Библиотека » Сказкотерапия » Как сочинять сказки

Автор книги:

Книга: Как сочинять сказки

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

- Как сочинять сказки читать книгу онлайн



Как сочинять сказки

1. Прием первый

Придумайте 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у Вас смысловые ассоциации и были из разных областей жизни.

Например:

1.Уж

2.Лампа

3. Сердце

4. Космос

5. Застава

6. Инок

7. Стул

8. Гардемарин

9. Снегопад

10. Песня.

Теперь нам нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовы­вать слова: делать из них имена собственные, другие части речи, читать наоборот и пр. Перед тем, как приступить к заданию, можно попробовать последова­тельно связать по смыслу все 10 слов в прямом и обратном порядке. Например: Уж может обвивать Лампу, или Лампа может быть в фор­ме Ужа, на абажуре лампы может быть изображен Уж, или “Уж стемнело и зажгли Лампу”, героем сказки может быть Уж по имени Лампа и пр. Та­ким образом, можно “проиграть” различные связи между словами.

Это упражнение поможет нам открыть дверь в Царство Фантазии и настроит нас на волну Творчества.

2. Прием второй

Давайте задумаемся: на какую тему нам интересно было бы погово­рить с близким человеком или самим собой. Если ответ на вопрос не при­ходит, можно взять за рабочую тему ситуацию, которую вы уже неодно­кратно “прокручиваете” в своей голове. Многие говорят: “Да какая там тема, когда денег не хватает!” Прекрасно — в этом случае Ваша тема мо­жет звучать так: “Кое-что о деньгах”. А деньги станут героем сказки, в ко­торой будет рассказано об их приключениях. Не исключено, что после то­го, как сказка сложится, Вы увидите новые способы заработка и вложения средств, а также познакомите детей с непростым миром Финансов. Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутрен­них вопросов, встающих перед нами на протяжении жизни. Все эти вопро­сы, тревоги, радости и печали могут стать темой Вашей сказки. Предвижу возражение: “Да мысли у меня в голове совсем не сказочный, история по­лучится невеселая”. Наверное, в нашей жизни нет “несказочных” тем. А сказкам вовсе необязательно быть веселыми. Кто-то скажет: “У меня хо­роший конец не получится”. Помните: “Нам не дано предугадать как на­ше слово отзовется...”? Замечено, что как только мы даем возможность на­шей руке записывать сказку, последняя приобретает свою собственную жизнь, сюжет и конец сказки выстраиваются сами собой. Зачастую, изна­чальный замысел и фабула сильно отличаются от того, что получилось. Все, что нам требуется — это 30-40 минут времени и желание отдать ини­циативу нашей руке, держащей авторучку.

3. Прием третий

Позвольте себе удобно и расслаблено расположиться в кресле или на стуле. Попробуйте выбрать из придуманных Вами 10 слов то, которое Вам наиболее интересно, вызывает множественные ассоциации, берет “за жи­вое”. Это слово может стать либо темой, либо героем Вашей сказки. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного Вами слова. Рассмотрите ее и опи­шите на бумаге. Это — начало Вашей сказки. А теперь представьте, что могло бы нарушить эту картинку, изменить ее на 180 градусов. Это будет конфликт Вашей сказки. Если вы проделали эти шаги, то Вам будет совсем нетрудно связать увиденные Вами ситуации и сочинить сказку. И вот сказочные события оживают на бумаге: сказка сложилась. Мно­гие чувствуют при этом волнение, умиротворение, радость, ощущение по­лета, а некоторые опустошенность. Все эти чувства естественны: ведь про­изошла колоссальная внутренняя работа, во время которой наше бессознательное трудилось, составляя нам зашифрованное Послание.

Мы можем оставить сказку жить своей собственной жизнью, не под­вергая ее анализу. А можем, не сразу, через некоторое время, попробовать “расшифровать” письмо бессознательного к нам, проанализировать его. Приступая к психологической интерпретации сочиненной сказки, важ­но помнить о том, что перед нами уникальный продукт творчества, к ко­торому опасно подходить со “скальпелем хирурга”. Самое сокровенное раскрывается перед нами. Наверное, поэтому “священный трепет” — ес­тественное чувство в начале процесса интерпретации. Под психологической интерпретацией сочиненных сказок понимается БЕЗОЦЕНОЧНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, подобная тому фантазированию, которое используется в гештальт-терапии. Мы не можем сказать — это в сказке плохо, а это — хорошо. То, о чем мы читаем — это внутренний расклад человека на данный момент. Так есть. Читая чью-то сказку, мы вхо­дим в Потайную Дверь его сказочного внутреннего мира. Поэтому на пер­вом этапе интерпретации важен наш собственный ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС, душевный отклик на то, что мы услышали или прочли. Так между нами и сказкой образуется невидимый Волшебный Мост. Интерпретируя с участниками семинаров сочиненные ими сказки, мы обращаем внимание на следующие моменты:

1. Основная тема

“О чем эта сказка?” — первый вопрос на этом этапе. Сказки могут быть о любви, о поиске, об одиночестве, о дружбе, о взаимопомощи, просто о жизни. Причем, наш ответ на вопрос может отличаться от мнения автора сказки. Отвечая на этот вопрос, мы подходим к тому, что на данном этапе развития волнует человека, какая тема является для него наиболее актуаль­ной, о чем он сейчас размышляет, что ищет.

“Чему учит сказка?” — ответы на этот вопрос конкретизируют основ­ную тему, указывают на пути экзистенциального развития автора сказки, рассказывают об его ценностных ориентациях, взгляде на мир.

2. Линия главного героя

В процессе сочинения сказки происходит естественная идентификация автора с главным героем, поэтому анализ линии главного героя особенно важен для понимания личности автора. Безусловно, наше восприятие глав­ного героя целостно, но для удобства интерпретации можно выделить ряд моментов:

-          отношение главного героя к себе

-          мотивы поступков героя

-          способы преодоления главным героем трудностей

-          восприятие окружающего мира и отношение к нему

-          способы достижения цели, как индивидуальный путь к успеху

Анализируя линию главного героя, мы составляем достаточно цело­стную картину отношения автора к окружающему миру и самому себе, мо­делей его поведения в различных ситуациях, индивидуального восприятия жизненных трудностей и способов их преодоления. Поскольку в сказке могут участвовать несколько персонажей, важно установить, с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интере­сы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в ана­лизе линии главного героя — адекватность его поведения происходяще­му: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекват­ности поведения самого автора и силе его “Я”. Эпитеты, прилагательные, метафоры, применяемые при описании глав­ного героя, описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Мотивы поступков главного героя могут отражать собственную мо­тивацию автора, как реальную, так и потенциальную или скрытую. Часто в сказках прослеживается динамика мотивации героя: проходя через оп­ределенные ситуации, он изменяет свое отношение к происходящему и цен­ностные ориентации. Сказочные ситуации, служащие толчком для изме­нения героя, могут символически отражать важные, поворотные моменты жизни самого автора.

Особенно важно понять, какое поведение приводит героев сказки к ус­пеху: хитрость, сотрудничество, борьба, противостояние искушению, жи­вость реакции, помощь других, агрессия или что-то другое. В этом заклю­чена уникальная информация о системе ценностей автора и его образе успешного поведения.

3. Актуализированные чувства

Чувства, актуализированные в сказке, владеют автором, рассказыва­ют о внутренних затруднениях и указывают на выход их них. Мы можем почувствовать в сказках радость, одиночество, тревогу, беспокойство, уве­ренность, отчаяние, грусть, брошенность, сострадание, любовь, надежду, обиду и многие другие чувства. Персонаж и ситуация, в связи с которыми возникли чувства, расскажут нам, интерпретаторам, об эмоциональной жизни автора: что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку, а где конкурирует или соревнуется с кем-то, в каких ситуациях он уязвим или силен и благороден. Таким обра­зом, мы с особой осторожностью можем войти в святая святых внутрен­него мира автора.

Читая сказку, можно заметить, что автор по-разному относится к соз­даваемым им героям. Одного он любит больше, другого старается “про­пустить” через множество испытаний, третьего боится... Мы часто про­ецируем на героев своих сказок реальные взаимоотношения, существующие в нашей жизни, и чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Таким образом, в сказках могут “проигрываться” внутренние конфликты и по­тенциалы наших взаимоотношений. А, может быть, линии разных героев сказки отражают ипостаси самого автора...

4. Образы и символы

Язык любой сказки — это язык образов, которые могут иметь универ­сальное, архетипическое и индивидуальное значение. Каждый образ — своеобразная буква в сказочном алфавите, совокупность которых “шиф­рует” уникальное послание бессознательного к нам. В этом смысле, интер­претация сказок тесно связана с интерпретацией сновидений. И если для выявления архетипического, универсального смысла образа достаточно располагать специальными знаниями, то для интерпретации индивидуального значения образа или символа требуется живой экспромт, совместно с автором сказки.

5. Оригинальность сюжета

Не так-то просто с нашим знанием закономерностей развития сказоч­ного сюжета придумать что-нибудь новенькое. Но если человек, неважно маленький он или взрослый, воплощает в сказке то, что долго вынашива­лось, на что днями и ночами искался ответ, сюжет сказки оригинален и непредсказуем. Каким путем предпочитает идти по жизни человек: прото­ренным, известным или он все время экспериментирует, ищет новое? Мо­жет быть, эти тенденции как-то связаны с оригинальностью сюжета?..

Однако, не всегда интерпретировать сказки нужно и можно. Мы со­чиняем и такие сказки, которые невозможно анализировать, их можно только слушать сердцем, “впитывая” глубокий смысл, заложенный в них.