также как красный и желтый. И предпочитают сине-зеленые тона. При неорганическом происхождении этих заболеваний, однако, может назначаться именно теплая гамма цветов. Это создает у пациента все условия для динамического перехода к активности параллельно с соответствующим психотерапевтическим курсом лечения. Показательно, как оранжевый цвет влияет на пищеварение. Несмотря на вызываемый им аппетит, полнота пациенток уже через 3—4 сеанса цветолечения заметно убывает. Нередко поддается лечению и диспареуния. Ибо интимная жизнь в идеальном случае предполагает прежде всего единство мужского и женского восприятия. Оранжевый цвет и создает это единство. Разумеется, конкретные рекомендации могут быть даны цветотерапевтом лишь после индивидуального тестирования пациента.
3.7. КОРИЧНЕВЫЙ (затемненный оранжевый). Это чисто земной цвет. И ассоциируется он у большиства людей с приземленностью, с укоренением повседневности. А в христианской символике обозначает даже духовную смерть. С коричневым цветом Коран связывает функции гибели и распада. Как и красный или оранжевый, коричневый также является, громким и шумным цветом. У эмпатиков отмечается его способность к укачиванию и усилению морской болезни. Цветовая аналитика позволяет выявить в коричневом цвете инстинктивную чувственность или уход от интеллектуальных к сугубо телесным потребностям. Бегство в коричневый цвет нередко вызывается нежеланием осознавать настоящее. Это создает зависимость от общества и нужду в его поддержке. Как ярчайшее проявление животного начала в человеке, коричневый может вызывать асоциальность и антиобщественное поведение. Больному в коричневом цвете кажется, что этим он укрепляет свое положение в обществе. Поэтому-то хроматическим архетипом тоталитаризма (любого вида) является именно коричневый сублимат — это главенство черного бессознания над оранжевой «обезличенностью» мужского и женского бессознаний. Вместе с тем, увлекающемуся излишней рассудочной деятельностью и пренебрегающему земной жизнью пациенту могут быть рекомендованы именно кориченвые цвета. Они подкрепляют интеллект эротикой, вином, телесно-чувственными ощущениями, сексуальным удовлетворением и др. Как показывает практика цветотерапии, коричневые цвета периодически необходимы и лицам, желающим просто «расслабиться». Пожить в простом крестьянском доме, побродить по лесу, порыбачить, поохотиться и т. п. В общем, отдохнуть от достаточно навязчивых условностей цивилизации. От собственного сознания.
3.8. ОТТЕНКИ КОРИЧНЕВОГО. Коричнево-красный цвет в качестве самого любимого говорит о страстном желании физического истощения. Иногда он остается предпочтительным даже в случае явного переутомления. Например, при супружеской неверности или ревности. Коричнево-желтые оттенки свидетельствуют о потребности в забытьи или в ласково-чувственных наслаждениях («медовый месяц», коньяк, шампанское, наркотики и др.). Коричнево-зеленые тона как предпочтительные, содействуют расслабляюще-чувственным восприятиям в ощущениях собственного тела при внешне возбуждающих развлечениях (путешествия и др.).
3.9. ЖЕЛТЫЙ. Солнечно-желтый как цвет божественного озарения обычно ассоциируется и с первым ковчегом Завета, и с презренным Золотым тельцом. И с ореолом Аполлона. И с аурой Будды. И с нимбом Христа. Индуизм усматривает в этом цвете бессмертно-жизненную истину, наделяя им семя человеческое. В энергетическом центре желтого цвета тантризм усматривает увеличение жизненной силы и приобретение крепкого здоровья. Тут же находится и способность ясно излагать свои мысли. Духовную красоту характеризует золотисто-желтым цветом Каббала и франкмасоны. Он связывается также с лучисто-интуитивной целеустремленностью или с интеллектуальным оптимизмом. Кандинский усматривает в этом цвете стремление к человеку — стремление перешагнуть границы Обособленности каждого из нас. Восприятие желтого цвета вызывает более нежное, по сравнению с оранжевым, действие на пульс и дыхание. То есть, бодрое, веселящее возбуждение. Возможно, это связано с тем, что желтый цвет как бы исходит от своей поверхности и распространяется на расположенные рядом с ним цвета. А может быть, потому что желтый наиболее благоприятен для большей скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и остроты зрения. Стимулируя этим деятельность мозга, он. вызывает у человека интеллектуальный интерес к объективному миру. Вероятно, поэтому ярко-желтый цвет часто отвергается алкоголиками. Хотя здесь следует учесть и тот факт, что желтый принимает участие в развитии головокружений. В цветоаналитической психологии предпочтение желтого означает стремление к независимости и к расширению горизонта восприятия. Значения желтого цвета обычно включают и живость чувств в самораскрытии интеллекта. И радостную бодрость при нежных возбуждениях. Сюда же можно отнести и эксцентрические устремления к снятию напряжения в познании тайн бытия. А также — ожидание контактов в поисках счастья и смысла жизни. В хроматизме желтые тона сублимируют архетипы иудаизма и определенных индуистских верований. Сублимат желтого цвета откровенно выявляет хроматические черты женского бессознания при нормальных условиях жизни и мужского при экстремальных. Интересно сопоставить любовь к желтому беременных женщин, которые прошли курс обучения для «безбоязненных» родов, и грудных детей. С одной стороны, желтый излечивает детскую анемию. А с другой, успокаивает отдельные виды женских психоневрозов и препятствует колебаниям в состоянии здоровья. Незамужние беременные женщины, для которых ребенок будет совсем «нежеланным», категорически отвергают желтый цвет. Психоаналитики полагают, что в этих случаях сказывается тематическая фиксация при сужении области переживаний и самораскрытия, озабоченность и т. п. Очевидно, прежде всего при жизненных разочарованиях может оказаться полезным действие желтого цвета как ярковыраженного стремления к человечеству. К интуитивному преодолению межличностной напряженности. К непринужденности в общении. Или в ожиданиях.
3.11. ОТТЕНКИ ЖЕЛТОГО. Темно-желтый цвет обычно ассоциируется с изменой, скупостью и недоверчивостью. В христианстве за этим оттенком закреплен цвет Иуды Искариота. Как наиболее близкий к коричневому этот цвет сублимирует в себе главенство бессознания женщины в интеллекте. То есть, уход пациента в эффективность без осознания своих действий (неверность, которая сопровождается скандальной ревностью и др.). Зеленовато-желтый цвет вызывает ассоциации с вынужденным раскрытием и связывается с распусканием почек на деревьях. Среди всех цветов обладает наиболее ясной и отчетливой областью видения. Поэтому в нормальных условиях не утомляет зрение. Однако при укачивании, например, ухудшает самочувствие и усиливает вегетативные расстройства. Предпочтение зеленовато-желтых тонов означает стремление человека устанавливать новые контакты или желать встреч с чем-то неизвестным. Вместе с тем, зеленовато-желтые цвета предпочитают больные со склонностью к спазмам гладкой мускулатуры. Поэтому пациентам с желудочно-кишечными и др. заболеваниями следует внимательно отнестись к консультациям цветотерапевта. Нежелательно использование этих тонов и в определенных случаях фригидности, когда женщина упорствует в желании снять внутренне возбуждение только за счет действий партнера. Однако желто-зеленые цвета могут быть рекомендованы лицам, жаждущим внешнего возбуждения за счет новых знакомств или в путешествиях. Ибо к самонаблюдению желтого этими оттенками прибавляется внешнее самоутверждение зеленого.
3.11. ЗЕЛЕНЫЙ. Тысячелениями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И земная жизнь Христа связана с Воскресением. С весенним обновлением природы. Понятно, что зеленый цвет благоприятно действует на человека. И ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью, с рождением и надеждой. В зеленом энергетическом центре тантрическое учение находит прежде всего обретение власти над своим «Я», ощущение внутренней силы и контроль над речью и чувствами. Приведение в равновесие мужской и женской энергии. Преодоление препятствий и трудностей. Особенно это подчеркивается исламом, где зеленый — святой цвет знамени Магомета. И в Каббале зеленый цвет олицетворяет победу. Белое знамя с зеленым крестом Великого Командора масонов XVIII века украшал девиз «Dieu le veut» (Этого хочет Бог). При воздействии на нервную систему человека проявляет промежуточные свойства между теплыми и холодными цветами. Нормализует кровяное и внутриглазное давление. Увеличивает остроту зрения. Сужает величину слепого пятна сетчатки. Приводит к нормализации дыхания и пульса, увеличивает длительность выдыхания (по сравнению с теплыми цветами). Уменьшает величины мускульной реакции. Создает несильный, но прочный подъем умственной работоспособности. Благоприятствует концентрации внимания. После привыкания к зеленому число правильно решенных задач увеличивается на 10% при сокращении числа ошибок на 20%. Наблюдается небольшое замедление реакции «счет чисел», поскольку возникает определенная недооценка времени. Зеленый является тихим и успокаивающим цветом. Уменьшает влияние укачивания, смягчает морскую болезнь и предотвращает рвоту. Оказывает слабое гипнотизирующе-болеутоляющее действие. Как самый спокойный из всех цветов, он никуда не зовет, ничего не требует. Психоаналитики в нем находят «довольный собой цвет, ограниченный в духовном пространстве. Или законсервированную продолжительность саморегуляции и самооценок». Зеленый наиболее показан лицам, которые периодически страдают невралгиями и мигренями, вызванными повышенным кровяным давлением. Ибо как никто другой, зеленый способствует нормальному наполнению кровеносных сосудов. Поднимает жизненный тонус и создает реальное ощущение отдыха при нервной раздражительности, истерии или бессоннице. Принято считать, что зеленые стекла очков имеют уравновешивающий и успокаивающий характер. Поэтому могут быть рекомендованы при нервных срывах и переутомлениях. Зеленый является хроматическим архетипом ислама. В модели интеллекта сублимирует черты мужского сознания в нормальных условиях и женского в экстремальных.
3.12. СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙ (затемненный). В тантризме энергетический центр цвета морской волны вызывает контроль над умом, волевые решения и умение логично осуществлять поставленные задачи. Цветоаналитическая психология также наделяет этот цвет напряжением воли и настойчивостью в овладении собой. Предпочтение сине-зеленого, как правило, означает честолюбие и переоценку собственных сил. Притязания на собственную значимость и самовозвеличивание. Сине-зеленый — это и жажда власти, и нежелание каких-либо внешних перемен. И убежденность в собственной полноценности, и недооценка жизненных сложностей, и многое другое. В общем, вполне человеческая противоречивость застойно-интеллектуального возбуждения. Как цвет внутреннего напряжения, он выражает основной психоаналитический принцип «Я». То есть, скрыто-энергичное отношение человека к самому себе. Действительно, он укрепляет волевые устремления и честолюбивые помыслы в самоутверждении. Английский психолог X. Эллис отмечает излюбленность этого цвета геями. К этому вопросу мы еще вернемся. В неврологической практике цветолечения затемненный сине-зеленый может быть рекомендован пациентам для «вынужденного» контроля за своими мыслями и действиями. Активным молодым людям (страдающим в «переходном возрасте» угреватостью кожи) можно рекомендовать именно сине-зеленые тона. Считается, что угри на лице юноши или девушки связаны с гормональной перестройкой организма, с жирной пищей и т. п. Однако это объяснение не учитывает такой первопричины как человеческое воображение, и, в частности, сексуальные фантазии, которые нередко и вызывают гормональную недостаточность (к примеру, при мастурбации) через гипоталамо-гипофизарную деятельность мозга. Зеленые же и сине-зеленые тона переводят потребность в самоудовлетворении на внешние стороны деятельности и не дают особого простора ни сексуальным, ни каким-либо иным фантазиям. Однако при нервно-соматическом истощении их использование может вызвать излишнее напряжение вегетативной системы и вывести больного за пределы выносливости. Поэтому только в соответствии с результатами тестирования цветотерапевтом зеленые и темно-сине-зеленые цвета (к примеру, одежды) могут быть рекомендованы лицам, стремящимся приобрести настойчивость, выдержку и манеру уверенно держаться в обществе.
3.13. ГОЛУБОЙ. С энергетическим центром голубого цвета тантризм связывает ясность зрительного осмысления действительности. А также способность к духовной поэзии и понимание сновидений. Цвет Бога-Сына в Святой Троице. Второй (после белого) логичный цвет в иудаизме. Каббалистически-голубой священный треугольник с оком Провидения появляется в ложах франкмасонов как знак этического приобщения к миру. Миролюбивые начала голубого цвета подчеркнуты в убранстве лож и в одеяниях братьев иоанновского масонства. Как небесный цвет, он ассоциируется с ясным небом, прозрачностью воды и впечатлительностью лириков. Больше половины младенцев лет до трех не воспринимают голубых тонов. У взрослых же этой формой дальтонизма страдает примерно один человек из десяти. При восприятии голубого цвета время еще более, чем в зеленом, недооценивается. Да и не только время. Само пространство этого цвета днем как бы удаляется от нас. Хотя вечером и выдвигается на передний план. Может быть поэтому голубой уменьшает уровень тревожности. Успокаивает и расслабляет более холодным образом по сравнению с зеленым. Некоторые даже считают голубой чуть-чуть беспокойным: за счет его серьезности, печали и т. п. При воздействии голубого у человека снижается мускульное напряжение и кровяное давление. Дыхание замедляется, становится менее глубоким. Увеличивается длительность выдыхания. Немного снижается частота и сила пульса,— хотя иногда эта реакция после адаптации может стать и обратной. Цветоаналитика называет голубой «возвышающимся над страстями» или «фригидно-стерильным». Как цвет беспечности и беззаботности, он не предъявляет претензий и поэтому не принимает обязательств. Прямо — цвет геев, еще называемых в России «голубыми». Кстати, цвет фона на гербе Международной ассоциации лесбиянок и геев — голубой. В некоторых случаях более темные оттенки голубого психология цвета интерпретирует как жестокость и тяжесть упрямства, страдания от внезапной изоляции или закоренелой гордости. Как хроматические архетипы, голубые цвета сублимируют основы иудаизма и православия (восточного христианства). Голубой сублимат интеллекта выражает функции женского подсознания в нормальных и мужского в экстремальных условиях. В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим характером. При локальном использовании проявляет антисептические свойства. Обычно уменьшает нагноение ран. Эффективен при воспалительных процессах. Применяется при лечении рака. Голубой практически незаменим при некоторых ревматических болях. Для нервных больных является более успокаиващим, чем зеленый. Может использоваться как эффективное антирвотное средство. В психиатрии обычно рекомендуется для ослабления нервных припадков при маниакальных состояниях. Или для рассеивания навязчивых идей у больного. Вместе с тем, злоупотребление голубым цветом может вести к некоторой усталости и даже к угнетенности пациента.
3.14. СИНИЙ. Восприятие цвета обыкновенно вызывает ассоциации со Вселенной и мыслью. С верностью и божественной мудростью. Синий традиционно считается женским принципом. Иудаизм практически всегда причисляет этот цвет к общечеловеческой логике мироздания. Синим украшена уже крыша первого храма Яхве. Глубокомысленными воспринимаются синие тона и в буддизме. Так, в синем энергетическом центре тантрическое учение видит интуитивно-творческое обретение спокойствия. Освобождение от желаний, ведущих к различным действиям во внешнем мире. В канонах христианства синий — цвет Царицы небесной Девы Марии. Ведическое учение приписывает этот цвет плащу Индры, царя богов. В каббалистике синие — цвета пощады и милости. По сравнению с голубыми, синие цвета могут оказывать тормозящее действие на человека или порождать своеобразное беспокойство. И даже печальное настроение. Усталость или слабую угнетенность. Одной из причин этого является обычная для человека близорукость к синему цвету (ввиду нескоррегированности хроматической аберрации глаза). Поверхность синего цвета как бы удаляется от смотрящего на нее. Гёте в своем «Учении о цвете» писал об этом так: «Насколько охотно мы следует за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно смотрим на синий цвет, потому что он влечет нас за собой...». Как гипноз. Дыхание становится менее глубоким, чем при голубом. Длительность выдыхания еще более увеличивается. Пульс урежается и ослабляется. Почти исчезает чувство боли. Синий снижает мускульное напряжение. При длительных физических работах отрицательно сказывается на производительности труда. Время в этом цвете также недооценивается. Как и у вечно опаздывающих женщин. В цветопсихологии синий характеризует потребность в мирном и расслабленном покое. Служит для восстановления сил при глубоких переживаниях. Синий выражает стремление к безопасности или к забвению. К гармонии и пассивной чувствительности. К приятной связи и удовлетворению. Как цвет душевного покоя, связан с самоанализом и самоуглублением. Низкий уровень тревожности синего цвета определяет и притязания на любовь со стороны некоего активного лица. Среди пациентов, считающих синие цвета любимыми, часто встречаются тучные женщины. Широкоизвестно, что темно-синие и черные тона зрительно уменьшают объем фигуры. Психология цвета находит в этом предпочтении «обманутые ожидания, депрессивное состояние и пассивное стремление к безопасности». Для страдающих ожирением психологически характерно некое чувство одиночества, прячущееся за синим цветом. Это подтверждает все большая склонность тучных женщин к синему цвету с возрастом. И вместе с тем, все большее отклонение желтого как предпочтительного. Женщина в синем не может не покоряться обстоятельствам. «Синее, как движение совершенно противоположное, тормозит желтое...» — говорил Кандинский. В хроматизме синий цвет проявляет архетипические черты протестантизма. Как сублимат интеллекта, синий передает логику подсознания, единую для обоих полов. В цветотерапии синий используется для лечения маниакальных состояний невропатов при сверхвозбуждении или буйности. Нередко синие тона применяются при бессоннице и для рассеивания навязчивых идей. Как болеутоляющее средство при невралгиях действует сильнее голубого. Синий цвет может быть рекомендован пациентам, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряженностью, бредом ревности и др. В принципе, синим можно вызвать даже установку на самопожертвование. В качестве успокаивающего этот цвет положительно сказывается на поведении экстравертов. Однако всегда следует помнить о возможности угнетения «замкнутого» интеллекта в силу реальной интроверсии (направленности во внутрь) синих тонов.
3.15. ФИОЛЕТОВЫЙ. Ассоциируется со смирением и рассудительностью женщины. С мистическими знаниями и жертвенностью матери. С религиозным самоотречением и святостью. Тантризм усматривает в энергетическом центре фиолетового цвета гармонию и мудрость во взаимоотношениях с окружающими. В христианстве — цвет Святой Марии Магдалины. Цвет одеяний католических священников — фиолетовый. Каббала выявляет в этом цвете первоначало или основу основ. Интересно действие фиолетового на человека. С одной стороны, наблюдается наибольшая из всех интровертных (холодных) цветов степень замедления дыхания. Уменьшается его глубина и увеличивается длительность выдыхания. Замедляется и слабеет пульс. Даже при кратковременном воздействии фиолетовый понижает работоспособность более, чем полная темнота. Максимально замедляется реакция «счет чисел». Нередко оказывает подавляющее действие на интеллект. Заставляет падать духом. Или вызывает депрессивно-меланхоличное состояние. С другой стороны, воздействие фиолетового на сердце, легкие и кровеносные сосуды увеличивает их органическую выносливость. В люшеровском подборе восьми-цветового теста фиолетовый приобретает оттенок пурпурного. Цветопсихология соотносит предпочтительный выбор фиолетового с желанием очаровывать и вместе с тем, со склонностью к внушению. В фиолетовом цвете проявляется чувственное отождествление с партнером как стремление к магически-эротическим действиям. В нормальных условиях жизни этот цвет предполагает следование общественным нормам поведения. Наблюдается определенного рода консерватизм. Любопытно, что интеллектуалы отклоняют фиолетовый. В экстремальных условиях его предпочтение характеризует необязательную готовность к контактам. И даже определенную эффективность или импульсивность, свойственную скорее красному. Так, фиолетовый предпочитают беременные женщины с будущим «безудержным» поведением во время родов. Это является признаком сильной неуравновешенности вегетативной нервной системы. Предпочитают фиолетовый алкоголики и дебильные дети, что также подтверждает их вегатативную лабильность. На первые места ставят фиолетовый с синим и геи. Вспомним данные Эллиса о сине-зеленом, любовь наших геев к голубому, французских — к фиолетовому и т. д. Все это указывает на интровертный тип их взаимоотношений с обществом, свойственный более женщинам. Возможно, конфликтная ситуация такого рода и приводит к большему представительству творцов среди геев. Например, к уходу в творчество от конфликтов с неосуществленным идеалом... В хроматизме фиолетовый сублимирует архетип католичества. Как один из сублиматов интеллекта, фиолетовый цвет характеризует мужское подсознание при нормальных условиях жизни и подсознание женщины при экстремальных. Именно женщины с ее экстремальным желанием очаровывать партнера своим подсознательным кокетством и с неизменной склонностью к сознательному внушению. В цветотерапии используется при лечении буйных больных. Применяется и в качестве наркотически-болеутоляющего средства. Быть может, это и привлекает беременных? Ведь никто еще без наркоза не рожал безболезненно. Благотворно сказывается действие разбеленного фиолетового (сиреневого) на женских гениталиях. Не зря, видно, во всем мире он издревле считался цветом нижнего белья. Верхние же фиолетовые одежды владелицы часто говорят не только о ее подверженности влиянию других людей, но и о непреодолимом желании самой оказывать на них влияние. И Люшер, и Клар настаивали на большой внушаемости фиолетового цвета. Неудивительно, что для искреннего признания преступников этот цвет служит также, как и во времена раннего католицизма при раскаянии и смирении грешников.
3.16. ПУРПУРНЫЙ. Обычно ассоциируется с императорами Дневнего Рима. С королевским достоинством. С вдохновением творца. Пурпурный (или белый) энергетически и центр тантристы сопоставляют со сверхсознанием. С верой во всеобъединяющее видение мира. С реализацией высшей полноты жизни. С выходом за пределы пространства и времени. В христианстве наряду с белым символизирует цвет Бога-Отца. В пурпурные цвета убирается и масонская ложа высших степеней посвящения. Пурпурные, серые или черные цвета одеяний подчеркивают принадлежность к ложе святых. Пурпур сочетает свойства крайних цветов спектра и больше проявляет свойства красного,— судя по действию на пульс и дыхание. Реакция организма на него обычно благоприятна. Еще в Средние века воспалительные процессы успешно излечивались синим цветом. Кто тогда знал про ИК-лучи? Красный же в этих целях применяется и сегодня для усиленного кровоснабжения тканей организма. Поэтому при сердечно-сосудистых заболеваниях в строго конкретных случаях могут быть рекомендованы сине-красные цвета пурпура. Стимулирующее возбуждение красным в определенном сочетании с тоническим покоем синего приводит к положительным результатам и при лечении вегетатики. Ибо парасимпатическое действие синего и симпатическое влияние красного цвета достаточно эффективно сказывается на обоих составляющих нервной системы. А через подкорковые механизмы обеспечивается и равновесность всего организма. Многие крайности античных религий сублимированы в архетипах пурпурных цветов. В хроматической модели интеллекта пурпурный сублимат объединяет функции женского сознания при нормальных и мужского при экстремальных условиях существования. И если фанатизм мужчин лечится синим. А женский фатализм — красным цветом, то пурпурный является ярчайшим примером усреднения (успокоения) идеологических крайностей. Как цвет внутреннего возбуждения, пурпур может сочетать в себе и мощное влияние ИК- и УФ-лучей. Непосредственно воздействуя на нас, они минуют не только зрение, но и сознание. Впрочем, как и многие другие цвета, о которых мы еще ничего не знаем. Хотя и подвергаемся их воздействию.

Приведем все рассмотренные нами данные для нормальных (N) и экстремальных (Е) условий существования мужчины (m) и женщины (f) в схематическом виде: * Поскольку в настоящей работе рассмотрены медицинские аспекты хроматизма, то модель интеллекта представлена в син-плане анализа, в отличие от работы [5], где были развиты ид- и хром-планы. Экстрасенсы отмечают любопытную вещь: все нечетные (1, 3, 5, 7) поля человека структурированы, а четные представляются как бы флюидоподобными. Сопоставим это замечание с тем, что все нечетные поля связаны с полоролевым соотнесением человека, а четные — относительно.
В цветовом круге этот факт передается простыми цветами для нечетных полей и составными для четных. Иначе говоря, основными элементами интеллекта можно считать бессознание и подсознание, а производными — самосознание (зеленый) и сверхсознание (пурпурный). Предпочтение же того или иного цвета (доминанта) определяется и полом, и условиями жизни человека. Поэтому после обычного тестирования цветотерапевт выявляет цвета трех интеллектуальных элементов пациента в N условиях. Сопоставление доминанты этих цветов с предпочтением одного из ахроматических дает критерий открытости пациента. Вербализованные цвета в отличие от визуально-предъявляемых максимально сближены с фокальными, что и позволяет пользоваться этим критерием. Последующее построение выбираемых пациентом треугольников позволяет построить индивидуальный цветовой круг для N и Е условий и наметить курс лечения, направленный на выравнивание и адекватную симметричность доминантных и субдоминантных цветов как во внутреннем, так и во внешнем цветовом пространстве.

Проблема свето- и цветолечения и, в частности, синтонической стимуляции в оптометрии существует с последней четверти XIX века. Так, в 1876 году доктор Сетчи лечил душевнобольных фиолетовым светом, полученным фильтрацией света солнца; доктора Штейн (1890 г.) и Келлог (1894 г.) ввели в медицинскую практику общее инфракрасное и видимое облучение лампами накаливания. В 1892 г. доктор Минин применил лампу ИК-излучения из синего стекла со специальным рефлектором, нашедшим в дальнейшем значительную популярность. В 1895 г. Эвальд использовал ультрафиолетовое излучение вольтовой дуги для лечения невралгических болей. К началу XX века доктора Бехтерев, Жуар, Пото и многие другие применяют в целях синтонической стимуляции и лечения фильтрованный свет различных длин волн. При этом нередко отмечалось, что лечеокии действие цвета осуществляется не только через органы зрения, но и через кожу; об этом говорят также и данные нейрофизиологии, и опыты со слепыми. Наблюдения электрофизиологии, в частности, показали, что при различных эмоциональных состояниях возникают различные колебания потенциалов кожного покрова. Совместное протекание кожно-гальваническпп и толчковой реакций дает право рассматривать их как часть общего вегетативного рефлекса. Биологическое значение последнего связано с вегетативным обеспечением адекватного цветовосприятия организмом за счет мобилизации адаптационно-трофических механизмов филогенетической памяти человека. В целом цветолечение основано на знании законов физической химии, биофизики и психофизиологии человека. Биофизика и физическая химия позволяют установить законы распространения и поглощения излучений, которые возбуждают рецепторы кожи и сетчатки глаза, вызывая этим различные биохимические процессы в организме, приводящие к изменению всей нейро-эндокринной системы. Закономерности психофизиологии человека дают возможность связать чувственное цветовосприятие организма в целом с отдельными составляющими: например, с гипоталамо-гипофизарной системой, вегетативно-эндокринно-метаболическими компонентами, кортико-висцеральными или субкортикальными и т. п. Психофизиологическое воздействие цвета на организм человека основано на взаимодействии соответствующих рецепторов с электромагнитными волнами, близкими к области солнечной радиации, пропущенной атмосферой. Поскольку организм воспринимает также излучение в области инфракрасных (ИК) и ультрафиолетовых (УФ) лучей, кратко рассмотрим их действие, условно относя эти излучения к синтонии цвета. ИК- и УФ-лучи.
ИК-лучи обладают способностью к проникновению через кожу в организм человека на глубину до 50-60 мм. УФ-лучи же поглощаются поверхностными слоями кожи и поэтому проникают всего лишь на глубину 0,5—0,6 мм. Результатом интенсивного поглощения УФ-излучения является его мощное биохимическое воздействие на структуру клеток, влияющее на центральную и вегетативную нервную систему, эндокринные процессы и, таким образом, на весь организм. Наибольшим терапевтическим действием обладают УФ-лучи от 280 до 380 нм. Ниже 280 им УФ-лучи биохимически сверхактивны вплоть до осуществления люминесценции глазных сред и фотолиза биореагентов,— поэтому далее речь будет идти лишь о терапевтических УФ-лучах. Поскольку для всех видов излучении действует известный закон Гротгуса-Дрейпера, согласно которому химические изменения в системе может вызвать только излучение, которое ею поглощается, то несложно предположить существование аналогичного механизма для принципиального отбора адекватно-реагентной длины волны в цветолечении. Основанное на определенном антагонистическом действии поглощательной (УФ) и проникающей (ИК) способности излучений, цветовоздействие на организм человека будет определяться степенью равновесия обоих отделов вегетативной нервной системы на уровне нейро-гумо-ральной сферы к моменту начала лечения. Влияние УФ-лучей (в первой фазе облучения — УФ-I) сказывается на повышении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (наблюдается первоначальный подъем артериального давления крови) с последующим его понижением во второй фазе облучения (УФ-П). В то же время ИК-лучи снижают функцию симпатической иннервации, понижая артериальное давление крови и вызывая кожную гиперемию. Таким образом, с точки зрения действия на нервную систему можно отметить своего рода синергизм симпатикотропных ИК- и УФ-П-излучений и их антагонизм по отношению к ваготропному УФ-1-излучению. Аналогично антагонистическому действию ИК- и УФ-лучей на организм человека через кожный покров, противоположные изменения чувствительности цветовосприятия органов зрения к цветам теплой (красный, оранжевый, желтый) и холодной (зеленый, синий, фиолетовый) областей спектра наблюдается при медикаментозном воздействии на подкорковую область головного мозга. Так, кордиамин, как стимулятор подкорки, уменьшает чувствительность глаза к теплым цветам и увеличивает к холодным, тогда как такой депрессор подкорки, как веронал, изменяет чувствительность глаза в обратную сторону. Отсюда, а также из нижеследующего можно сделать вывод об антагонистичности не только аппаратов восприятия теплых и холодных цветов, но и УФ- и ИК-излучений. Как следует из опыта, обе кривые совпадают при 420 нм (фиолетовый), 570 нм (желто-зеленый) и 690 нм (красный цвет). Не останавливаясь на причинах расхождения между этими и «перцептивно чистыми» цветами Геринга (С-470, гЗ-500, ЖЗ-575 и П-440 + 675 нм), отметим лишь их константность при различных стимульных условиях. Возможно, экстраполяция этих кривых за граничные точки могла бы дать более полную картину влияния электромагнитных излучений на организм человека. Так, например, действие зеленого цвета (также как ИК- и УФ-П-лучей) является симпатикотропным (чувствительным к зеленому раздражителю при возбуждении симпатического отдела в. н. с.), т. е. понижает давление крови и изменяет соотношение ионных концентраций в тканях реагирующего органа в направлении относительного увеличения ионов кальция и этим — уменьшения ацетилхолина в крови. Таким образом, аналогично ИК- и УФ-Н-лучам, зеленый цвет увеличивает (за счет увеличения содержания кальция) противодействие тканей, их механическую прочность и устраняет болезненные очаги. Поскольку введение ионов кальция в организм может быть связано с возбуждением симпатического нерва и уменьшением чувствительности тканей к свету, то можно полагать, что при симпатикотонии аппарат восприятия холодных цветов должен быть более возбудимым и более чувствительным, чем при возбуждении блуждающего нерва. В то же время красный цвет (аналогично УФ-1-лучам), как ваготропный, повышает давление крови и производит перемену в ионном показателе в сторону относительного увеличения ионов калия и этим — увеличения ацетилхолина в организме больного, что приводит к повышению чувствительности аппарата восприятия теплых цветов при ваготонии. С учетом этого антагонизма цветов в их восприятии всю область спектра можно разделить на две группы: симпатикотропную и ваготропную. Действительно, как из теории контрастных цветов, так и из опытов Лэнда известно, что если органы зрения воспринимают цвет путем сравнения более длинных и более коротких световых волн, то где-то между ними должна существовать центральная точка равновесия, или «точка обращения цвета», в которой до следующей точки все цвета будут симпатикотропными, а вправо — парасимпатикотропными. Такой «центральной точкой» можно считать, по-видимому, индивидуальную для каждого субъекта область спектра приблизительно при 570 + 575 нм.
Тогда рефлекторное воздействие цветов I группы на в. н. с. можно связать с их проникающей способностью и, с другой стороны, с непосредственным влиянием на поверхностно расположенные между клетками эпидермиса нервные окончания и сети кровеносных сосудов, включая сюда рецепторы сетчатки. Гуморально-эндокринное влияние на организм цветов II группы осуществляется, по-видимому, путем образования продуктов фотодиссоциации белков под воздействием биохимически активных УФ-лучей, поглощаемых кожей, что в итоге также приводит к раздражению нервных окончаний, как и воздействие на рецепторы сетчатки цветов теплых тонов. Поэтому при цветолечении и синтонческий стимуляции организма человека, вероятно, следует, во-первых, учитывать всю область электромагнитных волн раздражителя, включая сюда ИК- и УФ-излучения, пропущенные фильтром. И, во-вторых, необходима дальнейшая разработка теории феномена Лэнда для адекватного согласования пропускаемых фильтрами контрастных цветов, которые одновременно могут воздействовать противоположным образом на организм человека. Поскольку в целях синтонической стимуляции применяются фильтры преимущественно пропускающие излучения с характерными областями в желто-зеленой, а также красной (при лечении эзофории) или синей (при лечении экзофории), то именно здесь необходимо в первую очередь проводить учет указанных выше антагонистических особенностей цветов. Экстремум цветораз-личения приходится на область 560—575 нм. Поэтому всегда имеет смысл разделять действие излучений по принципу их воздействия на нервную систему,— хотя оба механизма функционально связаны и, вообще говоря, можно было бы говорить о едином рефлекторно-гуморальном механизме цветолечения. Задачу общего воздействия цветом, по-видимому, можно искать в повышении реактивности больного организма для усиления факторов иммунитета и одновременном снижении местных проявлений болезненных состояний. Иначе говоря, необходимо осуществлять общую сенсибилизацию организма к поглощаемому в определенной степени дефицитному цвету и местную десенсибилизацию к цвету, связанному с увеличением к нему чувствительности. Поскольку, например, УФ-излучение поглощается в наибольшей степени, то можно предположить, что малые дозы должны сенсибилизировать организм, тогда как большие — десенсибилизировать болезненные очаги. Это предположение, в частности, подтверждается в практике цветолечения: наилучшие лечебные результаты наблюдаются у больных, которые без каких-либо осложнений адекватно воспринимают солнечную радиацию. Поскольку последняя включает в себя практически весь спектр лучей, применяемых в цветолечении, то здесь проявляется, вероятно, и синергическое действие цветов обеих групп: если ИК-лучи не вызывают фотохимического эффекта, то интенсивно прогревая ткани, они в качестве сенсибилизатора прекрасно активируют биохимическое действие УФ-лучей. Обобщим определенные результаты синтонической стимуляции и цветолечения цветами видимой области, помня, что величина освещенности определяется состоянием больного и может варьироваться в пределах 20-500 лк. В связи с синтонией цвета следует помнить о диморфизме человека. Известно, например, что при воздействии симпатикотропных раздражителей (цветов холодной области спектра) у индивидов наблюдается преимущественно астеническая реакция и недооценка временного интервала, а при воздействии ваготроппых — стеническая реакция и переоценка временного интервала. Данные же по психофизиологии диморфизма позволяют предположить корреляцию между переоценкой временных интервалов, мужской составляющей и симпатико-тропностью холодных цветов, с одной стороны; и, с другой,— между недооценкой, женской составляющей и парасимпатикотропностью теплых цветов. Это предположение действительно подтверждается множеством данных с учетом повышения тонуса симпатической иннервации в первой и парасимпатической во второй половине менструального цикла женщины. Так, доминирующая у мужчин сила мускульных сокращений больше при освещении теплыми цветами, в то время как превалирующая у женщин работоспособность пальца руки (ср. с реакцией хватания) увеличивается при воздействии холодных цветов. Итак, краткое рассмотрение синтонии цвета и психофизиологического воздействия цвета на организм человека показывает, что для цветолечения существуют достаточно сильные немедикаментозные средства. Однако для конкретного индивида необходимо принимать во внимание не только локальное заболевание (например, форию глаз), но и общее функциональное состояние нервной системы и, в частности, как соотношение между ее антагонистическими отделами — симпатическим и парасимпатическим, так и соотношение между цветовыми стимуляторами с учетом их контрастного и антагонистической) действия.