Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Жолус, Погорелый Общие положения профилактики заболеваний военнослужащих

Автор книги: Жолус, Погорелый

Книга: Жолус, Погорелый Общие положения профилактики заболеваний военнослужащих

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Жолус, Погорелый - Жолус, Погорелый Общие положения профилактики заболеваний военнослужащих читать книгу онлайн



 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 

 

Доктор медицинских наук Жолус Б.И., кандидат медицинских наук Погорелый А.М.

 

 

ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

 

Введение

 

 

1. Правовые аспекты охраны здоровья.

 

 

2. Первичная профилактика - важнейший метод охраны здоровья военнослужащих.

 

 

Заключение. 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

Во все времена и у всех народов здоровье человека рассмат­ривалось и ценилось как высшее благо, составляющее основу чело­веческой жизни.

 

 

Что же такое здоровье, чем оно обусловлено и от чего зави­сит? Современная методология обязывает оценивать здоровье и бо­лезнь человека с позиций соотношения социального, духовного и биологического. Ведь к человеку необходимо подходить не только как к биологическому, животному организму, но и как к социально­му существу со своим духовным миром. Здоровье человека - это та­кое состояние организма, которое очень трудно определить или из­мерить количественно. Еще большие сложности возникают при оценке состояния здоровья коллектива, населения, т.е. общественного здоровья. Считается, что "здоровье - это естественное состоя­ние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуля­ции, гармонического взаимодействия всех органов и систем и дина­мического уравновешения с окружающей средой" .

 

 

Для характеристики состояния здоровья человека или коллек­тива используют различные показатели, которые прямо или косвенно позволяют его оценить.

 

 

К факторам, определяющим здоровье, относят прежде всего та­кие как: степень интенсивности и условия труда; наличие профес­сиональных вредностей; величина реальной заработной платы; жи­лищные условия; характер питания; уровень культуры; образ жизни; 

 

уровень развития экономики  страны;  экономическое  благополучие

 

 

региона; состояние здравоохранения и другие.

 

 

Основная часть этих факторов относится к условиям жизни, т.е. к социально-экономической сфере, которая как считают многие ученые, на 50 - 60% определяет состояние здоровья. Еще на 20% здоровье зависит от окружающей среды и наследственности и только на 8 - 10% - от здравоохранения, т.е. непосредственно т деятель­ности медицины.

 

 

Исходя из этого, охрана здоровья населения является делом государственной важности. Под охраной здоровья понимается комп­лекс государственных, общественных, медицинских и индивидуальных мер, направленных на сохранение, укрепление имеющегося здоровья и восстановление части потерянного здоровья .

 

 

В Вооруженных Силах к здоровью воинов Армии и Флота предъ­являются особые требования, т.к. только здоровый воин может с высоким качеством исполнять свои обязанности защитника Родины. Как бы ни была велика техническая оснащенность Вооруженных Сил, основу и главную их силу составляют люди, в совершенстве овла­девшие оружием, физически и духовно здоровые. Поэтому здоровье военнослужащих становится одним из важнейших факторов боеспособ­ности, а, следовательно, и боеготовности.

 

 

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ.

 

 

Право граждан на охрану здоровья имеет широкую законода­тельную основу. Целый ряд законов и других актов раскрывают и регламентируют различные аспекты охраны здоровья и здравоохране­ния. Вместе с тем понятийный аппарат в них достаточно полно не раскрыт.

 

 

Одним из важнейших положений, требующих правильной трак­товки и единого понимания, является определение понятий "охрана здоровья" и "здравоохранение", что даже в законодательных актах нередко смешивается и одно подменяется другим. Применение и ис­пользование указанных понятий произвольно, без привязки к их со­держанию, не является правильным. Понятие "охрана здоровья" яв­ляется более широким и охватывает всю инфраструктуру, от которой зависит здоровье человека.

 

 

Основы организации охраны здоровья предусматривают:

 

 

1) проведение широких оздоровительных и профилактических мероприятий, особой заботы об охране материнства и детства, здо­ровья подрастающего поколения;

 

 

2) создание на производстве и в быту надлежащих санитар­но-гигиенических условий, устранение причин производственного травматизма, профессиональных болезней, а также других факторов, отрицательно влияющих на здоровье;

 

 

3) проведение мероприятий по оздоровлению внешней среды, обеспечение санитарной охраны водоемов, почвы и атмосферного воздуха;

 

 

4) развитие сети учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности;

 

 

5) удовлетворение потребности населения во всех видах меди­цинской помощи; повышение качества и культуры медицинской помо­щи; расширение диспансерного наблюдения; развитие специализиро­ванной медицинской помощи;

 

 

6) расширение сети санаториев, профилакториев, домов отды­ха, пансионатов, туристских баз и других учреждений для лечения и отдыха трудящихся;

 

 

7) физическое и гигиеническое воспитания граждан, развитие массовой физической культуры и спорта;

 

 

8) развитие науки, подготовка научных кадров и высококвали­фицированных специалистов в области здравоохранения;

 

 

9) использование в деятельности учреждений здравоохранения достижений науки, техники и медицинской практики, оснащение их новейшей аппаратурой;

 

 

10) развитие научно-гигиенических основ питания населения;

 

 

11) широкое участие общественных организаций и коллективов трудящихся в охране здоровья населения.

 

 

Важнейшим законом в сфере охраны здоровья является Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

 

 

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обита­ния людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

 

 

Санитарно-эпидемиологическое благополучие      населения   РФ

 

 

обеспечивается:

 

 

1) реализацией государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населе­ния, оздоровления сферы обитания человека и условий его жизнеде­ятельности;

 

 

2) проведением государственными органами и общественными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и граж­данами в качестве составной части их деятельности гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также соблюдением санитар­ных правил, норм и гигиенических нормативов;

 

 

3) сочетанием экономической заинтересованности юридических лиц и граждан в соблюдении санитарного законодательства РФ с их ответственностью за санитарные правонарушения;

 

 

4) широкой информированностью населения о состоянии здо­ровья, гигиенической и эпидемиологической обстановке, проводимых санитарно-профилактических мероприятиях;

 

 

5) воспитанием широкой санитарной культуры населения;

 

 

6) системой государственного и ведомственного санитар­но-эпидемического надзора, производственного и общественного контроля за сферой обитания.

 

 

В Законе говорится и о праве граждан получать от предприя­тий и организаций достоверные сведения о состоянии среды обита­ния и здоровья населения, о принимаемых мерах по обеспечению са­нитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах, о ка­честве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов и питьевой воды.

 

 

Этим же законом предусмотрен не только механизм контроля за технологией, производством, хранением, транспортировкой продук­ции народного потребления, но и ответственность юридических и физических лиц за соответствие всей деятельности, связанной с участием человека, и продукции, предназначенной для человека, действующим санитарным нормам и правилам, на основании которых разрабатываются соответствующие стандарты.

 

 

С января 1992 года введен в действие Закон "О медицинском страховании граждан РСФСР", который предусматривает обязательное страхование населения всеми предприятиями, учреждениями и орга­низациями как форму социальной защиты в новых экономических условиях.

 

 

Действует еще целый ряд законов и нормативных актов, регла­ментирующих различные стороны охраны здоровья населения и дея­тельности органов здравоохранения.

 

 

В Вооруженных  Силах  Российской  Федерации охрана здоровья  воинов Армии и Флота  регламентируется, кроме того, Законами: "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе",  "О статусе военнослужащих", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших во­енную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", а также приказами, Уставами, Руководствами, наставлениями и други­ми документами.

 

 

В соответствии с Законом "Об обороне" Вооруженные Силы - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, численность которой в мирное время не может превышать 1% численности населения. Правительство Рос­сийской Федерации организует работу подведомственных органов по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Непосредственно организует в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации прохождение военной службы и обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей Министерство обороны.

 

 

Таким образом, Закон "Об обороне" в рамках социальной защи­ты военнослужащих и членов их семей предполагает и вопросы охра­ны здоровья, т.к. состояние здоровья, как уже подчеркивалось, на 50 - 60% определяется социально-экономическими условиями.

 

 

Подготовка, призыв и поступление граждан на военную службу, порядок ее прохождения и увольнения из Вооруженных Сил регламен­тируются Законом "О воинской обязанности и военной службе". В соответствии с этим законом, обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина - лечебно-оздорови­тельные мероприятия. Медицинское освидетельствование осуществля­ется при первоначальной постановке на воинский учет граждан мужского пола в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином 17-летнего возраста. В медицинском освидетельствова­нии участвуют: хирург, терапевт, окулист, оториноларинголог, невропатолог, а при необходимости и другие врачи-специалисты. В случае невозможности на месте получить медицинское заключение о годности к военной службе комиссия по постановке граждан на во­инский учет (действует на основании настоящего Закона и "Положе­ния о воинском учете", утверждаемого Правительством Российской 

 

Федерации) может направить его на амбулаторное или стационарное обследование в медицинское учреждение.

 

 

Для организации и проведения призыва граждан на военную службу в каждом районе или городе без районного деления создает­ся призывная комиссия, председателем которой, в соответствии с Законом, является заместитель главы администрации. В состав ко­миссии наряду с другими представителями входят врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию. Особо следует отме­тить, что решение призывной комиссии не может противоречить зак­лючению врача-специалиста, проводившего медицинское освидетель­ствование гражданина, в вопросе о его годности к военной службе по состоянию здоровья.

 

 

В период прохождения военной службы, в случае признания во­еннослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, он подлежит увольнению досрочно. Право на досрочное увольнение имеют также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в случае признания его ограниченно годным к военной службе по заключению военно-врачебной комиссии, а также при не­возможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит военную службу.

 

 

Основы государственной политики по правовой и социальной защите (в том числе и охране здоровья) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей устанавливает За­кон "О статусе военнослужащих". В соответствии с разделом 3 статьи 3 закона "никто не в праве ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим законом".

 

 

Статья 16 закона,- Право на охрану жизни, здоровья, меди­цинскую помощь гласит: "Охрана жизни и здоровья военнослужащих обеспечивается созданием здоровых условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, ко­торая осуществляется командирами (начальниками) во взаимодейс­твии с органами государственной власти и управления Российской Федерации. Забота о сохранении жизни и здоровья военнослужащих - обязанность командиров (начальников)". На них возлагается обес­печение требований безопасности при проведении учений, других мероприятий боевой подготовки, при исполнении обязанностей воен- 

 

ной службы, эксплуатации вооружения и военной техники, произ­водстве работ.

 

 

Все военнослужащие ежегодно проходят медицинские обследова­ния, им оказывается бесплатная медицинская помощь в военно-меди­цинских учреждениях, а при необходимости - и в учреждениях здра­воохранения, проводятся лечебно-профилактические мероприятия. Право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских уч­реждениях имеют также члены семей офицеров (жены, мужья, дети до 18 лет) и лица, находящиеся на их иждивении.

 

 

Военнослужащие-женщины, кроме того, пользуются правами и льготами, предусмотренными законодательством об охране семьи, материнства и детства.

 

 

В период отпуска, согласно Закона, военнослужащие и члены их семей обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организо­ванным отдыхом за плату в санаториях, домах отдыха, на турист­ских базах, пансионатах Министерства обороны РФ или в санатор­но-курортных и оздоровительных учреждениях других министерств и ведомств. При этом, независимо от приобретения путевки, выплачи­вается денежная компенсация на военнослужащих и членов их семей и обеспечивается бесплатный проезд к месту лечения или отдыха и обратно.

 

 

При направлении в санатории для продолжения госпитального лечения военнослужащим и членам их семей путевки предоставляются бесплатно.

 

 

Указанные права распространяются также на офицеров, уволен­ных с военной службы по достижении предельного возраста пребыва­ния на военной службе, состоянию здоровья или в связи с органи­зационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (в льготном исчислении) и членов их семей.

 

 

В статье 25 закона подчеркивается, что командиры (начальни­ки) в мирное и военное время наряду с другими вопросами отвечают "за безопасность военной службы, материальное, техническое, ме­дицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспече­ние", которые в своей совокупности нацелены на охрану здоровья.

 

 

В Вооруженных Силах законодательная основа охраны здоровья получила широкое развитие в различных руководящих документах и приказах.

 

 

Во Временном Уставе внутренней службы Российской Федерации уже в разделе "Общие обязанности военнослужащих" главы 1 говорится, что "военнослужащий обязан строго соблюдать Конститу­цию и законы своего государства, выполнять требования воинских уставов." Это означает, что приведенные выше законы по вопросам охраны здоровья распространяются на всех военнослужащих.

 

 

Ответственность командиров (начальников) за охрану здоровья военнослужащих, изложенная в Законе "О статусе военнослужащих", развита в главе 3 Устава. В ней, в частности, говорится, что ко­мандир (начальник) обязан:

 

 

- твердо знать законы, относящиеся к его служебной деятель­ности, положения воинских уставов, действовать в строгом соот­ветствии с ними и требовать от подчиненных их соблюдения;

 

 

- принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава;

 

 

- принимать меры по сохранению и укреплению здоровья воен­нослужащих, совершенствованию медицинского обеспечения личного состава;

 

 

- предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части;

 

 

- организовывать и осуществлять контроль за техническим состоянием и эксплуатацией вооружения и военной техники, прово­дить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий;

 

 

- обеспечивать полноту доведения до личного состава поло­женного денежного и натурального довольствия...;

 

 

- постоянно заботиться об улучшении торгово-бытового обслу­живания подчиненных;

 

 

- принимать меры по охране окружающей среды в районе дея­тельности воинской части...

 

 

Эти положения конкретизированы в обязанностях должностных лиц части.

 

 

Что касается личного поведения, то Устав требует от воен­нослужащего повседневно закаливать себя, совершенствовать свою физическую подготовку, соблюдать правила личной гигиены, строго выполнять требования техники безопасности, заботиться о сохране­нии своего здоровья, воздерживаться от вредных привычек.

 

 

Уставом также регламентируется вся жизнедеятельность части. Внутренний порядок - это строгое соблюдение определенных воинс­кими уставами правил размещения, повседневной деятельности, быта военнослужащих в воинской части и несения службы суточным наря­дом.

 

 

Повседневная деятельность военнослужащих в любой обстановке должна осуществляться с соблюдением требований воинских уставов и наставлений об оздоровлении их службы и быта. При этом учиты­ваются специфика выполняемых задач, климатические условия, эко­логическая обстановка в районе дислокации воинской части, состо­яние материального обеспечения и казарменно-жилищного фонда.

 

 

Глава 8 Устава "Сохранение и укрепление здоровья военнослу­жащих" содержит как общие положения, ответственность за выполне­ние которых несут различные должностные лица, так и частные воп­росы, возложенные на медицинскую службу и лично на каждого воен­нослужащего.

 

 

В ней подчеркивается, что "сохранение и укрепление здоровья военнослужащих - важная и неотъемлемая часть их подготовки к вы­полнению своего воинского долга. Забота командира (начальника) о здоровье подчиненных является одной из его основных обязанностей в деятельности по обеспечению постоянной боевой готовности воин­ской части (подразделения)".

 

 

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих достигается:

 

 

- проведением командирами (начальниками) мероприятий по оз­доровлению условий службы и быта;

 

 

- систематическим их закаливанием, регулярными занятиями физической подготовкой и спортом;

 

 

- осуществлением санитарно-гигиенических, противоэпидеми­ческих и лечебно-профилактических мероприятий.

 

 

Как видно из приведенных данных, главная роль в деле укреп­ления и сохранения здоровья военнослужащих отводится командова­нию.

 

 

К основным направлениям деятельности командования по оздо­ровлению условий службы и быта относятся:

 

 

- установление и своевременное доведение до военнослужащих необходимых требований безопасности и обеспечение их выполнения;

 

 

- строгое выполнение санитарных норм и требований воинских уставов по размещению военнослужащих, организации их питания, водоснабжению и другим видам материального обеспечения и быта;

 

 

- организация точного выполнения распорядка дня и регламен­та служебного времени;

 

 

- своевременное и полное доведение до каждого военнослужа­щего положенных норм довольствия;

 

 

- устранение или снижение до установленных приделов влияния на здоровье вредных факторов, проведение мероприятий по оздоров­лению экологической обстановки.

 

 

Мероприятия санитарно-гигиенические, противоэпидемические и лечебно-профилактические относятся к медицинскому обеспечению Вооруженных Сил. Их осуществляет военно-медицинская служба комп­лектом своих частей, учреждений, подразделений и органов управ­ления, что в совокупности составляет военное здравоохранение.

 

 

Медицинское обеспечение - это деятельность военно-медицинс­кой службы в мирное и военное время в системе охраны здоровья военнослужащих.

 

 

Исходя из рассмотренных правовых основ, можно предложить следующую схему охраны здоровья в Вооруженных Силах РФ (рис. 1).

 

 

Необходимо отметить, что рассмотренными законами и уставны­ми требованиями не ограничиваются правовые аспекты охраны здо­ровья военнослужащих. Имеется еще целый ряд приказов Министра обороны, других должностных лиц, других документов, которые под­робнее раскрывают рассмотренные положения и дают механизм их претворения в жизнь.

 

 

Одним из важнейших официальных документов является приказ МО РФ от 23 июня 1993 г. N 323 "О состоянии работы по охране здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и мерах по ее улучшению". В нем на ряду с другими вопросами пре­дусмотрено повышение уровня подготовки командных кадров и специ­алистов тыла по вопросам охраны здоровья военнослужащих. Для этого, в соответствии с приказом, начиная с 1995 учебного года, в учебных программах высших военно-учебных заведений должна быть введена тематика по охране здоровья военнослужащих.

 

 

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ МЕТОД ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

 

 

В вопросе охраны здоровья военнослужащих, преимущественно здоровых людей, особое значение приобретает профилактика заболе­ваний, травм, отравлений и проведение мероприятий по укреплению здоровья.

 

 

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Нередко мы слышим выражения: "профилактика правонарушений", "профилактика травматизма" и другие. Слово "профилактика" в пе­реводе с греческого означает предупреждение, предохранение. В 

 

широком смысле профилактика - это всеобщий метод  предупреждения

 

 

нежелательных для человека и общества явлений.

 

 

Профилактика заболеваний - это сложный процесс, в котором задействовано много исполнителей от конкретного человека до различных государственных органов.

 

 

Важность профилактики заболеваний можно проиллюстрировать тем, что материальный ущерб от вреда здоровью граждан России, вызванный только нарушением санитарных правил, норм и гигиени­ческих нормативов, составлял в 1991 году 42 млрд. рублей. Еже­годно только стационарное лечение проходит каждый 5 - 6 гражда­нин страны.

 

 

Профилактика болезней (заболеваемости) является составной частью охраны здоровья и достигается посредством предупреждения и устранением факторов риска и оздоровлением условий сферы дея­тельности человека.

 

 

Предупреждение болезни представляет собой сложный, много­компонентный процесс. На современном уровне знаний необходимо рассматривать три вида профилактики: первичную, вторичную и тре­тичную (рис.2). Важнейшая из них - первичная, которая имеет сво­ей целью предупреждение возникновения любого заболевания, трав-

 

 

мы, отравления и других патологических состояний. Вторичная про­филактика направлена на предупреждение перехода возникшей болез­ни в хроническую форму или ее осложнений; третичная - на предуп­реждение инвалидизации и смертности. Последние два вида профи­лактики относятся к сфере медицинского обеспечения, нередко они не разделяются, а оба именуются вторичной профилактикой.

 

 

Первичная же профилактика не может осуществляться только медицинскими мерами и должна включать усилия самого человека, государственных структур, общества и медицины. Главенствующая роль при этом принадлежит социально-экономическим мерам, связан­ным с условиями жизни, труда, быта, отдыха, окружающей среды, обеспечением качественными продуктами питания и водой.

 

 

Медицинские меры первичной профилактики предполагают прове­дение гигиенического нормирования, санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенического воспитания, иммунизации и других проти­воэпидемических мероприятий.

 

 

Большое значение в первичной профилактике имеют индивиду­альные меры - здоровый образ жизни и культура человека, включаю­щие рациональный режим труда и отдыха, физическую активность, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек, культуру общения, духовное развитие.

 

 

В Вооруженных Силах профилактика заболеваемости военнослу­жащих учитывает общие закономерности процесса предупреждения бо­лезней, в то же время она должна иметь большую выраженность, так как сохранение здоровья личного состава, преимущественно здоро­вых людей, изначально логичнее, гуманнее и рациональнее, чем ле­чение больных. Более того, поддержание высокого уровня состояния здоровья военнослужащих является залогом высокой боеготовности и боеспособности воинских частей, кораблей, соединений, объедине­ний и округов (флотов).

 

 

Профилактика заболеваемости осуществляется на государствен­ном, общественном и индивидуальном уровнях (рис.3). Для этого в процессе предупреждения заболеваний и других нарушений состояния здоровья военнослужащих имеется широкий круг организаторов, от­ветственных участников и исполнителей: командование, службы ты­ла, медицинская служба; инженерные, строительные части и подраз­деления, правоохранительные органы, другие должностные лица и сами военнослужащие. Из этого вытекает сложность достижения цели профилактики, так как проблема является комплексной.

 

 

Командование, службы тыла, инженерные и строительные под­разделения реализуют профилактическую деятельность посредством социально-экономических мер, именуемых в армии и на флоте мате­риально-бытовым обеспечением. Условия размещения, питание, во­доснабжение, вещевое обеспечение, банно-прачечное обслуживание, сбор и удаление всех видов отходов и т.п. для воинских коллекти­вов являются элементами государственных мер профилактики и представляют собой инфраструктуру охраны здоровья военнослужа­щих. Каждое из перечисленных мероприятий в армии и на флоте должно рассматриваться как санитарно-гигиеническое.

 

 

Общественный уровень профилактики заболеваемости военнослу­жащих предполагает наличие в воинской части (соединении, объеди­нении, флоте) комиссий по охране здоровья личного состава в виде чрезвычайной противоэпидемической и по профилактике травматизма.

 

 

Индивидуальный уровень профилактики, осуществляемый самим военнослужащим, реализуется посредством соблюдения им правил здорового образа жизни.

 

 

Основные положения,  выполнение которых позволяет сохранять 

 

здоровье военнослужащих оформлены в организационно-правовом пла­не и регламентированы общевоинскими и корабельным уставами. В них установлена ответственность командиров за охрану здоровья подчиненных, а самих военнослужащих - за собственное состояние здоровья, определены меры, обеспечивающие профилактику заболева­ний.

 

 

Профилактическая деятельность военно-медицинской службы (военно-медицинская профилактика) является составной частью ме­дицинского обеспечения личного состава Вооруженных Сил. Меди­цинская служба осуществляет свою деятельность с учетом организа­ционных и правовых основ охраны здоровья и здравоохранения в стране и Вооруженных Силах. Основополагающим принципом в работе медицинской службы воинской части и корабля является приоритет­ное отношение к организации профилактики в связи с обслуживанием здорового контингента. Другим важным положением является значи­мость специалиста медицинской службы как консультативного и ор­ганизующего звена всей первично-профилактической работы в части. Кроме того, только представитель медицинской службы имеет юриди­чески оформленное право и владеет методикой контроля всех видов материально-бытового обеспечения - инфраструктуры охраны здо­ровья военнослужащих.

 

 

Структура первично-профилактической деятельности медицинс­кой службы (рис.4) предполагает высокий уровень профессиональной подготовки врачебного состава по вопросам профилактической меди­цины.

 

 

Гигиеническое нормирование - научно-практическая деятель­ность медицинской службы. Нормирование требует проведения специ­альных исследований для разработки санитарно-гигиенических норм и правил, включаемых в соответствующие официальные документы.

 

 

Первично-профилактическая деятельность медицинской службы основывается на информационно-аналитическом обеспечении (опера­тивном, динамическом, ретроспективном) о состоянии здоровья во­еннослужащих и санитарном состоянии обслуживаемой зоны. Информа­ционное обеспечение осуществляется по вертикали и горизонтали, предполагает получение и анализ данных по всем вопросам охраны здоровья военнослужащих. В информационном потоке должны быть представлены материалы по всем 15 классам заболеваний.

 

 

В первично-профилактической работе медицинской службы ис­пользуются различные формы и методы.

 

 

Медицинский отбор в рамках профессионального осуществляется при комплектовании военных учебных заведений, во время призыва на военную службу и при необходимости в различные периоды службы личного состава в армии и на флоте.

 

 

Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение направле­ны на доведение до военнослужащих общегигиенических знаний, фак­торов риска заболеваний, в том числе свойственных характеру во­енной службы, и на этой основе повышение уровня санитарной куль­туры, формирование здорового образа жизни, активное вовлечение в предупреждение заболеваний сил и средств индивидуального и об­щественного уровней профилактики.

 

 

В первичной профилактике участвуют врачи большинства меди­цинских специальностей, используя те или иные формы и методы. Однако основную же роль в первично-профилактической работе игра­ют врачи войскового (корабельного) звена и специалисты санитар­но-эпидемиологических отрядов. Именно на них возлагается функция санитарно-эпидемиологического надзора, предполагающего санитар­ное обследование и наблюдение за объектами, являющимися инфраст­руктурой охраны здоровья военнослужащих. В процессе осуществле­ния надзора реализуется гигиеническая диагностика - установление причинно-следственной связи между факторами риска, условиями внешней среды и состоянием здоровья военнослужащих.

 

 

В первичной профилактике инфекционных заболеваний важное значение имеют такие противоэпидемические мероприятия как дезин­фекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация.

 

 

Все виды медицинских осмотров личного состава (плановые ря­дового состава, декретированных контингентов, кухонного (камбуз­ного) наряда и др.  вносят существенный вклад как в профилактику заболеваемости, так и в раннее выявление болезней.

 

 

Важной формой комплексной первично-профилактической дея­тельности медицинской службы является диспансеризация. Диспансе­ризация включает медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава, изучение условий службы и быта военнослужащих, выявление факторов, отрицательно влияющих на здоровье, активное, раннее выявление заболеваний и состояний, предшествующих им, а также проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

 

 

В работе медицинской службы применительно к здоровым лицам используются такие профилактические средства как витамины, биос­тимуляторы, адаптогены, радиопротекторы, антибиотики и другие медикаментозные препараты.

 

 

При специальных видах профессиональной деятельности личного состава медицинской службой применяются адаптационные ме­роприятия в виде гипербарической оксигенации, предварительной тепловой адаптации и другие.

 

 

В качестве примера психо-профилактической работы можно рассматривать контроль и поддержание психологического статуса военнослужащих, обучение правилам и применение аутогенной трени­ровки.

 

 

Организационно-методическое направление деятельности меди­цинской службы предусматривает планирование всего комплекса про­филактических мероприятий при разработке программ и планов на соответствующих уровнях. На этом этапе, а также при реализации программ, осуществляется координация усилий всех участников про­филактических мер. В повседневных условиях и экстремальных ситу­ациях медицинская служба на основе гигиенических нормативов и информационного обеспечения регламентирует санитарные нормы и правила путем включения их в официальные документы (приказы, ди­рективы, указания и т.п.).

 

 

Первично-профилактическая деятельность медицинской службы шире традиционных понятий санитарно-гигиенического и противоэпи­демического обеспечения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

Необходимость коренного изменения государственного подхода к делу охраны здоровья населения, отмеченная в докладе Президен­ту Российской Федерации, вытекает из того, что сложилась паро­доксальная ситуация, когда ведомство, в наименьшей степени имею­щее возможность влиять на здоровье населения (медицина), оказы­вается единственно ответственным за его состояние.

 

 

Смешение понятий "охрана здоровья" и "здравоохранение", ко­торые сегодня понимаются как синонимы, привело к тому, что зада­ча охраны здоровья населения и самим населением, и политическими лидерами, и хозяйственными руководителями стала восприниматься как функция органов здравоохранения.

 

 

Аналогичная ситуация отмечается и в Вооруженных Силах. Не­редко, когда возникает вопрос о здоровье военнослужащих, адреса­том является медицинская служба, хотя согласно законодательных документов, за здоровье военнослужащих отвечают командиры (на­чальники). От них зависит состояние всей инфраструктуры военного здравоохранения, и в первую очередь - первичная профилактика.

 

 

Один из первых руководителей отечественной медицины Н.А.Се­машко еще в 20-е годы провозгласил, что "... профилактику надо понимать не как узко ведомственную задачу органов Здравоохране­ния, а широко и глубоко, как заботу государства об укреплении здоровья народа".

 

 

Важность профилактики, особенно первичной, в Вооруженных Силах определяется в первую очередь тем, что воинские коллективы

 

 

- это преимущественно здоровые молодые люди, которые за период воинской службы не должны ухудшить исходный уровень состояния здоровья, а наоборот - укрепить его, ибо от состояния здоровья военнослужащих в конечном итоге зависит и боеготовность и боес­пособность каждой воинской части.

 

 

Рекомендованная литература:

 

 

А. Законы Российской Федерации:

 

 

1. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

 

 

2. "О медицинском страховании граждан в РСФСР".

 

 

3. "О статусе военнослужащих".

 

 

Б. Приказы:

 

 

4. Министра обороны РФ от 22 июня 1993 г. N 323." О состоя­нии работы по охране здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и мерах по ее улучшению".

 

 

В. Уставы ВС РФ:

 

 

5 . Временный Устав внутренней службы ВС РФ.

 

 

6 . Корабельный устав ВМФ. 

 

Здоровье призывников

 

 

(исходный уровень)

 

 

Наследственность социально-экономич условия

 

 

Природно-климатич. условия и экология

 

 

Уровень культуры

 

 

Медицинское обслуж

 

 

Призывная              |               комиссия

 

 

Вооруженные Силы

 

 

| Командование|

 

 

----------------------                    --------------------

 

 

|    Условия         |  Осуществление     |    Медицинское   |

 

 

|воинской службы и   |     контроля       |    обеспечение   |

 

 

----- быта ----------- ------------------ --------------------

 

 

|- распорядок дня    | |   Здоровье     | |- противоэпидеми- |

 

 

|-интенсивность учеб-| |  военнослужащих| |ческие мероприятия|

 

 

|но-боевой подготовки| ------------------ |- санитарные и ги-|

 

 

|- организация дежур-| |Основные показат| |гиенические мероп-|

 

 

|но-вахтенной, гарни-| |- физическое    | |риятия            |

 

 

|зонной и караульной | |  развитие      | |- лечебно-профила-|

 

 

|службы              | |- заболеваемость| |ктические меропри-|

 

 

|- напряженность бое-| |- госпитализация| |ятия              |

 

 

|вой службы и боевого| |- трудопотери   | |- медицинское     |

 

 

|дежурства           | |- увольняемость | |  снабжение       |

 

 

|- размещение        | |- изменение ка- | |- боевая и специа-|

 

 

|- питание           | |тегории годности| |льная подготовка  |

 

 

|- водоснабжение     | |- смертность и  | |мед. состава      |

 

 

|- организация физпо-| |  другие        | |- военно-научная  |

 

 

|дготовки и спорта   | ------------------ |  работа          |

 

 

|- организация техни-|          |         |- гигиеническое   |

 

 

|ки безопасности     |          |         |воспитание и сани-|

 

 

|- профессиональные  |          |         |тарное просвещение|

 

 

|вредности           | ------------------ |- организация  ме-|

 

 

|- состояние внешней | | Образ жизни и  | |  дицинской подго-|

 

 

|среды               | |     культура   | |  товки           |

 

 

|- организация отдыха| ------------------ --------------------

 

 

|- банно-прачечное | |- культура обще-|

 

 

|обслуживание | |ния (на службе и|

 

 

|- торгово-бытовое | |в семье) |

 

 

|обслуживание и др.  | |- вредные привы-|

 

 

---------------------- | чки |

 

 

|- активный отдых|

 

 

|- двигательная |

 

 

| активность |

 

 

|- рациональное |

 

 

| питание |

 

 

|- духовность |

 

 

|                             Воинские коллективы и общественные                                      |

 

 

------------------------- организации --------------------------

 

 

Рис. 1.  Система охраны здоровья военнослужащих Вооруженных Сил

 

 

РФ 

 

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

 

|

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------

 

 

|                                     |                                     |                                               |                                           |

 

 

|

 

 

-

 

 

|

 

 

|

 

 

|

 

 

-

 

 

В И Д Ы | -----------

 

 

первичная|

 

 

вторичная|

 

 

третичная|

 

 

-----------

 

 

М Е Р Ы | ----------------- - социально- |

 

 

экономические |

 

 

- медико-       |

 

 

санитарные    |

 

 

- индивидуальные|

 

 

-----------------

 

 

 

 

--

 

 

|-

 

 

|-

 

 

|-

 

 

|-

 

 

|

 

 

--

 

 

Р О В Н И | ----------------- индивидуальный | общественный | государственный | межгосударствен-| ный | -----------------

 

 

| ОРГАНИЗАТОРЫ, УЧАСТНИ-|

 

 

| КИ И ИСПОЛНИТЕЛИ |

 

 

-------------------------

 

 

|- командование |

 

 

|- службы тыла |

 

 

|- инженерные, строи- |

 

 

| тельные части |

 

 

|- медицинская служба |

 

 

|- правоохранительные |

 

 

| органы |

 

 

|- общественные ор- |

 

 

| ганизации |

 

 

|- другие службы и дол- |

 

 

| жностные лица |

 

 

|- все веоннослужащие   |

 

 

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ | ------------------- - законодатель- |

 

 

ство РФ         |

 

 

- уставы Воору-   |

 

 

женных Сил      |

 

 

- приказы, дирек- |

 

 

тивы, руковод-  |

 

 

ства, правила,  |

 

 

наставления,    |

 

 

указания, дру-  |

 

 

гие официальные |

 

 

документы       |

 

 

-------------------

 

 

РИС.2. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. 

 

УРОВНИ ПРОФИЛАКТИКИ 

 

------------------                                        ----------------                                      ------------

 

 

| Государственный|                             | Общественный |                            | Индивиду-|

 

 

------------------                                        ----------------                                      | альный   |

 

 

|                         ОРГАНИЗАТОРЫ И|ИСПОЛНИТЕЛИ                 ------------

 

 

---------------------------------------------------------------------

 

 

| Командование, службы тыла,||Комиссии по охране здоровья ||                                        |

 

 

| другие службы                                ||военнослужащих, общественные||Военно- |

 

 

-----------------------------|организации                                                                    ||служащий|

 

 

|                                           ----------------------------------------

 

 

|   ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ  |   ОБЕСПЕЧЕНИЕ                        |

 

 

|                                                         |                                                   |

 

 

Законы, уставы, приказы, директивы, руководства, наставления, правила, инструкции; программы охраны здоровья, методические указания и рекомендации

 

 

|           ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ   | ЦЕЛИ

 

 

|                                                                   |

 

 

---------------------------                             -----------------------------

 

 

|Материально-бытовое обес-|             |Динамический контроль сос- |  ----------

 

 

|печение, санитарно-гигие-|               |тояния здоровья личного    |  |Здоровый|

 

 

|нические нормы, правила, |              |состава и санитарного сос- |  | образ  |

 

 

|мероприятия, первично-   |               |тояния инфраструктуры      |  | жизни  |

 

 

|профилактические меропри-|            -----------------------------  ----------

 

 

|ятия                                             |                             |

 

 

---------------------------                                                       |

 

 

|

 

 

ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА

 

 

Рис. 3. Организационные основы первичной профилактики заболеваемости военнослужащих 

 

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ

 

 

|

 

 

------------------------------------------------------ ------------------ | Профессиональный медицинский отбор | |Профессиональная| | Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение | ------------------

 

 

|подготовка                 ----- Противоэпидемические мероприятия                                                    |   |Организационно- |

 

 

|медицинских              |   | Профилактические медицинские осмотры                                              |   |методическая                                  |

 

 

|специалистов             |   | Предупредительный и текущий санитарно-эпидемиологи-|   |работа                                  |

 

 

------------------   | ческий надзор                                                                                                        |   ------------------

 

 

| Диспансеризация                                                                              |

 

 

| Медикаментозная профилактика                                                        |

 

 

| Адаптационные мероприятия                                                             |

 

 

| Психопрофилактика                                                                           |

 

 

------------------------------------------------------

 

 

|

 

 

|

 

 

Информационно

 

 

аналитическое обеспечение

 

 

Рис.4. Направления, формы и методы первично-профилактической деятельности медицинской службы.