Библиотека » Дети и подростки » Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка
Автор книги: Евсеева А.Н.
Книга: Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка
Евсеева А.Н. - Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка читать книгу онлайн
На правах рукописи
Евсеева Антонина Николаевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА
19 00 07 -
педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на
соискание ученой степени кандидата психологических наук
Нижний Новгород
- 2000
Работа вьшолнена в Нижегородском
государственном лингвистическом университете имени НА. Добролюбова
Научный руководитель: доктор психологических наук,
Профессор Рыжов В.В.
Официальные оппоненты: доктор психологических наук,
доцент Чиркова
Т.Н.
кандидат психологических наук, доцент
Гуцу Е.Г
Ведущая
организация: Санкт-Петербургский государственный университет
Защита состоится 9 июня
20UO года в 9 часов на заседании диссерта- ционного совета К. 113.28.04 по
педагогической психологии и коррекци- онной психологии в Нижегородском
государственном педагогическом университете по адресу: 603005, Нижний Новгород,
ул. Ульянова, д. 1
С диссертацией можно ознакомиться в
библиотеке Нижегородского госу-
дарственного педагогического
университета
Автореферат разослан 6 мая 2000 года
Ученый секретарь диссертационного совета
HЕМОВА Л Н.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования обусловлена практическими проблемами
взаимоотношений родителей и
детей в современной
семье. Речь идет
не просто о вопросе "отцов и
детей" в его
привычном понимании, а
о более широком социокультурном
подходе к духовному взаимодействию родителей и
детей, об отношении
к ребенку как
к субъекту взаимодействия, как к
особому "Я".
Преобладающей тенденцией взаимодействия
взрослых и детей в современной семье в большинстве случаев является целенаправленное воздействие на ребенка,
а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Отме- • чается, что это есть
отражение общих принципов современного традиционного образования -
субординации, монологизма, произвола,
контроля и других,
выражающих господство и доминирование мира взрослых над миром детства
(А.Трубников), что не способствует
формированию позитивной Я-концепции ребенка,
его здоровой самооценки,
необходимой для счастливой
жизни и достижения успеха в
деятельности.
В
современном обществе прослеживаются качественно
деформированные взаимоотнпшения
детей и взрослых,
основанные на увеличении
духовной пропасти между ними. Дети стали находиться рядом, но не внутри
взрослого мира. Ребенок стал чужим для массы взрослых, равнодушных к нему.
Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, культурных развлечениях детей,
взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря уже о диалоге, в
результате чего формируется
неадекватная самооценка детей, приводящая к духовному кpaxу последних, их одиночеству, цинизму, неприятию мира Практически оказывается нарушенной основная сфера
социального развития ребенка, называемая семьей
Проблемами общения и взаимоотношений
родителей и детей, изучением роли семьи в формировании личности ребенка занимались многие видные
отечественные и зарубежные
психологи, педагоги, философы: Трудами А.Н.Леонтьева,
Б.Г.Ананьева, Б Ф
Ломова, МИ Лисиной
А А Бодалева,
М М.Бахтина, А Б
Добровича, И.С Кона
и др заложены
общие основы теории психологии общения,
в том числе
в семье. В
трудах известных русских педагогов и
общественных деятелей К.Д.Ушинского, Н
И. Пирогова, П Ф
Каптерева, Д.И.Писарева,
Н В.Шелгунова, А.П.Нечаева, а также В А
Сухомлинского, Я. Корчака
подчеркивается решающая
роль семьи в формировании
личности ребенка, в
воспитании его нравственно-духовных, эмоциональных,
интеллектуалъных качеств
Особо
пристального внимания в
последнее десятилетие, как
отмечают Ю Б.Гжшенрейтер, Дж Макдауэлл, Д Добсон и другие, требует проблема общения
родителей и детей
в семье, проявления
любви к детям
со стороны взрослых, которая
раскрывается в их
диалогическом общении с
детьми, что является фундаментом
позитивной, здоровой, духовно-нрав-
ственной Я- концепции ребенка В
современных исследованиях предлагаются новые
основные принципы образования
и воспитания в
семье - равенства, диалогизма, сосуществования, соразвития,
свободы, единства и
принятия
(А.Б. Орлов).
Анализ
исследований, посвященных проблемам
воспитания и формирования Я-концепции ребенка
в системе семейного
общения, позволяет утверждать, что только
в диалогическом общении "один человек
становится для другого величайшем богатством ", равноправным партнером, где признается его уникальность и неповторимость Такие
отношения характерны для
духовно богатой семьи, где в атмосфере
любви, доверия, принятия
и диалогического общения возможно
формирование адекватной и .
здоровой Я-концепции и самооценки ребенка.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что в современной пе- дагогической
психологии не проработай
пласт проблем, связанных
с фор- мированием Я—концепции ребенка в зависимости от психологического
климата семейного общения Под психологическим климатом семейного
общения в нашей работе понимается совокупность следующих компонентов,
доминирующий стиль общения, преобладающие духовно-
нравственные ценности, реальное
содержание взаимодействия членов се-
мьи. Понятие диалогического общения
объединяет такие стили общения, как личностно-ориентированныи, доверительный, сотруднический, духовный Оно характеризуется признанием
уникальности и неповторимости партнера по общению (ребенка), уважением к нему, безоценочным отношением, доминантой на собеседнике, открытостью,
искренностью выражения чувств, доверием. Диалог создает адекватное взаимное отражение партнеров и позитивную
атмосферу их общения.
В отличие от диалога монологическое общение объединяет
проти- воположные стили общения примитивно-авторитарный, формально- стандартизованный, манипулятивный и
др., которые не
являются продук- тивными в
общении.
Данная работа посвящена
теоретико—экспериментальному решению вопроса о
влиянии психологического климата
семьи на формирование
Я-концепции ребенка, что обусловлено
актуальностью проблемы воспитания
и развития личности ребенка в
целом Причем, речь идет о формировании позитивной Я- концепции ребенка, то есть
о такой системе его представлений о собственной личности, которая отличается адекватностью, здоровой самооценкой,
развитой способностью ребенка
принимать себя, отсутствием
чувства вины Такая Я-концепция является важным условием оптимального развития
личности ребенка в семье и в целостном онтогенезе Существует и ряд других
важных факторов, влияющих
на формирование личности,
таких как оценка личности окружающими людьми, общение
со сверстниками, влияние школы, состояние здоровья и др , которые учиты-
вались
в нашем исследовании,
хотя и не
были предметом специального изучения.
Исследований, посвященных изучению
взаимосвязи климата общения в семье и состояния Я-концепции ребенка, а также
особенностей онтогенеза личности в
целом в педагогической психологии
по существу не
проводилось Мы считаем, что
предлагаемое нами исследование
дополнит данные об
этой взаимосвязи.
Цель
исследования, изучить влияние
психологического климата общения
в семье на формирование Я-концепции ребенка как одного из главных
условий развития личности в онтогенезе.
Объект исследования: целостная система внутрисемейного общения и
различные типы психологического климата семьи как условие формирования
позитивной Я-концепции ребенка.
Предмет исследования структура
Я-концепции ребенка и различные уровни ее
развития в зависимости
от типа психологического климата
общения в семье
Гипотезы исследования:
1.
Среди личностных свойств
ребенка наиболее существенное
значение для оптимального развития» личности ребенка имеет система свойств, со- ставляющих позитивную Я-концепцию
ребенка. Мы предполагаем, что в эту систему
входят следующие свойства (1 )здоровая самооценка, (2) принятие себя; (3) адекватное представление о себе; (4) высокий уровень са- моуважения; (5) уверенность в себе; (6)
отсутствие чувства вины.
2.
Формирование позитивной Я-концепции
зависит от преобладающего в семье
психологического климата общения
Мы выделяем два
основных типа психологического
климата общения' диалогический, при котором доминирует личностно и
духовно ориентированное взаимодействие между
родителями и детьми,
нравственно-ценностные отношения в
семье, и мо-нологический, для которого
характерны формальные, стандартизованные, авторитарные и иные
непродуктивные стили общения между ними
Оптимальным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка
является диалогический, личностно и духовно ориентированный климат общения в семье.
3. Детерминантой диалогического климата семейного общения является
ориентация взаимодействия с
ребенком на духовно-нравственные ценности добра, любви, красоты, истины, искренности, открытости, прощения, принятия, доверия,
признания уникальности и
неповторимости ребенка, его самоценности
4.
Для реализации в
системе семейного общения
условий диалогического,
личностно-ориентированного и нравственно-ценностного общения не-
обходима специальная программа психолого-педагогической работы с семьей в целях
(1) внедрения принципов диалогического семейного общения в жизнь семьи, в
сознание родителей, в их действия, (2) коррекции не-
гативных
тенденций
детско-родительских отношений;
(3) оптимизации этих отношений.
В соответствии с целью, предметом и
гипотезами в исследовании ставились и решались следующие задачи:
1
.Исследовать систему свойств, составляющих Я-концепцию ребенка Выявить структуру Я-концепции,
входящие в нее элементы, а также ту роль, которую Я-концепция играет в целостной
структуре личности и в процессе ее развития. Выработать представление о
позитивной Я-концепции личности.
2. Изучить существующие концептуальные подходы в отечественной и зарубежной педагогической
психологии к проблеме общения в семье, выявить наиболее характерные
психологические особенности семейного
общения, а также основные
факторы, определяющие диалогический характер общения в семье.
3. Изучить психологические особенности организации межличностных отношений в
семьях ПОДРОСТКОВ с
целью выявления вариантов
психологи- ческого климата семейного
общения, обосновать понятие
психологического климата общения.
4. Разработать программу, обеспечивающую оптимизацию и коррекцию
детско-родительских отношений и климата семейного общения с целью перевода их
на принципы личностно
и духовно ориентированного диало- гического общения
5. Экспериментально проверить (в условиях формирующей психолого- педагогической работы)
эффективность предлагаемой программы
диалоги- зации и одухотворения
семейного общения, то
есть проследить изменения свойств ребенка, составляющих его
Я-концепцию, по мере перехода се-
Методологическую основу исследования составили современные
исследования в области
психологии семьи, семейного
общения и развития личности ребенка.
Б исследовании были
учтены и использованы
научные данные в области психологии общения (А.А.Бодалев, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский,
А.Б.Добрович), развития личности
ребенка и формирования его Я-концепции (М.И.Лисина, Л.И.
Божович, Р.В Берне,
А Н Леонть-ев,
Э Эриксон, И.И.Чеснокова), межличностных
отношений в семье
(В Л леви, Г.Г.Хомептаускас, А.Г.Харчев,
Н.В.Андреенкова). Нами изучен
также ряд работ в области
христианской и духовной психологии (А А.Ухтомский, Н.А. Бердяев, В.С.Соловьев,
Н.О Лосский, В В Зенъков-скик,
Б.В.Иичипоров, В
А.Пономаренко, В.Д.Шадршшь, Б.С.Братусь,
В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов, Т.А. Флоренская, Дж Макдауэлл,
Дж Добсон, Э Эвальдс, Р. Мак-Ги и др) Методы
исследования. В работе использовались следующие методы, теоретический
анализ
психолого-педагогических
исследований, теоретико-
прикладное моделирование программы экспериментального изучения
общения
родителей и детей
в семье; эмпирические
методы- наблюдение жизни семьи, опросы родителей и детей, составление психологических
портретов семьи и
их контент-анализ. Использовались также
тестирование родителей и детей,
беседа и экспериментальная работа,
направленная на коррекцию и
оптимизацию
детско-родительских
отношений, анкетирование,
социомеиричеекие методики, интерперсональная диагностика по Т Лири, тест
"Рисунок семьи", количественный и качественный анализ результатов
исследования.
Научная новизна работы заключается в
следующем:
1. Уточнена
структура Я-концепции ребенка
(позитивное принятие себя, здоровая самооценка, уверенность, принятие мира), формирующаяся в
условиях семейного общения.
2. Выработано представление о позитивной Я-концепции как системе личностных свойств,
обеспечивающих оптимальную социализацию
ребенка, его гармоничное развитие в условиях семьи. В эту систему входят
следующие свойства. (Пздоровая самооценка; (2) принятие себя;
(3) адекватное
представление о себе; (4) высокий уровень самоуважения; (5) уверенность в себе;
(6) отсутствие чувства вины.
3 исследованы подходы к определению роли Я-концепции и здоровой
самооценки в онтогенезе
личности ребенка, показано ведущее
значение самооценки и Я-концепции в формировании гармоничной личности ребенка.
4. Расширены представления
о различных уровнях, видах, стилях семейного общения как фактора развития личности ребенка Уточнено содержание понятия психологического климата семейного общения. Проведено сравнительное изучение
двух основных типов
психологического климата
семьи -
диалогического и. монологического В
качестве детерминанты се- мейного диалога выделены характеристики духовно-нравственной ориен- тации взаимодействия между
родителями и детьми.
6. Разработана, реализована и проверена в формирующем эксперименте программа диалогизации и
одухотворения семейного общения.
7. Подтверждено значимое для
педагогической психологии семьи положение о
ведущей роли личностно-ориентированного общения
и диалогического климата семьи в формировании позитивной Я-концепции и здоровой
самооценки личности.
Практическая значимость исследования
состоит в разработке и реализации программы психолого-педагогической работы с семьями подростков по одухотворению к диалогизации климата семейного общения с целью
оптимизации их Я-концепции Она определяется также возможностью
использования
результатов исследования в
психологическом кон-
сультировании и в работе учебно-воспитательных учреждений. Результаты и
выводы исследования могут
послужить основой для
разработки программ повышения
образовательного уровня и психологической компе-
тентности родителей в воспитании детей
Результаты и выводы работы могут быть использованы в курсах лекций для
практических психологов, студентов, а
также при разработке
методических пособий по
проблемам семейного воспитания
Представленная в
исследовании программа тренинга
может быть успешно использована в практике работы школьного психолога и семейного консультанта.
На
защиту выносятся положения,
составляющие гипотезы исследования, проверенные и подтвержденные результатами теоретической и
экспериментальной работы:
1 Я-концепция ребенка оказывает большое
влияние на развитие его личности в онтогенезе. Структура позитивной Я-концепции ребенка включает адекватный я-образ,
здоровую самооценку, принятие
себя, высокий уровень самоуважения, уверенность в себе,
отсутствие у ребенка чувства вины
2 Позитивная Я-концепция является одним
из главных условий нормального
(оптимального) развития личности в
онтогенезе
3 Могут быть выделены два основных типа психологического климата семейного общения
диалогический, при котором
доминирует лично стно и
духовно ориентированное общение между родителями и детьми, нравственно- ценные отношения в семье, и монологический, характеризующийся формальными, стандартизованными, авторитарными и иными
непродуктивными формами и способами общения в семье
4
Формирование Я-концепции ребенка
зависит от преобладающего в
семье психологического климата общения, при этом оптимальным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка является диалогический климат общения в семье, основной детерминантой которого являет ся ориентация
взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности
5. Для реализации в семье условий
диалогическою, нравственно-ценностного общения необходима специальная программа психолого-педагогической работы с
семьей, направленная на
внедрение принципов диалогического общения в
жизнь семьи, в
сознание родителей, их
действия, а также
на коррекцию негативных тенденций детско-родительских отношений и их
оптимизацию
Экспериментальная база исследования.
Задачи
исследования решались на
базе семей подростков
- учащихся 7-9 классов средней школы № 38 и лицея № 35 г
Сыктывкара, а также созданного при лицее
"Клуба общения" по
оптимизации отношений родителей
и детей Экспериментальные данные по проверке эффективности предложенной программы были получены в исследовании 94 семей. В цепом в исследовательской работе
приняли участие 130 семей,
около 200 учителей, воспитателей
и родителей
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования излагались на Первой Нижегородской научно-практической конференции
"Гуманизм и духовность в образовании" (Нижний Новгород, 1998), на
городской научной конференции " Жестокое обращение с
детьми в семьях",
(Сыктывкар, 1999); на Российской научной
конференции " Социокультурные практики,
модели и языки
описания " (Сыктывкар, 1998) ;
обсуждались на
психолого-методических объединениях школ
г Сыктывкара, апробировались в тренинге при "Клубе семейного
общения" г Сыктывкара Программа
эксперимента, его результаты и выводы обсуждались на заседаниях лаборатории педагогического общения и
кафедры психологии
Нижегородского государственного лингвистического университета и Нижегородского
регионального центра одухотворения
образования. Мате- риалы
исследования используются в курсе лекций и семинарских занятий по
психологии со студентами
СГУ в г
Сыктывкаре. На программу
тренинга получен социальный заказ муниципального учреждения социального обслуживания "
Семья" г. Сыктывкара
Основные положения диссертации нашли отражения в 5 публикациях
автора.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех
глав, заключения, списка литературы из 215
наименований, приложений. Работа
иллюстрирована 8 таблицами, 8
рисунками
Основное содержание диссертации
Во введений очерчивается общая проблематика работы, обосновывается актуальность исследования,
дается краткий анализ состояния проблемы,
сформулированы гипотезы, показаны теоретическая и практическая
значимость работы.
Первая глава "Я-концепция и развитие личности" содержит ана -лиз теоретических и экспериментальных исследований проблемы развития личности в
целом, обсуждаются различные
подходы к содержанию
понятия личиисчи, общении к
его роли в
формирования Я-концепции ребен
ка, предлагаются варианты исследования данной проблемы.
В
первом параграфе главы
осуществлен теоретический анализ
различных подходов к пониманию сущности, структуры и развития Я-концепции личности. Анализ показал существенное многообразие этого явления и исходных принципов
его исследования, позволил
выделить большое число переменных, относящихся
к укладу семейной
жизни, которые связаны
с формированием Я-концепции детей. Этот анализ показал, что формирование
личности во многом
зависит от психологического климата
внутрисемейного общения, в процессе которого семья представляет комплекс условий и
средств, определяющих ее педагогические возможности
Несмотря на различия по некоторым исходным позициям, ученые, занимающиеся проблемой
становления Я-концепции ребенка (
Р. Берне, К. Роджерс, А. Маслоу, М.И. Лисина, М.Ю
Мещерякова, Б.Г. Ананьев и
др.
) сходятся в
том, что самосознание
- одна из
основных человеческих потребностей, которая состоит в стремлении человека выявить в себе
имеющиеся потенции и возможности как содержание других его потребностей В процессе
самосознания человек не
только осознает воздействие
на него объектов реального
мира и выражает
свое отношение к
ним, но и
выделяет себя из этого мира, противопоставляет себя ему, осознает себя
как личность, свои особенности и определенным образом относится к себе.
Самосознание - сложный психический процесс Его сущность состоит в
восприятии личностью многочисленных "образов" самой
себя и других
в различных ситуациях деятельности
и поведения, взаимодействия с
другими людьми и восприятия их оценок Соединение этих образов
представляет собой формирование
понятия целостного Я
как субъекта, отличного
от других субъектов. Формирование Я-концепции проходит
определенные стадии, связанные с
возрастными этапами психического и
физического развития ребенка. На каждом из них имеется
характерное для данного
уровня своеобразие возможностей познания
себя, способности к
самооценке Только свободное развитие ребенка, его личная активность, его ощущение субъектности в общении с окружающим миром дает ему возможность
формирования здоровой, адекватней, позитивной Я-концеп-ции, необходимой для
успешной социализации его в обществе-
Признавая, что
ведущим фактором развития самосознания
ребенка являются взаимоотношения
со взрослыми и в первую очередь в семье, мы полагаем, что диалогическое, духовно-нравственное общение с ним является наиболее продуктивным способом
формирования уверенности, доверия, позитивной Я- концепции.
Анализ структуры Я-образа ребенка,
осуществленный различными авторами ( F.
Beptii-, К Годжерс,
А Маелсу, М
И. Лисина, В.В
Сталин и другие), позволил нам предположить в этой структуре такие элементы, как принятие
себя, здоровая самооценка, высокий
уровень самоуважения, уверенность
в себе, отсутствие чувства вины, адекватное отношение к себе
Для выработки представления о реальной структуре и составляющих
компонентов позитивной Я-концепции ребенка мы провели
пилотажное исследование. Его целью явилось выяснение представлений родителей, воспитателей, педагогов о системе качеств, составляющих правильное,
здоровое знание ребенка
о самом себе
и обобщение этих
представлений в научном описании
позитивной Я-концепции В
этом исследовании приняли участие около 200 человек. В опросный
лист пилотажного исследования были включены
17 вопросив, касающихся
роли общения Б формировании
отношения ребенка к себе и другим, основных условий развития правильного
понимания им своего Я, роли родителей в этом процессе.
Во втором параграфе
главы осуществлен анализ
условий формирования позитивной
Я-концепции ребенка и выработаны представления о различных типах
психологического климата семейного общения.
- Осуществленный нами теоретический анализ, а также результаты проведенного предварительного исследования показывают, что формиро- вание качеств
позитивной Я-концепции в
значительной мере зависят
от характера и содержания взаимоотношений в семье, от преобладающего в
ней психологического климата общения При этом предполагается, что формирование
здоровой самооценки и
позитивной Я-концепции возможно только в здоровой семье и только в
позитивных условиях семейного общения Среди
многообразия типов и форм
межличностных отношений и общения в семье, отмечаемых в
психолого-педагогической литературе, можно выделить два типа,
наиболее глобальных и
противоположно значимых для
развития ребенка.
Первый
из них -
монологический - объединяет
различные модификации и варианты
общения, описанные в
работах многочисленных исследователей: авторитарно-примитивный,
стандартизованный (А.Б. Добро-вич), комфорный манипулятивный (Л.С. Братченко),
авторитарный конфликтный (С.А.Шеин), времяпрепровождение и
игры (Э. Берн
). Сюда же
относятся такие стили общения, как дистантный, подавляющий,
властный, нейтральный и другие (Е Б Залюбовская, Р П Козлова) Все они
представляют низший уровень общения, где на первом месте стоит незыблемость
авторитета взрослого ( родителя ) и беспрекословное подчинение
ребенка. Анализ исследований
авторитарного стиля общения
(Ш.А. Амо-нашвили, В
Е.Каган, С.А.Рябченко) показал,
что данный стиль общения приводит к негативным последствиям для
развивающейся личности ребенка,
так как его
силы направлены больше
на постоянную психологическую защиту
от " агрессии
" взрослых, а
не на личностное развитие
Другой
- биологический уровень, оптимальность которого в процессе
педагогической деятельности и семейного общения подчеркивают все авторы Он объединяет такие описанные в литературе стили общения, как доверительно-диалогический
(С.А.Шеин), диалогический (Г.А. Ковалев,
В А Кан-Калик, С.Л. Братченко), близость (Э.Берн), духовное общение
(А.Б.Добрович ). Все они характеризуются прежде всего отношениями равноправных партнеров
по общению, признанием
неповторимости и уни- кальности друг друга, верой в позитивное
начало в человеке, в его доброту и моральность.
Анализ
концепций современных отечественных
и зарубежных авторов (В
А Сухомлинский, А.А.Бодалев, А.Б. Добрович, Т А.Флоренская, Г А Ковалев,
В В Рыжов, К.Роджерс, Р Берне, А Маслоу) позволяет предположить, что диалог
является наиболее продуктивным
стилем общения, а
диалогический климат семейного общения
- наиболее эффективным условием формирования
позитивной Я-концепции ребенка
Традиция
изучения диалога в
отечественной психологии предусматривает несколько плоскостей
интерпретации этого понятия, все из которых
подтверждают его
высокий психологический потенциал.
Диалог - это:
(1) первичная, родовая форма
человеческого общения, определяющая
здоровое психическое развитие личности; (2)
ведущая детерминанта этого
развития, когда взаимодействие в
системе "
ребенок-родитель" переходит
"вовнутрь " ребенка, определяя тем самым его индивидуальное психологическое своеобразие; (3) процесс
( трудно формируемый в позитивистской традиции ), разворачивающийся по
своим законам и
по своей внутренней
динамике; (4) определенное
психофизическое состояние общающихся
людей; (5) высший уровень организации
отношений между взрослыми
и детьми; (6) наиболее эффективный способ воспитания (Г А.
Ковалев).
Диалогическое общение-это общение, насыщенное элементами диалога,
представляющее собой активный, деятельностный процесс, являющийся
одновременно условием, фактором
и способом бытия
и развития каждой личности, в нем участвующей. Диалогическое общение осуществляется
диалогическими личностями, которые выступают как носители гу-
манистических, ценностных установок Характеристики диалогического общения - это
взаимодоверие, открытость, равноправие,
взаимопонимание, доброжелательность, взаимопроникновение.
В процессе воспитания, формирования Я—концепции ребенка диалог является высшим уровнем организации контактов между родителями и
детьми Такой уровень
общения оптимален с
точки зрения организации, обладает максимальным психологическим.потенциалом воздействия (лич- ностно-развивающим, воспитательным, творческим). Психологическим содержанием такого общения является адекватное взаимное отражение
партнеров по общению, позитивно окрашенное, " личностное " отношение
их друг к другу и "открытое " взаимное обращение .
Суть
диалогическая и общения
заключается в признании
уникальности друг друга каждым
партнером, их взаимного равенства по отношению друг к другу
, в ориентации каждого на понимание, доверительность, открытость,
безоценочность суждений, искренность выражений чувств и со-- стояний. Это
универсальный уровень общения, определяющий здоровое
отношение личности к самой себе, гармонизацию ее телесной, психической (
душевной ) и духовно-нравственной сфер. На этом уровне происходит осознание человеком своего Я , своей значимости, уникальности, обретается
эмоционально-психологическое и нравственное благополучие, чувство
счастья и радости жизни.
Мы разделяем позицию Г.А Ковалева в том,
что психологическим условием реализации
подлинно личностного общения
и влияния его на личностное развитие является
диалог как со-бытие.
в котором воздействие
уступает место психологическому единству
участников сотрудничества, становится возможным личностное развитие.
Именно сотрудничество и диалог наиболее адекватны человеческой
природе, именно они
оптимальны для здорового
и гармоничного развития личности. Именно в этих усло-
вияХ
возможны действительно эффективные
и глубокие психологические,
личностные и педагогические влияния
людей друг на друга.
Анализ исследований, посвященных диалогу
как высшему уровню общения, позволил выявить некоторые составляющие психологического климата семейного
общения как условия
формирования позитивной Я-концепции ребенка. Сюда входят: преобладающий стиль общения в семье,
доминирующие ценности семьи
и содержание взаимодействия между
роди- телями и детьми.
Диалогический климат
семьи характеризуется преобладанием
лич-ностно- ориентированного,
диалогического стиля общения. Психологическими
детерминантами такого стиля общения являются следующие характеристики: активное
диалогическое отношение к ребенку как к субъекту, равноправному партнеру по
обшению независимо от его возраста, признание неповторимости и уникальности
личности, безусловное ее принятие; безоценочное отношение, принятие другого; доминанта на "собеседнике "(А. А. Ухтоминский) в отличии от ориентации
на своего двойника (
проецирование своего
"я" на собеседника );
доброжелательность и доверительность как выражение любви друг к
другу; открытость, искренность
в выражении чувств.
Именно эти характеристики делают
диалог высшим уровнем
общения, раздвигающим границы
родительского воздействия на
Диалогический климат
семейного общения характеризуется доминированием духовно-нравственных ценностей.
Нами осуществлен анализ
пичноетно— духовного
потенциала как детерминанты
высших уровней межличностного взаимодействия и
общения. Обращение к
работам представителей русской христианской философии, педагогики, психологии И.А.Ильина, Н О.Лосского, К.А.Бердяева, современных
отечественных и зарубежных ученых Т.А.Флоренской, В.В.Рыжова,
Е.И.Исаева, В.И.Мурашовя., К
Роджерса, А Маслоу, В.Франкля
покачало, что духовность
личности, ее ориентация
на ценности добра, любви, красоты, истины лежат в основе подлинно человеческого, глубоко личностного
способа отношения к другому человеку
.Они
лежат в основе
общения, ориентированного на
эти ценности в
другом человеке.
Духовная сторона личности реализуется именно в диалоге Подлинно диалогическое общение является естественным воплощением
духовной, развитой, обладающей необходимыми
качествами личности. Оно
предпо- лагает открытость, естественность, искренность,
свободу и ответственность. Если в
общении с родителями
ребенок вынужден подавлять
себя, проявлять
неискренность, скрываться и
т.п., то диалог
как высший уровень
общения с родителями теряет
свою первоначальную сущность
и приобретает признаки формальности, ролевой игры, не
способствующей открыто-сти, позитивности во взаимоотношениях Свобода и ответственность личности в диалоге
проявляются в ее стремлении к совершенству, к психо-
логическому росту,
возрождению, в ориентации
на духовно-нравственные ценности человека, общества, природы. Поэтому, когда мы говорим о
диалогическом общении, мы
предполагаем развитие духовно богатой
личности
Мы полагаем, что семья, являясь
первоосновой формирования позитивной Я- концепции личности ,ее воспитания должна осуществить переход на
диалогический, личностно и
духовно-ориентированный
уровень общения с детьми.
Таким образом, результаты теоретического анализа и проведенного пи- лотажного исследования позволяют
предположить, что личностно и духовно ориентированный климат
общения в семье
является оптимальным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка. Главным фактором,
обеспечивающим установление в
семье диалогического климата
общения является ориентация взаимодействия с
ребенком на духовно-нравственные ценности добра, любви, красоты, истины, искренности, открытости, прощения принятия
доверия, признания уникальности и
неповторимости ребенка, его самоценности.
Этот фактор может
быть обозначен как
фактор духовности семьи
Во
второй главе "Методика и
результаты диагностического исследования" формулируются задачи исследования, обосновываются методические
средства их решения, описывается ход эксперементальной работы и
результаты констатирующего эксперимента.
Для изучения основных показателей Я-образа ребенка, подлежащих
диагностике на этапе
констатирующего
эксперимента, нами было
проведено исследование 94 семей. Для выделения основных
показателей были ис- пользованы: наблюдение
семей, беседы с
детьми и родителями,
в качестве базовой методики для
этого исследования использовался модифицированный нами вариант интерперсональной диагностики Т Лири, а также со- циометрический эксперимент
и тест на
самоценку Будасси По
результатам исследования были составлены психологические
портреты семей, под-- вергнутые затем контент-анализу.
На основе всей совокупности данных были
выделены основные критерии, по которым
различаются семьи с
монологическим и с
диалогическим климатом семейного общения. Для семей с диалогическим климатом общения - взаимное доверие, доброжелательность, открытость, совместная деятельность, сотрудничество, свобода выбора
деятельности ребенка. Все эти качества,
по нашему мнению,
являются выражением любви
к ребенку Для семей
с монологическим климатом
- дидактический стиль
высказываний, потребность командовать, недружелюбие, недоверие,
непринятие, отсутствие совместной деятельности
Был проведен контент-анализ психологических портретов семьи для
количественного описания преобладающего психологического климата семьи
диалогического и монологического типов. Для этой цели проводил-
ся подсчет различных признаков диалогического и монологического
типов психологического климата семьи , содержащихся в
психологических портретах, и на основе количественных данных изучаемые семьи
распределились на три
категории- с преобладанием диалогического (Д), монологического (М) климата общения , либо
отсутствия явных признаков того и другого типов (Н).
В констатирующем эксперименте нашего
исследования необходимо было решить следующие задачи
1 .
Исследовать систему свойств,
составляющих Я-концепцию ребенка. Выявить структуру
Я-концепции, входящие в
нее элементы, а также ту роль, которою Я-концепция занимает в
целостной структуре личности
2.
Изучить разные уровни
организации межличностных отношений
в семье.
3 Изучить содержание диалогического внутрисемейного общения
(искреннее, открытое,
безоценочное, доверительное, доброжелательное, сотрудничающее ) и выявить
основные факторы, определяющие диалоги- ческий климат общения в семье.
Обобщенные результаты сравнительной
диагностики Я-концепции детей в семьях с преобладанием диалогического,
личностно-ориентированного климата общения и с преобладанием монологического
климата общения представлены в таблице 1 .
Таблица!
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ В
СЕМЬЯХ
С ДИАЛОГИЧЕСКИМ И МОНОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ( N = 94)
Преобладающий Кол- Кол- Показатели Я- Р
климат общения во во (% й
семей де- позитивна негативна
Диалогический 22 51 92 2 7
8 <0 0
Монологический 38 77 28 6 71
4 <0 0
Не установлен 34 64 60 9 39
1 нет
ВСЕГО 94 192
Примечания значимость различии в
показателях по критерию Фишера, р -
вероятность гипотезы о случайных
различиях в показателях
В
категорию детей с
позитивной Я-концепцией отнесены
подростки, которые по всем структурным компонентам Я-концепции
обнаружили по- ложительные показатели (адекватная и здоровая самооценка,
высокое са-
моуважение, принятие
себя, отсутствие чувства
вины, уверенность в
себе). При наличии хотя
бы одного отрицательного показателя
испытуемый от- носился к
категории детей с негативной Я-концепцией.
Результаты, приведенные в таблице 1,
показывают'
1
.Число семей с преобладанием признаков диалогического климата
семейного общения является
наименьшим из общего
числа обследованных семей Это,
возможно, одно из
свидетельств духовного и
коммуникативного кризиса семьи
2. Наиболее существенные различия между семьями с диалогическим и монологическим типом психологического климата обнаруживаются по критерию самооценки
детей, а также
по показателям уверенности
в себе и отсутствия
чувства вины. Значимость
различий по критерию
Фишера между этими показателями
очень высока.
В третьей главе "Изучение влияния
психологического климата семейного общения на формирование Я-концепции ребенка" представлены результаты и выводы
формирующего эксперимента, проведенного с семьями, ранее прошедшими
диагностическое исследование.
Основными в
проведенном исследовании были
две задачи' (1 )раз-раоотать
программу, обеспечивающую оптимизацию и коррекцию детско— родительских отношений
с целью перевода
их на диалогические
принципы организации общения (2)
экспериментально проверить (
в условиях фор- мирующей
психолого-педагогической работы
) эффективность предлагаемой программы, то
есть в условиях
эксперимента проследить, как
меняются свойства ребенка . составляющие его Я-концепцию, с изменением
психологического климата семейного общения и показать , что диалогическое
общение является условием, оптимального формирования позитивной Я- концепции ребенка
В параграфе 3.1 представлена программа
" Клуба-общения " по оп-тимизации детско-родительских отношений, разработанная нами с целью обучения родителей и детей навыкам диалогического взаимодействия в семье, установления доброжелательного, искреннего
сотрудничества, диалога и со-
бытия в семье.
Основными задачами
программы являются развитие
навыков эффективного,
диалогического взаимодействия; развитие умений " ненасильственной
коммуникации и безоценочных высказываний, умений " Читать друг друга
", слышать другого; развитие навыков свободного поведения с учетом
принципа
" здесь и сейчас", высказываний своих чувств, а не оценок; создание
участниками группы " Единого семейного устава " счастливой семьи.
Предлагаемая нами программа оптимизации детско-родительских отношений
представлена на трех уровнях:
1
Принципы В качестве
основных принципов, заложенных
в программу оптимизации,
выделены: 1) признание семьи и ее внутрисемейно-
го
климата основным фундаментом
формирования позитивной Я-концепции ребенка; 2) признание
неповторимости и уникальности
ребенка; 3) только диалогическое
общение является наиболее продуктивным способом общения и воспитания ребенка.
2 Условия. В качестве главных условий реализации названных нами
принципов выделены. 1)
отношение к ребенку
как активному субъект}', равноправному партнеру
по общению независимо
от его возраста,
2) от- крытое, искреннее,
заинтересованное взаимодействие; 3)
активное диало- гическое отношение
к ребенку; 4) совместная
деятельность; 4) проявления любви
и принятия ребенка
3.
Технология. На основе
выделенных принципов и
с учетом названных условий нами разработана технология
диалогического общения с ребенком в целях
создания благоприятного климата
семьи и формирования
позитивной Я-концепции ребенка. Это система практических рекомендаций
родителям по организации оптимального диалогического общения с детьми. В эту
систему входят:
1) рекомендации по достижению успешной
совместной деятельности детей и родителей в семье (деятельностный блок
рекомендаций);
2) рекомендации по установлению мотивациояно—целевой общности родителей и детей (мотивационный
блок рекомендаций),
3) рекомендации по оптимальному
использованию коммуникативных средств общения-вербальных и невербальных (коммуникативный блок рекомендаций);
4)
рекомендации по учету
личностных особенностей ребенка (личностный блок рекомендаций);
5) рекомендации по достижению духовной близости участников взаимодействия, построение взаимодействия на основе доброты, любви искренности, открытости (духовный
блок рекомендаций).
В параграфе 3.2 представлены результаты контрольной (вторичной) диагностики Я—концепции
детей з семьях,
прошедших психологический тренинг
общения по программе "Клуба семейного общения".
В программе формирования диалогического
климата общения участвовали 38 семей , которые по результатам констатирующего эксперимента были
отнесены к семьям с преобладанием монологического типа семейного
общения , а
также 34 семьи
, психологический климат
которых был не- определенным. Задача
психолого- педагогической работы
с этими семьями состояла в том, чтобы
существенно изменить преобладающий
в них пси- хологический климат общения к проверять,
как это скажется на особенностях Я-концепции детей. Комплексная формирующая работа с семьями
проводилась в течение 2,5 лет.
В
таблице 2 представлены показатели распределения семей, прошедших
программу "Клуба общения", по типам психологического клима-
та, а также сравнительные данные результатов констатирующего и формирующего экспериментов Обозначения в
таблице
Д-1
- семьи с
диалогическим климатом общения
по результатам кон-
статирующего эксперимента (контрольные
семьи),
Д-2
- семьи с диалогическим климатом общения по результатам формирующего эксперимента,
М-2
- семьи с монологическим климатом общения по результатам
формирующего эксперимента,
Н-2
-семьи с неопределенным типом психологического климата по
результатам формирующего эксперимента Методика определения преоб- ладающего
типа психологического климата семьи по результатам форми- рующего эксперимента
та же, что и в констатирующем эксперименте Измерение Я-концепции детей экспериментальных семей после формирующего
эксперимента проводилось по тем же методикам , что и в констатирующем
эксперименте
Таблица 2
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Я-КОНЦЕПЦИИ
ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ С ДИАЛОГИЧЕСКИМ И
МОНОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ ПО
РЕЗУЛЬТАТАМ
ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ( N = 94 )
Преобладающий
Климат Кол-во Кол-во Показатели
Я-концепции р
общения семей детей (кол-во детей, % )
позитивная негативная
к-во % к-во %
Диалогический (
Д-2 ) 69 127 1 1 1 * 87,4 16* 12,6 <
Монологический(М-2) 12 36 24* 66,7 •12* 33,3
|<0,01
Не установлен ( Н-7 ) 11 29 16 55,2 13 44,8
| нет
ВСЕГО 94 192 151 78,6 41 21,4
Примечания значимость различий в
показателях по критерию Фишера,
* значимость различий (Д-2 - М-2 ) -
р< 0,05
Как можно видеть, в результате
формирующего эксперимента произошло существенное перераспределение семей
по критерию преобладающего психологического климата В частности, большая часть семей с
неопределенным типом климата ( 23
из 34 ) перешла в
разряд семей с диалогическим климатом
общения, 24 из 38 семей
с явно выраженным монологическим климатом
общения перешли в
разряд диалогических семей Таким
образом, общее число
семей с диалогическим
климатом выросло до 69, что составляет 73,4% от общего числа семей Число
семей с монологи-
ческим климатом уменшилось до12, что
составляет 12,8 % от общего
числа семей
Главные изменения, интересующие нас, - в
показателях Я-концепции детей в семьях с диалогическим
и монологическим типами психологического климата По данным таблицы 2 все различия
в этих показателях статистически значимы и свидетельствуют в пользу
доказательства проверяемых гипотез, а именно
(1) преобладающий тип психологического климата семейного общения существенно
влияет на развитие Я-концепции ребенка, (2)
предложенная программа оптимизации
климата семейного общения
"Клуб общения" существенно меняет преобладающий стиль
взаимодействия в семье Данные, приведенные в таблице 2, и результаты формирующего экс-
перимента в целом позволяют сделать ряд выводов
1 Количество семей с диалогическим климатом общения существенно увеличилось в
результате диалогизаиии климата
обшения в семьях
с явно монологическим и неопределенным кгшматом, что является прямым
результатом участия этих семей в программе тренинга
2
Включение ребенка в диалогическое, духовное и личностно ориен-
тированное общение -
диалог оказывает существенное
влияние на его Я-
концепцию По всем
показателям изменений элементов
позитивной Я-кон- цепции ребенка
получены значимые данные,
свидетельствующие об -эф- фективности проводимой работы
3
Диалогический характер общения
как основа психологического климата семьи оптимизирует взаимоотношения родителей и детей в семье, способствует оздоровлению
Я—концепции ребенка Это означает, что
об- щение и воспитание, построенные на принципах диалога, являются
важными факторами развития позитивной
Я—концепции ребенка, эффективными
и продуктивными способами взаимодействия с ним
Заключение. Проведенное нами
теоретико-экспериментальное исследование, посвященное изучению влияния психологического климата семейного
общения на формирование
Я-концепции ребенка, подтвердило
выдвинутые гипотезы и позволило сделать следующие выводы.
1 В теоретическом анализе и результатами
экспериментального исследования доказано , что психологический климат семьи
оказывает большое влияние на формирование
позитивной Я-концепции ребенка
Последняя в свою
очередь является одним из главных условий гармоничного, здорового развития личности ребенка в
онтогенезе
2 Среди личностных свойств ребенка, определяющих его психическое развитие в
онтогенезе и в
процессе социализации, наиболее
существенное место занимают элементы его позитивной Я-концепции, включающей
здоровую самооценку, принятие себя, адекватное представление о себе, высокий уровень самоуважения,
уверенность в себе, отсутствие чувства вины
3 Оптимальное развитие
(формирование) этой системы свойств и я
соответственно развитие у ребенка позитивной Я-концепции зависит от
преобладающего психологического климата семейного общения. Экспе-
риментальные данные убедительно
показали, что в
семьях с диалогическим, духовно-ориентированным
общением возможно развитие здоровой, духовно- нравственной личности.
4. Основными детерминантами диалогической организации семейного
общения являются духовность родителей и семьи в целом, а также ориентация
их взаимодействия с
ребенком на духовно-нравственные ценности
добра, любви, искренности, открытости,
прошения, принятия, доверия,
признания уникальности и неповторимости ребенка. Фактор духовности семьи
определяется нами в самом общем виде как способность родителей различать, выбирать и принимать истинные
духовно-нравственные ценности и в соответствии с
ними строить свою
деятельность, поведение и
общение с ребенком. Определяющей характеристикой духовности семьи является
любовь.
5.
Разработанная и реализованная в
исследовании программа психолого- педагогической работы
с семьей показала
высокую эффективность в
плане оптимизации детско-родительских отношений и диалогизации пси- хологического климата семейного общения.
6.
Проделанный теоретический
«шалил и
результаты эксперимегт-тального
исследования позволяют признать диалог высшим личностно и духовно
ориентированным уровнем общения,
определяющим гармоничное, здоровое психическое развитие личности.
Климат
семейный общения, построенный на принципах диалога, т.е. личностно и духовно ориентированного взаимодействия, создает опти-
мальные условия для формирования позитивной Я-концепции ребенка. Такой климат предполагает совместную деятельность детей и родителей, их мотивационно-целевую и личностную общность, учет личностных осо- бенностей ребенка и духовную
близость тех и других. Эти условия являются наиболее продуктивными и
эффективными.
6. Проведенное исследование, его
результаты и выводы не исчерпывают всех аспектов изучаемой проблемы взаимосвязи общения в семье
и развития личности ребенка, в
частности его Я-концепции. Нам, однако, представляется, что предложенный
в нашей работе
подход к изучению
этой взаимосвязи является плодотворным и перспективным. Представляется важным и интересным
проверить влияние психологического климата
общения в семье на
интеллектуальное,
эмоциональное, нравственное, эстетическое
развитие ребенка в онтогенезе.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1.
Духовность в общении
// Атропологическая парадигма
в философии и науке. Тезисы докладов Российской научной
конференции г.Сыктывкар: изд- во СГУ, 1998 .- С.54-56.
2. Духовность в общении как фактор развития
личности ребенка // Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой
Нижегородской научно - практической конференции / под ред. докт. психол. наук,
проф. В.В.Рыжова.- Нижний Новгород, 1999.- С.73-76
3.
Клуб общения. Учебно-методическое пособие
по оптимизации детско-
родительских отношений. - Сыктывкар,
СГУ.- 2000.- 20 с.
4 Роль Я-концепции в обучении и воспитании ребенка
// Управление
инновационными процессами в
образовательных учреждениях республики Коми. Тезисы докладов научно-практической конференции г.Сыктывкар,
2000.-С. 19-21.
5.
Духовно - нравственные
аспекты в общении
с пожилыми //
Проблемы жестокого
обращения с людьми
старшего возраста в
семье и обществе: Доклады городской
межведомственной
конференции, г. Сыктывкар, 2000.-С.
30-34.
Подписано в печать
Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,3.
Уч.-изд. л. 1,0
Тираж 100 экз Заказ
Типография НГЛУ им. Н.А. Добролюбова
603155, Н.
Новгород, ул. Минина, 31-а