Библиотека » Дефектология » Современное состояние коррекционной педагогики

Автор книги: Н.Н. Малофеев

Книга: Современное состояние коррекционной педагогики

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Н.Н. Малофеев - Современное состояние коррекционной педагогики читать книгу онлайн

Н.Н. Малофеев "Современное состояние коррекционной педагогики".

Альманах

Института Коррекционной Педагогики РАО.

ВЫПУСК 1/2000

 

Н.Н. Малофеев

 

Современное состояние коррекционной педагогики.

 

Введение

  Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды тесно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием дефектологической науки как интегративной области научных знаний на стыке медицины, психологии и педагогики. Цель настоящей статьи - сделать ясным взаимодействие между государством, обществом, дефектологической наукой и практикой на современном этапе, показать позитивные и негативные тенденции этого взаимодействия, охарактеризовать роль науки и выдвигаемые пути выхода из кризиса системы специального образования.

 

Кризис и его исторические корни

Состояние системы специального образования в период 90-х годов принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки.

Критике подвергаются:

  • социальная маркировка ребенка с особыми потребностями как ребенка с дефектом;

  • охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, "выпадение" из системы детей с глубокими нарушениями в развитии, отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными нарушениями;

  • жесткость и безвариативность форм получения образования;

  • примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка.

  Сравнительный анализ социо-культурных основ становления и развития отечественной системы специального образования и зарубежных систем (от античного периода до конца XX века) обнаруживает глубокие исторические корни явлений, подвергаемых сегодня критике. До 1917 г. в европейской части России существовало незначительное число школ для детей с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых, начала развиваться сеть учебных заведений. Одновременно действовало большое число приютов. Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 г. и происходило в особых условиях - в логике становления одного из институтов тоталитарного государства. Дети с отклонениями в развитии были объявлены объектом исключительно государственной заботы и оказались в определенной изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, общества, церкви, общественных благотворительных инициатив. Сформировалась система "закрытых" специальных образовательных учреждений интернатного типа. Закон о вcеобуче (1930 г.) установил единый образовательный ценз, обязательный для всех детей, в том числе для детей с отклонениями в развитии. В результате дети с грубыми интеллектуальными, эмоциональными нарушениями или сложной структурой дефекта были отторгнуты государственной системой специального образования и маркированы как «необучаемые». Аномальные дети, признаваемые обучаемыми, попадали в систему специального образования и обязаны были получить цензовое образование, т.е. усвоить государственный стандарт, разработанный для нормально развивающихся детей. (Напомним, что последний оказался непригодным и для многих нормально развивающихся детей, вследствие чего сегодня, в начале 90-х гг. - активно критикуется и переосмысливается). Социальный заказ на цензовое образование по сути поставил молодую отечественную дефектологическую науку перед сверхзадачей, не ставившейся ни в одной другой стране мира ни в один из исторических периодов развития науки об аномальном ребенке.Парадоксально, но такая «негативная» ситуация имела и «позитивные» результаты.

 

  • Свидетельством тому являются:

     

    1. Постановка теоретических и исследовательских задач высокого уровня;

    1. Интенсивная разработка теоретических основ специальной психологии и педагогики, вызванная необходимостью дать цензовое образование детям с отклонениями в развитии;

    1. Высокий уровень развития специальных педагогических технологий, разработка «обходных путей» обучения для детей с отклонениями в развитии разных категорий (Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, А. Р. Лурия, А. Н. Граборов, А. С. Грибоедов, Г. М. Дульнев, Ф. А. Рау, Н. А. Рау, Ф. Ф. Рау, Ж. И. Шиф, Р. М. Боскис, И. А. Соколянский, Р. Е. Левина, Н. Г. Морозова, Б. Д, Корсунская, М. С. Певзнер, А. И. Дьячков, С. А. Зыков и другие).

     

  Развитие дефектологической науки обеспечивало развитие дифференциации системы специального образования аномальных детей разных категорий. Был осуществлен переход от 3 видов специальных школ к 8 видам и 15 типам специального обучения. К настоящему моменту разработаны разноуровневые программы для каждого типа школ и вариативные формы организации специального образования. Разработанные отечественными дефектологами в процессе решения поставленной "сверхзадачи" методологические и теоретические основы специального образования признаются зарубежными специалистами крупным достижением не только российской, но и мировой науки. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что весь "позитив" работал на систему обучения аномальных детей, в значительной мере изолированных от общества. Под влиянием неуклоного роста уровня цензового образования в стране в конце 60-х - 80-х гг. в практике стало все более проявляться противоречие между целью специального образования, заданной государством (образовательный стандарт) и целями, которые определяла наука, задумывая и разрабатывая эту систему как систему, призванную обеспечить условия для максимально возможного "культурного развития" каждого аномального ребенка.
  В системе обозначается примат образовательного стандарта над задачами всестороннего развития аномального ребенка. Развивающийся дисбаланс ( разрыв) между обучением и развитием детей обнаруживается в результатах обучения. Уже в то время в разных областях дефектологии исследователями предпринимались попытки устранить дисбаланс между обучением и развитием путем кардинальной перестройки отдельных областей обучения и применительно к отдельным категориям детей (например, лонгитюдное исследование формирования читательской деятельности у слепоглухих позволило кардинально перестроить содержание и методы обучения чтению и показать на модели обучения детей со сложной структурой нарушений возможность добиваться принципиально иных, более высоких результатов). Институт по собственной инициативе неоднократно пытался выходить за рамки сложившихся представлений о " необучаемых" аномальных детях, осуществляя обследование, консультирование, помощь детям определенных нозологических групп, для которых в системе специальных образовательных учреждении не было места. Планы научных исследований Института включали темы по изучению глубоко умственно отсталых детей, детей со сложной структурой дефекта, грубыми эмоциональными нарушениями. Во времена полузакрытой интернатной системы специального образования, не предполагавшей реального включения родителей в процесс обучения, Институт организовывал и осуществлял консультирование родителей детей с разными нарушениями в развитии, проживающих в разных республиках СССР, научные сотрудники "вели" детей на протяжении многих лет, регулярно переписываясь с родителями и периодически вызывая семью на повторные консультации. Комплексный физиолого - психолого - педагогический подход к изучению и обучению аномальных детей, понимание необходимости использования сензитивных периодов станволения высших психических функций привело к постановке отдельными специалистами Института проблемы раннего выявления и ранней педагогической коррекции (от 0 до 3 лет) отклонений в развитии у глухих и слабослышащих детей, и на следующем этапе педагогического эксперимента - к разработке проблемы интеграции этих детей в массовую систему образования при полном отсутствии в то время ( 80 гг.) в стране законодательной базы, интереса общества, государства и специалистов смежных областей к такой форме обучения аномального ребенка.
Подвергающиеся сегодня критике явления осознавались многими дефектологами идо того момента, когда противоречия стали общеочевидными и, благодаря произошедшим в стране социально-политическим изменениям, стали предметом массированной критики.

 

Новый социальный заказ. Опасность "быстрых'' решений и необоснованной критики

 

  В период 1990-1994 гг. благодаря новым установкам государства в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной от массовой системы специального обучения аномальных детей, сняты политические и идеологические барьеры, изменена законодательная база, подверглись кардинальной ломке организационные и финансовые основы: были разрешены частные благотворительные инициативы, стал возможным патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были сразу допущены все конфессии; резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей, в Законе об образовании (1991 г.) провозглашена свобода выбора форм и систем обучения и свобода в их создании, стало возможным построение новых типов образовательных учреждений.
  Рассматривая проблему в исторической перспективе, можно сказать, что буквально "в одночасье" принципиально изменился социальный заказ, и государство, общество, родители, специалисты смежных областей, никогда раньше "не видевшие'' аномальных детей и по-настоящему не знающие всей сложности проблем их обучения и воспитания, потребовали от дефектологов немедленно научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах.
Подвергающиеся сегодня критике недостатки специального обучения есть не столько "промахи'' дефектологической науки, сколько результаты культурно-исторических, идеологических и экономических "аномалий" в развитии страны в прошлом, противоречий, изначально заложенных в систему специального образования. Совершенно очевидно, что дефектологи не могли в один день выполнить новый социальный заказ. Более того, начав работать над этим заказом в отдельных аспектах значительно раньше других специалистов, они понимали весь комплекс проблем, требующих решения, и, прежде всего, необходимость проведения фундаментальных исследований и тщательной экспериментальной апробации новых прикладных разработок. Именно поэтому дефектологи принципиально не хотели участвовать в скоропалительном массированном введении инноваций, предлагая программу планомерного выхода из кризиса (целевая комплексная программа наа 1990 - 1995 гг. "Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития" - Государственный комитет СССР по народному образованию / Н. Н. Малофеев).
  Объективная невозможность немедленного решения новой исторической "сверхзадачи" со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого - педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, началось необдуманное и часто механическое калькирование западных моделей обучения аномальных детей. По прошествии 5 - 6 лет, в середине 90-х гг. наиболее компетентные энтузиасты в области инноваций начинают осознавать непродуктивность и опасность "быстрых решений''. Однако пять лет, прошедшие под знаком критического отношения к дефектологии и системе специального образования сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектологами. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области новых форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного, целенаправленного, планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка "революционного" изменения ситуации, что в современных условиях означает разрушение сложившейся системы.
  В плане перспектив совершенствования государственной системы специального образования, системы помощи детям с отклонениями в развитии, перспектив развития спцеиальной психологии и коррекционной педагогики сложившаяся ситуация представляется тревожной.
  Институт усматривает опасность в том, что на фоне бесспорно прогрессивных политических деклараций государства и творческой активности большого числа специалистов различных областей науки и практики реально может произойти разрушение системы специального образования, ее "откат" на более ранние ступени развития.

 

Пути планомерного выхода из кризиса. Роль науки.


  Институт признает необходимость последовательной и планомерной трансформации системы специального образования на разных уровнях, но отстаивает эволюционный путь ее развития.
Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:

 

  • поддерживать и развивать функционирующую государственную систему
    специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

  • целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровеньпрофессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательныхучреждениях страны, которые могут обеспечить максимально возможное в рамкахсуществующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии.

 

Параллельно:

 

  • обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет)
    психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии с целью создания государственной системы раннего (начиная с первых месяцев жизни )выявления и ранней коррекции нарушений в развитии у различных категорий детей,

  • определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработатьсодержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений для квалифицированной работы с интегрированными детьми;

  • переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формыспециального образованная в соответствии с новым социальным заказом;

  • разработать концепцию нового содержания специального образования детей
    школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

  • обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое
    изучение контингентов детей с недостатками развития, не охватывавшихся ранеегосударственной системой воспитания и обучения (дети со сложной структурой дефекта); на основе интеграции результатов предшествующих исследовании Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

  • на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей разных категорий построить максимально полные "карты" (модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные "обходные пути" в достижении этапных задач.;

 

  Очевидно, что такого рода задачи не могут быть решены в кратчайший срок силами энтузиастов, какими бы благими намерениями они не руководствовались. Сама постановка такого рода задач демонстрирует необходимость проведения фундаментальных пролонгированных исследований в разных областях дефектологической науки.
  Институт считает себя способным реализовать данную программу научных исследований. Основанием является кадровый научный потенциал Института и имеющийся задел в исследованиях в области нейрофизиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики.

Научно-экспериментальный задел.

 

  Более шестидесяти лет Институт ( ранее - Институт дефектологии АПН СССР, а ныне - Институт коррекционной педагогики РАО) является ведущим научным центром страны, проводящим фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы образования, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоциональной сферы, сложной структурой нарушений.
  Институт - был и остается единственным в стране учреждением, ведущим систематическое клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с недостатками развития. В контексте современных задач представляются необходимыми определенные направления научных разработок. Большую роль в поиске эффективных решений проблем ранней (от 0 до 3 лет) педагогической коррекции сыграли разработанные в Институте электрофизиологические и психолого - педагогические методы оценки степени характера нарушений слухового и зрительного восприятия, методы сочетания раннего слухопротезирования или офтальмологической коррекции с системой специальных коррекционных занятий по развитию слухового или зрительного восприятия. Приведенные исследования открыли путь к педагогическим экспериментам, результаты которых сегодня по-новому высвечивают традиционные для теории специальной психологии вопросы о соотношении общего и специфического в онтогенезе высших психических функции, абсолютных и относительных границ сензитивных периодов, условия предотвращения развития вторичных нарушений в развитии и т.п. Важным новым аспектом разработки проблем коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста становятся проблемы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии, разработка типов и форм взаимодействия семьи и специалистов, процесса включения родителей в процесс развития и коррекционного обучения детей.. Развитие начатых фундаментальных исследований и обобщение результатов экспериментальной апробации прикладных разработок принципиально для проектирования государственной системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии от 0 до 3 лет.
В тесной связи с задачами ранней психолого-педагогической коррекции Институт рассматривает сегодня проблемы и перспективы реализации интегративного подхода к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.
  Проблема внедрения компьютерных технологий в систему специального образования была поставлена в Институте как методологическая проблема. Осмыслена и описана роль компьютерных технологий в перестройке и развитии системы специального образования, перестройке и развитии профессионального мышления учителя - дефектолога, роль и функции компьютерных технологий в общем развитии аномального ребенка. Впервые разработаны специализированные компьютерные среды для поддержки основных содержательных линий развития ребенка в ходе начального школьного обучения, технологии выявления разрыва между обучением и развитием, демонстрации педагогических путей его преодоления в отдельных областях. В 1995 г. Институт выходит на исследование проблемы общего и специфического в развитии различных категорий детей на базе применения созданных компьютерных технологий.

  Важным направлением развития специальной психологии является разработка концептуальных основ обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта (детей, имеющих различные сочетания нарушений: слуха, зрения, интеллекта, эмоциональной сферы, опорно-двигательного аппарата и т.п.). Институт накопил уникальный опыт комплексного обследования таких детей и изучения их развития в условиях целенаправленного обучения в специально созданных группах, классах или специальных учреждениях (типа детского дома для слепоглухих детей в г.Загорск). В этом разделе специальной психологии, как ни в одном другом, проверяются "на прочность" и развиваются подходы к определению структуры дефекта, методы индивидуальной педагогической коррекции с учетом ведущего нарушения и общих закономерностей психического развития. В последние годы результаты и разработки в этой области дефектологии начинают оказывать все большее влияние и на развитие смежных разделов специальной психологии: и в части разработки развернутых схем комплексного медико - психолого - педагогического обследования детей, и в части понимания психологии развития детей со сложной структурой нарушений, и в части понимания этапов, общих закономерностей и специфических особенностей развития социально-бытовой ориентации, онтогенеза предметной, игровой и коммуникативной деятельности у аномальных детей разных категорий. Эти данные имеют большое значение для преодоления сложившегося дисбаланса между обучением и развитием в традиционных образовательных областях. Так, в процессе экспериментального изучения и обучения слепоглухих детей произведена психологическая "реконструкция" ранних этапов формирования читательской деятельности у детей, описаны условия и этапы читательского развития, разработана педагогическая технология формирования базовых (коммуникативных, познавательных и творческих) компонентов читательской деятельности у детей на самых ранних этапах речевого развития.
  Социально-эмоциональное развитие детей, нуждающихся в особой помощи, - это еще одна из чрезвычайно важных проблем специальной психологии, для освоения которой в Институте в последние годы созданы теоретические и практические предпосылки. В теоретическом отношении наиболее продвинуты исследования эмоционального развития у детей с РДА ( с ранним детским аутизмом ). Выявлены качественно разные типы искажения развития, отражающие различные формы недоразвития аффективной сферы ребенка. Реконструирована, согласно этим данным, многоуровневая система аффективной организации поведения человека в норме. Описаны аффективные механизмы, обуславливающие качественно разные типы поведения, разные типы взаимодействия психических функций. Ведется сравнительное изучение развития этих механизмов в нормальном онтогенезе и при раннем детском аутизме.
  Продолжая работу в этом направлении, Институт планирует в ближайшие годы начать теоретическую и экспериментальную разработку программ специального обучения аномальных детей разных категорий, в которых будет выделена и четко обозначена новая содержательная область - внутренняя жизнь человека, процессы эмоциональной жизни ребенка и окружающих его людей, поставлена задача целенаправленного формирования психологических структур, ответственных за сознательную организацию поведения ребенка и его взаимоотношений с окружающим миром. Особая роль предписывается специальным компьютерным средам, способным помочь обеспечить в обучении моделирование и превращение скрытых явлений эмоциональной жизни в объекты познавательной деятельности. Задача целенаправленного социально-эмоционального развития аномального ребенка в ходе специального обучения осмысливается при этом как центральная содержательная линия образования, как смыслообразующая парадигма для конструирования нового содержания специального образования в целом.

  Важной особенностью исследований сенсорно - перцептивных процессов у аномальных детей разных категорий, как уже отмечалось на примере исследований развития детей раннего возраста, является взаимодействие и взаимопроникновение результатов педагогических, физиологических и собственно психологических исследований. Так, на основе обобщения психофизиологических и психологических исследований была разработана концепция компенсаторного развития зрительного восприятия у слабовидящих, частично видящих и слепоглухих детей с остаточным зрением в возрасте 6 - 12 лет. В рамках концепции были сформулированы принципиальные теоретические положения, лежащие в основе созданной комплексной модели развития зрительного восприятия и связанных с ним других познавательных процессов. Экспериментальная верификация модели в ходе лонгитюдинальных исследований в последнее десятилетие позволила получить сведения о психофизиологических механизмах и психологических закономерностях компенсаторного формирования сенсорно - перцептивных процессов у детей с нарушениями зрения и у слепоглухих с резидуальным зрением. Работа по развитию зрительного восприятия у слабовидящих, частично видящих и слепоглухих детей с резидуальным зрением входит в Европейскую программу лонгитюдинальных исследований в поведенческих и медицинских науках ( European Longitudinal Studies in the Behavioural and Medical Sciences, Trier, Germany, 1990 - 1995 ). Продолжает оставаться важнейшим приоритетом Института разработка теоретических основ и психологического инструментария для комплексной медико - психолого - педагогической диагностики нарушений развития детей разных категорий ( умственно отсталых, детей с ЗПР, детей с сенсорными нарушениями ). Развитие этого направления исследований происходит по линии «омоложения» контингента обследуемых детей.
Институт подготовил наборы психологических методик для психолого-педагогическойдиагностики отклонений в развитии у детей 6 - 8 и 4 - 5 лет.

  Традиционные для Института психологические исследования развития познавательной деятельности детей школьного возраста поддерживают и развивают существующую государственную систему специального образования детей разных категорий. В последние годы эти исследования сыграли важную роль в создании вариативных и многоуровневых программ по разным предметам для разных типов специальных школ, в разработке и обосновании необходимости введения в учебные планы специальных школ целого ряда новых общеразвивающих и специальных коррекционных курсов ( по развитию логического мышления, по социально-бытовой ориентации, по пространственной ориентировке и т.п. ). Институт продолжает работу в этом направлении в рамках специально выделенного раздела НИР "Научно - методическая поддержка функционирующей системы специального образования".
  Новым предметом исследований Института стала эволюция отношения обществ и государств к детям с отклонениями в развитии, социокультурные основы становления и развития национальной системы специального образования, взаимоотношения государства, общества и профессионалов - дефектологов на разных этапах развития системы образования аномальных детей, роль дефектологической науки в трансформации этой системы. В этом контексте предполагается проанализировать концептуальные основы специализированных образовательных стандартов и обосновать необходимость разработки многоуровневого стандарта подготовки к жизни детей с разными отклонениями в развитии. Большое внимание в последние годы Институт уделяет проблеме изучения ( на основе участия ИКП РАО в международном Проекте "Открытая образовательная среда для переподготовки специалистов разных стран, работающих в области специального образования" ) зарубежных и разработки отечественных педагогических технологий подготовки специалистов нового поколения, способных продуктивно работать в парадигме развивающего образования. Разрабатываются активные методы и формы организации учебной деятельности специалистов разного уровня в процессе их подготовки и переподготовки.
  Значительный приток в ведущие лаборатории Института молодых кадров, которые работают под руководством ведущих специалистов, позволяет надеяться на решение поставленных задач в ближайшие десятилетия и развитие отечественной научной школы в столь сложной интегративной области знаний, каковой является дефектология.

 

©2000-2003 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Издание зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации как ЭЛ №77-6272  Регистрация ОФАП № 50200100254.


При использовании материалов ссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна.
Документы могут использоваться только для некоммерческих и личных целей.
Любое коммерческое использование Документов допускается только с письменного разрешения. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна. Адрес электронной почты редакции: nikolskaya@ise.iip.net  Создание и поддержка: Головков Н.Н. art@ise.iip.net, 2003.


 

 

Ответственный за выпуск альманаха: O.C. Никольская.

E-mail: nikolskaya@ise.iip.net