Библиотека » Дети и подростки » Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка

Автор книги: Евсеева А.Н.

Книга: Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Евсеева А.Н. - Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка читать книгу онлайн

 библиотека MyWord.ru

На правах рукописи

Евсеева Антонина Николаевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА

19 00 07 - педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Нижний Новгород - 2000

Работа вьшолнена в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени НА. Добролюбова

Научный руководитель:       доктор психологических наук,

Профессор     Рыжов В.В.

Официальные оппоненты:    доктор психологических наук,

доцент            Чиркова Т.Н.

кандидат психологических наук, доцент Гуцу Е.Г

Ведущая

организация:  Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится   9 июня 20UO года в 9 часов на заседании диссерта- ционного совета К. 113.28.04 по педагогической психологии и коррекци- онной психологии в Нижегородском государственном педагогическом университете по адресу: 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского госу-

дарственного педагогического университета

Автореферат разослан 6 мая 2000 года

Ученый секретарь диссертационного совета HЕМОВА Л Н.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена   практическими          проблемами взаимоотношений  родителей  и  детей  в  современной  семье.  Речь  идет  не просто  о  вопросе "отцов  и  детей"  в  его  привычном  понимании,  а  о  более широком социокультурном подходе к духовному взаимодействию родителей и  детей,  об  отношении  к  ребенку  как  к  субъекту  взаимодействия,  как  к особому "Я".

Преобладающей тенденцией взаимодействия взрослых и детей в современной семье в          большинстве            случаев           является         целенаправленное     воздействие   на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Отме- • чается, что это есть отражение общих принципов современного традиционного образования - субординации,  монологизма,  произвола,  контроля  и  других,  выражающих господство    и            доминирование          мира    взрослых       над      миром детства

(А.Трубников), что не способствует формированию позитивной Я-концепции ребенка,  его  здоровой  самооценки,  необходимой  для  счастливой  жизни  и достижения успеха в деятельности.

В  современном  обществе  прослеживаются  качественно  деформированные взаимоотнпшения  детей  и  взрослых,  основанные  на  увеличении  духовной пропасти между ними. Дети стали находиться рядом, но не внутри взрослого мира.        Ребенок          стал     чужим             для      массы  взрослых,                   равнодушных            к          нему. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, культурных развлечениях детей, взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря уже о диалоге,  в  результате  чего  формируется  неадекватная  самооценка  детей, приводящая              к        духовному    кpaxу                        последних,     их        одиночеству,  цинизму, неприятию мира    Практически  оказывается            нарушенной   основная         сфера социального развития ребенка, называемая семьей

Проблемами общения и взаимоотношений родителей и детей, изучением роли семьи           в            формировании           личности        ребенка                      занимались     многие                        видные отечественные           и                      зарубежные      психологи,   педагоги,        философы:     Трудами А.Н.Леонтьева,  Б.Г.Ананьева,  Б  Ф  Ломова,  МИ  Лисиной  А  А  Бодалева,  М М.Бахтина,  А  Б  Добровича,  И.С  Кона  и  др  заложены  общие  основы  теории психологии  общения,  в  том  числе  в  семье.  В  трудах  известных  русских педагогов  и  общественных  деятелей  К.Д.Ушинского,  Н  И.  Пирогова,  П  Ф Каптерева,                        Д.И.Писарева,              Н       В.Шелгунова, А.П.Нечаева,    а        также  В         А Сухомлинского,                        Я.        Корчака          подчеркивается                    решающая        роль  семьи              в формировании  личности  ребенка,  в  воспитании  его  нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуалъных качеств

Особо  пристального  внимания  в  последнее  десятилетие,  как  отмечают  Ю Б.Гжшенрейтер,       Дж            Макдауэлл,     Д         Добсон           и          другие,           требует           проблема общения  родителей  и  детей  в  семье,  проявления  любви  к  детям  со  стороны взрослых,  которая  раскрывается  в  их  диалогическом  общении  с  детьми,  что является фундаментом позитивной, здоровой, духовно-нрав-

ственной Я- концепции ребенка В современных исследованиях предлагаются новые  основные  принципы  образования  и  воспитания  в  семье -  равенства, диалогизма,  сосуществования,  соразвития,  свободы,  единства  и  принятия

(А.Б. Орлов).

Анализ  исследований,  посвященных  проблемам  воспитания  и  формирования Я-концепции  ребенка  в  системе  семейного  общения,  позволяет  утверждать, что  только  в  диалогическом  общении "один  человек  становится  для  другого величайшем        богатством  ",            равноправным           партнером,     где            признается     его уникальность  и  неповторимость  Такие  отношения  характерны  для  духовно богатой  семьи,  где  в  атмосфере  любви,  доверия,  принятия  и  диалогического общения  возможно  формирование  адекватной  и .  здоровой  Я-концепции  и самооценки ребенка.

Исходя           из        вышеизложенного                 можно сказать,           что                  в          современной  пе- дагогической  психологии  не  проработай  пласт  проблем,  связанных  с  фор- мированием                        Я—концепции      ребенка           в          зависимости   от        психологического климата   семейного     общения            Под     психологическим      климатом      семейного общения в нашей работе понимается совокупность следующих компонентов, доминирующий стиль общения, преобладающие духовно-

нравственные ценности, реальное содержание взаимодействия членов се-

мьи. Понятие диалогического общения объединяет такие стили общения, как личностно-ориентированныи,            доверительный,                     сотруднический,        духовный Оно  характеризуется  признанием  уникальности  и  неповторимости  партнера по    общению  (ребенка), уважением      к          нему,            безоценочным           отношением, доминантой на собеседнике, открытостью, искренностью выражения чувств, доверием.      Диалог            создает           адекватное     взаимное        отражение      партнеров       и позитивную атмосферу их общения.

В отличие от диалога монологическое  общение  объединяет проти- воположные      стили  общения            примитивно-авторитарный,  формально- стандартизованный,  манипулятивный  и  др.,  которые  не  являются  продук- тивными в общении.

Данная работа посвящена теоретико—экспериментальному решению вопроса о  влиянии  психологического  климата  семьи  на  формирование  Я-концепции ребенка,  что  обусловлено  актуальностью  проблемы  воспитания  и  развития личности ребенка в целом Причем, речь идет о формировании позитивной Я- концепции ребенка, то есть о такой системе его представлений о собственной личности,      которая            отличается     адекватностью,          здоровой        самооценкой, развитой  способностью  ребенка  принимать  себя,  отсутствием  чувства  вины Такая        Я-концепция   является         важным           условием            оптимального           развития личности ребенка в семье и в целостном онтогенезе Существует и ряд других важных  факторов,  влияющих  на  формирование  личности,  таких  как  оценка личности окружающими людьми, общение со сверстниками, влияние школы, состояние здоровья и др , которые учиты-

вались  в  нашем  исследовании,  хотя  и  не  были  предметом  специального изучения.

Исследований, посвященных изучению взаимосвязи климата общения в семье и состояния Я-концепции ребенка, а также особенностей онтогенеза личности в  целом  в  педагогической  психологии  по  существу  не  проводилось  Мы считаем,  что  предлагаемое  нами  исследование  дополнит  данные  об  этой взаимосвязи.

Цель  исследования,  изучить  влияние  психологического  климата  общения  в семье на формирование Я-концепции ребенка как одного из главных условий развития личности в онтогенезе.

Объект            исследования:            целостная       система          внутрисемейного       общения         и различные типы психологического климата семьи как условие формирования позитивной Я-концепции ребенка.

Предмет исследования структура Я-концепции ребенка и различные уровни ее  развития  в  зависимости  от  типа  психологического  климата  общения  в семье

Гипотезы исследования:

1.  Среди  личностных  свойств  ребенка  наиболее  существенное  значение  для оптимального      развития»            личности        ребенка           имеет  система         свойств,          со- ставляющих позитивную Я-концепцию ребенка. Мы предполагаем, что в эту систему  входят  следующие  свойства (1 )здоровая  самооценка, (2)  принятие себя;   (3)           адекватное     представление           о          себе;   (4)        высокий            уровень                     са- моуважения; (5) уверенность в себе; (6) отсутствие чувства вины.

2.  Формирование  позитивной  Я-концепции  зависит  от  преобладающего  в семье  психологического  климата  общения  Мы  выделяем  два  основных  типа психологического климата общения' диалогический, при котором доминирует личностно  и  духовно  ориентированное  взаимодействие  между  родителями  и детьми, нравственно-ценностные  отношения в семье, и мо-нологический, для которого  характерны  формальные,  стандартизованные, авторитарные и иные непродуктивные стили общения между ними

Оптимальным            условием        формирования                       позитивной     Я-концепции  ребенка является            диалогический,          личностно     и          духовно          ориентированный                  климат общения в семье.

3.         Детерминантой          диалогического         климата          семейного      общения         является ориентация  взаимодействия  с  ребенком  на  духовно-нравственные  ценности добра,       любви,            красоты,            истины,                      искренности,  открытости,   прощения, принятия,  доверия,  признания  уникальности  и  неповторимости  ребенка,  его самоценности

4.  Для  реализации  в  системе  семейного  общения  условий  диалогического, личностно-ориентированного            и          нравственно-ценностного     общения         не- обходима специальная программа психолого-педагогической работы с семьей в целях (1) внедрения принципов диалогического семейного общения в жизнь семьи, в сознание родителей, в их действия, (2) коррекции не-

гативных  тенденций  детско-родительских  отношений; (3)  оптимизации  этих отношений.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1   .Исследовать        систему          свойств,          составляющих           Я-концепцию  ребенка Выявить структуру Я-концепции, входящие в нее элементы, а также ту роль, которую Я-концепция играет в целостной структуре личности и в процессе ее развития. Выработать представление о позитивной Я-концепции личности.

2.         Изучить          существующие          концептуальные        подходы         в          отечественной           и зарубежной педагогической психологии к проблеме общения в семье, выявить наиболее  характерные  психологические  особенности  семейного  общения,  а также основные факторы, определяющие диалогический характер общения в семье.

3.         Изучить          психологические       особенности   организации   межличностных отношений  в  семьях  ПОДРОСТКОВ  с  целью  выявления  вариантов  психологи- ческого  климата  семейного  общения,  обосновать  понятие  психологического климата общения.

4.         Разработать    программу, обеспечивающую         оптимизацию и коррекцию

детско-родительских            отношений     и          климата          семейного      общения         с          целью перевода  их  на  принципы  личностно  и  духовно  ориентированного  диало- гического общения

5.         Экспериментально    проверить   условиях        формирующей           психолого- педагогической  работы)  эффективность  предлагаемой  программы  диалоги- зации  и  одухотворения  семейного  общения,  то  есть  проследить  изменения свойств ребенка, составляющих его Я-концепцию, по мере перехода се-

Методологическую   основу                        исследования составили       современные исследования  в  области  психологии  семьи,  семейного  общения  и  развития личности  ребенка.  Б  исследовании  были  учтены  и  использованы  научные данные       в          области          психологии   общения    (А.А.Бодалев,     Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский,  А.Б.Добрович),  развития  личности  ребенка  и  формирования его  Я-концепции (М.И.Лисина,  Л.И.  Божович,  Р.В  Берне,  А  Н  Леонть-ев,  Э Эриксон,  И.И.Чеснокова),  межличностных  отношений  в  семье    Л  леви, Г.Г.Хомептаускас,  А.Г.Харчев,  Н.В.Андреенкова).  Нами  изучен  также  ряд работ в области христианской и духовной психологии (А А.Ухтомский, Н.А. Бердяев,  В.С.Соловьев,  Н.О  Лосский,  В  В  Зенъков-скик,  Б.В.Иичипоров,  В А.Пономаренко,  В.Д.Шадршшь,  Б.С.Братусь,  В.П.Зинченко  и  Е.Б.Моргунов, Т.А. Флоренская, Дж Макдауэлл, Дж Добсон, Э Эвальдс, Р. Мак-Ги и др) Методы     исследования.            В         работе            использовались         следующие     методы, теоретический   анализ   психолого-педагогических   исследований,  теоретико- прикладное моделирование программы экспериментального изучения

общения  родителей  и  детей  в  семье;  эмпирические  методы-  наблюдение жизни  семьи, опросы            родителей      и          детей,  составление   психологических портретов  семьи  и  их  контент-анализ.  Использовались  также  тестирование родителей  и  детей,  беседа  и  экспериментальная  работа,  направленная  на коррекцию  и  оптимизацию  детско-родительских  отношений,  анкетирование, социомеиричеекие методики, интерперсональная диагностика по Т Лири, тест

"Рисунок         семьи",           количественный        и          качественный анализ результатов исследования.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1.  Уточнена  структура  Я-концепции  ребенка  (позитивное  принятие  себя, здоровая          самооценка,            уверенность,  принятие        мира), формирующаяся        в условиях семейного общения.

2.         Выработано   представление           о          позитивной     Я-концепции  как       системе личностных  свойств,  обеспечивающих  оптимальную  социализацию  ребенка, его гармоничное развитие в условиях семьи. В эту систему входят следующие свойства.   (Пздоровая            самооценка;   (2)        принятие        себя;   (3)                        адекватное представление о себе; (4) высокий уровень самоуважения; (5) уверенность в себе; (6) отсутствие чувства вины.

3          исследованы              подходы         к          определению  роли    Я-концепции  и          здоровой самооценки    в          онтогенезе      личности       ребенка,          показано         ведущее          значение самооценки и Я-концепции в формировании гармоничной личности ребенка.

4. Расширены  представления  о различных уровнях, видах, стилях семейного общения        как      фактора            развития         личности        ребенка           Уточнено       содержание понятия    психологического     климата          семейного      общения.          Проведено сравнительное  изучение  двух  основных   типов  психологического   климата семьи  -  диалогического  и.  монологического  В  качестве  детерминанты  се- мейного          диалога           выделены       характеристики         духовно-нравственной          ориен- тации взаимодействия между родителями и детьми.

6.         Разработана,  реализована   и          проверена       в          формирующем          эксперименте программа диалогизации и одухотворения семейного общения.

7. Подтверждено значимое для педагогической психологии семьи положение о   ведущей   роли   личностно-ориентированного   общения   и   диалогического климата         семьи  в          формировании           позитивной            Я-концепции  и          здоровой самооценки личности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации программы        психолого-педагогической          работы                      с          семьями          подростков     по одухотворению    к                      диалогизации             климата          семейного      общения         с          целью оптимизации   их        Я-концепции                  Она     определяется также              возможностью использования                     результатов            исследования в          психологическом                 кон- сультировании и в работе учебно-воспитательных учреждений. Результаты и выводы  исследования  могут  послужить  основой  для  разработки  программ повышения образовательного уровня и психологической компе-

тентности родителей в воспитании детей Результаты и выводы работы могут быть использованы в курсах лекций для практических психологов, студентов, а  также  при  разработке   методических   пособий  по  проблемам  семейного воспитания

Представленная  в  исследовании  программа  тренинга  может  быть  успешно использована          в            практике         работы            школьного      психолога       и          семейного консультанта.

На  защиту  выносятся  положения,  составляющие  гипотезы  исследования, проверенные   и            подтвержденные        результатами теоретической           и экспериментальной работы:

1 Я-концепция ребенка оказывает большое влияние на развитие его личности в          онтогенезе.     Структура            позитивной     Я-концепции  ребенка           включает адекватный  я-образ,  здоровую  самооценку,  принятие  себя,  высокий  уровень самоуважения, уверенность в себе, отсутствие у ребенка чувства вины

2 Позитивная Я-концепция является одним из главных условий нормального

(оптимального) развития личности в онтогенезе

3          Могут быть   выделены       два      основных        типа    психологического     климата семейного  общения  диалогический,  при  котором  доминирует  лично  стно  и духовно ориентированное общение между родителями и детьми, нравственно- ценные          отношения     в          семье,             и          монологический,            характеризующийся формальными,                       стандартизованными,                       авторитарными            и                      иными непродуктивными формами и способами общения в семье

4  Формирование  Я-концепции  ребенка  зависит  от  преобладающего  в  семье психологического             климата          общения,       при     этом    оптимальным условием формирования     позитивной     Я-концепции      ребенка           является         диалогический климат          общения         в          семье, основной            детерминантой          которого         являет ся ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности

5. Для реализации в семье условий диалогическою, нравственно-ценностного общения         необходима            специальная     программа    психолого-педагогической работы   с  семьей,  направленная   на  внедрение  принципов  диалогического общения  в  жизнь  семьи,  в  сознание  родителей,  их  действия,  а  также  на коррекцию      негативных                тенденций      детско-родительских            отношений     и          их оптимизацию

Экспериментальная база исследования.

Задачи  исследования  решались  на  базе  семей  подростков  -  учащихся  7-9 классов средней школы № 38 и лицея № 35 г Сыктывкара, а также созданного при  лицее "Клуба  общения"  по  оптимизации  отношений  родителей  и  детей Экспериментальные               данные            по        проверке         эффективности            предложенной программы   были   получены                   в          исследовании   94     семей.             В            цепом  в исследовательской  работе  приняли  участие 130  семей,  около 200  учителей, воспитателей и родителей

Апробация                 работы.           Основные       положения      и          результаты     исследования излагались            на        Первой           Нижегородской         научно-практической                       конференции

"Гуманизм      и          духовность     в          образовании"  (Нижний        Новгород,  1998),      на городской  научной  конференции " Жестокое обращение с детьми в семьях",

(Сыктывкар, 1999); на Российской научной конференции " Социокультурные практики,  модели  и  языки  описания " (Сыктывкар, 1998) ;  обсуждались  на психолого-методических  объединениях  школ  г  Сыктывкара,  апробировались в      тренинге         при  "Клубе    семейного        общения"                 г          Сыктывкара                Программа эксперимента,   его       результаты     и                      выводы           обсуждались  на                    заседаниях лаборатории                 педагогического                    общения                     и                                    кафедры                               психологии Нижегородского           государственного                  лингвистического      университета и Нижегородского  регионального  центра  одухотворения  образования.  Мате- риалы исследования используются в курсе лекций и семинарских занятий по психологии  со  студентами  СГУ  в  г  Сыктывкаре.  На  программу  тренинга получен      социальный    заказ            муниципального                               учреждения    социального обслуживания  "  Семья"  г.  Сыктывкара  Основные  положения  диссертации нашли отражения в 5 публикациях автора.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 215  наименований,  приложений.  Работа  иллюстрирована 8  таблицами, 8 рисунками

Основное содержание диссертации

Во       введений         очерчивается            общая проблематика            работы,                      обосновывается актуальность  исследования,            дается                        краткий           анализ состояния       проблемы, сформулированы       гипотезы,                   показаны        теоретическая            и          практическая значимость работы.

Первая            глава   "Я-концепция и          развитие         личности"       содержит       ана   -лиз теоретических            и          экспериментальных   исследований проблемы                   развития личности  в  целом,  обсуждаются  различные  подходы  к  содержанию  понятия личиисчи,   общении   к   его   роли   в   формирования   Я-концепции   ребен   ка, предлагаются варианты исследования данной проблемы.

В  первом  параграфе  главы  осуществлен  теоретический  анализ  различных подходов                  к                      пониманию     сущности,      структуры      и          развития         Я-концепции личности.                    Анализ            показал           существенное            многообразие этого   явления           и исходных  принципов  его  исследования,  позволил  выделить  большое  число переменных,  относящихся  к  укладу  семейной  жизни,  которые  связаны  с формированием Я-концепции детей. Этот анализ показал, что формирование личности  во  многом  зависит  от  психологического  климата  внутрисемейного общения,  в          процессе            которого         семья  представляет  комплекс        условий          и средств, определяющих ее педагогические возможности

Несмотря       на        различия         по        некоторым     исходным       позициям,       ученые, занимающиеся  проблемой  становления  Я-концепции  ребенка (  Р.  Берне,  К. Роджерс, А. Маслоу, М.И. Лисина, М.Ю Мещерякова, Б.Г. Ананьев и

др.  )  сходятся  в  том,  что  самосознание  -  одна  из  основных  человеческих потребностей,        которая            состоит           в          стремлении    человека         выявить          в          себе имеющиеся потенции и возможности как содержание других его потребностей В  процессе  самосознания  человек  не  только  осознает  воздействие  на  него объектов  реального  мира  и  выражает  свое  отношение  к  ним,  но  и  выделяет себя из этого мира, противопоставляет себя ему, осознает себя как личность, свои особенности и определенным образом относится к себе.

Самосознание  -         сложный         психический  процесс          Его                  сущность        состоит          в восприятии  личностью  многочисленных  "образов"  самой  себя  и  других  в различных  ситуациях  деятельности  и  поведения,  взаимодействия  с  другими людьми и восприятия их оценок Соединение этих образов представляет собой формирование  понятия  целостного  Я  как  субъекта,  отличного  от  других субъектов.      Формирование                      Я-концепции              проходит          определенные          стадии, связанные   с   возрастными этапами         психического             и   физического   развития ребенка. На            каждом           из       них      имеется          характерное  для                  данного          уровня своеобразие  возможностей  познания  себя,  способности  к  самооценке  Только свободное                      развитие            ребенка,                     его                   личная            активность,    его      ощущение субъектности      в            общении         с         окружающим миром             дает     ему      возможность формирования здоровой, адекватней, позитивной Я-концеп-ции, необходимой для успешной социализации его в обществе-

Признавая,  что  ведущим фактором развития самосознания  ребенка  являются взаимоотношения со взрослыми и в первую очередь в семье, мы полагаем, что диалогическое,   духовно-нравственное          общение         с            ним     является         наиболее продуктивным способом формирования уверенности, доверия, позитивной Я- концепции.

Анализ структуры Я-образа ребенка, осуществленный различными авторами ( F.  Beptii-,  К  Годжерс,  А  Маелсу,  М  И.  Лисина,  В.В  Сталин  и  другие), позволил  нам предположить  в этой структуре такие элементы, как принятие себя,  здоровая  самооценка,  высокий  уровень  самоуважения,  уверенность  в себе, отсутствие чувства вины, адекватное отношение к себе

Для      выработки      представления           о          реальной        структуре       и         составляющих компонентов  позитивной     Я-концепции ребенка           мы       провели          пилотажное исследование.              Его     целью  явилось             выяснение      представлений           родителей, воспитателей,               педагогов       о                      системе          качеств,                      составляющих          правильное, здоровое  знание  ребенка  о  самом  себе  и  обобщение  этих  представлений  в научном  описании  позитивной  Я-концепции  В  этом  исследовании  приняли участие около 200 человек. В опросный лист пилотажного исследования были включены   17                вопросив,       касающихся роли               общения         Б            формировании отношения ребенка к себе и другим, основных условий развития правильного понимания им своего Я, роли родителей в этом процессе.

Во       втором   параграфе   главы   осуществлен  анализ   условий   формирования позитивной Я-концепции ребенка и выработаны представления о различных типах психологического климата семейного общения.

-           Осуществленный                  нами    теоретический           анализ,            а          также  результаты проведенного предварительного     исследования показывают,  что                  формиро- вание   качеств   позитивной   Я-концепции   в   значительной   мере  зависят   от характера и содержания взаимоотношений в семье, от преобладающего в ней психологического         климата                      общения         При     этом    предполагается,         что формирование  здоровой  самооценки  и  позитивной  Я-концепции  возможно только в здоровой семье и только в позитивных условиях семейного общения Среди  многообразия  типов и форм межличностных  отношений  и общения в семье, отмечаемых в психолого-педагогической литературе, можно выделить два  типа,  наиболее  глобальных  и  противоположно  значимых  для  развития ребенка.

Первый  из  них  -  монологический  -  объединяет  различные  модификации  и варианты  общения,  описанные  в  работах  многочисленных  исследователей: авторитарно-примитивный, стандартизованный (А.Б. Добро-вич), комфорный манипулятивный (Л.С.  Братченко),  авторитарный конфликтный (С.А.Шеин), времяпрепровождение  и  игры  (Э.  Берн  ).  Сюда  же  относятся  такие  стили общения, как дистантный, подавляющий, властный, нейтральный и другие (Е Б Залюбовская, Р П Козлова) Все они представляют низший уровень общения, где на первом месте стоит незыблемость авторитета взрослого ( родителя ) и беспрекословное  подчинение  ребенка.  Анализ  исследований  авторитарного стиля  общения (Ш.А.  Амо-нашвили,  В  Е.Каган,  С.А.Рябченко)  показал,  что данный стиль   общения         приводит        к          негативным    последствиям для развивающейся  личности  ребенка,  так  как  его  силы  направлены  больше  на постоянную  психологическую  защиту  от  "  агрессии  "  взрослых,  а  не  на личностное развитие

Другой   -       биологический           уровень,         оптимальность          которого         в          процессе педагогической деятельности и семейного общения подчеркивают все авторы Он      объединяет     такие            описанные      в         литературе     стили общения,        как доверительно-диалогический (С.А.Шеин),  диалогический (Г.А.  Ковалев,  В  А Кан-Калик,               С.Л.                 Братченко),    близость    (Э.Берн),              духовное        общение

(А.Б.Добрович   ).      Все      они      характеризуются       прежде            всего   отношениями равноправных  партнеров  по  общению,  признанием  неповторимости  и  уни- кальности друг друга, верой в позитивное начало в человеке, в его доброту и моральность.

Анализ  концепций  современных  отечественных  и  зарубежных  авторов (В  А Сухомлинский, А.А.Бодалев, А.Б. Добрович, Т А.Флоренская, Г А Ковалев, В В Рыжов, К.Роджерс, Р Берне, А Маслоу) позволяет предположить, что диалог является  наиболее  продуктивным  стилем  общения,  а  диалогический  климат семейного      общения   -     наиболее        эффективным условием        формирования позитивной Я-концепции ребенка

Традиция  изучения  диалога  в  отечественной  психологии  предусматривает несколько плоскостей интерпретации этого понятия, все из которых

подтверждают  его  высокий  психологический  потенциал.  Диалог  -  это:  (1) первичная,  родовая  форма  человеческого  общения,  определяющая  здоровое психическое  развитие  личности; (2)  ведущая  детерминанта  этого  развития, когда  взаимодействие  в  системе "  ребенок-родитель"  переходит "вовнутрь " ребенка,          определяя       тем      самым его       индивидуальное        психологическое своеобразие; (3) процесс ( трудно формируемый в позитивистской традиции ), разворачивающийся  по  своим  законам  и  по  своей  внутренней  динамике; (4) определенное  психофизическое  состояние  общающихся  людей; (5)  высший уровень  организации  отношений  между  взрослыми  и  детьми; (6)  наиболее эффективный способ воспитания (Г А. Ковалев).

Диалогическое           общение-это   общение,        насыщенное   элементами   диалога, представляющее                собой  активный,       деятельностный         процесс,         являющийся одновременно  условием,  фактором  и  способом  бытия  и  развития  каждой личности,    в          нем                 участвующей.            Диалогическое           общение         осуществляется диалогическими                личностями,              которые                      выступают                как                  носители        гу- манистических,      ценностных                        установок                   Характеристики         диалогического общения -  это  взаимодоверие,  открытость,  равноправие,  взаимопонимание, доброжелательность, взаимопроникновение.

В         процессе         воспитания,                формирования                       Я—концепции                       ребенка            диалог является         высшим          уровнем                     организации   контактов       между родителями            и детьми  Такой  уровень  общения  оптимален  с  точки  зрения  организации, обладает       максимальным           психологическим.потенциалом       воздействия  (лич- ностно-развивающим,               воспитательным,       творческим).             Психологическим содержанием                  такого общения            является         адекватное       взаимное      отражение партнеров по общению, позитивно окрашенное, " личностное " отношение их друг к другу и "открытое " взаимное обращение .

Суть  диалогическая  и  общения  заключается  в  признании  уникальности  друг друга каждым партнером, их взаимного равенства по отношению друг к другу

,           в          ориентации                каждого                      на        понимание,                доверительность,            открытость, безоценочность суждений, искренность выражений чувств и со-- стояний. Это универсальный          уровень          общения,          определяющий                    здоровое           отношение личности к самой себе, гармонизацию ее телесной, психической ( душевной ) и         духовно-нравственной            сфер.     На                 этом    уровне                        происходит                осознание человеком           своего                        Я    ,    своей  значимости,   уникальности,                       обретается эмоционально-психологическое       и                     нравственное благополучие,           чувство счастья и радости жизни.

Мы разделяем позицию Г.А Ковалева в том, что психологическим условием реализации  подлинно  личностного  общения  и  влияния  его  на  личностное развитие  является  диалог  как  со-бытие.  в  котором  воздействие  уступает место  психологическому  единству  участников  сотрудничества,  становится возможным личностное развитие. Именно сотрудничество и диалог наиболее адекватны  человеческой  природе,  именно  они  оптимальны  для  здорового  и гармоничного развития личности. Именно в этих усло-

вияХ  возможны  действительно  эффективные  и  глубокие  психологические,

личностные и педагогические влияния людей друг на друга.

Анализ исследований, посвященных диалогу как высшему уровню общения, позволил          выявить                      некоторые      составляющие                       психологического     климата семейного   общения   как   условия  формирования   позитивной  Я-концепции ребенка.      Сюда   входят:           преобладающий        стиль            общения         в                      семье, доминирующие  ценности  семьи  и  содержание  взаимодействия  между  роди- телями и детьми.

Диалогический  климат  семьи  характеризуется  преобладанием  лич-ностно- ориентированного,   диалогического         стиля   общения.                    Психологическими детерминантами такого стиля общения являются следующие характеристики: активное диалогическое отношение к ребенку как к субъекту, равноправному партнеру по обшению независимо от его возраста, признание неповторимости и уникальности личности, безусловное ее принятие; безоценочное отношение, принятие         другого;          доминанта      на  "собеседнике  "(А.     А.        Ухтоминский)            в отличии  от  ориентации  на  своего  двойника (  проецирование  своего "я"  на собеседника ); доброжелательность и доверительность как выражение любви друг  к  другу;  открытость,  искренность  в  выражении  чувств.  Именно  эти характеристики  делают  диалог  высшим  уровнем  общения,  раздвигающим границы родительского воздействия на

Диалогический  климат  семейного  общения  характеризуется  доминированием духовно-нравственных   ценностей.  Нами  осуществлен  анализ  пичноетно— духовного  потенциала  как  детерминанты  высших  уровней  межличностного взаимодействия  и  общения.  Обращение  к  работам  представителей  русской христианской философии,                педагогики,    психологии                И.А.Ильина,   Н О.Лосского, К.А.Бердяева, современных отечественных и зарубежных ученых Т.А.Флоренской,  В.В.Рыжова,  Е.И.Исаева,  В.И.Мурашовя.,  К  Роджерса,  А Маслоу,  В.Франкля  покачало,  что  духовность  личности,  ее  ориентация  на ценности        добра, любви,            красоты,         истины            лежат  в          основе подлинно человеческого, глубоко  личностного  способа отношения к другому человеку

.Они  лежат  в  основе  общения,  ориентированного  на  эти  ценности  в  другом человеке.

Духовная        сторона          личности        реализуется    именно           в          диалоге           Подлинно диалогическое           общение         является         естественным воплощением духовной, развитой,  обладающей  необходимыми  качествами  личности.  Оно  предпо- лагает  открытость,  естественность,  искренность,  свободу  и  ответственность. Если  в  общении  с  родителями  ребенок  вынужден  подавлять  себя,  проявлять неискренность,  скрываться  и  т.п.,  то  диалог  как  высший  уровень  общения  с родителями  теряет  свою  первоначальную  сущность  и  приобретает  признаки формальности, ролевой игры, не способствующей открыто-сти, позитивности во         взаимоотношениях    Свобода          и                      ответственность                    личности        в          диалоге проявляются в ее стремлении к совершенству, к психо-

логическому  росту,  возрождению,  в  ориентации  на  духовно-нравственные ценности       человека,            общества,       природы.        Поэтому,        когда   мы       говорим          о диалогическом       общении,            мы       предполагаем           развитие         духовно          богатой личности

Мы полагаем, что семья, являясь первоосновой формирования позитивной Я- концепции      личности   ,ее            воспитания     должна           осуществить  переход          на диалогический,  личностно  и  духовно-ориентированный  уровень  общения  с детьми.

Таким  образом,                     результаты                 теоретического                     анализа           и            проведенного пи- лотажного исследования позволяют предположить, что личностно и духовно ориентированный  климат  общения  в  семье  является  оптимальным  условием формирования      позитивной                        Я-концепции  ребенка.          Главным                     фактором, обеспечивающим  установление  в  семье  диалогического  климата  общения является  ориентация  взаимодействия  с  ребенком  на  духовно-нравственные ценности        добра,             любви,            красоты,         истины,           искренности,  открытости, прощения   принятия   доверия,   признания   уникальности   и   неповторимости ребенка,  его  самоценности.  Этот  фактор  может  быть  обозначен  как  фактор духовности семьи

Во  второй  главе "Методика  и  результаты  диагностического  исследования" формулируются       задачи             исследования,            обосновываются        методические средства         их        решения,        описывается            ход      эксперементальной   работы            и результаты констатирующего эксперимента.

Для      изучения                    основных        показателей    Я-образа                     ребенка,                     подлежащих диагностике  на  этапе  констатирующего  эксперимента,  нами  было  проведено исследование  94             семей.            Для      выделения      основных        показателей              были   ис- пользованы:  наблюдение  семей,  беседы  с  детьми  и  родителями,  в  качестве базовой методики для этого исследования использовался модифицированный нами                 вариант                      интерперсональной   диагностики   Т                     Лири,            а          также  со- циометрический  эксперимент  и  тест  на  самоценку  Будасси  По  результатам исследования были   составлены     психологические         портреты                  семей, под-- вергнутые затем контент-анализу.

На основе всей совокупности данных были выделены основные критерии, по которым  различаются  семьи  с  монологическим  и  с  диалогическим  климатом семейного       общения.        Для      семей  с            диалогическим          климатом       общения  - взаимное   доверие,                   доброжелательность,            открытость,    совместная деятельность, сотрудничество, свобода выбора деятельности ребенка. Все эти качества,  по  нашему  мнению,  являются  выражением  любви  к  ребенку  Для семей  с  монологическим  климатом  -  дидактический  стиль  высказываний, потребность командовать, недружелюбие, недоверие, непринятие, отсутствие совместной деятельности

Был     проведен        контент-анализ          психологических       портретов       семьи  для количественного описания преобладающего психологического климата семьи диалогического и монологического типов. Для этой цели проводил-

ся        подсчет          различных      признаков       диалогического         и                      монологического типов            психологического     климата                      семьи     ,          содержащихся         в психологических            портретах,                 и          на        основе            количественных        данных изучаемые  семьи  распределились  на  три  категории-  с  преобладанием диалогического  (Д),   монологического  (М)            климата          общения  ,      либо отсутствия явных признаков того и другого типов (Н).

В констатирующем эксперименте нашего исследования необходимо было решить следующие задачи

1 .  Исследовать  систему  свойств,  составляющих  Я-концепцию  ребенка. Выявить  структуру  Я-концепции,  входящие  в  нее  элементы,  а  также  ту роль, которою Я-концепция занимает в целостной структуре личности

2.  Изучить  разные  уровни  организации  межличностных  отношений  в семье.

3          Изучить          содержание    диалогического         внутрисемейного       общения

(искреннее,  открытое,  безоценочное,  доверительное,  доброжелательное, сотрудничающее ) и выявить основные факторы, определяющие диалоги- ческий климат общения в семье.

Обобщенные результаты сравнительной диагностики Я-концепции детей в семьях с преобладанием диалогического, личностно-ориентированного климата общения и с преобладанием монологического климата общения представлены в таблице 1 .

Таблица!

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ   ПОКАЗАТЕЛИ          Я-КОНЦЕПЦИИ        ДЕТЕЙ            В СЕМЬЯХ

С         ДИАЛОГИЧЕСКИМ             И         МОНОЛОГИЧЕСКИМ          КЛИМАТОМ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО            ОБЩЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ( N = 94)

Преобладающий        Кол-    Кол-   Показатели Я- Р

климат общения        во        во        (%       й

семей  де-       позитивна  негативна

Диалогический          22        51        92 2     7 8       <0 0

Монологический       38        77        28 6     71 4     <0 0

Не установлен           34        64        60 9     39 1     нет

ВСЕГО           94        192

Примечания значимость различии в показателях по критерию Фишера, р -

вероятность гипотезы о случайных различиях в показателях

В  категорию  детей  с  позитивной  Я-концепцией  отнесены  подростки, которые по всем структурным компонентам Я-концепции обнаружили по- ложительные показатели (адекватная и здоровая самооценка, высокое са-

моуважение,  принятие  себя,  отсутствие  чувства  вины,  уверенность  в  себе). При  наличии  хотя  бы  одного  отрицательного  показателя  испытуемый  от- носился к категории детей с негативной Я-концепцией.

Результаты, приведенные в таблице 1, показывают'

1   .Число       семей  с          преобладанием          признаков       диалогического         климата семейного  общения  является  наименьшим  из  общего  числа  обследованных семей  Это,  возможно,  одно  из  свидетельств  духовного  и  коммуникативного кризиса семьи

2.         Наиболее        существенные            различия         между             семьями                     с            диалогическим                      и монологическим     типом  психологического     климата            обнаруживаются        по критерию  самооценки  детей,  а  также  по  показателям  уверенности  в  себе  и отсутствия  чувства  вины.  Значимость  различий  по  критерию  Фишера  между этими показателями очень высока.

В третьей главе "Изучение влияния психологического климата семейного общения   на        формирование            Я-концепции  ребенка"         представлены результаты и выводы формирующего эксперимента, проведенного с семьями, ранее прошедшими диагностическое исследование.

Основными  в  проведенном  исследовании  были  две  задачи' (1 )раз-раоотать программу,  обеспечивающую            оптимизацию и          коррекцию      детско— родительских  отношений  с  целью  перевода  их  на  диалогические  принципы организации  общения             (2)  экспериментально  проверить  (  в  условиях  фор- мирующей  психолого-педагогической  работы )  эффективность  предлагаемой программы,   то   есть   в   условиях        эксперимента   проследить,   как   меняются свойства                 ребенка    .      составляющие            его       Я-концепцию, с         изменением психологического климата семейного общения и показать , что диалогическое общение       является         условием,       оптимального                        формирования            позитивной     Я- концепции ребенка

В параграфе 3.1 представлена программа " Клуба-общения " по оп-тимизации детско-родительских            отношений,    разработанная                       нами    с          целью  обучения родителей  и          детей               навыкам          диалогического         взаимодействия         в          семье, установления  доброжелательного,  искреннего  сотрудничества,  диалога  и  со- бытия в семье.

Основными  задачами  программы  являются  развитие  навыков  эффективного, диалогического            взаимодействия;        развитие         умений   "       ненасильственной коммуникации и безоценочных высказываний, умений " Читать друг друга ", слышать другого; развитие навыков свободного поведения с учетом принципа

"          здесь   и          сейчас",          высказываний своих  чувств,            а          не        оценок;           создание участниками группы " Единого семейного устава " счастливой семьи. Предлагаемая нами программа оптимизации детско-родительских отношений представлена на трех уровнях:

1  Принципы  В  качестве  основных  принципов,  заложенных  в  программу оптимизации, выделены: 1) признание семьи и ее внутрисемейно-

го  климата  основным  фундаментом  формирования  позитивной  Я-концепции ребенка; 2)  признание  неповторимости  и  уникальности  ребенка; 3)  только диалогическое общение является наиболее продуктивным способом общения и воспитания ребенка.

2          Условия.         В         качестве         главных          условий          реализации     названных      нами принципов  выделены.  1)  отношение  к  ребенку  как  активному  субъект}', равноправному  партнеру  по  общению  независимо  от  его  возраста,  2)  от- крытое,  искреннее,  заинтересованное  взаимодействие;  3)  активное  диало- гическое  отношение  к  ребенку; 4)  совместная  деятельность; 4)  проявления любви и принятия ребенка

3.  Технология.  На  основе  выделенных  принципов  и  с  учетом  названных условий нами разработана технология диалогического общения с ребенком в целях  создания  благоприятного  климата  семьи  и  формирования  позитивной Я-концепции ребенка. Это система практических рекомендаций родителям по организации оптимального диалогического общения с детьми. В эту систему входят:

1) рекомендации по достижению успешной совместной деятельности детей и родителей в семье (деятельностный блок рекомендаций);

2)         рекомендации            по        установлению            мотивациояно—целевой       общности родителей и детей (мотивационный блок рекомендаций),

3) рекомендации по оптимальному использованию коммуникативных средств общения-вербальных           и            невербальных       (коммуникативный         блок рекомендаций);

4)  рекомендации  по  учету  личностных  особенностей  ребенка (личностный блок рекомендаций);

5)         рекомендации            по        достижению   духовной                    близости         участников взаимодействия,        построение     взаимодействия         на        основе доброты,        любви искренности, открытости (духовный блок рекомендаций).

В         параграфе    3.2         представлены результаты     контрольной    (вторичной) диагностики   Я—концепции   детей  з  семьях,  прошедших  психологический тренинг общения по программе "Клуба семейного общения".

В программе формирования диалогического климата общения участвовали 38 семей   ,        которые          по                        результатам   констатирующего      эксперимента            были отнесены                      к            семьям            с                      преобладанием          монологического       типа                семейного общения  ,  а  также  34  семьи  ,  психологический  климат  которых  был  не- определенным.  Задача  психолого-  педагогической  работы  с  этими  семьями состояла  в  том,  чтобы  существенно  изменить  преобладающий  в  них  пси- хологический климат общения к проверять, как это скажется на особенностях Я-концепции                     детей.             Комплексная              формирующая           работа с                      семьями проводилась в течение 2,5 лет.

В   таблице  2 представлены показатели     распределения           семей,   прошедших программу "Клуба общения", по типам психологического клима-

та,       а          также  сравнительные           данные            результатов    констатирующего      и формирующего экспериментов Обозначения в таблице

Д-1  -  семьи  с  диалогическим  климатом  общения  по  результатам  кон-

статирующего эксперимента (контрольные семьи),

Д-2   -  семьи  с          диалогическим          климатом       общения         по        результатам формирующего эксперимента,

М-2  -  семьи  с          монологическим        климатом       общения         по        результатам формирующего эксперимента,

Н-2  -семьи     с          неопределенным       типом  психологического     климата          по результатам формирующего эксперимента Методика определения преоб- ладающего типа психологического климата семьи по результатам форми- рующего эксперимента та же, что и в констатирующем эксперименте Измерение   Я-концепции      детей   экспериментальных   семей  после формирующего эксперимента проводилось по тем же методикам , что и в констатирующем эксперименте

Таблица 2

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ С     ДИАЛОГИЧЕСКИМ И

МОНОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО      ОБЩЕНИЯ     ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ( N = 94 )

Преобладающий Климат  Кол-во    Кол-во            Показатели Я-концепции      р

общения         семей  детей   (кол-во детей, % )

позитивная     негативная

к-во     %         к-во     %

Диалогический ( Д-2 )           69        127      1 1 1 * 87,4     16*      12,6     <

Монологический(М-2)          12        36        24*      66,7     •12*     33,3 |<0,01

Не установлен           ( Н-7 ) 11        29        16        55,2     13        44,8 |   нет

ВСЕГО           94        192      151      78,6     41        21,4

Примечания значимость различий в показателях по критерию Фишера,

* значимость различий (Д-2 - М-2 ) - р< 0,05

Как можно видеть, в результате формирующего эксперимента произошло существенное  перераспределение  семей  по  критерию  преобладающего психологического           климата          В         частности,      большая            часть   семей  с неопределенным  типом  климата ( 23  из 34 )  перешла  в  разряд  семей  с диалогическим  климатом  общения, 24  из 38  семей  с  явно  выраженным монологическим  климатом  общения  перешли  в  разряд  диалогических семей  Таким  образом,  общее  число  семей  с  диалогическим  климатом выросло до 69, что составляет 73,4% от общего числа семей Число семей с монологи-

ческим климатом уменшилось до12, что

составляет   12,8 % от общего

числа семей

Главные изменения, интересующие нас, - в показателях Я-концепции детей в семьях с                      диалогическим            и        монологическим                   типами            психологического климата По данным таблицы 2 все различия в этих показателях статистически значимы и свидетельствуют в пользу доказательства проверяемых гипотез, а именно   (1)        преобладающий        тип      психологического                 климата          семейного общения   существенно влияет            на                    развитие         Я-концепции            ребенка,   (2) предложенная  программа  оптимизации  климата  семейного  общения  "Клуб общения" существенно меняет преобладающий стиль взаимодействия в семье Данные,              приведенные  в            таблице   2,    и          результаты     формирующего         экс- перимента в целом позволяют сделать ряд выводов

1          Количество    семей              с          диалогическим          климатом                   общения         существенно увеличилось  в  результате  диалогизаиии  климата  обшения  в  семьях  с  явно монологическим    и            неопределенным       кгшматом,      что      является         прямым результатом участия этих семей в программе тренинга

2  Включение ребенка в диалогическое, духовное и личностно ориен- тированное  общение  -  диалог  оказывает  существенное  влияние  на  его  Я- концепцию  По  всем  показателям  изменений  элементов  позитивной  Я-кон- цепции  ребенка  получены  значимые  данные,  свидетельствующие  об  -эф- фективности проводимой работы

3  Диалогический  характер  общения  как  основа  психологического  климата семьи            оптимизирует            взаимоотношения      родителей      и          детей   в          семье, способствует  оздоровлению  Я—концепции  ребенка  Это  означает,  что  об- щение и воспитание, построенные на принципах диалога, являются важными факторами  развития  позитивной  Я—концепции  ребенка,  эффективными  и продуктивными способами взаимодействия с ним

Заключение. Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, посвященное  изучению            влияния          психологического     климата          семейного общения  на  формирование  Я-концепции  ребенка,  подтвердило  выдвинутые гипотезы и позволило сделать следующие выводы.

1 В теоретическом анализе и результатами экспериментального исследования доказано , что психологический климат семьи оказывает большое влияние на формирование  позитивной  Я-концепции  ребенка  Последняя  в  свою  очередь является        одним из        главных          условий          гармоничного,           здорового            развития личности ребенка в онтогенезе

2          Среди  личностных    свойств           ребенка,          определяющих          его       психическое развитие  в  онтогенезе  и  в  процессе  социализации,  наиболее  существенное место        занимают        элементы        его            позитивной    Я-концепции, включающей здоровую                    самооценку,   принятие       себя,            адекватное     представление           о          себе, высокий уровень самоуважения, уверенность в себе, отсутствие чувства вины

3          Оптимальное развитие    (формирование)  этой     системы          свойств           и          я соответственно развитие у ребенка позитивной Я-концепции зависит от

преобладающего       психологического     климата          семейного      общения.        Экспе- риментальные  данные  убедительно  показали,  что  в  семьях  с  диалогическим, духовно-ориентированным общением возможно развитие здоровой, духовно- нравственной личности.

4.         Основными                детерминантами        диалогической           организации   семейного общения являются духовность родителей и семьи в целом, а также ориентация их  взаимодействия  с  ребенком  на  духовно-нравственные  ценности  добра, любви,  искренности,  открытости,  прошения,  принятия,  доверия,  признания уникальности                  и                      неповторимости                    ребенка.          Фактор            духовности    семьи определяется нами в самом общем виде как способность родителей различать, выбирать        и          принимать      истинные        духовно-нравственные          ценности                  и          в соответствии  с  ними  строить  свою  деятельность,  поведение  и  общение  с ребенком.     Определяющей            характеристикой       духовности    семьи              является любовь.

5.   Разработанная   и   реализованная   в   исследовании   программа   психолого- педагогической  работы  с  семьей  показала  высокую  эффективность  в  плане оптимизации         детско-родительских            отношений            и          диалогизации пси- хологического климата семейного общения.

6.  Проделанный  теоретический «шалил  и  результаты  эксперимегт-тального исследования          позволяют            признать         диалог высшим          личностно      и          духовно ориентированным  уровнем  общения,  определяющим  гармоничное,  здоровое психическое развитие личности.

Климат           семейный      общения,        построенный  на        принципах                  диалога,                     т.е. личностно      и          духовно                      ориентированного     взаимодействия,        создает          опти- мальные условия для формирования позитивной Я-концепции ребенка. Такой климат            предполагает            совместную    деятельность             детей   и          родителей,                 их мотивационно-целевую              и          личностную   общность,                  учет                личностных               осо- бенностей ребенка и духовную близость тех и других. Эти условия являются наиболее продуктивными и эффективными.

6. Проведенное исследование, его результаты и выводы не исчерпывают всех аспектов         изучаемой            проблемы       взаимосвязи   общения   в   семье   и   развития личности ребенка, в частности его Я-концепции. Нам, однако, представляется, что  предложенный  в  нашей  работе  подход  к  изучению  этой  взаимосвязи является            плодотворным          и          перспективным.                     Представляется            важным           и интересным  проверить  влияние  психологического  климата  общения  в  семье на  интеллектуальное,  эмоциональное,  нравственное,  эстетическое  развитие ребенка в онтогенезе.

Основное        содержание    диссертации   отражено        в          следующих    публикациях автора:

1.  Духовность  в  общении  //  Атропологическая  парадигма  в  философии  и науке. Тезисы докладов Российской научной конференции г.Сыктывкар: изд- во СГУ, 1998 .- С.54-56.

 2. Духовность в общении как фактор развития личности ребенка // Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой Нижегородской научно - практической конференции / под ред. докт. психол. наук, проф. В.В.Рыжова.- Нижний Новгород, 1999.- С.73-76

3.  Клуб  общения.  Учебно-методическое  пособие  по  оптимизации  детско-

родительских отношений. - Сыктывкар, СГУ.- 2000.- 20 с.

4          Роль                Я-концепции  в          обучении        и          воспитании     ребенка  //                  Управление инновационными  процессами  в  образовательных  учреждениях  республики Коми. Тезисы            докладов            научно-практической           конференции  г.Сыктывкар,

2000.-С. 19-21.

5.  Духовно  -  нравственные  аспекты  в  общении  с  пожилыми  //  Проблемы жестокого   обращения   с   людьми   старшего   возраста   в   семье   и   обществе: Доклады  городской  межведомственной  конференции,  г.  Сыктывкар, 2000.-С.

30-34.

Подписано в печать

Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,3. Уч.-изд. л. 1,0

Тираж 100 экз Заказ

Типография НГЛУ им. Н.А. Добролюбова 603155, Н.

Новгород, ул. Минина, 31-а