Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Психотерапия ПТСР Материалы V Всероссийской научно-практической конференции

Автор книги:

Книга: Психотерапия ПТСР Материалы V Всероссийской научно-практической конференции

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

- Психотерапия ПТСР Материалы V Всероссийской научно-практической конференции читать книгу онлайн



ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТСТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ И КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ

Материалы V Всероссийской научно-практической конференции по психотерапии и клинической психологии «Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации» 

М., 2002,

 

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАСТНИКОВ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

 

Берковская М. И., Родионов А. В., Сухоруков Н. В. (Москва)

 

Участие в антитеррористических операциях нередко приводит к развитию посттравматических стрессовых расстройств. Это, в свою очередь, резко сужает зону стабильности и снижает стрессоустойчивость и безопасность сотрудников антитеррористических служб и эффективность их работы. 

Сотрудников, переживших чрезвычайные экстремальные ситуации военных действий, принято относить к группе повышенного риска возникновения психических нарушений, получивших наименование «посттравматических стрессовых расстройств», или сокращенно - ПТСР. Работа по преодолению последствий ПТСР и накопления «рабочего» стресса у сотрудников спецподразделений и членов их семей приобретает особое значение.

Основной идеей, лежащей в основе психотерапевтической работы в таком случае, является опора на развитие личности, способствующее преодолению негативных последствий профессиональной деятельности и повышению стрессоустойчивости через: а) укрепление ощущения важности своего существования; б) усиление чувства независимости и способности влиять на собственную жизнь; в) привитие открытости и интереса к изменениям собственной личности, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития (по Е.М.Черепановой).

Одним из вариантов стресс-менеджмента, предназначенным для предупреждения «рабочего» стресса среди представителей профессий «повышенного риска», являются программы менеджмента стресса критических инцидентов, по Y.Mitchell, в частности, методика психологического дебрифинга. 

Помимо этого, предлагается метод мысленного управления собственным состоянием в экстремальной ситуации, который в зарубежной литературе получил название «Ментальный тренинг». 

Основой метода является подход шведского специалиста L.-E.Unesthal, который одним из первых (1981) разработал систему сознательного самопрограммирования достижения успеха на базе органичного сочетания релаксации и умственного тренинга.

Ментальный тренинг понимается как комплекс психических средств, включающих:

  • распознавание и оценку окружающей ситуации;
  • контроль психофизиологических и поведенческих реакций;
  • приёмы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и создание необходимых предпосылок для эффективной деятельности.

Такой метод позволяет формировать необходимую установку на предстоящую деятельность и преодолевать негативные воздействия любых экстремальных ситуаций, будь это повседневные жизненные ситуации или условия выполнения ответственной деятельности. 

Во всех случаях применения ментального тренинга психорегулирующие воздействия прямо связаны с восприятием, представлением и формированием образа в широком смысле этого слова: образа ситуации (конкретной и воображаемой), собственного образа, образа других участников ответственного события, образ близких человеку людей.

Овладение приёмами ментального тренинга включает и овладение навыками мысленной визуализации и медитации. Это позволяет сотруднику в состоянии посттравматического синдрома не только достигать необходимой релаксации, но и улучшить способность вызывать у себя делаемые позитивные мысленные образы. 

Формируется «чувств успеха» с помощью системы психорегулирующих воздействий, состоящей из трёх взаимосвязанных частей: мысленная тренировка, концентрация на конечной цели, тренировка способности перенесения своего образа в идеальную (модельную) ситуацию.

Прежде всего, сотрудник учится переноситься по желанию в собственное мысленное пространство, где чувствуется безопасность. Во время концентрации на поставленной цели он старается увидеть себя, выполняющим запланированные действия, или, по крайней мере, почувствовать, что может их выполнить. Затем используются средства самовнушения, с помощью которых вырабатывается уверенность в себе. 

Мысленная тренировка и выработка уверенности в себе приводят к тому, что каждый день усиливается чувство надёжности, безопасности, улучшается самочувствие. 

Получены объективные показатели эффективности данных средств преодоления последствий ПТСР. 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРОЕ СОЦИАЛЬНО-СТРЕССОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

 

Боев И. В., Золотарев С. В. (Минеральные Воды)

 

Актуальность исследования. Локальные войны, террористические акты, вынужденная миграция населения, социальная нестабильность ведут к росту числа заболеваний и расстройств социально-стрессового генеза. Проблема диагностики и лечения посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) у лиц, переживших острый информационный стресс в виде терроризма, становится все более актуальной в России. В связи с этим особую актуальность приобретают методы, позволяющие оперативно, с высокой степенью достоверности регистрировать личностные, психологические, психофизиологические изменения, обусловленные влиянием острого стресса.

Цель исследования: Изучение психофизиологических особенностей в виде электрофизиологических характеристик биологически-активных зон (БАЗ) кожи, у лиц, перенесших острое социально-стрессовое воздействие.

Задачи исследования: Изучить вероятностное распределение психофизиологических характеристик лиц, переживших острое социально-стрессовое поражение, связанное с угрозой для жизни; построить математическую модель психофизиологического состояния жертв терроризма, в виде профилей физиологической активности, функциональной емкости и адаптационных возможностей биологически-активных зон кожи.

Объект исследования: 42 жителя г. Минеральные Воды, в возрасте от 22 до 75 лет, из них 6 мужчин, 36 женщин, перенесших острое социально-стрессовое поражение вследствие террористического акта (взрыв 24 марта 2001 г.). 

Методы исследования. Исследование проводились на базе центральной районной поликлиники г. Минеральные Воды с использованием системы прикладной регуляторной диагностики «АМСАТ-КОВЕРТ». Математическая обработка проводилась на базе Клиники пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии с помощью пакета статистических программ «Statistica for Windows». 

Результаты исследования. Психофизиолого-математический анализ физиологической активности БАЗ кожи лиц, переживших острое социально-стрессовое поражение во время террористического акта в г. Минеральные Воды, позволяет сделать заключение о наличии в организме обследуемых изменений, характерных для высокой степени эмоционального напряжения (состояние острого стресса), значительном повышении «базальной» (витальной) энергетики, сопровождающейся повышением активности симпатоадреналовой системы, и, в то же время, развитием умеренного торможения в центральной нервной системе (Боев И.В., Кривоконь В.И., Гнучев В.Ф., 1999). Данное взаимосочетание показателей клинически может проявляться состояниями тревоги, страха, сопровождающимися развитием проявлений астенического либо субдепрессивного круга, а также вегетативно-сосудистыми расстройствами. 

Результаты психофизиолого-математического анализа функциональной емкости БАЗ кожи у жертв терроризма коррелируют с представлениями о физиологии и патофизиологии стресса, согласно которым повышенный выброс адреналина в кровеносное русло, каковым сопровождается острая психотравма с угрозой жизни субъекта, влечет за собой возникновение сосудистого спазма с повышением артериального давления. Длительность психологических, психических переживаний в случае угрозы жизни достаточно велика, вследствие чего сосудистый спазм сохраняется на протяжении нескольких часов, суток, недель. Возникающие в результате нарушения микроциркуляции могут привести к появлению очагов некроза в кровоснабжаемой ткани, причем в первую очередь будут страдать наиболее молодые в филогенетическом плане структуры: гипоталамо-гипофизарная система, кора больших полушарий (отделы, отвечающие за высшие психические функции). При отсутствии адекватной специализированной психологической, психотерапевтической и/или психиатрической помощи закономерно стойкое нарушение функциональной деятельности мозга и, как следствие, высок риск трансформации собственно психогенных нарушений в психогенно-органические. Последнее подтверждает вероятность формирования смешанных этиопатогенетических механизмов поражения личности.

Психофизиолого-математический анализ регуляторных возможностей БАЗ кожи лиц, перенесших острое социально-стрессовое поражение, в виде времени установления адаптационной реакции на стандартный раздражитель, позволил выявить следующие закономерности: состояние стрессовой дезадаптации у жертв терроризма, в первую очередь затрагивает психические функции, центральную нервную систему, центральные отделы нейроэндокринной системы, органы чувств. Как следствие, у пострадавших может развиться психогенно обусловленный десинхроноз деятельности внутренних органов, дистальных нейроэндокринных желез, что, в свою очередь, ведет к усугублению проявлений дезадаптации ЦНС, актуализации конституционально-типологических механизмов декомпенсации с развитием предпатологических, патологических пограничных нервно-психических, личностных, поведенческих и психосоматических нарушений по механизму положительной обратной связи.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИК КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ У ЖЕНЩИН С ПОСТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ

 

Гордеева Е. Г., Кондратьева М. С., Есаулов В. И., Искандирова А. Б. (Москва)

 

 Посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), возникающим в результате криминальных нападений, насилия, а также травм некриминального характера, по данным отечественных и зарубежных авторов страдает значительное количество женщин.

 Для коррекции имеющихся при ПТСР психических нарушений последние годы активно используются различные психотерапевтические техники, основными из которых являются разнообразные методы когнитивно-бихевиоральной терапии, НЛП, техники трансперсональной терапии, а также суггестивные методики.

 Данное сообщение посвящено изучению эффективности применения различных техник психотерапии когнитивно-бихевиоральной направленности у женщин, страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. С этой целью в динамике наблюдались 18 женщин с диагнозом ПТСР в возрасте от 18 до 55лет. В купировании психопатологических расстройств использовались как индивидуальный, так и групповой методы психотерапии когнитивно-бихевиоральной направленности. Средняя продолжительность курса терапии составляла 3 месяца. 

Анализируя результаты индивидуального применения когнитивно - бихевиоральной техник психотерапии у женщин с ПТСР, можно отметить, что в лечении пациенток с данным расстройством наиболее успешным было использование двух методов - терапии повторным погружением в стрессовую ситуацию, и стресс-прививочных тренингов. При использовании первой техника происходило воссоздание в памяти травмирующей ситуации с последующей эмоциональной и когнитивной переработкой травматического опыта. Это происходило как на амбулаторном приеме, так и при самостоятельной работе пациенток дома. На обращалось внимание на воссоздание деталей травмирующего события. По окончании занятия давались домашние задания, одним из которых являлось прослушивание сделанной на приеме аудиозаписи сеанса.

 Целью стресс-прививочных тренингов являлось обучение пациенток различным техникам управления тревогой методиками мышечной релаксации, техникой контролируемого дыхания др. Проводилось выявление и протоколирование автоматических мыслей, возникающих при воздействии стрессового фактора, выявление имеющихся ошибочных центральных убеждений и их последующая проработка, в том числе и в ролевых играх.

 Роль групповой психотерапии в лечении ПТСР традиционно ограничивалась воздействием на самооценку пациентов и на их межличностные отношения, а не на первичные симптомы ПТСР. Однако применение методики Интерактивной Обучающей Групповой Психотерапии (по Н.Lubin и соавт.,1998), являющейся разновидностью групповой когнитивно-бихевиоральной психотерапии, показало ее высокую эффективность. По катамнестическим данным после окончания терапии отмечалось выраженное уменьшение проявлений репереживания, отгороженности и гипервозбуждения, характерных для посттравматического расстройства, а также проявлений депрессии и диссоциативных симптомов.

 Когнитивно-бихевиоральная терапия в групповом варианте показала хорошие результаты при лечении женщин с посттравматическим расстройством, осложненным лекарственной и наркотической зависимостями, подтвержденные данными катамнеза. После окончания лечения методом когиитивно-бихевиоральной терапии (состоящей из 24 сессий) отмечалась как выраженная редукция проявлений зависимости, так и симптомов, связанных с травмой. Ослабевали проявления депрессии, снижался суицидальный риск и суицидальные мысли, улучшалась социальная приспособляемость, налаживались внутрисемейные отношения.

 Таким образом, применение техник когнитивно-бихевиоральной терапии в индивидуальном и групповом вариантах оказалось эффективным в лечении группы обследованных женщин, страдающих ПТСР.

 

ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСТСТРЕССОВЫХ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У СПАСАТЕЛЕЙ

 

Гордеева Е. Г., Искандирова А. Б., Пахтусова Е. Е., Агапова М. В. (Москва.)

        

При проведении психодиагностического обследовании спасателей на предмет выявления психо-эмоциональных нарушений (опросник психопатологической симптоматики Дерогатиса, Миссисипская шкала, опросник Спилбергера-Ханина, шкала депрессии Зунге, опросник социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда) были выявлены ряд личностных и поведенческих особенностей спасателей:

  1. в отличие от мирного населения, спасатели являются категорией «условно готовой» к переживанию чрезвычайных ситуаций, то есть эффект неожиданности по сути отсутствует, эти люди находятся в постоянном напряжении;
  2. у спасателей отсутствует запрос на психологическую помощь - «спасатель не должен быть больным и слабым»;
  3. у спасателей высокий уровень самоконтроля. 

При проведении клинического интервью и в процессе психотерапевтической работы подтвердились особенности психологического портрета спасателей, описанные Ларцевым М.А. (1996): отмечался явно декларируемый и подчеркнутый мужской стиль поведения, умеренная агрессивность, некоторое преувеличение трудностей своей профессиональной деятельности, отрицание психологических реакций на стресс. Спасатели усиленно поддерживают романтичный образ сильного и благородного мужчины, который ни на что не жалуется - образ спасателя с большой буквы, в самом высоком смысле этого слова, четко декларируют своеобразную избранность - «мы там были, а вы нет и, следовательно, вам не дано понять, что это такое». 

Вышеуказанные особенности значительно затрудняли проведение психокоррекционных и реабилитационных мероприятий. Нами была сформирована тактика работы, подобраны специальные психотерапевтические методы, учитывающие специфику личности и поведения спасателей.

В процессе психотерапии необходимо участие психолога, врача, выезжающего на место ЧС, или постоянно работающего в отряде, чтобы нивелировать эффект избранности спасателя.

По результатам обследования были выделены три группы спасателей: хорошо адаптированные (условно здоровые), группа риска по развитию ПТСР, люди с признаками ПТСР.

Первая и вторая группы спасателей (профессиональный стаж до 6 лет) проходили только групповую психотерапию.

Работа с третьей группой испытуемых (профессиональный стаж более 6 лет) проводилась сначала в индивидуальном и только потом в групповом режиме. 

В индивидуальной терапии нами использовалась следующая стратегия:

  • создание зоны доверия, установление безопасного контакта;
  • создание ресурсного состояния;
  • отреагирование психотравмирующего материала (катарсические техники);
  • осознание психотравмирующего опыта, интеграция травмированной части личности с целостной личностью, переформирование системы убеждений и ценностей, реальное видение прошлой ситуации, нахождение позитивных сторон события;
  • формирование новой модели поведения, социальная адаптация, построение новой картины будущего.

Создание зоны доверия заключается в восприятии пациента как человека интересного и творческого; необходимо восхищаться им, открыто (как ребенок) принимать его ответы и рассуждения о себе. На этом этапе не применяются никакие техники, не затрагивается травматический материал, разговор ведется о семье, о его детстве, его интересах - он должен почувствовать себя в вашем кабинете безопасно; достаточно использовать такие элементы психотерапии, как присоединение и ведение.

 После установления доверительного контакта свое состояние спасатели субъективно описывают, как снижение интереса к проблемам повседневной жизни, говорят о трудностях взаимопонимания в семье, отмечают повышенную раздражительность, вспышки гнева. На вопрос, какими средствами психологической разгрузки они снимают напряжение, в большинстве случаев звучал ответ - алкоголем. 

На втором этапе психотерапии, для щадящего и осторожного доступа к травмирующему опыту пациента, нами применялись психотерапевтические техники, направленные на создание и расширение ресурсной зоны пациента. Исходя из того, что развитию ПТСР у спасателей, как правило, предшествует наличие синдрома утомления, истощения, а удержание травматического материала также требует большого количества психических усилий, работа по созданию ресурса является самым важным этапом в терапии постстрессовых расстройств.

Современные направления психотерапии имеют в своем арсенале множество методов и техник, направленных на создание и расширение ресурсной зоны пациента. В нашей работе мы использовали следующие:

  • эриксоновский гипноз - ресурсные трансы, например «Любимый уголок природы», «Путешествие в приятное воспоминание»; 
  • телесно-ориентированная терапия - работа с «опорами», телесная гомеопатия и телесные трансы; 
  • психосинтез (инициированное воображение символов и медитации) - символы «Луг», медитация «Убежище»;
  • арттерапия - рисунки «Мое желаемое состояние»;
  • нейро-лингвистическое программирование - «Круги силы». 

 Как признаки нарастания ресурса, мы расценивали снижение напряженности, настороженности, сверхконтроля, снижение уровня тревожности у пациента. Уже на этом этапе работы происходит актуализация воспоминаний о травме и возможно отреагирование психотравмирующего опыта. 

Одним из важных этапов работы являлась работа с ложными убеждениями. Основное ложное убеждение спасателей - «настоящие мужчины не могут и не имеют право быть слабыми и жаловаться». Часто встречалось чувство вины за предполагаемую ошибку в своей работе, «не сделал всего возможного». В работе с ложными убеждениями использовались техники когнитивно-бихевиоральной психотерапии, техники НЛП (изменение убеждений).

 Для изменения привычного паттерна реагирования на новый, использовалась техника «создание реального будущего» из НЛП. Пациент представлял свой желаемый образ в будущем через полгода, два, пять лет, и подробно описывал его во всех субмодальностях. Это методика позволяла программировать пациента на позитивное отношение к себе и своей жизни. 

Групповая терапия - наиболее часто используемый вид терапии для лиц, переживших травматический опыт. Иногда она проводится в сочетании с разными видами индивидуальной терапии. Варианты проведения групп могут быть разные. Предлагаемую нами групповую работа со спасателями можно условно разделить на три этапа.

На 1 этапе необходимо, минуя сопротивление, обратить каждого участника группы на себя, на свои ощущения и чувства. Если вспомнить теорию Вильгельма Райха о мышечных блоках и мышечном панцире, о памяти нашего тела, куда мы, как в копилку, складываем все наши психологические стрессовые реакции, то можно говорить об эффективности и более легком доступе к энергетическим ресурсам нашего пациента через тело. Но не всегда пациент способен с первого сеанса допустить вас к телесной работе в силу личных убеждений и «табу». Поэтому был предложен определенный комплекс упражнений телесно-ориентированной психотерапии, которые спасатели выполняли самостоятельно - те же, что и в индивидуальной терапии: работа с «опорами», телесная гомеопатия и телесные трансы. 

На 2 этапе групповой работы необходимо создать у каждого участника группы внутреннюю область комфорта, покоя и абсолютной безопасности. Это внутренняя часть, обращаясь к которой, при необходимости человек может отдохнуть, набраться сил, уверенности, почувствовать себя комфортно и спокойно.

Главная цель этого этапа - усиление "Я", усиление адаптационных и защитных механизмов. Человеку даются психологические инструменты, с помощью которых он мог бы сам справляться со своими сложными ситуациями. Основная задача этого этапа - дать возможность человеку прикоснуться, приобрести опыт взаимодействия с сильной и неуничтожимой областью личности - со своим "Я". Именно здесь находятся неисчерпаемые силы для глубоких позитивных личностных изменений. Эти силы находятся в образах, символах, с которыми на этом этапе и ведется работа. Именно из глубин "Я", из высоких духовных переживаний черпаются эти силы. Чтобы помочь членам группы получить доступ к неисчерпаемым внутренним ресурсам, необходимо проложить путь к бессознательному. Использовался метод внутреннего диалога из психосинтеза ("Беседа с Мудрецом"). Эта методика обращает человека к скрытой в глубине бессознательного - истине. Мудрец - это символ "Я", позволяющий нам соприкоснуться с целебными силами. 

На 3 этапе групповой психотерапии участники группы формулируют ту индивидуальную цель, которой хотели бы достичь. Важными условиями формирования цели являются:

  1. формулировка цели должна строиться по принципу: "я хочу …", а не "я не хочу …", это важный момент в плане мотивации на позитивные изменения;
  2. цель должна быть конкретна и сформулирована достаточно детально; 
  3. должна быть проведена экологическая проверка - есть ли у человека необходимые возможности для достижения цели (личностные качества, умения, психологический настрой); какие возможности необходимы, как и где их можно получить, как человек поймет, что он достиг поставленной цели, как это можно проверить, как это увидят другие люди; что делает цель недостижимой, слишком трудной, возможно, необходимо разбить ее на несколько мелких частей; 
  4. что нужно делать уже сейчас, чтобы добиться своей цели.

Участники группы ищут достаточно подробный ответ на вопросы: "Как я хочу жить дальше, чего еще я хочу добиться в жизни? Что мне нужно для этого?" Как правило, спасатели ставят вполне конкретные цели: наладить отношения в семье, освоить новые профессиональные навыки, добиться продвижения в карьере.

На этом этапе использовались техники когнитивно-бихевиоральной психотерапии, нейро-лингвистического программирования (интеграция логических уровней), арттерапии («моя новая машина» и др.). 

После проведенной психотерапии повторное психодиагностическое обследование и клиническое интервью показало снижение основных показателей психо-эмоциональных нарушений во всех группах испытуемых, особенно во второй группе.

 

ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

 

Гордеева Е. Г. (Москва)

 

Посттравматические стрессовые расстройства многообразны по своим проявлениям, на отдаленном этапе (через 6 месяцев после травматических событий и позже) они чаще характеризуются астено-депрессивными, тревожно-депрессивными, астено-невротическими, астено-ипохондрическими расстройствами, которые с психологической точки зрения формируются за счет траты психической энергии на вытеснение, которое требует колоссальных усилий. Сужается поле осознавания, исчезает возможность выбора (т.е. человек не может изменить отношение к ситуации).

Мы считаем, что для любых психотравмирующих ситуации основной формой лечения является психотерапия, остальные методы являются лишь дополнительными и используются в комплексе.

В работе с ПТСР психотропные препараты не являются основным лечением, их целесообразно использовать лишь в качестве «фармакологического зонтика», для снятия остроты состояния с целью последующей психотерапевтической коррекции. 

Интегративная трансперсональная психотерапия (ИТП) - новое авторское направление групповой психотерапии, в основе которого лежит интеграция элементов дыхательных техник (холотропной терапии, ребёфинга, вайвэйшн), телесно-ориентированной терапии, арттерапии и психосинтеза, которые взаимодополняют и потенцируют друг друга, что позволяет вести работу на глубинном уровне, «обойти» механизмы психологической защиты и добиться отреагирования на телесном и эмоциональном уровне, не выводя в сознание психотравмирующую ситуацию.

Смысл ИТП при лечении ПТСР заключается в отреагировании травматической ситуации и освобождении связанной энергии. При отреагировании энергия, потраченная на формирование психологических защит, освобождается, за счет чего уходят симптомы астении и происходит трансформация негативного опыта в позитивный. Далее начинают формироваться новые поведенческие паттерны, происходит изменение отношения к ситуации.

Особенности проведения ИТП при ПТСР. Пациенты, страдающие ПТСР, с трудом включаются в группу. С ними должна проводиться длительная мотивационная подготовка, необходимо установление хорошего раппорта, создание зоны доверия. Желательно, чтобы пациент сознательно шел на работу и был готовым к возможному обострению состояния, что очень вероятно в процессе терапии. 

 Пациентов с ПТСР необходимо заставлять работать, т. к. у них возникает бессознательное сопротивление возврата к ситуации, а оно обязательно будет происходить в сеансах.

В зависимости от степени выраженности расстройства пациент первые сеансы, а то и более половины занятий, переживает травматическую ситуацию на всех планах - физическом, эмоциональном, ментальном, а иногда и ассоциированно (т.е. буквально).

Изменение отношения к ситуации может произойти только в том случае, если в сеансе состояние транса будет очень глубоким, с регрессией в ранний детский период развития. В процессе исследований было отмечено, что лишь в глубоком трансе (в состояниях близких к трансперсональным) возможен физиологический регресс структур головного мозга в состояние раннего детства, а возможно и в состояние внутриутробного развития, что подтверждается ЭЭГ (возникает тета-ритм), при этом меняется ментальная стратегия обработки информации. В перинатальном периоде у плода нет понятия добро и зло, плохо и хорошо, данный безоценочный способ обработки информации самый древний. И лишь при глубокой возрастной регрессии возможно отреагирование, т. е. освобождение связанной энергетики (Сандомирский М., Белогородкий Л., 1997).

У таких пациентов необходимо стимулировать дыхание, рекомендовать постоянное отслеживание телесных ощущений, что помогает избежать «думания», анализа. Сеансы начинаются с ресурсных трансов или директивной суггестии для снятия страха и мотивации на работу.

Если кризисная ситуация привела к суицидальным мыслям, они могут актуализироваться. Поэтому необходимо следить и максимально стабилизировать состояние клиента в конце каждого сеанса. Желательно использовать те техники, которые невольно запрашивает сам пациент, т. е. идти за ним. Если он хочет говорить, то дать выговориться, если ему удобнее работать с рисунком или телом, то предложить эту работу. В процессе терапии необходимо использовать метафоры, образы пациента, не следует навязывать свои приемы.

На ранних этапах работы лучше использовать невербальные техники, т.к. они не требуют проговаривания. Проговор нежелателен, поскольку пациент испытывает страх коснуться или вернуться в разговоре к травмирующей ситуации. Далее, наоборот, возникает желание говорить о ситуации, т.к. страх уже отреагирован. Желание выговориться является подтверждением того, что достигнут внутренний энергетический ресурс, что пациент не боится возврата к прошлому, оно указывает на то, что происходит изменение отношения к пережитому. 

Участие в групповой работе (обсуждении) снижает сопротивление пациента и помогает высказать то, что ранее он не решался сказать.

ИТП в данном случае можно назвать гомеопатическим лечением: подобное лечим подобным, стресс лечим стрессом, который протекает в более малой степени и на ином уровне. Если в травматической ситуации это сильный психический стресс, то в процессе терапевтического воздействия он раскладывается на составляющие: физиологическую, биохимическую, эмоциональную и т.д. и, очевидно, степень переживаний минимальна. 

За счет дозированных обострений, которые происходят в процессе психотерапевтических сеансов, укорачивается период лечения. Возможен резкий обрыв депрессии (субдепрессии) и изменение отношения к ситуации. 

Итог терапии - принятие ситуации, она перестает быть столь значимой и при этом меняется качество жизни за счет получения ресурса - освобождения связанной энергии, которая была использована на вытеснение ситуации. 

В заключение можно сказать, что интегративная трансперсональная психотерапия является наиболее эффективным, быстрым и щадящим методом при терапии посттравматического стрессового расстройства.

 

ДИАГНОСТИКА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У СПАСАТЕЛЕЙ

 

Гордеева Е. Г., Искандирова А. Б., Пахтусова Е. Е. (Москва)

 

Исследование проводилось на базе Российского центра подготовки спасателей г. Ногинска и в Пензенском спасательном отряде. Всего было обследовано 112 спасателей разных квалификационных классов (15 - международного класса, 40 человек первого класса и 57 - второго класса), с различным профессиональным стажем. 

Исследование имело цель определить глубину психо-эмоциональнных нарушений у спасателей с различным стажем профессиональной деятельности.

Пакет психодиагностических методик специально был подобран для диагностики состояния человека, постоянно сталкивающегося с травмирующими ситуациями. Наряду с психодиагностическими методиками мы использовали клиническое интервью, в котором учитывались диагностические критерии ПТСР по МКБ 10 и что давало возможность получить субъективную оценку своего состояния человеком.

Основной психодиагностической методикой обследования был выбран «опросник психопатологической симптоматики Дерогатиса» (ОПСД), который позволяет установить наличие или отсутствие следующей психопатологической симптоматики, описанной в методике:

  • тревожность - нервозность, напряжение, дрожь, приступы паники, чувство опасности, опасения и страха;
  • соматизация - нарушения, которые отражают дистресс, возникающие из ощущения телесной дисфункции, жалобы, фиксированные на кардиоваскулярной, гастроинтестинальной, респираторной и других системах;
  • обсессивно-компульсивные расстройства - мысли, импульсы и действия, которые переживаются индивидом как непрерывные, непреодолимые и чуждые «Я»;
  • межличностная сензитивность - чувство личностной неадекватности и неполноценности, особенно когда человек сравнивает себя с другими; самоосуждение, чувство беспокойства и заметный дискомфорт в процессе межличностного взаимодействия;
  • депрессия - отсутствие интереса к жизни, недостаток мотивации и потеря жизненной энергии, чувство безнадежности, мысли о суициде;
  • враждебность - мысли, чувства или действия, которые являются проявлениями негативного аффективного состояния злости; агрессия, раздражительность, гнев и негодование;
  • фобическая тревожность - стойкая реакция страха на определенных людей, места, объекты или ситуации, которая характеризуется как иррациональная и неадекватная по отношению к стимулу, ведущая к избегающему поведению;
  • паранойяльные симптомы - враждебность, подозрительность, напыщенность, страх потери независимости;
  • психотизм - избегающий, изолированный, шизоидный стиль жизни, патологическая замкнутость.

Опираясь на диагностические критерии ПТСР по МКБ 10 и данные клинического интервью, можно выделить наиболее ярко проявляющиеся симптомы и особенности травмированной личности - социальная дезадаптация, личностная тревожность, снижение интереса к раннее значимым видам деятельности, чувство отрешенности от окружающих, депрессивное состояние, наличие нервно-психических и соматических расстройств.

Для того чтобы результаты исследования были наиболее объективны, опираясь на особенности психологической диагностики спецконтингента, учитывая особенности и характерные проявления травмированной личности, вместе с ОПСД были использованы дополнительные методики. 

Методика - «шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина» (УРЛТ), которая является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние и личностная тревожность как устойчивая характеристика человека). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Методика «Миссисипский опросник (гражданский вариант)», который позволяет определить признаки ПТСР, если не удалось определить их по клиническим признакам. Из опросника можно получить данные по трем показателям: посттравматическое стрессовое расстройство, психическое расстройство или хорошая адаптация.

 Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда (СПА), которая позволяет получить данные по следующим интегральным показателям: адаптация, принятие себя, принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию.

Последней дополнительной методикой явилась «Шкала депрессии Зунге» (ШДЗ), адаптированная Т.И.Балашовой. Она позволяет дифференцированно диагностировать депрессивные состояния и состояния близкие к депрессии. Уровень депрессии диагностируется от состояния без депрессии до истинного депрессивного состояния, включая промежуточные состояния: мягкой депрессии ситуативного или невротического генеза, субдепрессивного состояния .

Очевидна корреляция шкал ОПСД со шкалами дополнительных методик исследования. Пакет подобран таким образом, что наличие того или иного симптома или состояния личности можно проследить по результатам всех методик, используемых при обследовании, что делает результаты исследования более объективными.

Шкала тревожности ОПСД коррелирует со шкалой оценки уровня личностной тревожности Спилберга-Ханина.

Шкала депрессии Зунге коррелирует со шкалой уровня депрессии опросника психопатологической симптоматики Дерогатиса.

Нарушение социальной адаптации ОПСД подтверждается результатами опросника СПА.

Шкала «наличие враждебности» ОПСД коррелирует со шкалой опросника СПА «принятие других».

Полученные результаты можно было условно разделить на три группы: 

Первая группа - 51% испытуемых (57 человек) - отсутствие либо малая степень выраженности психо-эмоциональных нарушений - хорошо адаптированные. Обследуемые этой группы в основном имеют профессиональный стаж работы спасателем не более 2-х лет.

Вторая группа - 41% испытуемых (46 человек), лица с наличием психо-эмоциональных нарушений - группа риска для возникновения ПТСР. Обследуемые этой группы имеют стаж работы спасателем от 2-х до 6-ти лет.

Третья группа - 8% испытуемых (9 человек), группа с признаками ПТСР. Люди, работающие в данной профессии более 6-ти лет.

В процессе исследования была выявлена прямая зависимость стажа работы спасателей и выраженности психопатологических симптомов (табл. 1).

Таблица № 1

Зависимость выраженности психо-эмоциональных нарушений

от длительности профессионального стажа спасателей

Стаж работы

Коррелирующие 

показатели психо-эмоциональных нарушений

Стаж

до 2-х лет

n - 57

Стаж

2 - 6 лет

n - 46

Стаж

более 6 лет

n - 9

Тревожность (высокие показатели тревожности по ОПСД и личностной тревожности по УРЛТ) 

7

(12,3 %)

18

(41,3 %)

8

(88,9 %)

Уровень депрессии 

(средние и высокие показатели по ОПСД и ШДЗ)

2

(3,5 %)

11

(19,3 %)

6

(66,7 %)

Наличие враждебности 

(высокие показатели по ОПСД и СПА)

1

(1,8 %)

3

(6,5 %)

3

(33,3 %)

Нарушение социальной адаптации (высокие показатели по СПА и Миссисипской шкале)

0

6

(13 %)

7

(77,8 %)

Соматизация (высокие показатели по ОПСД и клиническим жалобам)

0

3

(4%)

7

(77,8 %)

 

В процессе обследования выявилась еще одна тенденция - высокие показатели наличия психопатологической симптоматики (что подтвердилось дополнительными исследованиями) отмечались у спасателей, работающих в неблагоприятных природно-климатических условиях - Приэльбрусье (горноспасатели), Владикавказ (регион локальных конфликтов), Сахалин (район сейсмической активности и спасение людей со льдин), которые можно расценивать как регионы повышенной опасности для спасателей при выполнении их профессиональных обязанностей (табл. 2). 

 

Таблица № 2

Зависимость выраженности психо-эмоциональных нарушений у спасателей

от региона их деятельности

 

Регион деятельности

 

Коррелирующие 

показатели психо-эмоциональных нарушений

Относительно спокойные

регионы

n - 78

Регионы

повышенной

опасности

n - 34

Тревожность (высокие показатели тревожности по ОПСД и личностной тревожности по УРЛТ) 

9

(11,5 %)

25

(73,5 %)

Уровень депрессии 

(средние и высокие показатели по ОПСД и ШДЗ)

4

(5,1 %)

15

(44,1 %)

Наличие враждебности 

(высокие показатели по ОПСД и СПА)

1

(1,3 %)

6

(17,7 %)

Нарушение социальной адаптации (высокие показатели по СПА и Миссисипскому опроснику)

5

(6,4 %)

8

(23,5 %)

Соматизация 

(высокие показатели по ОПСД и клиническим жалобам)

2

(2,6 %)

8

(23,5 %)

        

Результаты психодиагностического обследования показывают наличие психо-эмоциональных нарушений и изменений у спасателей, работающих более 6 лет, нарушения имеют тенденцию к нарастанию (в сравнении с данными исследования спасателей с меньшим стажем работы). Опираясь на данные объективного исследования и данные клинического интервью, именно эти спасатели нуждаются в психотерапевтической коррекции и реабилитации в первую очередь, т.к. эти люди достаточно долго проработали в условиях чрезвычайных ситуаций. Спасатели, стаж работы которых от 2 до 6 лет, являются группой риска для возникновения ПТСР, и также нуждаются в психотерапевтической коррекции и Спасатели, стаж которых до 2 лет, нуждаются в реабилитации психопрофилактической работе.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ НА СТРЕСС С УЧЕТОМ ПРОСТРАНСТВЕННО-ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТОВ

 

Григорьева В. Н. (Нижний Новгород)

 

Элементарные двигательные реакции животных на действие тревожащего объекта неживой природы пространственно выражаются в удалении от него; в отдалении объекта от себя; в приближении к объекту и в приближении объекта к себе. Целенаправленные поведенческие реакции высших животных и человека на тревожащие сигналы от неодушевленных объектов имеют более сложный характер: они формируются с учетом собственного опыта, возможностей, актуальных потребностей, прогнозируемых ответных реакций, и корригируются после получения сигналов обратной связи. Поведенческие реакции на тревожащий одушевленный объект, который по сравнению с неживым является более изменчивым и менее прогнозируемым, еще сложнее. Однако в пространственном выражении эти реакции в какой-то степени повторяют рисунок элементарных двигательных ответов на неодушевленные предметы. В зависимости от пространственно-временной направленности и характера конечных результатов можно выделить четыре группы адаптивных когнитивно-поведенческих реакций человека на стрессогенные воздействия, исходящие от живого существа:

  1. подавление человеком своих отрицательных эмоций, поведенческое выражение собственной малопривлекательности и мирное разобщение с отступившим противником, завершающееся для человека получением удовольствия от взаимодействием уже с иным и более приятным объектом;
  2. поведенческое выражение агрессии и насильственное расставание с сопротивляющимся противником, завершающееся для человека комфортным взаимодействием с другим, более приятным объектом;
  3. поведенческое выражение человеком своей агрессии и насильственное сближение с сопротивляющимся противником, завершающееся видоизменением его и получением человеком удовольствия в одностороннем порядке;
  4. подавление человеком своей агрессии и самостимулирование им положительных эмоций, поведенческое выражение своего благорасположения и сближение со взаимно благорасположившимся противником, к обоюдному удовольствию сторон.

Каждый из перечисленных типов поведенческих реакций имеет множество вариантов. Хотя чисто мысленные способы защитного реагирования на тревожащий раздражитель значительно разнообразнее поведенческих, они могут быть разделены на основании того же принципа, предполагающего обозначение взаимных реакций человека и его «противника» (в качестве последнего может выступать образа конкретного тревожащего субъекта, явления или проблемы в целом).

Предложенное разделение приспособительных поведенческих и психических реакций на возбуждающий стрессогенный раздражитель отличается от других известных классификаций тем, что учитывает пространственную направленность взаимодействия (сближение-разобщение), развивающиеся во времени изменения со стороны самого человека и его противника, а также наиболее вероятный результат взаимодействия для человека. Несмотря на условность предложенной систематизации, она оказалась полезной в практической работе: ее использование облегчает помощь пациенту в осознании им характера своего привычного поведения и его последствий в сложных ситуациях межличностных взаимодействий. Предложенная типология может быть также использована в качестве некоей «системы координат», упрощающей выбор стратегии поведения в контексте конкретных условий. Такой выбор определяется в самых общих чертах ожидаемым итогом взаимодействия, и строится с учетом соотношений между потребностями, возможностями и нормами поведения самого человека, его противника и социального окружения. На практике каждый из описанных типов когнитивного и поведенческого реагирования имеет огромное множество разнообразных вариантов.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В КОГНИТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНЫХ СФЕРАХ У ЛИЦ С ТРАВМАТИЧЕСКИМ ОПЫТОМ

 

Денисова Е. А. (Яхрома)

 

Данная работа посвящена исследованиям изменений в познавательной и личностной сферах у лиц с травматическим опытом разной этиологии.

Цель данной работы состоит в выявлении изменений в когнитивной и личностных сферах у лиц, получивших психическую травму в ходе боевых действий. В исследовании принимали участие 48 человек (средний возраст 38,2), имеющих травматический опыт участия в локальных военных конфликтах и получивших или не получивших физиологические ранения.

Анализ проблемы позволил нам сформулировать следующую гипотезу. Сильная психическая травма оказывает на когнитивную и эмоциональную сферы человека негативное влияние, которое выражается в повышении боевого уровня тревожности, появлении депрессивных состояний, снижении функций внимания и кратковременной памяти. Это негативное влияние увеличивается при физических травмах и органических поражениях.

Для проверки выдвинутой гипотезы мы должны были решить следующие задачи:

  1. провести комплексное исследование когнитивной сферы, прежде всего внимания, у лиц, имеющих травматический опыт в анамнезе (без органической патологии); у лиц с посттравматическим стрессовым состоянием, осложнённым органической патологией вследствие ранения или контузии;
  2. провести комплексное психодиагностическое исследование личностных особенностей, тревожности (личностной и ситуативной), депрессивных тенденций;
  3. сравнить особенности характеристик личностной и когнитивной по группам и выявить закономерности для каждой из данных групп.

В качестве контрольной группы тестировались соматически здоровые военнослужащие не имеющие травматического опыта.

У всех испытуемых оценивался уровень интеллекта (тест Амхауэра), возможности кратковременной памяти (воспроизведение 12 цифр, 10 слов, рассказа), особенности внимания (корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте и Горбова), уровень депрессии (шкала Зунге-Балашовой) и уровень тревожности (тест Спилберга-Ханина).

Результаты показали, что у лиц, получивших травматический опыт, диагностируется повышенный уровень тревожности и депрессии. Эта тенденция была более выражена у лиц с физическими травмами. Здесь фиксировались значимые различия между группами испытуемых. На фоне изменений в личностной сфере были обнаружены заметные изменения свойств внимания и кратковременной памяти.

Системное взаимодействие между всей совокупностью измерений исследовалось с помощью факторного и кластерного анализа. Факторный анализ всех измерений показателей позволил выделить три основных фактора.

Первый фактор, объединяющий 44% общей дисперсии, объединил все показатели внимания и состояния эмоционально-личностной сферы. Чем выше была тревожность и депрессивные проявления, тем больше ошибок допускали испытуемые и требовалось больше времени для выполнения тестов на внимание и объём кратковременной памяти. Второй фактор (11%) связан, прежде всего, с памятью на слова, а третий (7,9%) объединил показатели интеллекта. Кластерный анализ подтвердил в целом существование такой структуры, позволив выявить и проинтерпретировать более тонкие взаимодействия.

Таким образом, из полученных в результате исследования данных можно сделать следующие выводы:

  1. в группе А отмечается повышение тревожности и наличие депрессивных тенденций, а также преобладание тревожно-невротического;
  2. на фоне изменений в эмоционально-личностной сфере наблюдается ряд негативных характеристик, имеющих отношение к свойствам внимания, кратковременной памяти и операциям счёта.

2.1. В группе А отмечаются наиболее выраженные изменения свойств внимания, связанных с ограничением входа информации (концентрации, устойчивости) сопровождаемое истощаемостью, гипостенической астенизацией личности, выражено снижение объёма кратковременной памяти и функции вычисления.

2.2. При повышении тревожности в группе Б отмечается повышение уровня врабатываемости и тревожности. При этом усиливается относительная роль объёма и переключаемость внимания, открывающих сенсорные ходы для поступления информации, что проявляется в снижении ошибок при увеличении объёма просмотра информации, при снижении временных затрат.

Таким образом, можно констатировать, что функции внимания имеют связь как с психическим, так и с соматическим здоровьем испытуемых. Анализ изменений свойств внимания является тонким диагностическим инструментом, позволяющим разводить разные случаи патологии. В заключении можно отметить, что изменения в когнитивной и эмоциональной сферах у лиц с травматическим опытом представляют как клинический, так и научный интерес. Установленная связь характерных изменений в когнитивной и эмоциональной сферах позволяет проводить более раннюю диагностику изменений и своевременную реабилитацию этих изменений.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОЛУЧИВШИХ ТЯЖЕЛЫЕ РАНЕНИЯ И УВЕЧЬЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ МЕТОДОМ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОДРАМЫ

 

Иванов А. Л., Жуматий Н. В.(Москва) 

 

1723 военнослужащих, получивших ранения и увечья в "горячих" точках прошли медико-психологическую реабилитацию в условиях 6 ЦВКГ за период с 1995 по 2002 год. Среднее время лечения и реабилитации их составило 60-90 дней, но еще больший период времени необходим раненым для того, чтобы адаптироваться к новому статусу инвалида, найти свое место в социуме. Задачами, решаемыми в рамках социально-психологической помощи раненым, являются: оценка психологического состояния пострадавших, определение качества и степени психо-эмоционального расстройства; оказание помощи в подготовке к хирургическим операциям и купировании болевых ощущений; определение оптимальных путей и методов психологического воздействия, направленных на восстановление оптимальной работоспособности; формирование оптимальной психологической реакции на последствия ранения; изучение динамики психологических проблем в процессе лечения; коррекция самосознания, самооценки и самочувствия; коррекция психологического статуса психокоррекционными методами. 

С этой целью в госпитале используется целый комплекс как индивидуальных, так и групповых психотерапевтических методов. Наиболее эффективными среди групповых оказалась психодраматическая техника, среди индивидуальных - психоаналитическое консультирование. Применение их наиболее оправдано тем, что формируемая для психокоррекционной ролевой игры группа однородна по имеющейся у ее участников проблематике. Наиболее типичными ситуациями, выделяющимися как психотравмирующие факторы, являются: прощание с родными и близкими перед отъездом в Чечню; гибель на глазах раненых их близких друзей в бою; невозможность из-за страха оказать помощь погибающим сослуживцам; пребывание в плену; предательство со стороны любимой девушки; тяжелое ранение или потеря конечностей, страх перед возвращением домой в статусе инвалида.

 Отбор участников психодрамы производится тщательно, для этого используется весь имеющийся в госпитале психодиагностический инструментарий. Используемые психодиагностические методики: ММPI, 16-факторного опросника Кеттела, теста Айзенка, теста Лири, опросника Леонгарда-Шмишека, теста Лоби (отношение к болезни), теста УСК (уровень субъективного контроля), теста «Потребность в достижении», опросника САН (самочувствие, активность, настроение), опросник Спилбергера (личностная и реактивная тревожность), цветовой тест Люшера, проективные тестовые методики (рисунки). 

 Комплексное применение тестовых методик позволяет с большей вероятностью определить актуальный психологический статус раненого, снять "кипящий слой" продолжающих травмировать его психику факторов. Группа для психодрамы определяется не более 15 человек, в ее состав входят военнослужащие разных возрастов - рядовые, прапорщики, офицеры. Методом психодрамы в госпитале излечено 258 участников боевых действий. После завершения нескольких психодраматических сессий оценивались объективные и субъективные изменения в психо-эмоциональном состоянии участников по изложенному выше перечню психодиагностических методик. Такое же обследование участники группы проходят и через год после ее проведения. Опыт показывает, что раненые, привлекаемые для работы в составе психодраматических групп, освобождаются от неэффективных (импульсивно-агрессивного, пассивно-примитивного, тревожного и демонстративного) стилей общения, заметно меняются в межличностном, деятельном, социально-психологическом контекстах общения. Осознание и эмоциональное отреагирование ранеными военнослужащими психотравмирующего опыта позволяет им быстрее и эффективнее проходить курс лечения и реабилитации в госпитале и адаптироваться к будущей жизни. Об этом свидетельствует ежегодное (с 1999 г.) поступление каждого четвертого раненого на первый курс Московского государственного открытого университета. 

Реализация этих методов в комплексе полностью обеспечила выполнение основных задач психологической коррекции: снижение психо-эмоционального напряжения, восстановление функционального состояния организма, морально-нравственной сферы, повышение характеристик личностного адаптационного потенциала, формирование стереотипа поведения для последующей профессиональной деятельности и личной жизни, развитие коммуникативных способностей, обучение основным методам психологической саморегуляции. 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ, ПОЛУЧИВШИХ ТЯЖЕЛЫЕ РАНЕНИЯ И УВЕЧЬЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Иванов А. Л., Жуматий Н. В., Смекалкина Л. В. (Москва)

 

Первый опыт проведения социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья при выполнении служебного долга, был получен коллективом 6 ЦВКГ в 1990-х годах, когда пациентами стали участники боевых действий в Афганистане. Этот опыт лег в основу концепции работы госпиталя как Всеармейского реабилитационного центра. К январю 1995 года более 2000 участников боевых действий в Афганистане прошли социально-психологическую реабилитацию в стенах госпиталя. С началом боевых действий с Чеченской республике в декабре 1994 года связан новый этап в совершенствовании стратегии и тактики лечебно-восстановительных и социльно-психологических мероприятий по возвращению в строй участников боевых действий. 

Психологический статус раненых после проведенных ампутаций по поводу полученных ранений характеризуется повышенной ситуационной тревожностью, настороженностью, сниженной способностью контролировать свои эмоции и необходимостью в групповой поддержке. Наблюдаемое явление можно охарактеризовать как ответную реакцию личности на экстремальную ситуацию ранения, что предполагает использование методов психологической коррекции с ранних этапов лечения. У комбатантов со сроками лечения 30-50 суток выраженность личностных изменений отражается в коммуникативной сфере и морально-нравственной нормативности, т. е. за время длительного лечения у многих раненых формируются негативные психологические стрессовые реакции, большей частью имевшие демонстративный и оппозиционно-вызывающий характер.

Основным содержанием работы с инвалидами стал комплекс мероприятий социально-психологической реабилитации, который представляется как неразрывное единство трех основных направлений: психофизиологических мероприятий, психокоррекционных мероприятий, мероприятий по социально-психологической реабилитации. Все поступающие в госпиталь раненые (с 1995 г. по июнь 2002 г. 1723 человека) прошли комплексное обследование психологического статуса как при поступлении, так и при выписке из госпиталя. Изменения в количественных показателях выполненных методик и позволили судить о качестве и эффективности проводимых в госпитале мероприятий по социально-психологической реабилитации раненых. 

 В основу психокоррекционных мероприятий с ранеными легли следующие техники: суггестивная терапия, рациональная психотерапия, гетеро- и ауторелаксационные техники, психологическое консультирование, психоанализ, трансактный анализ, психодрама и другие. При реализации перечисленных выше техник был использован основной принцип - учет индивидуально-психологических особенностей каждого раненого. Одной из самых эффективных техник психологической коррекции стал дебрифинг стресса критических инцидентов - организованное обсуждение стресса, пережитого военнослужащими совместно при решении общей боевой задачи.

Практика показала, что проведение мероприятий по социально-психологической реабилитации раненых не должно ограничиваться текущими задачами: восстановить его здоровье и психику, поставить на протезы. Система мероприятий только тогда может стать целостной и законченной, когда раненые уже на госпитальной койке получат уверенность в завтрашнем дне, которая может базироваться в возможности дальнейшего обучения и трудоустройства. В связи с этим возникла необходимость создания в госпитале системы обучения раненых основам компьютерной грамотности. За этот период сертификаты о получении основ компьютерной грамотности 350 раненых, которые теперь могут использовать полученные знания для продолжения обучения и возможного трудоустройства.

Ежегодно на первый курс Московского государственного открытого университета и другие вузы страны поступают около 100 раненых. Существенную роль в психологической и духовной реабилитации была отведена мероприятиям, проводимым совместно с Православной церковью. Практически еженедельно госпиталь посещают представители православных храмов - священники и делегации от общин, которые проводят как групповые мероприятия (молитвы, беседы, освящения, концерты - песнопения), так и индивидуальные (крещение, причащение, исповеди и т.п.) с ранеными. Все отделения госпиталя были оборудованы православными уголками с иконами и соответствующей литературой. Планируется постройка храма-часовни на территории госпиталя. 

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по социально-психологической реабилитации инвалидов, пострадавших в экстремальных условиях деятельности, оказывает существенное влияние на качество, эффективность и сроки проведения в целом лечебно-восстановительных мероприятий.

 

ТЕРРОР: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

Кантор А. М. (Москва)

 

Террор /терроризм/ имеет немало определений в качестве специфического вида насилия, преимущественно, политического порядка; также разветвленную систематику/по целям и средствам: криминальный, политический, индивидуальный, герилья, бунт и т.д., по формам насилия: угон транспортных средств, похищение людей, нападение на собственность, домашняя, уголовная и пр./. Общепризнан демонстративный. Исключительный /иррегулярный/, вызывающий и мало- предсказуемый характер террористического насилия по сравнению с военными - длительными и рутинными насильственными действиями. Кроме того, террор ориентирован, главным образом, на социально-психологические последствия -устрашения ,деморализацию противника» Показательно, что присутствие террора в различных: военных и социальных конфликтах издавна расценивалось как род патологической, болезненной, избыточной агрессивности, особенно присущей революционным эксцессам ("революционный невроз" по О.Кабанесу и А.Нассу).

Наиболее характерным представляется полярность и экстремальность в поведении и мышлении террористов, среди которых, практически, отсутствуют так называемые "уравновешенные", "средние" типы личностей. Сочетание в субкультуре террора левополушарных - "холодных" прагматиков и правополушарных "энтузиастов" дает основания предполагать разбалансированность мозговых систем террористов, их расщепленность и, вследствие этого, неспособность к реалистическому, объемному и амбивалентному образам и видению мира (А.Белкин). Подобные установки Супер-Эго предельно дуалистичны, деиндивидуализированы, социально-ориентированы. Мир резко поделен, даже расколот на "своих" и "чужих',' "правоверных" и "врагов", насыщен идеями отношения, пребывает в эсхатологическом измерении ближайшего конца света, катастрофы и нуждается в немедленном спасении. Идейно-образные конструкты, как правило, целостны, устойчивы, символистичны и не допускают проблематичности в истолковании. Картина мира терроризма стремится быть предельно убедительной, овеществленной (реифицированной): фантазии и бытийность в ней совмещаются, образуя феномен "сна наяву" (day-dreaming) отсюда - глубокая вера в «вещее слово», увлеченность в составлении утопических проектов».

Тестирование реальности замещается компульсивным прозелитизмом, порой доходящим до крайностей: "кто не с нами, тот против нас" продуцированием фантазий магического толка, пронизанных параноидальными мотивами "заговоров". "тайных смыслов", "посвященности", инверсионных трансформаций типа "оборотничества" и перевоплощений в духе жанра волшебной сказки; усиливая, тем самым, инфляцию Эго-идеалов, Последние также отличаются маниакально- . мессианскими переживаниями собственной значимости (миссии) в спасении мира: "Мировой пожар в крови. Господи, благослови!" (А.Блок).

Нередко террорист предстает в общественном мнении и культовой фигурой, призванной освободить людей от негативных эмоций, в роли "искупителя" ("Он взял на себя наши немощи, и понес наши болезни.. «наказание мира нашего было на нем, и ранами Его мы исцелились". Исайя, 53:4-5), а также в роли демиурга, сотворяющего мир заново ("кто был ничем, тот станет всем"), и судьи, распределяющего вину, в частности, возлагающего ее на "козлов отпущения".

Многие террористы уже с раннего детства являлись вместилищем подобных ожиданий и носителями соответствующих интроектов. Многие из них, едва ли не со дня рождения, были эмоционально отдалены от матери, иногда вследствие намеренной депривации со стороны отца (и мужской части семьи), следующего "мужской" по сути, гомоэротической модели воспитания. Не случайно в среде мусульманских экстремистов принято с презрением отзываться о западной цивилизации как об "изнеженной" и "женственной".

Таким об разом, изначально создается базисное недоверие к миру, формируется психотизация, развитие репарационных защит и принятие параноидных решений, вырабатываются черты психологической "окаменелости" и деперсонализации (R.D.Laing) наряду с потерей эмпатии-сострадания. Диссонанс между ощущением внутренней тревоги, страхов перед "мировым злом" и неоправданной (с точки зрения потенциальных террористов) пассивностью мира порождает чувства ресентимента и поиск средств его удовлетворения (разрядки) (L.Demause). Таковым может казаться собственно террористический акт, в котором его агент, реально посягающий на координаты космоса - пространство и время (человеческой жизни), способен ощутить себя частью космической силы ("рукой Бога").

Основный компоненты теракта: громкий звук (взрыв, выстрел, крик), падение (прыжок) и, нередко, огонь инициируют резкое сужение сознания (Л.Китаев-Смык), актуализируют глубинную травму рождения - смерти, образы "конца света", острое ощущение одиночества и желания "возвращения в чрево", в наибольшей степени переживаемые жертвами теракта. Недаром оставшиеся в живых заложники столь часто и надолго привязывались к террористам.

 

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

 

Козловский И. И. (Москва)

 

Важность медико-психологических аспектов в обеспечении профессиональной деятельности специалиста при работе в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС) находит все большее понимание. Несмотря на то, что к настоящему времени накоплен довольно большой научный материал, проблема обеспечения психического здоровья человека в экстремальных условиях остается нерешенной. Причиной этому являются трудности проведения обследования в обстановке ЧС, эпизодичность и разрозненность таких работ, различия в критериях оценки. Различными авторами распространенность случаев психических расстройств, требующих медико-психологической помощи, оценивается от 10 до 70 %. При этом зависимости между напряженностью описываемой ситуации и числом случаев психической дезадаптации не прослеживается. Многие авторы признают, что ориентировочно распространенность психических расстройств в ЧС составляет 25%.

В целях изучения распространенности случаев дезадаптивных расстройств нами было проведено обследование профессионального контингента, выполняющего задачи в обстановке ЧС в районах Северного Кавказа.

Первый этап работы включал обследование личного состава сил МВД, командированного в район Осетино-Ингушского конфликта 1993г. и при начале операции на Чеченской территории в 1995г. (срок пребывания 40 суток). Для оценки состояния психической адаптации, мы применяли сравнительный подход, ориентируясь на среднегрупповую «норму» в данных условиях, исходя из того, что весь обследованный контингент находится под воздействием стрессогенных факторов и его психическое состояние неизбежно отличается от общепризнанной нормы для комфортных условий. Динамика состояния обследованных обозначалась терминами «продуктивно» и «непродуктивно» протекающая адаптация. В зависимости от их состояния, обследованных относили к группам «норма», «риск-1» и «риск-2». К группе «норма» относили лиц, не нуждающихся на момент обследования в медико-психологической помощи, к группе «риск-1» - лиц с нарастающими признаками непродуктивно протекающей адаптации, но способных перейти в категорию «норма» после непродолжительного отдыха, к группе «риск-2» - нуждающихся в проведении лечебных мероприятий и не способных к улучшению своего состояния в обстановке ЧС. Суммарная численность групп «риск-1» и «риск-2» при обследовании в различных по напряженности обстановки точках дислокации практически не различалась и составляла от 20 до 23 % от всего числа обследованных. Объяснением этому служит способность человека адаптироваться в различных по тяжести условиях, однако к более тяжелым условиям адаптация обеспечивается большей физиологической ценой, что неизбежно проявится ростом случаев дезадаптивных расстройств при увеличении продолжительности пребывания специалиста в обстановке ЧС. 

На втором этапе было проведено обследование персонала полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита» в ст. Слепцовская (Ингушетия). Срок командирования, как и в первом случае, составлял около 40 суток. Обследование проводилось анонимно с использованием прямых бланковых методов (тест СМОЛ, опросники Аппелса и Ридера, 2 авторских опросника) и проективного теста (8-ми цветовой тест Люшера). Выбор методов был ограничен требованиями обстановки, в которой проводилась работа. Для оценки актуального состояния обследованных применялся ряд интегральных показателей. Лица, имеющие отклонения от общегрупповых показателей, составили около 25%, все они были врачи. В данном исследовании для оценки использовался формальный метод, однако была получена та же величина показателя риска психической дезадаптации.

Проведенные обследования показали, что распространенность лиц с признаками риска психической дезадаптации среди специалистов, выполняющих профессиональные задачи в обстановке ЧС, ориентировочно составляет 25%. Исходя из этого устойчивого показателя, можно планировать объем работы медицинского психолога или психиатра, а также предположить число лиц, которые могут нуждаться в освобождении от выполнения служебных задач для уточнения их состояния и проведения срочных реабилитационных мероприятий. Полученные данные обосновывают необходимость разработки и внедрения в практику как методов диагностики состояния психической адаптации специалистов, так и методов его коррекции, адекватных для широкого практического применения в обстановке ЧС.

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К БОЕВОМУ СТРЕССУ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С ЦИКЛОИДНЫМ ПСИХОТИПОМ

 

Куксова Н. А., Боев О. И., Никитина Т. Е.(Ставрополь)

 

В экстремальных ситуациях проявляется весь спектр конституционально-психотипологического реагирования характерного для конкретного психотипа. Условия военных действий могут являться катализатором, ускоряющим реализацию конституционально-психотипологической предрасположенности к возникновению состояний психической дезадаптации, декомпенсации и развитию психопатологической симптоматики. Вероятнее всего, взаимосочетания особенностей темперамента и личностного психотипа будут определять толерантность к боевому стрессу и устойчивость конституционально-психотипологических механизмов компенсации-декомпенсации. 

Цель исследования. определение оптимальной толерантности к экстремальным боевым условиям у представителей циклоидного личностного психотипа в зависимости от соотношения с чертами типов темперамента.

Материалы и методики исследования. Проведено клинико-психологическое обследование 155 военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в Чечне и получивших огнестрельные и осколочные ранения, с использованием методики Айзенка, патохарактерологического диагностического опросника, клинического опросника оценки невротического состояния, шкалы Тейлор, методики определения уровня невротизации и психопатизации. Представители циклоидного психотипа составили 59% из общего числа обследованных, при этом, все они относились к диапазону психологической нормы-акцентуации. 

Все циклоиды были разделены на экстравертов - 64,8%, интравертов - 23,2% и амбовертов - 12%. При этом обследуемых с сангвиническими особенностями темперамента было выявлено 52,5%, с холерическими - 19,7 %, с меланхолическими - 15,2% и с флегматическими - 12,6% обследованных.

Результаты исследования. Для представителей циклоидного психотипа характерны такие взаимосочетания личностно-характерологических особенностей как: принципиальность и жизнерадостность, честность и требовательность, строгость и чуткость, решительность и настойчивость, общительность и сдержанность на фоне гипертимного оттенка настроения с продуктивной деятельностью. Данные характеристики вполне соответствуют представлениям об экстравертах, отличающихся импульсивностью, гибкостью и непостоянством поведения, выраженностью эмоциональных переживаний, легко возникающей защитной агрессивностью, страстностью, коммуникативностью и неплохой социальной адаптированностью. Если окружающая ситуация изменяется, экстраверты подстраивают свои взгляды и стереотипы поведения под новые образцы, быстро приспосабливаются к окружающей среде, в частности к экстремальным условиям боевой обстановки.

В боевых условиях, именно представители циклоидного психотипа с экстравертированностью, продемонстрировали большие психологические компенсаторные и адаптационные возможности. В силу своей природной коммуникабельности, они легко вливались в новый военный коллектив, быстро устанавливали дружеские отношения с сослуживцами, что, однако не всегда позволяло им лидировать из-за характерной эмоциональной лабильности.

Подгруппа циклоидов-экстравертов преимущественно состоит из представителей сангвинического и холерического типов темперамента. Сангвиники составили значительное большинство, так как именно этому типу присущи личностно-психотипологические особенности, в большей степени характерные для циклоидов-экстравертов конституционально-континуального диапазона психологической нормы - акцентуации. Военнослужащие циклоидного психотипа с сангвиническим типом темперамента отличались спокойствием и выдержкой, уравновешенностью и быстротой адекватного реагирования. Они легко становились неформальными лидерами, отличаясь высокой психотипологической устойчивостью к условиям боевого стресса. 

Циклоиды-экстраверты с холеричным типом темперамента отличались умеренной психотипологической устойчивостью к боевому стрессу и ранениям, однако, их поведение характеризовалось определенной хаотичностью и импульсивностью. Холерикам, в свою очередь, в экстремальных боевых ситуациях не доставало необходимой уравновешенности, самообладания и сдержанности, которые присущи сангвиническому темпераменту.

У представителей циклоидного психотипа с интравертированностью и флегматичным типом темперамента в ответ на боевой стресс возникали: астенизация, упадок сил, пассивность, снижение фона настроения типа дистимии. При развитии признаков психической декомпенсации, что соответствовало слабой толерантности к условиям боевого стресса, военнослужащие были склонны к алкоголизации. Циклоиды-интраверты с флегматичным и меланхоличным типом темперамента отличались кратковременными периодами дезадаптации с последующим развитием психопатологических расстройств. В условиях длительного боевого стрессирования наблюдались признаки негативного дрейфа в конституционально-континуальном пространстве в сторону диапазона пограничной аномальной личности.

Таким образом, можно предположить, что наибольшей толерантностью к факторам боевого стресса, сочетающегося с ранением, из всех представителей циклоидного психотипа обладают циклоиды-экстраверты с сангвиническим типом темперамента; умеренная толерантность к боевому стрессу отмечалась у циклоиды-экстраверты с холерическим типом темперамента. Среди представителей циклоидного личностного психотипа с характеристиками интравертов тип темперамента преимущественно соответствовал флегматическому и меланхолическому, что способствовало невысокому уровню толерантности и достаточно быстрой трансформации психических и психологических переживаний в психопатологические с формированием астено-субдепрессивных и депрессивных расстройств.

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ ОЖОГОВОЙ БОЛЕЗНИ

 

Полянина Д. А., Епифанова Н. М., Смирнов С. В. (Москва)

 

 По сведениям ряда авторов (Гурин И.В., Качалов П.В., Положий Б.С.) ожоговая травма является одной из самых стрессогенных по степени опасности для жизни, сложности и болезненности лечения. Психические нарушения у больных с ожогами являются проявлениями посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и расстройства адаптации (F-43.1 и F-43.2 по МКБ-10) и оказывают влияние на течение ожоговой болезни. В связи с этим психотерапия (ПТ) является звеном в лечебном процессе, которое, нормализуя психо-эмоциональное состояние больных, потенцирует эффект хирургического и терапевтического лечения.

 Сотрудниками отделения психопрофилактики кризисных состояний на базе отделения лечения острых термических поражений НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифосовского ПТ проводилась 55 больным в целях профилактики развития ПТСР. Среди них было 34 мужчины (61,8%) и 21 женщина (38,2%). Возраст варьировал от 15 до 76 лет. Тяжесть ожогов была I - III степени у 37 и III - IV степени у 18 пострадавших. Среди аффективных нарушений в начале психотерапии у 38 (69,1%) больных преобладали депрессивные, у 17 (30,9%) - тревожные расстройства. С целью диагностики и наблюдения динамики названных расстройств применялись интегративный тест тревожности (ИТТ) и опросник для психологической диагностики депрессивных состояний (ОДС). Сроки начала ПТ варьировали от 5 до 40 суток с момента поступления и в среднем составляли 16 сутки. Количество ПТ сессий колебалось от 3 до 22, в среднем было равно 7. 

 ПТ включала различные направления. В их числе недирективная суггестивная ПТ, ресурсные трансы, символодрама, психоанализ, гештальттерапия, телесно-ориентированная ПТ, НЛП, метод Ф. Шапиро десенсибилизации и переработки движениями глаз. Выбор ПТ методик зависел от психо-эмоционального состояния и ПТ запроса каждого пациента.

 Боль - симптом, сопровождающий ожоговых больных с момента получения травмы до периода реконвалесценции. Поэтому мы использовали у пациентов с болевым синдромом методику ресурсного транса. Схожее действие оказывала недирективная суггестивная ПТ. Установку на тепло мы заменяли внушением прохлады в обожжённых участках тела, что являлось образной нейтрализацией фактора повреждения. Часто больные спонтанно выходили на образы ветерка, прохладной воды, заснеженного поля, что указывало на потребность ожоговых больных в таком ресурсе. Вышеперечисленные методики применялись у всех больных с первых дней после травмы. Улучшения наблюдались у 48 из них (87,2%). Помимо уменьшения боли снижалась выраженность депрессии и тревоги. Первые несколько сессий желательно проводить ежедневно, потом - через день. Продолжительность их была сокращена до 15-20 минут ввиду тяжёлого соматического состояния. 

 В последующем мы обучали больных приёмам аутотренинга для лучшей конфронтации боли во время перевязок и операции некрэктомии, так как она сопряжена с сильной болью.

 Обстоятельства ожоговой травмы являются сильным эмоциональным стрессом. Происшедшее многократно переживается больными наяву и в сновидениях, что является признаков развития ПТСР. При таких состояниях мы применяли метод Ф. Шапиро десенсибилизации и переработки движениями глаз. Метод применялся у 39 пациентов, и у 30 (77%) клинически проявлялась положительная динамика, подтверждённая тестированием.

 Дезактуализация травмы выводит на первый план проблемы, являющиеся её следствием, особенно если имеет место ситуация утраты. С целью отреагирования пациентами переживаний утраты применялись техники гештальттерапии. Они проводились 20 пациентам и были эффективны у 15 (75%): уменьшалась выраженность депрессивных расстройств.

 Телесно-ориентированную ПТ мы рекомендуем в послеоперационном периоде после аутодерматопластики. В этот период больные испытывают изменения восприятия своего тела в связи с пересадкой кожи и длительным постельным режимом. Методика телесно-ориентированной ПТ возвращала 41(74,5%) пациенту чувство власти над телом, снижая выраженность депрессивных и тревожных расстройств. 

 Образ огня является двойственным символом, несущим и гибель, и освобождение. Если больные спонтанно начинают говорить об огне, унёсшем часть их жизни или их самих, необходимо начать глубокую аналитическую проработку застарелых проблем, которые, возможно, привели к ожогу как к болезненному выходу из ситуации. Здесь применялись психоанализ и символодрама.

 При завершении ПТ часто использовался ресурсный транс «Простройка будущего». Эта методика важна пациентам, в жизни которых произошли серьёзные перемены вследствие ожоговой травмы, а также больным с высокими показателями «тревожной оценки перспективы» (ИТТ). Трансовая простройка будущего помогает больным переориентироваться на свои незыблемые внутренние ценности. 

 Таким образом, в ПТ ожоговых больных учитываются синдромальная оценка, тяжесть психотравмы и стадия ожоговой болезни. Из всех применяемых методик наиболее эффективны ресурсные трансы, недирективная суггестивная ПТ, метод Ф. Шапиро и телесно-ориентированная ПТ.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК НЛП ПРИ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ С СИНДРОМОМ «МАГИИ СМЕРТИ» И «ПЕРЕШАГНУВШИМИ ПОРОГ» ГОТОВНОСТИ К СУИЦИДУ

 

Сергеев Ю. В. ( Москва)

 

В НЛП существует достаточное количество техник, которые позволяют работать со случаями, когда человек имеет суицидальные мысли или, когда человек «перешагнул порог» (термин НЛП по М. Аткинсон) готовности, что означает принял решение о суициде и начал готовить план реализации данного решения.

Результаты анализа техник НЛП, используемых в качестве диагностических или коррекционных, позволяют разделить таких людей на две группы.

 Для 1-ой группы, более многочисленной, как правило, характерны следующие признаки:

  • Расположение на линии времени: лицом к прошлому, если попытаться развернуть человека лицом к будущему, то картина представляется ужасной.
  • Наличие мыслительного вируса или вирусов, как правило, охватывающих несколько логических уровней.
  • Характерное метамодельное состояние: движение «от».

Для работы с подобными людьми в НЛП есть достаточное количество техник, которые способны дать положительный эффект.

Для 2-ой группы, как правило, характерны следующие признаки:

  • Расположение на линии времени: лицом к будущему. Настоящее представляется в серых, мрачных, «асфальтовых» тонах, которое резко переходит в будущее, полное счастья и радости. Один из пациентов, находящихся в подобном состоянии, описывал свою метафору линии времени примерно так: «Настоящее в будущее переходит следующим образом: серый, мрачный асфальт (настоящее) заканчивается, и начинается белый участок, но это уже не асфальт, а что-то очень приятное… Будущее - это светлая (белая, серебристо-голубоватая) дорога, которая идет вверх и там, вдали, виднеются необычайно красивые сады, горные пейзажи т.п., наполненные светом, счастьем и радостью (обозначим условно будущее, представленное на линии времени, «зоной 'У'»). Причем, ощущая себя в настоящем, человек находится на сером участке дороги так, что для перехода в зону 'У' достаточно сделать только один небольшой шаг, что и означает совершить суицид. 
  • Мыслительные вирусы есть, но работа с ними малоэффективна т.к. она приводит к возврату в состояние, соответствующее 1-ой группе, а дальнейшая работа переводит пациента во вторую группу. В результате происходит замкнутый круг. 
  • Для людей второй группы также характерно следующее: при мыслях о смерти они периодически впадают в некоторое легкое трансовое состояние, которое переносит их в зону 'У'. Если во время такого состояния человек видит мимо проходящий поезд, или смотрит с большой высоты вниз (например, находясь на балконе многоэтажного дома), то это приводит к самопроизвольной установке достаточно устойчивого якоря, легко переносящего человека в это полутрансовое состояние. Интересен тот факт, что до момента установки якоря, люди часто испытывали страх высоты, нахождения близко от края платформы при приближающимся поезде и т.п. Такой якорь автор предлагает называть якорем «Магии смерти». В этом случае реакция на раздражитель меняет свой знак, т.е. страх (высоты, вида крови и т.п.) заменяется на приятное полутрансовое состояние.
  • Характерное метамодельное состояние: движение «к».

Как показали результаты анализа, все люди из второй группы переживали 1-ый этап, и «особенности» второй группы, можно рассматривать как вторую стадию процесса, появившуюся в результате механизма психологической защиты по типу вытеснения в данном случае, нежелательного, травмирующего будущего (т.е. от настоящего времени до момента смерти). Условно назову состояние, характерное для людей из второй группы, синдромом «Магии смерти», а черту, отделяющую настоящее от будущего, т.е. жизнь от смерти, «Чертой смерти».

Вполне возможно, что именно благодаря людям из второй группы и появилась поэтизация смерти, имевшая место в языческих культурах и представленная в творчестве поэтов и писателей в т.ч. и «Серебряного века». Видимо, руководители некоторых религиозных сект используют методики, переводящие людей при мыслях о смерти в приятное трансовое состояние и сам акт суицида становится легким и приятным.

Данная техника разработана как дополнительная и апробирована на 5 клиентах, относящихся ко второй группе. Обратившихся за помощью отмечали достаточно хороший результат. Из обратившихся за помощью было двое ВИЧ инфицированных, положительный результат подтвержден врачом инфекционистом, направившим людей на консультацию к психологу. Использование данной техники предполагает 2-3 сеанса (встречи). 

Предлагаемый вариант разработан в рамках техник НЛП с использованием ряда приемов эриксоновского гипноза. Суть техники заключается в следующем. Пациенту предлагается построить линию жизни. Особенность построенной линии жизни описана выше. (Индукция на то, какой должна быть линия жизни НЕ дается). Во время работы пациент должен находится в метапозиции. Пациенту предлагается переступить черту смерти (предварительно ставится якорь «№ 1» на все то, что удерживает человека в жизни: любимые люди, дом и т.п.), далее сделать столько шагов, сколько он захочет вперед, затем развернуться на 180 градусов и начать двигаться в обратном направлении. Все пациенты с синдромом «Магии смерти» отмечали, что на месте линии смерти «вырастала стена», обобщенная метафора которой может быть описана следующим образом: «Стеклянная стена, окутанная серым (как правило, достаточно светлым) дымом, пройти через которую или увидеть, что за ней, т.е. в оставленной жизни, нельзя». Обычно, в этот момент человек начинает испытывать чувство тревоги и вины перед ближними. Это чувство можно усилить (вызвать), воздействуя на якорь № 1. Это состояние «перед стеклянной стеной» прорабатывается по субмодальностям с фиксацией образа стеклянной стены и ставится якорь № 2. Далее человеку предлагается выйти из метапозиции и занять ассоциированно исходное положение на линии жизни, т.е. стоя перед чертой смерти лицом к будущему. Через якорь № 2 воспроизводится соответствующее состояние, после чего используется метод «обратного движения плоского эскалатора» до тех пор, пока стекло и туман не станут почти незаметными (дальность «отъезда» определяется комфортность состояния человека). В завершении производится работа по «укреплению» линии жизни в т.ч. и из метапозиции.

В качестве дополнительного приема может использоваться следующий. Для людей из второй группы для совершения суицида требуется достаточно мало усилий (или они так считают), поэтому наводится индукция типа: «Вы можете это сделать? - Могу. - Тогда зачем спешить? Это от Вас никуда не уйдет!».

Обязательным условием использования данного метода является соблюдение всех обычных условий техники безопасности и одного дополнительного: Пациент дает обещание ОБЯЗАТЕЛЬНО вернуться в ситуацию «здесь и сейчас» или, когда он сам этого захочет, или по команде терапевта (на возврат в ситуацию «здесь и сейчас» ставится «якорь»).

В течение всего сеанса с пациентом ОБЯЗАТЕЛЬНО поддерживается обратная связь.