Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Лыков В.И. Психосоматическая саморегуляция в модификации

Автор книги: Лыков Валерий Иванович

Книга: Лыков В.И. Психосоматическая саморегуляция в модификации

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Лыков Валерий Иванович - Лыков В.И. Психосоматическая саморегуляция в модификации читать книгу онлайн



ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В МОДИФИКАЦИИ "ПАДАЮЩАЯ КАПЛЯ"

 

В.И. Лыков, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт Наркологического диспансера №9 САО г. Москвы

Психологический стресс, как известно, вызывает в организме широкий спектр изменений. Они касаются не только психоэмоциональной сферы, но и особого режима работы всех органов и систем в момент воздействия стрессора. Так, состояние тревоги (страха) всегда сопровождается учащением сердечных сокращений и дыхания, изменением артериального давления, ощущением напряженности (скованности) в определенных группах мышц [3]. Являясь выражением общей мобилизации организма, при чрезмерном эмоциональном ответе указанные проявления наоборот способствуют психической и физической дезорганизации. Очевидно, для того чтобы эффективно противостоять неблагоприятным последствиям психологического стресса, необходимо воздействовать, по меньшей мере, на двух уровнях:

  1. блокировать чрезмерный эмоциональный ответ;
  2. купировать сопутствующие вегето-висцеральные проявления.

Искусственное, казалось бы, разделение психоэмоционального и вегето-висцерального компонентов стресс-реакции становится еще более обоснованным, если обратиться к клиническим данным. Ведь именно вегето-висцеральные проявления зачастую служат базой для формирования кардио-фобических, псевдоастматических, псевдоалгичес-ких и других подобных симптомов.

Целью разработки психосоматической саморегуляции "Падающая капля" явилось совершенствование способов целенаправленной регуляции психики при функционировании организма в особых условиях (во время переживания эмоционального стресса, а также при психосоматических и психических расстройствах пограничного уровня). Мишенями для самовоздействия стали вегето-висцеральная составляющая стресс-реакции и психовегетативные нарушения (от элементарных до сложных полиморфных сенестопатий) при болезненных состояниях.

В процессе поиска наиболее эффективного "инструмента" для самовоздействия автор исходил из следующего:

  1. Первым шагом для осуществления целенаправленной саморегуляции вегетативной функции является поиск наиболее адекватного способа сделать ее "видимой" (а значит, осязаемой и осознаваемой). Это особенно касается работы вегетативной нервной системы, функционирование которой осуществляется автоматизированно (с минимальным учас тием сознательных механизмов).
  2. Наиболее простым и вместе с тем эффективным вариантом достижения этой цели может считаться осуществление образной подстройки к функции. В результате образное представление выполняло бы роль некоего посредника, воздействием на который достигались изменения параметров вегетативной нервной системы.
  3. Гарантией реального самовоздействия (вместо ситуации отвлеченного фантазирования на тему произвольной регуляции вегетативных функций) является решение вопроса формирования механизма обратной связи.
  4. Реализация всех вышеизложенных положений наиболее полно возможна в трансовом состоянии, поскольку в нем максимально активировано образное мышление и открыт доступ для воздействия на подсознательные функции.

Из всего комплекса ощущений, сопровождающих функционирование ВМС, наиболее доступна для осознания и практически значима вегето-сосудистая составляющая. Она отчетливо выражена при стресс-реакции и является ядром многих болезненных психовегетативных проявлений. Умение чувствовать (удерживать в поле сознания) ощущение пульсации в различных участках тела, как правило, не требует специальной тренировки. Чтобы осуществить образную подстройку к этому ощущению на начальном этапе автор опирался на ассоциации, идущие от самих пациентов (обучаемых), которым во время предварительной беседы ставилось условие назвать наиболее близкий для них образ пульсации (работающего сердца). В результате был получен целый ряд динамических образных представлений, таких, например, как "подвесные веревочные качели", маятник, метроном, морской прибой, водяная помпа и даже работающий экскаватор. Затем в трансо-вом состоянии указанные образы визуализировались и становились объектом манипулирования. Между тем опыт показал, что подобная образная подстройка никак не могла считаться универсальной. Например, воспроизведение раскачивающихся качелей у отдельный субъектов само по себе вызывало далеко неоднозначные психовегетативные сдвиги (появление тревожности, напряжения, подташни-вания). Кроме того, за этими "образами-посредниками" удавалось добротно закрепить только один признак - частоту пульсации. Воздействие на другие элементы (тонус сосудов, колебание уровня артериального давления, затруднение дыхания, изменение температуры, мышечное напряжение, болевые стимулы и т. д.) возможности образа не позволяли. Из всего многообразия динамических образных представлений, благодаря позитивной эмоциональной окрашенности и максимальному потенциалу, для манипулирования был выбран образ падающей капли. С помощью этого образа оказывалось возможным подстраиваться практически ко всем психовегетативным проявлениям, преобразуя их через направленное изменение субмодальностей (табл. 1). Особенности формирования механизма обратной связи и другие находки могут быть отнесены к чисто техническим и будут изложены при освещении самой методики.

Обучение условно разделялось на три этапа. Вначале пациенты овладевали навыками диафрагмального дыхания. При этом за основу брались два его варианта: релаксирующий и мобилизующий. Подобные техники дыхания давно и с хорошим эффектом используются в дыхательной гимнастике [7; 8] .Однако их назначение в данном случае не ограничивалось достижением собственно тормозящего или возбуждающего действия на ЦНС опосредованно через дыхательный центр. В процессе обучения релаксирующий и мобилизующий варианты дыхания по условно-рефлекторному механизму закреплялись соответственно за состояниями глубокого трансового покоя и оптимальной работоспособности, выступая в последующем в качестве "ключа" для их быстрого достижения.

Таблица   1

СПОСОБЫ МАКСИМАЛЬНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕНСОРНЫХ СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ 8 САМОРЕГУЛЯТОРНЫЙ ПРОЦЕСС

 

ТИПЫ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

ВАРИАНТЫ ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗА ПАДАЮЩЕЙ КАПЛИ

Зрение

Падающая капля может иметь различные варианты окраски, отличающиеся яркостью, насыщенностью, а также формой

Слух

При падении капля издает характерный звук, который может изменяться по высоте, тембру и интенсивности

Кинестетика

Капля при необходимости может становиться тяжелее или легче, теплее или холоднее; оказывать большее или меньшее давление; передавать сходные ощущения в различные части тела или области проекции внутренних органов

Обоняние

Падающая капля может иметь характерный запах, аромат и кон центрированность, которая целенаправленно изменяется в течение саморегуляции

Следующим шагом на начальном этапе было обучение сознательной фиксации внимания на ощущении пульсации в различных участках тела для развития навыков саморефлексии физиологических функций. Вышеназванный прием в последующем выступал как базовый в обеспечении механизма обратной связи. Обучаемый синхронизировал ритм дыхания с частотой сердечных сокращений, выбрав оптимальное соотношение (как правило, это 1:3 или 1:4). Подготовительный этап занимал не более 10-15 минут.

В процессе основного этапа проводился обучающий сеанс, во время которого наведение измененного соаояния сознания осущеавлялось путем манипуляций с динамическим образным предаавлением "Падающей капли". 8 процессе уже первого занятия аимулировалась активноаь со аороны обучаемого. Так, клиентам либо до, либо во время сеанса предоаавлялась возможноаь выбора контекаа для образа падающей капли (капля может падать с сосульки, водопроводного крана, аекая по листу рааения или в любом другом приемлемом варианте). Основная задача обучающего соаояла в том, чтобы перестроить мышление человека с предметно-логического, абстрактного на образное, целостное ("живое восприятие"). Если в начале сеанса обучения акцент делался на оживление контекста, то по мере развития транса капля вычленялась из картинки. Внушения во время сеанса преимущественно давались в косвенной форме, так, словно психотерапевт лишь направляет усилия обучаемого, а все остальное тот делает сам. Предупреждая возможные неудачи на начальных этапах, обучаемому давались установки на то, что какие-то составляющие образа (кинестетические, визуальные, обонятельные и т. д.) будут воспроизводиться лучше, другие - несколько хуже. Например: "Вы можете видеть каплю, круги, расходящиеся в стороны, чувствовать свежесть, исходящую от нее, но не слышать звук падения ... или... не видеть каплю, но слышать характерный звук ее падения... (и т. п.), постепенно же, по мере углубления состояния управляемого Вами транса, Вы постепенно достигаете полного оживления образа". На этом этапе образное представление как бы проецировалось вовне. Поскольку способность к визуализации при неглубоких уровнях транса развита далеко не у всех, следующим шагом в процесс более активно вовлекался кинестетический анализатор. "Несмотря на то, что возможно Вы еще не в полной мере воспроизвели падающую каплю, уже сейчас Вы можете почувствовать, как после направления ее на область солнечного сплетения изменяются ощущения тела". Дальнейшие внушения выстраивались таким образом, чтобы вся "работа с телом" производилась опосредованно через образ капли. Причем акцент делался на те его составляющие, которые ассоциировалась у пациентов с состоянием максимального расслабления и комфорта. Как один из вариантов предлагался следующий порядок построения внушений:

  • почувствовать, как тело, словно сделанное из какого-то пористого материала (сахарный песок, губка и т. д.), набухает, пропитывается тяжестью);
  • затем, превращаясь в густую жидкостную массу, начинает растекаться;
  • капля падает в самый центр этой массы, все более и более ее разжижая;
  • постепенно возникает ощущение полной растворенности тела, а образ капли, наоборот, максимально оживает, удерживается перед внутренним взором, независимо от сознательного участия.

Обучаемым с теоретическим (соблюдающим принцип реальности) мышлением давался несколько иной образный контекст:

  • капля, падая на область солнечного сплетения, заполняла некий резервуар "живительной влагой";
  • тело же, оставаясь на поверхности, оказывалось как бы в состоянии невесомости;
  • в финале тело как бы представляло собой рисунок, спроецированный наводной поверхности, или тень, падающую на водную гладь.

На протяжении всего этапа параллельно с углублением транса производилась синхронизация ритма падения капли с частотой сердечных сокращений (пульсацией) и дыханием. Без этого, как уже указывалось, невозможно было бы выстраивание механизма обратной связи, а значит, и эффективное воздействие на вегетативную нервную систему. Обучаемому предлагалось несколько вариантов подходов. Например, капля падает с частотой пульса или в определенном соотношении с ним (1:3,1:4). В качестве более универсального варианта обучаемому давалась установка, что "... капля зарождается на вдохе, а на выдохе падает. Параллельно от этой капли отделяются более маленькие капли, которые падают с частотой пульсации сердца. При этом ощущения пульсации с каждым разом все более и более заглушаются звуком падающих капель". В конце концов достигалось состояние, когда все тело вместе с ощущением пульсации "растворялось под действием капли" или "превращалось в тень, падающую на водную поверхность". Оставалась лишь падающая капля, ритм падения которой и все остальные составляющие образа олицетворяли собой работу внутренних органов в состоянии глубокого покоя. Все ключевые моменты на этом этапе обучения закреплялись гетеросуггестивно.

При отработке выхода из транса в состояние оптимальной работоспособности принималось во внимание, что у каждого человека в памяти запечатлены те параметры психики и организма, при которых функционирование происходило с максимальными отдачей и эффектом. Указанные характеристики воспроизводились, а затем закреплялись за мобилизующим вариантом дыхания и усиливались в соответствии с конечной целью изменяющимся образом падающей капли. Выход осуществлялся ступенчато. При этом образ капли вначале как бы наливался энергией и освежающей прохладой, учащался ритм ее падения; увеличивался в размерах, достигая высоты человеческого роста и в конце концов обучаемый видел себя "внутри капли", начиная в полной мере ощущать свое тело.

На заключительном закрепляющем этапе пациент должен был самостоятельно войти в транс, произвести при необходимости самовоздействие, возвращая себе оптимальное рабочее состояние. Доведение навыка до степени автоматизма предполагало осуществление этого процесса на бессознательном уровне, только лишь манипулируя соответствующими вариантами дыхания. Обобщенные сведения по методике представлены в табл. 2.

Таблица 2

ОБОБЩЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ 

В МОДИФИКАЦИИ "ПАДАЮЩАЯ КАПЛЯ"

 

Составные

Этапы обучения

элементы

начальный

основной

закрепляю-

 

 

 

щий

Основные

1. Диафрагмальное

1. Наведение измененно-

Самостоя-

приемы

дыхание:

го состоянии сознания.

тельный

 

  релаксирующий вари-

используя динамическое

вход

 

ант;

образное представление

и выход

 

   мобилизующий вари-

"Падающая капля".

s изме-

 

ант

2. Наложение и синхро-

ненные

 

2. Сознательная фикса-

низация его с ощущением

состояния

 

ция внимания на ощуще-

пульсации и дыханием.

сознания

 

нии пульсации в различ-

3. Преобразование через

 

 

ных участках тела.

образ "Падающей капли"

 

 

3. Синхронизация ритма

психовегетативных

 

 

дыхания и пульса.

нарушений

 

Назначение

1. Диафрагмальное

1. Совершенствование

Контроль

 

дыхание:

навыка сознательной

правиль-

 

   как собственно релак-

регуляции психоэмоцио-

ности

 

сирующее или моби-

нальной сферы.

использо-

 

лизующее средство;

2. Произвольное влияние

вания и

 

   в качестве "ключа" к

на вегетативную нерв-

эффектив-

 

вхождению в заданные

ную систему и опосре-

ности

 

состояния.

дованно через нее на

усвоенных

 

2. Удерживание произ-

функцию внутренних

навыков

 

вольного внимания на

органов

 

 

ощущении пульсации:

 

 

 

   развитие навыков

 

 

 

саморефлексии физи-

 

 

 

ологических функций

 

 

Механизм

1. Диафрагмальное

Подстройка опосредо-

Закрепле-

психофизио-

дыхание:

ванно через активацию

ние

логического

  тормозящее или

образного мышления

навыков

действия

возбуждающее дей-

к работе центров вегета-

до степе-

 

ствие на ЦНС опосре-

тивной нервной системы

ни авто-

 

дованно через дыха-

 

матизма

 

тельный центр;

 

 

 

   условно-рефлекторное

'

 

 

закрепление за состоя-

 

 

 

ниями глубокого покоя

 

 

 

или оптимальной

 

 

 

работоспособности.

 

 

 

Ощущения пульсации:

 

 

 

   основание механизма

 

 

 

обратной связи

 

 

С целью усиления стресспротективного эффекта, а также более органичного вплетения полученного навыка саморегуляции в уже имеющийся жизненный опыт с обучаемыми проводилась процедура "психической десенсибилизации". Это достигалось следующим образом:

  1. Давалась команда самостоятельно войти в состояние транса с сохранением рапорта с обучающим.
  2. Далее предлагалось увидеть рядом с падающей каплей другую, которая застывает перед внутренним взором, превращаясь в зеркальную. При этом падающая капля как бы уходит на время на задний план.
  3. В обязательном порядке давалось указание перейти на обычный ритм дыхания с установкой на углубление транса. Это позволяло "отделить" проводимую работу от собственно процесса саморегулирования, проводимого на фоне диафрагмального дыхания (избежать нарушения целостности наработанной конструкции).
  4. Предлагалось увидеть в зеркальной капле отражение пережитых ранее ситуаций стресса. Параллельно человек получал установку следить за происходящими в организме изменениями, отмечая стереотипность ощущений (определение стереотипа вегето-висцерального реагирования).
  5. Затем предоставлялась возможность купировать психовегетативные проявления стресса, возвратившись к варианту диафрагмального дыхания и активно используя полученные навыки.

Для развития навыков психосоматической саморегуляции в модификации "Падающая капля" требовалось в среднем три занятия продолжительностью 30~40 минут каждое. Нами апробирован также вариант ускоренного обучения, когда все эти этапы отрабатывались в течение одного двухчасового занятия.

За период с 1995 по 2001 год методике психосоматической саморегуляции в модификации "Падающая капля" было обучено 335 человек. Среди них 81 субъект практически здоровы (28 студентов психологического факультета Муниципального института управления г. Самары, 52 военных психолога Приволжского военного округа); 69 военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях боевой обстановки [5]; 185 пациентов с непсихотическими тревожно-депрессивными состояниями.

Что касается здоровых обучаемых, то в 69% случаев они овладели навыком в полном объеме. У19% субъектов для наведения измененного состояния сознания применялись дополнительные приемы подстройки к естественным трансо-вым состояниям и метод путаницы [14] с целью блокировки сознательной активности. В 12% случаев, несмотря на достижение достаточно глубоких уровней транса, не удавалось в полной мере визуализировать необходимые образные представления. Самовоздействие при этом ограничивалось манипулированием обонятельными, кинестетическими или слуховыми субмодальностями.

Наиболее полно с применением клинико-психопатологического, экспериментально-психологического (СМИЛ, шкалы тревоги и депрессии Гамильтона) и инструментального методов были обследованы пациенты с непсихотическими тревожно-депрессивными расстройствами. Обучение психосоматической саморегуляции осуществлялось на заключительном этапе терапии, включающей как психофармакологическое лечение, так и психотерапевтическое воздействие в рамках эклектического подхода. Получены статистически достоверные результаты, подтверждающие эффективность данной методики в комплексном лечении непсихотических тревожно-депрессивных расстройств [б]. Благодаря применению психосоматической саморегуляции удавалось эффективно купировать сенесто-ипохондрическую симптоматику и осуществлять за счет оптимизации психовегетативного обеспечения профилактику рецидивов болезненных состояний.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1.        Методика психосоматической саморегуляции в модификации "Падающая капля" позволяет производить целенаправленную саморегуляцию вегетативной нервной системы как в условиях функционирования организма в экстремальных условиях боевой обстановки, так и в болезненных
состояниях пограничного уровня.

2.        По способу самовоздействия техника может быть отнесена к аутогипнотической. Повышение ее эффективности достигалось смещением акцента с мысленного повторения формул самовнушения (как принято, например, в аутотренинге [1; 2; 9]) на манипулирование мыслеобразными
представлениями. Для ускорения обучения данному методу саморегуляции активно использовалось гетеросуггестивное воздействие, доля которого была особенно высока на начальных этапах обучения.

  1. Формирование механизма обратной связи обеспечивалось выработкой сочетательных рефлексов между динамическим образным представлением падающей капли и вегето-висцеральными (преимущественно вегето-сосудистыми) проявлениями.
  2. "Ключом" для скорейшего достижения состояний глубокого трансового покоя и оптимальной работоспособности в результате гетеросуггестивного закрепления становились соответственно релаксирующий и мобилизующий варианты диафрагмального дыхания.

Таким образом, полученные данные позволяют рекомендовать использование психосоматической саморегуляции в модификации "Падающая капля" как для коррекции последствий действия психологического стресса, так и в комплексном лечении психосоматических заболеваний и психических расстройств пограничного уровня.

Литература

  1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М., 1985.
  2. Аутогенная тренировка. - Л., 1973.

 

  1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М., 1995.
  2. Линдеман X., Селье Г. Система психофизического саморегулирования. - М.,1992.
  3. Литвинцев С.В., Лыков В.И., Сюрис Н.А., Архангельский А.Е. Психокоррекция последствий боевого стресса в условиях театра военных действий// Война и психическое здоровье: Материалы юбилейной науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рожд. проф. Ф.И. Иванова. - СПб., 2002. - С. 23~31.
  4. Лыков В.И., Архангельский А.Е., Литвинцев С.В. Эклектический подход к психотерапии непсихотических тревожно-депрессивных расстройств // Война и психическое здоровье: Материалы юбилейной науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рожд. проф. Ф.И. Иванова. - СПб., 2002. - С. 306-307.
  5. Мельник С.Г., Шакула А.В. Психосоматическая саморегуляция - эффективный метод поддержания работоспособности летчика в длительном полете// Воен.-мед. журн. - 1982. - № 4. - С. 47~50.

 

  1. Психотерапевтическая энциклопедия.- СПб., 1999.
  2. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. - М,, 1985.

10.        Эриксон М. Стратегия психотерапии. - СПб., 1999.