Библиотека » Зависимости » Кленова Юлия - Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с

Автор книги: Кленова Юлия

Книга: Кленова Юлия - Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Кленова Юлия - Кленова Юлия - Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с читать книгу онлайн



Юлия Кленова
Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет - зависимостью


По материалам дипломной работы Ю.А. Кленовой "Психологические аспекты коммуникации в Интернете" (Калининградский государственный университет, кафедра социальной педагогики и управления образованием, 2001).



Цель исследования - выявление связи между интроверсией, коммуникативной установкой и тенденцией к Интернет-зависимости.

Гипотеза исследования: интроверсия и коммуникативная установка личности связана со склонностью к Интернет-зависимости.

Объект исследования: 31 пользователь сети Интернет, из них 58,1% (18 человек) - мужчины, 41,9% (13 человек) - женщины. Средний возраст составил 26,2 года. Минимальный возраст испытуемых - 19 лет, максимальный - 42 года. 32,2% (10 человек) и 51,6% (16 человек) имеют неоконченное и полное высшее образование соответственно, и 16,1% (5 человек) имеют средне - специальное образование. Средний стаж использования Интернета - 31,8 месяца, максимальный - 60 месяцев, минимальный - 9 месяцев. 16,1% (5 человек) - женаты/замужем. 22,6% испытуемых являются специалистами по компьютерным сетям. В целом, социально-демографические показатели испытуемых экспериментальной группы сопоставимы с аналогичными исследованиями, что свидетельствует о репрезентативности выборки.

Методики исследования

1) Для выявления Интернет-зависимости была использована шкала Интернет-зависимости из опросника "Поведение в Интернете" А. Жичкиной. Методика была разработана, апробирована и стандартизирована учеными кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ в 1999 году. Шкала Интернет-зависимости включает 7 утверждений, испытуемый должен выбрать тот вариант ответа, который лучше всего подходит для описания поведения испытуемого в Интернете.

2) Для исследования интроверсии - экстраверсии у пользователей сети Интернет был использован личностный тест - опросник Г. Айзенка EPI, адаптированный А. Г. Шмелевым, стандартизированный для тестирования в Интернете Д. Сатиным и В. Ромеком (80;133), [89, 90]. Включает в себя 57 утверждений, с которыми испытуемым нужно согласиться или не согласиться. Методика содержит 3 шкалы: искренность, интроверсия-экстраверсия, нейротизм. Для нашего исследования целесообразно использование показателей по шкале интроверсия - экстраверсия.

3) Для диагностики уровня коммуникативной установки испытуемых была выбрана методика диагностики коммуникативной установки В. Бойко. Методика выявляет признаки негативной установки, такие как: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них; открытая жестокость в отношениях к людям; обоснованный негативизм в суждениях о людях; брюзжание; негативный личный опыт общения с окружающими. В рамках нашего исследования был использован показатель общего среднего бала, свидетельствующий о коммуникативной установке в целом.

Процедура исследования.
Наше исследование проводилось посредством Интернета. Анонс исследования проводился через форум калининградского чата www.chat.kaliningrad.ru; через форум чата www.besedka.ru; через Интернет-пейджер ICQ; через рассылку писем по электронной почте e-mail. Испытуемым, согласившимся участвовать в исследовании, высылался по электронной почте пакет анкет, оформленных в программе Excel, с сопроводительной инструкцией.



Результаты исследования



Показатели по шкале "Интернет-зависимость" выявили следующие группы испытуемых, пользователей сети Интернет: 6,4% (2 чел) - абсолютные неаддикты, 41,9% (13 чел.) - не склонны к аддикции, 48,4%(15 чел.) - склонны к аддикции, 3,2% (1 чел.) - аддикты.

Показатели по шкале "интроверсия - экстраверсия" вывили следующие группы испытуемых: 22,6% (7 чел.) - интроверты, 41,9% (13 чел.) - потенциальные интроверты, 25,8% (8 чел.) - амбвивалетнность интроверсии-экстраверсии, 6,4% (2 чел.) - потенциальные экстраверты, 3,2% (1 чел.) - экстраверты.

Показатели общего среднего балла коммуникативной установки выявили следующие группы испытуемых: 22,6% (7 чел.) - отсутствует негативная коммуникативная установка, 77,4% (24 чел.) - присутствует выраженная коммуникативная установка.

Итак, сводные показатели по шкалам Интернет - зависимости, интроверсии - экстраверсии и коммуникативной установки указывают на их выраженность. Т. е., мы наблюдаем у испытуемых экспериментальной группы тенденцию к Интернет-зависимости, потенциальную интроверсию и негативную коммуникативную установку.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы, для выявления взаимосвязи между Интернет-зависимостью и экстраверсией - интроверсией и интернет-зависимостью и коммуникативной установкой воспользуемся методом ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту и направление связи между исследуемыми признаками.

Было показано, что корреляция между Интернет-зависимостью и интроверсией - экстраверсией сильная и высокозначимая (r=0,88). Корреляция между Интернет-зависимостью и коммуникативной установкой также сильная и высокозначимая (r=0,95).

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о связи интроверсии и коммуникативной установки с особенностями коммуникации в Интернете подтвердилась. А именно, особенности протекания коммуникативных процессов в сети Интернет, продуктом которых является Интернет - зависимость, а в рамках нашего исследования склонность к Интернет - зависимости, связаны с индивидуально - психологическими особенностями пользователей: интроверсией и негативной коммуникативной установкой.