Библиотека » Цветотерапия » Оранжевый цвет

Автор книги: Обухов Яков

Книга: Оранжевый цвет

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Обухов Яков - Оранжевый цвет читать книгу онлайн



Оранжевый цвет характеризует зрелость личности и силу механизмов “Я”. Он образуется при соединении желтого цвета, выражающего активность и экстраверсию, и красного цвета, символи-зирующего страсть и плоть. Соответственно, в оранжевом цвете нашло воплощение сочетание пси-хологических особенностей образующих его цветов. В этом отношении это - один из самых благопри-ятных для психотерапевтического прогноза цветов. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, цвет энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение в конфликтах. С другой стороны, он вытесняет другие цвета, может внести в жизнь потрясение, символизирует страсть борьбы, демоническое начало войны. [7, 11] В теории цвета И.В. Гете, которую великий немецкий поэт считал главным делом своей жизни [8], оранжевому цвету отводится важное место между двумя полюсами: красно-желтым и желто-красным. И.В. Гете характеризует оранжевый цвет как сгущение и усиление свойств желтого цвета. Это цвет теплоты и блаженства, раскаленного жара, пекла, накала, и, в то же время, мягкого отблеска заходящего солнца. Поэтому этот цвет приятно радует глаз, когда используется в окружающей обстановке или одежде. Активная сторона оранжевого цвета связана, по И.В. Гете, с его высочайшей энергией. Стоит ли поэтому удивляться, что “энергичные и здоровые люди” особенно рады этому цвету. И.В. Гете считал, что “достаточно пристально посмотреть на вполне желто-красную поверхность, чтобы показалось, что этот цвет действительно врезался в наш глаз”, он как бы входит, вонзается в тело. “Он вызывает невероятное потрясение...” И.В. Гете отмечает, что оранжевый платок возбуждает и беспокоит также и животных. [3, с. 325]

Пламенная теплота оранжевого цвета вызывает, по F. Stefanescu-Goanga [21], ассоциации с апельсинами, южными ландшафтами и заходом солнца. Оранжевый цвет особо связан с огнем. В одежде оранжевый цвет используется в качестве сигнального цвета, например, при дорож-ных работах. Как близкий солнечному свету оранжевый цвет используется в одеждах индийских монахов. Оранжевый, как цвет солнца, - это цвет просветления. Психическое воздействие оранжевого цвета единодушно характеризуется как возбуждающее, теплое и радостное. В оранжевом цвете соединяются сияющая сила желтого цвета и витальное, страстное начало красного цвета. Таким образом, оранжевый цвет может оттенить или вытеснить другие цвета. F. Stefanescu-Goanga связывает оранжевый цвет с радостным чувством удовольствия. [21] R. Heiss и H. Hiltmann считают оранжевый, также как и желтый, цветом экстраверсии [15]. По их мнению, это как бы второй фронт после желтого и красного цвета. Оранжевый цвет связан со стремлением к достижению и самоутверждению. В тесте цветных пирамид Макса Пфистера оранжевый цвет - это, прежде всего, “цвет телесности”. [16] По сравнению с красным цветом содержащийся в оранжевом цвете желтый компонент выра-жается как на телесном уровне, так и в более совершенной эмоциональности, в более направленном движении. H. Frieling и X. Auer называют оранжевый цвет “праздничным, радостным, согревающим” [14]. Его считают также “цветом светлого изобилия”. F. Birren характеризует оранжевый цвет как “веселый, общительный, живой, энергичный, сильный и действенный” [13]. Johannes Itten описывает оранжевый цвет как смешение желтого и красного цветов. Оранже-вый цвет как бы находится в средоточии большой излучающей активности. Он обладает солнечной силой свечения, воплощенной в сфере материального начала, которая достигает в красно-оранжевом цвете максимума теплой активной энергии. [18] E. Heimendahl [17] описывает оранжевый цвет как имеющий благотворное воздействие, т. к. он снимает напряжение во всех конфликтах, легко и ясно показывая радостные стороны жизни, в то время как синий цвет - противоположность оранжевому - показывает серьезные стороны жизни. Оранжевый цвет также неоднороден. В нем тоже можно выделить целую шкалу оттенков - от светлых желтоватых до огненно-красных тонов. J. Itten [18] считает, что главный компонент оранжевого цвета - это красный цвет. В оранжевом цвете теплый тон красного достигает максимума огненной силы. При правильном подборе контраста, красно-оранжевый цвет может символизировать страсть борьбы. Этот цвет символически связан с планетой Марс. Он символизирует демонический мир войны. Сражающиеся воины часто носят крас-но-оранжевые одежды. По Максу Люшеру [19], если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный и полу-ченный цвет приближается к оранжевому, то основное значение желтого (раскрытие и установление контактов) повышается в сторону активной интенсивности. Благодаря красному желтый становится полнее и весомее. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание. Здесь нет благоразумной сдержанности или изощренности. Красно-желтый и оранжевый передают атмосферу, которая часто изображалась на картинах старых голландских мастеров - с пышными ку-тящими девицами и солдатами. Если же красный цвет усилить родственным ему желтым, то в полученном оранжевом цвете “внутреннее движение красного цвета начинает становится движением излучения, излияния в окру-жающее” [4, с. 203]. Такое заключение делает Василий Кандинский в своей книге “О духовном в ис-кусстве”. Он сравнивает оранжевый цвет с человеком, убежденным в своих силах, и вызывающим поэтому ощущение исключительного здоровья [там же]. Оранжевый цвет вызывает у В. Кандинского ассоциацию со звучанием церковного колокола средней величины, призывающего к молитве “Angelus”, или же с сильным голосом альта, а также с альтовой скрипкой, поющей ларго [там же]. В теории “звук-цвет”, разработанной русским композитором Александром Николаевичем Скрябиным, оранжевому цвету соответствует нота “ля”, символизирующая в музыке “легкомысленность в смысле легкого и беззаботного восприятия мира”. В Пифагорейской школе, связывавшей воедино “число-звук-цвет”, оранжевый цвет соответ-ствовал цифре “5”.

Б.А. Базыма и И.И. Кутько из Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии в г. Харькове провели экспериментальную проверку валидности “Клинического цветового теста” М. Люшера по отношению к типам акцентуаций характера по Э. Крепелину, П.Б. Ганнушкину и А.Е. Личко [1]. Положительное отношение к красно-желтому цвету явно отмечается у людей гипертимного типа или конституционально-возбужденных. П.Б. Ганнушкин вслед за Э. Крепелиным описывает их как “блестящих, но большей частью неравномерно одаренных субъектов, которые изумляют окружающих гибкостью и многосторонностью своей психики, богатством мыслей, часто художественной одаренностью, душевной добротой и отзывчивостью, а главное, веселым настроением. Это люди, быстро откликающиеся на все новое, энергичные и предприимчивые” [2]. В то же время для них характерны поверхностность и неустойчивость интересов, постоянная потребность в увеселениях. Желто-красный цвет предпочитают люди с циклоидным типом акцентуаций характера [1], для которых характерна периодическая смена состояний возбуждения и депрессии.

Оранжевый цвет несет в себе возбуждающее и жизнерадостное начало. Это шумный, жаркий, пламенный, бодрый и веселый цвет [6]. В отличие от синего это неинтимный цвет. Оранжевый цвет укрепляет волю, поддерживает сексуальность, активизирует деятельность желез внутренней секреции, регулирует обменные процессы, способствует укреплению легочной тка-ни, лечит болезни мочеполовой системы, улучшает кровообращение и цвет кожи, эффективен при заболеваниях селезенки, благотворно действует на пищеварение, обостряет аппетит и вызывает чув-ство эйфории [6].

Символика оранжевого цвета занимает промежуточное положение между мягким и светлым желто-оранжевым цветом апельсинов и горячим огненно-красным цветом пламени. В живописи оранжевый цвет предпочитают для изображения яркого солнца, спелых плодов, прекрасных человеческих тел. В христианской традиции оранжевый цвет используется для изображения Св. Троицы, при росписи несущих космическое начало пасхальных яиц. Оранжевый цвет символизирует развитие, направленность на успех [6]. Как самый кричащий он занимает господствующее положение в ряду других цветов либо благодаря своему позитивному преобладанию над ними, либо из-за негативного эффекта вытеснения других цветов (в зависимости от положения оранжевого цвета в контексте позитивного и негативного полюсов символического зна-чения). Недаром спасательные жилеты альпинистов, спецовки дорожных рабочих, надувные спаса-тельные жилеты моряков окрашены в этот самый броский цвет. Оранжевый цвет называют “flamma amoris et caritatis” - пламенем любви и милосердия.

Архетипы оранжевого цвета нельзя рассматривать изолированно от красного цвета. Символика желто-красного и “чистого” красного цвета во многом пересекается. Желто-красный цвет связывают часто с Серафимом (евр. “огненный”, “пламенеющий”), наи-более приближенной к Б-жественной любви сущности. У Серафимов по шесть крыльев - двумя они закрывают свое лицо, двумя закрывают ноги, двумя летают [5, т. 2, с. 427]. Один из Серафимов очи-щает уста пророка Исайи, коснувшись их горящим углем, и этим приготовляет его к служению. Этот сюжет использован в стихотворении А.С. Пушкина “Пророк”. С оранжевым цветом связан созидающе-преобразующий дух огня, образ Меркурия. Счита-лось, что Меркурий может обеспечить не только торговую прибыль, но и указать зарытый клад [5, т. 2, с. 140]. Кельтская богиня молодости и любви Идуна (др.-исл. Идунн - “обновляющая”) является в желто-красном обличии. В скандинавской мифологии ей принадлежат чудесные золотые “молодиль-ные” яблоки, благодаря которым боги сохраняют вечную молодость [5, т. 1, с. 480]. Как уже упоминалось в связи с красным и желтым цветом, воинственная сила Марса и огонь Сатурна символически воплощаются в желто-красных тонах. Желто-красные, оранжевые тона символизируют также несущие опасность вулканические си-лы, вырывающиеся из глубины земли и внутренней глубины, существа тела. В этом контексте оран-жевый цвет подобен взрыву. Оранжевый цвет - это распространяющаяся, струящаяся энергия. Оранжевый цвет может символизировать теплый, золотой желток пасхального яйца. В сияю-щем оранжево-красном цвете является также женская мудрость - София. Она несет в себе мудрость особого рода: не холодный мужской рационализм, а эмоционально согретую, согревающую и ожив-ляющую женскую духовность. В иконографии ее лик и руки - огненного цвета. [8] Послесловие: Густав Климт В живописи архетип оранжевого цвета, пожалуй, ярче всего нашел отражение в творчестве австрийского художника рубежа веков Густава Климта (1862 - 1918). Его картины отражают дух Вены Зигмунда Фрейда, а преобладающий оранжевый цвет символизирует силу либидо. Уже в первых работах Климта оранжевый цвет явно доминирует. В картине “Басня” (1883 г.) светло-оранжевый цвет используется для изображения обнаженного женского тела как соединения эротизма и мудрости; ярко-оранжевый - для изображения великодушного льва - царя зверей, поща-дившего мышь и вознагражденного за это, когда та перегрызла пленившие его сети; рыжий для изо-бражения лисицы, наказанной за хитрость. Оранжевый цвет использовался не только в самих картинах, но и в обрамлявших их искусано выполненных рамах. Портрет пианиста Йозефа Пембауэра (1890 г.) - на красном фоне, с золотой ли-рой - помещен в широкую чеканную медную раму, на которую нанесены рисунки по классическим мо-тивам. В 1898 г. Климт пишет картину “Афина Паллада”, ставшую символом объединения художни-ков-экспериментаторов “Сецессиона”, первым президентом которого стал Климт. Афина облачена в огненно-оранжевый шлем и доспехи, по плечам из под шлема спускаются огненно-рыжие волосы - символ слияния эротического и агрессивного начала; ярко-оранжевое копье в руке у Афины - символ фаллической женщины. Распускающиеся оранжево-рыжие женские волосы - ведущая тема многих картин Климта. Во-лосы можно рассматривать как сексуальный символ. Как символ либидо они играют исключительно важную роль во многих культурах, традициях и религиях. В картине “Nuda Veritas” - Обнаженная Ис-тина - рыжие распущеные копной волосы опускаются на обнаженные плечи и грудь. Картину окружает широкая рама того же цвета, что и волосы, на которой написано изречение великого немецкого поэта Фридриха Шиллера: “Твои дела и твое искусство не могут нравится всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим - плохо”. О том, что женская чувственность может быть разрушительной силой, заявляют оттенки оранжевого цвета на картине “Юдифь и Олоферн” (1901 г.). Чтобы спасти свой народ от полчищ ас-сирийского царя Навуходоносора, молодая и красивая еврейская вдова Юдифь вошла во вражеский лагерь и соблазнила ассирийского полководца Олоферна. Тот воспылал к ней любовью, а Юдифь, напоив его вином, отрубила спящему полководцу голову. На картине “Враждебные Силы” (1902 г.) Климт изображает сатанинскую сферу, в центре ко-торой огромная обезьяна - гигант Тифей, против которого не могли бороться даже боги; рядом с ним - его дочери (Болезнь, Безумие и Смерть). Посередине картины художник изобразил трех обнаженных женщин - Буйство (распущенные огненно-рыжие волосы, зовущая к страсти поза), Разврат (солнечно-оранжевые волосы, сладостная поза) и Излишество (оранжевые украшения и браслеты, полные формы). Эротическое значение оранжевого цвета достигает своей кульминации в картинах Климта 1907 - 1908 годов “Даная” и. Даная, дочь царя Аргоса, была заперта отцом в недоступной башня, в которую не мог проникнуть ни один мужчина. Лишь Зевс, сладострастный повелитель богов, превра-тившись в золотой дождь, смог насладиться ею. Распущенные огненно-оранжевые волосы, согнутые колени, вспыхнувшее лицо женщины выражают божественный экстаз. “Поцелуй” - самая известная картина Климта. Она считается апогеем его “золотого” периода. Оранжевые тела мужчины и женщины облачены в оранжевые одежды. Оранжевый орнамент украшает оранжевый фон. В рыже-оранжевые волосы женщины вплетены яркие цветы. А в нижнем правом углу картины стоит оранжевая подпись: Густав Климт.