Библиотека » Дети и подростки » Гущин Ю. В. Агрессия и преступность подростков

Автор книги: Гущин Ю. В.

Книга: Гущин Ю. В. Агрессия и преступность подростков

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Гущин Ю. В. - Гущин Ю. В. Агрессия и преступность подростков читать книгу онлайн



Ю. В. Гущин
Агрессия и преступность подростков



Актуальность исследования агрессивности человека определяется насущными проблемами общественной жизни. Острый кризис, переживаемый в настоящее время нашим государством и вызванный политическими и экономическими причинами, проявляет себя в значительном росте преступности, распространении терроризма, непрерывных вооруженных конфликтах, в увеличении числа немотивированных, разрушительных, агрессивных действий. Этим объясняется особая актуальность проблемы всестороннего изучения агрессивности. Важной составляющей данного вопроса является изучение различных факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на формирование агрессивных форм поведения человека. В связке с проблемой агрессивности может рассматриваться и проблема преступности.

В среде подростков правонарушения являются болезнью эпидемического характера. По данным Боулби что половина всех осужденных судами за совершение преступлений имеет возраст менее 21 года, а среди подростков моложе 14 лет правонарушители составляют более одной шестой.

С конца 80-х годов фиксируется заметный рост преступности в России. На фоне увеличения общей преступности неуклонно растет преступность среди несовершеннолетних. Так, в период с 1988 по 1992 год она увеличилась в 1,5 раза. По оперативным данным МВД РФ на 1997 год было выявлено общее число лиц совершивших преступления 1 372 161. Анализ возрастного состава показывает, что на время совершения преступления лиц в возрасте 14-15 лет было 45 916 человек; в возрасте 16-17 лет - 116 062. В целом, среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8 %. Причем, важно иметь в виду, что среди всех видов совершенных преступлений "особо тяжкие" и "тяжкие" составляют наиболее высокую долю именно в "молодой" когорте, по сравнению с другими возрастными группами.

Цель теоретической части нашей работы - ознакомление с основными теориями агрессии, проведение различия между агрессией и враждебностью, рассмотрение психологических характеристик личности подростков-правонарушителей.

В пилотажном исследовании, проведенном в рамках практической части работы, была исследована взаимосвязь показателей агрессивности и враждебности по различным тестам и их различия для группы социально адаптированных подростков и подростков-правонарушителей. С этой целью решались следующие задачи:
1. Найти коэффициенты корреляции между показателями агрессивности и враждебности по разным тестам для контрольной и экспериментальной групп.
2. Выяснить значимость различий показателей агрессивности по разным тестам для экспериментальной и контрольной групп.
3. Проверить различия по разным шкалам между экспериментальной и контрольной группами.
В эксперименте участвовали несовершеннолетние правонарушители в возрасте 13-16 лет, состоящие на учете в детской комнате милиции ОВД г. Дубны (экспериментальная группа) и 14-15-летние учащиеся Средней общеобразовательной школы № 6 г. Дубны (контрольная группа). В обеих группах было протестировано 9 человек.

Для проведения исследования были использованы следующие методики: сокращенный вариант теста Басса-Дарки (шкалы физической, вербальной и косвенной агрессии, обиды и подозрительности), сокращенный вариант индивидуально-типологического опросника (шкала агрессивности) и шкала агрессивности А. Ассингера. В качестве статистики были использованы следующие критерии: в задаче 1 - коэффициенты корреляции Пирсона, в задаче 2 - критерий Вилкоксона и в задаче 3 - t-критерий Стьюдента-Фишера.

Приведем результаты, полученные при обработке первичных данных.

Данные полученные с помощью критерия Вилкоксона свидетельствуют о том, что при данных объемах выборок значимых различий между показателями агрессивности по используемым тестам не существует.
Анализ корреляционных таблиц показывает, что и у контрольной, и у экспериментальной группы высокоскоррелированные шкалы одинаковы, но тем не менее имеется ряд различий.

В контрольной группе имеется значимая корреляция между шкалами обида и подозрительность по тесту Басса-Дарки и шкалой Ассингера, агрессией по Бассу-Дарки и агрессивностью по ИТО, агрессией по шкале Ассингера и враждебностью по Бассу-Дарки.

С другой стороны в экспериментальной группе имеются значимые корреляции между шкалами физической и косвенной агрессии, обиды и вербальной агрессии в тесте Басса-Дарки, между шкалой косвенной и вербальной агрессией и агрессией по Бассу-Дарки, шкалой обида и враждебностью по Бассу-Дарки, агрессией по шкале Ассингера и агрессией по тесту ИТО.

Так как значимых различий между результатами контрольной и экспериментальной групп выявлено не было, то можно утверждать, что уровень агрессии в выборке подростков-правонарушителей не больше, чем в выборке социально адаптированных подростков и агрессивность в данном случае не является обязательным свойством подростка-правонарушителя.